Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По теме «Природа и сущность человека».

Поиск

Цель: приобрести знания по теме, осмыслить понятия связанные с темой, применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции.

Студент должен

знать: • основные понятия и философские направления данной темы

уметь: • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах по теме.

 

1. Вопросы для подготовки:

1. Проблема человека в истории философии.

2. Проблема эволюции человека. Антропогенез.

3. Сущность человека (биологическое, социальное, психическое и космическое измерение).

4.Условия существования человека (творчество, свобода, ответственность).

5. Человек, индивид, личность.

 

2. Методические рекомендации:

Проблема человека всегда занимала значительное место в философии. Она была поставлена еще древнеиндийскими и древнекитайскими мыслителями, и с тех пор обсуждалась с различных точек зрения практически всеми философами вплоть до нашего времени. Сущностные черты каждой из этих концепций и составят ответ на первый вопрос семинарского занятия.

Проблемы эволюции и антропогенеза до сих пор являются дискуссионными и не имеют однозначного решения на данный момент. В различных учениях предлагались разные факторы эволюции человека. На этом и надо акцентировать внимание, отвечая на второй вопрос.

Выявление сущностных черт человека также не предполагает единого обоснования. Преимущество в литературе получили два человеческих измерения: биологическое и социальное. Но в последнее время философы стали добавлять к ним еще два: психическое и космическое. Их характеристика и составит существо третьего вопроса.

Взаимосвязь творчества, свободы и ответственности как условий существования человека, невозможность отсутствия хотя бы одного из них для его нормальной жизни и развития будут являться центральными темами при обсуждении четвертого вопроса.

Пятый вопрос является исключительно понятийным и предполагает выявление точек пересечения, с одной стороны, и четкое разграничение терминов "человек", "индивид", "личность", с другой.

 

3. Список литературы:

Основные источники:

1.Горелов А. А. Основы философии: учеб. пособие для СПО / А. А. Горелов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 256 с.

2.Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие / В.Д. Губин.-2-е изд.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.-288 с.

3.Сычев А.А. Основы философии: учеб. пособие / А.А. Сычев.-М.: Альфа-М: ИНФРА - М, 2010.-368 с.

4.Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич.-М.: Кнорус, 2011.- 478 с.

Дополнительные источники:

1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1.

Учебник, М. – Юнити -Дана, 2009. - 463 с.

2. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое

время. Книга 2. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2009. - 455 с.

3. Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское

просвещение ХVIII в., Книга 3. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2010. - 483 с.

4. Никитин Л.А. История и философия науки. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2008 - 335 с.

5.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2009 - 287 с.

6. Наука и религия: научно-популярный журнал ООО «НИР Лтд».,

Интенет-ресурс:

Бучило Н.Ф. Философия: электронный учеб. / Н.Ф. Бучило. -М.:Кнорус,2010.

http://filosof.historic.ru/ - Цифровая библиотека по философии;

http://filosofia.ru/ -Библиотека философии и религии;

http://www.biblioclub.ru/img/nd/img/online.gif- Университетская библиотека online

 

Семинарское занятие № 6

По теме «Проблема смысла жизни. Свобода и ответственность личности. Человек и космос».

 

Цель: приобрести знания по теме, осмыслить понятия связанные с темой, применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции.

Студент должен

знать: • основные понятия и философские направления данной темы

уметь: • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах по теме.

 

1. Вопросы для подготовки:

1. Жизнь, смерть и бессмертие в философском осмыслении.

2. Взгляды древневосточной философии на смысл жизни человека.

3. Жизнь человека как самостоятельной ценности в античной философии.

4. Критерии оценки человека в христианской мысли.

5. Изменение взглядов на смысл жизни человека в философии нового времени.

6. Взгляды западноевропейских и русских философов конца 19-20 веков о смысле человеческой жизни.

7. Свобода и ответственность личности в философии.

8. Человек и космос как философская проблема.

 

2. Методические рекомендации:

Важной проблематикой философской антропологии будет рассмотрение темы жизни, смерти и бессмертия в философском осмыслении. Она прошла свое становление еще в древневосточной философии, и с тех пор является одной из центральных практически в каждый период развития философского знания.

Смысл жизни состоит в раскрытии творческого потенциала человека, являющегося частью этой ассоциации. С этих позиций следует дать оценку различным концепциям смысла жизни, которые выдвигались отдельными философами. Существенное значение приобретает анализ концепции смысла жизни, которые выдвигались представителями русской религиозной философии (Бердяев. Франк и др.).

