Особенности литературы романтизма. Основные течения в романтизме. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности литературы романтизма. Основные течения в романтизме.



Романтизм представляется одним из самых значительных направлений в мировой литературе, особенно интенсивно развивавшимся в конце 18 – первой половине 19 в. в странах Европы и Северной Америки. Романтизм как направление возникает в конце 18 в. сразу в нескольких странах: Франции, Англии и Германии.

В основе романтического мироощущения лежит «романтическое двоемирие» - ощущение глубокого разрыва между идеалом и действительностью. При этом романтики по-новому понимают и идеал, и действительность по сравнению с классицистами. Для романтиков идеал – это нечто вечное и прекрасное, а действительность напротив преходяща, ограниченна и безобразна. Представление о преходящем характере действительности сыграло решающую роль в становлении романтизма.

Характерная для романтического художественного метода типизация отразила новое понимание человека как малой вселенной, особое внимание романтиков к индивидуальности способствовало развитию романтического психологизма. Противопоставление поэта толпе, индивидуума – обществу, не понимающему его, - характерная черта романтической литературы. Преодолеть разрыв между идеалом и действительностью романтики предполагают с помощью искусства.

Романтики выработали особый стиль, основанный на контрасте и отличающийся повышенной эмоциональностью. Чтобы захватить чувства читателя, они широко использовали средства всех видов искусства. К литературе относятся: соединение различных жанров в одном произведении; необычные герои, наделенные богатой духовной жизнью; динамичные сюжеты; яркий художественный язык; романтическая символика. Нередко в самом герое важны контрасты, например, внешнее безобразие и душевная красота.

Писатели-романтики заимствуют средства других видов искусства: у музыки – музыкальность образов, у живописи – внимание к цвету и яркость деталей, у театра – мелодраматичность. В романтизме велика роль национального фольклора.

В общем виде можно выделить три этапа развития романтизма: ранний – кон. 18 – нач. 19 вв., развитый – середина 19 в., поздний – период после европейских революций, поражение которых разрушило многие утопические иллюзии, на которых базировался романтизм. Но применительно к различным жанрам романтизма эта периодизация подходит мало.

В ряде стран на определенном этапе развития романтизм еще не отделен от других направлений. Очень ярко специфика романтического движения выразилась во Франции, здесь в 1820-е гг. в романтическом движении оказались писатели разных эстетических ориентаций: романтической (Гюго), реалистической (Стендаль), предромантической (Бальзак) и т.д. Была выдвинута идея национальных типов романтизма. К «классическому» типу отнесен романтизм в Англии, Германии, Франции. Романтизм в Польше и Венгрии имеет революционно-демократическое звучание. В Финляндии романтизм решает просветительские задачи.

Еще меньше ясности в исследовании течений романтизма. Так, можно говорить о лирико-философском и историко-живописном течениях во французском романтизме, фольклорном течении в немецком романтизме и т.д., об идеологических, философских течениях. Но типология течений пока не разработана.

Слово «романтизм» может определить тип творчества, реализующийся в таких художественных системах, как барокко, предромантизм, романтизм, символизм и т.д.

В задачи романтиков входило представить читателю прежде всего своё субъективное видение жизни, заставить его принять и разделить авторскую позицию.

Среди жанров романтизма особенно выделяются романы, новеллы и повести, баллады и лиро-эпические поэмы.

 

 

Английский романтизм. Творчество Байрона.

Эстетической предпосылкой английского романтизма было разочарование в классицизме и просветительском реализме как художественных системах, в основе которых лежала просветительская философия. Они недостаточно полно раскрывали внутренний мир человека, законы человеческой истории, которые были осмыслены по-новому в свете Французской революции. Основы романтизма в Англии заложены Уильямом Блейком, но признание романтизм получил позже.

Первый этап английского романтизма (1793-1812 гг.) связан с деятельностью «Озерной школы», союзом трёх поэтов (Вордсворт, Колдридж, Саути). Их объединяет разочарование в революции, страшит буржуазный мир. Поэты создают сборник, успех которого положил начало английскому романтизму как литературному направлению. Предисловие к этому сборнику стало манифестом английского романтизма. Вордсворт вносит большой вклад в английскую поэзию тем, что порывает с условностью поэтического языка 18 в. Для поэтов «Озерной школы» характерен интерес к родной истории, стилизация форм народного творчества и вместе с тем консервативность политических и философских взглядов. Они реформировали английскую поэзию и подготовили приход романтиков следующего поколения.

Второй этап охватывает 1812-1832 гг. Основные достижения периода связаны с именами Байрона, Шелли, Китса. В этот период прозвучала мысль о свободе всех народов, утверждалось право каждого народа бороться за независимость и свободу от тирании. Второе достижение периода – возникновение жанра исторического романа, создателем которого был Вальтер Скотт.

 

Байрон (1788 - 1824) - великий английский поэт, родоначальник названного по его имени байронического течения в европейской литературе XIX в. Вклад его в литературу определяется значительностью его произведений и образов, развитием новых жанров (лиро-эпическая поэма, роман в стихах и др.), участием в литературной борьбе своего времени.

В 1798 мальчик унаследовал от деда титул барона и родовое поместье. В 1805 Байрон поступил в колледж Кембриджского университета и в 1806 издал для узкого круга книжку «Стихи на случай». Через год последовали «Часы досуга», который получил отрицательные отзывы в прессе.

Первым крупным произведением Байрона были две первые песни поэмы "Чайльд-Гарольд", появившиеся в печати в 1812 г. Это были путевые впечатления из путешествия Байрона по европейскому востоку, чисто внешним образом объединенные вокруг личности Чайльд-Гарольда. Основные черты этого образа повторялись в дальнейшем в центральных фигурах всех произведений Байрона. Сущность этого характера, как и всего европейского романтизма, составляет восходящий к Руссо протест человеческой личности против стесняющего ее общественного строя.

По следам Чайльд Гарольда Байрон создал цикл "Восточных поэм": Гяур и Абидосская невеста — в 1813, Корсар и Лара — в 1814. В произведениях образы героев становятся все мрачнее. Они отягощены преступным прошлым, тяжело лежащим на их совести, и исповедуют мщение людям и судьбе. Поэмы изобиловали завуалированными намеками автобиографического характера. Героя Гяура спешили отождествить с автором, поговаривая, что на Востоке Байрон какое-то время занимался пиратством.

Политическое вольномыслие Байрона и свобода его религиозных и нравственных воззрений вызвали против него настоящее гонение всего английского общества. Байрон порывает все связи со старой жизнью и отечеством и отправляется в новое путешествие по Швейцарии. Здесь им были созданы третья песня Чайльд-Гарольда и "Манфред". Четвертая и последняя песня этой поэмы написана Байроном уже в Италии. Она воссоздавала его странствия среди руин античной Италии и была проникнута призывом к освобождению итальянского народа.

В Италии Байрон примкнул к карбонарскому движению, стремившемуся в 20-х годах XIX в. к освобождению Италии от австрийского владычества и тирании собственных правительств и к национальному объединению. В эти годы Байроном была создана оставшаяся неоконченной поэма "Дон Жуан", сатира на все цивилизованное общество. Поэзия Байрона оказала большое влияние на поэтическое творчество Пушкина и особенно Лермонтова.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 940; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.0.61 (0.008 с.)