Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Русская философия iх - XIх вековСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы для самопроверки. 1. Место русской философии в мировой философии. Этапы развития русской философии. 2. Древнерусская философия 9-12 вв.: 1) «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона; 2) Владимир Мономах «Поучение детям»; 3) Климент Смолятич; 4) Филипп Пустырник (Пустынник);
1) Даниил Заточник; 2) Сергей Радонежский; 3) Филофей и теория: «Москва-третий Рим»; 4) Максим Грек; 5) Спор иосифлян и нестяжателей (Нил Сорский и Вассиан Патрикеев); 6) Семен Полоцкий (Симион); 4. Русская Философия 18 в.: 1) Феофан Прокопович («книга о скудости и богатстве»); 2) Григорий Сковорода; 3) Андрей Кантемир; 4) Михаил Васильевич Ломоносов; 5) Александр Николаевич Радищев. 5. Философия декабристов (Павел Пестель «Русская правда» и Никита Муравьев «Конституция»),
1) Теория графа Уварова «Православие, самодержавие, народность»; 2) Данилевский; 3) К.Н. Леонтьев; 4) В.В. Розанов; 9. Религиозная философия: 1) Владимир Соловьев; 2) Николай Бердяев;
1) А.Н. Герцен; 2) В.Г. Белинский; 3) Н.Г. Чернышевский; 4) Движение народников; 5) Философия Нечаева, Лаврова, Бакунина (экстремистское террористическое направление);
1) А.Ф. Федоров; 2) К.Э. Циолковский; 3) В.И. Вернадский; 4) П. Флоренский (+ к 6 воп.); 5) Чижевский;
1) В.И. Ленин; 2) Троцкий; 3) Плеханов. Логические задания. 1. В чем особенность приобщения Руси к античным фундаментальным истокам философии? 2. В чем причина отсутствия необходимости и возможности выделения и развития на Руси философии как самостоятельного образования культуры? З. Чем объясняется временное ученичество у европейских философов после появления на Руси возможности и необходимости появления и развития философии? 4. Центральная идея славянофильской философии – идея соборности. В чем глубинный смысл ее? Как здесь сочетаются свобода и индивидуальность? Соотнесите этот принцип с европейским понятием «свобода». Актуальна ли проблема соборности сегодня? 5. Прокомментируйте следующее высказывание Ф. М. Достоевского об идеальном общественном устройстве: «Я хочу не такого общества научного, где бы я не мог делать зла, а такого именно, где я мог бы делать всякое зло, но не хотел бы делать его сам». 6. Чем объясняются неоригинальность развивающейся философской культуры Руси и основные ее направления, сложившиеся к концу ХIХ в.? 7. В чем заключается суть философии общего дела Н Федорова и ее всемирное значение? 8. «Оригинальность ______ связана была с тем, что они пытались осмыслить своеобразие восточного православного типа христианства, легшего в основу русской истории» (Н. А. Бердяев) и искренне вообразили себя представителями ________ любомудрия, необходимого для спасения разлагающегося Запада» (Д.И. Писарев). «______ были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый тип развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения» (Н.О. Лосский). «Евразия – это значит: ни Европа, ни Азия, - третий мир. Евразия – это и Европа и Азия, помесь или синтез двух с преобладанием последней». «______, по мнению многих его представителей, характеризовалось не только общностью исторических судеб, населяющих ее народы и их родственных культур, но и, несомненно, единством социально-географического будущего». · Заполните пропуски, определив социально-философские и интеллектуальные движения XIX-XX вв. · Назовите их представителей. · Какое место во всемирной истории отводится в них России? · Какое из них сохраняет высокий идейно-политический потенциал в XXI веке? Выскажите свое суждение. 9. «Центральная антропологическая идея христианства есть идея богочеловечества, реального богочеловеческого царства. Христианство приводит к богочеловечеству, а не к богоангельству, богозвериности, ибо Христос был богочеловеком, но не богоангелом... Этика не может быть основана на разрыве Бога и человека, божественного и человеческого». · Кому принадлежат эти размышления? · Какая разница между человекобогом и богочеловеком? · Почему идея богочеловека и богочеловечества так занимала русских религиозных мыслителей ХIХ-ХХ вв.? Какой смысл они в нее вкладывали? 10. По мнению В. С. Соловьева, в стремлении к высшему Добру отправной точкой служат природные данные ума и сердца человека и прежде всего стыд, жалость и благоговение, которые индивидуальны, но общим формирующим условием для всех является нравственная свобода, без которой нет доступа в нравственный мир. · Что такое стыд, жалость, благоговение, нравственная свобода? · Каким образом они выводят человека за рамки животного мира и возвышают над ним? · Почему без нравственной свободы нет доступа в нравственный мир? Приведите примеры. 11. Заполните таблицу: «Специфические черты русской (идеалистической) философии конца XIX –нач. ХХ вв.»
