Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Философия, круг ее проблем.

Поиск

М О С К В А

2 0 1 0

А в т о р ы:

 

В.В.Бушуева, Н.Н.Губанов, Л.П.Довженко, М.М.Догужиева, А.С.Иванова, И.П.Кавинова, К.А.Кирбетов, М.Ю.Кононова, Э.Н.Кузнецов, Т.П.Малькова, Г.А.Мирошниченко, Л.В.Мокшанцев, И.Р.Назарова, А.Н.Нестеренко, В.А.Нехамкин, Т.А.Пирютко, М.А.Плохова, Е.О.Труфанова, А.П.Федосова, О.Н.Халуторных, Г.В.Черногорцева

 

Планы практических занятий по курсу «Философия» для студентов

/ Под ред. к.ф.н., доц. С.А. Власова. – Москва: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 46 с.

 

 

Планы проведения семинарских занятий по философии подготовлены преподавателями кафедры философии Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана в соответствии с тематическим планом и программой курса философии. В нем представлены планы занятий, вопросы для обсуждения, темы рефератов, список рекомендуемой литературы.

Для студентов, изучающих курс "Философия"

 

Предисловие

 

Место философии в системе гуманитарного образования заключается в том, что она выявляет, систематизирует и помогает критически осмысливать мировоззренческие компоненты, включенные в различные области гуманитарного знания и культуры в целом.

Изучение философии является важным условием формирования духовного мира личности, нравственных качеств, мировоззрения и методологической культуры. Она помогает студенту овладеть творческим мышлением, своевременно ориентироваться в изменяющейся обстановке, способствует социальной и производственной мобильности.

Целью настоящего издания является помощь студентам в подготовке к семинарским занятиям. Данное пособие можно использовать как при подготовке к семинарским занятиям, так и во время работы в аудитории. Его могут использовать студенты, овладевающие учебным материалом, и преподаватели для проведения занятий по темам курса.

 

 

Тема 1. Философия, круг ее проблем.

Структура и функции философии

(2 часа)

1. Генезис философии. Понятие о мифе.

2. Философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения.

3. Своеобразие метода философии.

4. Функции философии.

Вопросы для обсуждения

 

1. Каковы роль и функции философии в мире?

2. Имеются ли системообразующие факторы для определенного типа мировоззрения? Раскройте их роль в этом процессе.

3. В чем суть мифологического отношения к миру?

4. Каковы механизмы функционирования мира и философии в культуре?

5. Возможен ли прогресс в философии?

6. Как проявляется философско-мировоззренческая ориентация исследователя?

 

Темы рефератов

 

1. Происхождение философии.

2. Философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения?

3. Философия как универсальный синтез культуры.

4. Специфика метода философии.

5. Роль философии в практике и познании.

6. Функции философии.

7. Значение философии в жизни человека.

8. Философия и мифология.

9. Философия как персональное знание.

10. Запад и Восток: два типа рациональности

11. История философии в структуре философского знания, ее предмет, метод.

12. Принципы классификации истории философии.

13. Исторические принципы и механизмы смены типов мировоззрения.

14. Структура философского знания: онтология, гносеология, аксиология, антропология.

15. Философская рефлексия и саморефлексия.

16. Философские категории как объяснительные принципы. Категории и символы.

17. Философия как самосознание эпохи.

 

Литература

 

1. Альбедиль М.Ф. В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь. – СПб., 2002.

2. Бибихин В.В. Язык философии. – 3-е изд., стер. – СПб., 2007.

3. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. – М., 1990.

4. Волкова А.Н. Мировоззрение: структура и способы организации: Уч. пособие. – М., 2007.

5. Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе. – М.. 2008.

6. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону, 2004.

7. Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). – М., 1992.

8. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? – М., СПб., 1998.

9. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. – М., 1993.

10. Ильин В.В. Философия: Учебник для вузов. Т. I - II. – Ростов н/Д., 2006.

11. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.

12. Философия в системе культуры: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.В. Ильина. – М., 2005.

13. Философия: учеб. для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008.

14. Спиркин А.Г. Философия для технических вузов. – М., 2007.

15. Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. – М., 1995.

 

 

Тема 2. Античная философия

(4 часа)

1. Происхождение, специфика античной философии. Культура античного полиса.

2. Первые философские школы. Постановка ионийскими «фисиологами» проблемы «архэ». Учение Гераклита об огне и логосе. Пифагорейский союз: учение о числе и монаде. Онтология элеатов. Апории Зенона.

