Значение древнегреческой драмы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение древнегреческой драмы



Структура, язык, жанры

Библия (греч. «книга, сочинение») — собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Библию называют также Священным Писанием. Ветхий Завет является священным текстом и для иудеев. Библия – это собрание книг, каждая из которых имеет свое название и особую специфику. Все книги различны по объему, литературному стилю и композиции.

Первой напечатанной книгой в истории была именно Библия: ее латинский вариант изготовил Гуттенберг на своем печатном станке. Библия была одной из первых крупных книг, переведенных на иностранный язык (греческий перевод древнееврейского текста Ветхого Завета появилась примерно в 250 году до Р.Х.). По числу переводов она опережает любую другую книгу.

Язык: Ветхий Завет написан на древнееврейском языке, за исключением некоторых частей, написанных на арамейском языке. Новый Завет написан на древнегреческом языке.

У евреев было достаточно и средств, и верности сохранить текст священных книг от важных искажений, но позже первоначальный еврейский язык вышел из употребления, стал непонятным народу, и сами евреи стали говорить по-арамейски. Но древний еврейский язык, не употребляемый в обыкновенном разговоре, остался языком религии, священных книг и литературы.

Со второго века возникло общество талмудистов, людей, изучавших и толковавших Священное Писание. Они очистили текст от ошибок и установили единообразный род письма для свитков Священного Писания.

После талмудистов для библейского текста весьма многое сделали масореты в V веке. Эти труды над еврейским текстом, начатые в V в., продолжались с усердием и в последующие века. Евреи сделали всё возможное для сохранения священного текста в целости и неповреждённости.

Состав: Библия состоит из многих частей, объединяемых в Ветхий Завет и Новый Завет. Слово «завет» имеет смысл «договора», союза заключенного между человеком и Богом, который был предложен Богом Израилю. Инициатива этого союза односторонняя, т.е. полностью зависела от Бога, его чистой, благой воли, воли Дарующего.

Древнейшая, по времени создания и большая часть Библии называется Ветхим Заветом и состоит из 39 книг. Ветхий Завет относится к 1,5 тыс. по 400 г. до н. э. Первые пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Эта часть называется также Пятикнижием. Помимо христианства она признается и в иудаизме. Только в иудаизме она называется Законом или Торой, т.е. учением. Пятикнижие представляет собой целостный историко-литературный памятник. Источниками были исторические предания «родословия», а также египетские и греческие космогонические и исторические построения, мифы. Пятикнижие вобрало в себя многовековую традицию народного фольклора, которая была использована с целью утверждения единобожия. Ветхий Завет так же можно рассматривать и как историю развития и жизни израильского народа.

В Ветхом Завете формулируются первые десять нравственных христианских заповедей, которые Бог возвестил Моисею и правовые установления. Согласно Библии, эти заповеди явились условием союза народа с Богом и Его покровительства. Нравственные и правовые заповеди Моисея регламентировали отношения человека к человеку, предполагая ценность каждого.

Вторая часть христианской Библии — Новый Завет, собрание из 27 христианских книг, написанных в I в. н. э. и дошедших до нас на древнегреческом языке. В их число прежде всего входят четыре Евангелия: « от Матфея», « от Марка», « от Луки» и « от Иоанна». Это повествования о земной жизни Иисуса Христа, о его проповедях, чудесах, смерти и воскресении. Эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм боговдохновенной её не считает. В Новом Завете некоторые заповеди Моисея получили новый смысл. Тем самым христианство выходило за рамки иудейской религии и отделяло себя от нее, при этом обращаясь ко всему миру. Книги Нового Завета можно разделить на исторические, учительные и пророческие. Новый Завет написан в 1 в. н. э. Всего Библия записывалась около 1600 лет.

