Теоретические занятия (лекции) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические занятия (лекции)



НОВОСИБИРСК 2000


 

Издается в соответствии с планом учебно-методической работы СибАГС

ББК 87я73

А 72-1

Рецензенты:

В.И.Игнатьев — д-р филос. наук, профессор, зав. каф. социологии НГТУ;

В.В.Крюков — д-р филос. наук, профессор, зав каф. философии НГТУ

А 72-1
Антипов Г.А.

Философия: Учебно-методический комплекс. — Новосибирск: СибАГС, 2000.— 127 с.

 

Комплекс является учебно-методическим пособием по дисциплине «Философия», входящей в учебный план Института переподготовки специалистов Сибирской академии государственной службы. Предназначен для слушателей ИПС СибАГС, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит», «Юриспруденция», и может быть использован студентами дневного отделения тех же специальностей.

Пособие содержит программу курса, методические рекомендации по изучению конкретных тем и подготовке контрольной работы, курс лекций, словарь терминов, тест-тренинг, контрольные задания для самопроверки. Курс лекций содержит материалы, определенные программой, построенной на основе государственного стандарта по данной дисциплине. В изложении ряда проблем и тем курса представлена их авторская трактовка.

Приводится необходимый перечень основной и дополнительной литературы и контрольных вопросов по курсу.

ББК 87я73

А 72-1

© СибАГС, 2000

 
 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«философия»

Специальности: 061000 «Государственное и муниципальное управление»;

060400 «Финансы и кредит»;

Юриспруденция»

Форма обучения: очно-заочная

Образовательная программа: 1-е высшее (на базе среднего специального);

2-е высшее (профессиональная переподготовка)

 
 

 
 


ВЫПИСКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Менеджер должен в области философии:

— иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;

— понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;

— быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;

— понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;

— знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Изучение курса философии призвано сформировать представление о главном культурном предназначении философии как о «духовной квинтэссенции своего времени», самосознании человека, привить навыки рефлексивного мышления (философствования). В ходе работы над курсом слушатели должны ознакомиться с формами философской рефлексии, нашедшими выражение в различных культурных подсистемах: науке, морали, политике, праве, экономическом сознании, религии, историческом сознании, искусстве, языке, обыденном сознании.

Одной из основных задач курса является выработка понимания русской философии как формы российской национальной идентификации.

Цель завершающей, итоговой ступени в изучении курса — ознакомление с проблемами философской антропологии, наиболее актуальной темы философствования в современной культуре.

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

Внеаудиторные занятия

Работа над литературой по соответствующим темам курса, написание контрольных работ.

Самостоятельная работа

Для эффективного прохождения теоретической части дисциплины и полноценного выполнения практикума целесообразна по теоретическому курсу и обязательна по практикуму подготовка к занятиям с использованием методического обеспечения. Нормативный объем самостоятельной работы слушателей установлен для дисциплины в объеме минимума в 100 часов (1-е высшее образование) и 90 часов (2-е высшее образование).

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Итоговый контроль по курсу

Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен.

Текущий контроль

— Анализ и оценка работы слушателей на практических занятиях.

— Контрольная работа — для 1-го высшего образования.

— Анализ и оценка работы слушателей над авторизованным курсом «Философия» для 2-го высшего образования.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-е высшее образование (2-е высшее образование)

