Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Античная философия: этапы, проблематика, направления и школы.

Поиск

Переход от мифа к логосу в греческой культуре. Досократовский период: идеи Космоса, Архэ, Фюзиса; космоцентризм, натурализм, гилозоизм; милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты. Изменение представлений о сути философии (софисты). Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага. Классический период философии античности. Открытие идеальной реальности, соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом (Платон). Энциклопедическая философская система Аристотеля. Всесторонность и универсальность античной философии. Её место в историко-культурном развитии человечества.

Средневековая философия: патристика и схоластика. Теоцентризм - системообразующий принцип философии Средневековья.

Основные идеи средневековой философии: креационизм, Откровение, дуализм души и тела, провиденциализм. Период патристики: разработка целостного миропонимания на основе христианского вероучения. Августин Аврелий. Схоластика: рациональное обоснование христианской веры. Спор об универсалиях (реализм и номинализм). Доказательства бытия Бога (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский)

Философия Возрождения. Антропоцентризм философии Ренессанса. Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума. Идеи пантеизма и двойственной истины. Гуманистические теории (Данте, Петрарка, Валла, Эразм Роттердамский, Монтень). Гелиоцентризм (Коперник, Кеплер, Галилей). Пантеизм (Кузанский, Бруно).

Социальная мысль эпохи: концепция "открытости" истории (Н. Макиавелли); утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования (Т.Мор, Т.Кампанелла).

Философия Нового времени

Научная революция XVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Национальные школы в философии. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт). Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм. Обоснование новой картины мира и ее динамика (И. Ньютон. Г.В.Лейбниц). Взаимовлияние и взаимообусловленность методов науки (естествознания) и философии в Новое время. Пантеистический монизм Б.Спинозы во взглядах на материю, природу, познание, человека, общество.

Философия эпохи Просвещения. Разработка модели нового исторического субъекта, формирование понятия "гражданское общество", развитие взглядов о господстве человека над природой. Наука, прогресс, цивилизация в философии Нового времени.

Классическая немецкая философия.

Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Философское учение И. Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания, автономия нравственной области человеческой деятельности. Панлогизм и диалектика Гегеля. Система и метод в его учении.

Постклассическая философия.

Кризис традиционной формы философского знания в середине XIX века. Социокультурные основания мировоззренческого плюрализма. Формирование новых типов философствования: антропологический натурализм Л.Фейербаха, материалистическая диалектика К.Маркса, сциентизм и иррационализм. Позитивизм: проблема метода в "первом" позитивизме (O. Koнт, Г. Спепсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э.Мах, Р.Авенариус). Позитивистские философские направления: аналитический эмпиризм, философия науки (К.Поппер), постпозитивизм (Т. Куп, И.Лакатос). Прагматизм и проблема понимания истины (Ч.Пирс, Д.Дьюи). Герменевтика и ее взгляд на познание (В.Дильтей, Г.Х. Гадамер). "Философия жизни" и ее противопоставление "наук о духе" и "наук о природе" (А. Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон). Феноменология (Э.Гуссерль). Существование, человека и его свобода в экзистенциализме (С.Кьеркегор, К.Ясперс, Ж.-П. Сартр). Психоанализ (З.Фрейд, К.Г Юнг, Э. Фромм). Сближение позиций религиозной философии и философии науки (П.Тейяр де Шарден, П. Тиллих, В.Гейзенберг, А.Швейцер). Эпистемология М. Фуко.

Русская философия. Христианизация Руси и становление отечественной культуры философствования. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии. Формирование и основные периоды развития русской философской мысли. Древнерусская философия (Илларион, исихазм, нестяжательство, иосифлянство, Филофей). Русское просвещение («ученая дружина» Петра I, М.Ломоносов, А.Радищев). Учение П.Чаадаева: постановка проблемы «русской идеи». Славянофильство и западничество. Философская система В.Соловьева. Русская религиозная философия и ее основные направления (С.Булгаков, П.Флоренский, Н.Бердяев, Л.Шестов, Н.Лосский). Русская философия после 1917 года: творчество советских философов, философия русского зарубежья.

 

Основная литература:

1. Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов: учеб. / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - 5-е изд., стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 503 с.

2. Миронов, В. В. Философия: учеб. / В. В. Миронов; МГУ им. М. В. Ломоносова, Философский факультет. - М.: Проспект, 2010. - 239 с.