3. Античный атомизм.

4. Софисты и Сократ. Платон: учение об идеях (эйдология), концепция знания-припоминания (анамнезис), теория государства.

5. Аристотель. Метафизика: учение о четырех см а мпричинах. Античный органон (понятие об основных законах правильного непротиворечивого мышления, силлогизме и различных видах доказательства).

6. Основные школы эпохи эллинизма (кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм). Смысл понятий «атараксия», «автаркия», «эвдемония».

 

 

Вопрос для обсуждения

 

1. Почему первые философские школы древней Греции появляются в Милете?

2. Почему Фалес считал «первоосновой» всего сущего воду, а не какой-то другой элемент мироздания?

3. Являются ли «вода» Фалеса, «воздух» Анаксимена, «огонь» Гераклита абстрактными элементами или они служат выражением конкретных свойств природы?

4. Решен ли вопрос о «первоначале» бытия современной наукой?

5. Существовало ли для Гераклита в мире что-то константное, неизменное?

6. Как вы понимаете тезис Протагора: «Человек есть мера всех вещей»?

7. Почему Сократ после несправедливого смертного приговора афинского суда отказался бежать из тюрьмы?

8. К чему привела бы в античности и в наши дни практическая реализация проекта «идеального государства» Платона?

9. Основателем каких современных наук можно считать Аристотеля?

10. Каковы основные философские идеи поэмы Лукреция «О природе вещей»?

11. Почему в древнем Риме к стоицизму примыкали столь различные по социальному положению люди: бывший раб Эпиктет и император Марк Аврелий?

12. В чем состояла новизна древнеримского скептицизма в сравнении с предшествующими (древнегреческими) философскими учениями?

13. Почему у большинства философов древнего Рима на первый план вышли этические проблемы?

 

Темы рефератов

 

 

1. Место и роль эллинского периода развития античной философии в истории философии и мировой культуры.

2. Проблема поиска «первоначала» всего сущего у Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена.

3. Милетская школа и ее роль в развитии философской мысли в древней Греции.

4. Константность и изменчивость в философии Гераклита.

5. Может ли человек быть «мерой всех вещей», как это полагал Протагор?

6. Сократ: жизнь, основные философские идеи.

7. Софисты как оппоненты Сократа.

8. Платон как ученик Сократа.

9. Теория «идеального государства» Платона: современный взгляд.

10. Аристотель как основатель системы наук.

11. «Знаковые фигуры» в философии эпохи эллинизма.

12. Проблемы этики в эллинистическо-римской философии.

13. Лукреций и его поэма «О природе вещей»: современный взгляд.

14. Философские истоки и основные принципы скептицизма.

15. Римский стоицизм и его влияние на раннехристианскую философию.

 

Литература

 

1. Антология мировой философии. - Т.1, Ч.1. – М., 1969.

2. Аристотель. Сочинения в 4-х т. – М., 1975 - 1983.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.

4. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985.

5. Боннар А. Греческая цивилизация. В 3-т. – М., 1992.
6. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1979.
7. Кессиди Ф.Х. Сократ. - М, 1976.

8. Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1988.

9. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1989.

10. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. – М., 1991.
11. Платон. Сочинения в 3-х т. - М, 1968 – 1972.
12. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Кн. 1, 2. - М, 1987.
13. Секст Эмпирик. Сочинения в 2-х т. – М., 1975 - 1976.
14. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М., 2000.

15. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2009.

16. Философия: учеб. для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008.

17. Философия: учеб. для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008.
18. Философия в системе культуры: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.В. Ильина. – М., 2005.

19. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.
20. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов. – М., 1991.

 

Темы рефератов


1. Патристика и схоластика: этапы развития.
2. Философия и технология: сходство и различия в решении мировоззренческих проблем.
З. Телеологическая концепция истории Августина.
4. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики.
5. Спор об универсалиях: номинализм – концептуализм - реализм.
6. Арабоязычная философия, ее особенности.
7. Проблема обоснования бытия Бога в средневековой философии.
8. Христианская концепция человека в философии средневековья.
9. Философские взгляды Фомы Аквинского и неотомизм.

10. Гармония знания и веры в средневековой философии.

11. Вера в структуре человеческого сознания.

Литература

1. Антологии мировой философия. Т.1. Ч.2. – М., 1969.

2. Библия (любое издание).

3. Боэций. Утешение философией. - М., 1990.

4. Василий Великий. Творения. Беседы на Шестоднев. - М, 1990.

5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.

