Тема 3. Средневековая философия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Средневековая философия.



Тема 2. Античная философия.

Отличительные черты античной философии: космоцентризм, проблемы бытия и человека. Основные школы античной философии.

Досократическая философия. Понятие «природы» и «архэ». Проблема первоначала в милетской школе. Гераклит: учение о противоположностях и становлении. Элеатская школа. Атомизм Демокрита. Понятие атома и пустоты.

Классическая философия. Проблема человека, морали и познания. Сократ: его жизнь и характер философствования. «Диалектика», «майевтика», «ирония». Добродетель и знание. Объективный идеализм Платона. «Эйдосы-идеи». Познание как «припоминание». Платон о душе и ее бессмертии. Учение Платона о государстве. Аристотель о материи и форме. Социальная философия Аристотеля.

Философские школы в эпоху эллинизма. Эпикуреизм. Принцип удовольствия. Стоицизм. Стоические учения о причинности, необходимости и судьбе. Стоическая этика. Скептицизм.

Неоплатонизм.

 

Тема 3. Средневековая философия.

Понятие, периодизация и проблемы средневековой философии. Специфические черты средневекового способа философствования. Важнейшие религиозно-философские идеи Библии: монотеизм, теоцентризм, креационизм, идея откровения, идея грехопадения, учение о конце света, антропоцентризм. Теология и философия.

Патристика. Августин Аврелий. Учение о душе и самопознании, проблемы времени и бытия, движения истории и концепция исторического прогресса.

Схоластика. Спор о природе общих понятий (универсалиях). Борьба реалистов и номиналистов. Доказательства бытия Бога. Соотношение веры и разума. Философский синтез Фомы Аквинского. Разложение схоластики. В. Оккам.

 

Тема 4. Философия Возрождения.

Европейское Возрождение как историческая эпоха. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. Пантеизм. Дж. Пико дела Мирандола. «Речь о достоинстве человека». Место человека в иерархии сущностей. Скептицизм М.Монтеня. «Опыты». Николай Кузанский. Концепция «ученого незнания». Бог как «абсолютный максимум». Дж. Бруно о бесконечности миров. Ренессанс и становление новоевропейской науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечности миров.

 

Тема 7. Постклассическая философия XIX –начала ХХ вв.

Европейская философия XIX – начала ХХ вв. Преемственность и критический пересмотр традиций классической философской мысли.

Позитивизм в XIX веке. Основные представители позитивизма. Программа «позитивной философии» О.Конта. «Закон трех стадий развития человеческого духа» Конта как универсальный закон истории. Порядок и прогресс.

Иррационализм и философия жизни. Иррационализм и волюнтаризм А.Шопенгауэра. Мир как воля и представление. Пессимизм. Философия Ф.Ницше. Программа «переоценки всех ценностей». «Имморализм» и критика морали. «Воля к власти» и идеал «сверхчеловека».

Философия марксизма. Учение марксизма об основном вопросе философии и философское понятие материи. Проблема теории познания в философии марксизма. Философия и практика. Основные положения материалистического понимания истории. Проблема отчуждения и перспективы его преодоления. Исторический процесс воспроизводства общественной жизни. Теория общественно-экономических формаций. Базис надстройка. Классы и классовая борьба. Общественный прогресс и его критерии.

 

Тема 11. Природа и происхождение сознания

Проблема сознания. Философские концепции сознания. Сознание как сущностная характеристика человека. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания. Формирование сознания в онтогенезе и филогенезе человека. Общественная природа сознания. Сознание и деятельность. Сознание как превращенная форма социальной практики.

Структура сознания. Психика, сознание, мышление. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Сознание и подсознание. Бессознательное. Самосознание. Функции сознания

Сознание и язык. Значение и смысл. Язык как средство общения и как знаковая система. Естественные и искусственные языки. Моделирование сознания. «Искусственный интеллект».

 

Тема 12. Природа как объект философского анализа

Учение о природе в истории философской мысли.

Природа как объективная реальность. Идея единства природы и человека. Природа неживая и живая. Роль естествознания и философии в познании происхождения и сущности жизни. Жизнь и разум в контексте глобальной эволюции Вселенной. Биосфера и ноосфера.

