Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По теме «русская философия XIX-XX века».

Поиск

 

Цель: приобрести знания по теме, осмыслить понятия связанные с темой, применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции.

Студент должен

знать: • основные понятия и философские направления данного периода

уметь: • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах данного периода.

 

1. Вопросы для подготовки:

1. Зарождение русских философских взглядов в IX – XIII вв. (митрополит Иларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах).

2. Становление национального самосознания (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Филофей, Ю. Крижанич, А. Курбский).

3. Философское осмысление науки и культуры в XVIII – первой половине XIX вв.:

а) русское Просвещение (М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев);

б) осознание пути России (западники, славянофилы, почвенники).

4. Развитие самостоятельной русской философии:

а) русская религиозная философия;

б) русский космизм.

 

2. Методические рекомендации:

Русская философия развивалась одновременно и в русле сотрудничества и в определенной оппозиции к западной философии. Сотрудничество заключалось в становлении общей проблематики, использовании общего категориального аппарата и в отдельных случаях в прохождении одинаковых этапов.

Оппозиционность русской философии проявлялась в основном в концентрации внимания на духовной проблематике человека и поиске пути развития собственного народа.

При характеристике первого и второго вопросов семинарского занятия следует учитывать следующие особенности этих периодов развития русской философии: отсутствие ее самостоятельного статуса, тесное взаимодействие с процессом христианизации, частое проявление философских идей в произведениях литературы и искусства, большой интерес мыслителей к нравственно-этической и исторической проблематике.

Третий вопрос предполагает раскрытие особенностей философии русского Просвещения и проведение параллелей с западноевропейским аналогом. Здесь же следует охарактеризовать основные моменты спора между западниками и славянофилами (примыкавшими к последним почвенниками) о положении России в диалоге культур Запада и Востока.

Четвертый вопрос является базовым в плане семинара, так как именно начиная со второй половины XIX в. русская философия приобретает самостоятельный статус и характеризуется всеми аспектами философского знания. Первый подвопрос предполагает краткую характеристику основных идей русских религиозных философов. При выявлении особенностей русского космизма следует учитывать существование его двух направлений: космизм либо с примесью фантастики (философия "общего дела" Н.Ф. Федорова), либо опирающийся на теологию (философия всеединства Н.А. Бердяева), и космизм, связанный с развитием естественных наук (концепции Н.А. Умова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского и А.Л. Чижевского).

 

3. Список литературы:

Основные источники:

1.Горелов А. А. Основы философии: учеб. пособие для СПО / А. А. Горелов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 256 с.

2.Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие / В.Д. Губин.-2-е изд.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.-288 с.

3.Сычев А.А. Основы философии: учеб. пособие / А.А. Сычев.-М.: Альфа-М: ИНФРА - М, 2010.-368 с.

4.Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич.-М.: Кнорус, 2011.- 478 с.

Дополнительные источники:

1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1.

Учебник, М. – Юнити -Дана, 2009. - 463 с.

2. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое

время. Книга 2. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2009. - 455 с.

3. Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское

просвещение ХVIII в., Книга 3. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2010. - 483 с.

4. Никитин Л.А. История и философия науки. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2008 - 335 с.

5.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2009 - 287 с.

6. Наука и религия: научно-популярный журнал ООО «НИР Лтд».,

Интенет-ресурс:

Бучило Н.Ф. Философия: электронный учеб. / Н.Ф. Бучило. -М.:Кнорус,2010.

http://filosof.historic.ru/ - Цифровая библиотека по философии;

http://filosofia.ru/ -Библиотека философии и религии;

http://www.biblioclub.ru/img/nd/img/online.gif- Университетская библиотека online


Семинарское занятие №4

По теме «Движение, пространство и время».

Цель: приобрести знания по теме, осмыслить понятия связанные с темой, применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции.

Студент должен

знать: • основные понятия и философские направления данной темы

уметь: • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах по теме.

