Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По теме «Природа и сущность человека».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: приобрести знания по теме, осмыслить понятия связанные с темой, применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции. Студент должен знать: • основные понятия и философские направления данной темы уметь: • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах по теме.
1. Вопросы для подготовки: 1. Проблема человека в истории философии. 2. Проблема эволюции человека. Антропогенез. 3. Сущность человека (биологическое, социальное, психическое и космическое измерение). 4.Условия существования человека (творчество, свобода, ответственность). 5. Человек, индивид, личность.
2. Методические рекомендации: Проблема человека всегда занимала значительное место в философии. Она была поставлена еще древнеиндийскими и древнекитайскими мыслителями, и с тех пор обсуждалась с различных точек зрения практически всеми философами вплоть до нашего времени. Сущностные черты каждой из этих концепций и составят ответ на первый вопрос семинарского занятия. Проблемы эволюции и антропогенеза до сих пор являются дискуссионными и не имеют однозначного решения на данный момент. В различных учениях предлагались разные факторы эволюции человека. На этом и надо акцентировать внимание, отвечая на второй вопрос. Выявление сущностных черт человека также не предполагает единого обоснования. Преимущество в литературе получили два человеческих измерения: биологическое и социальное. Но в последнее время философы стали добавлять к ним еще два: психическое и космическое. Их характеристика и составит существо третьего вопроса. Взаимосвязь творчества, свободы и ответственности как условий существования человека, невозможность отсутствия хотя бы одного из них для его нормальной жизни и развития будут являться центральными темами при обсуждении четвертого вопроса. Пятый вопрос является исключительно понятийным и предполагает выявление точек пересечения, с одной стороны, и четкое разграничение терминов "человек", "индивид", "личность", с другой.
3. Список литературы: Основные источники: 1.Горелов А. А. Основы философии: учеб. пособие для СПО / А. А. Горелов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 256 с. 2.Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие / В.Д. Губин.-2-е изд.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.-288 с. 3.Сычев А.А. Основы философии: учеб. пособие / А.А. Сычев.-М.: Альфа-М: ИНФРА - М, 2010.-368 с. 4.Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич.-М.: Кнорус, 2011.- 478 с. Дополнительные источники: 1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1. Учебник, М. – Юнити -Дана, 2009. - 463 с. 2. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. Книга 2. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2009. - 455 с. 3. Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское просвещение ХVIII в., Книга 3. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2010. - 483 с. 4. Никитин Л.А. История и философия науки. Учебное пособие – М., Юнити-Дана, 2008 - 335 с. 5.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М., Юнити-Дана, 2009 - 287 с. 6. Наука и религия: научно-популярный журнал ООО «НИР Лтд»., Интенет-ресурс: Бучило Н.Ф. Философия: электронный учеб. / Н.Ф. Бучило. -М.:Кнорус,2010. http://filosof.historic.ru/ - Цифровая библиотека по философии; http://filosofia.ru/ -Библиотека философии и религии; http://www.biblioclub.ru/img/nd/img/online.gif- Университетская библиотека online
Семинарское занятие № 6 По теме «Проблема смысла жизни. Свобода и ответственность личности. Человек и космос».
Цель: приобрести знания по теме, осмыслить понятия связанные с темой, применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции. Студент должен знать: • основные понятия и философские направления данной темы уметь: • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах по теме.
1. Вопросы для подготовки: 1. Жизнь, смерть и бессмертие в философском осмыслении. 2. Взгляды древневосточной философии на смысл жизни человека. 3. Жизнь человека как самостоятельной ценности в античной философии. 4. Критерии оценки человека в христианской мысли. 5. Изменение взглядов на смысл жизни человека в философии нового времени. 6. Взгляды западноевропейских и русских философов конца 19-20 веков о смысле человеческой жизни. 7. Свобода и ответственность личности в философии. 8. Человек и космос как философская проблема.
2. Методические рекомендации: Важной проблематикой философской антропологии будет рассмотрение темы жизни, смерти и бессмертия в философском осмыслении. Она прошла свое становление еще в древневосточной философии, и с тех пор является одной из центральных практически в каждый период развития философского знания. Смысл жизни состоит в раскрытии творческого потенциала человека, являющегося частью этой ассоциации. С этих позиций следует дать оценку различным концепциям смысла жизни, которые выдвигались отдельными философами. Существенное значение приобретает анализ концепции смысла жизни, которые выдвигались представителями русской религиозной философии (Бердяев. Франк и др.). Отвечая на седьмой вопрос, следует отметить, что свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. В истории это понятие прошло длительную эволюцию – от “отрицательной” (свобода “от”) до “положительной” (свобода “для”) трактовки. Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью (“познанная необходимость”), с произволом и анархией, с равенством и справедливостью. Чтобы понять сущность феномена свободы личности, нужно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости, без которой немыслима реализация свободы. А так же выделить несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов.Восьмой вопрос темы посвящён проблеме космоса и человека. Космос – понятие, впервые введенное Пифагором для обозначения упорядоченного единства мира, в противоположность Хаосу. В истории философской мысли использование понятия Космоса вело либо к признанию роли творца (демиурга), либо к обожествлению самого Космоса в духе пантеизма или космотеизма. С развитием космонавтики понятие Космоса стало соизмеряться с освоенной человечеством частью солнечной системы и Вселенной. Соотношение человека и Космоса в истории философской мысли понималось по-разному: следует рассмотреть представления Платона, В.Вернадского, Л.Гумилёва и др.