Природа естественная и искусственная. Идея «господства над природой» и результаты ее реализации. Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной цивилизации.

Природа и техника. Исторические этапы технизации природы.

 

II. ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ

 

III. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Литература

 

1. Берлин И. Назначение философии. //Вопросы философии. 1999. №5.

2. Зотов А.Ф. Мировоззрение на рубеже тысячелетий. //Вопросы философии. 1989.№9.

3. Зотов А.Ф. Феномен философии: О чем говорит плюрализм философских учений. //Вопросы философии. 1991. №12.

4. Никифоров А.Л. Является ли философия наукой //Философские науки. 1989. № 6.

5. О настоящем и будущем (размышления о философии). Беседа Б.И. Пружинина с В.А. Лекторским. // Вопросы философии. 2007. № 1.

6. Торосян В.Г. Ценность философии. // Вопросы философии. 1993. №9.

 

Методические рекомендации

Философия представляет собой поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия, то есть вопросы наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которых попадает каждый человек. На семинаре предполагается знакомство с точками зрения различных авторов, представленные в статьях из философских журналов, которые указаны в списке.

В первом вопросе следует рассмотреть понятие мировоззрения, выяснить его элементы, структуру, рассказать об исторических типах. Какие перспективы мировоззрения на рубеже тысячелетий видит А.Ф. Зотов в своей статье? Каким из путей, выделенных А.Ф. Зотовым как возможные, по вашему мнению, пошло человечество в начале XXI века? Согласны ли Вы с такой трактовкой?

Во втором вопросе следует раскрыть содержание предмета философии. Какие проблемы попадают в круг исследования философии?

В третьем вопросе следует разобраться, какова роль философии в жизни общества. В чем проявляется эта роль? Играет ли философ и если «да», то какую, роль в жизни общества?.

Последний вопрос посвящен сложной проблеме соотношения философии и науки. Является ли философия наукой? Должна ли философия быть наукой? Каким критериям научности соответствует философское знание? Рассмотрите точку зрения А.Л. Никифорова по этому вопросу. Согласны ли Вы с ней?

 

Тема 2. Своеобразие древнекитайской и древнеиндийской философской мысли.

  1. Конфуцианство: основные идеи и принципы.
  2. Даосизм: понятие «Дао» и идеал человеческого поведения.
  3. Буддизм: проблема жизни, смерти и бессмертия.

Литература

  1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация, философия, наука, религия. М., 1980.
  2. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1972. С.5-34, 43-44.
  3. Древнекитайская философия. М., 1994. Т.1. С.114-174.
  4. Духовная культура Китая. Энциклопедия. /Под ред. М.П. Титаренко. М., 2005. Том «Философия».
  5. История философии в кратком изложении. М., 1994. С. 8-65.
  6. Китайская филосо фия. Энциклопедический словарь. М., 1994.
  7. Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982. С.11-35.
  8. Крушинский А.А. Язык и мышление в Древнем Китае. // Вопросы философии. 2007. № 5.
  9. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.
  10. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 2001.

Методические рекомендации

Духовными истоками философии являются мифы и зачатки научных знаний. Под влиянием мифов философские знания получили мировоззренческую направленность, а под влиянием науки – способы их реализации. Философские представления о мире обнаруживаются уже в VI – V вв. до н.э. в Китае и Индии.

Китай – одна из древнейших цивилизаций мира. Примерно 4 тыс. лет назад начинается история развития китайской философии. Философские идеи в Китае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно богаты по содержанию и являются огромной кладовой идей в истории познания всего человечества. Также они есть своеобразный ключ к пониманию специфики и системы ценностей китайской цивилизации. Наибольшее распространение и влияние получила философия конфуцианства, рассмотрению основных идей которой посвящен первый вопрос семинара.