Жанр: На первый взгляд Библия – это собрание литературных произведений, главным образом древнееврейских, которые были написаны на протяжении около 1600 лет. Авторы писали их в разных странах, от Италии на западе до Месопотамии, а возможно даже Персии на востоке. Состав этих авторов разнообразен, они жили в разные эпохи, принадлежали к разным социальным слоям. Среди них были цари, пастухи, солдаты, пророки; кроме того, многие авторы не оставили ничего, кроме написанных ими фрагментов Библии, так что никаких сведений о них нет. Сам текст Библии принадлежит к целому ряду литературных жанров. Среди них – исторические заметки, законы (гражданские, уголовные, этические, ритуальные), религиозная поэзия, дидактические трактаты, лирика, притчи и аллегории, биографии, личная переписка, воспоминания и дневники – не говоря уж о чисто библейских жанрах пророчества и откровения. Тем не менее книга представляет собой связное повествование. Все 66 книг Библии дополняют, поясняют или переходят друг в друга. Начавшись со дня сотворения мира, Библия повествует о грехопадении человека и о великой любви Бога , который послал в мир Сына Своего Иисуса Христа, чтобы Его жертвой спасти погибающее человечество.

Огромное влияние Библия оказала на такие виды искусства, как живопись, архитектура, музыка, поэзия и др. Библейские сюжеты послужили темой для бессмертных творений Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и других.

 

 

Литература Древней Греции

Из огромного множества произведений древнегреческой литературы до нас дошли лишь весьма немногие; немало писателей и их сочинений известны нам только по именам; почти нет ни одного древнегреческого писателя, от которого дошло бы к нам все его литературное достояние. Ко всему этому присоединяется порча первоначальных текстов по вине времени, по невежеству переписчиков и иным обстоятельствам. Поэтому не существует полного обозрения Греческой литературы.

Древнегреч. литературе присущ гуманистический характер, оригинальность научного и художественного творчества, долговечность множества выработанных идей, образов и целых систем мировоззрения; этим же обусловливается то громадное влияние, какое имела древнеэллинская литература на все позднейшие эпохи, начиная с римской, и на европейскую образованность вообще.

Крайними пределами истории древнегреческой литературы следует признавать XI в. до н. э., когда сложились многочисленные сказания о героях Троянской войны, по первую половину VI в. н. э., когда по распоряжению императора Юстиниана (529) закрыты были философские школы в Афинах.

В этом промежутке времени различаются два отдела:

— от начала литературы до III в. до н. э., по преимуществу творческий;

— до Юстиниана, время изучения прежней литературы и усвоения древнегреческой образованности другими народностями.

В творческой эпохе Г. литературы различаются два периода:

— развитие эпоса, лирики, возникновение драмы и всех видов прозы — приблизительно до 480 г. до н. э. (руководящая роль принадлежала колониям)

— другой период, аттический, пора высшего процветания драмы, красноречия, философии, историографии с переходом к точным наукам (неоспоримое господство Афин)

 

Гомеровский эпос

Гомер — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, которому приписывается создание «Илиады» и «Одиссеи». О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно. Принято относить его деятельность к 8-7 в. до н.э. В древности Гомеру, помимо «Илиады» и «Одиссеи», приписывались авторство и других поэм, но современные исследователи обычно считают, что их авторы жили позднее Гомера.

Ясно, однако, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, и что эти произведения — результат длительного развития бесписьменного эпического творчества, составлявшего одну из разновидностей греческого фольклора. Они являются первыми письменными памятниками греческой литературы.

Сюжет "Илиады" и "Одиссеи" взят из цикла мифов о Троянской войне. «Илиада» повествует об одном из центральных эпизодов Троянской войны — о событиях десятого года войны, окончившихся смертью Гектора. «Одиссея» повествует о том, как Одиссей, царь Итаки, острова на западе Греции, после долгих и опасных блужданий и приключений вернулся домой к своей жене Пенелопе. В отличие от Илиады, действие которой развивается преимущественно в Трое и вокруг нее и излагается как последовательное повествование, в Одиссее место действия часто сменяется. В противоположность трагической концовке Илиады, в финале Одиссеи торжествует поэтическая справедливость: добрые вознаграждены, дурные уничтожены.

