Философия для бакалавров заочной формы обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия для бакалавров заочной формы обучения



Москва - 2011

С О С Т А В И Т Е ЛИ

Доцент В.Н. Ермолаев

Профессор М.Ю. Захаров

 

 

О ТВ Е Т С Т В Е Н Н Ы Й Р Е Д А К Т О Р

заведующий каф. философии

профессорМ.Ю. Захаров

 

 

О Б С У Ж Д Е Н А

на заседании кафедры

философии

Протокол от ____ ____________201 _ г. №_

 

ОБСУЖДЕНА И ОДОБРЕНА

на заседании методического совета Института

_____________________________________________ГУУ

(название института)

 

Протокол от ____ ____________201 _ г.№_

И Л И

 

ОБСУЖДЕНА И ОДОБРЕНА

На заседании секции Научно-методического совета ГУУ

(или на Совете по гуманитарному образованию)

 

______________________________________________________

(название секции или совета)

 

Протокол от ____ ____________201 _ г.

Организационно-методические указания

 

Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины являются:

· - овладение основами философского мировоззрения, моральными и этическими принципами,

· - приобщение к общечеловеческим ценностям,

· - ориентация в сложных общественных процессах,

· - систематическое усвоение принципов и методов познания,

· - развитие навыков логического мышления,

· - освоение общественно- и личностно-значимых стимулов профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

- Научить культуре философского осмысления общественных и экономических процессов в современном обществе.

- Выработать навыки применения современных методов исследования.

- Научить самостоятельно мыслить, обосновывать, аргументировано доказывать и отстаивать собственные убеждения человека, личности, гражданина и патриота.

- Усвоить методологию конкретных информационных исследований.

 

место дисциплины в структуре ООП

Гуманитарный, социальный и экономический цикл базовой части ООП.

Логически и содержательно-методически дисциплина связана с историей.

При освоении данной дисциплины обучающийся должен иметь знания обществознания, истории, общей теории культуры, изучаемые в школе.

Входные компетенции — ОК-3, ОК-4, в разной степени усвоения.

Данная дисциплина является предшествующей для дисциплин «Менеджмент», «Экономика», «Политическая экономия и история экономических учений», «Социология».

В результате изучения данной дисциплины обучающийся должен овладеть знаниями теории менеджмента, истории управленческой мысли, управления человеческими ресурсами, организационным поведением, социологии, политической теории и экологии.

 

Требования к результатам освоения дисциплины философия

Изучение данной дисциплины (модуля) направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

При освоении дисциплины формируются компетенции — ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4,ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16 в разной степени усвоения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основы философии и ее роли в истории человеческой культуры и становлении управленческих идей;

- основные понятия, категории и принципы философского мышления и их значимости в профессиональной деятельности управленца;

- основные этапы развития мировой философской мысли, о важнейших школах и учениях выдающихся философов;

- философские традиции, основные направления и их представителей в России;

- основных разделы философского знания;

- философские и религиозно-этические концепции человека, его назначении и смысле жизни;

- природу и сущность сознания, о взаимоотношении духовного и телесного начал в человеке;

- условия формирования личности, ее свободе и ответственности;

- об обществе, его структуре и соотношении общественного бытия и общественного сознания;

- о многообразии культур и цивилизаций, их взаимодействии и вариативности исторического процесса;

- о практике как способе отношения человека к миру;

- о многообразии форм человеческого знания, о формах и методах научного познания, об особенностях функционирования знания в современном информационном обществе;

- о роли науки в развитии цивилизации, о ценности научной рациональности и ее исторических типах, о соотношении науки и управления;

- об актуальных проблемах перспектив управления в эпоху становления информационной цивилизации.