Наименование темы Лекции Семинары, практические занятия, «круглые столы» Самостоятельная работа Всего час.
1. Предмет философии. Особенности философского мышления 4 (2) 2 (-) 8 (8) 14 (10)
2. Возникновение философии. Философия в ее истории 1 (-) - (-) 12 (9) 13 (9)
3. Античная философия 4 (2) 1 (-) 9 (8) 14 (10)
4. Средневековая философия 1 (-) - (-) 11 (11) 12 (11)
5. Философия Нового времени 2 (-) 1 (-) 11 (10) 14 (10)
6. Немецкая классическая философия 3 (-) 1 (-) 11 (10) 15 (10)
7. Постклассическая европейская философия второй половины XIX — начала ХХ вв. 2 (2) 2 (-) 8 (8) 12 (10)
8. Русская философия XIX—XX вв. 3 (2) 1 (2) 10 (10) 14 (12)
9. Философская антропология 2 (2) 4 (4) 10 (8) 16 (16)
10. Философия (методология) науки 2 (2) 4 (2) 10 (8) 16 (12)
ИТОГО 24 (12) 16 (8) 100 (90) 140 (110)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 3. Античная философия

Становление, эволюция античной философской мысли и проблема ее периодизации. Синкретизм первых философских систем: недифференцированность преднаучного, математического и собственно философского знания. Столкновение различных форм мифологического и обыденно-практического опыта как основа возникновения философии. Поиски субстанционального начала всего сущего как основная направленность ионийской философии. Милетская школа. Философия Гераклита. «Логос» Гераклита как мировой закон. Пифагор и пифагорейский союз: проблема числовой структуры мироздания. Плюралистическая философия Эмпедокла. Анаксагор и начало философии в Афинах. Школа элеатов: проблема бытия и небытия. Античный атомизм: атомы (бытие) и пустота (небытие) как первоначала мира. Софисты. Человек как мера всех вещей. Сократ, сократический метод. Сократические школы. Философия Платона. Теория познания Платона. Теория общества Платона. Философия Аристотеля. Критика учения Платона об «идеях». Материя и форма. Учение о первопричинах сущего. Категории. Теория познания Аристотеля. Философия эпохи эллинизма и поздней античной классики.

Занятие 3 (тема 8 — 1 час)

План:

1. Основные темы русской философской мысли XIX—XX вв.

2. Феномен российской интеллигенции.

Библиографический список

1. Антипов Г.А. Российская интеллигенция. Судьба одной идеи // Коммунист.— 1991.— № 10.

2. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала ХХ века // Вопросы философии.— 1990.— № 1, 2.

3. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии.— Свердловск, 1991.

4. Карасев Л.В. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы философии.— 1992.— № 8.

5. Лосский Н.О. История русской философии.— М., 1991.

6. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки.— 1990.— № 5.

Семинар 3. Наука и научное познание (тема 10 — 4 часа)

План:

1. Специфика научного знания. Идеалы и нормы научного исследования.

2. Теория истины.

3. Научная картина мира и основные этапы ее развития. Революции в науке.

4. Взаимодействие наук. Науки естественные и технические.

5. Особенности гуманитарного познания.

Библиографический список

1. Антипов Г.А. и др. Текст как явление культуры.— Новосибирск, 1990.— Гл I.

2. Вебер М. «Объективность» познания в области социальных наук и социальной политики // Культурология. ХХ век: Антология.— М., 1995.

3. Науки в их взаимосвязи.— М., 1988.

4. Овчинников Н.Ф. Тенденции к единству науки.— М., 1988.

5. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии.— 1992.— № 8, 9, 10.

6. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники.— М.: Контакт-Альфа, 1995.— Гл. 1, 2, 9, 10, 11.

7. Теория познания: В 4-х т.— М., 1991.— Т. 2: Социально-культурная природа познания.— Гл. 9, 10, 17, 18.

8. Философия и методология науки.— М: Аспект-Пресс, 1996.

Семинар 4. Проблемы философской антропологии (тема 9 — 4 часа)

План:

1. Проблема человека в философии второй половины XIX—XX вв., ее социальные и теоретические предпосылки.

2. Религиозный опыт человека и его анализ в мировой и русской философской традициях. Современная религиозная ситуация в России.

3. Философская антропология: поиски целостного образа человека.

4. Биологическое и социальное в человеке.

5. Человек как личность. Цель и смысл жизни.

