По теме «Вехи мировой философской мысли: античность-средневековье-эпоха Возрождения». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По теме «Вехи мировой философской мысли: античность-средневековье-эпоха Возрождения».



Цель: приобрести знания по теме, осмыслить понятия связанные с темой, применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции.

Студент должен

знать: • основные понятия и философские направления данного периода

уметь: • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах данного периода.

 

1. Вопросы для подготовки:

1. Зарождение философии в Древней Греции:

а) милетская школа,

б) пифагорейцы,

в) Гераклит,

г) элеаты,

д) атомисты,

е) софисты

2. Век классической философии:

а) учение Сократа,

б) философия Платона,

в) энциклопедизм Аристотеля.

3. Эллинистическо-римская философия:

а) кинизм,

б) скептицизм,

в) эпикуреизм,

г) стоицизм,

д) неоплатонизм.

4.Основные черты христианского мировоззрения. Теоцентризм – системообразующий принцип философии средневековья.

5. Патристика – первый этап развития философии в средние века:

а) апологетика (Тит Флавий Климент, Тертуллиан);

б) классическая патристика (Августин Блаженный).

6. Особенности средневековой схоластики:

а) спор об универсалиях (номиналисты, реалисты, концептуалисты);

б) философские системы Боэция, П. Абеляра, Фомы Аквинского;

7. Проблемы человеческой индивидуальности:

а) Данте Алигьери,

б) Франческо Петрарка,

8. Становление новой картины мира:

а) Николай Кузанский,

б) Леонардо да Винчи,

в) Николай Коперник,

г) Джордано Бруно,

д) Галилео Галилей.

9. Проблемы человека и государства:

а) Никколо Макиавелли,

б) Томас Мор,

в) Томмазо Кампанелла.

2.Методические рекомендации:

Античная философия сыграла значительную роль в развитии не только философского знания, но и культуры мировой цивилизации в целом. Это начало западной философии, практически всех ее последующих школ, идей и представлений, категорий и проблем. Она прошла в своем становлении и развитии три этапа, что и отражено в плане семинарского занятия.

Первые два этапа часто объединяют в один – эллинский – период, для которого характерны космологизм (т.е. стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом), онтологизм (когда центральной философской темой является проблема бытия) и теоретико-познавательный и жизненный оптимизм. Практически через все философские школы и учения, включенные в первый вопрос, прошел вопрос о субстанции (т.е. первооснове мира) и на этом следует заострить особое внимание при их характеристике. Второй крупномасштабной проблемой досократического периода были методологические вопросы, содержащие разработку диалектики и метафизики как методов познания окружающего мира.

Второй вопрос разделен на три подвопроса, каждый из которых предполагает рассмотрение взглядов наиболее известных античных философов. При характеристике учения Сократа следует акцентировать внимание на двух проблемах: гносеологии, основанной на разработке метода "майевтика", и вопросах этического плана. Центральными темами при обсуждении философии Платона должны стать вопросы гносеологии, основанные на диалоге "Пещера"; онтологии, связанные с разделением реальности на мир вещей и мир идей и учением о душе; государственного устройства, включающие классификацию современных Платону государств и учение об идеальном государстве. Энциклопедичность взглядов Аристотеля следует показать на широте круга рассматриваемых им проблем: онтологического плана (форма и материя, учение о четырех причинах всего существующего, учение о Боге, учение о душе), этики (учение о добродетели), человека ("политическое животное"), логики и др.

Третий вопрос связан с эллинистическо-римским этапом развития античной философии, для которого характерно рассмотрение проблем субъективного мира личности и их синтез с идеями классического периода и восточной философии.

Средневековая философия занимает длительный период времени, но, несмотря на это, на всем ее пятнадцативековом этапе развития ей были присущи специфические черты, которые в основном соотносятся с принципом теоцентризма. В данном случае имеются в виду социальные условия формирования философского учения, его двойственный характер (теология и рационализм), дуалистичность антропологии (душа и тело человека), иррационализм гносеологии (способы познания были связаны с верой, интуицией, озарением). Сам принцип теоцентризма пронизывал онтологию через идею креационизма, антропологию – через идею антропоцентризма, гносеологию – через идею богоуподобления, философию истории – через идеи провиденциализма и эсхатологии. Раскрытие этих понятий и даст в совокупности характеристику теоцентризма в целом.