6. Гуревич А.Я. Средневековый мир: мир безмолвствующего большинства. – М., 1990

7. Жильсон Э. Разум и откровение в Средние века. Богословие в культуре средневековья. – Киев, 1992.
8. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая. Философия древности и средневековья). – М., 1995.

9. Коплстон Ф. История средневековой философии. – М., 1997.

10. Коран (любое издание).

11. Ле Грофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

12. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). - М., 1979.
13. Майстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. - М, 1991.

14. Неретина С.С. К истории средневековой философии. – Архангельск, 2003.

15. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

16. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье. – СПб., 1995.

17. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2009.

18. Философия: учеб. для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008.


19. Философия в системе культуры: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.В. Ильина. – М., 2005.

20. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов. – М., 1991.

21. Штекль А. История средневековой философии. – СПб., 1996.

 

 

Вопросы для обсуждения


1. В чем заключается связь философии Возрождения с античными философскими идеями?
2. В чем заключаются гуманистические мотивы философии Возрождения?
3. В чем сущность учения Н. Кузанского об абсолюте как актуальной бесконечности и о природе как бесконечности потенциальной?
4. Какова роль Бруно в развитии философской мысли эпохи Возрождения?
5. Деятельность каких мыслителей Возрождения способствовала переходу от средневекового теоцентризма к активистскому антропоцентризму?
6. Как изменилось отношение к природе в философии Возрождения?
7. Каким образом деятели Реформации стремились преодолеть схоластические традиции в философии?

Темы рефератов


1. Пантеизм – специфическая черта натурфилософии Возрождения.
2. Гуманизм эпохи Возрождения и проблема индивидуальности.
З. Астрономические открытия Н. Коперника и Д. Бруно, их мировоззренческое значение.
4. Социально-философские идеи в эпоху Возрождения.
5. Религиозные движения ХVI – ХVII вв. и их взаимоотношения с философской мыслью.
6. Особенности ренессансного типа философского и научного мышления.
7. Возрожденческий гуманизм и проблема индивидуальности.
8. Реформация и ренессанс.
9. Культ художника-творца в эпоху Возрождения.

10.Социальные утопии в эпоху Ренессанса.

11. Новое понимание человека в эпоху Возрождения.

Литература

1. Антологии мировой философия. Т.2. – М., 1962.

2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989.

3. Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV в.). – М., 1983.

4. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.

5. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.

6. Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. – М., 1989.
7. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1982.

8. Макиавелли Н. Избранные сочинения. - М., 1982.

9. Мирандола П. Речь о достоинстве человек. В кн.: Человек. – М., 1991.

10. Помпонацци П. Трактаты. – М., 1990.

 

11. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. Новое время. – СПб., 1996.

12. Соколов В.В. Европейская философия ХV – ХVII веков. – М., 1984.

13. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2009.

14. Философия: учеб. для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008.

15. Философия в системе культуры: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.В. Ильина. – М., 2005.

16. Философия эпохи ранних буржуазных революций. – М., 1983.

17. Эразм Роттердамский Разговоры запросто. – М., 1969.

 

 

Вопросы для обсуждения.


1. Каковы, на Ваш взгляд, слабые стороны эмпиризма, рационализма, интуитивизма как методологических установок науки Нового времени?
2. Согласны ли Вы с мнением Р.Декарта об истинном: «Никогда не принимать за истинное ничто, что я не признал бы таковым с очевидностью»?
3. Что такое «вторичные качества» в гносеологии Д.Локка?
4. В чем суть закона достаточного основания в «Монадологии» Г.Лейбница?
5. Почему пантеизм Спинозы приводит его к выводу, что субстанция есть причина самой себя?
6. Каково значение «критического эксперимента» в классической науке?

 

Темы рефератов


1. Социокультурный генезис философии Нового времени.
2. «Новая Атлантида» Ф.Бэкона.
3. Проблема понимания бытия, природы, познания, человека в философии Нового времени.
4. Учение о субстанции в эпоху Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
5. Галилей — основатель современного естествознания.
6. Метод мысленного эксперимента.
7. "Этика" Спинозы.
8. "Монадология" Г. Лейбница.
9. "Левиафан" Т. Гоббса.
10. Философия математики в эпоху Нового Времени.
11. Эксперимент и экспериментирование в эпоху складывания классической науки.


Литература


1. Бэкон Ф. Соч. в 2 т. – М., 1977.
2. Галилей Г. Избранные труды. В 2 т. – М., 1964.
3. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.