Библиографический список

1. Агацци Э. Человек как предмет философии // Феномен человека: Антология / Сост., вступ. ст. П.С.Гуре­ви­ча.— М., 1993.

2. Айер А. Человек как предмет научного исследования // Феномен человека: Антология / Сост., вступ. ст. П.С.Гу­ревича.— М., 1993.

3. Бердяев Н.А. Человек. Микрокосм и макрокосм // Феномен человека: Антология / Сост., вступ. ст. П.С.Гуре­ви­ча.— М., 1993.

4. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта.— М., 1993.

5. Кон И.С. Открытие «Я».— М., 1978.

6. Л ейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия.— М., 1990.

7. Л оренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии.— 1992.— № 3.

8. Митрохин Л.Н. Философия религии.— М., 1993.

9. Нетрадиционные религии в посткоммунистической России (материалы «круглого стола») // Вопросы философии.— 1996.— № 12.

10. Свобода совести, религия, право (материалы «круглого стола») // Вопросы философии.— 1994.— № 12.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла.— М., 1990.

12. Фромм Э. Сущность человека, его способность к добру и злу // Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П.С.Гу­ре­ви­ча.— М., 1995.

13. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии.— М., 1988.

Практические занятия
(для слушателей, получающих 2-е высшее образование)

Семинар 1. Философия и наука (тема 10 — 2 часа)

План:

1. Нормы, ценности и идеалы науки. Проблема истины.

2. Научная картина мира и основные этапы ее развития. Революции в науке.

3. Структура научного знания.

4. Особенности гуманитарного познания.

Библиографический список

1. Вебер М. «Объективность» познания в области социальных наук и социальной политики // Культурология. ХХ век: Антология.— М., 1995.

2. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии.— 1992.— № 8, 9, 10.

3. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники.— М.: Контакт-Альфа, 1995.

4. Теория познания: В 4-х т.— М., 1991.— Т. 2.

5. Философия и методология науки.— М.: Аспект-пресс, 1996.

Семинар 2. Проблемы философской антропологии (тема 9 — 4 часа)

План:

1. Проблема человека в философии второй половины XIX—XX вв., ее социальные и теоретические предпосылки.

2. Религиозный опыт человека и его анализ в мировой и русской философской традициях. Современная религиозная ситуация в России.

3. Философская антропология: поиски целостного образа человека.

4. Биологическое и социальное в человеке.

5. Человек как личность. Цель и смысл жизни.

Библиографический список

1. Агацци Э. Человек как предмет философии // Феномен человека: Антология / Сост., вступ. ст. П.С.Гуре­ви­ча.— М., 1993.

2. Айер А. Человек как предмет научного исследования // Феномен человека: Антология / Сост., вступ. ст. П.С.Гу­ре­ви­ча.— М., 1993.

3. Бердяев Н.А. Человек. Микрокосм и макрокосм // Феномен человека. Антология / Сост., вступ. ст. П.С.Гуре­ви­ча.— М., 1993.

4. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта.— М., 1993.

5. Кон И.С. Открытие «Я».— М., 1978.

6. Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия.— М., 1990.

7. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии.— 1992.— № 3.

8. Митрохин Л.Н. Философия религии.— М., 1993.

9. Нетрадиционные религии в посткоммунистической России (материалы «круглого стола») // Вопросы философии.— 1996.— № 12.

10. Свобода совести, религия, право (материалы «круглого стола») // Вопросы философии.— 1994.— № 12.

11. Франкл В.Человек в поисках смысла.— М., 1990.

12. Фромм Э. Сущность человека, его способность к добру и злу // Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П.С.Гу­ре­ви­ча.— М., 1995.

13. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии.— М., 1988.

Семинар 3. Философско-антропологические проблемы
новейшей российской истории (тема 8 — 2 часа)

План:

1. Россия как цивилизация.

2. Российская ментальность и ее особенности.

3. Российская ментальность и исторический выбор России.

