Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антропологическая проблематика в философии↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(6 ауд. ч., 6 самост. раб) Проблема человека в историко-философском контексте. Объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские концепции человека (психоаналитическая, экзистенциальная и др.). Сущностная природа человека. Многокачественность, многоуровневость, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Проблема антропосоциогенеза. Специфика человеческой деятельности. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Человеческая судьба. Основные характеристики человеческого существования - неповторимость, способность к творчеству, свобода. Творчество и его разновидности. Понятие свободы и его эволюция. Свобода "внешняя" и "внутренняя", свобода "от" и свобода "для". Свобода и произвол: свобода и анархия; свобода и необходимость: свобода и ответственность; свобода выбора. Человек, индивид, личность. Личность и массы. Генезис личностного начала в истории. Роль культуры в социализации личности. Обезличенность культуры. Личность в эпохи социальных катастроф. Основная литература: 1. Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов: учеб. / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - 5-е изд., стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 503 с. 2. Губин, В. Д. Философия: учеб. / В. Д. Губин. - М.: Проспект, 2011. - 332 с. 3. Миронов, В. В. Философия: учеб. / В. В. Миронов; МГУ им. М. В. Ломоносова, Философский факультет. - М.: Проспект, 2010. - 239 с. 4. Философия: учеб. для бакалавров / ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. - М.: Юрайт, 2012. - 561 с. Дополнительная литература: 1. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт. - 3-е изд. - М.: Добросвет, 2006. - 354 с. 2. Кириленко, Г. Г. Философия / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. - М.: АСТ Слово, 2009. - 671 с. 3. Краткий философский словарь: словарь / ред. А. П. Алексеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. 4. Марков, Б. В. Философская антропология: учебное пособие. Изд. программа 300 лучших учебников / Б. В. Марков. - 2-е изд. - СПб.: ПИТЕР, 2008. - 350 с.
План семинарских занятий (4 часа) 1) Проблема человека в историко-философском контексте. 2) Объективистский и субъективистский подходы к пониманию человека в истории философии. 3) Биологическая и социальная стороны человеческой сущности. 4) Основные аспекты человеческого бытия. 5) Творчество и его разновидности. 6) Понятие свободы и его эволюция. 7) Личность и общество.
Термины: душа, индивид, индивидуальность, личность, сущностные силы человека, творчество, человек Оценка знаний студента по балльно-рейтинговой системе: максимальное количество баллов, которое может получить студент за время изучение темы 10 баллов: посещение лекций 1 балл, работа на семинарских занятиях 3 балла, выполнение тестового задания 4 балла, написание эссе 2 балла. Тематика эссе 1. Антропосоциогенез: его сущность и проблемы. 2. Человек – мера всех вещей. 3. Человек – уникальное творение Вселенной. 4. Социобиология: изменение биологической структуры человека. 5. Природа и сущность человека в истории философии. 6. Сущностные силы жизнедеятельности людей и их характеристика. 7. Расизм и проблема соотношения биологического и социального в человеке. 8. Человек как тайна. 9. Человек и мир как отражение друг друга в древнегреческой философии. 10. Сущность и назначение человека в средневековой философии. 11. От «действительного Я» к «истинному Ты» в христианской философии. 12. Человек как частица природы или «разумная душа» в философии Нового времени. 13. Пантеистическая традиция Нового времени. 14. Экзистенциальный и природный человек. 15. Деятельностная парадигма как сущностная черта человека в немецкой классической философии. 16. Категорический императив И.Канта как безусловное первенство долга 17. Гуманистические идеи в философии К. Маркса. 18. Человек как активное, практическое, предметное существо в философии К. Маркса. 19. Этика А. Шопенгауэра. 20. Концепция «сверхчеловека» Ф. Ницше. 21. Психоанализ и его роль в мировой культуре. 22. Русское Просвещение о человеке. 23. Учение о душе и теле в религиозной философии XYI-XYII вв. 24. Критика «одномерного» западного человека Н. Данилевским. 25. Материалистические идеи А. Радищева. 26. П.Я. Чаадаев об индивидуальном и всеобщем разуме. 27. Критика национализма и космополитизма в философии В. Соловьева. 28. Антропологический принцип Н.Чернышевского. 29. Русский экзистенциализм, его специфика. 30. Персонализм Н. Бердяева. 31. Проблема личности в постсоветской русской философии. 32. Идея Бога в современном обществе. 33. Бог и человек. 