3. Философия: учеб. для бакалавров / ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. - М.: Юрайт, 2012. - 561 с.

Дополнительная литература:

1. Великие мыслители о великих вопросах. Современная западная философия / ред. Р. А. Варгезе. - М.: Гранд, 2000. - 400 с.

2. Гейн, Л. Знакомьтесь, Ницше / Л. Гейн, К. Чен. - СПб.: Академический проект, 2004. - 175 с.

3. Зеньковский, В. История русской философии / В. Зеньковский. - М.: "Академический Проект", 2011. - 880 с.

4. Иконникова, Г. И. История философии XIX - начала XXI веков: учеб. пособие для студентов вузов / Г. И. Иконникова, Н. И. Иконникова. - М.: Вузовский учебник; М.: "ИНФРА-М", 2012. - 304 с.

5. Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учеб. пособие / В. А. Канке. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2003. - 375 с

6. Краткий философский словарь: словарь / ред. А. П. Алексеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007.

7. Пассмор, Д. Современные философы: пер. с англ. / Д. Пассмор. - М.: Идея-Пресс, 2002. - 192 с.

8. Философия от античности до современности [Электронный ресурс]. - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2004. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: IBM PC 486 и выше; 16тВ RAM; CD-ROM; SVGA; MS Windows.

9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 2001.

 

План семинарских занятий (8 часов)

1. Особенности мифологии на Востоке и Западе возникновение прафилософии, их взаимосвязь и взаимозависимость.

2. Досократовский период: основные идеи, тенденции, школы и учения.

3. Антропологический поворот в античной философии: софисты и Сократ.

4. Система объективного идеализма Платона.

5. Система философии Аристотеля.

6. Теоцентризм средневековой философии.

7. Философия периода патристики: цели, задачи, основные учения.

8. Философия периода схоластики: цели, задачи, основные учения.

9. Основные тенденции духовной культуры эпохи Возрождения.

10. Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума.

11. Научная революция и начало формирования философской традиции Нового времени. Учение Ф.Бэкона.

12. Эволюция эмпиризма: Д.Локк, Д.Беркли, Д.Юм.

13. Эволюция рационализма: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц.

14. Философия французского Просвещения.

15. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности.

16. Два периода философии И.Канта.

17. Система и метод Г.В.Ф.Гегеля.

18. Преодоление гегельянства: Л.Фейербах, К.Маркс.

19. Позитивизм и его эволюция.

20. Иррационализм: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше.

21. Сциентистская парадигма: прагматизм и герменевтика.

22. Философия экзистенциализма.

23. Философские аспекты психоанализа.

24. Периодизация русской философии.

25. Оформление самобытной русской философии в XIX в.

26. Русская философия ХХ в.

 

Термины: абсолютная идея, антропологический материализм, антропоцентризм, апейрон, апологетика, апории, априори, архэ, базис, Бог, вещь для нас, вещь в себе, воля к власти, врожденные идеи, всеединство, гилозоизм, гуманизм, дедукция, западники, индукция, интуитивизм, иррационализм, категорический императив, коммунизм, космизм, космоцентризм, креационизм, либидо, логос, любовь, метемпсихоз, метод, модус, монада, монотеизм, надстройка, натурфилософия, ноосфера, общественно-экономическая формация, отрицание, отчуждение, человек, патристика, позитивизм, прагматизм, производственные отношения, производительные силы, разум, рассудок, рационализм, русская идея, славянофилы, соборность, София, способ производства, схоластика, сублимация, танатос, теодицея, теоцентризм, трансцендентальный идеализм, философия жизни, эйдосы, экзистенциализм, эмпиризм, эрос,

Оценка знаний студента по балльно-рейтинговой системе: максимальное количество баллов, которое может получить студент за время изучение темы 12 баллов: посещение лекций 2 балла, работа на семинарских занятиях 6 баллов, выполнение тестового задания 4 балла.

Краткое содержание темы

Цель темы: сформировать у студентов знания о развитии философии как целостном закономерном процессе.

Рассмотрение темы включает раскрытие восьми вопросов: общие закономерности и отличия древневосточной и античной философии, античная философия: этапы, проблематика, направления и школы, средневековая философия: патристика и схоластика; философия Возрождения; философия Нового времени; классическая немецкая философия; постклассическая философия; русская философия. Каждый вопрос темы представляет наиболее важные этапы истории формирования философской мысли, поэтому важно обратить внимание студентов на их взаимосвязь и целостность процесса.