4. Гоббс Т. Соч. В 2 т. – М., 1991.
5. Губин В.Д. История мировой философии. – М., 2007.
6. Лейбниц Г. Соч. в 4 т. – М., 1982.

7. Локк. Д. Собр. соч. в трех томах. – М., 1985.
8. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. – Собр. соч. акад. А.Н. Крылова. Т. 7. – М. - Л., 1936.
9. Паскаль Б. Мысли о религии. - М., 2001.

10. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. Новое время. – СПб., 1996.
11. Спиноза Б. Избранные произв. В 2 т. – М., 2001.

12. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII веков. – М., 1984.

13. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2009.

14. Философия: учеб. для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008.

15. Философия в системе культуры: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.В. Ильина. – М., 2005.

16. Философия эпохи ранних буржуазных революций. – М., 1983.
17. Хесле В. Гении философии Нового времени. – М., 1992.

 

Вопросы для обсуждения


1.Каково значение мира "вещей в себе" в философии Канта?
2. Чтотакое "антиномии" Канта икак они разрешаются?
3. В чем видел Гегель смысл мирового процесса, назначение человека, содержание истории?
4. Как вы поняли положение Гегеля: «все действительное разумно и все разумное действительно»?
5.Как Фейербах понимал сущность религии?
6. У Фейербаха любовь выступает основой морали и человеческих отношений. Согласны ли вы с такой трактовкой любви?
7. Как вы понимаете трактовку марксизма как философии, которая должна была изменить мир?

 

Темы рефератов


1. Век немецкого Просвещения.
2. Немецкая классическая философия и ее значение в развитии европейской культуры.
3. "Докритический" период в творчестве Канта.
4. Космогоническая теория Канта - Лапласа.
5. Разработка Кантом концепции морали.
6. Кант о "вечном мире".
7. Философская система Гегеля.
8. Законы диалектики.
9. Гегель о смысле мирового процесса.

10. К.Маркс о сущности государства.
11. Работа В.И.Ленина "Государство и революция".

 

Литература

1. Антология мировой философии: В 4 т. Т. 3. - М., 1971.

2.Дюкло Ж. Бакунин и Маркс. Тень и свет. – М., 1975.

3. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. - М., 1979.

4. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. - М., 1986.

5. Губин В.Д. История мировой философии. - М., 2007.

6. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1978.
7. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука / Соч. Т. 4. Ч 1. - М., 1965.

8. Ленин В.И. Государство и революция / Полн. собр. соч., т. 33.

9. Маркс К. К критике политической экономии / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.
10. Плеханов Г.В. Философские произведения. В 3-х т. Т. 1, 2. М., 1956.

11. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. - М., 1996.

12. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2009.

 

13. Фейербах Л. Основные положения философии будущего / Избр. филос. произведения. - М., 1955.

14. Философия: учеб. для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008.
15. Философия в системе культуры: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.В. Ильина. – М., 2005.
16. Фихте И.Г. Соч. в 2-х т. – СПб., 1993.

17. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.

 

Литература


1. Ильин В.В. Философия науки. - М., 2003.
2. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. - Ростов-н/Д., 2006.
3. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. – М., 2000.
4. Делокаров К.Х., Демидов Ф.Д. В поисках новой парадигмы:
Синергетика. Философия. Научная реальность. – М., 1999.
5. Естествознание в гуманитарном контексте. – М., 1999.
6. Кудрин Б.М. Зачем технарю Платон: Постклассическое видение философии техники. – М., 1996.
7. Мамфорд Л. Миф машины: Техника и развитие человечества. – М., 2001.
8. Митчем К Что такое философия техники? – М., 1995.
9. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. – М., 1995.
10. Наука о науке. – М., 1966.
11. Пуанкаре А. О науке. – М., 1990.
12. Чешков М.А. Глобальное видение и новая наука. – М., 1998.
13. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2006.
14. Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов. – М., 2006.
15. Философия математики и технических наук / Под ред. Лебедева С.А. – М., 2006.
16. Эйнштейн А. Эволюция физики. – М., 2001.

Вопросы для обсуждения


1.Что включает понятие "общество", каковы особенности философского осмысления данного феномена?
2. В чем специфика метрики и топологии социальных пространства и времени?
З. В чем можно объяснить многопричинность исторических событий? Какова связь историзма и циклизма?
4. Какова роль морали, права, власти в развитии общества?
5. В чем причины социальной стратификации? Возможно ли существование нестратифицированных обществ?
6. Каковы аспекты исследования социальных действий?
7. В чем негативный характер утопических идеалов?