4. «Русская идея» и перспективы российской модернизации.

Библиографический список

1. Гражданское общество и проблема безопасности в России (материалы «круглого стола») // Вопросы философии.— 1995.— № 2.

2. Ильин М.В. Слова и смыслы. По уставу судьбы: русская идея // Полис.— 1996.— № 4.

3. Панарин А. Западники и евразийцы // Общественные науки и современность.— 1993.— № 6.

4. Риск исторического выбора в России (материалы «круглого стола») // Вопр. философии.— 1994.— № 5.

5. Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопр. философии.— 1994.— № 1.

6. Соловьев В.С. Русская идея // Соч: В 2-х т.— М., 1989.— Т. 2.

7. Флиер А. Цивилизация и субцивилизации России // Общественные науки и современность.— 1993.— № 6.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(для слушателей, получающих 1-е высшее образование)

1. Возникновение философии. Философия и мифологическое сознание.

2. Различие и сходство между философией и наукой.

3. Модели космоса в античной философии.

4. Атомистика Левкиппа и Демокрита.

5. Этический антропологизм Сократа.

6. Теория познания Платона.

7. Этика и политика Платона.

8. Учение Аристотеля о душе.

9. Аристотель: учение об обществе и государстве.

10. Этические учения поздней античности.

11. Средневековая схоластика.

12. Ф.Бэкон: «Знание—сила».

13. Декарт: «Мыслю, следовательно, существую».

14. Априоризм И.Канта.

15. Диалектика Гегеля.

16. Концепция исторического прогресса К.Маркса.

17. Тема судеб России в философии П.Я.Чаадаева.

18. Теория «культурно-исторических типов» Н.Я.Данилевского.

19. Любовь в контексте философии всеединства Вл.Соловьева.

20. Истоки и смысл русского коммунизма по Н.А.Бердяеву.

21. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.

22. Модель человека в концепции З.Фрейда.

23. Соотношение философии и религии.

24. Современная религиозная ситуация в России.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНых РАБОТ

Подберите по теме контрольной работы 2—3 издания из имеющихся в учебно-методическом комплексе «Философия» библиографических списков и осуществите реферирование представленных в литературе вопросов, раскрывающих избранную тему. Например:

Философия и религия.

Библиографический список

1. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопр. философии.— 1992.— № 9.

2. Мидлер А.П. Философия и религия // Философия и ценностные формы познания.— М., 1978.

3. Рассел Б. Религия и наука. История западной философии // Почему я не христианин.— М., 1987.

4. Соловьев В.С. Исторические дела философии // Вопр. философии.— 1988.— № 8.

5. Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории.— М., 1991.

ТЕСТ-ТРЕНИНГ

1. Определите, кому из перечисленных философов могло бы принадлежать высказывание: «Философия — это старое изложение науки своего времени»?

а) Гегель;

б) О.Конт;

в) Л.Витгенштейн;

г) А.Камю.

2. Приведите окончание известного тезиса К.Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир…».

3. Какая особенность философского мышления нашла выражение в определении: «Философия есть размышление разума о самом себе»?

4. Какие из перечисленных вопросов являются философскими:

а) в чем смысл существования человека?

б) каковы пути разрешения экологического кризиса?

в) возможны ли небелковые формы жизни?

г) что есть истина?

д) расширяется ли Вселенная?

5. К какой разновидности идеализма можно отнести автора суждения: «Мир не существует отдельно от нас. Его реальность зависит от нашего сознания»?

6. Каков буквальный перевод термина «метафизика»?

7. Утверждали ли апории Зенона, что реального, эмпирически наличного движения не существует?

а) да;

б) нет.

8. Что изучает философская герменевтика:

а) проблему бытия;

б) вопрос о смысле человеческого бытия;

в) проблему понимания;

г) вопрос об отношении сознания к бытию.

9. Кто из античных философов определял человека как «политическое животное»:

а) Аристотель;

б) Платон;

в) Гераклит;

г) Протагор.

