Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Философия, круг ее проблем.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
М О С К В А 2 0 1 0 А в т о р ы:
В.В.Бушуева, Н.Н.Губанов, Л.П.Довженко, М.М.Догужиева, А.С.Иванова, И.П.Кавинова, К.А.Кирбетов, М.Ю.Кононова, Э.Н.Кузнецов, Т.П.Малькова, Г.А.Мирошниченко, Л.В.Мокшанцев, И.Р.Назарова, А.Н.Нестеренко, В.А.Нехамкин, Т.А.Пирютко, М.А.Плохова, Е.О.Труфанова, А.П.Федосова, О.Н.Халуторных, Г.В.Черногорцева
Планы практических занятий по курсу «Философия» для студентов / Под ред. к.ф.н., доц. С.А. Власова. – Москва: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 46 с.
Планы проведения семинарских занятий по философии подготовлены преподавателями кафедры философии Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана в соответствии с тематическим планом и программой курса философии. В нем представлены планы занятий, вопросы для обсуждения, темы рефератов, список рекомендуемой литературы. Для студентов, изучающих курс "Философия"
Предисловие
Место философии в системе гуманитарного образования заключается в том, что она выявляет, систематизирует и помогает критически осмысливать мировоззренческие компоненты, включенные в различные области гуманитарного знания и культуры в целом. Изучение философии является важным условием формирования духовного мира личности, нравственных качеств, мировоззрения и методологической культуры. Она помогает студенту овладеть творческим мышлением, своевременно ориентироваться в изменяющейся обстановке, способствует социальной и производственной мобильности. Целью настоящего издания является помощь студентам в подготовке к семинарским занятиям. Данное пособие можно использовать как при подготовке к семинарским занятиям, так и во время работы в аудитории. Его могут использовать студенты, овладевающие учебным материалом, и преподаватели для проведения занятий по темам курса.
Тема 1. Философия, круг ее проблем. Структура и функции философии (2 часа) 1. Генезис философии. Понятие о мифе. 2. Философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения. 3. Своеобразие метода философии. 4. Функции философии. Вопросы для обсуждения
1. Каковы роль и функции философии в мире? 2. Имеются ли системообразующие факторы для определенного типа мировоззрения? Раскройте их роль в этом процессе. 3. В чем суть мифологического отношения к миру? 4. Каковы механизмы функционирования мира и философии в культуре? 5. Возможен ли прогресс в философии? 6. Как проявляется философско-мировоззренческая ориентация исследователя?
Темы рефератов
1. Происхождение философии. 2. Философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения? 3. Философия как универсальный синтез культуры. 4. Специфика метода философии. 5. Роль философии в практике и познании. 6. Функции философии. 7. Значение философии в жизни человека. 8. Философия и мифология. 9. Философия как персональное знание. 10. Запад и Восток: два типа рациональности 11. История философии в структуре философского знания, ее предмет, метод. 12. Принципы классификации истории философии. 13. Исторические принципы и механизмы смены типов мировоззрения. 14. Структура философского знания: онтология, гносеология, аксиология, антропология. 15. Философская рефлексия и саморефлексия. 16. Философские категории как объяснительные принципы. Категории и символы. 17. Философия как самосознание эпохи.
Литература
1. Альбедиль М.Ф. В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь. – СПб., 2002. 2. Бибихин В.В. Язык философии. – 3-е изд., стер. – СПб., 2007. 3. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. – М., 1990. 4. Волкова А.Н. Мировоззрение: структура и способы организации: Уч. пособие. – М., 2007. 5. Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе. – М.. 2008. 6. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону, 2004. 7. Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). – М., 1992. 8. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? – М., СПб., 1998. 9. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. – М., 1993. 10. Ильин В.В. Философия: Учебник для вузов. Т. I - II. – Ростов н/Д., 2006. 11. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991. 12. Философия в системе культуры: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.В. Ильина. – М., 2005. 13. Философия: учеб. для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. 14. Спиркин А.Г. Философия для технических вузов. – М., 2007. 15. Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. – М., 1995.
Тема 2. Античная философия (4 часа) 1. Происхождение, специфика античной философии. Культура античного полиса. 2. Первые философские школы. Постановка ионийскими «фисиологами» проблемы «архэ». Учение Гераклита об огне и логосе. Пифагорейский союз: учение о числе и монаде. Онтология элеатов. Апории Зенона. 3. Античный атомизм. 4. Софисты и Сократ. Платон: учение об идеях (эйдология), концепция знания-припоминания (анамнезис), теория государства. 5. Аристотель. Метафизика: учение о четырех см а мпричинах. Античный органон (понятие об основных законах правильного непротиворечивого мышления, силлогизме и различных видах доказательства). 6. Основные школы эпохи эллинизма (кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм). Смысл понятий «атараксия», «автаркия», «эвдемония».