Эпическая техника. Считается, что «Илиада» и «Одиссея» появились как результат устного творчества. Этим обусловлена существенная черта поэм — то, что поэт составляет свои стихи в значительной мере из готовых формул, которые были заранее подобраны так, чтобы вписываться в разные метрические позиции в стихе и описывать стандартные ситуации, которые возникают в соответствии с сюжетом. Т.е. поэт-сказитель использует гораздо больше готового материала, нежели автор, пользующийся бумагой и пером.

Среди прочих особенностей в обеих поэмах следует отметить развернутые сравнения (зачастую представляющие собой живые зарисовки повседневного быта), метафоры (как "лилейные голоса" цикад) и архаизмы.

Влияние на позднейшую литературу. Практически во все периоды европейской литературы Илиада и Одиссея рассматривались в качестве вершины эпической поэзии. Эпические авторы Возрождения и более поздних периодов европейской литературы творили, оглядываясь на Гомера. В сравнительно недавние времена, в особенности в связи с преклонением романтиков перед греками в начале 19 в., многие лирики и прозаики вдохновлялись поэмами Гомера и черпали из них материал для творчества.

 

 

Героический эпос.

Средневековая литература — период в истории европейской литературы, который начинается в поздней античности (IV—V века), а завершается в XV веке. Первыми признаками средневековой литературы стало появление христианских евангелий, религиозных гимнов, перевод Библии на Латинский язык.

Зарождение и развитие литературы средневековья определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством. Средневековая мысль умеет сочетать систематическую разработку наследия прошлого с восприимчивостью к различным экзотическим влияниям, а также с редкой способностью заново открывать и использовать крестьянскую культуру.

Своей кульминации средневековое искусство достигло в 12—13 вв. В это время его важнейшими достижениями стала готическая архитектура, рыцарская литература, героический эпос. Угасание средневековой культуры и переход её в новую стадию — Возрождение — происходит примерно в 15 в.

В настоящее время средневековую литературу принято разделять на латинскую литературу и литературу на народных языках (романских и германских). Различия между ними фундаментальны. Долгое время ни латинские литературные формы не имели соответствий в народных языках, ни, наоборот, романо-германские формы — в латыни. Лишь в XII веке латинская традиция утрачивает замкнутость и «модернизируется», тогда как народные языки обретают способность разрабатывать некоторые ее аспекты. Каролингское возрождение» (XII в.) совпадает с появлением новых поэтических форм, которым суждено вскоре потеснить все остальные: куртуазной лирики, рома­на, новеллы, не-литургических драматических «действ». В начале XII века также начался процесс перевода, точнее адаптации, латинских текстов на романский язык.

Процесс развития средневековой литературы характеризуется демифологизацией, которая проявлялась в сказочности — красивых и авантюрных элементах куртуазной литературы. Параллельно происходит смена мотивации поступков героев на морально-психологическую.

Для средневековой литературы характерно многообразие жанров – это героический эпос, рыцарская литература, поэзия трубадуров, басни.

Понятие «рыцарь» в Западной Европе стало синонимом знатности и благородства и противопоставлялось, прежде всего, низшим сословиям – крестьянам и горожанам. Постепенно в Европе складываются образ идеального рыцаря, и кодекс рыцарской чести. В рамках рыцарской культуры в XII веке появились такой жанр, как рыцарский роман, который отразил рост светский тенденций в литературе. Он передал последующим поколениям эпохам представление о том, что стало называться рыцарством. Главными темами рыцарской, или куртуазной литературы, которая возникла при дворах феодалов, были любовь к прекрасной даме, прославление подвигов и отражение ритуалов рыцарской чести. Для многих из них материалом послужили легенды бретонского цикла, в которых действуют рыцари Круглого стола при дворе короля Артура («Смерть Артура» Томаса Мэлори, «Тристан и Изольда»).

Франция стала родиной поэзии трубадуров, возникший при дворах феодальных сеньоров. В этом виде куртуазной поэзии центральное место занимал культ дамы. Основными чертами поэзии были элитарность и камерность.