Раскрытие первого вопроса дает общую картину формирования философского знания, как целостного культурного явления, имеющего ряд общих закономерностей Востоке и Западе: зарождение в лоне мифологии как, формы общественного сознания с возникновением классового общества и государства, обращение внимание к общечеловеческим ценностям, мировоззренческий характер философского знания. Но в тоже время необходимо выделить основные отличия восточной философии от западной:

- круг проблем (концентрация внимания на проблеме человека, в то время как философия Запада являлась многопроблемной, исследуя натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы);

- связь с религией (восточная философия развивалась в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстает и как собственно философия, и как религия. Западная же философия более привержена научной методологии и отмежевывается от религии);

- категориальный аппарат (в восточной философии органически воспринимаются многие категории, предложенные мифологией в то время как западная философия разработала категориальный аппарат, выражающий суть философских систем и их борьбу);

- строение материи (восточная философия преимущественно рассматривает материю как «помеху» душе, или в единстве с формой, или как некое субстанционное начало, в античной философии Запада возникла атомистика как учение о дискретном строении материи);

- познание (В восточной философии проблема познания фактически не рассматривалась, для неё характерно самопознание, в западной философии познание является одной из ведущих проблем не только как эмпирическое, чувственное и рациональное, но и как логическое);

- социальная проблематика (в восточной философии это проблемы «вселенского человека», от которого пошло все прошлое, настоящее и будущее, а также рассмотрение общечеловеческих ценностей, человеческих добродетелей, необходимых для самосовершенствования, управления другими людьми, в то же время в для западной философии характерен широкий спектр социальных тем: государства, закона, труда, управления, войны и мира, желаний, интересов, власти, имущественного деления общества);

- цивилизационные различия (духовная цивилизация Востока несет в себе обращение к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом).

Второй вопрос посвящен зарождению и формированию философской мысли в Античном мире. Раскрытие вопроса включает: краткую характеристику мифогенной, гносеогенной, социально-экономической и географической теориям возникновения древнегреческой философии, анализ основных характерных черт античной философии: космоцентризм, гилозоизм, рационализм, пантеизм, эстетизм. Необходимо кратко изложить античную картину мира, подчеркивая ее рациональный характер и одновременно прямую связь с мифологическим сознанием, раскрыть особенности основных этапов развития античной философии (демократического, классического, эллинистического и римского).

Анализ истории античной философии начинается с краткой характеристикой проблемы первоначала в древнегреческой философии. Затем необходимо изложить качественный подход к ее решению, поддержанный Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом, Гераклитом, характеризуя гармонический подход к решению проблемы первоначала, необходимо раскрыть символическое понимание числа, разработанное Пифагором. Необходимо подчеркнуть натуралистический характер понимания души у ранних греческих философов. После этого будет вполне логичным перейти к анализу количественного подхода, элейской школой, более подробно следует осветить онтологические и гносеологические аспекты учения Парменида о едином бытии. Далее нужно раскрыть причины перехода от монистической к плюралистической точки зрения на проблему архе (первоначала). Обозначьте основные формы ее решения в поздней натурфилософии, Особое внимание необходимо уделить атомистической концепции Демокрита, в частности, его учению о душе и обусловленности человеческой воли, ввести понятие «линия Демокрита».

При изложении краткой характеристики классического периода Античной философии необходимо раскрыть значение термина «антропологический поворот», указав причины и характер изменений, произошедших в греческой философии в V веке до н. э. Кратко охарактеризуйте важнейшие разделы философии Сократа: учения о понятии, диалектическом методе и добродетели. Раскройте закономерности перехода от этического рационализма к объективному идеализму.

Изложение учение Платона включает раскрытие основных аспектов идеального начала: идея как понятие, идея как род, идея как эйдос, идея как благо, идея как идеал. В процессе раскрытия содержания философии Платона особое внимание нужно уделить его учению «О душе», а именно доказательству ее бессмертия, наличию в ней вожделеющей и разумной частей, а также на зависимость перерождения души от поведения и ценностных ориентиров индивида. Подводя итог рассмотрению учения Платона необходимо ввести понятие «линия Платона».