34. Цель и смысл жизни человека. 35. Начало жизни и её конец (медицинские, юридические и философские подходы к решению проблемы). 36. Право на добровольную смерть: за и против 37. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека. 38. Жизнь, смерть, бессмертие как философские проблемы. 39. Человек как духовное существо. 40. Проблема человеческого тела, мужского и женского начала в философии. 41. Боль и страдание как философские категории. 42. Основные характеристики человеческого существования – неповторимость, способность к творчеству, свобода. 43. Талант как социокультурный феномен. 44. Детерминистская и индетерминистская трактовка человеческой свободы 45. Возможность выбора как свобода «для» и свобода «от». 46. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. 47. Историческая и выдающаяся личность. 48. Личность в эпохи социальных катастроф. 49. Роль насилия и ненасилия в истории. 50. Тело и душа человека. Краткое содержание темы Цель темы: раскрыть особенности философского познания человека. В начале разговора следует указать, что проблема человека в философии не только вечная, но и важнейшая и универсальная. Другими словами, эта тема транзитом проходит через все философские системы прошлого и настоящего. Поэтому многие мыслители проблему человека определяли и определяют как основной вопрос философии. Отсюда следует необходимость осуществить краткий экскурс в историю философии с тем, чтобы обозначить основные антропологические концепции. После этого определите философскую антропологию как учение о человеке, указав место человека в научной картине мира. Далее будет логично раскрыть философскую концепцию человека как предпосылку его изучения в различных науках. В рамках темы следует рассмотреть различные подходы к объяснению сущности человека. В частности, изложить специфику биологического подхода, представленного такими мыслителями, как П.Кабанис, Я.Молешотт, Ч.Ломброзо и др. После этого вполне логично перейти к раскрытию взглядов представителей социального дарвинизма Г.Спенсер, Ж.Гобино и др. Затем необходимо остановиться на анализе психологического подхода к объяснению сущности человека. В частности, охарактеризовать учение З. Фрейда о роли бессознательного в поведении человека. Затем необходимо проследить развитие психологического подхода в решении проблемы человека в неофрейдизме, представленного А.Адлером, К. Г. Юнгом, Э. Фроммом и др. В завершении изложения второго вопроса следует осветить взаимосвязь социального и биологического начал в человеке. Изложение вопроса антропоцентризма следует начать с указания на то обстоятельство, что проблемы антропогенеза и смысла человеческого существования являются, с одной стороны, взаимосвязанными, а с другой — служат обоснованием того или иного понимания сущности человека. После этого следует кратко охарактеризовать естественнонаучное учение о человеке как продукте эволюции. В частности, изложить суть гипотезы Ч. Дарвина и проблему «недостающего звена», сформулированную Геккелем. Затем вполне логично перейти к раскрытию трудовой теории Ф. Энгельса о происхождении человека и связанных с ней современных интерпретаций. Излагая учение о человеке и его эволюции в концепции Т. де Шардена, подчеркните ее религиозный характер. В завершении изложения третьего вопроса следует привести исторические примеры философских учений, отрицающие смысл человеческой жизни (Перрон, А. Шопенгауэр, Л. Витгенштейн), а также исторические примеры формальных (И. Кант, М. Хайдеггер) и содержательных (Платон, Маркс) концепций, утверждающих смысл человеческого существования. Необходимо раскрыть суть основных измерений человека (биологическое и социальное), возможна его трактовка и как психического и космического существа. Здесь же следует охарактеризовать такие понятия, как личность, индивид, индивидуальность и социализация. Модуль 6 АКСИОЛОГИЯ (6 ауд. ч., 6 самост. раб) Представления о совершенном человеке в различных культурах. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей (философский аспект). Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма. Мораль и нравственность: общее и особенное. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики. Морально ценное и моральная ценность. Иерархия нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования или обновления нравственных ценностей. Модификации эстетических ценностей. Этические и эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Историческая эволюция эстетического идеала. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности. Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентации. Свобода совести. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Межконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей.
