Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие национальных литератур Европы в период между 1917–1945 гг.

Поиск

Авангардизм – собирательное название целого ряда нереалистической литературы 1910 – 1950-х годов. Характерным признаком авангардизма является декларируемый его деятелями разрыв с предшествующей культурой, стремление всё начать заново. Такого рода тотальное отрицание прошлого было связано и с переживанием кризиса, слома в общественных отношениях (первая мировая война), и с ощущением глобальных перемен, которые должны изменить мир.

Дадаизм – характерное явление литературной жизни Франции 1920-х годов. Название его происходит от французского слова dada – так называют лошадку начинающие говорить французские малыши. Дадаисты задались заранее неразрешимой задачей – взглянуть на мир незамутнённым опытом вековой цивилизации взглядом первооткрывателей. (Л. Арагон, П. Элюар).

Течение возникло в Цюрихе (Швейцария) среди поэтов-эмигрантов из стран, которые вели военные действия во время Первой Мировой Войны. Их объединял протест против войны, декларации абсурда, вся их деятельность связана с различными скандалами, ими руководило стремление вывести публику от самоспокойности.

Весьма показательно то крыло нереалистической литературы 1910 – 1920-х годов, которое называют романом потока сознания (М. Пруст во Франции, Д. Джойс в Англии, Ф. Кафка в Германии). В романах потока сознания объективная реальность оттесняется и, пожалуй, даже уничтожается разрастанием субъективного переживания мира.

Экзистенциализмом называют литературное течение 1930 – 1950-х годов, обращённое к проблеме осмысления существования личности (А. Камю, Ж.-П. Сартр). По мнению французских экзистенциалистов, существование единичного человека безысходно трагично, т.к. он обречён быть пожизненным пленником своего «я», а за его земным существованием ничего нет. Существование превращается в аналог одиночного заключения, т. к. попытка преодолеть барьер своего «я» и вступить в контакт с другими неизбежно обречена на неудачу.

1920-е годы вошли в литературу вместе с образом «потерянного поколения». Эти слова приписываются писательнице Г. Стайн и адресованы молодым людям, побывавшим на фронтах первой мировой войны и не сумевшим после неё «войти в колею» нормальной жизни. Прославил же это высказывание Э. Хемингуэй, вынесший его в виде эпиграфа к роману «И восходит солнце». «Потерянный» человек постоянно находится в состоянии «военных» действий с враждебно-равнодушным к нему миром, главные атрибуты которого – война и бюрократия. 20 в. – время экспериментов, затем эксперименты становятся нормой. Появляется различные декламации, манифесты, школы, которые посягают на традиции и каноны.

 

 

Американская драматургия XX века

Колониальная американская драматургия была почти полностью подражательной, в качестве образцов она использовала античную драму и т.н. образцовую английскую пьесу. Говорить о рождении национальной драматургии можно только с конца 18 в., однако американская драматургия копировала английский и европейский театр до самого начала 20 в., и пьесы английских авторов или переводы с европейских языков часто преобладали в театральных сезонах. Несовершенный закон об авторском праве, который не мог ни защищать, ни поощрять американских драматургов, работал против действительно оригинальной драматургии. То же самое можно сказать о "системе звезд", при которой больше славы доставалось актерам и актрисам, чем самим пьесам. Американцы стремились увидеть европейских актеров, приезжавших с гастролями в американские театры. Театр слишком явно преследовал коммерческие цели, продюсеры не стремились преодолеть самодовольство и интеллектуальную косность американской публики. Кроме того, импортная драматургия пользовалась более высоким статусом, чем отечественные постановки.

В 19 в. в США идут как традиционные представления, так и пантомимы, музыкальные представления, классические трагедии, мелодрамы, комедии, фарсы, бурлески — все эти виды сценического искусства заимствовались из Англии и Франции. Во второй половине века, особенно после Гражданской войны, драматурги стали внимательнее к проблемам своей страны, с ее быстро менявшейся шкалой ценностей и этнически пестрым народонаселением, пополнявшимся из Европы. Особенно популярны в то время были т. н. "пьесы-янки", где выводится тип сметливого американца; "пьесы о пионерах"; зрелищные мелодрамы и драмы характеров.

В XIX веке была популярна мелодрама с ее примерными демократическими персонажами и четким разделением между добром и злом. Пьесы на социальные темы, такие как рабство, тоже собирали большое количество зрителей; иногда это были переложения романов, вроде "Хижины дяди Тома". В начале 20 ст. признание значительности драматургии и жажда самовыражения привели к созданию любительских трупп. Важность движения от любительского театра к профессиональному заключалась в возможности для американского драматурга развивать свою индивидуальность, вырабатывать собственное мировоззрение.

Только в XX в. была предпринята попытка эстетического новаторства в жанре серьезной драматургии. Однако живо развивалась поп-культура, особенно в жанре водевиля (разновидность эстрады со скетчами, клоунадой, музыкой и тому подобным). Оригинальные формы также получали развитие в шоу, основанных на афро-американской музыке и фольклоре, исполняемых белыми, загримированными под негров.