Уметь:

- работать с современной научной литературой;

- готовить доклад или реферат по изучаемым проблемам;

- выступать с докладом или сообщением на семинарском занятии или студенческой научной конференции;

- выполнять экспресс – контрольные работы;

- работать с философскими текстами, анализировать их;

- творчески осмысливать изучаемый материал, критически анализировать литературные источники, делать выводы и обобщения;

- применять полученные знания при разработке экономических и социальных проектов, организации межличностных отношений в сфере управленческой деятельности и бизнеса;

- самостоятельно мыслить, обосновывать, аргументировано доказывать и отстаивать собственные убеждения человека, личности, гражданина и патриота;

- стремиться к личностному и профессиональному развитию.

Владеть:

- пониманием роли философии в истории человеческой культуры и становлении управленческих идей;

- знанием об основных этапах развития мировой философской мысли, представлением о важнейших школах и учениях выдающихся философов;

- представлением о классических философских текстах, охватывающих различные мыслительные эпохи и традиции (не менее пяти цельных произведений);

- общим представлением об основных отраслях философского знания; пониманием специфики философского видения управления;

- знаниями о научной картине мироздания, ее функциональных понятиях и принципах, о концепции человека; об эстетических ценностях; об историчности человеческого бытия; многообразии культур и цивилизаций, их взаимодействий.

- этическими взглядами, ценностями и убеждениями, применять их в жизни, в т.ч. в управленческой деятельности.

 

Распределение часов по темам и видам учебны занятий

(изучение дисциплины 144 или 108 часов)

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ОБЪЁМ РАБОТЫ СТУДЕНТА (ЧАС)
ВСЕГО С-ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ САМОСТ. РАБОТА
АУДИТОРНЫЕ ИНДИВИД ЗАНЯТИЯ
ЛЕКЦИИ СЕМИНАР. КОНСУЛЬТ
             
Раздел 1            
Тема 1 Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни общества и личности. Тема 2. Философия Древней Индии и Китая. Тема 3. Античная философия. Тема 4. Философия Средневековья. Тема 5. Западноевропейская философия эпохи Возрождения. Тема 6. Философия в Западной Европе XVII-XVIII вв. Тема 7. Немецкая философия 18 – 19 веков. Тема 8. Русская философия XIX-XX вв. Тема 9. Западная философия XIX-XX вв.            
Раздел 2 Тема 10. Онтология – учение об объективно-универсальном бытии и развитии. Тема 11. Философская концепция сознания. Тема 12. Философская концепция познания. Наука. Научное познание. Тема13.Философская концепция общества.            
Раздел 3 Тема 14. Философия истории. Тема 15. Философская концепция человека. Тема 16. Духовная жизнь общества и личности. Тема 17. Будущее человечества и глобальные проблемы современности. Тема 18. Философские проблемы социального управления. Теория, методология и практика.            
Всего часов на освоение дисциплины 144/108 14/4 0/4   4/3 124/95
Формы контроля: - промежуточный – контрольное задание; - итоговый – зачёт (экзамен).

Список литературы

Основная литература

1. Алексеев П. В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. М., 2002.

2. Алексеев П.В. Социальная философия: учеб. пособие. М., 2004.

3. Алексеев П.В. История философии: Учеб. М.: Проспект. 2006

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – 3-е изд., испр. и доп. М., 2004.

5. Барулин В.С. Социальная философия: учебник.- 2-е изд., испр. и доп. М., 2002.

6. Бессонов Б.Н. История и философия науки: Учеб.пособ. М.: Высшая.шк. 2009

7. Бессонов Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий: Учебное пособие. "НОРМА"2006

8. Богомолов А.С. Античная философия. М.: Высш.школа. М.2006.

9. Введение в философию: учеб. пособие / Авт. Колл.: И.Т. Фролов и др. М, 2004.

10. Кириленко Г.Г, Шевцов Е.В. Философия. Справочник для студента М., 1999.