Вопрос для обсуждения
1. Почему первые философские школы древней Греции появляются в Милете? 2. Почему Фалес считал «первоосновой» всего сущего воду, а не какой-то другой элемент мироздания? 3. Являются ли «вода» Фалеса, «воздух» Анаксимена, «огонь» Гераклита абстрактными элементами или они служат выражением конкретных свойств природы? 4. Решен ли вопрос о «первоначале» бытия современной наукой? 5. Существовало ли для Гераклита в мире что-то константное, неизменное? 6. Как вы понимаете тезис Протагора: «Человек есть мера всех вещей»? 7. Почему Сократ после несправедливого смертного приговора афинского суда отказался бежать из тюрьмы? 8. К чему привела бы в античности и в наши дни практическая реализация проекта «идеального государства» Платона? 9. Основателем каких современных наук можно считать Аристотеля? 10. Каковы основные философские идеи поэмы Лукреция «О природе вещей»? 11. Почему в древнем Риме к стоицизму примыкали столь различные по социальному положению люди: бывший раб Эпиктет и император Марк Аврелий? 12. В чем состояла новизна древнеримского скептицизма в сравнении с предшествующими (древнегреческими) философскими учениями? 13. Почему у большинства философов древнего Рима на первый план вышли этические проблемы?
Темы рефератов
1. Место и роль эллинского периода развития античной философии в истории философии и мировой культуры. 2. Проблема поиска «первоначала» всего сущего у Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена. 3. Милетская школа и ее роль в развитии философской мысли в древней Греции. 4. Константность и изменчивость в философии Гераклита. 5. Может ли человек быть «мерой всех вещей», как это полагал Протагор? 6. Сократ: жизнь, основные философские идеи. 7. Софисты как оппоненты Сократа. 8. Платон как ученик Сократа. 9. Теория «идеального государства» Платона: современный взгляд. 10. Аристотель как основатель системы наук. 11. «Знаковые фигуры» в философии эпохи эллинизма. 12. Проблемы этики в эллинистическо-римской философии. 13. Лукреций и его поэма «О природе вещей»: современный взгляд. 14. Философские истоки и основные принципы скептицизма. 15. Римский стоицизм и его влияние на раннехристианскую философию.
Литература
1. Антология мировой философии. - Т.1, Ч.1. – М., 1969. 2. Аристотель. Сочинения в 4-х т. – М., 1975 - 1983. 3. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976. 4. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985. 5. Боннар А. Греческая цивилизация. В 3-т. – М., 1992. 8. Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1988. 9. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1989. 10. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. – М., 1991. 15. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2009. 16. Философия: учеб. для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. 17. Философия: учеб. для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. 19. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.
Темы рефератов
10. Гармония знания и веры в средневековой философии. 11. Вера в структуре человеческого сознания. Литература 1. Антологии мировой философия. Т.1. Ч.2. – М., 1969. 2. Библия (любое издание). 3. Боэций. Утешение философией. - М., 1990. 4. Василий Великий. Творения. Беседы на Шестоднев. - М, 1990. 5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2007. 6. Гуревич А.Я. Средневековый мир: мир безмолвствующего большинства. – М., 1990 7. Жильсон Э. Разум и откровение в Средние века. Богословие в культуре средневековья. – Киев, 1992. 9. Коплстон Ф. История средневековой философии. – М., 1997. 10. Коран (любое издание). 11. Ле Грофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. 12. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). - М., 1979. 14. Неретина С.С. К истории средневековой философии. – Архангельск, 2003. 15. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993. 16. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье. – СПб., 1995. 17. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2009. 18. Философия: учеб. для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008.
20. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов. – М., 1991. 21. Штекль А. История средневековой философии. – СПб., 1996.
Вопросы для обсуждения
Темы рефератов
10.Социальные утопии в эпоху Ренессанса. 11. Новое понимание человека в эпоху Возрождения. Литература 1. Антологии мировой философия. Т.2. – М., 1962. 2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989. 3. Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV в.). – М., 1983. 4. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2007. 5. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980. 6. Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. – М., 1989. 8. Макиавелли Н. Избранные сочинения. - М., 1982. 9. Мирандола П. Речь о достоинстве человек. В кн.: Человек. – М., 1991. 10. Помпонацци П. Трактаты. – М., 1990.
11. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. Новое время. – СПб., 1996. 12. Соколов В.В. Европейская философия ХV – ХVII веков. – М., 1984. 13. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2009. 14. Философия: учеб. для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. 15. Философия в системе культуры: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.В. Ильина. – М., 2005. 16. Философия эпохи ранних буржуазных революций. – М., 1983. 17. Эразм Роттердамский Разговоры запросто. – М., 1969.
Вопросы для обсуждения.
Темы рефератов
4. Гоббс Т. Соч. В 2 т. – М., 1991. 7. Локк. Д. Собр. соч. в трех томах. – М., 1985. 10. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. Новое время. – СПб., 1996. 12. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII веков. – М., 1984. 13. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2009. 14. Философия: учеб. для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. 15. Философия в системе культуры: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.В. Ильина. – М., 2005. 16. Философия эпохи ранних буржуазных революций. – М., 1983.
Вопросы для обсуждения
Темы рефератов
10. К.Маркс о сущности государства.
Литература 1. Антология мировой философии: В 4 т. Т. 3. - М., 1971. 2.Дюкло Ж. Бакунин и Маркс. Тень и свет. – М., 1975. 3. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. - М., 1979. 4. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. - М., 1986. 5. Губин В.Д. История мировой философии. - М., 2007. 6. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1978. 8. Ленин В.И. Государство и революция / Полн. собр. соч., т. 33. 9. Маркс К. К критике политической экономии / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. 11. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. - М., 1996. 12. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2009.
13. Фейербах Л. Основные положения философии будущего / Избр. филос. произведения. - М., 1955. 14. Философия: учеб. для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. 17. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.
Литература
Вопросы для обсуждения
8. Как различаются в общественной жизни социальные апологии и технологии? Темы рефератов
Литература
4. Вебер М. Образ общества: Избранное. – М., 1994. 6. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. – М., 1992.
Литература
5. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. – М., 1990. 8. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990. 9. Гуревич П.С. Философская антропология: учеб. пособие. – М., 2008. 18. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. 19. Философия в системе культуры. Ч II. Современная научно-философская картина мира. - М., 2001. 24. Чеснокова Т.Ю. Постчеловек. От неандертальца до киборга. – М., 2008. 25. Шарден Т. Феномен человека. – М., 1987. 25. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. – 2-е изд. - Соч. Т.20.
М О С К В А 2 0 1 0 А в т о р ы:
В.В.Бушуева, Н.Н.Губанов, Л.П.Довженко, М.М.Догужиева, А.С.Иванова, И.П.Кавинова, К.А.Кирбетов, М.Ю.Кононова, Э.Н.Кузнецов, Т.П.Малькова, Г.А.Мирошниченко, Л.В.Мокшанцев, И.Р.Назарова, А.Н.Нестеренко, В.А.Нехамкин, Т.А.Пирютко, М.А.Плохова, Е.О.Труфанова, А.П.Федосова, О.Н.Халуторных, Г.В.Черногорцева
Планы практических занятий по курсу «Философия» для студентов / Под ред. к.ф.н., доц. С.А. Власова. – Москва: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 46 с.
Планы проведения семинарских занятий по философии подготовлены преподавателями кафедры философии Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана в соответствии с тематическим планом и программой курса философии. В нем представлены планы занятий, вопросы для обсуждения, темы рефератов, список рекомендуемой литературы. Для студентов, изучающих курс "Философия"
Предисловие
Место философии в системе гуманитарного образования заключается в том, что она выявляет, систематизирует и помогает критически осмысливать мировоззренческие компоненты, включенные в различные области гуманитарного знания и культуры в целом. Изучение философии является важным условием формирования духовного мира личности, нравственных качеств, мировоззрения и методологической культуры. Она помогает студенту овладеть творческим мышлением, своевременно ориентироваться в изменяющейся обстановке, способствует социальной и производственной мобильности. Целью настоящего издания является помощь студентам в подготовке к семинарским занятиям. Данное пособие можно использовать как при подготовке к семинарским занятиям, так и во время работы в аудитории. Его могут использовать студенты, овладевающие учебным материалом, и преподаватели для проведения занятий по темам курса.
Тема 1. Философия, круг ее проблем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.120 (0.011 с.) |