Кафедра философии и методологии науки



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра философии и методологии науки



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Кафедра философии и методологии науки

В.Я. Гишко,

Н.В. Коломиец,

О.В. Катаева

 

 

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методический комплекс

 

Ростов-на-Дону


СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Кафедра философии и методологии науки

 

 

Ответственный редактор д.ф.н., проф. Коломиец Н.В.

 

 

Гишко В.Я., Коломиец Н.В., Катаева О.В.

Философия: Учебно-метод. комплекс. - Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2011. 96 с.

 

 

Рекомендуется для подготовки бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Экономика».

 

 

Печатается по решению кафедры.

Протокол № 8 от 6 июня 2011 г.

 

 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ

 

Философия – предмет, без изучения которого немыслимо высшее профессиональное образование. Философия во многом отличается от других областей знания: это единственная дисциплина, которая выявляет, систематизирует и критически осмысливает мировоззренческие компоненты, включенные в разные области науки и культуры в целом.

В наше время все более возрастает роль философии как общей методологии научного познания, в том числе познания современного общества. Философия позволяет выявить ведущие закономерности общественного прогресса и решать на их основе вопросы о справедливом устройстве человеческого сообщества, о глобальных альтернативах, темпах и направлениях развития динамично развивающегося мира.

Целью учебной дисциплины «Философия» является формирование у студентов представлений о научной, философской, религиозной картинах мироздания, сущности, назначении, смысле жизни человека, многообразии форм человеческого знания, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, о роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности. В итоге, освоив курс, студенты будут иметь возможность формулировать и обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию.

Задачи курса:

- изучение основных философские понятий и категорий;

- формирование навыка логического оперирования гуманитарными понятиями и категориями;

- рассмотрение предмета философии, специфики философского знания по сравнению с другими формами познавательной деятельности, основных проблем философского знания;

- ознакомление с историко-философской традицией как истории человеческой мысли;

- выработка общетеоретических и логических способностей;

- формирование духовных и ценностных ориентиров, системы ценностей.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия».

Знать: - закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;

- основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления.

 

Уметь:- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.

 

Владеть: - навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества;

- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.

 

Компетенции, формированию которых способствует изучение курса философии:

Общекультурные компетенции:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- способность находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11).

 

Место курса «Философия» в учебном процессе.

Курс философии является одним из курсов гуманитарного блока дисциплин, поэтому способствует выработке гуманитарной культуры и получению знаний в сфере духовной деятельности людей. Философия способствует формированию целостной, всесторонне развитой личности путем решения следующих задач:

- приобщение к истории человеческой мысли;

- формирование критического мышления, развитие умения выражать свои мысли, выступать публично, аргументировать и доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к другим точкам зрения;

- выработка способности анализировать и интерпретировать информацию, работать с различными источниками, классифицировать, обрабатывать философскую и любую гуманитарную информацию;

- знакомство и приобщение к общечеловеческим ценностям, выработка навыков культуры социальных отношений, способности к социальной адаптации.

Курс «Философия» связан с такими дисциплинами как «История», «Социология», «Эстетическая культура экономиста.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:  
Лекции
Практические занятия -
Семинары (С)
Лабораторные работы (ЛР) -
Самостоятельная работа (всего)
В том числе:  
Курсовой проект (работа) -
Расчетно-графические работы -
Реферат
И (или) другие виды самостоятельной работы
Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен) Экзамен

 


Разделы дисциплин и виды занятий

Наименование раздела дисциплины Лекции Семинары СРС
Философия, ее предмет и место в жизни человека и общества
Философия Древнего мира -
Античная философия
Средневековая философия и философия эпохи Возрождения
Философия Нового времени (ХVII–ХVIII вв.)
Классический этап философии Нового времени
Современная западная философия
Русская философия
Учение о бытии (онтология)
Учение о развитии
Проблема сознания
Философское учение о познании (гносеология)
Научное познание
Природа человека и смысл его существования
Учение об обществе (социальная философия)
Человек в мире культуры
Будущее человечества (философский аспект)
Итого

 


ПРОГРАММА КУРСА

Тема 3. Античная философия

Периодизация античной философии: период становления философии (VI-V вв. до н.э.); период античного просвещения (V в. до н.э.); классический период (IV в. до н.э.); эллинистически-римский период античной философии (III в. до н.э. – V в. н.э.).

