Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Русская философия iх - XIх веков

Поиск

Вопросы для самопроверки.

1. Место русской философии в мировой философии. Этапы развития русской философии.

2. Древнерусская философия 9-12 вв.:

1) «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона;

2) Владимир Мономах «Поучение детям»;

3) Климент Смолятич;

4) Филипп Пустырник (Пустынник);

  1. Философия Московского Централизованного государства:

1) Даниил Заточник;

2) Сергей Радонежский;

3) Филофей и теория: «Москва-третий Рим»;

4) Максим Грек;

5) Спор иосифлян и нестяжателей (Нил Сорский и Вассиан Патрикеев);

6) Семен Полоцкий (Симион);

4. Русская Философия 18 в.:

1) Феофан Прокопович («книга о скудости и богатстве»);

2) Григорий Сковорода;

3) Андрей Кантемир;

4) Михаил Васильевич Ломоносов;

5) Александр Николаевич Радищев.

5. Философия декабристов (Павел Пестель «Русская правда» и Никита Муравьев «Конституция»),

  1. Историческая философия Петра Яковлевича Чаадаева.
  2. Философия западников и славянофилов (представители и их общие взгляды).
  3. Монархическо-охранительное направление в русской философии:

1) Теория графа Уварова «Православие, самодержавие, народность»;

2) Данилевский;

3) К.Н. Леонтьев;

4) В.В. Розанов;

9. Религиозная философия:

1) Владимир Соловьев;

2) Николай Бердяев;

  1. Революционно-демократическое направление в русской философии:

1) А.Н. Герцен;

2) В.Г. Белинский;

3) Н.Г. Чернышевский;

4) Движение народников;

5) Философия Нечаева, Лаврова, Бакунина (экстремистское террористическое направление);

  1. Философия русского космизма:

1) А.Ф. Федоров;

2) К.Э. Циолковский;

3) В.И. Вернадский;

4) П. Флоренский (+ к 6 воп.);

5) Чижевский;

  1. Русский марксизм:

1) В.И. Ленин;

2) Троцкий;

3) Плеханов.

Логические задания.

1. В чем особенность приобщения Руси к античным фундаментальным истокам философии?

2. В чем причина отсутствия необходимости и возможности выделения и развития на Руси философии как самостоятельного образования культуры?

З. Чем объясняется временное ученичество у европейских философов после появления на Руси возможности и необходимости появления и развития философии?

4. Центральная идея славянофильской философии – идея соборности. В чем глубинный смысл ее? Как здесь сочетаются свобода и индивидуальность? Соотнесите этот принцип с европейским понятием «свобода». Актуальна ли проблема соборности сегодня?

5. Прокомментируйте следующее высказывание Ф. М. Достоевского об идеальном общественном устройстве: «Я хочу не такого общества научного, где бы я не мог делать зла, а такого именно, где я мог бы делать всякое зло, но не хотел бы делать его сам».

6. Чем объясняются неоригинальность развивающейся философской культуры Руси и основные ее направления, сложившиеся к концу ХIХ в.?

7. В чем заключается суть философии общего дела Н Федорова и ее всемирное значение?

8. «Оригинальность ______ связана была с тем, что они пытались осмыслить своеобразие восточного православного типа христианства, легшего в основу русской истории» (Н. А. Бердяев) и искренне вообразили себя представителями ________ любомудрия, необходимого для спасения разлагающегося Запада» (Д.И. Писарев).

«______ были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый тип развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения» (Н.О. Лосский).

«Евразия – это значит: ни Европа, ни Азия, - третий мир. Евразия – это и Европа и Азия, помесь или синтез двух с преобладанием последней». «______, по мнению многих его представителей, характеризовалось не только общностью исторических судеб, населяющих ее народы и их родственных культур, но и, несомненно, единством социально-географического будущего».

· Заполните пропуски, определив социально-философские и интеллектуальные движения XIX-XX вв.

· Назовите их представителей.

· Какое место во всемирной истории отводится в них России?

· Какое из них сохраняет высокий идейно-политический потенциал в XXI веке? Выскажите свое суждение.

9. «Центральная антропологическая идея христианства есть идея богочеловечества, реального богочеловеческого царства. Христианство приводит к богочеловечеству, а не к богоангельству, богозвериности, ибо Христос был богочеловеком, но не богоангелом... Этика не может быть основана на разрыве Бога и человека, божественного и человеческого».

· Кому принадлежат эти размышления?

· Какая разница между человекобогом и богочеловеком?