Городская литература XII – XIII веков была антифеодальной и антицерковной. Городские поэты воспевали трудолюбие, практическую смекалку, хитроумие и лукавство ремесленников и торговцев. Наиболее популярным жанром городской литературы была стихотворная новелла, басня или шутка. Всем названным жанрам были присущи реалистические черты, сатирической заостренности, немного грубоватый юмор.

Другим направлением городской культуры Средневековья было карнавально–смеховое театральное искусство. Смеховая культура господствовала в карнавале, в творчестве бродячих актеров, жонглеров, акробатов, певцов. Смеховое начало в народной культуре не могло найти откликов в церковно-феодальной культуре, которая противопоставила ему «святую скорбь».

Близка к городской культуре поэзия вагантов – бродячих школяров. В поэзии вагантов переплетались две основные темы любовная и сатирическая. Стихи в массе своей анонимны; они плебейские по своей сути и этим отличаются от аристократического творчества трубадуров.

 

Героический эпос.

Героический эпос был самым значительным наследием литературы раннего средневековья и занимал в художественной культуре Западной Европы важное место. Он отражал целостную картину народной жизни. Для эпических произведений характерны воспевание подвигов богатырей; переплетение исторического фона и вымысла; прославление богатырской силы и подвигов главных героев; идеализация феодального государства. На героический эпос большое влияние оказала кельтская и германо-скандинавская мифология. Часто эпос и мифы настолько связаны и переплетаются между собой, что провести границу между ними довольно трудно.

Самый древний – ирландский эпос. Он формируется с 3 по 8 век и поначалу существует только в устной форме. Позднее, в 7 и 8 веках, уже после христианизации, эпические поэмы о героях-воинах были переработаны и записаны учеными-поэтами, имена которых остались неизвестными. Собрание саг дошло до нас в виде двух Эдд: «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды».

В эпических произведениях часто переплетаются реальные исторические события и сказочная фантастика. Так, древнегерманский эпос «Песнь о Хильденбранде» создана на исторической основе. Этот возник еще в языческую эпоху и был найден в рукописи 9 века. В поэме «Беовульф» - героическом эпосе англосаксов, дошедшем до нас в рукописи начала 10 века, фантастические приключения героев также происходят на фоне исторических событий.

Во французской эпической поэме «Песнь о Роланде», дошедшей до нас в рукописи 12 века, повествуется об испанском походе Карла Великого, а у главного героя поэмы Роланда есть свой исторический прототип. В испанском героическом эпосе «Песнь о Сиде» отразились события отвоевания испанцами у арабов своей страны.

В германском эпосе «Песнь о нибелунгах», который окончательно сложился из отдельных песен в эпическое сказание в 12-13 вв., есть и историческая основа, и сказка-вымысел. В эпосе отражены события Великого переселения народов есть и реальное историческое лицо.

 

 

Генрик Ибсен (1828-1906)

Генрик Ибсен — знаменитый норвежский драматург, один из создателей национального норвежского театра. Пьесы Ибсена стали известны в Европе сравнительно недавно, но слава этого писателя выросла с поразительною быстротой. Славу создали ему не исторические пьесы, написанные по древнескандинавским сагам, а комедии и драмы из современной жизни.

Родился в 1828 г. в небольшом норвежском городе в зажиточной семье, однако в 1837 его отец разорился и положение семьи переменилось. С 15 лет был вынужден начать зарабатывать себе на жизнь, стал учеником аптекаря. Практически нищенская жизнь заставила Ибсена искать самореализации в иной области: он пишет стихи, сатирические эпиграммы, рисует карикатуры. Это делает его весьма популярным среди радикально настроенной молодежи городка. Огромное впечатление на него произвели революционные события 1848, охватившие значительную часть Западной Европы. Ибсен пишет первую пьесу Катилина (1849), которая не пользовалась успехом, однако укрепила его в решении заниматься литературой, искусством и политикой.

