Философия и ее роль в обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия и ее роль в обществе



(6 ауд. ч., 6 самост. раб)

Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение, мировосприятие и миропонимание. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи. Философия как исторический тип мировоззрения. Философия и миф, философия и религия, философия и наука. Предмет и методы философии. Основной вопрос философии. Функции философии. Изменение предмета философии в ходе истории.

 

Основная литература:

1. Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов: учеб. / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - 5-е изд., стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 503 с.

2. Миронов, В. В. Философия: учеб. / В. В. Миронов; МГУ им. М. В. Ломоносова, Философский факультет. - М.: Проспект, 2010. - 239 с.

3. Философия: учеб. для бакалавров / ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. - М.: Юрайт, 2012. - 561 с.

 

Дополнительная литература:

1. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт. - 3-е изд. - М.: Добросвет, 2006. - 354 с.

2. Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учеб. пособие / В. А. Канке. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2003. - 375 с

3. Косарев, А. Философия мира: Мифология и ее эвристическая значимость / А. Косарев. - СПб.: Университетская книга, 2000. - 304 с.

4. Основы философии: учебник / общ. ред. А. Н. Ерыгин. - 2-е изд. - М.: Дашков и К: Академцентр, 2008. - 447 с.

 

План семинарских занятий (4 часа)

1) Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения.

2) Философия как исторический тип мировоззрения.

3) Философия и миф, философия и религия, философия и наука.

4) Структура философского знания: предмет философии, основные объекты и разделы философии.

5) Основной вопрос философии, две его стороны.

6) Функции философии. Изменение предмета философии в ходе истории.

Термины: агностицизм, аксиология, гносеология, гностицизм, диалектика, диалектический материализм, догматизм, дуализм, идеализм, материя, материализм, метафизика, метафизический материализм, метод, мировоззрение, монизм, объективный идеализм, онтология, рационализм, скептицизм, социальная философия, сознание, субъективный идеализм, философия, философия истории, философия науки, философская антропология, эклектика, эмпиризм, эпистемология, этика, эстетика.

Оценка знаний студента по балльно-рейтинговой системе: максимальное количество баллов, которое может получить студент за время изучение темы 8 баллов: посещение лекций 1 балл, работа на семинарских занятиях 3 балла, выполнение тестового задания 4 балла.

Краткое содержание темы

Цель темы: сформировать у студентов комплексное представление о специфике философского знания.

Отправной точкой рассмотрения темы является понятие мировоззрения, его структуры, историко-культурного характера, исторических типов. Определяя мировоззрение как - систему взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации, необходимо остановиться на его структуре, уровнях, исторических типах. Структура мировоззрения включает в себя мироощущение, мировосприятие и миропонимание, находится в логической взаимосвязи с его уровнями: эмоционально-образным и логико-рассудочным. Здесь необходимо четко разграничить для студентов понятия обыденного, мифологического, религиозного, научного и философского мировоззрений, дать их характеристики и отличительные особенности, показать, обосновать взаимосвязь между мировоззрением отдельной личности, социальной группы, исторической эпохи.

Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. Выявление соотношения двух понятий «философия» и «мировоззрение», дает возможность определить особенности философского знания. В данном вопросе важно объяснить причины и условия возникновения философии, кратко оста­новитесь на основных исторических типах философствования, показывая смену проблематики или смещение акцентов при рассмотрении основных философских проблем. Отталкивая от понятия «основной вопрос философии», необходимо дать определения: монизм, дуализм, материя, сознание, материализм, идеализм, субъективный идеализм, объективный идеализм, метафизический материализм, диалектический материализм, гностицизм, агностицизм, скептицизм. Анализ этих понятий является основанием для перехода к вопросу о методах философии: метафизика, диалектика, догматизм, эмпиризм, рационализм, эклектика. Рассмотрение методов философии находится в тесной взаимосвязи с её основными направлениями и историческими типами, необходимо заострить внимание студентов на этом.

Логическим завершением темы является вопрос о структуре и функциях философии, необходимо обратить внимание студентов на всю широту круга рассматриваемых философией проблем, группируя их в со­ответствующие философские дисциплины: онтология, гносеология, эпистемология, социальная философия, философская антропология, аксиология, философия истории, этика, эстетика, аксиология, философия науки и др. и на функции философии в системе научного знания и современном обществе: методологическая, мировоззренческая, мыслительно-теоретическая, гносеологическая, критическая, аксиологическая, социальная, воспитательно-гуманитарная, прогностическая.

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

(12 ауд. час. самост. раб.)

Особенности мифологии на Востоке и возникновение прафилософии, их взаимосвязь и взаимозависимость. Переход от прафилософии к философии.

Недифференцированность философии на Востоке. Основополагающие идеи древнеиндийской философии: Брахман, Атман, сансара, карма, мокша. Ее основные школы и направления - ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, санкхья, миманса) и неортодоксальные (локаята, джайнизм, буддизм). Характерные черты философии Древнего Китая: натурализм, обращенность в прошлое, социально-нравственный характер, ориентация на авторитет. Основные школы Китая: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.005 с.)