В первом вопросе необходимо ознакомиться с основными вехами жизни Конфуция и сборником «Суждения и беседы». Затем следует рассмотреть основные положения конфуцианства. Необходимо обратить внимание на идею социальной гармонии, рассказать об идеале совершенного человека, изучить систему таких понятий конфуцианства как «ли» («порядок»), «дэ» («добродетель»), «жэнь» («человеколюбие»), «и» («справедливость»), «сяо» («сыновья почтительность»), «жан» («вежливость»), «чжун юн» («золотая середина») применительно как к жизни отдельного человека, так и к системе управления государством. Обратите внимание на то, какие именно этические понятия позволяют человеку, по мысли Конфуция, следовать «дао» («правильный путь»).

Даосизм - одно из важнейших направлений развития философской мысли Китая. В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек. Второй вопрос предполагает знакомство с основными положениями религиозно-философской доктрины даосизма. Рекомендуется ознакомиться с биографией основоположника даосизма – Лао-цзы и главным трудом даосизма – «Дао дэ цзин» («Каноническая книга о Дао и дэ»). Необходимо изучить учение о Дао, интерпретирующее одну из основных категорий китайской культуры. Другим важным понятием даосизма выступает «у вэй» («недеяние»).

Воздействие древнеиндийской цивилизации на мировую культуру было поистине огромным. В частности, древнеиндийская религиозно-философская мысль отличается поразительным своеобразием и непреходящей ценностью. В IV в. до н.э. в северной Индии возникло новое учение – буддизм. В третьем вопросе следует также ознакомиться с жизненным путем основоположника буддизма – Сиддхартха Гаутама. Разберите основные идеи буддизма, а также понятие «нирвана».

 

Литература

 

1. Аристотель. Т.1. М., 1976. С.70-92, 119-126, 146-148.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2003.

3. Ахутин А.В. Понятие "природа" в античности и в Новое время. М.,1988.

4. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.

6. Платон. Государство. //Соч. Т.3 (1). М., 1071. С.89-455.

7. Платон. Диалоги. СПб., 2000.

8. Поппер К. Открытое общество и его враги. М, 1992. Т.1.

9. Чанышев А.И. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

Методические рекомендации

Внимание! Студенты естественно-научных факультетов на семинаре рассматривают вопросы №№1, 2,4. Студенты гуманитарных факультетов – вопросы №№ 2,3,4.

Античная философия охватывает огромный временной период (VII в. до н.э. – VI в. н.э.) и включает в себя три периода развития: досократовская философия (VII-VI вв. до н.э.), классическая философия V-IV вв. до н.э. и период римско-эллинистической философии (III в. до н.э. - VI в.н.э.).

Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира, космоса, другими словами, решить вопрос о первоначале мира. Происхождение и структура мира, свойства природы – вот главный объект, интересующий ранних древнегреческих философов. С именами Левкиппа и Демокрита, последними, кто пытался ответить на вопрос о рождении и строении мироздания с позиции натурфилософии, связывают рождение материализма. В первом вопросе следует рассмотреть основные идеи философии атомистов. Особое внимание следует уделить трактовке атома в концепции атомистов и ее отличие от современных трактовок этого понятия. Особо следует подумать над вопросом о том. какие же проблемы и как мыслила решить философия атомистов.

Выдающимся мыслителем древности является, несомненно, Платон. Платону принадлежит большое количество сочинений, и практически все из них дошли до нашего времени. Все они – образцы высокого литературного таланта. В своих сочинениях Платон предстает первым в европейской истории, мыслителем, стремящимся к созданию целостной философской системы. С позиций своей системы он разработал учения практически о всех сторонах человеческой жизни: о бытии, о космосе, о познании, о душе, о Боге, об обществе и т.п. Платона считают создателем первого в истории идеалистического учения. Поэтому ответ на второй вопрос семинара следует начать с выяснения того, что такое «объективный идеализм» и почему это понятие характеризует философскую систему Платона. Следует рассмотреть учение об идеях («эйдосах»), теорию познания, а также учение о душе.

При подготовке к третьему вопросу семинара следует рассмотреть модель идеального государства, предложенную Платоном. Обратите внимание, что с учением о душе Платона тесно связано его учение об идеальном государстве. Кто и почему, по мысли Платона, должны управлять государством? Концепция государства Платона вызывает неугасающий интерес ученых, порождая ее различные интерпретации. На семинаре предполагается ознакомиться с интересным взглядом на идеальное государство Платона, изложенным в книге Карла Поппера «Открытое общество и его враги». Почему К.Поппер считал концепцию Платона одной из первых моделей тоталитарного государства? Что такое «открытое общество» и каковы его «враги»? Согласны ли Вы с подобным мнением? Ответ аргументируйте.