В 1850 уезжает в Осло, где участвует в демонстрациях протеста, сотрудничает с прессой, принимает участие в создании нового общественно-литературного журнала "Андхримнер". И продолжает писать пьесы: Богатырский курган (1850), Норма, или Любовь политика (1851), Иванова ночь (1852). В этот же период знакомится с драматургом, основателем народного театра в Бергене который предоставил ему должность режиссера и директора этого театра. Этот поворот в жизни Ибсена можно считать необычайной удачей: написанные им в бергенский период пьесы сразу ставились на сцене, а практическое изучение театра "изнутри" помогает раскрытию многих профессиональных секретов и способствует росту мастерства драматурга. Эти пьесы опять же особым сценическим успехом не пользовались, но сыграли необходимую роль в профессиональном становлении Ибсена.

В 1857-1862 возглавляет Норвежский театр в Осло. Параллельно с руководством театра и драматургической работой продолжает активную борьбу за постановку спектаклей только на норвежском языке. В это же время он написал пьесы Воители в Хельгеланде (1857), Комедия любви (1862), Борьба за престол (1863); а также поэму На высотах (1859), которая стала предтечей первой по-настоящему принципиальной драматургической удачей — пьесы Бранд (1865).

Разнообразная деятельность Ибсена в норвежский период была обусловлена различными факторами, в числе которых была проблема материального достатка автора, его самореализация и общественная деятельность. И еще немаловажный фактор: лучшие пьесы Ибсена, принесшие ему мировую заслуженную славу, были написаны за пределами родины.

В 1864 Ибсен с семьей уехал в Италию. В Риме в течение двух лет он пишет две пьесы, вобравшие в себя весь предыдущий жизненный и литературный опыт — Бранд (1865) и Пер Гюнт (1866). Ситуация с Пером Гюнтом сложилась парадоксально. В ней персонажи фольклора представлены уродливыми и злобными существами, крестьяне — жестокими и грубыми людьми, поэтому поначалу в Норвегии и Дании пьеса была воспринята весьма негативно, чуть ли не как кощунство. Однако именно они делают Ибсена известным.

Бранд и Пер Гюнт стали для Ибсена переходными пьесами, повернувшими его в сторону реализма и социальной проблематики. Драматург поднимал актуальные вопросы современной ему действительности: ханжества и женской эмансипации, бунта против привычной буржуазной морали, лжи, социального компромисса и верности идеалам. В общих чертах фабула всех этих пьес одна и та же: какая-нибудь цельная личность вступает в борьбу с обществом из-за идеала правды. Чем эта личность сильнее, тем ожесточеннее ее борьба с безволием и нравственным ничтожеством людей. В конце концов личность остается одинокой, покинутой, поруганной, но не побежденной. Во всех пьесах Генрик Ибсен ставать вопрос: возможна ли жизнь по правде в современном обществе? — и решает его отрицательно. Чтобы жить по правде, цельная личность должна стать вне семьи, вне общества, вне сословных в политических партий.

Ибсен признан драматургом реалистического направления. Талант позволил ему органично сочетать в своем творчестве самые разнообразные, даже полярные, — темы, идеи, проблематику, средства художественного выражения.

 

 

Юджин О'Нил (1888-1953 гг.)

Величайшей фигурой в американском театре был Юджин О'Нил. В его многочисленных пьесах техническая оригинальность сочетается со свежестью взгляда и эмоциональной глубиной. Ранние пьесы драматурга касаются тем рабочего класса и бедных; более поздние произведения исследуют навязчивые идеи и отражают его знакомство с теорией Фрейда, а также попытки примириться с уже ушедшей матерью, отцом и братом. В своей пьесе "Любовь под вязами", написанной в 1924 г., О'Нил прослеживает страсти, сокрытые внутри одной семьи; в пьесе "Великий бог Браун" (1926 г.) вскрывается бессознательное в личности состоятельного бизнесмена, а "Странная интерлюдия" (1928 г.), за которую О'Нил получил Пулитцеровскую премию, анализирует запутанные увлечения одной женщины. В этих пьесах показано, как разные личности проявляют эмоции и замешательство в состоянии стресса.