11. Кузнецов В.Н. Европейская философия XVIIIвека: Учеб. пособ. Гриф. М. Акад.проект. 2006

12. Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта: 2-е изд. М.: Либроком. 2009

Дополнительная литература

- Философский энциклопедический словарь / Ред. колл.: С.С. Аверинцев и др. – 2-е изд. М., 1989.

- Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. Ивина А.А. М., 2004.

- Философские проблемы управления. «Вестник Университета» сб.№1 М.ГУУ. 2007.

- Философские проблемы управления. «Вестник Университета» сб.№2 М.ГУУ. 2008.

- Философские проблемы управления. «Вестник Университета» сб.№3 М.ГУУ. 2009.

Программное обеспечение

- электронная библиотека,

- сайт кафедры философии,

- учебные программы в электронном виде.

 

4. Содержание тем программы учебной дисциплины

Раздел 1. Основные этапы историческо-го развития философской мысли

 

Тема 3. Античная философия.

Поиски первоначала мира, гносеологические, эстетические, этические идеи, понимание космоса и человека в философии Древней Греции. Философия Платона. Учение Платона об идеях. Диалектика. Космос (абсолют) и два микромира – индивид и полис. Душа и тело. Теория познания Платона. Добродетели души и устройство идеального государства.

Система Аристотеля. Различие платоновского и аристотелевского типов философии. Первоначала, энтелехия и утверждение значимости единичного. Теория познания Аристотеля. Учение о душе, виды души. Добродетели, мера и счастье. Учение о государстве. Мировоззрение стоицизма.

 

Мир и человек.

Общество и человек.

Тема 14. Философия истории.

Проблема направленности исторического процесса. Основные типы социальной динамики: циклический, линейный, спиралевидный. Прогрессивное и регрессивное движение истории. Признаки прогресса, застоя, тупиковых ситуаций и регресса. Эволюционный и революционный типы развития общества, общественный прогресс.

Теория трехфазной флуктуации «социокультурных суперсистем» П.Сорокина как антитеза идеи поступательного развития. Доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общества (Д.Белл, Дж. Гэлбрейт). Теория модернизации (70 — е гг. 20 в.) и ее основные черты.

Понятие культуры. Культура как фактор развития общества. Историческое своеобразие культур. Мировая и национальная культура. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского. Концепция локальных цивилизаций О.Шпенглера и А.Тойнби. Понятие «современной цивилизации». Проблема сочетания стадиального, формационного и цивилизационного подходов в современном социально-философском знании.

Мировое развитие как процесс эволюции и становления глобальной общности народов. Социальное прогнозирование.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Номер темы (варианта) должен соответствовать последней цифре номера студенческого билета (зачетки).

Например, если последняя цифра 2, то студент выбирает одну из тем - № 2,12, 22 и т.д.

 

 

Темы контрольных заданий.

1. Мировоззрение, его сущность, исторические типы.

2. Философия в системе культуры

3. Философия и религия

4. Философия как гуманистическое мировоззрение

5. Категория бытия в философии

6. Материя как предмет философского исследования

7. Понятие материи и современные представления о многообразии форм и единстве

материального мира

8. Движение, пространство и время как атрибуты материи

9. Специфика социального времени и пространства

10.Проблема саморазвития в философии

11.Проблема социального детерминизма и самодетерминации.