Отвечая на седьмой вопрос, следует отметить, что свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. В истории это понятие прошло длительную эволюцию – от “отрицательной” (свобода “от”) до “положительной” (свобода “для”) трактовки. Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью (“познанная необходимость”), с произволом и анархией, с равенством и справедливостью. Чтобы понять сущность феномена свободы личности, нужно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости, без которой немыслима реализация свободы. А так же выделить несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов.Восьмой вопрос темы посвящён проблеме космоса и человека. Космос – понятие, впервые введенное Пифагором для обозначения упорядоченного единства мира, в противоположность Хаосу. В истории философской мысли использование понятия Космоса вело либо к признанию роли творца (демиурга), либо к обожествлению самого Космоса в духе пантеизма или космотеизма. С развитием космонавтики понятие Космоса стало соизмеряться с освоенной человечеством частью солнечной системы и Вселенной. Соотношение человека и Космоса в истории философской мысли понималось по-разному: следует рассмотреть представления Платона, В.Вернадского, Л.Гумилёва и др.

 

3. Список литературы:

Основные источники:

1.Горелов А. А. Основы философии: учеб. пособие для СПО / А. А. Горелов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 256 с.

2.Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие / В.Д. Губин.-2-е изд.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.-288 с.

3.Сычев А.А. Основы философии: учеб. пособие / А.А. Сычев.-М.: Альфа-М: ИНФРА - М, 2010.-368 с.

4.Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич.-М.: Кнорус, 2011.- 478 с.

Дополнительные источники:

1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1.

Учебник, М. – Юнити - Дана, 2009. - 463 с.

2. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое

время. Книга 2. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2009. - 455 с.

3. Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское

просвещение ХVIII в., Книга 3. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2010. - 483 с.

4. Никитин Л.А. История и философия науки. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2008 - 335 с.

5.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2009 - 287 с.

6. Наука и религия: научно-популярный журнал ООО «НИР Лтд».,

Интенет-ресурс:

Бучило Н.Ф. Философия: электронный учеб. / Н.Ф. Бучило. -М.:Кнорус,2010.

http://filosof.historic.ru/ - Цифровая библиотека по философии;

http://filosofia.ru/ -Библиотека философии и религии;

http://www.biblioclub.ru/img/nd/img/online.gif- Университетская библиотека online

 

 

Семинарское занятие № 7

По теме «Сознание, его структура и функции».

Цель: приобрести знания по теме, осмыслить понятия связанные с темой, применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции.

Студент должен

знать: • основные понятия и философские направления данной темы

уметь: • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах по теме.

 

1. Вопросы для подготовки:

1. Попытки определения сознания в истории философии.

2. Сознание, его структура и источники.

3. Сознательное и бессознательное.

4. Проблема идеального.

5. Духовная жизнь общества.

 

2. Методические рекомендации:

Понятие "сознание" наряду с "бытием" является ключевым в решении основного вопроса философии, потому его определением занимались многие философы, начиная с античных времен и заканчивая нашим временем. Ретроспектива взглядов за весь этот период и будет ответом на первый вопрос.

Вопрос о сознании, его структуре и источниках является дискуссионным на данный момент. Ведущими точками зрения на сознание и его структуру в отечественной современной литературе являются концепции А.Г. Спиркина (Сознание и самосознание. М., 1972) и А.В. Иванова (Сознание и мышление. М., 1994). В проблеме источников сознания сложились различные стратегии и исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая, вульгарно-материалистическая, феноменологическая и др. Их характеристика и составит существо второго вопроса.

Проблема соотношения сознания и бессознательного имеет широкие исторические корни. Изложение воззрений Сократа, Платона, Августина, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, И. Канта, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Г. Гегеля, З. Фрейда в этом русле и будет ответом на третий вопрос.

Идеальное – это характерная черта, главный признак сознания. Для его характеристики необходимо показать сложность существа и состава, разнообразия детерминирующих факторов, проявлений, функций в жизни и деятельности человека.

Вопрос о духовной жизни общества предполагает раскрытие сущности элементов его структуры. В структуру духовной жизни общества входят: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность (духовное производство), духовные блага (ценности), удовлетворение духовных потребностей.

3. Список литературы:

Основные источники:

1.Горелов А. А. Основы философии: учеб. пособие для СПО / А. А. Горелов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 256 с.

2.Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие / В.Д. Губин.-2-е изд.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.-288 с.

3.Сычев А.А. Основы философии: учеб. пособие / А.А. Сычев.-М.: Альфа-М: ИНФРА - М, 2010.-368 с.

4.Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич.-М.: Кнорус, 2011.- 478 с.

Дополнительные источники:

1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1.

Учебник, М. – Юнити -Дана, 2009. - 463 с.

2. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое

время. Книга 2. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2009. - 455 с.

3. Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское

просвещение ХVIII в., Книга 3. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2010. - 483 с.

4. Никитин Л.А. История и философия науки. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2008 - 335 с.

5.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2009 - 287 с.

6. Наука и религия: научно-популярный журнал ООО «НИР Лтд».,

Интенет-ресурс:

Бучило Н.Ф. Философия: электронный учеб. / Н.Ф. Бучило. -М.:Кнорус,2010.

http://filosof.historic.ru/ - Цифровая библиотека по философии;

http://filosofia.ru/ -Библиотека философии и религии;

http://www.biblioclub.ru/img/nd/img/online.gif- Университетская библиотека online

 

Семинарское занятие № 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.245.179 (0.009 с.)