О'Нил продолжал исследовать фрейдистскую тему давления любви и подчинения внутри семьи в своей трилогии под общим названием "Траур идет Электре" (1931 г.), основанной на классической трилогии Софокла "Царь Эдип". Среди его поздних пьес такие признанные шедевры, как "Разносчик льда грядет" (1946 г.) - жесткое размышление на тему смерти, и "Долгий день уходит в ночь" (1956 г.) - развернутая автобиография в форме пьесы, в центре которой его собственная семья, ухудшение физического и психологического состояния ее членов, прослеженное в течение одной ночи. Это произведение входило в цикл пьес, над которыми О'Нил работал незадолго до смерти. О'Нил произвел пересмотр театра, отказавшись от традиционного деления на акты и сцены (в "Странной интерлюдии" девять актов, а пьеса "Траур идет Электре" рассчитана на девять часов игры), вводя маски наподобие тех, что встречаются в азиатском и древнегреческом театрах, шекспировские монологи, греческий хор и спецэффекты с помощью освещения и звука. По всеобщему признанию, О'Нил - выдающийся драматург Америки. С присвоением ему Нобелевской премии по литературе в 1936 г. О'Нил стал первым американским драматургом, удостоенным этой чести.

 

Теннесси Уильямс

Теннесси Уильямс (1911 —1983, настоящее имя Томас Ланир Уильямс) — американский прозаик и драматург, пьесы которого строятся на конфликте духовного и плотского начал, чувственного порыва и тяги к духовному совершенству. Как правило, его герои и героини сходятся в первобытном противоборстве, где зов плоти варьируется от наваждения и греха до возможного пути к спасению.

Томас Ланир Уильямс родился 26 марта 1911 в Коламбусе (шт. Миссисипи); псевдоним Теннесси взял в начале своего литературного поприща. Прототипом Уингфилдов в пьесе «Стеклянный зверинец» послужила семья драматурга: строгий придирчивый отец, упрекавший сына в отсутствии мужественности; властная мать, не в меру гордившаяся видным положением семьи в обществе, и сестра, страдавшая депрессией. Не желая прозябать на производстве, к чему он был приговорен стесненным материальным положением семьи, Уильямс вел богемную жизнь, кочуя из одного экзотического уголка в другой (Новый Орлеан, Мексика, Ки-Уэст, Санта-Моника). Его ранняя пьеса Битва ангелов построена на типичной коллизии: в душной атмосфере закоснелого городишка три женщины тянутся к странствующему поэту.

В самой известной пьесе Уильямса «Трамвай "Желание"» сражающиеся "ангелы" представляют два типа чувственности: романтичная Бланш Дюбуа — воплощение женской души, ранимой и утонченной; находящийся во власти животных инстинктов Стэнли Ковальски олицетворяет грубое мужское начало.

Среди других мятущихся персонажей Уильямса: Альма Уайнмиллер из пьесы Лето и дым — чопорная дочка приходского священника, как и сам Уильямс, бежавшая из замкнутого семейного мирка в мир чувственной свободы и эксперимента; Серафина из «Татуированной розы», боготворящая память о муже — полном мужской силы водителе грузовика с татуированной розой на груди; и сладострастная "кошка Мэгги" из пьесы «Кошка на раскаленной крыше», пытающаяся завоевать благосклонность мужа, равнодушного к ней бисексуала, — один из самых здоровых и жизнеутверждающих образов драматурга. Пьесы Уильямса неоднократно привлекали внимание кинематографистов.

В позднем творчестве Уильямс исследует взаимоотношения художника и искусства. В ряде камерных пьес он создал скорбные, глубоко личные притчи о художниках, страдающих от растраты таланта и обманутых некогда восторженным приемом публики. Умер Уильямс в Нью-Йорке 25 февраля 1983.

 

 

Литература постмодернизма. Творчество Маркеса.

Постмодернизм- общее название совокупности новейших тенденций в литературе, философии, искусстве, которые возникли после модернизма и авангардизма. Тяготеет к стилизации, цитированию, переиначиванию, заимствованию сюжета, языкового упрощенчества.