12. Системный подход и диалектика

13. Диалектика человеческого бытия

14. Проблема идеального в философии

15. Происхождение сознания

16. Мышление и язык

17. Познание как процесс

18. Познание и деятельность

19. Герменевтика и социальное познание

20. Проблема рациональности в современной философии

21. Проблема истины в философии

22. Общество как предмет философского исследования

23. Модели общественного развития в современной философии

24. Культура и цивилизация

25. Социальный процесс. Критерии социального процесса

26. Историческая необходимость и свобода

27. Насилие и ненасилие в общественном развитии

28. Власть как предмет философского исследования

29. Государство и политическая власть

30. Политическое сознание: особенности и тенденции развития

31. Политика и религия в современном мире

32. Противоречие коллективизма и индивидуализма в современной культуре

33. Идея ноосферы в социальная экология

34. Современное духовное производство: специфика, перспективы развития

35. Религия в системе культуры. Мировые религии и типы культур

36. Искусство и эстетическое отношение человека к миру

37. Нравственность и автономия личности

38. Массовое сознание: управление и манипуляция

39. Идеология и обыденное сознание

40. Человек и духовность

41. Человек в мире политики и управления

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Глобальные проблемы человечества: философский аспект
  2. Нравственные ценности
  3. Связь свободы и необходимости, свободы и познания
  4. Роль искусства в развитии общества и личности
  5. Диалектическая концепция гармонии
  6. Самосознание человека
  7. Диалектический принцип отрицания
  8. Свобода выбора и ответственность
  9. Идеал и действительность
  10. Славянофилы и западники в философии России 19 века
  11. Идея развития и саморазвития в диалектике
  12. Сознание и бессознательное
  13. Истина и ценность
  14. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
  15. Становление ноосферной цивилизации
  16. Истина как процесс
  17. Философия Древней Греции (Фалес, Сократ, Платон, Аристотель)
  18. Исторические типы мировоззрения (мифология, религия)
  19. Философия как теоретическая основа мировоззрения
  20. Категории диалектики
  21. Культура и цивилизация, их многообразие в историческом процессе
  22. Философия экзистенциализма
  23. Марксистская традиция философской мысли
  24. Философия эпохи Возрождения.
  25. Наука как непосредственная производственная сила
  26. Философская категория «бытие»
  27. Общечеловеческая сущность морали. Нравственные ценности
  28. Философская концепция культуры, связь культуры и свободы
  29. Основные законы диалектики
  30. Философская концепция человека
  31. Периодизация человеческой истории как социально-философская проблема.
  32. Формационный и цивилизационный подходы
  33. Философская система Гегеля
  34. Позитивизм и пост позитивизм в западной философии ХХ века
  35. Философская система Канта
  36. Предмет философии
  37. Основные формы движения материи.
  38. Структура философского знания
  39. Сущность и происхождение сознания
  40. Принцип детерминизма. Критика индетерминизма
  41. Принцип историзма в познании.
  42. Человек: индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности и общения
  43. Принцип системности в научном познании
  44. Человеческая свобода и творчество; их взаимосвязь
  45. Прогресс как категория социальной философии.
  46. Чувственная и рациональная ступень познания
  47. Рационализм в философии Нового времени
  48. Эмпиризм в философии Нового времени

Раздел I

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - совокупность обобщенных взглядов на мир в целом, идеалов, принципов и нравственных норм, определяющих смысл жизни чело­века, его сущность и место в природе и обществе. Мировоззрение личности - ее жизненная позиция, программа поведения, ее отношение к обществу, другим людям и к самой себе.

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ - чувственно-конкретное воспри­ятие мира, для которого характерна образность, эмоциональность, наделение человеческими качествами явлений и вещей окружающего мира, их уподобле­ние процессам и событиям общественной жизни.

ДИАЛЕКТИКА - всестороннее целостное, наиболее последовательное учение о развитии явлений и процессов природного и социального мира духовной, психологической жизни человека; всеобщая методология познания и общест­венной практики.

МЕТОД - определенный способ познания и практического действия, оценок человеческого поведения, совокупность определенных правил, приемов и норм познания и ценностного отношения.

ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ - совокупность теоретически обоснован­ных, систематизированных представлений о сущности природы, общества, че­ловека, его сознании, система идеалов и духовных ценностей.

ОНТОЛОГИЯ - философское учение о бытии, всеобщей реальности, о сущем в его наиболее общих характеристиках.

ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, изучающий теорию познания, взаимоот­ношения субъекта и объекта в процессе познания, отношение знания к действи­тельности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и дос­товерности знания.

