ТОП 10:

Тема 9. Сознание как философская проблема.



1. Сущность сознания как философская проблема.

2. Сознание как высшая форма отражения.

3. Субъект сознания. Индивидуальное и общественное сознание.

4. Проблема бессознательного.

 

Литература

 

  1. Бахур А.И. Это неповторимое "я". М., 1986.
  2. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики. //ВФ. 2000. №10.
  3. Жданов Г.Б. Информация и сознание. //ВФ. 2000.№11.
  4. Жуков Н.Н. Проблема сознания: философский и социально-научный аспекты. Минск, 1987.
  5. Лой А.Н. Проблема сознания: смысл и опыт. //Философская и социологическая мысль. 1989. №10.
  6. Мозг и разум. М., 1994.

7. Никитина Е.А. Искусственный интеллект: философия, методология, инновации. // Вопросы философии. 2006. № 11.

  1. Общественное сознание и его формы. М., 1986.
  2. Общество и сознание. М., 1984.
  3. Овчаренко В.И. Осознание бессознательного. //ВФ.2000.№10.

11. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.

  1. Сакс О. Случаи из практики. // Иностранная литература. 2001. №3.

 

Методические рекомендации

Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных в философии. Сознание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому освоению мира. Это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Познать, описать, определить сознание очень трудно, так как оно не существует как отдельный предмет или вещь. Вплоть до ХХ века философия занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, и лишь в ХХ веке философы попытались объяснить феномен сознания.

Каждая эпоха имела свое представление о том, что такое сознание. Поэтому в первом вопросе семинара целесообразно представить, как менялись представления о сознании в истории философии. Какова природа сознания? Каково происхождение сознания? Расскажите о структуре сознания (когнитивные, эмоционально-волевые, регулятивно-волевые, мнемические структуры).

Во втором вопросе следует раскрыть представления о сознании как высшей форме отражения.

Субъектом сознания выступает человек. Какова система отношений сознания и мира? («я» и мир природы, «я» и мир идеалов, «я» и внутренний мир человека, «я» и мир «другого»). Что такое «общественное сознание»? Расскажите об основных формах общественного сознания.

В четвертом вопросе следует выяснить, что такое «бессознательное»? Каковы отношения его с сознанием и самосознанием? Какие философские концепции раскрывали проблему бессознательного?

 

Тема 10. Формы и методы научного познания.

1. Научное познание, его специфика.

2. Понятие методов научного исследования.

3. Теория истины. Объективное и субъективное, абсолютное и относительное в истине. Критерии истины.

4. Сциентизм и антисциентизм. Социальные функции науки. Ученый и этика.

 

Литература

 

  1. Буданов В.Г. О методологии синергетики. // Вопросы философии. 2006. № 5.
  2. Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1983.
  3. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.
  4. Кнабе Г.С. Строгость науки и безбрежность жизни. //ВФ. 2001.№8.
  5. Лекторский В.А. Теория познания. //ВФ. 1999. №8.
  6. Микешина Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов. //ВФ. 2001. №4.
  7. Наука и культура. //ВФ. 1998.№10.
  8. Порус В.Н. Является ли наука самоорганизующейся системой? // Вопросы философии. 2006. № 1.
  9. Синергетика: проблемы, перспективы, трудности. // Вопросы философии. 2006. № 9.
  10. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
  11. Теория познания. М., 1991.
  12. Теория познания. Т.3. М., 1993.
  13. Философия и методология науки. М., 1994.
  14. Философия науки: проблемы и перспективы. // Вопросы философии. 2006. № 10.
  15. Хазиев В.С. Философское понимание истины. //Философские науки. 1991. №9.
  16. Хинтика Я. Проблема истины в современной философии. //Вопросы философии. 1996.№ 9.
  17. Холотон Дж. Что такое антинаука? //ВФ. 1992.№2.
  18. Юревич А.В., Валенко И.Г. Функциональный кризис науки. //ВФ. 1998.№1.
  19. Яковлев В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки. //ВФ. 2001.№12.

Методические рекомендации

Научный уровень познания – наука – это высшая форма познания и знания. Современную науку называют «большой». Резко возросло количество ученых в мире: на рубеже 8-19 вв. их было около тысячи человек; в середине 19 в. – около 10 тыс. человек, в 1900 г. Около 100 тыс., в конце 20 в. уже свыше 5 млн. Показательно, что 90 % ученых, когда либо живших на Земле, являются нашими современниками. Наука сейчас охватывает около 15 тыс. дисциплин, которые подразделяются на фундаментальные и прикладные, естественные и общественные. Философия выполняет важную роль в построении научной картины мира, содержанием которой является научная интерпретация таких мировоззренческих понятий, как материя, мироздание, движение, пространство и время и т.д. В первом вопросе семинара необходимо рассмотреть, что такое научное познание, каковы его отличительные признаки. В чем основные отличия науки от обыденного познания? Что собой представляют эмпирический и теоретический уровни научного познания? Каковы их формы?

Одной из особенностей научного познания является наличие методов получения знания. Во втором вопросе следует осветить проблему метода в теории познания. Что такое метод? Расскажите о классификации методов. Следует рассказать о всеобщих методах (философские методы: метафизика, диалектика, синергетика), об общелогических методах (анализ, синтез, дедукция, индукция и т.п.), о научных методах (эмпирические методы и теоретические методы). Какие из этих методов используются Вами или могут быть использованы в курсовой работе?

Непосредственная цель познания в любой его форме – это истина, путь к которой обычно сложен и противоречив. Категория истины – одна из ключевых в теории познания. При подготовке третьего вопроса семинара необходимо выяснить, что такое истина. Как трактует истину классическая концепция? Какие еще трактовки истины Вы знаете? Объясните, что понимается под объективным и субъективным, абсолютным и относительным в истине. Каков критерии истины?

Наука в лице своих представителей стремится к вершинам человеческого знания. Сила науки, ее эффективность определяется достижением высот знания. Но богатство человеческой жизни не исчерпывается институтом знания. Бескорыстное служение идеалам научной истины деформируется под влиянием вненаучных и ненаучных факторов. Раскрытие физиками тайн атомного ядра позволило создать сначала атомную, потом водородную бомбу. Вопрос о том, создавать или нет атомную бомбу – это уже вопрос не физической теории, а скорее гуманитарных наук. Возникает вопрос об этике ученого, его нравственности. В четвертом вопросе семинара предполагается обсуждение сложного и противоречивого клубка вопросов. В чем заключаются социальные функции науки? Должен ли ученый в своей научной деятельности руководствоваться этическими нормами? Свободна или нет наука от требований морали?

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.004 с.)