 

Юджин О'Нил (1888-1953 гг.)

Величайшей фигурой в американском театре был Юджин О'Нил. В его многочисленных пьесах техническая оригинальность сочетается со свежестью взгляда и эмоциональной глубиной. Ранние пьесы драматурга касаются тем рабочего класса и бедных; более поздние произведения исследуют навязчивые идеи и отражают его знакомство с теорией Фрейда, а также попытки примириться с уже ушедшей матерью, отцом и братом. В своей пьесе "Любовь под вязами", написанной в 1924 г., О'Нил прослеживает страсти, сокрытые внутри одной семьи; в пьесе "Великий бог Браун" (1926 г.) вскрывается бессознательное в личности состоятельного бизнесмена, а "Странная интерлюдия" (1928 г.), за которую О'Нил получил Пулитцеровскую премию, анализирует запутанные увлечения одной женщины. В этих пьесах показано, как разные личности проявляют эмоции и замешательство в состоянии стресса.

О'Нил продолжал исследовать фрейдистскую тему давления любви и подчинения внутри семьи в своей трилогии под общим названием "Траур идет Электре" (1931 г.), основанной на классической трилогии Софокла "Царь Эдип". Среди его поздних пьес такие признанные шедевры, как "Разносчик льда грядет" (1946 г.) - жесткое размышление на тему смерти, и "Долгий день уходит в ночь" (1956 г.) - развернутая автобиография в форме пьесы, в центре которой его собственная семья, ухудшение физического и психологического состояния ее членов, прослеженное в течение одной ночи. Это произведение входило в цикл пьес, над которыми О'Нил работал незадолго до смерти. О'Нил произвел пересмотр театра, отказавшись от традиционного деления на акты и сцены (в "Странной интерлюдии" девять актов, а пьеса "Траур идет Электре" рассчитана на девять часов игры), вводя маски наподобие тех, что встречаются в азиатском и древнегреческом театрах, шекспировские монологи, греческий хор и спецэффекты с помощью освещения и звука. По всеобщему признанию, О'Нил - выдающийся драматург Америки. С присвоением ему Нобелевской премии по литературе в 1936 г. О'Нил стал первым американским драматургом, удостоенным этой чести.

 

Теннесси Уильямс

Теннесси Уильямс (1911 —1983, настоящее имя Томас Ланир Уильямс) — американский прозаик и драматург, пьесы которого строятся на конфликте духовного и плотского начал, чувственного порыва и тяги к духовному совершенству. Как правило, его герои и героини сходятся в первобытном противоборстве, где зов плоти варьируется от наваждения и греха до возможного пути к спасению.

Томас Ланир Уильямс родился 26 марта 1911 в Коламбусе (шт. Миссисипи); псевдоним Теннесси взял в начале своего литературного поприща. Прототипом Уингфилдов в пьесе «Стеклянный зверинец» послужила семья драматурга: строгий придирчивый отец, упрекавший сына в отсутствии мужественности; властная мать, не в меру гордившаяся видным положением семьи в обществе, и сестра, страдавшая депрессией. Не желая прозябать на производстве, к чему он был приговорен стесненным материальным положением семьи, Уильямс вел богемную жизнь, кочуя из одного экзотического уголка в другой (Новый Орлеан, Мексика, Ки-Уэст, Санта-Моника). Его ранняя пьеса Битва ангелов построена на типичной коллизии: в душной атмосфере закоснелого городишка три женщины тянутся к странствующему поэту.

В самой известной пьесе Уильямса «Трамвай "Желание"» сражающиеся "ангелы" представляют два типа чувственности: романтичная Бланш Дюбуа — воплощение женской души, ранимой и утонченной; находящийся во власти животных инстинктов Стэнли Ковальски олицетворяет грубое мужское начало.

Среди других мятущихся персонажей Уильямса: Альма Уайнмиллер из пьесы Лето и дым — чопорная дочка приходского священника, как и сам Уильямс, бежавшая из замкнутого семейного мирка в мир чувственной свободы и эксперимента; Серафина из «Татуированной розы», боготворящая память о муже — полном мужской силы водителе грузовика с татуированной розой на груди; и сладострастная "кошка Мэгги" из пьесы «Кошка на раскаленной крыше», пытающаяся завоевать благосклонность мужа, равнодушного к ней бисексуала, — один из самых здоровых и жизнеутверждающих образов драматурга. Пьесы Уильямса неоднократно привлекали внимание кинематографистов.

В позднем творчестве Уильямс исследует взаимоотношения художника и искусства. В ряде камерных пьес он создал скорбные, глубоко личные притчи о художниках, страдающих от растраты таланта и обманутых некогда восторженным приемом публики. Умер Уильямс в Нью-Йорке 25 февраля 1983.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.149 (0.009 с.)