12.Заполните таблицу: «Основные представители русской философии конца XIX – нач. ХХ вв.»
Тестовые задания. 1. Философская мысль в России развивалась под воздействием следующих факторов социально-культурного характера __________. 2. Истоками русской философской мысли являются _________. 3. Первыми свидетельствами, что философские рассуждения были неразрывно связаны с политическими, религиозными идеями, с житейской практикой, были ________. 4. Своеобразным философско-нравственным кодексом Древней Руси стало произведение Владимира Мономаха ________. 5. Идеологема «Москва – III Рим» появилась в ___ веке, ее оформил _______. 6. Основной идеей ее была идея о том, что Москва _________. 7. «Философское пробуждение» России относят к ____ веку – веку ______. 8. Первым философом на Руси, в точном смысле этого слова, «русским Сократом», В. В. Зеньковский (историк русской философии) назвал _____. 9. У истоков материалистической традиции русской философии стоял _____. 10. М.В. Ломоносов, говоря о Боге, называл его «великим архитектором», создавшим мир и его законы. После чего мир развивается согласно этим законам самостоятельно. Здесь зафиксирована позиция ________. 11. Специфическими чертами русской идеалистической философии являются _______. 12. Назовите характерные признаки русской философии в целом. а). тесный союз с литературой и искусством (тяготение к живому слову); б). тесный союз с наукой; в) существование философских идей не в виде логических понятий, а в форме художественных образов; г). тесная связь с общественными проблемами (публицистичность); д). особый интерес к нравственным проблемам; е). исключительная религиозность. 13. Сторонниками особого пути России, который якобы обусловлен религиозностью ее народа, общинным характером собственности и быта, тягой к нравственным ценностям, были ________. 14. Принцип устроения бытия, сформулированный кратко в суждении: «Единство во множестве», называется __________. 15. Впервые его сформулировал _________. 16. Истина, наполненная нравственным смыслом и идеей естественного права, есть ________. 17. Национальная идея русского народа, определяющая цели его исторического развития и задачи. 18. Историософская идея, согласно которой русский народ должен выполнить какую-то важную роль в мировой истории. 19. В русской идеалистической философии мудрость мира, принявшая форму духовной ткани бытия, возникающая одновременно с Богом и участвующая в творении мира, есть ________. 20. Первым русским философом, создавшим завершенную философскую систему был а) Хомяков А. С.; б) Ломоносов М. В.; в) Соловьев В. С.; г) Радищев А. Н. 21. Найдите соответствие: Философское течение Его представитель а) Славянофильство; 1) Бердяев Н. А.; б) Западничество; 2) Федоров Н. Ф.; в) Почвенничество; 3) Герцен А. И.; г) Космизм; 4) Хомяков А. С.; д) Персонализм. 5) Достоевский Ф. М. 22. Перу А. И. Герцена принадлежат …. а) «Чтения о богочеловечестве»; б) «Письма об изучении природы»; в) Философические письма; г) «Судьба России». 23. Русский ученый-мыслитель, создавший молекулярно-корпускулярную теорию строения вещества, это - … а) Флоренский П. А.; б) Ломоносов М. В.; в) Циолковский К. Э.; г) Менделеев Д. И. 24. Впервые мессианские идеи об особой роли России во всемирной истории прозвучали в размышлениях… а) Нила Сорского; б) Филофея; в) Илариона; г) А. Курбского. 25. Какова была основная тема философии П.Я. Чаадаева? а). историческая судьба России; б). историческая судьба Европы 26. В чем, по мнению Ф.М. Достоевского, путь к спасению человека? а). в обращении человека к добру и Богу; б). дальнейшем техническом прогрессе; в). совершенствовании человека, освобождении его от соблазнов через страдания. 27. В чем выражается смысл жизни, по Л.Н. Толстому? а). в занятии наукой; б). в любви к Богу; в). в любви к людям; г). правильном отношении к людям и самому себе (осознание своего несовершенства по отношению к Богу); д). вере в силу жизни, в любви к людям, в непротивлению злу насилием. 28. В чем суть идеи всеединства В.С. Соловьева? а). в синтезе восточной и западной церкви; б). синтезе религиозного, научного, философского и художественного знания. 29. Должно ли, по мнению Н. О. Лосского, противопоставлять насилию насилие? а). да, человек сталкивается с такой необходимостью и должен после этого очистить свою душу покаянием; б). нет, этого делать нельзя. 30. Каковы главные темы философии Н. А. Бердяева? а). смысл существования, бытия человека; б). свобода; в). творчество; г). сущность русской души. 31. Какие глобальные идеи объединяли людей различных профессий, политических и философских убеждений под эгидой направления русского космизма? а). идея о наличии смыслового порядка в космосе; б). идея о космической миссии человека; в). идея о наличии гармонии между человеком и космосом (природой); г). идея конечности, приземленности человека. 