10. Как можно обозначить основную философскую позицию А.Фейербаха:

а) идеализм;

б) схоластика;

в) материализм;

г) рационализм.

11. Что означает термин «априорный»?

12. Кто из перечисленных философов является автором теории «врожденных идей»:

а) И.Кант;

б) М.Хайдеггер;

в) Р.Декарт;

г) Августин.

13. Одно ли и то же «теория метода» и «теория как метод»:

а) да;

б) нет.

14. Какой из существующих теорий истины соответствует суждение: «Истина — это знание, ведущее к достижению цели:

а) теории когеренции;

б) конвенционализму;

в) прагматизму;

г) принципу корреспонденции.

15. Назовите создателя учения, получившего название «философия общего дела»:

а) Ф.М.Достоевский;

б) К.Леонтьев;

в) Н.Ф.Федоров;

г) П.А.Флоренский.

16. Назовите автора работы «Русская идея»:

а) В.И.Ленин;

б) С.Н.Булгаков;

в) Вл.Соловьев;

г) П.А.Кропоткин.

17. Можно ли считать центральным понятием философии Н.Бердяева понятие «всеединство»:

а) да;

б) нет.

18. К какой области философского знания относится понятие «верификация»:

а) онтология;

б) гносеология;

в) аксиология;

г) герменевтика;

д) философская антропология.

19. Тождественны ли понятия «ноосфера» и «космический разум»:

а) да;

б) нет.

20. Существуют ли области знания, претендующие на статус наук, но таковыми не являющиеся? Если да, то назовите их.

21. Какой метод познания использован в следующем случае? Обратив внимание на то, что 4=1+3; 6=3+3; 8=5+3; 10=5+5, Гольдбах высказал гипотезу о том, что любое четное число можно представить в виде суммы двух простых чисел.

22. Верно ли суждение: «Все, что объективно истинно, то нравственно»:

а) да;

б) нет.

23. Совпадают ли понятия «человек» и «личность»:

а) да;

б) нет.

24. Сформулируйте, в чем ошибка в суждении «Поведение человека полностью предопределено его генотипом».

25. Выражением какой философской позиции можно считать утверждение «Мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь»?

26. Обязательно ли признание существования души означает философский идеализм?

27. Какое из философских направлений ХХ в. представлено суждением «Граница моего языка означает границу моего мира»:

а) экзистенциализм;

б) неотомизм;

в) аналитическая философия;

г) постмодернизм.

28. Какое суждение выражает концепцию телеологии:

а) все в мире происходит по необходимости;

б) все в мире причинно обусловлено;

в) развитие мира определяется изначально заданной целью;

г) человеческая деятельность носит целенаправленный характер;

д) развитие природы определяется объективными законами.

29. Обозначьте мировоззренческую позицию, представленную суждением «Все в мире происходит с неотвратимой необходимостью, свободы воли не существует».

30. Корректно ли суждение «Материя может превратиться в нематериальную сущность, в лучистую энергию»:

а) да;

б) нет.


ГЛОССАРИЙ

А

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ — основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, духовное первоначало всего сущего.

АГНОСТИЦИЗМ — философское учение, отрицающее познаваемость мира и объективное значение истины.

АДЕКВАТНЫЙ — соответствующий, соразмерный, верный, точный.

АКСИОЛОГИЯ — философское учение о ценностях.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — направление западной философии ХХ в., сводящее предмет философии к анализу употребления языковых средств и выражений.

АНТИНОМИЯ — противоречие между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.

АНТРОПОГЕНЕЗ — процесс формирования человека современного типа, учение об этом процессе.

АНТРОПОМОРФИЗМ — уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений природы.

АПОСТЕРИОРНЫЙ — основанный на опыте.

АПРИОРНЫЙ — доопытный.

Б

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.

БИХЕВИОРИЗМ — направление в психологии, в основе которого лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды.

