Перечень семинарских занятий и контрольных работ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень семинарских занятий и контрольных работ.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «Основы философии»

для всех специальностей

 

 

 

Челябинск, 2012

Методические указания составлены на основе федеральных государственных образовательных стандартов СПО по всем специальностям и рабочей программой по дисциплине «Основы философии», утверждённой 18.01.12 ОДОБРЕНО Предметной (цикловой) комиссией протокол № 5 от «12» января 2012 г.   Председатель ПЦК   М.С.Варганова Ф.И.О. УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по НМРиИТ   ___________В.М. Иус   «___»_______20___ г.

 

 

 

 

 

Составитель: Агеева О.В. преподаватель Южно-Уральского государственного технического колледжа.

Рецензент: Новиков И.А. кандидат исторических наук, декан исторического факультета Челябинского педагогического университета

Пояснительная записка

 

С еминар — один из видов практических занятий, предназначается для углубленного изучения той или иной дисциплины и овладения методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки. Семинарские занятия по философии являются основной формой учебного процесса.

Одним из условий, обеспечивающих успех семинарских занятий, является совокупность определенных конкретных требований к выступлениям, докладам, рефератам студентов.

Перечень требований к любому выступлению студента включает:

1).Связь выступления с предшествующей темой или вопросом.

2).Раскрытие сущности проблемы.

3).Методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.

Обязательным требованием к выступающему является зачитывание плана выступления, доклада, реферата. Важнейшие требования к выступлениям студентов — самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них.

Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.

Порядок ведения семинара может быть самым разнообразным, в зависимости от его формы и тех целей, которые перед ним ставятся. Обычно имеет место следующая последовательность:

а) выступление (доклад) по основному вопросу;

б) вопросы к выступающему;

в) обсуждение содержания доклада, его теоретических и методических достоинств и недостатков, дополнения и замечания по нему;

г) заключительное слово докладчика;

д) заключение преподавателя.

Подготовка к семинарским занятиям по философии должна включать следующие моменты:

- знакомство с соответствующими главами учебника (в планах занятий приведен список ряда учебников, рекомендованных для всех тем, Вы можете выбрать любой из них. Оптимальным был бы вариант работы не с одним учебником, так как в разных учебниках избран разный подход к изучаемому предмету и полезно понять различие подходов, сравнить их, чтобы выработать свою позицию);

- чтение конспекта лекции, чтение и осмысление одного - двух источников из приведенного списка литературы (чтобы сравнить позиции различных авторов по изучаемым проблемам);

- выяснение для себя содержания тех категорий и понятий, которые являются основными для данного теоретического раздела философии.

При подготовке к работе на семинаре следует вести Рабочую тетрадь, которая должна содержать:

- краткие тезисы ответа на вопросы, поставленные в плане занятия;

- неясные вопросы, проблемы, которые надо обсудить на семинаре.

Необходимо связывать теоретические проблемы с практикой социальной и личной жизни, с конкретными профессиональными интересами в области науки.

Цель семинарских занятий – помочь студентам приобрести глубокие и прочные знания по философии, расширять и углублять знания по предмету, а также применять их на практике.

Задачи семинарских занятий:

· стимулировать регулярное изучение студентами первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу;

· закреплять знания, полученные студентами при прослушивании лекции и самостоятельной работе над литературой;

· расширять круг знаний;

· прививать навыки самостоятельного мышления, устного выступления по теоретическим вопросам, оттачивают мысль, приучают студентов свободно оперировать терминологией, философскими понятиями и категориями

Перечень семинарских занятий и контрольных работ.

 