Пятый вопрос предполагает рассмотрение в развитии следующих проблем: тринитарной, соотношения веры и разума, понимания истории как движения к определенной цели, свободы воли человека и возможности спасения его души, зла в мире и его соотношения с божественной благодатью. Следует заметить, что у патристики был еще и третий этап развития, который логично рассмотреть подробнее в рамках византийской философии.

Раскрывая шестой вопрос, необходимо обратить внимание на смену акцентов в проблематике, заложенной еще в период патристики. Ярким примером в данном случае будет рассмотрение спора об универсалиях. Если говорить об учениях Боэция, П. Абеляра и Фомы Аквинского, то следует отметить их роль в становлении категориального аппарата философии и выведении на первый план проблем соотношения веры и разума, теологии и науки.

Философия эпохи Возрождения знаменует собой новый этап в становлении мировоззрения. В целом, проблематика, характерная для Средневековья, имела место и в этот период, но решалась она с прямо противоположных позиций. Основополагающими принципами философского знания в ренессансной традиции стали антропоцентризм, гуманизм, натурфилософская направленность, пантеизм.

Седьмой вопрос семинарского занятия предполагает рассмотрение двух взаимосвязанных проблем: с одной стороны, шла критика старого способа мышления, особенно в плане анализа способностей и возможностей человека, а с другой стороны, акцент делался на творческом, созидательном труде каждой личности. Развитие взглядов именно в таком ракурсе прослеживается у четырех названных мыслителей.

Нелишними в данном случае будут краткие биографические сведения о каждом из них, так как они сами являлись живым примером создаваемого ими идеала.

Раскрывая восьмой вопрос, следует учитывать полную смену представлений об окружающем мире.

Каждый из обозначенных ученых, философов и деятелей искусства привносил определенно новый элемент в становление новой картины мира, которая развивалась от геоцентризма через гелиоцентризм к современным представлениям об окружающем нас мире.

Третья часть семинара посвящена проблеме соотношения личности и государства. Она решалась по-разному: одни мыслители, исследуя современные политические системы и деятельность человека в них, закрепляли и обобщали полученные тенденции в своих трудах; другие, критикуя сложившееся положение вещей, разрабатывали проекты идеального устройства государства. Это и следует подчеркнуть при анализе философских воззрений Н. Макиавелли, М. Монтеня, Т. Мора и Т. Кампанеллы.

3. Список литературы:

Основные источники:

1.Горелов А. А. Основы философии: учеб. пособие для СПО / А. А. Горелов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 256 с.

2.Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие / В.Д. Губин.-2-е изд.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.-288 с.

3.Сычев А.А. Основы философии: учеб. пособие / А.А. Сычев.-М.: Альфа-М: ИНФРА - М, 2010.-368 с.

4.Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич.-М.: Кнорус, 2011.- 478 с.

Дополнительные источники:

1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1.

Учебник, М. – Юнити -Дана, 2009. - 463 с.

2. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое

время. Книга 2. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2009. - 455 с.

3. Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское

просвещение ХVIII в., Книга 3. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2010. - 483 с.

4. Никитин Л.А. История и философия науки. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2008 - 335 с.

5.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2009 - 287 с.

6. Наука и религия: научно-популярный журнал ООО «НИР Лтд».,

Интенет-ресурс:

Бучило Н.Ф. Философия: электронный учеб. / Н.Ф. Бучило. - М.:Кнорус,2010.

http://filosof.historic.ru/ - Цифровая библиотека по философии;

http://filosofia.ru/ -Библиотека философии и религии;

http://www.biblioclub.ru/img/nd/img/online.gif- Университетская библиотека online


Семинарское занятие № 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.168.200 (0.012 с.)