Четвертый вопрос семинара посвящен выдающемуся мыслителю Аристотелю. Четвертый вопрос семинара посвящен выдающемуся мыслителю Аристотелю. В чем расхождения между Платоном и Аристотелем в вопросе об идеях? Почему Аристотель критиковал концепцию Платона? Каковы основные положения учения Аристотеля о сущности?

 

Литература

  1. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992.
  2. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.
  3. Левин Г.Д. Проблема универсалий. Современный взгляд. М., 2005.
  4. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
  5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
  6. Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.

 

Методические рекомендации

Начало Средневековья совпало с коренными переменами в области религиозных и мировоззренческих представлений народов Европы. Христианство становится основой мировоззренческой системы всей европейской цивилизации. Поэтому и философия в эпоху средневековья существовала прежде всего как христианская философия. Религиозно-философские идеи, изложенные в Библии, поставили перед человеком совершенно иные, новые цели, по сравнению с теми, которые были разработаны в учениях античности. Были перевернуты представления о человеке, о мире, о боге, об обществе. Более того, была развернута совершенно новая концепция самого человека, учение о его способностях и жизненно важных идеалах. Все эти моменты необходимо учитывать при подготовке к семинарскому занятию.

Первый вопрос предполагает обсуждение взглядов крупнейшего представителя эпохи патристики Августина Аврелия. Его творения по своему значению для последующего культурного развития Запада несопоставимы с иными творениями патристики. Более того, без знакомства с трудами Августина невозможно понять смысл схоластики. Обратите внимание на биографию этого мыслителя и ознакомьтесь с его трудом «Исповедь». При ответе обратите внимание на следующие ключевые моменты: как Августин решал проблему Бога и его отношения к миру? Каковы его представления о душе? Как он решал вопрос о соотношении веры и разума? Особо необходимо остановиться на философии истории Августина Аврелия. Каким образом он трактует историю человечества? В чем смысл противопоставления «града Божьего» и «светского града»? Каковы этапы развития человеческой истории и каков конец истории? Что такое «эсхатология» и применимо ли это определение к учению Августина?

Схоластика – важный этап в развитии духовной культуры Европы, а схоластическое богословие наложило глубокий отпечаток на всю культуру западного средневековья. На семинаре предполагается рассмотреть учение Фомы Аквинского, крупнейшего представителя этого этапа, учение которого воплотило в себе «золотой век» схоластики. На протяжении 1000-летней истории схоластики получили развитие и всестороннее изучение несколько проблем, среди которых центральными являются: проблема соотношения веры и разума, спор о природе общих понятий (так называемый спор об универсалиях) и проблема доказательства бытия Бога. Фома Аквинский решил все эти проблемы в духе средневековой схоластики. Поэтому на семинаре необходимо раскрыть его понимание в вопросе о соотношении веры и разума, ознакомиться с его доказательствами бытия Бога и выяснить его позицию в споре об универсалиях.

Уильям Оккам - наиболее ярким представитель поздней схоластики, чьи атаки на основы схоластики являются шагом к Новому времени. Его имя ассоциируется в первую очередь со знаменитой «бритвой Оккама». При ответе на третий вопрос семинара следует выяснить, в чем ее суть, почему он разделяет теологию и науку, как он обосновывает необходимость подобного разделения. Подумайте, почему именно учение У.Оккама рассматривается как введение к новоевропейской науке.

 

Литература

 

1. Бэкон Ф. Новый Органон. //Соч. Т.2. М., 1972. С.7-36, 83-91.

2. Вольтер Ф. Философские сочинения. М., 1988.

3. Гольбах П. Избр. Филос. произв. В 2 т. М., 1963.

4. Декарт Р. Рассуждение о методе. //Соч. Т.1. М., 1986.

5. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия XVIII века. М., 1986.

6. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1984.

7. Руссо Ж.-Ж.. Трактаты. М., 1969.