Тема семинарских занятий и контрольных работ. Количество часов.
Семинарское занятие № 1 по теме «Вехи мировой философской мысли: античность-средневековье-эпоха Возрождения».  
Семинарское занятие № 2 по теме «Философия нового времени».    
Контрольная работа №1 по теме «Классическая немецкая философия».  
Семинарское занятие № 3 по теме «Русская философия XIX-XX века».    
Семинарское занятие №4 по теме «Движение, пространство и время».    
Семинарское занятие № 5 по теме «Природа и сущность человека».  
Семинарское занятие № 6 по теме «Проблема смысла жизни. Свобода и ответственность личности. Человек и космос».  
Семинарское занятие № 7 по теме «Сознание, его структура и функции».  
Семинарское занятие № 8 по теме «Основные идеи психоанализа З.Фрейда. Теория архетипов К.Юнга».  
Семинарское занятие № 9 по теме «Познание на разных этапах философии».  
Семинарское занятие №10 по теме «Предмет и проблематика теории познания» .  
Контрольная работа №2 по теме «Познание, его формы и уровни».  
Семинарское занятие №11 по теме «Научная, философская, религиозная картины мира» .  
Семинарское занятие №12 по теме «Наука, ее роль в жизни человека и общества» .  
Семинарское занятие №13 по теме «Рост научного знания и проблема научного метода» .  
Семинарское занятие №14 по теме «Общество и его развитие» .  
Семинарское занятие №15 по теме «Формационная и цивилизационная концепция общественного развития» .  
Семинарское занятие №16 по теме «Философия культуры» .  
Контрольная работа№3 по теме «Россия в диалоге культур».  
Семинарское занятие №17 по теме «Глобальные проблемы современности» .  

 

3.Содержание семинарских занятий и контрольных работ.

 

Семинарское занятие № 1

По теме «Вехи мировой философской мысли: античность-средневековье-эпоха Возрождения».

Цель: приобрести знания по теме, осмыслить понятия связанные с темой, применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции.

Студент должен

знать: • основные понятия и философские направления данного периода

уметь: • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах данного периода.

 

1. Вопросы для подготовки:

1. Зарождение философии в Древней Греции:

а) милетская школа,

б) пифагорейцы,

в) Гераклит,

г) элеаты,

д) атомисты,

е) софисты

2. Век классической философии:

а) учение Сократа,

б) философия Платона,

в) энциклопедизм Аристотеля.

3. Эллинистическо-римская философия:

а) кинизм,

б) скептицизм,

в) эпикуреизм,

г) стоицизм,

д) неоплатонизм.

4.Основные черты христианского мировоззрения. Теоцентризм – системообразующий принцип философии средневековья.

5. Патристика – первый этап развития философии в средние века:

а) апологетика (Тит Флавий Климент, Тертуллиан);

б) классическая патристика (Августин Блаженный).

6. Особенности средневековой схоластики:

а) спор об универсалиях (номиналисты, реалисты, концептуалисты);

б) философские системы Боэция, П. Абеляра, Фомы Аквинского;

7. Проблемы человеческой индивидуальности:

а) Данте Алигьери,

б) Франческо Петрарка,

8. Становление новой картины мира:

а) Николай Кузанский,

б) Леонардо да Винчи,

в) Николай Коперник,

г) Джордано Бруно,

д) Галилео Галилей.

9. Проблемы человека и государства:

а) Никколо Макиавелли,

б) Томас Мор,

в) Томмазо Кампанелла.

2.Методические рекомендации:

Античная философия сыграла значительную роль в развитии не только философского знания, но и культуры мировой цивилизации в целом. Это начало западной философии, практически всех ее последующих школ, идей и представлений, категорий и проблем. Она прошла в своем становлении и развитии три этапа, что и отражено в плане семинарского занятия.

Первые два этапа часто объединяют в один – эллинский – период, для которого характерны космологизм (т.е. стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом), онтологизм (когда центральной философской темой является проблема бытия) и теоретико-познавательный и жизненный оптимизм. Практически через все философские школы и учения, включенные в первый вопрос, прошел вопрос о субстанции (т.е. первооснове мира) и на этом следует заострить особое внимание при их характеристике. Второй крупномасштабной проблемой досократического периода были методологические вопросы, содержащие разработку диалектики и метафизики как методов познания окружающего мира.

Второй вопрос разделен на три подвопроса, каждый из которых предполагает рассмотрение взглядов наиболее известных античных философов. При характеристике учения Сократа следует акцентировать внимание на двух проблемах: гносеологии, основанной на разработке метода "майевтика", и вопросах этического плана. Центральными темами при обсуждении философии Платона должны стать вопросы гносеологии, основанные на диалоге "Пещера"; онтологии, связанные с разделением реальности на мир вещей и мир идей и учением о душе; государственного устройства, включающие классификацию современных Платону государств и учение об идеальном государстве. Энциклопедичность взглядов Аристотеля следует показать на широте круга рассматриваемых им проблем: онтологического плана (форма и материя, учение о четырех причинах всего существующего, учение о Боге, учение о душе), этики (учение о добродетели), человека ("политическое животное"), логики и др.