ЛОГИКА - наука о законах, формах и правилах доказательного, логически связанного мышления, средствах достижения обоснованных умозаключений и выводов.

ОБЪЕКТ - понятие, обозначающее вещь или предмет реальной действительно­сти, противостоящее субъекту познавательной и практической деятельности, одаренному сознанием существу.

СУБЪЕКТ - а) сознающее существо или группа осмысленно действующих лиц, б) источник, идеальная причина социально значимого действия, поступка, на­правленного на объект.

ОБЪЕКТИВНЫЙ, ОБЪЕКТИВНОЕ (фактор, состояние, отношение) - отно­сящийся к миру объектов, отдающий первенство и приоритет реальному, объ­ективному положению вещей, в сравнении с субъективным фактором, с подхо­дами и оценками субъекта.

СУБЪЕКТИВНЫЙ, СУБЪЕКТИВНОЕ (фактор, состояние, отношение) - отно­сящийся к сфере действий, оценок субъекта, отдающий приоритет, определяю­щее воздействие субъективному фактору, действиям и оценкам социального субъекта, в сравнении с объективным положением дел, объективными усло­виями.

ЭТИКА - учение о морали и нравственности, обосновывающее систему мораль­ных взглядов, принципов, идеалов нравственного поведения, раскрывающее сущность добра и зла, справедливости и несправедливости, смысл жизни чело­века, основные нормы и традиции истинного, достойного образа жизни.

ЭСТЕТИКА - учение о прекрасном в действительности и художественном творчестве человека, о законах человеческой красоты, о безобразном, о возвы­шенном и низменном, о героическом и пошлом.

МЕТАФИЗИКА - первоначальное значение этого термина - философская наука о первых началах, о субстанциях и всеобщем, о безусловном и абсолютном бы­тии, не сводимом ни к какой эмпирически данной вещи. В настоящее время термин "метафизика" имеет позднее значение - как всеобщий метод, противо­положный диалектике, отвергающий первостепенное значение идеи развития и саморазвития мира.

АБСОЛЮТ - понятие, принципиально отличающееся от относительного. Абсо­лют выражает полное и завершенное совершенство какого-либо объекта или субъекта, субъективного состояния, высочайший авторитет, наивысшую сте­пень могущества. Чаще всего свойства абсолюта приписываются Богу, духу, нравственному идеалу, идее, разуму и долгу человека, воле.

РЕФЛЕКСИЯ - способность человеческого мышления осознавать свои собственные формы и содержание, цели и основания жизнедеятельности, критически анализировать методы и результаты познания, критерии оценок поведения.

 

Раздел II

КОСМОС - понятие, впервые введенное Пифагором для обозначения целостного мироздания, единства мира в противоположность хаосу.

ХАОС - неупорядоченная мощь творящей природы, могущественная основа, космической жизни.

ЛОГОС - первоначально - слово, закон, совокупность принципов устройства мира. В античности Логос - понятие логическое, языковое и в то же время - на­турфилософское, обозначавшее определенный порядок во взаимодействии сти­хий (воды, огня, воздуха). Логос - есть закономерность, по которой все совер­шается в природном и социальном мире человека, и прежде всего в космиче­ском процессе.

СОФИСТИКА -1) философское течение в Др. Греции, созданное софистами,
выдвигавшими принцип: "Человек есть мера всех вещей". 2) рассуждения (вы­вод, доказательство), основанные на преднамеренном нарушении законов и
принципов формальной логики, на употребление бездоказательных доводов и
недостаточно обоснованных аргументов, выдаваемых за правильные.

ТЕОЛОГИЯ - богословие, учение о Боге.

ТЕИЗМ - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолюта как бесконечного личностного начала, сотворившего мир в свободном акте.

ДЕИЗМ - воззрение, согласно которому бог признается как первопричина мира. В дальнейшем же мир развивается по собственным (естественным) законам.