8. Как различаются в общественной жизни социальные апологии и технологии?
9. В чем проявляется единство и различие реформ, инноваций, революций?
10. Что означает поворот к человеку, происшедший в социальной философии ХХ века?

Темы рефератов


1. Социальное бытие как предмет философского анализа.
2. Структурно-функциональная теория общества.
З. Социальная трансформация: реформы в России.
4. Социальные движения и общественный потенциал личности.
5. Гуманистическое измерение общественного прогресса.

Литература


1. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1994.
2. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.
3.. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.

4. Вебер М. Образ общества: Избранное. – М., 1994.
5. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Т. 2. – Ростов н/Д., 2006

6. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. – М., 1992.
7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизации. Общество. – М., 1992. Идея истории. Автобиография. – М., 1981.
8. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для технических вузов. – М., 2007.
9. Тойнби А. Дж. Постижение истории. Избранное. - М., 1991.
10. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
11. Тойнби А.Дж. Постижение истории. Избранное. - М., 2006.
12. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990.
13. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. - М., 1993.
14. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

 

Литература


1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2008.
2. Агацци Э. Человек как предмет философии / Вопросы философии. - 1982. - №2.
3. Айер А. Человек как предмет научного исследования / Философские науки. - 1991. - №1.
4. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

5. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. – М., 1990.
6. Бубер М. Два образа веры. - М., 1995.
7. Вебер М. Протестантская эпоха и дут капитализма / Вебер М. Избранные произведения. - М., 1993.

8. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

9. Гуревич П.С. Философская антропология: учеб. пособие. – М., 2008.
10. Ильин В.В. Аксиология. – М., 2005.
11. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.
12. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры / Философские науки. – 1991. - №7.
13. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. – М., 1977.
14. Кон И.С. Человек в поисках себя. – М., 1984.
15. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.
16. Резвицкий И.Н. Личность, индивидуальность, общество. – М., 1984.
17. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм / В кн.: Сумерки богов. – М., 1990.

18. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

19. Философия в системе культуры. Ч II. Современная научно-философская картина мира. - М., 2001.
20. Франкл В. Человек в поисках себя. – М., 1990.
21. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1992.
22. Фромм Э. Человек для себя. – М., 1993.
23. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991.

24. Чеснокова Т.Ю. Постчеловек. От неандертальца до киборга. – М., 2008.

25. Шарден Т. Феномен человека. – М., 1987.

25. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. – 2-е изд. - Соч. Т.20.

 

М О С К В А

2 0 1 0

А в т о р ы:

 

В.В.Бушуева, Н.Н.Губанов, Л.П.Довженко, М.М.Догужиева, А.С.Иванова, И.П.Кавинова, К.А.Кирбетов, М.Ю.Кононова, Э.Н.Кузнецов, Т.П.Малькова, Г.А.Мирошниченко, Л.В.Мокшанцев, И.Р.Назарова, А.Н.Нестеренко, В.А.Нехамкин, Т.А.Пирютко, М.А.Плохова, Е.О.Труфанова, А.П.Федосова, О.Н.Халуторных, Г.В.Черногорцева

 

Планы практических занятий по курсу «Философия» для студентов

/ Под ред. к.ф.н., доц. С.А. Власова. – Москва: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 46 с.

 

 

Планы проведения семинарских занятий по философии подготовлены преподавателями кафедры философии Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана в соответствии с тематическим планом и программой курса философии. В нем представлены планы занятий, вопросы для обсуждения, темы рефератов, список рекомендуемой литературы.

Для студентов, изучающих курс "Философия"

 

Предисловие

 

Место философии в системе гуманитарного образования заключается в том, что она выявляет, систематизирует и помогает критически осмысливать мировоззренческие компоненты, включенные в различные области гуманитарного знания и культуры в целом.

Изучение философии является важным условием формирования духовного мира личности, нравственных качеств, мировоззрения и методологической культуры. Она помогает студенту овладеть творческим мышлением, своевременно ориентироваться в изменяющейся обстановке, способствует социальной и производственной мобильности.

Целью настоящего издания является помощь студентам в подготовке к семинарским занятиям. Данное пособие можно использовать как при подготовке к семинарским занятиям, так и во время работы в аудитории. Его могут использовать студенты, овладевающие учебным материалом, и преподаватели для проведения занятий по темам курса.

 

 

Тема 1. Философия, круг ее проблем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.120 (0.011 с.)