Постмодернизм начинает складываться в США, т.к. американская почва оказалась наиболее благоприятной для восприятия новых веяний по ряду причин. Здесь ощущалась потребность в осмыслении тех тенденций в развитии искусства и литературы, которые заявили о себе начиная с середины 50-х гг. (появление поп-арта, сделавшего цитатность ведущим художественным принципом) и все более набирали силу, что привело в середине 70-х к смене культурной парадигмы: модернизм уступил место постмодернизму. Отличают две волны постмодернизма: 50 - 71-те года XX ст. (Г. Грасс «Жестяной барабан»). 80- 91-те года XX ст. (У. Эко, П. Зюскинд, М. Павич).

Герой литературы постмодернизма является растерянным, уединенным, потерявшим духовные ориентиры, утратившим веру в идеалы прошлого. Постмодернизму присуща ориентированность на элитарного и массового читателя, мифологичность, объединение комического и фантастического, нарочитое разрушение традиционных представлений о целостности, стройности, законченности эстетических систем, размывание всех стабильных эстетических категорий, отказ от табу и границ, ироничность. В произведениях постмодернистов изображена невероятная смесь времен, культур, языков, реальных фактов и вымысла; современность соседствует с традициями шекспировской драмы, Просвещения, романтизма, реализма. Фактически исчезает различие «своего» и «чужого» текста, планов настоящего и прошлого. Поэтому нет некоего свода правил организации постмодернистского текста, но в нём можно выделить следующие типологические признаки:

использование готовых форм, происхождение их не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта до шедевров мирового искусства. По сути дела, постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания. «Художник не производит, а отбирает, комбинирует, переносит и размещает на новом месте…» При этом в постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область.

маргинальность. Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала». Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.

ирония — авангардистской установке на новизну противопоставлено устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам.

синтетичность - в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма: его новизна — это сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом контексте.

В настоящее время посмодернизм рассматривается как новый художественный стиль, отличающийся от авангарда возвратом к красоте вторичной реальности, повествовательности, обращением к сюжету, мелодии, гармонии вторичных форм.

Плюсы постмодернизма: он реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм и классику. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с ее настоящим.

 

Габриэль Гарсия Маркес (род. 6 марта 1928 г.) — выдающийся колумбийский писатель, автор романов, повестей, новелл.

Маркес родился в небольшом провинциальном городке недалеко от побережья Атлантического океана в Колумбии. Его отец был телеграфистом, но на формирование Маркеса как писателя оказали влияние бабушка Транкилина, на которой держался весь дом, и дед Маркеса, полковник, участник гражданской войны 1899-1903 гг. Сам писатель считает, что третьим фактором, определившим его судьбу, является атмосфера дома, в котором он провел детство, быт городка, где тесно переплетались фантастика и реальность.

После смерти деда Маркес покидает Аракатаку и учится в интернате, здесь он впервые пробует писать. Первый рассказ Маркеса был опубликован в 1947 г., но автор его не мыслит сделать литературу основным родом своих занятий. Но адвокатская карьера его мало привлекает, а скоро он вовсе отказывается от нее и обращается к журналистской деятельности.

С 1950 по 1954 г. Маркес работает репортером, ведет раздел хроники. В 1951 г. выходит повесть "Палая листва", в которой впервые появляется городок Макондо, напоминающий родную Аракатаку. Вместе с миром Макондо приходит и тема одиночества, центральная для творчества Маркеса.

В 1954 г. Маркес переезжает в Боготу, продолжает работать в газете, принимает участие в политической деятельности, а в июле 1955 г. в качестве корреспондента приезжает в Европу. Переворот, произошедший на родине, заставляет его остаться в Париже. Именно здесь Маркес создает повесть "Полковнику никто не пишет", первый вариант которой заканчивает в 1956 г. Повесть отмечена несомненным влиянием Хемингуэя, о чем Маркес сам неоднократно говорил, но сказался и репортерский опыт автора. Стилистически произведения отличают удивительный лаконизм, "снайперская точность языка", ощущение емкости и многомерности слова. "Полковнику никто не пишет" — повесть об одиночестве и о стоическом противостоянии человека абсурдности бытия, нищете, голоду и немощи, бюрократическому равнодушию, о непоколебимой вере человека в торжество справедливости.