Третий вопрос связан с эллинистическо-римским этапом развития античной философии, для которого характерно рассмотрение проблем субъективного мира личности и их синтез с идеями классического периода и восточной философии.

Средневековая философия занимает длительный период времени, но, несмотря на это, на всем ее пятнадцативековом этапе развития ей были присущи специфические черты, которые в основном соотносятся с принципом теоцентризма. В данном случае имеются в виду социальные условия формирования философского учения, его двойственный характер (теология и рационализм), дуалистичность антропологии (душа и тело человека), иррационализм гносеологии (способы познания были связаны с верой, интуицией, озарением). Сам принцип теоцентризма пронизывал онтологию через идею креационизма, антропологию – через идею антропоцентризма, гносеологию – через идею богоуподобления, философию истории – через идеи провиденциализма и эсхатологии. Раскрытие этих понятий и даст в совокупности характеристику теоцентризма в целом.

Пятый вопрос предполагает рассмотрение в развитии следующих проблем: тринитарной, соотношения веры и разума, понимания истории как движения к определенной цели, свободы воли человека и возможности спасения его души, зла в мире и его соотношения с божественной благодатью. Следует заметить, что у патристики был еще и третий этап развития, который логично рассмотреть подробнее в рамках византийской философии.

Раскрывая шестой вопрос, необходимо обратить внимание на смену акцентов в проблематике, заложенной еще в период патристики. Ярким примером в данном случае будет рассмотрение спора об универсалиях. Если говорить об учениях Боэция, П. Абеляра и Фомы Аквинского, то следует отметить их роль в становлении категориального аппарата философии и выведении на первый план проблем соотношения веры и разума, теологии и науки.

Философия эпохи Возрождения знаменует собой новый этап в становлении мировоззрения. В целом, проблематика, характерная для Средневековья, имела место и в этот период, но решалась она с прямо противоположных позиций. Основополагающими принципами философского знания в ренессансной традиции стали антропоцентризм, гуманизм, натурфилософская направленность, пантеизм.

Седьмой вопрос семинарского занятия предполагает рассмотрение двух взаимосвязанных проблем: с одной стороны, шла критика старого способа мышления, особенно в плане анализа способностей и возможностей человека, а с другой стороны, акцент делался на творческом, созидательном труде каждой личности. Развитие взглядов именно в таком ракурсе прослеживается у четырех названных мыслителей.

Нелишними в данном случае будут краткие биографические сведения о каждом из них, так как они сами являлись живым примером создаваемого ими идеала.

Раскрывая восьмой вопрос, следует учитывать полную смену представлений об окружающем мире.

Каждый из обозначенных ученых, философов и деятелей искусства привносил определенно новый элемент в становление новой картины мира, которая развивалась от геоцентризма через гелиоцентризм к современным представлениям об окружающем нас мире.

Третья часть семинара посвящена проблеме соотношения личности и государства. Она решалась по-разному: одни мыслители, исследуя современные политические системы и деятельность человека в них, закрепляли и обобщали полученные тенденции в своих трудах; другие, критикуя сложившееся положение вещей, разрабатывали проекты идеального устройства государства. Это и следует подчеркнуть при анализе философских воззрений Н. Макиавелли, М. Монтеня, Т. Мора и Т. Кампанеллы.

3. Список литературы:

Основные источники:

1.Горелов А. А. Основы философии: учеб. пособие для СПО / А. А. Горелов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 256 с.

2.Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие / В.Д. Губин.-2-е изд.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.-288 с.

3.Сычев А.А. Основы философии: учеб. пособие / А.А. Сычев.-М.: Альфа-М: ИНФРА - М, 2010.-368 с.

4.Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич.-М.: Кнорус, 2011.- 478 с.

Дополнительные источники:

1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1.

Учебник, М. – Юнити -Дана, 2009. - 463 с.

2. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое

время. Книга 2. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2009. - 455 с.

3. Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское

просвещение ХVIII в., Книга 3. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2010. - 483 с.

4. Никитин Л.А. История и философия науки. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2008 - 335 с.

5.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2009 - 287 с.

6. Наука и религия: научно-популярный журнал ООО «НИР Лтд».,

Интенет-ресурс:

Бучило Н.Ф. Философия: электронный учеб. / Н.Ф. Бучило. - М.:Кнорус,2010.

http://filosof.historic.ru/ - Цифровая библиотека по философии;

http://filosofia.ru/ -Библиотека философии и религии;

http://www.biblioclub.ru/img/nd/img/online.gif- Университетская библиотека online


Семинарское занятие № 2

Студент должен

знать: • основные понятия и философские направления данного периода

уметь: • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах данного периода.