· Почему идея богочеловека и богочеловечества так занимала русских религиозных мыслителей ХIХ-ХХ вв.? Какой смысл они в нее вкладывали?

10. По мнению В. С. Соловьева, в стремлении к высшему Добру отправной точкой служат природные данные ума и сердца человека и прежде всего стыд, жалость и благоговение, которые индивидуальны, но общим формирующим условием для всех является нравственная свобода, без которой нет доступа в нравственный мир.

· Что такое стыд, жалость, благоговение, нравственная свобода?

· Каким образом они выводят человека за рамки животного мира и возвышают над ним?

· Почему без нравственной свободы нет доступа в нравственный мир? Приведите примеры.

11. Заполните таблицу: «Специфические черты русской (идеалистической) философии конца XIX –нач. ХХ вв.»

Философия Основные направления Ведущие представители Обсуждаемые проблемы
Западноеропейская   Русская идеалистическая      

 

12.Заполните таблицу: «Основные представители русской философии конца XIX – нач. ХХ вв.»

Представитель Философская концепция, идея Основные категории Произведения

 

Тестовые задания.

1. Философская мысль в России развивалась под воздействием следующих факторов социально-культурного характера __________.

2. Истоками русской философской мысли являются _________.

3. Первыми свидетельствами, что философские рассуждения были неразрывно связаны с политическими, религиозными идеями, с житейской практикой, были ________.

4. Своеобразным философско-нравственным кодексом Древней Руси стало произведение Владимира Мономаха ________.

5. Идеологема «Москва – III Рим» появилась в ___ веке, ее оформил _______.

6. Основной идеей ее была идея о том, что Москва _________.

7. «Философское пробуждение» России относят к ____ веку – веку ______.

8. Первым философом на Руси, в точном смысле этого слова, «русским Сократом», В. В. Зеньковский (историк русской философии) назвал _____.

9. У истоков материалистической традиции русской философии стоял _____.

10. М.В. Ломоносов, говоря о Боге, называл его «великим архитектором», создавшим мир и его законы. После чего мир развивается согласно этим законам самостоятельно. Здесь зафиксирована позиция ________.

11. Специфическими чертами русской идеалистической философии являются _______.

12. Назовите характерные признаки русской философии в целом.

а). тесный союз с литературой и искусством (тяготение к живому слову);

б). тесный союз с наукой;

в) существование философских идей не в виде логических понятий, а в форме художественных образов;

г). тесная связь с общественными проблемами (публицистичность);

д). особый интерес к нравственным проблемам;

е). исключительная религиозность.

13. Сторонниками особого пути России, который якобы обусловлен религиозностью ее народа, общинным характером собственности и быта, тягой к нравственным ценностям, были ________.

14. Принцип устроения бытия, сформулированный кратко в суждении: «Единство во множестве», называется __________.

15. Впервые его сформулировал _________.

16. Истина, наполненная нравственным смыслом и идеей естественного права, есть ________.

17. Национальная идея русского народа, определяющая цели его исторического развития и задачи.

18. Историософская идея, согласно которой русский народ должен выполнить какую-то важную роль в мировой истории.

19. В русской идеалистической философии мудрость мира, принявшая форму духовной ткани бытия, возникающая одновременно с Богом и участвующая в творении мира, есть ________.

20. Первым русским философом, создавшим завершенную философскую систему был

а) Хомяков А. С.;

б) Ломоносов М. В.;

в) Соловьев В. С.;

г) Радищев А. Н.

21. Найдите соответствие:

Философское течение Его представитель

а) Славянофильство; 1) Бердяев Н. А.;

б) Западничество; 2) Федоров Н. Ф.;

в) Почвенничество; 3) Герцен А. И.;

г) Космизм; 4) Хомяков А. С.;

д) Персонализм. 5) Достоевский Ф. М.

22. Перу А. И. Герцена принадлежат ….

а) «Чтения о богочеловечестве»;

б) «Письма об изучении природы»;

в) Философические письма;

г) «Судьба России».

23. Русский ученый-мыслитель, создавший молекулярно-корпускулярную теорию строения вещества, это - …

а) Флоренский П. А.;

б) Ломоносов М. В.;

в) Циолковский К. Э.;

г) Менделеев Д. И.

24. Впервые мессианские идеи об особой роли России во всемирной истории прозвучали в размышлениях…

а) Нила Сорского;

б) Филофея;

в) Илариона;

г) А. Курбского.

25. Какова была основная тема философии П.Я. Чаадаева?

а). историческая судьба России;

б). историческая судьба Европы

26. В чем, по мнению Ф.М. Достоевского, путь к спасению человека?

