Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место литературы в ряду искусствСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Универсальность и непосредственно выраженная, открытая проблемность литературы определяют ее место в ряду искусств. В XIX в. неоднократно говорилось, что словесное искусство (поэзия) являет собою наиболее богатый и важный для общества вид искусства. «Поэзия, — утверждал В. Г. Белинский, — есть высший род искусства... Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств. Поэзия представляет собой всю целость искусства...» (25, 7, 9). Это суждение весьма характерно для эстетики прошлого столетия: в эпоху интенсивного утверждения реализма литература в ряду искусств заняла первое место. Белин- ский был прав, воздав ей высшие почести. И не только применительно к своему времени, но и к последующим эпохам. Благодаря своим широким познавательным возможностям, распространению грамотности и большим тиражам книг литература на протяжении XIX—XX вв. обрела огромное общественное значение. При этом она все интенсивнее воздействовала на другие виды искусства. Образы, созданные писателями, живут второй жизнью в актерском исполнении с эстрады, по радио и телевидению, в театре и кино, а также в скульптуре, живописи и графике, в музыке и хореографии. Вместе с тем в приведенном высказывании Белинского есть известная односторонность. Виды искусства равноценны. Они, как нередко говорят, составляют «семью муз». И литература, при всех ее достоинствах, вовсе не стоит над иными формами художественного творчества. Соотношения между видами искусства исторически изменчивы. Так, в раннем, синкретическом искусстве доминировали танец и пантомима. Для античности характерно преобладание скульптурной пластики. В европейской средневековой культуре (как и в ряде восточных стран) наиболее влиятельным видом искусства была архитектура. Эстетика эпохи Возрождения и классицизма основывалась преимущественно на опыте живописи. В теориях немецкого романтизма «первые места» в искусстве делили музыка и поэзия. И только в реалистической эстетике XIX—XX вв. пальма первенства была отдана литературе. В наше время оказалась актуальной и острой проблема «сосуществования» литературы с кинематографией и особенно с телевидением. Ряд зарубежных специалистов утверждает, что письменность (в частности, и художественная литература) исторически себя исчерпала и вынуждена уступить место новой форме массовой коммуникации — телевидению'. В основе таких представлений — резкая недооценка значения интеллектуальных и идеологических начал человеческого существования, которые воплощены в письменной речи. Хотя на протяжении последних десятилетий и произошло заметное переключение внимания широкой публики с книги на телеэкран, 1 Критический анализ подобных взглядов М. Маклюэна дан в статье Ю. Давыдова «Гедонистический мистицизм и дух «потребительского общества»//Теории, школы, концепции (критические анализы): Художественное произведение и личность. М., 1975. литература остается (и, бесспорно, останется) авторитетным видом искусства. Все сказанное о специфических свойствах искусства вообще и литературы в частности служит основой для понимания отдельных произведений художественной словесности — различных сторон их содержания и, далее, их формы. ДЕЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА РОДЫ Произведения художественной словесности принято объединять в три большие группы, получившие название литературных родов, — эпос, драма и лирика. Эпос и драма имеют ряд общих свойств, отличающих их от лирики. В эпических и драматических произведениях воссоздаются события, протекающие в пространстве и времени! Здесь изображаются отдельные лица (персонажи), и?с взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания. И хотя воспроизведение жизни в эпосе и драме неизменно выражает авторское осмысление и оценку характеров персонажей, читателям нередко кажется, что изображенные события произошли независимо от воли автора. Иначе говоря, произведения эпические, и в особенности драматические, могут создавать иллюзию своей полной объективности. Драма и в особенности эпос обладают неограниченно широкими идейно-познавательными возможностями. Свободно осваивая жизнь в ее пространственной и временной протяженности авторы эпических и драматических произведений могут рисовать яркие, детализированные разнообразные картины бытия'в его изменчивости, конфликтности, многоплановости"" и одновременно проникать в глубины сознания людей, воссоздавать их внутреннюю жизнь. При этом оба литературных рода способны запечатлевать самые разные характеры и соотношения их с жизненными обстоятельствами. Драма и эпос, говоря иначе, «действуют» в бескрайне широкой содержательной сфере: им доступны любые темы, проблемы и виды пафоса. Эпические и драматические произведения вместе с тем резко отличаются друг от друга. Организующее формальное начало эпоса — повествование о событиях в жизни персонажей и их поступках. Отсюда название этого рода литературы (гр. epos — слово, речь). Средства предметной изобразительности