Философский роман. Уильям Голдинг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философский роман. Уильям Голдинг



Философский роман — художественные произведения, в сюжете или образах которых известную роль играют философские концепции. Зачастую философский роман призван проиллюстрировать ту или иную философскую позицию.

Термин «философский роман» не имеет чёткого истолкования, потому что в это понятие вкладываются разные значения. Некоторые произведения, охарактеризованные как «философский роман», часто одновременно могут быть названы романом воспитания, т.к. с этим жанром философский роман роднит особое внимание к истории формирования мировоззрения персонажа и то значение, которое в сюжете играет интеллектуальная жизнь героев. Однако, философский роман может не содержать описание взросления и становления характера главных персонажей, что является характерной особенностью для романа воспитания. Философским романом иногда называют произведения, написанные в жанре утопии или антиутопии, благодаря особенному рассмотрению в них тех или иных явлений общественной жизни, философскому анализу всего общества в целом, а также проблемам исторического развития общества.

 

Литературные предшественники жанра: Предпосылки создания жанра можно заметить уже в античности. В литературе средних веков были распространены аллегории, в которых также можно заметить тесную взаимосвязь между чисто художественной формой выражения и философским смыслом произведения. Большую роль в становлении жанра сыграли сатирические притчи Джонатана Свифта. Философский роман как таковой возник в Западной Европе в век Просвещения, когда были созданы классические образцы жанра, произведения Вольтера и романы французского философа Руссо.

В первой половине 19 века дань этому жанру отдали и представители реалистического направления в литературе. Особенно надо отметить Бальзака, включившего специальный раздел «Философские этюды». Особую роль в становлении жанра в 19 веке сыграл философ Кьеркегор. Иногда к жанру философского романа относят программные произведения русской литературы 19 века — особенно сочинения Фёдора Достоевского и Льва Толстого. Во второй половине 19 века жанр философского романа приобрёл второе дыхание. В 1880-х годах был написано и опубликовано одно из самых известных произведение в этом жанре, «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше, оказавшее огромное влияние на дальнейшее развитие философии и литературы. Не меньшее влияние на расширение границ жанра оказала публикация в 1890 романа «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда.

Романные достижения символизма во многом представляют собой дальнейшее развитие жанра философского романа. Проза символистов лишь отчасти может быть соотнесена с этим жанром. Огромную роль в дальнейшем развитии жанра сыграли новые направления философии эпохи модернизма, особенно психоанализ и позже — экзистенциализм. Литературный модернизм дал такие образцы философского романа, как «Волшебная гора» (1924) Томаса Манна, «Степной волк» (1927) Германа Гессе.

 

Послевоенная литература 20 века: Осмысление опыта тоталитаризма и ужасов Второй мировой войны с новой силой вызвало необходимость философского осмысления действительности. В это время жанр философского романа приобретает дополнительную актуальность. Немецкие писатели, живущие в эмиграции, создают значительные образцы философского романа, посвященные роли художника и творца в годы социальных потрясений.

Это роман «Игра в бисер» (1943) Германа Гессе, повествующий об сложном выборе, встающем перед деятелем культуры — замкнуться в утопической стране чистого искусства, или выйти в мир, полный социальной дисгармонии, «Доктор Фаустус» (1947) Томаса Манна, повествующий о судьбе композитора, мучительно размышляющего о назначении искусства.

В послевоенную эпоху необыкновенно популярной становится философия экзистенциализма, ставящая с особой силой вечный вопрос об ответственности человека за тот выбор, который он совершает. Переживание опыта Второй мировой войны сливается с экзистенциалистскими рассуждениями в творчестве Альбера Камю, который в 1942 пишет свой знаменитый роман «Посторонний», а в 1947 — роман «Чума».