Период становления философии – натурфилософия: ионийская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит); италийская школа (пифагореизм; Парменид); Эмпедокл; атомизм; афинская философия (Анаксагор). Постановка и решение проблемы первоосновы мира.

Период античного просвещения, классический период. Изменение представлений о сути философии (софисты). Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага. Классический период философии античности. Открытие идеальной реальности, соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом (Платон). Энциклопедическая философская система Аристотеля. Софисты: недоверие к знанию, сенсуализм, релятивизм, практицизм, конвенционализм. Сократ: добродетель как абсолютное благо, добродетель связана с пользой и счастьем, добродетель есть знание, майевтика. Платон: учение об идеях, познание как припоминание, философия как наука об истинном бытии, теория государства. Аристотель: логика, метафизика, форма и материя, первопричина, этика.

Эллинистически-римский период античной философии: скептицизм; стоицизм; эпикуреизм; кинизм; неоплатонизм.

Влияние кинизма, стоицизма, неоплатонизма на христианскую философию. Кинизм: идея аскетизма, презрение к миру, мирским наслаждениям, богатству и славе. Стоицизм: учение о Логосе, который в христианстве отождествляется с Христом, учение о судьбе и божественном предопределении, космополитизм. Эпикуреизм: счастье как наивысшее благо, гедонизм, культ жизни. Скептицизм: сомнения по поводу познания действительности, воздержание от суждений. Неоплатонизм: религиозные основания философии, учение о Едином, тождественном Благу, которое в христианстве отождествляется с Богом, учение о мире как Божественной эманации, учение о стадиях эманации.

 

Тема 8. Русская философия

Особенности русской философии: ярко выраженный национальный характер; религиозная направленность; проблема отношения к Востоку и к Западу; своеобразие русских философских систем по сравнению с западными; социально-политическая окрашенность философии; связь рационализма и эмоционально-чувственных сторон освоения и объяснения действительности; нравственная направленность философских построений; феномен целостности, системности, всеобщности.

Проблема возникновения русской философии. Философские направления, оказавшие существенное влияние на русскую философию. Противоречие славянофильства и западничества, идеологически определивших содержание социально-политического консерватизма и радикализма. Важнейшая идея славянофильства – самобытность русского духовно-исторического и культурного процесса (А.С. Хомяков, Ф.Д. Самарин, И.В. Кириевский, И.С. Аксаков, К.С. Аксаков, К.Н. Леонтьев и др.). «Почвенничество» (А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов): самобытность России, дальнейшее развитие которой возможно на основе осмысления народной жизни, национального духа.

Западничество: России необходимо следовать западному пути развития (П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Н.И. Огарев, П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев и др.). Разновидности западничества: либеральное и радикальное направления. Народничество в русской философии как совокупность теорий самобытности русского пути общественного развития. Проблема несовместимости внутренней свободы и внешней необходимости.

Русская религиозная философия. Ее специфические взаимоотношения с русской православной церковью. Представители русской религиозной философии: В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Н.А. Бердяев, Н.А. Ильин.

Философия В.С. Соловьева. Его философско-этическая концепция, предполагающая синтез рациональных и мистических способов познания. Софийность, Всеединство, Богочеловечество.

Русская идея как универсалистская концепция преображения русской жизни, совершенствования и углубления православно-христианской сущности нации (разумное самоограничение, развитие социальной свободы, построенной на началах истины, добра, справедливости и красоты, служение общечеловеческим ценностям). Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский.

