Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Основные идеи философии Нового времени.

Поиск

1. Философское обоснование новой рациональности в учении Ф.Бэкона и Р.Декарта. Эмпиризм и рационализм.

2. Механистический материализм эпохи Просвещения

3. Человек и общество в работах Ф.Вольтера и Ж.-Ж. Руссо.

 

Литература

 

1. Бэкон Ф. Новый Органон. //Соч. Т.2. М., 1972. С.7-36, 83-91.

2. Вольтер Ф. Философские сочинения. М., 1988.

3. Гольбах П. Избр. Филос. произв. В 2 т. М., 1963.

4. Декарт Р. Рассуждение о методе. //Соч. Т.1. М., 1986.

5. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия XVIII века. М., 1986.

6. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1984.

7. Руссо Ж.-Ж.. Трактаты. М., 1969.

8. Соколов В.В. Европейская философия XV –XVII вв. М., 1984.

Методические рекомендации

Внимание! Студенты естественных факультетов рассматривают вопросы семинара №№ 1,2, а студенты гуманитарных факультетов – вопросы №№1,3.

Философия Нового времени XVI-XVIII веков – это период становления и оформления многих естественных наук (физики, химии, математики, механики и др.). Потому центральное место в проблематике этого периода занял вопрос о выработке общенаучных методов познания, а ведущим разделом философии становится гносеология. Первый вопрос семинара предполагает исследование настойчивых поисков метода, которые осуществляли крупнейшими философами этого времени – Ф.Бэкона и Р.Декарта. Рассмотрите их биографии. Каким образом они строят свои теории? В чем суть эмпиризма и рационализма?

Просвещение занимает особое место в философии нового времени, а его значение выходит далеко за рамки эпохи, когда жили и творили его представители. Почти весь XIX век прошел под знаком торжества идей Просвещения. Одним из центральных в философии Просвещения было учение о природе, которое имело материалистическую окрашенность и антиметафизическую направленность. По мнению просветителей в основание учения о природе должны быть положены опыты и эксперименты. Обратите внимание, что на этих воззрениях лежит печать механицизма: в XVIII веке химия, биология находились в зачаточном состоянии, поэтому основой общего мировоззрения оставалась механика. Законы механики в этом период считались всеобщими и применялись как к биологическим, так и к социальным явлениям. В рамках второго вопроса предполагается ознакомиться с идеями П.Гольбаха (работа «Система природы») и наиболее ярким примером механицизма – взглядами Ж.О. Ламетри (сочинение «Человек-машина»).

Просветители видели радикальное средство совершенствования человека и общества в распространении знания, науки, в просвещении и правильном воспитании человека. В основе их мировоззрения и философии лежала убежденность в разумности мироздания, а значит – в возможности построения общества в соответствие с разумными принципами воспитания «разумного» человека. Именно исходя из этих посылок следует раскрыть третий вопрос семинара. Каковы взгляды Ф.Вольтера и Ж.-Ж. Руссов на человека и общество? В чем их сходство и отличие? Что портит человеческую природу и как ее исправить? Какие варианты предлагали эти философы?

 

Тема 6. Немецкая классическая философия.

 

  1. Учение о познании и этика И.Канта.
  2. Философская система Г.Гегеля.

 

Литература

  1. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.
  2. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX веков. М., 1989.
  3. Ляткер Я.А. Декарт. М., 1975.
  4. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.
  5. Нарский И.С. Кант. М., 1976.
  6. Ойзерман Т.И. Кант и Гегель как исторические личности. // Вопросы философии. 2006. № 11.
  7. Субботин А.Л. Френсис Бэкон. М., 1974.
  8. Фишер К. Декарт. Спб., 1994.

 

Методические рекомендации

Немецкая классическая философия подводит своеобразный итог развития философской мысли на данном этапе западноевропейской истории, внесла существенный вклад в постановку и разработку философских проблем. В частности, была переосмыслена и заново сформулирована проблема отношения объекта и субъекта, разработан диалектический метод познания. На семинаре предполагается подробно рассмотреть учения двух крупнейших представителей немецкой классической философии – И.Канта и Г.Гегеля.

В первом вопросе желательно ознакомиться с биографией философа и его трудами. Изучите учение о познании Канта. Почему считается, что философ совершил «копернианский переворот» в теории познания? Что понимает Кант под «критикой чистого разума»? Что представляет собой научное знание? В чем суть агностицизма И.Канта? Каковы основные идеи нравственного учения философа? В чем суть категорического императива? Почему, по мысли Канта, человек, руководствующийся категорическим императивом, не может быть счастлив? Актуальны ли идеи Канта в наше время?

Второй вопрос предполагает знакомство с философской системой Г.Гегеля. Желательно получить представление о жизненном пути философа и его основных трудах. Философия Гегеля – это философия объективного идеализма. Разберитесь, почему. Что такое «абсолютная идея»? Какие стадии она проходит в процессе саморазвития? В чем суть диалектического метода Гегеля? Каковы законы диалектики? Что понимал Гегель под следующими понятиями: качество, количество, мера, свойство, скачок тождество, противоположность, противоречие, становление. Как вы думаете, почему философское наследие Гегеля вошло в сокровищницу мировой философской мысли?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.26.156 (0.007 с.)