Основная литература: 1. Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов: учеб. / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - 5-е изд., стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 503 с. 2. Губин, В. Д. Философия: учеб. / В. Д. Губин. - М.: Проспект, 2011. - 332 с. 3. Миронов, В. В. Философия: учеб. / В. В. Миронов; МГУ им. М. В. Ломоносова, Философский факультет. - М.: Проспект, 2010. - 239 с. 4. Философия: учеб. для бакалавров / ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. - М.: Юрайт, 2012. - 561 с. Дополнительная литература: 1. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт. - 3-е изд. - М.: Добросвет, 2006. - 354 с. 2. Краткий философский словарь: словарь / ред. А. П. Алексеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007.
План семинарских занятий (4 часа) 1) Ценности: сущность и типология. 2) Ценности в различных культурах. Эволюция ценностей. 3) Мораль и нравственность: общее и особенное. Иерархия моральных и нравственных ценностей. 4) Формирование и обновление нравственных ценностей. 5) Этические и эстетические ценности. Историческая эволюция эстетического идеала. 6) Религиозные ценности. 7) Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Межконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей.
Термины: аксиология, культура, массовая культура, нормы, нравственность, ценность Оценка знаний студента по балльно-рейтинговой системе: максимальное количество баллов, которое может получить студент за время изучение темы 8 баллов: посещение лекций 1 балл, работа на семинарских занятиях 3 балла, выполнение тестового задания 4 балла. Краткое содержание темы Цель темы: раскрыть место и роль ценностей в системе философского знания. При изложении темы необходимо оттолкнуться от понятия «ценность», подходов к типологии ценностей, дифференциации понятий «ценность - оценка», «ценность - целеполагание», «ценность и истина», «ценность и оценка», «ценность и норма». Говоря о типологии ценностей необходимо подробно остановиться на трех их видах: нравственных, этических и религиозных. Нужно обратить внимание, что этика зародилось в недрах философии, в структуре этического знания наибольшую ценность представляют составляющие, в которых интегрировано сущностно-значимое, непреходящее, общечеловеческое: «моральное сознание», «моральная практика», законы моральной деятельности и категории этики. Рассматривая развитие этической мысли, прежде всего, необходимо разобраться в изменении содержания основных этических категорий. Обратите внимание, что мораль - понятие историческое. Возникновение морали сопровождало становление самого общества и означало переход первобытного человека от инстинктивных форм поведения к целесообразной и сознательной деятельности. Многие элементарные требования морали, которые появились в эпоху родового строя, сохраняют свое значение и в настоящее время. Мораль изначально была в первую очередь обращена к каждому индивиду и регулировала отношения «человек - человек», «человек - коллектив», «человек - общество». Появление морали связано с потребностью урегулирования отношений между людьми и управления общественными процессами на основе сочетания индивидуальных и общественных отношений. Проблема происхождения морали в различных этических системах различна. Существуют эволюционистские, антропологические, креационистские, социально-исторические подходы по проблеме возникновения морали. Основными свойствами морали являются: императивность, нормативность и оценочность. При рассмотрении функций морали, особенно обратите внимание на гуманистическую функцию морали, которая осуществляется в формировании человеческой личности, развитии ее самосознания. В категориях отражены наиболее значимые стороны моральных явлений. Нравственные ценности. При рассмотрении этой проблемы изучите, что понимается под нравственным идеалом и как он соотносится с действительностью; нравственная свобода и моральная ответственность. Современная этика в условиях глобального кризиса человечества и необходимости решения проблемы его выживания рассматривает мораль в качестве важнейшего средства самой возможности дальнейшего существования человека как социального существа. Особый статус религии определяет значение религиозных ценностей. Религиозное мышление отличается иррациональностью и верой в сверхъестественное, оно глубоко символично и не нуждается в формальной логике для понимания и объяснения таинств. Религиозное начало культуры противостоит светскому, признающему исключительное положение разума человека, способного ниспровергать веру в сверхъестественное. Побочным проявлением