Раскрытие философской системы Аристотеля включает: критику концепции Платона, учение об индивидуальной вещи как подлинной сущности, представляющей собой единство формы и материи. Особое внимание при изложении Аристотеля необходимо уделить энциклопедическому характеру философской системы Аристотеля (классификации наук) учению о душе, её частях (растительной, животной разумной). Необходимо так же подчеркнуть как рационалистический характер философской мысли Аристотеля, его вклад в развитие европейской науки.

При изложении эллинистического и римского периодов античной философии внимание студентов должно быть обращено на раскрытие причины поиска методов достижения умиротворения души в качестве главного предмета философствования (киники, эпикурейцы, стоики). Так же необходимо коснуться онтологических и философско-психологическим взглядам неоплатоников, оказавших сильнейшее воздействие на развитие средневековой религиозно-философской мысли.

Третий вопрос раскрывает сущность основных направлений средневековой философии: патристики и схоластики. Изложение вопроса следует строить в логике перехода от космологического к теологиче­скому универсуму, включающей раскрытие соотношения трех составных частей мироздания в средневе­ковой философии: Бога, природы и человека. Необходимо дать краткую характеристику основным положениям христианского вероучения: теоцентризму, креационизму, сотериологизму, провиденциализму, эсхатологизму, и основным чертам христианской средневековой философии: экзагетике, мистицизму, догматизму, умозрительности.

После этого будет логичным охарактеризовать главные этапы развития средневековой философии: апологетику, патристику, схоластику. Раскрытие философских проблем патристики производится на примере концепции Аврелия Августина, необходимо обратить внимание студентов на специфику христианского понимания души и его положительное и негативное значение для дальнейшего развития философской мысли, веры и разума, социальной концепции (Град Земной и Град Божий).

Изложение учения периода схоластики включает религиозный и философский смысл проблемы универсалий, разрешение этой проблемы открывало для средневекового человека возможность обнаружения граней сопричастности земного и горнего миров. После этого необходимо перейти к определению специфики решения проблемы универсалий в средневековом реализме, номинализме, концептуализме. Внимание студентов необходимо обратить на: взаимосвязь между подходами к решению проблемы универсалий и античными учения Платона и Аристотеля; проблему метода (соотношение откровения и возможности разума, средневековая дискуссия и дедукция). Вслед за проблемой которая заключалась в признании существования универсалий в не и до вещи, то есть в Боге. В завершении вопрос универсалий следует раскрыть значение проблемы для дальнейшего развития философского знания.

Назовите основные положения религиозно-философской доктрины Фомы Аквинского, позволяющие определить его взгляды как умеренно реалистические. Особое внимание следует уделить доказательствам бытия Бога, выдвинутым Фомой Аквинским и его роли в анализе работ Аристотеля.

Вопрос четвертый посвящен философии Возрождения. Раскрытие вопроса следует начать с указания на то обстоятельство, что философия эпохи Возрождения представляет собой переход от теоцентризма к антропо­центризму. Необходимо дать характеристику основным особенностям философии Возрождения: пантеизм, антропоцентризм, гуманизм, эзотеризм. Изложение проблемы натурфилософии эпохи Возрождения предпочтительнее начать с указания на теоретические предпосылки возврата к пантеистической доктрине неоплатоников. После этого следует перейти к изложению основных моментов философии Н. Кузанского: совпадение абсолютного минимума и абсолютного максимума в Боге, соотношение интеллекта, рассудка и ума, учение об ученом неведении. Характеризуя пантеистическую систему Дж. Бруно, следует особенно остановиться на таких ее составляющих, как тождество Бога и мира (онтология), бесконечность Вселенной (космология), человек как микрокосм (антропология), культ разума (философия науки). В завершении изложения второго вопроса необходимо подчеркнуть черты сходства и различия между панентеизмом Н. Кузанского и пантеизмом Дж. Бруно и их отношение к христианскому вероучению.

Важно акцентировать внимание студентов на социально-исторических и теоретических предпосылках возникновения интереса к социально-философской проблематики в эпоху Возрождения. После этого логично будет перейти к демонстрации автономности политической мысли от этико-религиозных норм в учении Н. Макиавелли. Характеризуя идеалы социально-политического устройства в утопических учениях Т. Мора, Т. Кампанеллы, необходимо указать на их генетическую зависимость от концепции идеального государства Платона. При этом необходимо указать оригинальные черты в утопических построениях философов эпохи Возрождения.