32. Кто из нижеперечисленных ученых и деятелей искусства представлял так называемое естественно-научное направление в русском космизме? а). В. С. Соловьев; б). К. Э. Циолковский; в). Г.П. Федотов; г). Н. А. Умов; д). А. Л. Чижевский; е). В. Ф. Одоевский; ж). С. Н. Булгаков. 33. Книга В.С. Соловьева «Оправдание добра» посвящена вопросам _______. 34. Направление в отечественной философии, рассматривающее мир как саморазвивающуюся систему, не нуждающуюся для своего существования ни в каких потусторонних силах. Назовите его представителей. 35. Проблема богочеловечества разрабатывалась в русской философии _____. 36. Главная идея философии и жизненное кредо Н.А. Бердяева. 37. «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» принадлежат перу _______. 38. Философию ненасилия обосновал и развил в русской общественно-политической и этической мысли _______. 39. Термин «всеединство» в философии В. С. Соловьева означает … а) Единство природы; б) Единство человека, природы и общества; в) Учение о сущности Единого; г) Единство Бога со всем миром. 40. Соотнесите: Философ Основное понятие его философии а) Чернышевский Н. Г.; 1) Добро; б) Соловьев В. С.; 2) Красота; в) Бердяев Н. А.; 3) Ноосфера; г) Вернадский В. И. 4) Творчество. 41. Для русской идеалистической философии наиболее характерными были …. а) Системность; б) Строгость логических построений; в) Онтологизм; г) Нравственное содержание. 42. Найдите соответствие между: Философская концепция Ее автор а) Концепция «общего дела»; 1) Соловьев В. С.; б) Концепция «всеединства»; 2) Федоров Н. Ф.; в) Концепция ноосферы; 3) Холодный Н. Г.; г) Концепция антропокосмизма. 4) Вернадский В. И. 43. Наиболее влиятельным и известным русским философом на Западе в ХХ столетии был: а) Соловьев В. С.; б) Бердяев Н. А.; в) Шестов Л. И.; г) Розанов В. В.
Дополнительная литература 1. Абрамова А. И. Метафизика любви и философия сердца в русской философской культуре / Философия любви. В 2 тт. – Т. 1. – М., 1990. 2. Акулинин В. Н. Философия всеединства: от В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому / В. Н. Акулинин. – Новосибирск. 1990. 3. Аржанухин С. В., Емельянов Б., Холстинин Р. И. Очерки русской философии XVIII-XX веков / С. В. Аржанухин, Б. В. Емельянов, Р. И. Холстинин. – Екатеринбург. 1994. 4. Взгляд на русскую философию: подборка статей // Вопросы философии. 1994. № 1. 5. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философская мысль IX-XIX веков / А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров. – М., 1989. 6. История русской философии / Под ред. М.А. Маслина. – М.: КД Университет, 2008. – 640 с. 7. Койре, А. Философия и национальная проблема в России начала XIX века: пер. с фр. / А. Койре. – М.: Три квадрата, 2003. – 304 с. 8.Новиков А. И. История русской философии / А. И. Новиков. – СПб. 1998. 9. Русская мысль в век Просвещения. – М., 1991. 10. Сапронов, П.А. Русская философия: Проблема своеобразия и основные линии развития / П.А. Сапронов. – М.: Вектор, 2008. – 480 с. 11.Солнцев Н. В. Русская философия. Имена. Учения. Тексты / Н. В. Солнцев. – М., 2001. 12. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия / В. С. Соловьев. – М., 1996. 13.Столович, Л.Н. История русской философии. Очерки / Л.Н. Столович. – М.: Республика, 2005. – 496 с. 14.Яковенко, Б.В. История русской философии: пер. с чешского / Б.В. Яковенко. – М.: Республика, 2003. – 512 с.
Рис. 8.1. Русская илософия
Рис. 8.2. Русская философия XII –XVII вв
Рис. 8.3. Философия эпохи петровских реформ
Рис. 8.4. Материалистическая философия середины и второй половины XVIII в.
Рис. 8.5. Основные направления русской философии XIX в.
Рис. 8.6. Философия декабристов
Рис. 8.7. Историческая философия
Рис. 8.8. Основные постулаты "западников" и "славянофилов''
Рис. 8.9. Революционно-демократическое направление русской философии XIX в.
Рис. 8.10. Либеральное направление русской философии XIX в.
Рис. 8.11. Философия Ф.М. Достоевского
Рис. 8.12. Суть толстовства
Рис. 8.13. Религиозное направление Ортодоксально-монархической философии
Рис. 8.14. Основные направления русской философии конца XIX-XX вв.
Рис. 8.15. Русская религиозная философия XIX и XX вв.
Рис. 8.16. Космизм
Рис. 8.17. Естественнонаучная философия
Рис. 8.18. Советская философия
Рис. 8.19. Основные направления советской философии
Рис. 8.20. Философия "русского зарубежья"
Рис. 8.21. Философия "русского зарубежья" (продолжение)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.255.103 (0.017 с.) |