религиозного мышления является фанатизм веры, продуктом светского (секулярного) мышления - воинствующий атеизм. Свобода совести регулирует религиозное и светское противостояние в культуре, провозглашая равнозначной ценностью, как веру в сверхъестественное, так и веру в его отсутствие. Религиозные убеждения и атеизм, в свою очередь, образуют антогонистическую систему ценностей. Религиозные ценности связаны с отправлением культа, атеистические - с его развенчанием. Модуль 7 СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (6 ауд. ч., 6 самост. раб) Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Общество как саморазвивающаяся система. Структура общества. Гражданское общество и государство. Культура и цивилизация: их соотношение. Логика истории и ее смысл. Вариативность конкретных исторических процессов (регресс, прогресс, цикл, забегание, отставание, отклонение, тупиковые варианты). Специфика необходимости в историческом процессе. Проблема типологии исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс. А.Тойнби, М. Вебер). Человек и историческом процессе. Насилие и ненасилие. Космопланетарные факторы социального развития. Основная литература: 1. Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов: учеб. / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - 5-е изд., стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 503 с. 2. Губин, В. Д. Философия: учеб. / В. Д. Губин. - М.: Проспект, 2011. - 332 с. 3. Миронов, В. В. Философия: учеб. / В. В. Миронов; МГУ им. М. В. Ломоносова, Философский факультет. - М.: Проспект, 2010. - 239 с. 4. Философия: учеб. для бакалавров / ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. - М.: Юрайт, 2012. - 561 с. Дополнительная литература: 1. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт. - 3-е изд. - М.: Добросвет, 2006. - 354 с. 2. Краткий философский словарь: словарь / ред. А. П. Алексеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. 3. Субъект во времени социального бытия: истор. выполнение пространственно-временного континуума социальной эволюции / отв. ред. Э. В. Сайко. - М.: Наука, 2006. - 598 с.
План семинарских занятий (4 часа) 1) Специфика философского познания общественной жизни. 2) Общественное бытие: структурно-компонентный анализ. 3) Общественное сознание: структурно-компонентный анализ. 4) Философские теории социального развития. 5) Культура и цивилизация (О.Шпенглер, К.Маркс. А.Тойнби, М. Вебер).
Термины: общество, государство, гражданское общество, история, культура, материальное производство, общественное сознание, цивилизация Оценка знаний студента по балльно-рейтинговой системе: максимальное количество баллов, которое может получить студент за время изучение темы 8 баллов: посещение лекций 1 балл, работа на семинарских занятиях 3 балла, выполнение тестового задания 4 балла. Краткое содержание темы Цель темы: раскрыть особенности социальной философии как области философского занния. Социальная философия (философия общества) является одним из разделов в структуре философского знания. Философский подход к обществу предполагает исследование многообразных аспектов социальной жизни: структуру общества, закономерности его функционирования, формы совместной деятельности людей. Прежде чем дать определение общества, обратитесь к богатой истории социальной философии, приведите примеры решения проблемы происхождения общества. Имейте в виду многомерность общества как целостной системы, что делает попытки его всеобъемлющего определения весьма затруднительными. Тем не менее, обратите внимание на такие важные аспекты, как: социальная динамика (причины, этапы и направленность социальных изменений), совокупность связей, объединяющих людей в единое целое, система закономерностей различного типа, система структур человеческой деятельности и т. д. Характеризуя философские модели социальной реальности, необходимо остановиться на анализе основных исторически сложившихся подходов: идеалистического, материалистического, натуралистического или органицистского. В зависимости от того, какие общественные явления или воздействующие факторы признаются наиболее важными в рамках указанных подходов, и строится определенная модель социальной реальности. При рассмотрении первого вопроса было показано, что общество - это целостная система. Далее следует дать краткую характеристику подсистемам общества: экономической, социальной, политической, духовной. После чего рассмотрите вопрос о взаимодействии подсистем. Вопрос - о сущности общественного сознания и его формах - подразумевает системный анализ духовной жизни и всех ее элементов. Действительно, трудно не согласиться с тем, что все многообразие достижений духовной культуры человечества - продукты общественного и личного сознания. Следует также учесть разнообразие уровней общественного сознания, начиная от житейского, обыденного и кончая строго научными его формами. К формам общественного сознания обычно относят политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и философское сознание. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 1. Мировоззрение. Его структура и исторические типы. 2. Структура философского знания: предмет философии, её основные объекты и разделы. 3. Основной вопрос философии, две его стороны. 4. Понятие картины мира. Религиозная, философская и научная картины мира. 5. Восточная философия, ее особенности, школы и направления. 6. Древнегреческая философия: круг проблем, основные черты и школы. 7. Философия Сократа, особенности его философского метода. 8. Система объективного идеализма Платона. 9. Система философии Аристотеля. 10. Особенности древнеримской философии, основные школы и направления. 11. Средневековая философия, ее основные черты и направления: патристика и схоластика (учение Августина Аврелия и Фомы Аквинского). 12. Основные тенденции философской мысли Ренессанса. Гуманизм эпохи Возрождения. 13. Натурфилософия эпохи Возрождения (Н.Кузанский, Дж.Бруно). 14. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм. 15. Эволюция эмпиризма: Ф.Бэкон, Дж.Беркли, Д.Юм. 16. Рационализм Р.Декарта, Спинозы, Лейбница. 17. Философские идеи эпохи Просвещения: французский материализм и английский сенсуализм (Дидро, Гельвеций, Локк). 18. Теория «общественного договора» Т.Гоббса и Ж.-Ж.Руссо. 19. И. Кант как основоположник немецкой классической философии. Теория познания И. Канта. 20. Этика Канта. 21. Система объективного идеализма и диалектический метод Г.В.Ф.Гегеля. 22. Антропологический материализм Л.Фейербаха. 23. Основные идеи философии К.Маркса. 24. Позитивизм как философское учение, его основные формы. 25. Основные направления и проблемы в современной философии. 26. Философия экзистенциализма. 27. Иррациональная философия А.Шопенгауэра, Ф.Ницше. 28. Основные этапы развития и проблемы русской философии. 29. «Философия Всеединства» Вл.Соловьева. 30. Философские идеи западничества и славянофильства в России ХIX-XX вв. 31. Бытие как объект философского исследования. Основные подходы к пониманию бытия в истории философии. 32. Уровни и виды бытия. 33. Проблема субстанции в философии. 34. Понятие материи. Развитие представлений о материи в истории философии. 35. Движение, пространство, время как философские категории. Реляционная и субстанциальная концепция пространства и времени. 36. Становление и развитие диалектических идей в философии. 37. Чувственный и рациональный уровни познания. Их формы. 38. Научное познание. Его уровни, методы и формы. 39. Структура и динамика познавательного процесса. Субъект и объект познания. Роль практики в процессе познания. 40. Сознание и его сущность. 41. Соотношение сознательного и бессознательного в структуре личности. 42. Научное и ненаучное знание. Вера и разум. Рациональное и иррациональное. 43. Наука как особый вид человеческой деятельности. 44. Принципы, идеалы, нормы и критерии научного познания. 45. Проблема истины в философии. 46. Аксиологические проблемы современной науки. 47. Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность как условия существования личности. 48. Проблема человека в истории философии. 49. Проблема смысла жизни. Феномены человеческого бытия. 50. Гуманизм и его исторические формы. Права, свободы и обязанности человека, их понимание в истории философии. 51. Общество как объект философского исследования. Специфика социальной философии. 52. Социальная структура общества: концепция стратификации (К.Маркс, М.Вебер, П.Сорокин). 53. Проблема соотношения личности и общества в социальной философии. 54. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. 55. Культура и цивилизация. Концепция типологии культур А.Тойнби, О.Шпенглера, Н.Данилевского, П.Сорокина. 56. Аксиология – учение о ценностях. Природа и принципы классификации ценностей. Функции ценностей. 57. Мораль как философская категория. Основные моральные понятия: добро, долг, совесть. 58. Сущность эстетических ценностей. Категории эстетики. 59. Культура как объект философского исследования. Проблема соотношения духовного и материального в культуре. 60. Техника как предмет философского исследования. Соотношение науки и техники. 61. Социальные последствия научно-технического прогресса. 62. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы 63. современности.