а). в обращении человека к добру и Богу;

б). дальнейшем техническом прогрессе;

в). совершенствовании человека, освобождении его от соблазнов через страдания.

27. В чем выражается смысл жизни, по Л.Н. Толстому?

а). в занятии наукой;

б). в любви к Богу;

в). в любви к людям;

г). правильном отношении к людям и самому себе (осознание своего несовершенства по отношению к Богу);

д). вере в силу жизни, в любви к людям, в непротивлению злу насилием.

28. В чем суть идеи всеединства В.С. Соловьева?

а). в синтезе восточной и западной церкви;

б). синтезе религиозного, научного, философского и художественного знания.

29. Должно ли, по мнению Н. О. Лосского, противопоставлять насилию насилие?

а). да, человек сталкивается с такой необходимостью и должен после этого очистить свою душу покаянием;

б). нет, этого делать нельзя.

30. Каковы главные темы философии Н. А. Бердяева?

а). смысл существования, бытия человека;

б). свобода;

в). творчество;

г). сущность русской души.

31. Какие глобальные идеи объединяли людей различных профессий, политических и философских убеждений под эгидой направления русского космизма?

а). идея о наличии смыслового порядка в космосе;

б). идея о космической миссии человека;

в). идея о наличии гармонии между человеком и космосом (природой);

г). идея конечности, приземленности человека.

32. Кто из нижеперечисленных ученых и деятелей искусства представлял так называемое естественно-научное направление в русском космизме?

а). В. С. Соловьев;

б). К. Э. Циолковский;

в). Г.П. Федотов;

г). Н. А. Умов;

д). А. Л. Чижевский;

е). В. Ф. Одоевский;

ж). С. Н. Булгаков.

33. Книга В.С. Соловьева «Оправдание добра» посвящена вопросам _______.

34. Направление в отечественной философии, рассматривающее мир как саморазвивающуюся систему, не нуждающуюся для своего существования ни в каких потусторонних силах. Назовите его представителей.

35. Проблема богочеловечества разрабатывалась в русской философии _____.

36. Главная идея философии и жизненное кредо Н.А. Бердяева.

37. «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» принадлежат перу _______.

38. Философию ненасилия обосновал и развил в русской общественно-политической и этической мысли _______.

39. Термин «всеединство» в философии В. С. Соловьева означает …

а) Единство природы;

б) Единство человека, природы и общества;

в) Учение о сущности Единого;

г) Единство Бога со всем миром.

40. Соотнесите:

Философ Основное понятие его философии

а) Чернышевский Н. Г.; 1) Добро;

б) Соловьев В. С.; 2) Красота;

в) Бердяев Н. А.; 3) Ноосфера;

г) Вернадский В. И. 4) Творчество.

41. Для русской идеалистической философии наиболее характерными были ….

а) Системность;

б) Строгость логических построений;

в) Онтологизм;

г) Нравственное содержание.

42. Найдите соответствие между:

Философская концепция Ее автор

а) Концепция «общего дела»; 1) Соловьев В. С.;

б) Концепция «всеединства»; 2) Федоров Н. Ф.;

в) Концепция ноосферы; 3) Холодный Н. Г.;

г) Концепция антропокосмизма. 4) Вернадский В. И.

43. Наиболее влиятельным и известным русским философом на Западе в ХХ столетии был:

а) Соловьев В. С.;

б) Бердяев Н. А.;

в) Шестов Л. И.;

г) Розанов В. В.

 

Дополнительная литература

1. Абрамова А. И. Метафизика любви и философия сердца в русской философской культуре / Философия любви. В 2 тт. – Т. 1. – М., 1990.

2. Акулинин В. Н. Философия всеединства: от В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому / В. Н. Акулинин. – Новосибирск. 1990.

3. Аржанухин С. В., Емельянов Б., Холстинин Р. И. Очерки русской философии XVIII-XX веков / С. В. Аржанухин, Б. В. Емельянов, Р. И. Холстинин. – Екатеринбург. 1994.

4. Взгляд на русскую философию: подборка статей // Вопросы философии. 1994. № 1.

5. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философская мысль IX-XIX веков / А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров. – М., 1989.

6. История русской философии / Под ред. М.А. Маслина. – М.: КД Университет, 2008. – 640 с.

7. Койре, А. Философия и национальная проблема в России начала XIX века: пер. с фр. / А. Койре. – М.: Три квадрата, 2003. – 304 с.

8.Новиков А. И. История русской философии / А. И. Новиков. – СПб. 1998.