Русский космизм: Н.Я. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский. Космос как единый универсум, объединяющий в себе природу, человека и общество. Понятие ноосферы.

Философия марксизма в русской философии: ортодоксальный марксизм (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.И. Аксельрод); философия большевизма (В.И. Ленин). Марксистско-ленинская философия. Три этапа в ее развитии: 1) 20-е гг. ХХ в.: дискуссии между механицистами и диалектиками; 2) 1929-1953 гг.: догматизация и идеологизация философии марксизма; 3) 1953-1991 гг.: развитие философской мысли в рамках диалектико-материалистической традиции.

 

Тема 10. Учение о развитии

Диалектика как учение о развитии и универсальный метод. Структура диалектики (категории, законы и принципы), ее регулятивный характер и основные функции. Диалектика и метафизика.

Развитие, движение, изменение, эволюция, коэволюция, прогресс, регресс.

Закон единства и борьбы противоположностей как источник развития. Универсальность закона, его неразрывная связь с развитием и самодвижением. Противоположности и противоречия. Взаимодействие противоположностей. Разрешение противоречий как источник развития. Типы противоречий.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Качество, количество, мера. Способы преобразования качества. Воздействие нового качества на количество. Количество и свойство. Скачок и его виды.

Закон отрицания отрицания. Процесс как результат двойного отрицания-снятия. Отрицание отрицания в природе. Деструктивное и конструктивное отрицание. Самоотрицание как момент развития.

Принципы диалектики: объективность, всесторонность, конкретность, историзм, противоречивость, единство качественной и количественной определенностей, детерминизм, причинность, преемственность.

Причина и следствие. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Вероятность. Детерминизм и индетерминизм в природе.

 

Тема 11. Проблема сознания

Содержание и сущность категории «сознание». Многоаспектность сознания и многовариантность его определений. Сознание как отражение. Субъективный образ объективного мира. Сознание как необходимое условие воспроизводства человеческой культуры. Мозг, психика, интеллект, сознание.

Структура (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, эмоции, воля) и функции (отражательная, преобразовательная, ориентировочная) сознания. Мышление как «ядро» сознания, его уровни (рассудок и разум) и формы. Роль самосознания в структуре сознания. Сознание и бессознательное в мыслительной деятельности. Язык как форма бытия сознания. Единство сознания, языка и общения. Проблема «искусственного интеллекта».

Идеальное и материальное. Проблема идеального в отечественной философии. Сущность концепций Д.И. Дубровского, Э.В. Ильенкова, М.А. Лифшица.

Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его уровни и формы. Общественная психология. Идеология. Политика. Право. Мораль. Справедливость. Общественное и массовое сознание. Девиация и социальный контроль.

 

Тема 13. Научное познание

Многообразие форм знания: преднаучное, вненаучное (донаучное, паранаучное, псевдонаучное, антинаучное и т.д.), научное (естественнонаучное, социогуманитарное); явное и неявное; личностное (М. Полани). Вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное.

Наука как своеобразная форма познания, вид духовного производства, социальный институт. Научное и вненаучное знание. Критерии научности, проблема верификации. Периодизация науки (классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука).

Закономерности развития науки в качестве социокультурного феномена. Сциентизм и антисциентизм. Общность закономерных элементов в развитии различных наук. Компоненты науки: субъект, объект, система методов и приемов, специальный язык. Наука и практика. Классификация наук.

Научное знание как система, его особенности и структура. Эмпирический и теоретический уровни научного познания; их структура и взаимосвязь. Понятие научного закона. Гипотетико-дедуктивный характер теории. Научная рациональность. Научная картина мира. Научные революции и смена типов рациональности.

Научный метод и научная методология. Классификация методов. Научные методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение, описание). Научные методы теоретического исследования (формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному, совпадение логического и исторического). Общелогические методы и приемы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование). Частнонаучная методология. Взаимодействие методов. Методологические функции философии в научном познании. Современная наука и новые методологические тенденции.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Философия, ее предмет и место в жизни человека и общества (4 часа)

1. Философия и мировоззрение.