64. Понятие исторического процесса в философии. Проблема свободы и несвободы.
65. Антропогенное влияние на природу. Экология как проблема.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ Абсолютная идея – основная категория философии Гегеля. Это абсолютное духовное начало (субстанция), лежащее в основе всех предметов и явлений, обладающее самосознанием и способностью творить. Агностицизм – (греч. непознаваемый). Философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Антиномия – противоречие положения, тезис и антитезис которого можно доказать равнозначно. Антропоцентризм – философское воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Антропологический материализм – теория Фейербаха, суть которой в том, что единственно существующими реальностями являются природа и человек, следовательно, человек должен стать главным интересом философии. Апейрон – понятие первовещества в античной философии, введенное Анаксимандром, означающее бесконечную субстанцию. Апологетика – от греческого «защищающий». Направление в раннехристианской философии, оправдывающее и защищающее христианство с помощью доводов, обращенных к разуму. Априори – знание, предшествующее опыту, независимое от него. Апория – сомнение, трудноразрешимая проблема в связи с возникшим на пути к истине противоречием. Архэ – первоначало всего сущего. Атман – духовная сущность индивида, его душа. Атрибут – коренное, неотъемлемое свойство субстанции. Ахимса – единство всех форм жизни на земле, важнейшим принципом которого в древнеиндийской философии является непричинение вреда всему, что нас окружает. Базис – основная категория марксизма, обозначающая экономический строй общества, систему производственных отношений, соответствующую уровню развития производительных сил. Бессознательное – понятие, обозначающее процессы, не проходящие через сознание человека, По Фрейду это скрытые иррациональные силы человека Бог – это Абсолют, в соответствии с принципом теоцентризма является источником всякого бытия, блага и красоты. Он абсолютное начало, первопричина мира физического и нравственного. Буддизм – древнейшее учение, проповедовалось Буддой Гаутамой в У!.до н.э. в Древней Индии. Центральным в буддизме является положение об отсутствии в мире субстанции (самости), поэтому все в мире преходяще, полно скорби и страданий. Бытие – это реально существующая, объективная вечная, бесконечная, самостоятельная субстанция, включающая в себя все сущее. Вера – феномен внутреннего духовного мира человека, непосредственное принятие сознанием тех или иных норм и ценностей жизни как безусловно истинных. Вера основывается на авторитете, интуиции и уважении к чужому опыту и традиции. Верификация – основной принцип познания в позитивизме, когда истинность научных положений подтверждается путем опытной проверки. Вещь в себе – основополагающая категория философии Канта, подразумевающая реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства и который абсолютно не может быть понят разумом. Вещь для нас – это явление, т.е. образы множества предметов и явлений, доступные разуму (но не их внутренняя сущность). Возможность и действительность – философские категории, характеризующие две основные ступени становления и развития исследуемого объекта, где действительность – это наличная реальность единичного бытия, в отличие от возможностей, которые она таит в себе. Воля к власти – сознательное и свободное устремление человека к осуществлению определенной цели, которая для него представляет ценность (в данном случае это власть). Это самополагающая сила, обусловливающая весь жизненный процесс человека. По Ницше «воля к власти» в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. Она близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением внутреннего стремления человека к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Волюнтаризм – признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление (Фихте, Шопенгауэр, Ницше). Воля в учении этих философов – абсолютное начало, причина всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Время – форма осуществления бытия, которая характеризуется длительностью существования бытия и последовательностью смены его состояний. Врожденные идеи – учение Декарта о том, что существует особый рол знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины изначально очевидны и достоверны. Они существуют в разуме Бога и разуме человека. Всеединство – состояние единства мира и человека, воплощающее идеал сродности, соборности на основе «великого синтеза» религии, науки и философии. Гармония – органическая слаженность, соразмерность частей в основе и системе целого. Диалектический смысл этого понятия раскрывается в соотнесении с его противоположностью – дисгармонией (нарушением меры, несоответствием части целому). Гармония и дисгармония – два полюса единого процесса развития, два взаимопереходящих состояния вещества и энергии в мире, ни одно из которых не должно быть абсолютизировано. Гилозоизм – учение, согласно которому вся материя