Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Постклассическая европейская философия второй половины XIX — начала ХХ вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Разложение гегелевской школы. Л.Фейербах. Материализм Фейербаха. Антропологизм. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека. Философия марксизма. Общественная практика как предметная деятельность и ее роль в познании и преобразовании общественной жизни. Ориентация Маркса на идеалы научной рациональности. Материалистическое понимание истории — программа исследования общества на уровне целого организма. Диалектика Гегеля и ее реформирование Марксом. Современная критика марксизма. Позитивизм в XIX в. Программа «позитивной философии» О.Конта. Философия и наука, предмет философии. Классификация наук, социология в системе наук. Иррационализм и философия жизни. Мир как воля и представление А.Шопенгауэра. Метафизика морали. Философия Ф.Ницше. «Воля к власти» и идеал «сверхчеловека». «Имморализм» и критика морали. Христианский предэкзистенциализм С.Кьеркегора: проблема человеческой субъективности. Тема 8. Русская философия XIX—XX вв. Проблема начала русской философии. Особенности эволюции русской культуры и историко-философский процесс. Формирование основной тематической направленности русского философствования. Русская философия как «историософия русской судьбы». Проблема российской идентификации и русская философия. Западники и славянофилы. П.Я.Чаадаев: историческое сознание как ценность. Философия общего дела Н.Ф.Федорова. Принцип «супраморализма». Тема космоса. Философия В.С.Соловьева: программа синтеза теологии, философии и науки. Примат религиозного опыта. Истина как «сущее, всеединое». Связь морали и религии. Традиции всеединства в русской философии. Сциентистская парадигма русской философии. Аксиологическая парадигма в русской философии. Антроподицея Н.Бердяева. Свобода и смысл истории. Формы догматизации и подавления философской мысли в СССР. Тема 9. Философская антропология Философия и философская антропология. Проблема идентификации человека — основная проблема философской антропологии. История философско-антропологической мысли. Философская антропология ХХ в.: М.Шелер и программа создания целостного образа человека. Философские, методологические проблемы наук о человеке. Проблема специфики гуманитарного познания. Соотношение биологического и социального. Междисциплинарные и комплексные исследования человека. Поиски новых форм ценностной идентификации человека. Тема 10. Философия (методология) науки Различия в понимании предмета методологии науки. Методология как рефлексия (самосознание) науки. Наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая область и сторона культуры. Средства и методы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Наблюдение и эксперимент. Роль приборов в познании. Общелогические методы познания. Моделирование, измерение. Проблема истины в научном познании. Основные теории истины. Критерии истины. Истина как ценность. Динамика науки. Научная картина мира и основные этапы ее эволюции. Современные представления о механизмах развития научного знания (Кун Т., Поппер К., Лакатос И. и др.). Практические занятия Семинар 1. Предмет философии как проблема (тема 1 — 2 часа) План: 1. Проблема предмета философии. Философия как форма человеческой духовности. 2. Характер философских проблем. 3. Возникновение философии. Философия в ее истории. 4. Основные философские традиции: идеализм и его виды; материализм (натурализм); скептицизм (агностицизм); иррационализм. Библиографический список 1. Бердяев Н.А. Самопознание.— Л., 1991.— Гл. IV. 2. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Проблема научности философии и «контрфилософия» // Философские науки.— 1989.— № 6. 3. Мамардашвили М.К. О философии // Вопросы философии.— 1991.— № 5. 4. Никифоров А.Л. Является ли философия наукой // Философские науки.— 1989.— № 6. 5. Философский энциклопедический словарь.— М., 1989. 6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии.— М., 1981.— Лекции 1, 2. 7. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч.— М., 1960.— Т. 21.— Гл. 2. Семинар 2. Философия в ее истории Занятие 1 (тема 3 — 1 час, тема 5 — 1 час) План: 1. Природа, Космос, бытие в античной философии. Знание и познание. Этико-политические идеи в философии Древней Греции. 2. Философия Нового времени и формирование европейской науки. Проблема метода познания. Библиографический список 1. Асмус В.