БЫТИЕ — философская категория, обозначающая реальность, взятую как предмет мышления, познания.

В

ВЕРИФИКАЦИЯ — понятие, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

ВОЛЯ — способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

Г

ГЕДОНИЗМ — этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения.

ГЕРМЕНЕВТИКА — философская теория понимания, методология исторических и гуманитарных наук.

ГНОСЕОЛОГИЯ — теория познания, раздел философии, в котором изучаются проблемы природы, познания и его возможностей, отношение знания к реальности.

Д

ДЕДУКЦИЯ — логическое умозаключение от общего к частному.

ДЕИЗМ — религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение событий.

ДЕТЕРМИНИЗМ — учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Ядром детерминизма служит положение о существовании причинности. Детерминизму противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания причинности вообще или, по крайней мере, ее всеобщности.

ДУАЛИЗМ — философское учение, исходящее из признания равноправными, несводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального.

И

ИДЕНТИФИКАЦИЯ — процесс эмоционального и иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образцом.

ИММАНЕНТНОЕ — понятие, обозначающее внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу то или иное свойство (закономерность).

ИМПЕРАТИВ — требование, приказ, закон.

ИНВАРИАНТНОСТЬ — свойство некоторых существенных для системы соотношений не меняться при ее определенных преобразованиях.

ИНДУКЦИЯ — логический метод, основанный на умозаключении от частных, единичных случаев к общему выводу.

ИНТУИЦИЯ — способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ — обозначение течений в философии, которые в противоположность рационализму ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер бытия.

ИСТОРИЗМ — принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся.

К

КАРТЕЗИЙ — латинизированное имя Рене Декарта; отсюда картезианство — направление в философии и естествознании XVII—XVIII вв., теоретическими источниками которого были идеи Декарта.

КАТЕГОРИИ — в философии предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.

КАТЕГОРИИ — наиболее общие логические понятия, выражающие одну из основных форм бытия.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ — термин, введенный Кантом и обозначающий, в отличие от условного «гипотетического императива», основной закон его этики: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

КОСМОГОНИЯ — в современном понимании раздел астрономии, изучающий происхождение космических объектов и систем. Проблемы происхождения и эволюции Вселенной в целом изучает космология.

КРЕАЦИОНИЗМ — религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Л

ЛИБИДО — в психоанализе часть психической энергии, ищущая удовлетворения исключительно в половом поведении (сексуальная энергия).

М

МАГИЯ — колдовство, чародейство, волшебство, обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир (явления природы, людей, духов).

МЕТАФИЗИКА — (букв. после физики), по Аристотелю, «первая философия» — учение о высших причинах и первых началах; нередко употребляется как синоним философии; в философии Гегеля и марксизме — метод мышления, противоположный диалектике, метод, отрицающий саморазвитие бытия через противоречие, т.е. диалектику.

МЕТЕМПСИХОЗ — один из поздних греческих терминов для обозначения переселения душ.

МИКРОКОСМОМ и МАКРОКОСМОМ — соответственно малый мир и большой мир, иначе, человек и Вселенная; учение о параллелизме микрокосмоса и макрокосмоса — одна из древнейших натурфилософских концепций.

МОНИЗМ — способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения теории в форме последовательного развития исходного положения. Противоположное — имморализм.

Н

НАТУРФИЛОСОФИЯ — философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

НЕОПОЗИТИВИЗМ — одно из основных направлений западной философии ХХ в., исторически третья форма позитивистской традиции, претендующая на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем современной науки.

О

ОБЪЕКТ — то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

ОНТОЛОГИЯ — учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ, ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила.

ОТЧУЖДЕНИЕ — социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, подчас господствующую над ним и враждебную ему.

П

ПАНТЕИЗМ — философское учение, отождествляющее Бога и мир.

