Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антропологическая проблематика в философии

Поиск

(6 ауд. ч., 6 самост. раб)

Проблема человека в историко-философском контексте. Объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские концепции человека (психоаналитическая, экзистенциальная и др.). Сущностная природа человека. Многокачественность, многоуровневость, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Проблема антропосоциогенеза. Специфика человеческой деятельности. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Человеческая судьба. Основные характеристики человеческого существования - неповторимость, способность к творчеству, свобода. Творчество и его разновидности. Понятие свободы и его эволюция. Свобода "внешняя" и "внутренняя", свобода "от" и свобода "для". Свобода и произвол: свобода и анархия; свобода и необходимость: свобода и ответственность; свобода выбора. Человек, индивид, личность. Личность и массы. Генезис личностного начала в истории. Роль культуры в социализации личности. Обезличенность культуры. Личность в эпохи социальных катастроф.

Основная литература:

1. Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов: учеб. / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - 5-е изд., стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 503 с.

2. Губин, В. Д. Философия: учеб. / В. Д. Губин. - М.: Проспект, 2011. - 332 с.

3. Миронов, В. В. Философия: учеб. / В. В. Миронов; МГУ им. М. В. Ломоносова, Философский факультет. - М.: Проспект, 2010. - 239 с.

4. Философия: учеб. для бакалавров / ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. - М.: Юрайт, 2012. - 561 с.

Дополнительная литература:

1. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт. - 3-е изд. - М.: Добросвет, 2006. - 354 с.

2. Кириленко, Г. Г. Философия / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. - М.: АСТ Слово, 2009. - 671 с.

3. Краткий философский словарь: словарь / ред. А. П. Алексеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007.

4. Марков, Б. В. Философская антропология: учебное пособие. Изд. программа 300 лучших учебников / Б. В. Марков. - 2-е изд. - СПб.: ПИТЕР, 2008. - 350 с.

 

План семинарских занятий (4 часа)

1) Проблема человека в историко-философском контексте.

2) Объективистский и субъективистский подходы к пониманию человека в истории философии.

3) Биологическая и социальная стороны человеческой сущности.

4) Основные аспекты человеческого бытия.

5) Творчество и его разновидности.

6) Понятие свободы и его эволюция.

7) Личность и общество.

 

Термины: душа, индивид, индивидуальность, личность, сущностные силы человека, творчество, человек

Оценка знаний студента по балльно-рейтинговой системе: максимальное количество баллов, которое может получить студент за время изучение темы 10 баллов: посещение лекций 1 балл, работа на семинарских занятиях 3 балла, выполнение тестового задания 4 балла, написание эссе 2 балла.

Тематика эссе

1. Антропосоциогенез: его сущность и проблемы.

2. Человек – мера всех вещей.

3. Человек – уникальное творение Вселенной.

4. Социобиология: изменение биологической структуры человека.

5. Природа и сущность человека в истории философии.

6. Сущностные силы жизнедеятельности людей и их характеристика.

7. Расизм и проблема соотношения биологического и социального в человеке.

8. Человек как тайна.

9. Человек и мир как отражение друг друга в древнегреческой философии.

10. Сущность и назначение человека в средневековой философии.

11. От «действительного Я» к «истинному Ты» в христианской философии.

12. Человек как частица природы или «разумная душа» в философии Нового времени.

13. Пантеистическая традиция Нового времени.

14. Экзистенциальный и природный человек.

15. Деятельностная парадигма как сущностная черта человека в немецкой классической философии.

16. Категорический императив И.Канта как безусловное первенство долга

17. Гуманистические идеи в философии К. Маркса.

18. Человек как активное, практическое, предметное существо в философии К. Маркса.

19. Этика А. Шопенгауэра.

20. Концепция «сверхчеловека» Ф. Ницше.

21. Психоанализ и его роль в мировой культуре.

22. Русское Просвещение о человеке.

23. Учение о душе и теле в религиозной философии XYI-XYII вв.

24. Критика «одномерного» западного человека Н. Данилевским.

25. Материалистические идеи А. Радищева.

26. П.Я. Чаадаев об индивидуальном и всеобщем разуме.