Пятый вопрос темы посвящен проблеме метода в философии Нового времени. В рамках вопроса необходимо проследить становление современного естественнонаучного и социального знания, современной метафизики, дать общую характеристику новоевропейскому эмпиризму, рассмотрев его связь со средневековым номинализмом. Отдельно следует остановиться на критике Ф. Бэконом схоластической философии, интерпретируя его известный афоризм: «Знание-сила». Следует также упомянуть учение об идолах человеческого разума как средстве его очище­ния от заблуждений. Акцентируйте внимание студентов сути эмпиризма и индуктивного метода. Далее логично будет назвать изменение, привнесенные в эмпирическую методологию Т. Гоббсом, Дж. Локком, Д. Юмом.

Раскрытие рационализма и проблемы субстанции в философии Нового времени следует начать с краткой характеристики новоевропейского рационализма, его принципиальных отличий от средневекового реализма эмпиризма. Осветите развитие рационализма, и обоснование дедуктивного ме­тода в философии Р. Декарта раскрытие темы будет неполным без изложения онтологических, гносеологических и этических взгляды Б. Спинозы. В заключение следует раскрыть значение философии Нового времени.

Задача шестой вопроса темы - раскрытие особенностей немецкой классической философии. Разговор следует начать с описания основных характерных черт немецкой классической философии: рационализма, систематичности, онтологичности, диалектичности, гуманистической направленности. Особо следует подчеркнуть изменения в понимании сознания, произошедшие в эпоху немецкой классической философии. Формулируя понятия трансцендентального сознания, нужно противопоставить его эмпирическому, то есть реальному человеческому сознанию. В качестве основных характеристик трансцендентального сознания следует назвать его всеобщность, необходимость и идеальность. Логику развития немецкой классической философии можно представить как абсолютизацию понятия трансцендентального сознания.

Изложение философии И.Канта желательно начинать с раскрытия таких понятий кантовской философии, как «трансцендентальное» и «априорные формы познания», логика истории философии требует раскрыть структуру трансцендентального сознания по Канту и подробно охарактеризовать его основные уровни: чувства, рассудок и разум, а также соответствующие им априорные формы познания: пространство и время, понятия и идеи. После этого следует объяснить причины агностических выводов, делаемых Кантом, и раскрыть смысл понятий «вещь-в-себе» и «вещь-для-нас». Особо следует остановиться на так называемых антиномиях чистого разума и следующей из этого критике спекулятивного разума. После этого нужно раскрыть суть учения о так называемом «практическом разуме» и более подробно остановиться на таких понятиях, как «добрая воля» и «категорический императив».

Философию Г. Гегеля удобнее всего начать излагать с критики шеллинговского понятия Абсолюта с целью демонстрации логической необходимости перехода к понятию Абсолютного Духа. Затем нужно остановиться на характеристике гегелевской системы и ее отношения к диалектическому методу. Основные части системы Гегеля: логика, философия природы, философия духа, философия права, философия религии. Проблема духовного развития индивида в учении Гегеля.

Седьмой вопрос темы освещает историю постклассической философии. Изложение вопроса следует начинать с констатации факта разочарования научного и философского сообщества в способности идеализма раскрыть основные принципы и закономерности развития природы и общества. После этого следует охарактеризовать два основных течения постклассической философии, первое из которых было ориентировано на научное знание и потому получило наименование сциентизма. К нему следует отнести антропологический материализм Л. Фейербаха, позитивизм, диалектический материализм и неокантианство. Второе течение было ориентировано на критику науки и опиралось на интуитивное раскрытие смысла исторического процесса и человеческой жизни. К нему следует отнести так называемую философию жизни, представленную А. Шопенгауэром и Ф. Ницше.

При изложении сущности вопроса следует начинать анализа взглядов Л. Фейербаха, подвергнувшего критике абсолютный идеализм Гегеля. затем показать закономерность возникновения на почве философии Фейербаха так называемого диалектического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса. Необходимо подробно раскрыть основные принципы так называемого исторического материализма и охарактеризовать материалистический взгляд на развитие человеческой истории. Раскрытие сути позитивистской концепции удобнее начинать с противопоставления так называемых позитивных наук, основанных на обобщении фактов умозрительному философскому знанию.