 

1. Вопросы для подготовки:

1. Поиск нового метода познания:

а) эмпиризм Ф. Бэкона;

б) рационализм Р. Декарта;

в) сенсуализм Т. Гоббса и Дж. Локка.

2. Спор о субстанциональности мира:

а) монизм Б. Спинозы;

б) дуализм Р. Декарта;

в) плюрализм Г. В. Лейбница.

3. Европейская философия XVIII в.:

а) субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма;

б) общие черты философии эпохи Просвещения

4. Постклассическая европейской философии ХIХ в:

а) иррационализма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше,

б) философии С. Кьеркегора и А.Берксона.

 

2.Методические рекомендации:

Философия периода Нового времени продолжает тенденцию, намеченную в эпоху Возрождения. В XVII – XVIII вв. на основе научной революции на одно из первых мест выходят гносеологические проблемы. Это и отражено в первом вопросе плана семинара. Анализируя философские воззрения Ф. Бэкона, следует обратить особое внимание на две ее части: критическую работу по перестройке здания науки (учение об идолах и критика схоластики), и позитивную деятельность – разработку опытно-индуктивного метода познания (классификация видов опыта на плодоносные и светоносные и составление пяти видов таблиц). В противовес Ф. Бэкону Р. Декарт обосновал рационально-дедуктивный метод познания (учение об интеллектуальной интуиции и трех правилах дедукции). Заключали этот гносеологический спор в Новое время воззрения Т. Гоббса и Дж. Локка о чувствах как основе метода познания.

Безусловно, онтологические проблемы не остались за пределами внимания философов этого времени. Следует заметить, что спор о субстанции получил в этот период свой законченный вид и впоследствии занимал мало места в философской проблематике. Это и следует определить при рассмотрении второго вопроса.

XVIII в. стал своеобразным подведением итогов предыдущего развития философии. Сенсуализм в воззрениях Дж. Беркли и Д. Юма получил свою крайнюю форму и выразился в субъективном идеализме (концепция репрезентативного мышления, ассоциации идей). Философы эпохи Просвещения провели основательную критику не только старого способа мышления, но и существующего в этот период феодализма. Они внесли огромный вклад в становление идей правового государства и гражданского общества. На этом и следует сделать акцент при анализе третьего вопроса.

Постклассическая философия, прежде всего философия поисков смысла человеческого существования, философия, которая не удовлетворялась больше классической, просветительской трактовкой природы человека и пыталась найти, раскрыть некую истинную человеческую сущность, и весьма преуспела на этом пути, дав массу интересных гипотез и конструкций человеческого бытия. Это означает, что она подвергла критике те установки, которые вырабатывались в течение длительного периода предыдущими философскими школами. Итог этому развитию подвели мыслители немецкой классической школы. Они в своих воззрениях твердо верили в силу и целесообразность разума, в мощь индивидуального сознания. Формирование и совершенствование разума должно опираться на триаду, состоящую из научного познания, просвещения масс, демократию. В дальнейшем эти компоненты философского знания либо видоизменялись, либо отрицались вообще. В конце XIX – XX вв. уже нет такого жесткого противостояния материализма и идеализма, которое наблюдалось в предыдущее время, более того прослеживается тенденция к диалогу и синтезу ряда современных направлений, их открытости и взаимообогащению. В сферу философского познания в этот период включаются все новые и новые вопросы, что значительно расширяет предмет философии. Классификация школ и направлений постклассической философии еще четко не представлена. Наиболее известны два ее вида:

1. Рационализм и иррационализм.

- Рационалистические школы представлены позитивизмом и его формами.

-Иррационалистическое направление включает философию жизни, психоанализ, экзистенциализм, современную религиозную философию и постмодернизм.

2. Сциентизм и антисциентизм.

 

3. Список литературы:

Основные источники:

1.Горелов А. А. Основы философии: учеб. пособие для СПО / А. А. Горелов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 256 с.

2.Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие / В.Д. Губин.-2-е изд.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.-288 с.

3.Сычев А.А. Основы философии: учеб. пособие / А.А. Сычев.-М.: Альфа-М: ИНФРА - М, 2010.-368 с.

4.Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич.-М.: Кнорус, 2011.- 478 с.