здесь используются наиболее свободно и широко. В драме (гр. drao — действую) повествование в сколько-нибудь развитой форме отсутствует. Текст произведения состоит прежде всего из высказываний самих персонажей, посредством которых они действуют в изображаемой ситуации. Авторские же пояснения к словам героев сведены к так называемым ремаркам (фр. remarquer — замечать), имеющим лишь вспомогательное значение. Специфика драмы как литературного рода определяется ее предназначенностью для сценической постановки. Слово «лирика» образовано от древнегреческого названия музыкального инструмента лиры, под аккомпанемент которой исполнялись (пелись) словесные произведения. Лирика отличается от эпоса и драмы прежде всего предметом изображения. Развернутое и детализированное воспроизведение событий, поступков, взаимоотношений людей в ней отсутствует. Лирика художественно осваивает преимущественно внутренний мир человека как таковой: его мысли, чувства, впечатления. В ней максимально воплощается субъективное начало человеческой жизни. Однако ощущение полной, «абсолютной» субъективности лирики, возникающее порой при ее чтении, является иллюзорным: лирическое творчество содержит глубокие познавательные обобщения. Речь в лирике выступает прежде всего в ее выразительной (экспрессивной) функции, она непосредственно и активно воплощает эмоциональное отношение к жизни высказывающегося (носителя речи) — так называемого лирического героя. Поэтому речевой строй лирического произведения — его важнейшее формальное начало: нюансы словоупотребления и построения фраз, а также ритмическая упорядоченность текста здесь особенно существенны. Понятие литературного рода возникло в античной эстетике, в сочинениях Платона и Аристотеля. В третьей главе аристотелевской «Поэтики» говорится о существовании в поэзии (т. е. искусстве слова) трех «способов подражания»: «Подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных» (20, 45). Обозначенные Аристотелем «способы подражания» впоследствии и стали называть литературными родами. Это понятие характеризует как содержательные, так и формальные свойства словесно-художественных произведений. Эпос, лирика и драма сформировались на самых ранних этапах существования общества, в первобытном синкретическом творчестве. Происхождению литературных родов посвятил первую из трех глав своей «Исторической поэтики» Ал-р Н. Веселовский (36, 200—313); в ней он доказывал, что литературные роды возникли из обрядового хора первобытных народов. Обрядовый хор, сопровождавший пляску и мимические действия, включал в себя, по мысли Веселовского, возгласы радости и печали, которые выражали коллективную эмоциональность. Из подобных возгласов возникла лирика, которая впоследствии отделилась от обряда и обрела художественную самостоятельность. Из выступлений запевал (корифеев) обрядового хора сформировались лиро-эпические песни (кантилены). Из этих песен, впоследствии тоже отделившихся от обряда, возникли героические поэмы (эпопеи). И, наконец, из обмена репликами участников обрядового хора возникла драма. Теория происхождения литературных родов, выдвинутая Веселовским, подтверждается множеством известных современной науке фактов из жизни первобытных народов. Так, несомненно возникновение театральных представлений (а на их основе — и драмы) из обрядовых игрищ. Вместе с тем в теории Веселовского не учтено, что эпос и лирика могли формироваться и независимо от обрядовых действий. Мифологические сказания, из которых впоследствии сложились прозаические легенды (саги) и сказки, появились вне обрядового хора. Их не пели, а рассказывали друг другу представители племени. Лирика тоже могла возникать вне обряда. Лирическое самовыражение имело место в производственных (трудовых) и бытовых отношениях первобытных народов. Таким образом, существовали разные пути формирования литературных родов, и обрядовый хор был одним из ни.х. Под влиянием литературного процесса представления о родах так или иначе менялись. Они были приведены в систему представителями немецкой эстетики конца XVIII — начала XIX в.: в работах Шиллера и Гёте, позднее — Шеллинга и Гегеля. В русле идей этих авторов (прежде всего Гегеля) развивал свою теорию литературных родов Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды» (1841). Он видел в эпосе, драме, лирике