27. Критика национализма и космополитизма в философии В. Соловьева.

28. Антропологический принцип Н.Чернышевского.

29. Русский экзистенциализм, его специфика.

30. Персонализм Н. Бердяева.

31. Проблема личности в постсоветской русской философии.

32. Идея Бога в современном обществе.

33. Бог и человек.

34. Цель и смысл жизни человека.

35. Начало жизни и её конец (медицинские, юридические и философские подходы к решению проблемы).

36. Право на добровольную смерть: за и против

37. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека.

38. Жизнь, смерть, бессмертие как философские проблемы.

39. Человек как духовное существо.

40. Проблема человеческого тела, мужского и женского начала в философии.

41. Боль и страдание как философские категории.

42. Основные характеристики человеческого существования – неповторимость, способность к творчеству, свобода.

43. Талант как социокультурный феномен.

44. Детерминистская и индетерминистская трактовка человеческой свободы

45. Возможность выбора как свобода «для» и свобода «от».

46. Роль социальной и культурной среды в формировании личности.

47. Историческая и выдающаяся личность.

48. Личность в эпохи социальных катастроф.

49. Роль насилия и ненасилия в истории.

50. Тело и душа человека.

Краткое содержание темы

Цель темы: раскрыть особенности философского познания человека.

В начале разговора следует указать, что проблема человека в философии не только вечная, но и важнейшая и универсальная. Другими словами, эта тема транзитом проходит через все философские системы прошлого и настоящего. Поэтому многие мыслители проблему человека определяли и определяют как основной вопрос философии. Отсюда следует необходимость осуществить краткий экскурс в историю философии с тем, чтобы обозначить основные антропологические концепции. После этого определите философскую антропологию как учение о человеке, указав место человека в научной картине мира. Далее будет логично раскрыть философскую концепцию человека как предпосылку его изуче­ния в различных науках.

В рамках темы следует рассмотреть различные подходы к объяснению сущности человека. В частности, изложить специфику биологического подхода, представленного такими мыслителями, как П.Кабанис, Я.Молешотт, Ч.Ломброзо и др. После этого вполне логично перейти к раскрытию взглядов представителей социального дарвинизма Г.Спенсер, Ж.Гобино и др. Затем необходимо остановиться на анализе психологического подхода к объяснению сущности человека. В частности, охарактеризовать учение З. Фрейда о роли бессознательного в поведении человека. Затем необходимо проследить развитие психоло­гического подхода в решении проблемы человека в неофрейдизме, представленного А.Адлером, К. Г. Юнгом, Э. Фроммом и др. В завершении изложения второго вопроса следует осветить взаимосвязь социального и биологиче­ского начал в человеке.

Изложение вопроса антропоцентризма следует начать с указания на то обстоятельство, что проблемы антропогенеза и смысла человеческого существования являются, с одной стороны, взаимосвязанными, а с другой — служат обоснованием того или иного понимания сущности человека. После этого следует кратко охарактеризовать естественнонаучное учение о человеке как продукте эволюции. В частности, изложить суть гипотезы Ч. Дарвина и проблему «недостающего звена», сформулированную Геккелем. Затем вполне логично перейти к раскрытию трудовой теории Ф. Энгельса о происхождении человека и связанных с ней современных ин­терпретаций. Излагая учение о человеке и его эволюции в концепции Т. де Шардена, подчеркните ее религиозный характер. В завершении изложения третьего вопроса следует привести исторические примеры философских учений, отрицающие смысл человеческой жизни (Перрон, А. Шопенгауэр, Л. Витгенштейн), а также исторические примеры формальных (И. Кант, М. Хайдеггер) и содержательных (Платон, Маркс) концепций, утверждающих смысл человеческого существования.

Необходимо раскрыть суть основных измерений человека (биологическое и социальное), возможна его трактовка и как психического и космического существа. Здесь же следует охарактеризовать такие понятия, как личность, индивид, индивидуальность и социализация.

Модуль 6

АКСИОЛОГИЯ

(6 ауд. ч., 6 самост. раб)

Представления о совершенном человеке в различных культурах. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей (философский аспект). Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма. Мораль и нравственность: общее и особенное. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики. Морально ценное и моральная ценность. Иерархия нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования или обновления нравственных ценностей. Модификации эстетических ценностей. Этические и эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Историческая эволюция эстетического идеала. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности.

Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентации. Свобода совести. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Межконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей.

 

Основная литература:

1. Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов: учеб. / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - 5-е изд., стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 503 с.

2. Губин, В. Д. Философия: учеб. / В. Д. Губин. - М.: Проспект, 2011. - 332 с.

3. Миронов, В. В. Философия: учеб. / В. В. Миронов; МГУ им. М. В. Ломоносова, Философский факультет. - М.: Проспект, 2010. - 239 с.

4. Философия: учеб. для бакалавров / ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. - М.: Юрайт, 2012. - 561 с.

Дополнительная литература:

1. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт. - 3-е изд. - М.: Добросвет, 2006. - 354 с.

2. Краткий философский словарь: словарь / ред. А. П. Алексеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007.

 

План семинарских занятий (4 часа)

1) Ценности: сущность и типология.

2) Ценности в различных культурах. Эволюция ценностей.

3) Мораль и нравственность: общее и особенное. Иерархия моральных и нравственных ценностей.

4) Формирование и обновление нравственных ценностей.

5) Этические и эстетические ценности. Историческая эволюция эстетического идеала.

6) Религиозные ценности.

7) Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Межконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей.

 

Термины: аксиология, культура, массовая культура, нормы, нравственность, ценность

Оценка знаний студента по балльно-рейтинговой системе: максимальное количество баллов, которое может получить студент за время изучение темы 8 баллов: посещение лекций 1 балл, работа на семинарских занятиях 3 балла, выполнение тестового задания 4 балла.

Краткое содержание темы

Цель темы: раскрыть место и роль ценностей в системе философского знания.

При изложении темы необходимо оттолкнуться от понятия «ценность», подходов к типологии ценностей, дифференциации понятий «ценность - оценка», «ценность - целеполагание», «ценность и истина», «ценность и оценка», «ценность и норма».

Говоря о типологии ценностей необходимо подробно остановиться на трех их видах: нравственных, этических и религиозных. Нужно обратить внимание, что этика зародилось в недрах философии, в структуре этического знания наибольшую ценность представляют составляющие, в которых интегрировано сущностно-значимое, непреходящее, общечеловеческое: «моральное сознание», «моральная практика», законы моральной деятельности и категории этики. Рассматривая развитие этической мысли, прежде всего, необходимо разобраться в изменении содержания основных этических категорий.

Обратите внимание, что мораль - понятие историческое. Возникновение морали сопровождало становление самого общества и означало переход первобытного человека от инстинктивных форм поведения к целесообразной и сознательной деятельности. Многие элементарные требования морали, которые появились в эпоху родового строя, сохраняют свое значение и в настоящее время. Мораль изначально была в первую очередь обращена к каждому индивиду и регулировала отношения «человек - человек», «человек - коллектив», «человек - общество». Появление морали связано с потребностью урегулирования отношений между людьми и управления общественными процессами на основе сочетания индивидуальных и общественных отношений. Проблема происхождения морали в различных этических системах различна. Существуют эволюционистские, антропологические, креационистские, социально-исторические подходы по проблеме возникновения морали. Основными свойствами морали являются: императивность, нормативность и оценочность. При рассмотрении функций морали, особенно обратите внимание на гуманистическую функцию морали, которая осуществляется в формировании человеческой личности, развитии ее самосознания. В категориях отражены наиболее значимые стороны моральных явлений. Нравственные ценности. При рассмотрении этой проблемы изучите, что понимается под нравственным идеалом и как он соотносится с действительностью; нравственная свобода и моральная ответственность. Современная этика в условиях глобального кризиса человечества и необходимости решения проблемы его выживания рассматривает мораль в качестве важнейшего средства самой возможности дальнейшего существования человека как социального существа. Особый статус религии определяет значение религиозных ценностей. Религиозное мышление отличается иррациональностью и верой в сверхъестественное, оно глубоко символично и не нуждается в формальной логике для понимания и объяснения таинств. Религиозное начало культуры противостоит светскому, признающему исключительное положение разума человека, способного ниспровергать веру в сверхъестественное. Побочным проявлением религиозного мышления является фанатизм веры, продуктом светского (секулярного) мышления - воинствующий атеизм. Свобода совести регулирует религиозное и светское противостояние в культуре, провозглашая равнозначной ценностью, как веру в сверхъестественное, так и веру в его отсутствие. Религиозные убеждения и атеизм, в свою очередь, образуют антогонистическую систему ценностей. Религиозные ценности связаны с отправлением культа, атеистические - с его развенчанием.