Дополнительные источники:

1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1.

Учебник, М. – Юнити -Дана, 2009. - 463 с.

2. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое

время. Книга 2. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2009. - 455 с.

3. Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское

просвещение ХVIII в., Книга 3. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2010. - 483 с.

4. Никитин Л.А. История и философия науки. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2008 - 335 с.

5.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2009 - 287 с.

6. Наука и религия: научно-популярный журнал ООО «НИР Лтд».,

Интенет-ресурс:

Бучило Н.Ф. Философия: электронный учеб. / Н.Ф. Бучило. - М.:Кнорус,2010.

http://filosof.historic.ru/ - Цифровая библиотека по философии;

http://filosofia.ru/ -Библиотека философии и религии;

http://www.biblioclub.ru/img/nd/img/online.gif- Университетская библиотека online


Студент должен

знать: • основные понятия и философские направления данного периода

уметь: • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах данного периода.

1. Вопросы для подготовки:

1. Философская система И. Канта.

2. Система и метод в учении Г.Ф.В. Гегеля.

3. Диалектика категории "Я" И.Г. Фихте.

4. "Натурфилософия" Ф.В.И. Шеллинга.

5. Антропологизм Л. Фейербаха.

6. Разработка наследия немецкой классической философии в марксизме: проблема универсальной творческой сущности человека и роли практики в познании и преобразовании мира.

 

2. Методические рекомендации:

Контрольная работа предполагает письменный ответ на вопросы темы по вариантам.

Немецкая классическая философия объединяет ряд выдающихся и известнейших мыслителей второй половины XVIII – первой половины XIX вв. Рассматривая воззрения указанных в плане семинара философов, следует учитывать и подтверждать на конкретном материале их общие черты:

а) сходное понимание роли и назначение философии как критической рефлексии культуры;

б) четкое разделение по разделам онтологии, гносеологии, философской антропологии, социальной философии;

в) использование следующих принципов: рационализм, диалектика, историзм;

г) акцент на таких гуманистических ценностях как свобода и достоинство личности, гражданские права и т.д.

Особое внимание следует уделить тем новым идеям, которые внесли эти мыслители в развитие философии:

а) идея познавательной активности субъекта (И. Кант);

б) обоснование моральной и правовой автономии личности (И. Кант);

в) идеи единства мира, тождества субъекта и объекта (Ф. Шеллинг);

г) принцип единства противоположностей (Ф. Шеллинг, Г. Гегель);

д) идея исторической закономерности (Гегель);

е) принцип историзма в приложении ко всем областям человеческого знания и действия (Г. Гегель);

ж) трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека (Л. Фейербах);

з) формационный подход в развитии истории (К. Маркс, Ф. Энгельс);

и) идея практики как критерия истины (К. Маркс, Ф. Энгельс).

 

3. Список литературы:

Основные источники:

1.Горелов А. А. Основы философии: учеб. пособие для СПО / А. А. Горелов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 256 с.

2.Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие / В.Д. Губин.-2-е изд.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.-288 с.

3.Сычев А.А. Основы философии: учеб. пособие / А.А. Сычев.-М.: Альфа-М: ИНФРА - М, 2010.-368 с.

4.Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич.-М.: Кнорус, 2011.- 478 с.

Дополнительные источники:

1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1.

Учебник, М. – Юнити -Дана, 2009. - 463 с.

2. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое

время. Книга 2. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2009. - 455 с.

3. Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское

просвещение ХVIII в., Книга 3. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2010. - 483 с.

4. Никитин Л.А. История и философия науки. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2008 - 335 с.

5.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2009 - 287 с.

6. Наука и религия: научно-популярный журнал ООО «НИР Лтд».,

Интенет-ресурс:

Бучило Н.Ф. Философия: электронный учеб. / Н.Ф. Бучило. -М.:Кнорус,2010.

http://filosof.historic.ru/ - Цифровая библиотека по философии;

http://filosofia.ru/ -Библиотека философии и религии;

http://www.biblioclub.ru/img/nd/img/online.gif- Университетская библиотека online


Семинарское занятие № 3

Студент должен

знать: • основные понятия и философские направления данного периода

уметь: • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах данного периода.

 

1. Вопросы для подготовки:

1. Зарождение русских философских взглядов в IX – XIII вв. (митрополит Иларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах).

2. Становление национального самосознания (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Филофей, Ю. Крижанич, А. Курбский).