2. Основные компоненты и категории философского знания. Основные функции философии.

3. Основной вопрос философии.

4. Философия и наука. Философия и религия. Философия и искусство. Специфика философии.

Основные понятия

Всеобщее, Идеализм, Категории, Материализм, Материальный, Мировоззрение, Мифология, Основной вопрос философии и две его стороны, Понятие, Религия, Рефлексия, Тождество мышления и бытия, Трансцендентный, Философия.

Доклады:

1. Влияние мировоззрения на исторические судьбы человека и общества.

2. Мифология: прошлое и настоящее.

3. Философия – наука или мировоззрение?

4. Философия как самосознание эпохи.

5. Философия и философствование.

6. Доклад по статьям Ильенкова Э.В. «Философия и молодость», «Учиться мыслить».

7. Доклад по работам Мамардашвили М.К. «Как я понимаю философию», «Быть философом – это судьба».

Методические рекомендации

Необходимо указать на особый статус философии в системе духовного знания и форм общественного сознания. Выявить особенности соотношения философии и мировоззрения. Подчеркнуть специфический теоретико-научный статус философии. Различать философию и философствование. Отметить специфические черты философии в сравнении с другими формами духовной деятельности людей.

Следует дать определение основным понятиям семинарского занятия, выделить важнейшие функции философии и структуру философского знания.

Основной вопрос философии следует раскрывать через две стороны: онтологическую и гносеологическую.


Литература:

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – М.: Культурная революция, Республика, 2008. – 623 с. – С. 7-36.

2. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991. – Разд. 1. Статьи: «Философия и молодость», «Учиться мыслить».

3. Катаева О.В. Философия: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 380 с. – С. 5-27.

4. Лешкевич Т.Г. Философия и теория познания: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 408 с. – С. 10-21, 34-65, 74-78.

5. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. – С. 19-28, 36-65.

6. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. Быть философом – это судьба // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1990.

7. Миронов В.В. Философия. Учебник. – М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2001. – 240 с. – С. 3-17.

8. Основы философии. – Уч. пос. для вузов и колледжей. Отв. ред. В.И. Стрюковский. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2005. – 425 с. – С. 6-24.

9. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 828 с. – С. 9-21.

10. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 336 с. – С. 4-22.

11. Философия. Вопросы, ответы, схемы. Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007. – 508 с. – С. 7-25, 396-398.

12. Философия: Курс лекций. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – 564 с. – С. 6-26.

13. Философия: учеб. для студентов вузов / под общ. ред. Ю.А. Харина. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 448 с. – С. 5-26.

14. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Издательство ЮРАЙТ; ИД Юрайт, 2011. – 561 с. – С. 10-31.

15. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2003. – 656 с. – С. 5-26.

16. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – 576 с. – С. 5-26.


Контрольные вопросы:

1. Как соотносятся философия и мировоззрение?

2. Всякая ли философия является мировоззрением? Всякое ли мировоззрение есть определенная философия?

3. Является ли философия формой общественного сознания?

4. Что представляет собой основной вопрос философии?

5. Что общего и в чем различие между философией и философствованием?

6. Каковы основные проблемы философии?

7. В чем специфика философии по сравнению с наукой и религией?

8. Какова структура философского знания?

9. Основные функции философии.

Занятие 2. Античная философия (2 часа)

1. Общая характеристика древнегреческой философии как специфического типа мировоззрения.

2. Период становления античной философии. Натурфилософия.

3. Период античного просвещения и классический период античной философии (Сократ, Платон, Аристотель).

Доклады:

1. Рок и Судьба в античной философии и мировоззрении.

2. Учение Эпикура о преодолении страха.

1. Учение пифагорейцев о числовой закономерности.

2. Учение софистов.

3. Апории Зенона.

4. От Пифагора к Платону: становление образа Античного Космоса.

5. Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.

Основные понятия

Апейрон, Атом, Атомистика, Благо, Движение, Добродетель, Идея, Натурфилософия, Покой, Платонизм, Развитие, Эйдос, Энтелехия.

Анаксагор, Анаксимандр, Анаксимен, Аристотель, Гераклит, Демокрит, Зенон, Парменид, Пифагор, Платон, Сократ, Фалес, Эмпедокл.

Методические рекомендации

Следует отметить то, что философия явилась совершенно новой формой постижения действительности по сравнению с другими формами познания (миф, религия). Указать специфику именно первого периода античной философии (философия природы) и второго периода (гуманистический, антропологический период). Показать, почему философия Сократа, Платона и Аристотеля является классикой античной философской мысли.

Литература:

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – М.: Культурная революция, Республика, 2008. – 623 с. – С. 40-55.

2. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 732 с. – С. 79-133.

3. Катаева О.В. Философия: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 380 с. – С. 36-71.

4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момждян К.Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 519 с. – С. 18-28.

5. Лешкевич Т.Г. Философия и теория познания: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 408 с. – С. 21-34.

6. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. – С. 28-36.

7. Самыгин С.И. История философии для студентов вузов / С.И. Самыгин, А.М. Старостин, И.В. Тумайкин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 185 с. – С. 31-63.

8. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 828 с. – С. 25-63.

9. Титов В.Ф., Смирнов И.Н. Философия: Учеб. для вузов / В.Ф. Титов, И.Н. Смирнов. – М.: Высш. шк., 2003. – 318 с. – С. 20-39.

10. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 336 с. – С. 35-63.

11. Философия. Вопросы, ответы, схемы. Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007. – 508 с. – С. 403-420.

12. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Издательство ЮРАЙТ; ИД Юрайт, 2011. – 561 с. – С. 34-45.

13. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2003. – 656 с. – С. 59-91.

14. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2003. – 828 с. – С. 75-94.

Контрольные вопросы:

1. Какие этапы можно выделить в развитии античной философии?

2. Какое название носят школы первого периода античной философии?

3. Как в философии называется вопрос о начале природы?

4. Что было предметом исследований натурфилософов?

5. В чем заслуга Фалеса как философа?

6. Как трансформируется понятие природы у Анаксимандра?

7. Каковы характеристики апейрона?

8. Что в качестве первоначала выделял Анаксимен?

9. Какова важнейшая характеристика природы, согласно Гераклиту?

10. Что представляет собой число у Пифагора?

11. Какими характеристиками наделяет бытие Парменид?

12. Что значит тождество мышления и бытия?

13. Что такое апория и как выражает Зенон движение в своих апориях?

14. Какую концепцию бытия предлагает Эмпедокл?

15. Как изменяется представление о материи в учении Демокрита?

16. Какова роль духа у Анаксагора?

17. Основные идеи философии Сократа.

18. Онтологическая проблематика учения Платона.

19. Как понимает процесс познания Платон?

20. Каковы социальные идеи Платона и Аристотеля?

 

Занятие 3. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения (2 часа)

1. Краткая характеристика философского мировоззрения эпохи Средневековья: этапы, направления, персоналии, базисные категории.

2. Теоцентризм, вера и знание, спор о природе общих понятий, философия истории.

3. Краткая характеристика философского мировоззрения эпохи Возрождения: этапы, направления, персоналии, базисные категории.

4. Гуманистическая составляющая философии эпохи Возрождения, антропоцентризм, пантеизм, становление науки как опытно-экспериментального естествознания.

Доклады:

1. Античная и средневековая философии: общее и особенное.

2. Смысл и значение доказательств бытия Бога в средневековой философии.

3. Отличие теологии от философии в осмыслении сути мироздания.

4. Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность до настоящего времени?

5. Состоялось ли возрождение античных идей в эпоху Возрождения?

6. Философские идеи Дж. Бруно.