Изложение взглядов представителей иррационалистического направления постклассической философии удобнее всего начинать с вскрытия причин недостатков рационалистического объяснения закономерностей исторического процесса, главной из которых явилось рассмотрение человеческого индивида в качестве одного из механизмов социальной машины. После этого следует подчеркнуть антропологический характер иррационалистической философии. Изложение взглядов А. Шопенгауэра нужно начинать с подчеркивания его связи с немецкой классической философией, из которой он заимствует понятие трансцендентального сознания. При изложении взглядов Ф. Ницше необходимо обратить внимание студентов на пять важнейших моментов его философии: Бог Мертв, переоценка всех ценностей, воля к власти, сверхчеловек, вечное возвращение.

При изложении необходимо подчеркнуть, что у западноевропейской философии ХХ столетия нет одного ведущего стержня, единой идеи или проблемы. В этом заключается ее недостаток и одновременно преимущество. Важнейшими проблемами западноевропейской философии в 20 столетии явились проблемы: смысла человеческого бытия, значения, коммуникации, понимания, бессознательного и т. д. Данные проблемы явились следствием, как развития науки, так и результатом бурных социально-экономических и политических процессов. Наиболее важной темой западноевропейской мысли в прошедшем столетии является тема человека. Следует отметить непосредственную связь философских течений ХХ века с направлениями предшествующей эпохи. Так, позитивистская традиция получила свое дальнейшее развитие в так называемом прагматизме, представленном американскими философами Ч. Пирсом, Д. Джемсом и Д. Дьюи. Кроме того, учение Конта было переосмыслено в так называемом втором позитивизме, представителями которого считаются Э. Мах и Р. Авенариус. Но наибольшее развитие позитивистская традиция получила в неопозитивизме Б. Рассела, Л. Витгенштейна, Р. Карнапа и М. Шлика. В неопозитивизме обычно различают логический и лингвистический позитивизм. Первый из них направлен на анализ соответствия терминов той или иной предметности, а второй – на установление закономерностей употребления терминов. Начиная с середины ХХ века, неопозитивизм трансформируется в так называемую философию науки, целью которой является создание научных программ.

В числе важнейших проблем философии ХХ века находятся проблемы существования, человека и его свободы в экзистенциализме (С. Кьеркегор, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр) и проблема человеческой психики и психоанализа (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм).

Восьмой вопрос темы рассматривает особенности русской философии. Изложениевопроса следует начать с раскрытия таких характерных черт русской философии, как: связь с культурой, литературой и религией, антропологизм, космизм. Затем нужно выделить следующие этапы развития русской философии: период становления (XI- XVII века), период Просвещения (XVIII век), период борьбы славянофилов и западников (середина XIX века), «Золотой век русской философии» (конец XIX - начало XX века), советский период (1917-1991), современный период. В завершении изложения данного вопроса следует подчеркнуть плюралистический характер отечественной философии, наличие в ней различных, подчас противоречащих друг другу течений. Необходимо подчеркнуть связь полемики славянофилов и западников с характером русской культуры, ее связью, как с восточным, так и с западным стилями мышления. После этого следует изложить основные моменты учения западников (П. Лавров, А. Герцен, В. Белинский) и славянофилов (П. Чаадаева, И. Киреевского, А. Хомякова). Особое внимание нужно уделить философии Вл. Соловьева, поскольку она представляет собой первую законченную систему в истории русской философской мысли. Желательно подробно рассмотреть основные части метафизики всеединства, включающей в себя антологию, гносеологию, этику и философию истории.

В процессе изложения следует уделить внимание трем основным течениям русской философии в ХХ столетии: метафизике всеединства, диалектическому материализму, и космизму. При характеристики философии всеединства после В. Соловьева нужно подчеркнуть, что она породила несколько религиозно-философских систем, значительно отличающихся друг от друга. Среди них нужно назвать концепцию конкретного идеализма С.Н. Трубецкого, философское богословие П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова. Интуитивизм С.Л. Франка и Н.О. Лосского, христианский персонализм Н.А. Бердяева. Затем следует перейти к изложению изменений, привнесенных отечественными мыслителями в марксистскую теорию. Среди представителей диалектического материализма необходимо упомянуть концепции Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, Э.В. Ильенкова, А.А. Зиновьева. Раскрывая основные принципы так называемого русского космизма, желательно подобрать учения его представителей таким образом, чтобы они последовательно излагали решение проблем натурфилософии, истории и антропологии.