3. Философское осмысление науки и культуры в XVIII – первой половине XIX вв.:

а) русское Просвещение (М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев);

б) осознание пути России (западники, славянофилы, почвенники).

4. Развитие самостоятельной русской философии:

а) русская религиозная философия;

б) русский космизм.

 

2. Методические рекомендации:

Русская философия развивалась одновременно и в русле сотрудничества и в определенной оппозиции к западной философии. Сотрудничество заключалось в становлении общей проблематики, использовании общего категориального аппарата и в отдельных случаях в прохождении одинаковых этапов.

Оппозиционность русской философии проявлялась в основном в концентрации внимания на духовной проблематике человека и поиске пути развития собственного народа.

При характеристике первого и второго вопросов семинарского занятия следует учитывать следующие особенности этих периодов развития русской философии: отсутствие ее самостоятельного статуса, тесное взаимодействие с процессом христианизации, частое проявление философских идей в произведениях литературы и искусства, большой интерес мыслителей к нравственно-этической и исторической проблематике.

Третий вопрос предполагает раскрытие особенностей философии русского Просвещения и проведение параллелей с западноевропейским аналогом. Здесь же следует охарактеризовать основные моменты спора между западниками и славянофилами (примыкавшими к последним почвенниками) о положении России в диалоге культур Запада и Востока.

Четвертый вопрос является базовым в плане семинара, так как именно начиная со второй половины XIX в. русская философия приобретает самостоятельный статус и характеризуется всеми аспектами философского знания. Первый подвопрос предполагает краткую характеристику основных идей русских религиозных философов. При выявлении особенностей русского космизма следует учитывать существование его двух направлений: космизм либо с примесью фантастики (философия "общего дела" Н.Ф. Федорова), либо опирающийся на теологию (философия всеединства Н.А. Бердяева), и космизм, связанный с развитием естественных наук (концепции Н.А. Умова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского и А.Л. Чижевского).

 

3. Список литературы:

Основные источники:

1.Горелов А. А. Основы философии: учеб. пособие для СПО / А. А. Горелов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 256 с.

2.Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие / В.Д. Губин.-2-е изд.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.-288 с.

3.Сычев А.А. Основы философии: учеб. пособие / А.А. Сычев.-М.: Альфа-М: ИНФРА - М, 2010.-368 с.

4.Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич.-М.: Кнорус, 2011.- 478 с.

Дополнительные источники:

1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1.

Учебник, М. – Юнити -Дана, 2009. - 463 с.

2. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое

время. Книга 2. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2009. - 455 с.

3. Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское

просвещение ХVIII в., Книга 3. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2010. - 483 с.

4. Никитин Л.А. История и философия науки. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2008 - 335 с.

5.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2009 - 287 с.

6. Наука и религия: научно-популярный журнал ООО «НИР Лтд».,

Интенет-ресурс:

Бучило Н.Ф. Философия: электронный учеб. / Н.Ф. Бучило. -М.:Кнорус,2010.

http://filosof.historic.ru/ - Цифровая библиотека по философии;

http://filosofia.ru/ -Библиотека философии и религии;

http://www.biblioclub.ru/img/nd/img/online.gif- Университетская библиотека online


Семинарское занятие №4

Студент должен

знать: • основные понятия и философские направления данной темы

уметь: • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах по теме.

1. Вопросы для подготовки:

1. Учение о развитии:

а) идея развития в ее историческом изменении;

б) диалектика – учение о развитии (исторические формы диалектики, принципы, законы и категории).

2. Движение – атрибут материи:

а) движение и развитие;

б) основные формы движения материи.

3. Пространство и время:

а) концепции пространства и времени;

б) свойства пространства и времени;

в) пространство и время в микро-, макро- и мега-мире

 

2. Методические рекомендации:

Онтология зародилась еще в Древней Греции. Традиционно основателем учения о бытии считают Парменида, который первым выработал понятие "бытие". В дальнейшем эту категорию рассматривали разные философы. Данный семинар посвящен одной из онтологических проблем движение-пространство-время.

Характеризуя первый вопрос, необходимо, прежде всего, сначала обратить внимание на наличие различных подходов к идее развития в философских школах и направлениях. В дальнейшем следует сделать акцент на существовании различных форм диалектики (стихийной, родоначальником которой считают Гераклита, идеалистической, основы которой сформулировал Г.Ф.В. Гегель, и материалистической, появление которой связано с развитием марксизма). Краткая характеристика принципов, трех фундаментальных законов и категорий диалектики завершит обсуждение проблематики, связанной с учением о развитии.