Работая корреспондентом различных латиноамериканских газет, Маркес объездил многие страны Европы, а с 1961 г. обосновывается в Мексике, где заканчивает роман "Недобрый час". Предметом художественного исследования Маркеса становится тема насилия и его разлагающего влияния на личность. Воспоминания детства и мысли о фатальной связи насилия и одиночества преследуют Маркеса, требуя художественного воплощения. Так появляется сборник рассказов "Похороны Большой Мамы" (1962). Именно здесь впервые возникает развернутая панорама царства Макондо, над которым на протяжении почти столетия простиралась безграничная власть Большой Мамы. После выхода в свет сборника Маркес на некоторое время отходит от литературы.

С 1965 г. на 18 месяцев писатель уходит в добровольное заточение. Оно закончилось появлением романа, к которому автор шел 20 лет. Роман "Сто лет одиночества" увидел свет в 1967 г. в Буэнос-Айресе. С тех пор входит в употребление термин "магический реализм". Именно так определяли повествовательную манеру, присущую роману Маркеса и произведениям многих латиноамериканских писателей. "Магический реализм" характеризуется неограниченной свободой, с которой писатели Латинской Америки сращивают сферу заземленности быта и сферу сокровенных глубин сознания.

Роман "Сто лет одиночества" — многоплановая книга, в которой на примере шести поколений рода Буэндиа прослеживается история Латинской Америки, а также отразившаяся в ней история буржуазной цивилизации. Но это и история мировой литературы от античного эпоса до семейного романа. На примере семьи Буэндия Маркес исследует эпоху эволюции человеческого сознания, прошедшую под знаком индивидуализма от истоков, у которых стоит пытливый и предприимчивый человек Ренессанса, до итога, воплощенного в образе полковника Аурелиано Буэндиа, индивида, ставшего жертвой пронизавшего все сферы процесса отчуждения, столь характерного для XX в.

В 1972 г. появляется сборник рассказов "Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабке". Начиная с этого сборника, Маркес приступает к всестороннему исследованию проблемы власти, блестящее воплощение которой даст в романе "Осень патриарха" (1975). Именно этот роман стал гротескном обобщением фактов насилия и деспотизма, которыми столь богата история человечества. В центре романа история сильной личности, провозгласившей произвол единственным законом существования.

В 1981 г. увидела свет "История одной смерти, о которой знали заранее", а в 1982 г. писателю была присуждена Нобелевская премия.

Структура, язык, жанры

Библия (греч. «книга, сочинение») — собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Библию называют также Священным Писанием. Ветхий Завет является священным текстом и для иудеев. Библия – это собрание книг, каждая из которых имеет свое название и особую специфику. Все книги различны по объему, литературному стилю и композиции.

Первой напечатанной книгой в истории была именно Библия: ее латинский вариант изготовил Гуттенберг на своем печатном станке. Библия была одной из первых крупных книг, переведенных на иностранный язык (греческий перевод древнееврейского текста Ветхого Завета появилась примерно в 250 году до Р.Х.). По числу переводов она опережает любую другую книгу.

Язык: Ветхий Завет написан на древнееврейском языке, за исключением некоторых частей, написанных на арамейском языке. Новый Завет написан на древнегреческом языке.

У евреев было достаточно и средств, и верности сохранить текст священных книг от важных искажений, но позже первоначальный еврейский язык вышел из употребления, стал непонятным народу, и сами евреи стали говорить по-арамейски. Но древний еврейский язык, не употребляемый в обыкновенном разговоре, остался языком религии, священных книг и литературы.

Со второго века возникло общество талмудистов, людей, изучавших и толковавших Священное Писание. Они очистили текст от ошибок и установили единообразный род письма для свитков Священного Писания.

После талмудистов для библейского текста весьма многое сделали масореты в V веке. Эти труды над еврейским текстом, начатые в V в., продолжались с усердием и в последующие века. Евреи сделали всё возможное для сохранения священного текста в целости и неповреждённости.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.219.62 (0.029 с.)