КРЕАЦИОНИЗМ - религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

СХОЛАСТИКА - отвлеченный догматический способ мышления, опирающий­ся не на реальности жизни, а на авторитет религиозных истин, канонизированных текстов и на формально-логическую правильность односторонних, дедуктивных, чисто словесных рассуждений.

УНИВЕРСАЛИИ - в схоластике общие понятия, идеи, которые, имея самостоя­тельный смысл, существуют телесно, "до вещей", или "в вещах", либо же они существуют только в виде умственных построений "после вещей", являются просто "именами вещей", словами.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - воззрение, согласно которому человек есть центр Все­ленной, ее высшая ценность, цель всех совершающихся в мире событий.

ПАНТЕИЗМ - учение, которое растворяет идею Бога в природе, по сути считая природу - определяющим в мире началом, а божественное влияние отодвигая на второй план.

СУБСТАНЦИЯ - определяющее первоначало мира, глубочайшая изменяющая­ся действительность. Субстанция существует благодаря самой себе, будучи причиной самой себя.

ИНДУКЦИЯ - логический научный метод движения знания ототдельного, осо­бенного к общему, всеобщему и закономерному. Ее выводы о связи изучаемых явлений и результаты делаются на основе эмпирических наблюдений и экспе­риментов.

ДЕДУКЦИЯ - метод логического мышления, который ведет от установленных общих положений и выводов к частному, к особенным проявлениям общего.

ЭМПИРИЗМ - направление в теории познания, научном мышлении: познание истины выводит из чувственного опыта (эмпирии).

РАЦИОНАЛИЗМ - гносеологическое направление, признающее разум основой познания и высшей ценностью духовной культуры, поведения людей.

"ВЕЩЬ-В-СЕБЕ" (по Канту) -1) вещь, существующая для себя самой, незави­симо от познающего субъекта, 2) непознаваемая основа чувственно ощущае­мых и рассудочно мыслимых предметов, 3) умопостигаемый предмет, то есть безусловный, запредельный для опыта предмет разума (бог, бессмертие, свобо­да).

"ВЕЩЬ ДЛЯ НАС" (по Канту) - вещь, чьи существенные характеристики ста­новятся познанными в процессе практики.

АПРИОРИ - знание, предшествующее опыту и независимое от него.

ПАНЛОГИЗМ - учение о том, что все явления действительности есть продукт, выражение логически оформленной абсолютной идеи, выражение разума как вершины этой идеи.

ИМПЕРАТИВ - безусловное требование, закон поведения. У Канта категориче­ский императив - общезначимое нравственное предписание, в противополож­ность личному принципу (максиме): "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства". "Человек должен быть всегда целью твоих нравственных действий и никогда только средством".

ЗАПАДНИЧЕСТВО - движение русской общественной философской мысли 40-50-х гг. XIX в., сторонники которого широко пропагандировали и защищали идею приобщения России к европейской цивилизации, начатого государствен­ными реформами Петра I.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО - направление русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. XIX в., выдвинувшее и обосновавшее идею особой, мессиан­ской роли России и других славянских стран в мире.

СОБОРНОСТЬ - понятие, выражающее сущность и природу культуры, человеческого бытия как коллективных качеств, возникших и развившихся на базе духовного единения людей, общности их идеалов и ценностей.

СОФИЯ - образ вечной женственности и божественной мудрости. Основной, центральный образ философии В.С.Соловьева.

РУССКАЯ ИДЕЯ - идея особой судьбы и предназначения России, разрабатывавшаяся в лоне отечественной философии и культуры ХГХ - начале XX в. Доминирующий мотив русской идеи - признание ее глубинным выражением все-человеческого единства народов мира. По В.Соловьеву, именно России суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основах христианства.