 

Модуль 2

ОНТОЛОГИЯ

(6 ауд. ч., 6 самост. раб)

Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Бытие, небытие. Основные виды бытия. Реальность объективная и субъективная. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие вещей, процессов и состояний. Бытие, субстанция, материя, природа. Материальное и идеальное. Человеческое бытие. Общественное бытие. Пространство и время: сущности или свойства. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной. Динамика картин мира в XX столетии.

 

Основная литература:

1. Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов: учеб. / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - 5-е изд., стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 503 с.

2. Миронов, В. В. Философия: учеб. / В. В. Миронов; МГУ им. М. В. Ломоносова, Философский факультет. - М.: Проспект, 2010. - 239 с.

3. Философия: учеб. для бакалавров / ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. - М.: Юрайт, 2012. - 561 с.

Дополнительная литература:

1. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт. - 3-е изд. - М.: Добросвет, 2006. - 354 с.

2. Кириленко, Г. Г. Философия / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. - М.: АСТ Слово, 2009. - 671 с.

3. Краткий философский словарь: словарь / ред. А. П. Алексеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007.

4. Краткий философский словарь: словарь / ред. А. П. Алексеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007.

5. Субъект во времени социального бытия: истор. выполнение пространственно-временного континуума социальной эволюции / отв. ред. Э. В. Сайко. - М.: Наука, 2006. - 598 с.

 

План семинарских занятий (4 часа)

1) Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная.

2) Категория бытия, ее смысл и значение.

3) Монистические и плюралистические концепции бытия.

4) Уровни и виды бытия.

5) Проблема субстанции. Понятия материального и идеального. Пространство и время.

6) Движение как способ существования материи.

7) Философские концепции развития и самоорганизации бытия

8) Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной.

9) Динамика картин мира в XX столетии.

Термины: атрибут, бытие, картина мира, материя, движение, пространство, время, закон, детерминизм.

Оценка знаний студента по балльно-рейтинговой системе: максимальное количество баллов, которое может получить студент за время изучение темы 8 баллов: посещение лекций 1 балл, работа на семинарских занятиях 3 балла, выполнение тестового задания 4 балла.

Краткое содержание темы

Цель темы: сформировать у студентов комплексное знания об бытии как центральной категории философии.

Отправной точкой раскрытия темы является понятие картины мира (целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер; формируется в обществе в рамках исходных мировоззренческих установок), её типы (обыденная, мифологическая, научная, религиозная, философская,) и уровни (общенаучная (объединяющая представления о природе и человеке); естественнонаучная (предстающая как комплекс общих воззрений на природу) и социально-историческая картина действительности (система общих взглядов на общество); частно научные картины мира (являющиеся образами исследуемых отдельных значительных фрагментов действительности — физическая, биологическая и т. п.)

Продолжение раскрытия темы следует начать с определения предмета онтологии. При этом следует проследить основные исторические этапы ее развития. После этого будет логичным перейти к анализу проблемы бытия в философии на конкретных исторических примерах следует показать специфику количественного и качественного подходов ее решения, определить понятия бытие и небытие, необходимо уделить внимание структуре и характеру субъективной и объективной сфер бытия, подчеркнув при этом, что психическая жизнь человека является неотъемлемой частью универсума.

Освещение следующего вопроса следует начать с определения основных аспектов категории «материя», таких как пространственность, временность, движение, вещественность и т.д. После этого необходимо проследить основные исторические этапы становления категории «материя». Затем логично перейти к анализу понятия «материализм». Особое внимание необходимо уделить важнейшим составляющим материализма: субстанциальность материи в онтологии, эмпиризм в теории познания, натурализм в этике и социальной философии, атеизм в философии религии.

Характеристику исторических этапов формирования материализма логичнее всего начать с анализа учений греческих и римских натурфилософов. Особое внимание необходимо уделить атомизму Демокрита, Эпикура и Лукреция Кара. Затем нужно последовательно охарактеризовать важнейшие исторические формы материализма: механистический материализм эпохи Просвещения, антропологический материализм Л. Фейербаха, вульгарный материализм К. Фохта, Я. Молешотта, диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса, научный материализм Х. Патнема и Р. Рорти.

Внимание студентов необходимо заострить на взаимосвязи между понятиями пространства и времени, как формах существования материи, их сущности или свойствах и проблемой жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной А.А. Фридмана, ведение понятий хаос, порядок. Необходимо подчеркнуть, что современной формой философского учения о развитии является концепция глобального (универсального) эволюционизма. Согласно этой



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.9.9 (0.019 с.)