Ф. Античная философия.— М., 1976. 2. Богомолов А.С. Античная философия.— М., 1985. 3. Введение в философию.— М., 1989.— Ч. 1. 4. Рассел Б. История западной философии.— М., 1990. 5. Соколов В.В. Европейская философия XV—XVII вв.— М., 1984. 6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии.— М., 1981. Занятие 2 (тема 6 — 1 час, тема 7 — 2 часа) План: 1. Классическая немецкая философия. Кант. Гегель. 2. Формирование и развитие марксистской философии. Марксизм в России. Библиографический список 1. Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как ценностной системы.— Новосибирск: Наука, 1988.— Гл. I, II. 2. Асмус В.Ф. Диалектика Гегеля // Избр. филос. труды.— М., 1971.— Т. II. 3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия.— М., 1986. 4. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч.— Т. 3. 5. Умер ли марксизм (материалы дискуссии) // Вопросы философии.— 1990.— № 10. 6. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч.— Т. 21. Занятие 3 (тема 8 — 1 час) План: 1. Основные темы русской философской мысли XIX—XX вв. 2. Феномен российской интеллигенции. Библиографический список 1. Антипов Г.А. Российская интеллигенция. Судьба одной идеи // Коммунист.— 1991.— № 10. 2. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала ХХ века // Вопросы философии.— 1990.— № 1, 2. 3. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии.— Свердловск, 1991. 4. Карасев Л.В. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы философии.— 1992.— № 8. 5. Лосский Н.О. История русской философии.— М., 1991. 6. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки.— 1990.— № 5. Семинар 3. Наука и научное познание (тема 10 — 4 часа) План: 1. Специфика научного знания. Идеалы и нормы научного исследования. 2. Теория истины. 3. Научная картина мира и основные этапы ее развития. Революции в науке. 4. Взаимодействие наук. Науки естественные и технические. 5. Особенности гуманитарного познания. Библиографический список 1. Антипов Г.А. и др. Текст как явление культуры.— Новосибирск, 1990.— Гл I. 2. Вебер М. «Объективность» познания в области социальных наук и социальной политики // Культурология. ХХ век: Антология.— М., 1995. 3. Науки в их взаимосвязи.— М., 1988. 4. Овчинников Н.Ф. Тенденции к единству науки.— М., 1988. 5. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии.— 1992.— № 8, 9, 10. 6. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники.— М.: Контакт-Альфа, 1995.— Гл. 1, 2, 9, 10, 11. 7. Теория познания: В 4-х т.— М., 1991.— Т. 2: Социально-культурная природа познания.— Гл. 9, 10, 17, 18. 8. Философия и методология науки.— М: Аспект-Пресс, 1996. Семинар 4. Проблемы философской антропологии (тема 9 — 4 часа) План: 1. Проблема человека в философии второй половины XIX—XX вв., ее социальные и теоретические предпосылки. 2. Религиозный опыт человека и его анализ в мировой и русской философской традициях. Современная религиозная ситуация в России. 3. Философская антропология: поиски целостного образа человека. 4. Биологическое и социальное в человеке. 5. Человек как личность. Цель и смысл жизни. Библиографический список 1. Агацци Э. Человек как предмет философии // Феномен человека: Антология / Сост., вступ. ст. П.С.Гуревича.— М., 1993. 2. Айер А. Человек как предмет научного исследования // Феномен человека: Антология / Сост., вступ. ст. П.С.Гуревича.— М., 1993. 3. Бердяев Н.А. Человек. Микрокосм и макрокосм // Феномен человека: Антология / Сост., вступ. ст. П.С.Гуревича.— М., 1993. 4. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта.— М., 1993. 5. Кон И.С. Открытие «Я».— М., 1978. 6. Л ейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия.— М., 1990. 7. Л оренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии.— 1992.— № 3. 8. Митрохин Л.Н. Философия религии.— М., 1993. 9. Нетрадиционные религии в посткоммунистической России (материалы «круглого стола») // Вопросы философии.— 1996.— № 12. 10. Свобода совести, религия, право (материалы «круглого стола») // Вопросы философии.— 1994.— № 12. 11. Франкл В. Человек в поисках смысла.— М., 1990. 12. Фромм Э. Сущность человека, его способность к добру и злу // Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П.С.Гуревича.— М., 1995. 13. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии.— М., 1988. Практические занятия Семинар 1. Философия и наука (тема 10 — 2 часа) План: 1. Нормы, ценности и идеалы науки. Проблема истины. 2. Научная картина мира и основные этапы ее развития. Революции в науке. 