ВСЕЕДИНСТВО - единство Вселенной, человечества - высший принцип организации бытия, всех вещей и явлений мира. В онтологии В.Соловьева всеединство предстает кА кдобро, истина и красота, в гносеологии - как система цельного знания.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - так называется материалистическое учение Л.Фейербаха, центральной проблемой которого стал человек как абсолютный предмет философии, высшая ценность жизни, как всесторонне развитое, гармоничное, телесное и духовное существо.

МАТЕРИАЛИС'ГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ (исторический материализм) - восходящая к К.Марксу философия истории. Согласно Марксу, «способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». В истории выделяется три этапа. Первому присуща личная зависимость человека от господствующих социальных сил. Второму - личная независимость при вещной зависимости, но при универсальном развитии производительных сил. Третьему этапу - свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и превращении их коллективной производительности в общественное достояние.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ - философское учение, которое ставит инстинкт, интуи­цию, различные формы бессознательного на первое место и рассматривает их как решающие источники познания и духовной жизни в сравнении с ролью ра­зума.

СЦИЕНТИЗМ - мировоззренческая ориентация, характерная для некоторых философских течений XX века и рассматривающая науку не только как наивысшую ступень развития человеческого разума, но и абсолютизирующая ее роль.

АНТИСЦИЕНТИЗМ - характерная для общественного сознания XX в. философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой,
подчас необоснованной критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить прогресс, улучшение жизни людей.

ПСИХОАНАЛИЗ - 1) часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З.Фрейдом в конце 19 - начале 20 в., 2) философско-психологическая теория,направленная на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни, бессознательного, рассматриваемого как доминирующий фактор индивидуальной и общественной жизни.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - философия человеческого существования, возникшее в начале 20 в. в России, Германии, Франции и др. странах. Экзистенциализм противопоставляет сциентистско-технократическому рассмотрению общества проблему человека, взятому в его внутренних характеристиках как неповтори­мое уникальное бытие.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ - философское направление, получившее развитие в конце XIX - начале XX вв. в Германии, Франции и Испании, В основу его был положен отход от классического рационализма и попытка объяснить явления жизни исходя из нее самой с помощью чувства, инстинкта, непосредственного переживания.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ - важнейшее понятие философии экзистенциализма. Означает истинное, свободное бытие человека, поток его переживаний, не сводимый к каким-либо внешним объективированным формам.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - понятие, имеющее очень широкий спектр толкования, начиная от автоматических действий человека (не получающих отражения в сознании) и кончая особой сферой психической реальности, в основном опре­деляющей жизнь и поступки людей. В теории З.Фрейда бессознательное пред­ставлено в виде мощной иррациональной силы, определяющей поведение чело­века. К.Юнгом введено понятие "коллективного бессознательного", характерного для каждого народа и этноса и формирующего его творческий дух, чувства и ценности.

ВОЛЯ - сознательное и свободное устремление человека к осуществлению определенной цели, которая для него представляет определенную ценность. В философии жизни (Шопенгауэр, Ницше) воля - основополагающая сил, обуславливающая весь жизненный процесс человека.

ОНО (Ид) - согласно психоаналитической теории Фрейда, один из трех компонентов человеческой личности, наряду с Я (Эго) и сверх-Я (супер-Эго) Ид является древнейшим психическим образованием, содержащим в себе безудержные примитивные телесные инстинкты (сексуальные и агрессивные влечения), а также все наследуемое содержание психики.

 

Раздел III

БЫТИЕ - интегральная характеристика мира, как всеобщей реальности, утверждающая целостность и его единство через соотношение основных начал, cyбстанций, принципов и сфер существования природы, общества, человека, его культуры, их специфических форм.

ОБРАЗ - субъективная форма отражения материального мира. По содержанию образ соответствует своему объекту, но лишь как приближенная копия его.

ИДЕАЛЬНОЕ - это образы будущих результатов деятельности, программы, ду­ховно-нравственных образов высшего совершенства; высшие ценности бытия человека (добро, правда, справедливость, красота и другие), которые человек реализует в своей жизнедеятельности.