 

Уильям Голдинг. Роман с философской тенденцией, который порой сами его авторы называют философским, заявил о себе в середине 50-х годов. Сегодня он стал в Великобритании едва ли не ведущим жанром. В нем выступили такие известные писатели, как А. Мердок, У. Голдинг и К.Уилсон. Сейчас Голдинг занимает почетное место в ряду прозаиков - крупнейших из тех, кого можно считать представителями английского романа философской тенденции наших дней. Определяющие его полюса - отношение к проблеме «доли человеческой» и понимание того, что такое человек.

У. Голдинг родился в Корнуэлле, окончил Оксфордский университет. Во время второй мировой войны служил во флоте и участвовал в десантных операциях британских войск. После 1945 года работал учителем в небольшом городе Солсбери. Профессиональным писателем Голдинг стал только после 1962 года, хотя имя его стало известно после выхода «Повелителя мух».

Уильям Голдинг многие годы занимал особое место в литературе Великобритании. Он вошел в литературу в 1954 г., выпустив нашумевший роман «Повелитель мух». За ним последовали «Наследники». После выхода трех аллегорических повестей «Бог Скорпион» (1971) Голдинг надолго замолчал. В 1979 г. появился его новый роман «Зримая тьма», а вскоре после него «Ритуалы инициации». Завершая очень старую идейную традицию, восходящую к теологам, он, хотел того или нет, поддерживал другую традицию, упорно именующую себя новой. Голдинг не претендовал на положение лидера модернистов, но ведущим принципом своего творчества модернистов чрезвычайно устраивал. В 1962 г. писатель прочел лекцию в Калифорнийском университете, в ней он излагал мысли, положенные в основу романа «Повелитель мух» и дал ключ ко всему своему творчеству или, во всяком случае, к философии, которая положена в основу того, что он писал.

Служа на флоте во время второй мировой войны, Голдинг встретился лицом к лицу с фашизмом и не мог потом никогда забыть его чудовищные зверства. Озверение недавно еще как будто цивилизованных людей привело его к убеждению, хорошо знакомому по множеству книг и пьес западных авторов: это убеждение в исконной болезни человечества, исконном проклятии «человеческой природы».

То, что можно назвать «голдинговским мотивом», проявилось в первой нашумевшей книге писателя «Повелитель мух» - книге об одичании цивилизованных английских подростков, оказавшихся в результате кораблекрушения на пустынном острове посреди океана. Голод и условия жизни на острове очень скоро разбудили в этих школьниках разного возраста страшные инстинкты - жажду крови, жестокость, даже садизм, все то, что якобы «от природы» присуще человеку и лишь более или менее далеко спрятано в каждом нашего цивилизованного XX века.

Школьники пытаются построить цивилизацию на острове, но она рассыпается в прах, потому что мальчики поражены страшным недугом - принадлежностью к роду человеческому. Голдинг завершает свое рассуждение словами: если приходит беда, причина тому вовсе не эксплуатация одного класса другим. Причина ее просто-напросто в том, что «человек по природе своей зверь... и единственный враг человека" таится в нем самом». Голдинг пытается убедить читателя в том, что исходный тезис его романа может быть положен в основу истолкования всей истории человечества. Если это учесть, не останется сомнений в характере его философии. Итак, человек - зверь по своей природе, обреченный в своей человеческой доле. Единственное, на что он может надеяться,- милосердие Божие.

«Повелитель мух» - своеобразный роман-утопия с небольшим налетом фантастики. Это впечатляющий натуралистический рассказ о постепенном одичании и озверении подростков, заброшенных в результате катастрофы на отдаленный и неведомый остров посреди океана. Голод и лишения, примитивные условия существования будят в детях инстинкты, притушенные и спрятанные в человеке цивилизацией. В каждом человеке от рождения, говорит своими образами Голдинг, живет зверь и потенциальный убийца. Обыкновенный британский мальчик - притом даже мальчик «благовоспитанный» и получивший основы образования (речь идет о детях разного, но школьного возраста) - становится под влиянием обстоятельств жестоким, безжалостным зверенышем, возбужденным видом крови, способным убить своего товарища.