9. Русская мысль в век Просвещения. – М., 1991.

10. Сапронов, П.А. Русская философия: Проблема своеобразия и основные линии развития / П.А. Сапронов. – М.: Вектор, 2008. – 480 с.

11.Солнцев Н. В. Русская философия. Имена. Учения. Тексты / Н. В. Солнцев. – М., 2001.

12. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия / В. С. Соловьев. – М., 1996.

13.Столович, Л.Н. История русской философии. Очерки / Л.Н. Столович. – М.: Республика, 2005. – 496 с.

14.Яковенко, Б.В. История русской философии: пер. с чешского / Б.В. Яковенко. – М.: Республика, 2003. – 512 с.


Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Русиотносится к IX-XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения древнерусского государства – Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания)

 

Основные темы ранней русской философии

Рис. 8.1. Русская илософия

 

христианство;
сохранение рус­ской духовности;

Рис. 8.2. Русская философия XII –XVII вв

 

 

Рис. 8.3. Философия эпохи петровских реформ

 

 

также Ломоносовым была выдвинута атомическая ("кор­пускулярная") теория строения вещества, по которой все предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц ("корпускул", то есть атомов) - материальных монад;
М.В.Ломоносов был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая тради­ции в русской философии;  

Рис. 8.4. Материалистическая философия середины и второй половины XVIII в.

 

Рис. 8.5. Основные направления русской философии XIX в.

 

ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой
необходимость для Росси правого строя;
Основная направленность философии декабристов – социально-политическая

Рис. 8.6. Философия декабристов

 

 

жизнь в коллективе - главный фак­тор, отличающий человека от животных;
находясь с рождения до самой смерти в коллективе (обществе), человек стано­вится человеком, личностью
человек, по Чаадаеву, есть соедине­ние материальной и духовной субстан­ций;

 

Рис. 8.7. Историческая философия

 

Рис. 8.8. Основные постулаты "западников" и "славянофилов''

 

Революционно-демократическое направление русской философии XIX в.

 

Рис. 8.9. Революционно-демократическое направление русской философии XIX в.

русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: "Святой Руси" (Москва - Третий Рим), "Великой Руси" (реформы Петра I) и "Свободной Руси" (дух декабристов и Пушкина).
идея "богочеловека" - жизненного пути личности, который основан на следо­вании Богу, добре, нравственности;
идея Софии - всеобщей Божественной мудрости;

 

Рис. 8.10. Либеральное направление русской философии XIX в.

 

Ф.М. Достоевский будущее России видел не в капитализме и не в социализме, ав опоре на рус­скую "национальную почву" - обычаи, традиции;

 

Рис. 8.11. Философия Ф.М. Достоевского

 

 

необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;

 

Рис. 8.12. Суть толстовства

 

Рис. 8.13. Религиозное направление Ортодоксально-монархической философии

 

Рис. 8.14. Основные направления русской философии конца XIX-XX вв.

 

выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсолютном и вселкиующем Боге и всех хри­стианских церквей в единую христианскую “экуменическую” Церковь:
причину всех бед на Земле философ ви­дел в разобщении: в обществе это разделе­ние па экономическую, политическую, ду­ховную сферы и разобщенность внутри них, в религии - разобщенность христи­анских церквей (православие. католиче­ство, протестантизм);

 

Рис. 8.15. Русская религиозная философия XIX и XX вв.

свои идеи Чижевский старался выразить не научными понятиями с помощью языка науки, а стихами. художественными произведениями:
развитие жизни на Земле (био­сферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится пол сильнейшим влия­нием космоса;

Рис. 8.16. Космизм

было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строения атома и конфигурации атомов;
Естественнонаучная философия (представлена в творчестве ученых-естествопытателей)

 

Рис. 8.17. Естественнонаучная философия

 

Имела ярко выра­женный материалисти­ческий характер и раз­вивалась в жестких рамках марксистской философии (диалекти­ческою и историческо­го материализма), что делало ее несколько догматической.
Начиная с 20-х гг. XX в. и вплоть до начала 90-х гг. XX в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия

 

 

Рис. 8.18. Советская философия

 

проблема ценностей

 

Рис. 8.19. Основные направления советской философии

 

Философия "русского зарубежья"- особое философское направление, возникшее в эмигра­ции, в различных иностранных государствах

 

Рис. 8.20. Философия "русского зарубежья"

 

 

Рис. 8.21. Философия "русского зарубежья" (продолжение)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.220.201 (0.01 с.)