Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические указания К изучению курса «философия»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Для продуктивной работы над курсом философии следует прежде всего учитывать своеобразие, специфику философствования и философии как формы сознания, области человеческой духовности. По отношению к культуре она выступает как ее самосознание, «духовная квинтэссенция своего времени». Главная особенность философствования в рефлексивности. Рефлексия — мышление о мышлении, ее предметом выступают не аспекты действительности, полагаемые мышлению некоторым внешним образом, а те представления, которые они получают в самом мышлении. Суть дела хорошо выразил немецкий философ Нового времени (XVII) Лейбниц, говоривший: «Думать о каком-нибудь цвете и сознавать, что думаешь о нем,— две совершенно разные вещи — точно так же, как самый цвет отличается от меня, думающего о нем». Поэтому по способу мышления философия отличается, например, от науки, если под последней понимать физику, химию, биологию и т.п. Научное познание, по крайней мере в идеале, стремится к описанию объективных законов природного и человеческого миров. Целью философии является рефлексия, осознание предельных оснований человеческого бытия. Философия, будучи самосознанием культуры, ей соразмерна. В этом энциклопедизм философии: философская рефлексия присутствует в виде более или менее проявленной традиции во всех культурных подсистемах. В данном качестве выступают: наука, мораль, право, политика, экономическая культура, религия, искусство, обыденное сознание, язык. Соответственно, свою функцию самосознания культуры философия реализует в формах философии (методология науки, философия морали (этика), философия права и т.д.). Преподавание и, соответственно, изучение философии не может не дробить ее содержание, ее совокупный культурологический опыт на достаточно обособленные фрагменты и разделы. В предлагаемом курсе из них представлены два: философия (методология) науки и философская антропология. Философская антропология, т.е. философское учение о человеке, его сущности и природе — один из разделов философского знания, выделившийся в относительно самостоятельную традицию в 20-х гг. ХХ в. По уровню общности и характеру проблем она принадлежит к тому же роду философских дисциплин, что и онтология, гносеология, аксиология, герменевтика. В предлагаемом курсе представлена авторская трактовка предмета философской антропологии. Ее основная системообразующая проблема определяется как проблема идентификации человека. Если в психологии и социологии идентификация (отождествление) понимается как процесс эмоционального и иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образцом (термин введен З.Фрейдом), то в философии, соответственно ее специфике как формы сознания, речь должна идти о самоотождествлении человека с фундаментальными аспектами бытия, о бытии человека в мире. Однако не менее существенным с точки зрения особенностей философского знания и философствования является исторический подход в их изложении и изучении. Философская проблематика не может быть выделена и рассмотрена безотносительно к тому историческому контексту, в котором она возникала и получала то или иное решение. В этом смысле изучение философии также отличается от того, что имеет место в дисциплинах типа физики, биологии или социологии. Сказанное объясняет, почему в предлагаемом курсе философии большая часть материала излагается в той последовательности, в которой философская проблематики обнаруживала и проявляла себя в реальном культурно-историческом процессе. Поскольку предмет философии — одна из постоянно дискутируемых, притом далеких от окончательного и однозначного решения проблем (имеется множество на первый взгляд несоизмеримых дефиниций философии), именно с нее представляется целесообразным начать изучение курса. От принимаемого определения, очевидно, будет во многом зависеть характер разворачивания всей последующей проблематики. Ясно, кроме того, что один из основных аспектов рассмотрения самой проблемы предмета философии заключается в соотнесении ее с другими формами общественного сознания. Логично при этом начинать подобное сопоставление с науки — генетически и содержательно наиболее близкой философии культурной формы. Характерно, что демаргация (теоретико-познавательное разграничение науки и философии) стала одной из центральных методологических проблем на завершающем этапе формирования европейской науки. Основная и общая цель изучения философии — приобретение и развитие навыков философствования. Как говорил И.Кант, «вообще нельзя назвать философом того, кто не может философствовать. Философствовать же можно научиться лишь благодаря упражнениям и самостоятельному применению разума» (Кант И. Трактаты и письма.— М., 1980.— С. 333). Следует при этом учитывать, что философские проблемы не имеют однозначного решения для разных философских традиций и учений, являются по большей части дискуссионными. Но изучение философии как раз и заключается в приобретении навыков мышления в ситуациях бытийной неопределенности, осознании предельных оснований человеческой жизнедеятельности. Данными обстоятельствами обусловлен способ изложения материала в текстах лекций предлагаемого курса. Он максимально проблематизирован. Общее содержание курса «Философия» представлено в прилагаемой программе, подразделяющейся также, как и лекционный материал, на десять тем. К каждой лекционной теме прилагается ряд контрольных вопросов для самопроверки, по ответам на которые можно судить о степени ее усвоения. Как к курсу в целом, так и к каждой отдельной лекционной теме прилагаются списки литературы, в которых указан необходимый круг работ, репрезентирующих содержание философской традиции в более полном объеме. Следует вообще учитывать, что в изучении философии вообще основное место должно быть отведено работе над философскими текстами, их интерпретации, анализу конкретных проблем и контекстов их возникновения. Тест-тренинг по результатам работы с ним позволяет подытожить и проверить уровень усвоения основных философских позиций и принципов. Глоссарий дает расшифровку специфических терминов и понятий, встречающихся в области философского знания. В случае если в ходе работы над курсом философии будут встречены термины, отсутствующие в глоссарии, следует обратиться к тем или иным изданиям Философского словаря или Философского энциклопедического словаря.
КУРС ЛЕКЦИЙ
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.185.147 (0.006 с.) |