Хотя объективно для этого нет достаточных оснований, цивилизованные подростки быстро превращаются в раскрашенных дикарей, охотиться друг на друга. В них пробуждается садизм, выступают наружу инстинкты, не свойственные человеку на современной стадии его развития. Голдинг рисует как бы «ускоренное развитие» навыворот: мальчики на острове стремительно проделывают обратный путь от цивилизации XX века к дикости первобытного человека.

Звериное существо, хочет сказать Голдинг, в человеке не умирает никогда, хотя и сдерживается цивилизацией; оно спрятано недалеко и выступает наружу в любых благоприятных для этого обстоятельствах. Таким образом, Голдинг уже в первом романе акцентирует биологическую природу человека. Это роднит его с модернизмом. Но в отличие от модернистов (и в этом основное противоречие сложного искусства Голдинга) писатель начинает тут же поиск спасения, взывает к человеку, пытаясь найти пути к тому, как удержать зверя под контролем.

В 1983 г. Г. была присуждена Нобелевская премия по литературе.

 

 

Литература постмодернизма. Творчество Маркеса.

Постмодернизм - общее название совокупности новейших тенденций в литературе, философии, искусстве, которые возникли после модернизма и авангардизма. Тяготеет к стилизации, цитированию, переиначиванию, заимствованию сюжета, языкового упрощенчества.

Постмодернизм начинает складываться в США, т.к. американская почва оказалась наиболее благоприятной для восприятия новых веяний по ряду причин. Здесь ощущалась потребность в осмыслении тех тенденций в развитии искусства и литературы, которые заявили о себе начиная с середины 50-х гг. (появление поп-арта, сделавшего цитатность ведущим художественным принципом) и все более набирали силу, что привело в середине 70-х к смене культурной парадигмы: модернизм уступил место постмодернизму. Отличают две волны постмодернизма: 50 - 71-те года XX ст. (Г. Грасс «Жестяной барабан»). 80- 91-те года XX ст. (У. Эко, П. Зюскинд, М. Павич).

Герой литературы постмодернизма является растерянным, уединенным, потерявшим духовные ориентиры, утратившим веру в идеалы прошлого. Постмодернизму присуща ориентированность на элитарного и массового читателя, мифологичность, объединение комического и фантастического, нарочитое разрушение традиционных представлений о целостности, стройности, законченности эстетических систем, размывание всех стабильных эстетических категорий, отказ от табу и границ, ироничность. В произведениях постмодернистов изображена невероятная смесь времен, культур, языков, реальных фактов и вымысла; современность соседствует с традициями шекспировской драмы, Просвещения, романтизма, реализма. Фактически исчезает различие «своего» и «чужого» текста, планов настоящего и прошлого. Поэтому нет некоего свода правил организации постмодернистского текста, но в нём можно выделить следующие типологические признаки:

использование готовых форм, происхождение их не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта до шедевров мирового искусства. По сути дела, постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания. «Художник не производит, а отбирает, комбинирует, переносит и размещает на новом месте…» При этом в постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область.

маргинальность. Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала». Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.

ирония — авангардистской установке на новизну противопоставлено устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам.

синтетичность - в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма: его новизна — это сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом контексте.

В настоящее время посмодернизм рассматривается как новый художественный стиль, отличающийся от авангарда возвратом к красоте вторичной реальности, повествовательности, обращением к сюжету, мелодии, гармонии вторичных форм.

Плюсы постмодернизма: он реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм и классику. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с ее настоящим.

 

Габриэль Гарсия Маркес (род. 6 марта 1928 г.) — выдающийся колумбийский писатель, автор романов, повестей, новелл.

Маркес родился в небольшом провинциальном городке недалеко от побережья Атлантического океана в Колумбии. Его отец был телеграфистом, но на формирование Маркеса как писателя оказали влияние бабушка Транкилина, на которой держался весь дом, и дед Маркеса, полковник, участник гражданской войны 1899-1903 гг. Сам писатель считает, что третьим фактором, определившим его судьбу, является атмосфера дома, в котором он провел детство, быт городка, где тесно переплетались фантастика и реальность.

