По теме «философия нового времени». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По теме «философия нового времени».



Цель: приобрести знания по теме, осмыслить понятия связанные с темой, применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции.

Студент должен

знать: • основные понятия и философские направления данного периода

уметь: • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах данного периода.

 

1. Вопросы для подготовки:

1. Поиск нового метода познания:

а) эмпиризм Ф. Бэкона;

б) рационализм Р. Декарта;

в) сенсуализм Т. Гоббса и Дж. Локка.

2. Спор о субстанциональности мира:

а) монизм Б. Спинозы;

б) дуализм Р. Декарта;

в) плюрализм Г. В. Лейбница.

3. Европейская философия XVIII в.:

а) субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма;

б) общие черты философии эпохи Просвещения

4. Постклассическая европейской философии ХIХ в:

а) иррационализма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше,

б) философии С. Кьеркегора и А.Берксона.

 

2.Методические рекомендации:

Философия периода Нового времени продолжает тенденцию, намеченную в эпоху Возрождения. В XVII – XVIII вв. на основе научной революции на одно из первых мест выходят гносеологические проблемы. Это и отражено в первом вопросе плана семинара. Анализируя философские воззрения Ф. Бэкона, следует обратить особое внимание на две ее части: критическую работу по перестройке здания науки (учение об идолах и критика схоластики), и позитивную деятельность – разработку опытно-индуктивного метода познания (классификация видов опыта на плодоносные и светоносные и составление пяти видов таблиц). В противовес Ф. Бэкону Р. Декарт обосновал рационально-дедуктивный метод познания (учение об интеллектуальной интуиции и трех правилах дедукции). Заключали этот гносеологический спор в Новое время воззрения Т. Гоббса и Дж. Локка о чувствах как основе метода познания.

Безусловно, онтологические проблемы не остались за пределами внимания философов этого времени. Следует заметить, что спор о субстанции получил в этот период свой законченный вид и впоследствии занимал мало места в философской проблематике. Это и следует определить при рассмотрении второго вопроса.

XVIII в. стал своеобразным подведением итогов предыдущего развития философии. Сенсуализм в воззрениях Дж. Беркли и Д. Юма получил свою крайнюю форму и выразился в субъективном идеализме (концепция репрезентативного мышления, ассоциации идей). Философы эпохи Просвещения провели основательную критику не только старого способа мышления, но и существующего в этот период феодализма. Они внесли огромный вклад в становление идей правового государства и гражданского общества. На этом и следует сделать акцент при анализе третьего вопроса.

Постклассическая философия, прежде всего философия поисков смысла человеческого существования, философия, которая не удовлетворялась больше классической, просветительской трактовкой природы человека и пыталась найти, раскрыть некую истинную человеческую сущность, и весьма преуспела на этом пути, дав массу интересных гипотез и конструкций человеческого бытия. Это означает, что она подвергла критике те установки, которые вырабатывались в течение длительного периода предыдущими философскими школами. Итог этому развитию подвели мыслители немецкой классической школы. Они в своих воззрениях твердо верили в силу и целесообразность разума, в мощь индивидуального сознания. Формирование и совершенствование разума должно опираться на триаду, состоящую из научного познания, просвещения масс, демократию. В дальнейшем эти компоненты философского знания либо видоизменялись, либо отрицались вообще. В конце XIX – XX вв. уже нет такого жесткого противостояния материализма и идеализма, которое наблюдалось в предыдущее время, более того прослеживается тенденция к диалогу и синтезу ряда современных направлений, их открытости и взаимообогащению. В сферу философского познания в этот период включаются все новые и новые вопросы, что значительно расширяет предмет философии. Классификация школ и направлений постклассической философии еще четко не представлена. Наиболее известны два ее вида:

1. Рационализм и иррационализм.

- Рационалистические школы представлены позитивизмом и его формами.

-Иррационалистическое направление включает философию жизни, психоанализ, экзистенциализм, современную религиозную философию и постмодернизм.

2. Сциентизм и антисциентизм.

 

3. Список литературы:

Основные источники:

1.Горелов А. А. Основы философии: учеб. пособие для СПО / А. А. Горелов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 256 с.

2.Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие / В.Д. Губин.-2-е изд.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.-288 с.

3.Сычев А.А. Основы философии: учеб. пособие / А.А. Сычев.-М.: Альфа-М: ИНФРА - М, 2010.-368 с.