3. Список литературы: Основные источники: 1.Горелов А. А. Основы философии: учеб. пособие для СПО / А. А. Горелов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 256 с. 2.Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие / В.Д. Губин.-2-е изд.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.-288 с. 3.Сычев А.А. Основы философии: учеб. пособие / А.А. Сычев.-М.: Альфа-М: ИНФРА - М, 2010.-368 с. 4.Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич.-М.: Кнорус, 2011.- 478 с. Дополнительные источники: 1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1. Учебник, М. – Юнити - Дана, 2009. - 463 с. 2. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. Книга 2. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2009. - 455 с. 3. Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское просвещение ХVIII в., Книга 3. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2010. - 483 с. 4. Никитин Л.А. История и философия науки. Учебное пособие – М., Юнити-Дана, 2008 - 335 с. 5.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М., Юнити-Дана, 2009 - 287 с. 6. Наука и религия: научно-популярный журнал ООО «НИР Лтд»., Интенет-ресурс: Бучило Н.Ф. Философия: электронный учеб. / Н.Ф. Бучило. -М.:Кнорус,2010. http://filosof.historic.ru/ - Цифровая библиотека по философии; http://filosofia.ru/ -Библиотека философии и религии; http://www.biblioclub.ru/img/nd/img/online.gif- Университетская библиотека online
Семинарское занятие № 7 По теме «Сознание, его структура и функции». Цель: приобрести знания по теме, осмыслить понятия связанные с темой, применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции. Студент должен знать: • основные понятия и философские направления данной темы уметь: • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах по теме.
1. Вопросы для подготовки: 1. Попытки определения сознания в истории философии. 2. Сознание, его структура и источники. 3. Сознательное и бессознательное. 4. Проблема идеального. 5. Духовная жизнь общества.
2. Методические рекомендации: Понятие "сознание" наряду с "бытием" является ключевым в решении основного вопроса философии, потому его определением занимались многие философы, начиная с античных времен и заканчивая нашим временем. Ретроспектива взглядов за весь этот период и будет ответом на первый вопрос. Вопрос о сознании, его структуре и источниках является дискуссионным на данный момент. Ведущими точками зрения на сознание и его структуру в отечественной современной литературе являются концепции А.Г. Спиркина (Сознание и самосознание. М., 1972) и А.В. Иванова (Сознание и мышление. М., 1994). В проблеме источников сознания сложились различные стратегии и исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая, вульгарно-материалистическая, феноменологическая и др. Их характеристика и составит существо второго вопроса. Проблема соотношения сознания и бессознательного имеет широкие исторические корни. Изложение воззрений Сократа, Платона, Августина, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, И. Канта, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Г. Гегеля, З. Фрейда в этом русле и будет ответом на третий вопрос. Идеальное – это характерная черта, главный признак сознания. Для его характеристики необходимо показать сложность существа и состава, разнообразия детерминирующих факторов, проявлений, функций в жизни и деятельности человека. Вопрос о духовной жизни общества предполагает раскрытие сущности элементов его структуры. В структуру духовной жизни общества входят: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность (духовное производство), духовные блага (ценности), удовлетворение духовных потребностей. 3. Список литературы: Основные источники: 1.Горелов А. А. Основы философии: учеб. пособие для СПО / А. А. Горелов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 256 с. 2.Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие / В.Д. Губин.-2-е изд.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.-288 с. 3.Сычев А.А. Основы философии: учеб. пособие / А.А. Сычев.-М.: Альфа-М: ИНФРА - М, 2010.-368 с. 4.Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич.-М.: Кнорус, 2011.- 478 с. Дополнительные источники: 1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1. Учебник, М. – Юнити -Дана, 2009. - 463 с. 2. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. Книга 2. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2009. - 455 с. 3. Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское просвещение ХVIII в., Книга 3. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2010. - 483 с. 4. Никитин Л.А. История и философия науки. Учебное пособие – М., Юнити-Дана, 2008 - 335 с. 5.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М., Юнити-Дана, 2009 - 287 с. 6. Наука и религия: научно-популярный журнал ООО «НИР Лтд»., Интенет-ресурс: Бучило Н.Ф. Философия: электронный учеб. / Н.Ф. Бучило. -М.:Кнорус,2010. http://filosof.historic.ru/ - Цифровая библиотека по философии; http://filosofia.ru/ -Библиотека философии и религии; http://www.biblioclub.ru/img/nd/img/online.gif- Университетская библиотека online
Семинарское занятие № 8
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.11.13 (0.007 с.) |