Модуль 7

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

(6 ауд. ч., 6 самост. раб)

Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Общество как саморазвивающаяся система. Структура общества. Гражданское общество и государство. Культура и цивилизация: их соотношение. Логика истории и ее смысл. Вариативность конкретных исторических процессов (регресс, прогресс, цикл, забегание, отставание, отклонение, тупиковые варианты). Специфика необходимости в историческом процессе. Проблема типологии исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс. А.Тойнби, М. Вебер). Человек и историческом процессе. Насилие и ненасилие. Космопланетарные факторы социального развития.

Основная литература:

1. Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов: учеб. / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - 5-е изд., стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 503 с.

2. Губин, В. Д. Философия: учеб. / В. Д. Губин. - М.: Проспект, 2011. - 332 с.

3. Миронов, В. В. Философия: учеб. / В. В. Миронов; МГУ им. М. В. Ломоносова, Философский факультет. - М.: Проспект, 2010. - 239 с.

4. Философия: учеб. для бакалавров / ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. - М.: Юрайт, 2012. - 561 с.

Дополнительная литература:

1. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт. - 3-е изд. - М.: Добросвет, 2006. - 354 с.

2. Краткий философский словарь: словарь / ред. А. П. Алексеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007.

3. Субъект во времени социального бытия: истор. выполнение пространственно-временного континуума социальной эволюции / отв. ред. Э. В. Сайко. - М.: Наука, 2006. - 598 с.

 

План семинарских занятий (4 часа)

1) Специфика философского познания общественной жизни.

2) Общественное бытие: структурно-компонентный анализ.

3) Общественное сознание: структурно-компонентный анализ.

4) Философские теории социального развития.

5) Культура и цивилизация (О.Шпенглер, К.Маркс. А.Тойнби, М. Вебер).

 

Термины: общество, государство, гражданское общество, история, культура, материальное производство, общественное сознание, цивилизация

Оценка знаний студента по балльно-рейтинговой системе: максимальное количество баллов, которое может получить студент за время изучение темы 8 баллов: посещение лекций 1 балл, работа на семинарских занятиях 3 балла, выполнение тестового задания 4 балла.

Краткое содержание темы

Цель темы: раскрыть особенности социальной философии как области философского занния.

Социальная философия (философия общества) является одним из разделов в структуре философского знания. Философ­ский подход к обществу предполагает исследование многообразных аспектов социальной жизни: структуру общества, зако­номерности его функционирования, формы совместной деятельности людей.

Прежде чем дать определение общества, обратитесь к богатой истории социальной философии, приве­дите примеры решения проблемы происхождения общества. Имейте в виду многомерность общества как целостной систе­мы, что делает попытки его всеобъемлющего определения весьма затруднительными. Тем не менее, обратите внимание на такие важные аспекты, как: социальная динамика (причины, этапы и направленность социальных изменений), совокупность связей, объединяющих людей в единое целое, система закономерностей различного типа, система структур человеческой деятельности и т. д.

Характеризуя философские модели социальной реальности, необходимо остановиться на анализе ос­новных исторически сложившихся подходов: идеалистического, материалистического, натуралистического или органицистского. В зависимости от того, какие общественные явления или воздействующие факторы признаются наиболее важными в рамках указанных подходов, и строится определенная модель социальной реальности.

При рассмотрении первого вопроса было показано, что общество - это целостная система. Далее следует дать краткую характеристику подсистемам общества: экономической, социальной, политической, духовной. После чего рассмот­рите вопрос о взаимодействии подсистем.

