Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Литературные направления. КлассицизмСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Перелом в этом отношении начал происходить с XVII в., прежде всего — во французской литературе. И это не было случайностью. XVII и XVIII вв. вообще были тем периодом в жизни социально развитых европейских народов, когда их передовое, естественнонаучное, философское, а отсюда и политическое мышление достигло больших успехов, когда оно стало гораздо более принципиальным, нежели раньше, и в нем с особенной силой стали сказываться рассудочные принципы классификации накопляющихся знаний. Это приводило к господству метафизического понимания жизни природы и общества. «Для метафизика, — писал об этом Энгельс, — вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого. Он мыслит сплошными непосредственными противоположностями... Для него вещь или существует, или не существует, и точно так же вещь не может быть самой собой и в то же время иной» (3, 21). Общая атмосфера метафизического мышления повлияла и на художественную литературу, в особенности во Франции, где этому способствовала и соответствующая политическая обстановка. Здесь в жизни обоих привилегированных классов — дворянства и буржуазии — стихийно возобладали центростремительные, общенациональные тенденции, выразителем которых стала королевская власть, достигшая политического абсолютизма. В течение столетия, в царствование Людовиков XIII и XIV, эта власть стала «организующим и цивилизующим центром» (Маркс) страны и имела в какой-то мере общенациональное прогрессивное значение. В этих условиях в широких кругах дворянской, а отчасти и разночинной интеллигенции сложилось соответствующее мировоззрение, идейно утверждающее существующий строй, по сути своей консервативно-феодальный, хотя и стремящийся все же робко двигать страну по путям буржуазного развития. При таком своем назначении новое мировоззрение не могло не быть рационалистическим. На основе этого миропонимания и сложилось во Франции очень мощное литературное направление, получившее название классицизм. Впервые в истории целая группа писателей возвысилась до осознания своих творческих принципов. Сила этого направления заключалась в том, что его приверженцы обладали очень законченной и отчетливой системой гражданско-моралистических убеждений и последовательно выражали их в своем творчестве. Они создали поэтому и соответствующую литературную программу. В ранний период развития французского классицизма его творческим «законодателем» был Ф. Малерб, а затем, во второй половине XVII в., его выдающимся теоретиком стал Н. Буало. Малерб писал торжественные оды. Он возвеличивал в них — от имени всей нации — королевскую власть, ее гражданскую деятельность, приносящую будто бы благо всему обществу, открывающую ему возможность мирного процветания. Эта деятельность власти являлась, по мысли Малерба, проявлением общечеловеческих законов р а-з у м а, и все, кто ее проводил и ей способствовал, исходили тем самым из разумного нравственного гражданского сознания, противостоящего всему порочному, эгоистическому, антиобщественному. Поэзия также должна служить этим разумным целям. Она сама должна быть пронизана принципами разумности— строгостью и ясностью мысли, стройностью композиции, чистотой речи. Эти же идеи нравственного долга перед обществом, гражданского служения, разумной организованности художественного творчества выразил затем с большой теоретической четкостью Буало в своем стихотворном трактате «Поэтическое искусство» («L'art рое-tique», 1674), ставшем манифестом французского классицизма. Особенное значение имел для Буало вопрос о «чистоте жанров» литературы — «высоких» (оды, поэмы, трагедии) или «низких» (сатиры, басни, комедии). Каждый жанр, по его убеждению, должен иметь свою особенную идейно-эмоциональную направленность и соответствующую ей художественную форму. В разработке этой целостной системы жанров французским поэтам и драматургам следует, по его мнению, опираться на творческие достижения античной литературы. Произведения Гомера, Пиндара, Софокла или Горация, Федра, Аристофана должны стать для них классическими образцами, из которых можно вывести определенные «правила» создания произведений каждого жанра. Стремление к такой рационалистической спецификации творчества было очень характерно для всей теоретической программы классицизма, для всей его эстетики. Французские классицисты готовы были подражать античным писателям, но писать так же они, конечно, не могли. У них были другое миропонимание и другая проблематика творчества, закономерно возникающая на совсем другой ступени общественного развития. Они могли одевать своих героев в костюмы античности, но эти герои, всецело подчиняясь рационалистической мысли авторов, вели себя не как древние греки и римляне, а как французы эпохи просвещенного абсолютизма. Сам Буало создавал по преимуществу сатиры. Но основные положения его творческой программы разделяли, в той или иной мере, и другие писатели, в частности прославленные создатели драматургии французского классицизма — П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Мольер. Драматургия