4.Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич.-М.: Кнорус, 2011.- 478 с.

Дополнительные источники:

1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1.

Учебник, М. – Юнити -Дана, 2009. - 463 с.

2. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое

время. Книга 2. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2009. - 455 с.

3. Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское

просвещение ХVIII в., Книга 3. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2010. - 483 с.

4. Никитин Л.А. История и философия науки. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2008 - 335 с.

5.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2009 - 287 с.

6. Наука и религия: научно-популярный журнал ООО «НИР Лтд».,

Интенет-ресурс:

Бучило Н.Ф. Философия: электронный учеб. / Н.Ф. Бучило. - М.:Кнорус,2010.

http://filosof.historic.ru/ - Цифровая библиотека по философии;

http://filosofia.ru/ -Библиотека философии и религии;

http://www.biblioclub.ru/img/nd/img/online.gif- Университетская библиотека online


Контрольная работа №1 по теме «Классическая немецкая философия».

 

Цель: приобрести знания по теме, осмыслить понятия связанные с темой, применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции.

Студент должен

знать: • основные понятия и философские направления данного периода

уметь: • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах данного периода.

1. Вопросы для подготовки:

1. Философская система И. Канта.

2. Система и метод в учении Г.Ф.В. Гегеля.

3. Диалектика категории "Я" И.Г. Фихте.

4. "Натурфилософия" Ф.В.И. Шеллинга.

5. Антропологизм Л. Фейербаха.

6. Разработка наследия немецкой классической философии в марксизме: проблема универсальной творческой сущности человека и роли практики в познании и преобразовании мира.

 

2. Методические рекомендации:

Контрольная работа предполагает письменный ответ на вопросы темы по вариантам.

Немецкая классическая философия объединяет ряд выдающихся и известнейших мыслителей второй половины XVIII – первой половины XIX вв. Рассматривая воззрения указанных в плане семинара философов, следует учитывать и подтверждать на конкретном материале их общие черты:

а) сходное понимание роли и назначение философии как критической рефлексии культуры;

б) четкое разделение по разделам онтологии, гносеологии, философской антропологии, социальной философии;

в) использование следующих принципов: рационализм, диалектика, историзм;

г) акцент на таких гуманистических ценностях как свобода и достоинство личности, гражданские права и т.д.

Особое внимание следует уделить тем новым идеям, которые внесли эти мыслители в развитие философии:

а) идея познавательной активности субъекта (И. Кант);

б) обоснование моральной и правовой автономии личности (И. Кант);

в) идеи единства мира, тождества субъекта и объекта (Ф. Шеллинг);

г) принцип единства противоположностей (Ф. Шеллинг, Г. Гегель);

д) идея исторической закономерности (Гегель);

е) принцип историзма в приложении ко всем областям человеческого знания и действия (Г. Гегель);

ж) трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека (Л. Фейербах);

з) формационный подход в развитии истории (К. Маркс, Ф. Энгельс);

и) идея практики как критерия истины (К. Маркс, Ф. Энгельс).

 

3. Список литературы:

Основные источники:

1.Горелов А. А. Основы философии: учеб. пособие для СПО / А. А. Горелов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 256 с.

2.Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие / В.Д. Губин.-2-е изд.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.-288 с.

3.Сычев А.А. Основы философии: учеб. пособие / А.А. Сычев.-М.: Альфа-М: ИНФРА - М, 2010.-368 с.

4.Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич.-М.: Кнорус, 2011.- 478 с.

Дополнительные источники:

1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1.

Учебник, М. – Юнити -Дана, 2009. - 463 с.

2. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое

время. Книга 2. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2009. - 455 с.

3. Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское

просвещение ХVIII в., Книга 3. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2010. - 483 с.

4. Никитин Л.А. История и философия науки. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2008 - 335 с.

5.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.,

Юнити-Дана, 2009 - 287 с.

6. Наука и религия: научно-популярный журнал ООО «НИР Лтд».,

Интенет-ресурс:

Бучило Н.Ф. Философия: электронный учеб. / Н.Ф. Бучило. -М.:Кнорус,2010.

http://filosof.historic.ru/ - Цифровая библиотека по философии;

http://filosofia.ru/ -Библиотека философии и религии;

http://www.biblioclub.ru/img/nd/img/online.gif- Университетская библиотека online


Семинарское занятие № 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.015 с.)