Вопрос - о сущности общественного сознания и его формах - подразумевает системный анализ духовной жизни и всех ее элементов. Действительно, трудно не согласиться с тем, что все многообразие достижений духовной культу­ры человечества - продукты общественного и личного сознания. Следует также учесть разнообразие уровней общественного сознания, начиная от житейского, обыденного и кончая строго научными его формами. К формам общественного сознания обычно относят политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и философское сознание.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Мировоззрение. Его структура и исторические типы.

2. Структура философского знания: предмет философии, её основные объекты и разделы.

3. Основной вопрос философии, две его стороны.

4. Понятие картины мира. Религиозная, философская и научная картины мира.

5. Восточная философия, ее особенности, школы и направления.

6. Древнегреческая философия: круг проблем, основные черты и школы.

7. Философия Сократа, особенности его философского метода.

8. Система объективного идеализма Платона.

9. Система философии Аристотеля.

10. Особенности древнеримской философии, основные школы и направления.

11. Средневековая философия, ее основные черты и направления: патристика и схоластика (учение Августина Аврелия и Фомы Аквинского).

12. Основные тенденции философской мысли Ренессанса. Гуманизм эпохи Возрождения.

13. Натурфилософия эпохи Возрождения (Н.Кузанский, Дж.Бруно).

14. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.

15. Эволюция эмпиризма: Ф.Бэкон, Дж.Беркли, Д.Юм.

16. Рационализм Р.Декарта, Спинозы, Лейбница.

17. Философские идеи эпохи Просвещения: французский материализм и английский сенсуализм (Дидро, Гельвеций, Локк).

18. Теория «общественного договора» Т.Гоббса и Ж.-Ж.Руссо.

19. И. Кант как основоположник немецкой классической философии. Теория познания И. Канта.

20. Этика Канта.

21. Система объективного идеализма и диалектический метод Г.В.Ф.Гегеля.

22. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

23. Основные идеи философии К.Маркса.

24. Позитивизм как философское учение, его основные формы.

25. Основные направления и проблемы в современной философии.

26. Философия экзистенциализма.

27. Иррациональная философия А.Шопенгауэра, Ф.Ницше.

28. Основные этапы развития и проблемы русской философии.

29. «Философия Всеединства» Вл.Соловьева.

30. Философские идеи западничества и славянофильства в России ХIX-XX вв.

31. Бытие как объект философского исследования. Основные подходы к пониманию бытия в истории философии.

32. Уровни и виды бытия.

33. Проблема субстанции в философии.

34. Понятие материи. Развитие представлений о материи в истории философии.

35. Движение, пространство, время как философские категории. Реляционная и субстанциальная концепция пространства и времени.

36. Становление и развитие диалектических идей в философии.

37. Чувственный и рациональный уровни познания. Их формы.

38. Научное познание. Его уровни, методы и формы.

39. Структура и динамика познавательного процесса. Субъект и объект познания. Роль практики в процессе познания.

40. Сознание и его сущность.

41. Соотношение сознательного и бессознательного в структуре личности.

42. Научное и ненаучное знание. Вера и разум. Рациональное и иррациональное.

43. Наука как особый вид человеческой деятельности.

44. Принципы, идеалы, нормы и критерии научного познания.

45. Проблема истины в философии.

46. Аксиологические проблемы современной науки.

47. Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность как условия существования личности.

48. Проблема человека в истории философии.

49. Проблема смысла жизни. Феномены человеческого бытия.

50. Гуманизм и его исторические формы. Права, свободы и обязанности человека, их понимание в истории философии.

51. Общество как объект философского исследования. Специфика социальной философии.

52. Социальная структура общества: концепция стратификации (К.Маркс, М.Вебер, П.Сорокин).

53. Проблема соотношения личности и общества в социальной философии.

54. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

55. Культура и цивилизация. Концепция типологии культур А.Тойнби, О.Шпенглера, Н.Данилевского, П.Сорокина.

56. Аксиология – учение о ценностях. Природа и принципы классификации ценностей. Функции ценностей.

57. Мораль как философская категория. Основные моральные понятия: добро, долг, совесть.

58. Сущность эстетических ценностей. Категории эстетики.