определенные типы содержания и разграничивал роды с помощью категорий «объекта» и «субъекта» художественного познания. Эпические произведения связывались с представлением об объекте. «Эпическая поэзия, — писал Белинский, — есть по преимуществу поэзия объективная, внешняя, как в отношении к самой себе, так и к поэту и его читателю» (25, 9). И дальше: «Здесь не видно поэта; мир, пластически определенный, развивается сам собою, и поэт является только как бы простым повествователем того, что свершилось само собой» (25 10). Лирика, напротив, понималась как сфера субъективности поэта. «Лирическая поэзия, — читаем у Белинского, — есть по преимуществу поэзия субъективная, внутренняя, выражение самого поэта» (25, 10). И, наконец, драма рассматривалась как «синтез» объективности и субъективности. Произведение этого литературного рода, по Белинскому, «есть примирение противоположных элементов — эпической объективности и лирической субъективности» (25, 16). Эта концепция литературных родов обобщает многовековой художественный опыт. Многие из высказанных Белинским мыслей унаследованы советским литературоведением, для которого особенно важен акцент на содержательные функции родовых форм. Вместе с тем в названной статье есть известная односторонность: не только драма, но и любое художественное произведение соединяет в себе объективность (т.е. отражает действительность) и субъективность (поскольку оно выражает осмысление писателем жизни). Об этом неоднократно говорил и сам Белинский в более поздних работах. Он, в частности, подчеркивал важность субъективного начала в эпических произведениях, прежде всего в романах и повестях. Наряду с делением литературы на роды (эпос, лирика, драма) существует деление ее на поэзию и прозу. В обиходной речи лирические произведения нередко отождествляются с поэзией, а эпические — с прозой. Подобное словоупотребление неточно. Каждый из литературных родов включает в себя как поэтические (стихотворные), так и прозаические (нестихотворные) произведения. Эпос на ранних этапах искусства был чаще всего стихотворным (эпопеи античности, французские песни о подвигах, русские былины и исторические песни и т. п.). Эпические в своей родовой основе произведения, написанные стихами, нередки в литературе нового времени («Дон-Жуан» Байрона, «Евгений Онегин» Пушкина, «Кому на Руси жить • 86 хорошо» Некрасова). В драматическом роде литературы также применяются ка-к стихи, так и проза, порой соединяемые в одном и том же произведении (многие пьесы Шекспира, «Борис Годунов» Пушкина). Да и лирика, по преимуществу стихотворная, иногда бывает прозаической. В теории литературных родов возникают и иные, более серьезные терминологические проблемы. Слова «эпическое» («эпичность»), «драматическое» («драматизм»), «лирическое» («лиризм») обозначают не только родовые особенности произведении, о которых шла речь, но и другие их свойства. Эпичностью называют величественно-спокойное, неторопливое созерцание жизни в ее сложности и многоплановости, широту взгляда на мир и его приятие как некоей целостности. В этой связи нередко говорят об «эпическом миросозерцании», художественно воплотившемся в гомеровских поэмах и ряде позднейших произведений («Война и мир» Л.Толстого). Эпичность как идейно-эмоциональная настроенность может иметь место во всех литературных родах — не только в эпических (повествовательных) произведениях но также в драме («Борис Годунов» Пушкина) и лирике («На поле Куликовом» Блока). Драматизмом принято называть умонастроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой. И, наконец, лиризм — это возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажей. Драматизм и лиризм тоже могут быть свойственны всем литературным родам. Так, исполнены драматизма роман Л. Толстого «Анна Каренина» и стихотворение Цветаевой «Тоска по Родине». Лиризмом проникнуты роман Тургенева «Дворянское гнездо», пьесы Чехова «Три сестры» и «Вишневый сад», рассказы и повести Паустовского. Важно поэтому различать, с одной стороны, эпос, драму, лирику как литературные роды, а с другой — эпичность, драматизм, лиризм как эмоциональную настроенность произведений. Раздел второй ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ то называют идеей. Но этот термин будет объяснен оценка. Начинать анализ, естественно, надо с того, какие характерные явления действительности нашли отражение в данном произведении. Это вопрос об особенностях тематики.
Глава IV ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Воспроизводя жизнь в слове, используя все возможности человеческой речи, художественная литература превосходит все другие виды искусства разносторонностью, разнообразием и богатством своего содержания. Содержанием нередко называют то, что непосредственно изображено в произведении, то, что можно пересказать после его прочтения. Но это неточно. Если перед нами эпическое или драматическое произведение, то пересказать можно то, что случилось с героями, что с ними произошло. Изображенное в лирическом произведении пересказать, как правило, вообще невозможно. Поэтому надо различать то, что познается в произведении, и то, что в нем изображается. Изображаются персонажи, творчески созданные, вымышленные писателем, наделенные всякого рода индивидуальными особенностями, поставленные в те или иные взаимоотношения. Познаются общие, существенные особенности жизни. Индивидуальные поступки и переживания персонажей и героев служат способом выражения идейно-эмоционального осмысления и эмоциональной оценки общего, существенного в жизни. Анализ произведения и должен заключаться в том, чтобы через внимательное рассмотрение всего непосредственно изображенного углубиться до понимания выраженной в нем эмоционально-обобщающей мысли писателя, которую час-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.200 (0.009 с.) |