8. Соколов В.В. Европейская философия XV –XVII вв. М., 1984.

Методические рекомендации

Внимание! Студенты естественных факультетов рассматривают вопросы семинара №№ 1,2, а студенты гуманитарных факультетов – вопросы №№1,3.

Философия Нового времени XVI-XVIII веков – это период становления и оформления многих естественных наук (физики, химии, математики, механики и др.). Потому центральное место в проблематике этого периода занял вопрос о выработке общенаучных методов познания, а ведущим разделом философии становится гносеология. Первый вопрос семинара предполагает исследование настойчивых поисков метода, которые осуществляли крупнейшими философами этого времени – Ф.Бэкона и Р.Декарта. Рассмотрите их биографии. Каким образом они строят свои теории? В чем суть эмпиризма и рационализма?

Просвещение занимает особое место в философии нового времени, а его значение выходит далеко за рамки эпохи, когда жили и творили его представители. Почти весь XIX век прошел под знаком торжества идей Просвещения. Одним из центральных в философии Просвещения было учение о природе, которое имело материалистическую окрашенность и антиметафизическую направленность. По мнению просветителей в основание учения о природе должны быть положены опыты и эксперименты. Обратите внимание, что на этих воззрениях лежит печать механицизма: в XVIII веке химия, биология находились в зачаточном состоянии, поэтому основой общего мировоззрения оставалась механика. Законы механики в этом период считались всеобщими и применялись как к биологическим, так и к социальным явлениям. В рамках второго вопроса предполагается ознакомиться с идеями П.Гольбаха (работа «Система природы») и наиболее ярким примером механицизма – взглядами Ж.О. Ламетри (сочинение «Человек-машина»).

Просветители видели радикальное средство совершенствования человека и общества в распространении знания, науки, в просвещении и правильном воспитании человека. В основе их мировоззрения и философии лежала убежденность в разумности мироздания, а значит – в возможности построения общества в соответствие с разумными принципами воспитания «разумного» человека. Именно исходя из этих посылок следует раскрыть третий вопрос семинара. Каковы взгляды Ф.Вольтера и Ж.-Ж. Руссов на человека и общество? В чем их сходство и отличие? Что портит человеческую природу и как ее исправить? Какие варианты предлагали эти философы?

 

Литература

  1. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.
  2. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX веков. М., 1989.
  3. Ляткер Я.А. Декарт. М., 1975.
  4. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.
  5. Нарский И.С. Кант. М., 1976.
  6. Ойзерман Т.И. Кант и Гегель как исторические личности. // Вопросы философии. 2006. № 11.
  7. Субботин А.Л. Френсис Бэкон. М., 1974.
  8. Фишер К. Декарт. Спб., 1994.

 

Методические рекомендации

Немецкая классическая философия подводит своеобразный итог развития философской мысли на данном этапе западноевропейской истории, внесла существенный вклад в постановку и разработку философских проблем. В частности, была переосмыслена и заново сформулирована проблема отношения объекта и субъекта, разработан диалектический метод познания. На семинаре предполагается подробно рассмотреть учения двух крупнейших представителей немецкой классической философии – И.Канта и Г.Гегеля.

В первом вопросе желательно ознакомиться с биографией философа и его трудами. Изучите учение о познании Канта. Почему считается, что философ совершил «копернианский переворот» в теории познания? Что понимает Кант под «критикой чистого разума»? Что представляет собой научное знание? В чем суть агностицизма И.Канта? Каковы основные идеи нравственного учения философа? В чем суть категорического императива? Почему, по мысли Канта, человек, руководствующийся категорическим императивом, не может быть счастлив? Актуальны ли идеи Канта в наше время?

Второй вопрос предполагает знакомство с философской системой Г.Гегеля. Желательно получить представление о жизненном пути философа и его основных трудах. Философия Гегеля – это философия объективного идеализма. Разберитесь, почему. Что такое «абсолютная идея»? Какие стадии она проходит в процессе саморазвития? В чем суть диалектического метода Гегеля? Каковы законы диалектики? Что понимал Гегель под следующими понятиями: качество, количество, мера, свойство, скачок тождество, противоположность, противоречие, становление. Как вы думаете, почему философское наследие Гегеля вошло в сокровищницу мировой философской мысли?