59. Культура как объект философского исследования. Проблема соотношения духовного и материального в культуре.

60. Техника как предмет философского исследования. Соотношение науки и техники.

61. Социальные последствия научно-технического прогресса.

62. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы

63. современности.

 

64. Понятие исторического процесса в философии. Проблема свободы и несвободы.

 

65. Антропогенное влияние на природу. Экология как проблема.


 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Абсолютная идея – основная категория философии Гегеля. Это абсолютное духовное начало (субстанция), лежащее в основе всех предметов и явлений, обладающее самосознанием и способностью творить.

Агностицизм – (греч. непознаваемый). Философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины.

Антиномия – противоречие положения, тезис и антитезис которого можно доказать равнозначно.

Антропоцентризм – философское воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Антропологический материализм – теория Фейербаха, суть которой в том, что единственно существующими реальностями являются природа и человек, следовательно, человек должен стать главным интересом философии.

Апейрон – понятие первовещества в античной философии, введенное Анаксимандром, означающее бесконечную субстанцию.

Апологетика – от греческого «защищающий». Направление в раннехристианской философии, оправдывающее и защищающее христианство с помощью доводов, обращенных к разуму.

Априори – знание, предшествующее опыту, независимое от него.

Апория – сомнение, трудноразрешимая проблема в связи с возникшим на пути к истине противоречием.

Архэ – первоначало всего сущего.

Атман – духовная сущность индивида, его душа.

Атрибут – коренное, неотъемлемое свойство субстанции.

Ахимса – единство всех форм жизни на земле, важнейшим принципом которого в древнеиндийской философии является непричинение вреда всему, что нас окружает.

Базис – основная категория марксизма, обозначающая экономический строй общества, систему производственных отношений, соответствующую уровню развития производительных сил.

Бессознательное – понятие, обозначающее процессы, не проходящие через сознание человека, По Фрейду это скрытые иррациональные силы человека

Бог – это Абсолют, в соответствии с принципом теоцентризма является источником всякого бытия, блага и красоты. Он абсолютное начало, первопричина мира физического и нравственного.

Буддизм – древнейшее учение, проповедовалось Буддой Гаутамой в У!.до н.э. в Древней Индии. Центральным в буддизме является положение об отсутствии в мире субстанции (самости), поэтому все в мире преходяще, полно скорби и страданий.

Бытие – это реально существующая, объективная вечная, бесконечная, самостоятельная субстанция, включающая в себя все сущее.

Вера – феномен внутреннего духовного мира человека, непосредственное принятие сознанием тех или иных норм и ценностей жизни как безусловно истинных. Вера основывается на авторитете, интуиции и уважении к чужому опыту и традиции.

Верификация – основной принцип познания в позитивизме, когда истинность научных положений подтверждается путем опытной проверки.

Вещь в себе – основополагающая категория философии Канта, подразумевающая реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства и который абсолютно не может быть понят разумом.

Вещь для нас – это явление, т.е. образы множества предметов и явлений, доступные разуму (но не их внутренняя сущность).

Возможность и действительность – философские категории, характеризующие две основные ступени становления и развития исследуемого объекта, где действительность – это наличная реальность единичного бытия, в отличие от возможностей, которые она таит в себе.

Воля к власти – сознательное и свободное устремление человека к осуществлению определенной цели, которая для него представляет ценность (в данном случае это власть). Это самополагающая сила, обусловливающая весь жизненный процесс человека. По Ницше «воля к власти» в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. Она близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением внутреннего стремления человека к безопасности и движущей силой многих поступков человека.

Волюнтаризм – признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление (Фихте, Шопенгауэр, Ницше). Воля в учении этих философов – абсолютное начало, причина всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него.

Время – форма осуществления бытия, которая характеризуется длительностью существования бытия и последовательностью смены его состояний.

Врожденные идеи – учение Декарта о том, что существует особый рол знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины изначально очевидны и достоверны. Они существуют в разуме Бога и разуме человека.

Всеединство – состояние единства мира и человека, воплощающее идеал сродности, соборности на основе «великого синтеза» религии, науки и философии.