ПАРАДИГМА — признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу, центральное понятие в теории научных революций Т.Куна, согласно которой смена парадигм составляет содержание научных революций.

ПАТРИСТИКА — термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II—VIII вв. (отцов церкви).

ПЕРСОНАЛИЗМ — философское учение, исходящее из признания личности первоэлементом бытия, первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности — Бога.

ПРАГМАТИЗМ — направление философии (преимущественно англо-американской) конца XIX — ХХ вв., видевшее основную задачу философии в разработке методов решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных (проблематичных) ситуациях, в процессе их практической деятельности, протекающей в непрерывно меняющемся мире.

Р

РАЦИОНАЛИЗМ — философское направление, признающее разум и его проявления основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму).

РЕДУКЦИОНИЗМ — методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснимы на основе закономерностей, свойственных низшим формам, т.е. сведены к низшим формам.

РЕФЛЕКСИЯ — принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок.

С

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — процесс освобождения культуры от религиозного влияния.

СОЛИПСИЗМ — крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида.

СУБЛИМАЦИЯ — в психоанализе переключение психической энергии с низших, социально неприемлемых целей на высшие.

СЦИЕНТИЗМ — направление, считающее науку главным фактором социального и культурного процесса и абсолютной формой существования истины.

Т

ТЕЛЕОЛОГИЯ — учение о цели и целесообразности. Главное в телеологии — антропоморфизация природных процессов, приписывание цели природе, перенос на нее способности к целеполаганию, которая в действительности присуща лишь человеческой деятельности.

ТЕОЦЕНТРИЗМ — обращение к Богу, его сущности как первопричине и первооснове мира.

ТОМИЗМ — направление в схоластической философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Фомы Аквинского.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ — термин, характеризующий все то, что выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания мира; в философии Канта, в противоположность имманентному, — то, что преступает границы возможного опыта.

У

УТИЛИТАРИЗМ — принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.

Ф

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ — научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате экспериментальной или теоретической проверки.

ФАТАЛИЗМ — мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

ФЕНОМЕН — философское понятие, означающее: 1) явление, постигаемое в чувственном опыте; 2) объект чувственного созерцания, в отличие от его сущностной основы — ноумена (как предмета интеллектуального созерцания).

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — направление западной философии ХХ в., стремящееся выявить предельные характеристики, изначальные основы познания, человеческого существования и культуры; метод анализа чистого сознания и имманентных, априорных структур человеческого существования.

Ц

ЦЕННОСТИ — общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, конечные основания выбора.

Э

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — философское направление ХХ в., исходящее из первичности способа бытия отдельной личности, определяющей структуру всего существующего.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ — существование — центральная категория экзистенциализма — одного из основных направлений философии ХХ в., характеризующая специфически человеческий способ бытия. Определяется через понятия временности, конечности, смертности, заботы, страха и т.п.


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Рабочая программа учебной дисциплины «Философия»............................................................................................................ 3

Методические указания к изучению курса «Философия»......................................................................................................... 15

Курс лекций учебной дисциплины «Философия»...................................................................................................................... 17

Тема i. Предмет философии. Особенности философского мышления................................................................................... 19

Тема ii. Возникновение философии. Философия в ее истории............................................................................................... 37

Тема iii. Античная философия.......................................................................................................................................................... 42

Тема iv. Средневековая философия................................................................................................................................................ 57

Тема v. Философия нового времени................................................................................................................................................ 61

Тема vi. Немецкая классическая философия............................................................................................................................... 69

Тема vii. Постклассическая европейская философия середины xix—начала хх вв..................................................... 76

Тема viii. Русская философия xix—xx вв.................................................................................................................................. 90

Тема ix. Философская антропология............................................................................................................................................. 98

Тема x. Философия (методология) науки.................................................................................................................................... 110

Тест-тренинг......................................................................................................................................................................................... 119

Глоссарий............................................................................................................................................................................................. 122



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.251 с.)