 

Литература

 

  1. Асмус В.Ф. В.С.Соловьев: опыт философской биографии. // Вопросы философии. 1988. № 6.
  2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991. С.27-64.
  3. Кувакин В.А. Философия В.Соловьева. М., 1988.
  4. Лосев А.Ф. Соловьев. М., 1983.
  5. Моисеев Н.Н. Вернадский и современность. //ВФ. 1994.№4.
  6. Русский космизм: антология философской мысли. М., 1993.
  7. Славянофильство: pro et contra. Творчество и деятельность славянофилов в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб., 2006.
  8. Уткина Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл.Соловьева. // Вопросы философии. 1989. № 6.

Методические рекомендации

Русская философия насчитывает 10 веков своего существования. Ее начало восходит ко времени Киевской Руси, ее развитие продолжается и сейчас. Русская философия с первых веков своего существования была приобщена к восточноевропейской и западноевропейской традициям философской мысли (к Платону, Аристотелю (через византийскую литературу), к философии Нового времени, идеям Просвещения, Канта, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, Маркса, Ницше и др.). Поэтому целью семинара является осмысление сущности национального своеобразия русской философии в его конкретном проявлении.

Славянофильство и западничество – уникальный феномен русской культуры, истоки которого восходят к «Философским письмам» П.Я.Чаадаева. При ответе на первый вопрос следует иметь в виду, что в интеллектуальной обстановке 30-40-х гг. XIX в. практически вся умственная жизнь была сконцентрирована в тесных кружках и салонах – своеобразных «легких, которыми в то время могла дышать сдавленная со всех сторон русская мысль» (Чичерин). Главными вопросами были: кто мы, откуда, какова наша роль и предназначение в истории и каким будет или должно быть будущее. Те, кого мы сегодня называем «западниками» и «славянофилами», были объединены чувством недовольства существующим режимом, и все их помыслы были направлены на поиск путей, которые могли бы привести к исправлению дел в России. Ознакомьтесь с основными идеями славянофильства (учение о целостности духа, понятие соборности, идея противопоставления внутренней свободы внешней необходимости). Рассмотрите, как западники трактовали личность человека, их отношение к правовому государству. Как славянофилы и западники рассматривали русскую историю?

Второй вопрос предполагает знакомство с творчеством великого русского философа В. С.Соловьева. В своих воспоминаниях о В.С.Соловьеве поэт А.Блок назвал его рыцарем-монахом. Это определение как нельзя более точно выразило единство мысли, воли и нравственного действия философа. В своем учении Соловьев стремился к целостному синтезу философии, теологии и положительной науки. Поэтому свое учение философ назвал философией «всеединства». Ознакомьтесь с биографией и трудами Соловьева. Дайте общую характеристику его учения. Особо обратите внимание на трактовку «русской идеи» В.С.Соловьевым.

Русский космизм – это уникальное явление русской общественной мысли. Являясь одной из позднейших модификаций философско-культурного знания о всеобщей неразрывной связи природы и человека, русский космизм стал результатом взаимовлияния философской, гуманитарной и естественно-научной мысли. Обратите внимание, что существуют три ветви космизма: религиозно-философское течение, естественнонаучное течение и поэтически-художественное. На семинаре предполагается знакомство с первыми двумя. При подготовке к ответу следует иметь в виду особую трактовку личности, характерную для русской философии: стремление представить человека не как атомарное существо, а личность, обладающей всем богатством индивидуальности и вместе с тем неразрывно связанным со всеобщим. Выделите общие идеи космизма (активная эволюция, гуманизм, целостное восприятие мира, идея антропокосмизма и панпсихизма и др.) Ознакомьтесь с учениями Н.Федорова, В.Вернадского.

Тема 8. Философское понимание мира: бытие, материя как исходные категории.

1. Категория бытия, ее жизненный и философский смысл. Основные формы бытия.

2. Специфика философского определения материи. Материя как субстанция. Принципы неисчерпаемости материи и материального единства мира.