Раскрывая второй вопрос, следует обратить внимание на определение «материя» и «движение», а так же их неразрывную связь. Движение – способ существования материи, т.е. ее неотъемлемый атрибут, свойство. Материя существует только в движении. Необходимо дать характеристику движения и развития, и раскрыть основные типы и формы движения.

Третья часть семинара посвящена проблеме пространства и времени. Идея пространственного многообразия пространственно-временных структур — важнейший компонент диалектико-материалистической концепции пространства и времени. Утверждая неразрывную связь пространства и времени с движущейся материей, эта концепция предполагает, что развитие материи и появление новых форм ее движения должно сопровождаться становлением качественно-специфических форм пространства и времени.
Необходимо проанализировать субстанциональную и реляционную концепции в понимании отношений материи, времени и пространства. Охарактеризовать свойства пространства и времени в соответствии с формами движения, а так же уделить внимания таким понятиям как «бесконечность» и «конечность». Отвечая на последний подвопрос, надо обратить внимание на существование трёх основные сферы материального мира — неживая природа, живое вещество и общество, которые характеризуются специфическими пространственно-временными структурами. В свою очередь, в неживой природе, представленной возникшими в нашей Метагалактике уровнями организации материи, разобрать особенности пространства-времени в мега-, макро- и микромире.

 

3. Список литературы:

Основные источники:

1.Горелов А. А. Основы философии: учеб. пособие для СПО / А. А. Горелов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 256 с.

2.Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие / В.Д. Губин.-2-е изд.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.-288 с.

3.Сычев А.А. Основы философии: учеб. пособие / А.А. Сычев.-М.: Альфа-М: ИНФРА - М, 2010.-368 с.

4.Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич.-М.: Кнорус, 2011.- 478 с.

Дополнительные источники:

1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1.

Учебник, М. – Юнити -Дана, 2009. - 463 с.

2. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое

время. Книга 2. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2009. - 455 с.

3. Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское

просвещение ХVIII в., Книга 3. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2010. - 483 с.

4. Никитин Л.А. История и философия науки. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2008 - 335 с.

5.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2009 - 287 с.

6. Наука и религия: научно-популярный журнал ООО «НИР Лтд».,

Интенет-ресурс:

Бучило Н.Ф. Философия: электронный учеб. / Н.Ф. Бучило. -М.:Кнорус,2010.

http://filosof.historic.ru/ - Цифровая библиотека по философии;

http://filosofia.ru/ -Библиотека философии и религии;

http://www.biblioclub.ru/img/nd/img/online.gif- Университетская библиотека online

 

Семинарское занятие № 5

Студент должен

знать: • основные понятия и философские направления данной темы

уметь: • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах по теме.

 

1. Вопросы для подготовки:

1. Проблема человека в истории философии.

2. Проблема эволюции человека. Антропогенез.

3. Сущность человека (биологическое, социальное, психическое и космическое измерение).

4.Условия существования человека (творчество, свобода, ответственность).

5. Человек, индивид, личность.

 

2. Методические рекомендации:

Проблема человека всегда занимала значительное место в философии. Она была поставлена еще древнеиндийскими и древнекитайскими мыслителями, и с тех пор обсуждалась с различных точек зрения практически всеми философами вплоть до нашего времени. Сущностные черты каждой из этих концепций и составят ответ на первый вопрос семинарского занятия.

Проблемы эволюции и антропогенеза до сих пор являются дискуссионными и не имеют однозначного решения на данный момент. В различных учениях предлагались разные факторы эволюции человека. На этом и надо акцентировать внимание, отвечая на второй вопрос.

Выявление сущностных черт человека также не предполагает единого обоснования. Преимущество в литературе получили два человеческих измерения: биологическое и социальное. Но в последнее время философы стали добавлять к ним еще два: психическое и космическое. Их характеристика и составит существо третьего вопроса.

Взаимосвязь творчества, свободы и ответственности как условий существования человека, невозможность отсутствия хотя бы одного из них для его нормальной жизни и развития будут являться центральными темами при обсуждении четвертого вопроса.

Пятый вопрос является исключительно понятийным и предполагает выявление точек пересечения, с одной стороны, и чет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.14 (0.225 с.)