3. Структура научного знания. 4. Особенности гуманитарного познания. Библиографический список 1. Вебер М. «Объективность» познания в области социальных наук и социальной политики // Культурология. ХХ век: Антология.— М., 1995. 2. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии.— 1992.— № 8, 9, 10. 3. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники.— М.: Контакт-Альфа, 1995. 4. Теория познания: В 4-х т.— М., 1991.— Т. 2. 5. Философия и методология науки.— М.: Аспект-пресс, 1996. Семинар 2. Проблемы философской антропологии (тема 9 — 4 часа) План: 1. Проблема человека в философии второй половины XIX—XX вв., ее социальные и теоретические предпосылки. 2. Религиозный опыт человека и его анализ в мировой и русской философской традициях. Современная религиозная ситуация в России. 3. Философская антропология: поиски целостного образа человека. 4. Биологическое и социальное в человеке. 5. Человек как личность. Цель и смысл жизни. Библиографический список 1. Агацци Э. Человек как предмет философии // Феномен человека: Антология / Сост., вступ. ст. П.С.Гуревича.— М., 1993. 2. Айер А. Человек как предмет научного исследования // Феномен человека: Антология / Сост., вступ. ст. П.С.Гуревича.— М., 1993. 3. Бердяев Н.А. Человек. Микрокосм и макрокосм // Феномен человека. Антология / Сост., вступ. ст. П.С.Гуревича.— М., 1993. 4. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта.— М., 1993. 5. Кон И.С. Открытие «Я».— М., 1978. 6. Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия.— М., 1990. 7. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии.— 1992.— № 3. 8. Митрохин Л.Н. Философия религии.— М., 1993. 9. Нетрадиционные религии в посткоммунистической России (материалы «круглого стола») // Вопросы философии.— 1996.— № 12. 10. Свобода совести, религия, право (материалы «круглого стола») // Вопросы философии.— 1994.— № 12. 11. Франкл В.Человек в поисках смысла.— М., 1990. 12. Фромм Э. Сущность человека, его способность к добру и злу // Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П.С.Гуревича.— М., 1995. 13. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии.— М., 1988. Семинар 3. Философско-антропологические проблемы План: 1. Россия как цивилизация. 2. Российская ментальность и ее особенности. 3. Российская ментальность и исторический выбор России. 4. «Русская идея» и перспективы российской модернизации. Библиографический список 1. Гражданское общество и проблема безопасности в России (материалы «круглого стола») // Вопросы философии.— 1995.— № 2. 2. Ильин М.В. Слова и смыслы. По уставу судьбы: русская идея // Полис.— 1996.— № 4. 3. Панарин А. Западники и евразийцы // Общественные науки и современность.— 1993.— № 6. 4. Риск исторического выбора в России (материалы «круглого стола») // Вопр. философии.— 1994.— № 5. 5. Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопр. философии.— 1994.— № 1. 6. Соловьев В.С. Русская идея // Соч: В 2-х т.— М., 1989.— Т. 2. 7. Флиер А. Цивилизация и субцивилизации России // Общественные науки и современность.— 1993.— № 6. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 1. Возникновение философии. Философия и мифологическое сознание. 2. Различие и сходство между философией и наукой. 3. Модели космоса в античной философии. 4. Атомистика Левкиппа и Демокрита. 5. Этический антропологизм Сократа. 6. Теория познания Платона. 7. Этика и политика Платона. 8. Учение Аристотеля о душе. 9. Аристотель: учение об обществе и государстве. 10. Этические учения поздней античности. 11. Средневековая схоластика. 12. Ф.Бэкон: «Знание—сила». 13. Декарт: «Мыслю, следовательно, существую». 14. Априоризм И.Канта. 15. Диалектика Гегеля. 16. Концепция исторического прогресса К.Маркса. 17. Тема судеб России в философии П.Я.Чаадаева. 18. Теория «культурно-исторических типов» Н.Я.Данилевского. 19. Любовь в контексте философии всеединства Вл.Соловьева. 20. Истоки и смысл русского коммунизма по Н.А.Бердяеву. 21. Запад, Восток, Россия в диалоге культур. 22. Модель человека в концепции З.Фрейда. 23. Соотношение философии и религии. 24. Современная религиозная ситуация в России. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНых РАБОТ Подберите по теме контрольной работы 2—3 издания из имеющихся в учебно-методическом комплексе «Философия» библиографических списков и осуществите реферирование представленных в литературе вопросов, раскрывающих избранную тему. Например:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.46.90 (0.009 с.) |