3. Способ и формы существования материи.

4. Проблема единства мира. Основные модели мира: монизм, дуализм, плюрализм.

 

Литература

 

1. Ахундов У. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспектива. М., 1982.

2. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума. //ВФ. 2000. №6.

3. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М., 2006.

4. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

5. Каган М.С. Диалектика бытия и небытия в жизни человеческого общества. // Личность. Культура. Общество. 2003. Т.5. Вып. 1-2.

6. Кутовский В.Б. Анализ категории "материя". М., 1983.

7. Носов Н.А. Виртуальная реальность. //ВФ. 1999. № 10.

8. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987.

Методические рекомендации

Бытие – одна из важнейших категорий философии. Она выражает проблему существования в общем виде. Философия осмысливает эту проблему с помощью категории бытия, а также таких тесно связанных с нею категорий, как небытие, пространство, время, материя, становление, качество, количество, время.

Первый вопрос предполагает всестороннее знакомство с категорией бытия. Обратите внимание, что с помощью этой категории фиксируются сложные связи всеобщего характера. Проследите развитие представлений о бытии в истории философии. Расскажите об основных формах бытия.

Второй вопрос знакомит с другой важнейшей категорией философии – «материя». Рассмотрите, как менялись представления о материи в истории философии. Какова современная трактовка материи? В чем сущность принципа неисчерпаемости материи?

В третьем вопросе необходимо ознакомиться с атрибутами материи – пространство, время и движение. Раскройте содержание этих категорий. Каковы структурные уровни материи?

Цель четвертого вопроса – осветить проблему единства мира и разобраться в основных моделях мира. Что такое «субстанция»? В чем суть монистической, дуалистической и плюралистической модели мира? Опишите варианты этих моделей из истории философии (учения Б. Спинозы, Р.Декарта, Г.Лейбница)

Литература

 

  1. Бахур А.И. Это неповторимое "я". М., 1986.
  2. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики. //ВФ. 2000. №10.
  3. Жданов Г.Б. Информация и сознание. //ВФ. 2000.№11.
  4. Жуков Н.Н. Проблема сознания: философский и социально-научный аспекты. Минск, 1987.
  5. Лой А.Н. Проблема сознания: смысл и опыт. //Философская и социологическая мысль. 1989. №10.
  6. Мозг и разум. М., 1994.

7. Никитина Е.А. Искусственный интеллект: философия, методология, инновации. // Вопросы философии. 2006. № 11.

  1. Общественное сознание и его формы. М., 1986.
  2. Общество и сознание. М., 1984.
  3. Овчаренко В.И. Осознание бессознательного. //ВФ.2000.№10.

11. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.

  1. Сакс О. Случаи из практики. // Иностранная литература. 2001. №3.

 

Методические рекомендации

Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных в философии. Сознание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому освоению мира. Это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Познать, описать, определить сознание очень трудно, так как оно не существует как отдельный предмет или вещь. Вплоть до ХХ века философия занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, и лишь в ХХ веке философы попытались объяснить феномен сознания.

Каждая эпоха имела свое представление о том, что такое сознание. Поэтому в первом вопросе семинара целесообразно представить, как менялись представления о сознании в истории философии. Какова природа сознания? Каково происхождение сознания? Расскажите о структуре сознания (когнитивные, эмоционально-волевые, регулятивно-волевые, мнемические структуры).

Во втором вопросе следует раскрыть представления о сознании как высшей форме отражения.

Субъектом сознания выступает человек. Какова система отношений сознания и мира? («я» и мир природы, «я» и мир идеалов, «я» и внутренний мир человека, «я» и мир «другого»). Что такое «общественное сознание»? Расскажите об основных формах общественного сознания.

В четвертом вопросе следует выяснить, что такое «бессознательное»? Каковы отношения его с сознанием и самосознанием? Какие философские концепции раскрывали проблему бессознательного?