После смерти деда Маркес покидает Аракатаку и учится в интернате, здесь он впервые пробует писать. Первый рассказ Маркеса был опубликован в 1947 г., но автор его не мыслит сделать литературу основным родом своих занятий. Но адвокатская карьера его мало привлекает, а скоро он вовсе отказывается от нее и обращается к журналистской деятельности.

С 1950 по 1954 г. Маркес работает репортером, ведет раздел хроники. В 1951 г. выходит повесть "Палая листва", в которой впервые появляется городок Макондо, напоминающий родную Аракатаку. Вместе с миром Макондо приходит и тема одиночества, центральная для творчества Маркеса.

В 1954 г. Маркес переезжает в Боготу, продолжает работать в газете, принимает участие в политической деятельности, а в июле 1955 г. в качестве корреспондента приезжает в Европу. Переворот, произошедший на родине, заставляет его остаться в Париже. Именно здесь Маркес создает повесть "Полковнику никто не пишет", первый вариант которой заканчивает в 1956 г. Повесть отмечена несомненным влиянием Хемингуэя, о чем Маркес сам неоднократно говорил, но сказался и репортерский опыт автора. Стилистически произведения отличают удивительный лаконизм, "снайперская точность языка", ощущение емкости и многомерности слова. "Полковнику никто не пишет" — повесть об одиночестве и о стоическом противостоянии человека абсурдности бытия, нищете, голоду и немощи, бюрократическому равнодушию, о непоколебимой вере человека в торжество справедливости.

Работая корреспондентом различных латиноамериканских газет, Маркес объездил многие страны Европы, а с 1961 г. обосновывается в Мексике, где заканчивает роман "Недобрый час". Предметом художественного исследования Маркеса становится тема насилия и его разлагающего влияния на личность. Воспоминания детства и мысли о фатальной связи насилия и одиночества преследуют Маркеса, требуя художественного воплощения. Так появляется сборник рассказов "Похороны Большой Мамы" (1962). Именно здесь впервые возникает развернутая панорама царства Макондо, над которым на протяжении почти столетия простиралась безграничная власть Большой Мамы. После выхода в свет сборника Маркес на некоторое время отходит от литературы.

С 1965 г. на 18 месяцев писатель уходит в добровольное заточение. Оно закончилось появлением романа, к которому автор шел 20 лет. Роман "Сто лет одиночества" увидел свет в 1967 г. в Буэнос-Айресе. С тех пор входит в употребление термин "магический реализм". Именно так определяли повествовательную манеру, присущую роману Маркеса и произведениям многих латиноамериканских писателей. "Магический реализм" характеризуется неограниченной свободой, с которой писатели Латинской Америки сращивают сферу заземленности быта и сферу сокровенных глубин сознания.

Роман "Сто лет одиночества" — многоплановая книга, в которой на примере шести поколений рода Буэндиа прослеживается история Латинской Америки, а также отразившаяся в ней история буржуазной цивилизации. Но это и история мировой литературы от античного эпоса до семейного романа. На примере семьи Буэндия Маркес исследует эпоху эволюции человеческого сознания, прошедшую под знаком индивидуализма от истоков, у которых стоит пытливый и предприимчивый человек Ренессанса, до итога, воплощенного в образе полковника Аурелиано Буэндиа, индивида, ставшего жертвой пронизавшего все сферы процесса отчуждения, столь характерного для XX в.

В 1972 г. появляется сборник рассказов "Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабке". Начиная с этого сборника, Маркес приступает к всестороннему исследованию проблемы власти, блестящее воплощение которой даст в романе "Осень патриарха" (1975). Именно этот роман стал гротескном обобщением фактов насилия и деспотизма, которыми столь богата история человечества. В центре романа история сильной личности, провозгласившей произвол единственным законом существования.

В 1981 г. увидела свет "История одной смерти, о которой знали заранее", а в 1982 г. писателю была присуждена Нобелевская премия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 960; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.022 с.)