Гармония – органическая слаженность, соразмерность частей в основе и системе целого. Диалектический смысл этого понятия раскрывается в соотнесении с его противоположностью – дисгармонией (нарушением меры, несоответствием части целому). Гармония и дисгармония – два полюса единого процесса развития, два взаимопереходящих состояния вещества и энергии в мире, ни одно из которых не должно быть абсолютизировано.

Гилозоизм – учение, согласно которому вся материя одушевлена.

Гипотеза – научно обоснованное предположение для выяснения причин и закономерностей исследуемых знаний.

Гносеология – учение о познании, или теория познания.

Государство – аппарат для управления обществом, наделенный властью, опирающийся на силу закона или органы принуждения.

Гуманизм – учение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей.

Дао – закон. Дао определяет законы неба, небо – законы земли, земля – законы человека. Это также жизненный путь человека.

Движение – в широком смысле – всякое изменение; в узком смысле – это изменение положения тела в пространстве и во времени; в философском – способ существования бытия.

Дедукция – выведение частного из общего, движение мысли от общего к частному, от общего положения к особенному.

Детерминизм – учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов со стороны Бога (теологический детерминизм) или учение о предопределении явлений природы (космологический детерминизм) или человеческой воли (антропологически-этический детерминизм). Центральной идеей детерминизма является положение о такой связи явлений, когда одно явление с необходимостью порождает другое явление.

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: а) законы, б) категории, в) принципы.

Дух – философское понятие для обозначения формообразующего начала (от латинского «дуновение», «дыхание» как носитель жизни). В различных философских системах имеет свое токование. В философии марксизма – синоним сознания, в идеализме – первоначало.

Душа – понятие, характеризующее внутренний мир человека, состояние его сущностных сил. В религии и идеалистической философии душа рассматривается как понятие о нетелесной субстанции.

Единичное – (отдельное, индивидуальное). Философская категория, выражающая относительную обособленность, отграниченность объекта исследования от его аналогов на основании уникальной качественной и количественной определенности.

Заблуждение – неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, а также искаженный, не соответствующий действительности результат познания.

Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями бытия в мире.

Закон единства и борьбы противоположностей – основной закон диалектики, вскрывающий самое главное в развитии – его источник, каковым является противоречие (взаимосвязь противоположностей). Исходя из формулы закона – разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве – развитие предстает как процесс возникновения роста, обострения и разрешения многообразных противоречий. Определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущей силы их развития.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений – закон диалектики, вскрывающий механизм развития: постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предмета, числа его элементов, порядка связей, пространственных размеров и др.) в определенный момент необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям предмета, скачку, возникновению нового качества, нового предмета. Последнее в свою очередь оказывает обратное воздействие на характер и темпы количественных изменений. Например, превращение одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра.

Закон отрицания отрицания – закон диалектики, выражающий поступательный, преемственный, циклический характер развития и его форму (спираль),т.е. повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, при этом развитие предстает в виде процесса как бы повторяющего уже пройденные ступени, но иначе. На более высокой основе. Форма циклического развития представляет собой триаду: тезис (исходный пункт) – антитезис (его отрицание) - синтез (отрицание отрицания). Например: теория – практика – новая теория. Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль как цепь циклов. Действие данного закона обнаруживается не в каждый момент, а лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития.

Западники – направление в русской философии средины Х!Х века, представители которого (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский) основывались на философских традициях западной философии (материализм, эмпиризм). Они считали, что уникального исторического пути у России нет, она отстала от мировой цивилизации и законсервировалась в себе. Ее задача – освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.

Знание – результат процесса познания, отражающий действительность в форме представлений, понятий, суждений, теорий.

Идеализм – направление в философии, сторонники которого исходным (первичным) считают сознание (идею, дух).

Имманентное – понятие, обозначающее внутреннюю присущность мира сознанию, т.е. с точки зрения этой философии, мир просто дан сознанию во всех своих связях и целокупности.

Индукция – наведение, приращивание знания в направлении от части к целому, от отдельного к всеобщему, закономерному.

Интенция – (интенциональность) способность сознания, выражающаяся в направленности на предмет. Сознание не может быть беспред



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.204.52 (0.024 с.)