1. Вопросы для подготовки:

1. Учение о развитии:

а) идея развития в ее историческом изменении;

б) диалектика – учение о развитии (исторические формы диалектики, принципы, законы и категории).

2. Движение – атрибут материи:

а) движение и развитие;

б) основные формы движения материи.

3. Пространство и время:

а) концепции пространства и времени;

б) свойства пространства и времени;

в) пространство и время в микро-, макро- и мега-мире

 

2. Методические рекомендации:

Онтология зародилась еще в Древней Греции. Традиционно основателем учения о бытии считают Парменида, который первым выработал понятие "бытие". В дальнейшем эту категорию рассматривали разные философы. Данный семинар посвящен одной из онтологических проблем движение-пространство-время.

Характеризуя первый вопрос, необходимо, прежде всего, сначала обратить внимание на наличие различных подходов к идее развития в философских школах и направлениях. В дальнейшем следует сделать акцент на существовании различных форм диалектики (стихийной, родоначальником которой считают Гераклита, идеалистической, основы которой сформулировал Г.Ф.В. Гегель, и материалистической, появление которой связано с развитием марксизма). Краткая характеристика принципов, трех фундаментальных законов и категорий диалектики завершит обсуждение проблематики, связанной с учением о развитии.

Раскрывая второй вопрос, следует обратить внимание на определение «материя» и «движение», а так же их неразрывную связь. Движение – способ существования материи, т.е. ее неотъемлемый атрибут, свойство. Материя существует только в движении. Необходимо дать характеристику движения и развития, и раскрыть основные типы и формы движения.

Третья часть семинара посвящена проблеме пространства и времени. Идея пространственного многообразия пространственно-временных структур — важнейший компонент диалектико-материалистической концепции пространства и времени. Утверждая неразрывную связь пространства и времени с движущейся материей, эта концепция предполагает, что развитие материи и появление новых форм ее движения должно сопровождаться становлением качественно-специфических форм пространства и времени.
Необходимо проанализировать субстанциональную и реляционную концепции в понимании отношений материи, времени и пространства. Охарактеризовать свойства пространства и времени в соответствии с формами движения, а так же уделить внимания таким понятиям как «бесконечность» и «конечность». Отвечая на последний подвопрос, надо обратить внимание на существование трёх основные сферы материального мира — неживая природа, живое вещество и общество, которые характеризуются специфическими пространственно-временными структурами. В свою очередь, в неживой природе, представленной возникшими в нашей Метагалактике уровнями организации материи, разобрать особенности пространства-времени в мега-, макро- и микромире.

 

3. Список литературы:

Основные источники:

1.Горелов А. А. Основы философии: учеб. пособие для СПО / А. А. Горелов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 256 с.

2.Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие / В.Д. Губин.-2-е изд.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.-288 с.

3.Сычев А.А. Основы философии: учеб. пособие / А.А. Сычев.-М.: Альфа-М: ИНФРА - М, 2010.-368 с.

4.Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич.-М.: Кнорус, 2011.- 478 с.

Дополнительные источники:

1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1.

Учебник, М. – Юнити -Дана, 2009. - 463 с.

2. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое

время. Книга 2. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2009. - 455 с.

3. Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское

просвещение ХVIII в., Книга 3. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2010. - 483 с.

4. Никитин Л.А. История и философия науки. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2008 - 335 с.

5.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2009 - 287 с.

6. Наука и религия: научно-популярный журнал ООО «НИР Лтд».,

Интенет-ресурс:

Бучило Н.Ф. Философия: электронный учеб. / Н.Ф. Бучило. -М.:Кнорус,2010.

http://filosof.historic.ru/ - Цифровая библиотека по философии;

http://filosofia.ru/ -Библиотека философии и религии;

http://www.biblioclub.ru/img/nd/img/online.gif- Университетская библиотека online

 

Семинарское занятие № 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.163 (0.009 с.)