одушевлена. Гипотеза – научно обоснованное предположение для выяснения причин и закономерностей исследуемых знаний. Гносеология – учение о познании, или теория познания. Государство – аппарат для управления обществом, наделенный властью, опирающийся на силу закона или органы принуждения. Гуманизм – учение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей. Дао – закон. Дао определяет законы неба, небо – законы земли, земля – законы человека. Это также жизненный путь человека. Движение – в широком смысле – всякое изменение; в узком смысле – это изменение положения тела в пространстве и во времени; в философском – способ существования бытия. Дедукция – выведение частного из общего, движение мысли от общего к частному, от общего положения к особенному. Детерминизм – учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов со стороны Бога (теологический детерминизм) или учение о предопределении явлений природы (космологический детерминизм) или человеческой воли (антропологически-этический детерминизм). Центральной идеей детерминизма является положение о такой связи явлений, когда одно явление с необходимостью порождает другое явление. Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: а) законы, б) категории, в) принципы. Дух – философское понятие для обозначения формообразующего начала (от латинского «дуновение», «дыхание» как носитель жизни). В различных философских системах имеет свое токование. В философии марксизма – синоним сознания, в идеализме – первоначало. Душа – понятие, характеризующее внутренний мир человека, состояние его сущностных сил. В религии и идеалистической философии душа рассматривается как понятие о нетелесной субстанции. Единичное – (отдельное, индивидуальное). Философская категория, выражающая относительную обособленность, отграниченность объекта исследования от его аналогов на основании уникальной качественной и количественной определенности. Заблуждение – неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, а также искаженный, не соответствующий действительности результат познания. Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями бытия в мире. Закон единства и борьбы противоположностей – основной закон диалектики, вскрывающий самое главное в развитии – его источник, каковым является противоречие (взаимосвязь противоположностей). Исходя из формулы закона – разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве – развитие предстает как процесс возникновения роста, обострения и разрешения многообразных противоречий. Определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущей силы их развития. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений – закон диалектики, вскрывающий механизм развития: постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предмета, числа его элементов, порядка связей, пространственных размеров и др.) в определенный момент необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям предмета, скачку, возникновению нового качества, нового предмета. Последнее в свою очередь оказывает обратное воздействие на характер и темпы количественных изменений. Например, превращение одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра. Закон отрицания отрицания – закон диалектики, выражающий поступательный, преемственный, циклический характер развития и его форму (спираль),т.е. повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, при этом развитие предстает в виде процесса как бы повторяющего уже пройденные ступени, но иначе. На более высокой основе. Форма циклического развития представляет собой триаду: тезис (исходный пункт) – антитезис (его отрицание) - синтез (отрицание отрицания). Например: теория – практика – новая теория. Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль как цепь циклов. Действие данного закона обнаруживается не в каждый момент, а лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития. Западники – направление в русской философии средины Х!Х века, представители которого (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский) основывались на философских традициях западной философии (материализм, эмпиризм). Они считали, что уникального исторического пути у России нет, она отстала от мировой цивилизации и законсервировалась в себе. Ее задача – освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Знание – результат процесса познания, отражающий действительность в форме представлений, понятий, суждений, теорий. Идеализм – направление в философии, сторонники которого исходным (первичным) считают сознание (идею, дух). Имманентное – понятие, обозначающее внутреннюю присущность мира сознанию, т.е. с точки зрения этой философии, мир просто дан сознанию во всех своих связях и целокупности. Индукция – наведение, приращивание знания в направлении от части к целому, от отдельного к всеобщему, закономерному. Интенция – (интенциональность) способность сознания, выражающаяся в направленности на предмет. Сознание не может быть беспред
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.212 (0.017 с.) |