7. Проявления секуляризации в философии Возрождения.

8. Причины ориентации на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения.

9. Принцип согласия всех учений Пико де ла Мирандолы.

Основные понятия

Апологетика, Библия, Вера, Гелиоцентризм, Гуманизм, Креационизм, Монотеизм, Номинализм, Пантеизм, Патристика, Протестантизм, Реализм, Секуляризация, Схоластика, Теизм, Теология, Универсалии, Утопия, Эсхатология.

Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, Василий Великий, Дунс Скот, Пьер Абеляр, Роджер Бэкон, Тертуллиан, Уильям Оккам, Фома Аквинский.

Гагилео Галилей, Джордано Бруно, Жан Кальвин, Мартин Лютер, Николай Кузанский, Никколо Макиавелли, Пико де ла Мирандола, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Франческо Петрарка.

Методические рекомендации

Остановиться подробно на патристике и схоластике как основных направлениях средневековой философской мысли. Отметить, что философия Средних веков заимствовала из античной философии, а что из христианской религии. Различать номинализм и реализм. Знать представителей различных этапов и направлений средневековой философии. Выявить специфику эпохи Возрождения по сравнению со Средневековьем; каким образом это выразилось в мировоззрении и в философской мысли.

Литература:

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – М.: Культурная революция, Республика, 2008. – 623 с. – С. 58-78.

2. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 732 с. – С. 148-171, 190-202, 203-225.

3. Катаева О.В. Философия: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 380 с. – С. 77-85.

4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момждян К.Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 519 с. – С. 28-50.

5. Самыгин С.И. История философии для студентов вузов / С.И. Самыгин, А.М. Старостин, И.В. Тумайкин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 185 с. – С. 70-93.

6. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 828 с. – С. 77-84, 86-97, 97-104.

7. Титов В.Ф., Смирнов И.Н. Философия: Учеб. для вузов / В.Ф. Титов, И.Н. Смирнов. – М.: Высш. шк., 2003. – 318 с. – С. 46-52.

8. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 336 с. – С. 64-88.

9. Философия. Вопросы, ответы, схемы. Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007. – 508 с. – С. 421-423.

10. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2003. – 656 с. – С. 101-126.

11. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2003. – 828 с. – С. 130-161, 195-214.

12. Философия: учебник /В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Издательство ЮРАЙТ; ИД Юрайт, 2011. – 561 с. – С. 47-58, 64-74.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключаются основные характеристики средневековой философии?

2. Что такое креационизм, теоцентризм, эсхатология?

3. Какие направления можно выделить в истории средневековой философии?

4. В чем специфика философии и мировоззрения Возрождения по сравнению со Средними веками?

5. Каковы новации эпохи Возрождения в культуре?

 

Занятие 4. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) (2 часа)

1. Общая характеристика философского мировоззрения Нового времени.

2. Эмпиризм Ф. Бэкона.

3. Рационализм Р. Декарта.

4. Социальные теории XVII века (Дж. Локк, Т. Гоббс).

5. Субъективно-идеалистическая философия XVIII в. (Дж. Беркли, Д. Юм).

Доклады:

1. Первая научная революция: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон.

2. Философское значение открытий И. Ньютона.

3. Философские идеи представителей субъективного идеализма (Дж. Беркли, Д. Юм).

4. Б. Паскаль: «Атеизм есть признак силы ума, но только до определенной степени».

5. Влияние изменений в религиозной сфере на изменения в науке.


Основные понятия

Акциденция, Дедукция, Дуализм, Идолы (призраки) познания, Индукция, Интеллект, Модус, Научно-техническая революция, Просвещение, Сенсуализм, Субстанция, Субъективный идеализм, Эксперимент.

Ф. Бэкон, Ф. Вольтер, К. Гельвеций, Т. Гоббс, П. Гольбах, Р. Декарт, Д. Дидро, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Б. Паскаль, Ж.-Ж. Руссо.