 

Литература

 

  1. Буданов В.Г. О методологии синергетики. // Вопросы философии. 2006. № 5.
  2. Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1983.
  3. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.
  4. Кнабе Г.С. Строгость науки и безбрежность жизни. //ВФ. 2001.№8.
  5. Лекторский В.А. Теория познания. //ВФ. 1999. №8.
  6. Микешина Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов. //ВФ. 2001. №4.
  7. Наука и культура. //ВФ. 1998.№10.
  8. Порус В.Н. Является ли наука самоорганизующейся системой? // Вопросы философии. 2006. № 1.
  9. Синергетика: проблемы, перспективы, трудности. // Вопросы философии. 2006. № 9.
  10. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
  11. Теория познания. М., 1991.
  12. Теория познания. Т.3. М., 1993.
  13. Философия и методология науки. М., 1994.
  14. Философия науки: проблемы и перспективы. // Вопросы философии. 2006. № 10.
  15. Хазиев В.С. Философское понимание истины. //Философские науки. 1991. №9.
  16. Хинтика Я. Проблема истины в современной философии. //Вопросы философии. 1996.№ 9.
  17. Холотон Дж. Что такое антинаука? //ВФ. 1992.№2.
  18. Юревич А.В., Валенко И.Г. Функциональный кризис науки. //ВФ. 1998.№1.
  19. Яковлев В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки. //ВФ. 2001.№12.

Методические рекомендации

Научный уровень познания – наука – это высшая форма познания и знания. Современную науку называют «большой». Резко возросло количество ученых в мире: на рубеже 8-19 вв. их было около тысячи человек; в середине 19 в. – около 10 тыс. человек, в 1900 г. Около 100 тыс., в конце 20 в. уже свыше 5 млн. Показательно, что 90 % ученых, когда либо живших на Земле, являются нашими современниками. Наука сейчас охватывает около 15 тыс. дисциплин, которые подразделяются на фундаментальные и прикладные, естественные и общественные. Философия выполняет важную роль в построении научной картины мира, содержанием которой является научная интерпретация таких мировоззренческих понятий, как материя, мироздание, движение, пространство и время и т.д. В первом вопросе семинара необходимо рассмотреть, что такое научное познание, каковы его отличительные признаки. В чем основные отличия науки от обыденного познания? Что собой представляют эмпирический и теоретический уровни научного познания? Каковы их формы?

Одной из особенностей научного познания является наличие методов получения знания. Во втором вопросе следует осветить проблему метода в теории познания. Что такое метод? Расскажите о классификации методов. Следует рассказать о всеобщих методах (философские методы: метафизика, диалектика, синергетика), об общелогических методах (анализ, синтез, дедукция, индукция и т.п.), о научных методах (эмпирические методы и теоретические методы). Какие из этих методов используются Вами или могут быть использованы в курсовой работе?

Непосредственная цель познания в любой его форме – это истина, путь к которой обычно сложен и противоречив. Категория истины – одна из ключевых в теории познания. При подготовке третьего вопроса семинара необходимо выяснить, что такое истина. Как трактует истину классическая концепция? Какие еще трактовки истины Вы знаете? Объясните, что понимается под объективным и субъективным, абсолютным и относительным в истине. Каков критерии истины?

Наука в лице своих представителей стремится к вершинам человеческого знания. Сила науки, ее эффективность определяется достижением высот знания. Но богатство человеческой жизни не исчерпывается институтом знания. Бескорыстное служение идеалам научной истины деформируется под влиянием вненаучных и ненаучных факторов. Раскрытие физиками тайн атомного ядра позволило создать сначала атомную, потом водородную бомбу. Вопрос о том, создавать или нет атомную бомбу – это уже вопрос не физической теории, а скорее гуманитарных наук. Возникает вопрос об этике ученого, его нравственности. В четвертом вопросе семинара предполагается обсуждение сложного и противоречивого клубка вопросов. В чем заключаются социальные функции науки? Должен ли ученый в своей научной деятельности руководствоваться этическими нормами? Свободна или нет наука от требований морали?

 

Литература

 

1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

2. Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности. //ВФ. 1990.№3.

3. Иминитов Н.С. Объективные смыслы жизни и существования. // Вопросы философии. 2006. № 7.

4. Киселев Г.С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? // Вопросы философии. 2007. № 4.

5. Лобковиц Н. Что такое "личность".//ВФ. 1998.№2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.121 с.)