ЗНАНИЕ - проверенный практический результат познания действительности,
верное ее отражение в мышлении человека; форма представления информации.

 

ОТРАЖЕНИЕ - одно из центральных понятий диалектико-материалистической
теории познания. Отражение понимается как представленность свойств одной
системы в другой (неживой, живой и социальной), согласно принципу адекватности результатов познания своему источнику. Оно предполагает творческое
отношение человека к миру ради достижения блага и счастья жизни.

СОЗНАНИЕ - свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

САМОСОЗНАНИЕ - осознание человеком своих мыслей и чувств, своего по­ложения в обществе, отношения к другим людям. Это - осознание себя как осо­бой и единой личности, субъекта познавательной, нравственной, религиозной, эстетической, политической и других видов деятельности и человеческого об­щения.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не под­дающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

МАТЕРИЯ - как философская категория, служит для обозначения объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания и отобра­жаемой им.

ПРОСТРАНСТВО - всеобщая форма бытия материального мира, характери­зующая протяженность, соразмерность его структурных форм и образований. ВРЕМЯ - всеобщая форма бытия, выражающая длительность и последователь­ность событий мира.

РЕДУКЦИОНИЗМ - методологический подход, согласно которому высшие, сложные формы организации (например, биологические и социальные) могут быть сведены к низшим и простым (физическим или химическим) и полностью объяснены только закономерностями последних.

ЗАКОН - всеобщая и необходимая, следовательно воспроизводимая и сущест­венная, определяющая специфику явления, связь.

КАТЕГОРИЯ - понятие, отражающее наиболее общие и существенные свойст­ва, законы природы, общества и мышления.

КАЧЕСТВО - это внутренняя определенность, целостная система характерных черт предметов, явлений

КОЛИЧЕСТВО - такая определенность предмета (величина составляющих его элементов, его объем, размеры и др.), изменение которой в соответствующих границах не ведет к превращению данного качества в новое качество.

СВОЙСТВО - сторона предмета, обуславливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними.

МЕРА - целостное единство количественных и качественных характеристик предмета, явления, процесса, в рамках которого сохраняется коренная качест­венная определенность.

СКАЧОК - переход от одной системы данного качества к другой системе ново­го качества.

ЕДИНИЧНОЕ - философская категория, выражающая специфику, своеобразие именно данного отдельного явления, его отличие от других.

ОБЩЕЕ - философская категория, отражающая не только сходные, но необхо­димые, закономерные черты и свойства, присущие всем предметам данного класса, всем явлениям данного рода.

ОСОБЕННОЕ - философская категория, выражающая специфическое единство, синтез общего и единичного (отдельного, индивидуального).

ВСЕОБЩЕЕ - философская категория, отражающая необходимые качества и свойства, присущие всей действительности, миру как целому.

СОДЕРЖАНИЕ - философская категория, выражающая внутреннее существен­ное единство всех элементов, сторон, систем и подсистем и т.п. в их взаимодей­ствии, образующих данный качественно определенный предмет, явление, про­цесс.

ФОРМА - философская категория, выражающая: а) способ существования оп­ределенного содержания в его различных модификациях; б) внутреннюю орга­низацию содержания, его структуру. Играет активную и незаменимую роль в структурировании, функционировании и развитии данного содержания. ЦЕЛОЕ - интегрированное качество внутренней существенной связи элемен­тов, форм взаимодействия, не сводящееся к сумме составляющих его частей

ЧАСТЬ - элемент целого (целостности), необходимо заключающий в себе ее специфичность.

СИСТЕМА - это комплекс взаимодействующих элементов и структур, этап на пути становления целостности.

СТРУКТУРА - это совокупность устойчивых отношений, связей и взаимодействий между элементами целого.

СУЩНОСТЬ - совокупность внутренних необходимых свойств и качеств системы, от которых зависят все явления, в которых она выражает



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.117 с.)