Методические рекомендации

Отметить общую проблематику философии Нового времени. В вопросе, посвященном эмпиризму Ф. Бэкона, остановиться на его теории познания. Рассматривая вопрос, посвященный Р. Декарту, отметить что такое рациональный метод, интеллектуальная интуиция, рассказать об учении о методе и учении о субстанции. Отметить особенности философских взглядов Дж. Локка и Т. Гоббса, указывая на их гносеологические идеи (сенсуализм и эмпиризм), но более подробно затронуть вопросы, связанные с человеком и обществом в учениях данных философов.

Рассмотреть субъективно-идеалистические представления английских философов XVIII в. – Дж. Беркли и Д. Юма.

Литература:

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – М.: Культурная революция, Республика, 2008. – 623 с. – С. 78-89.

2. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 732 с. – С. 231-265.

3. Катаева О.В. Философия: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 380 с. – С. 85-104.

4. Самыгин С.И. История философии для студентов вузов / С.И. Самыгин, А.М. Старостин, И.В. Тумайкин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 185 с. – С. 93-109.

5. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 828 с. – С. 104-117.

6. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 336 с. – С. 91-98, 101-107.

7. Философия. Вопросы, ответы, схемы. Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007. – 508 с. – С. 424-428.

8. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2003. – 656 с. – С. 148-164.

9. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2003. – 828 с. – С. 217-249.

10. Философия: учебник /В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Издательство ЮРАЙТ; ИД Юрайт, 2011. – 561 с. – С. 76-90.

Контрольные вопросы:

1. Какой метод исследования природы приводит к истине, согласно Ф. Бэкону?

2. Что такое «идолы» («призраки») у Ф. Бэкона?

3. Каким образом можно избавиться от «идолов» («призраков»)?

4. Что такое рациональный метод у Р. Декарта?

5. Как понимается радикальное сомнение Р. Декарта?

6. В чем заключается учение о субстанции у Р. Декарта?

7. В чем заключается сенсуализм Т. Гоббса?

8. Что означает знаковая концепция языка у Т. Гоббса?

9. Каковы представления Т. Гоббса о строении естественных тел?

10. Что такое естественное состояние человека?

11. Что способно противостоять естественному состоянию человека?

12. Существует ли внеопытное знание у человека, согласно Дж. Локку?

13. Что такое идеи первичных и вторичных качеств у Дж. Локка?

14. Как понимает естественное и гражданское состояние Дж. Локк?

Занятие 5. Классический этап философии Нового времени (2 часа)

1. «Критика чистого разума» и «Критика практического разума» И. Канта.

2. Г.В.Ф. Гегель. Мировой процесс как процесс становления Мирового духа.

3. Философия Л. Фейербаха.

Доклады:

1. Жизнь и творчество И. Канта.

2. Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И. Канта.

3. Различие между рассудком и разумом у Канта.

4. Кантовский «категорический императив».

5. В чем Гегель видел «хитрости Мирового Разума»?

6. В чем причина взлета и противоречивости немецкой классической философии?

7. Диалектический идеализм Гегеля: достоинства и недостатки.

8. Почему философия Л. Фейербаха называют антропологическим материализмом?


Основные понятия

Антиномия, Антропоморфизм, Вещь в себе, Дух, Категорический императив, Ноумен, Трансцендентальный, Феномен, Философия любви.

Методические рекомендации

Философию И. Канта следует рассматривать через его произведения «Критика чистого разума» и «Критика практического разума», стараясь выявить его гносеологические идеи, а также указать их влияние на этическую философию И. Канта. Философское учение и систему Г.В.Ф. Гегеля следует изучать, останавливаясь на основных моментах его системы, указывая на целостность и согласованность всех ее частей и понятий. Необходимо также показать особенности методологии Г.В.Ф. Гегеля.

Остановиться на таких идеях философии Л. Фейербаха как сенсуализм и антропологический подход к природе и сущности ре



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.150.57 (0.055 с.)