в своем сценическом воплощении вообще была лучшим средством для того, чтобы воочию демонстрировать зрителям величие гражданских добродетелей и пагубность гражданских пороков. При таком своем значении она требовала самой тщательной разработки соответствующих творческих «правил». Особенно важным считалось тогда требование, чтобы произведения драматургии заключали в себе единство времени, места и действия. Это значило, что в пьесе должен развиваться единый конфликт, а его развитие в сюжете должно обладать наибольшей компактностью во времени (не занимать более одних суток в жизни героев) и в пространстве (происходить всецело в одном городе или даже в одном доме). Такой принцип построения сюжета вполне соответствовал идейному содержанию пьес драматургов-классицистов: ведь они раскрывали в характе- pax своих героев только их гражданские добродетели или пороки и в значительной мере отвлекались при этом от психологических и бытовых подробностей жизни героев. Единство конфликта и узкие пространственно-временные рамки сюжета вполне способствовали такому пониманию характеров героев и вынесению им автором-моралистом ясного «приговора». Но все это не способствовало развитию реализма в драматургии классицистов. Каждый их герой говорил и действовал на сцене для того, чтобы выявить в себе отвлеченно понятую автором добродетель или порок, поэтому живой процесс его мыслей и переживаний сильно обеднялся и получал односторонне рассудочное содержание, а нередко приобретал и публицистическую направленность. Такое же тенденциозное значение получало в основном и развитие конфликта. События, происходящие на сцене, должны были, по рационалистическим представлениям писателя, заведомо приводить добродетель к торжеству, а порок к наказанию. Возможные столкновения этих начал в сознании одного героя имели обычно лишь резонерское значение. Драматург всегда создавал в конфликте нужную ему развязку, хотя бы путем неожиданного вмешательства посторонних сил. Древние римляне называли такой прием появлением «бога из машины» («deus ex machina»). В большей мере этот дидактический характер драматургии классицизма проявился в «высоком» жанре гражданских трагедий, которые писали Корнель и Расин. Многие из их произведений — «Сид» и «Гораций» Корнеля, «Ифигения в Авлиде» Расина и др. — строились на конфликте гражданского долга и личного чувства в сознании главного героя. Но драматурги-классицисты создавали трагедии и другого типа. В них они разоблачали дурных правителей, пользующихся своей властью не для блага общества, а для жесткого произвола, ради личных страстей. Таковы, например, «Родогунда» и «Ираклий» Корнеля, «Андромаха», «Гофолия», «Британик» Расина. В последней изображен римский император Нерон, ищущий благосклонности Юлии, которая любит его брата Британика. Нерон действует на девушку и льстивыми речами, и зловещими угрозами, а затем, не добившись своего, отравляет брата на придворном пире. В комедиях Мольера, разоблачивших пороки современного общества, изображение характеров было более кон- кретным. Однако и в них отвлеченность гражданско-мора-листического мышления, строгость «правил» драматургии классицизма часто брали верх над реалистическим принципом воспроизведения жизни. Так, в комедии «Тартюф» в характере главного героя, карьериста и интригана, добивавшегося своих целей с помощью ханжества и лицемерия, эти черты выявлены с особенной силой, в ущерб всем другим, что делает образ схематичным. Тенденциозна и развязка конфликта, в которой Тартюф, уже заманивший в свои сети простака Оргона, чтобы захватить его имущество, внезапно попадает под арест по приказу короля и являет собой пример наказанного порока. И в других комедиях Мольера — в «Скупом», «Мещанине во дворянстве», «Мнимом больном» — эта дидактичность творчества проявляется с не меньшей силой. Франция XVII в. была колыбелью классицизма. В других европейских странах — в силу стадиальных общностей национальных литератур — он также возникал, но складывался с меньшей отчетливостью и в более позднее время — в зависимости от развитости и степени национальной прогрессивности просвещенного абсолютизма. Так, в Германии, раздробленной в ту эпоху на мелкие государства, национальная прогрессивность феодальной власти была минимальной. Но в начале XVIII в. и немецкие писатели, вслед за французскими, стремились создать свою теоретическую программу классицизма. Таков был «Опыт критической поэзии для немцев» Готшеда (1730), оказавший большое влияние на художественное сознание современников, но не вдохновивший их на создание значительных литературных произведений. В России проводимые Петром I реформы, имевшие огромное общенациональное значение, вызвали у дворянского общества интерес к западноевропейской культуре, стремление к ее усвоению. Уже в 20-х годах XVIII в. в творчестве Кантемира получило выражение, пока лишь в жанрах сатиры и оды («послания»), новое, светское мировоззрение, исходящее из идеалов прогрессивной дворянской государственности. А к концу 40-х годов на основе этого мировоззрения усилиями Сумарокова (его письмами — «эпистолами» «о русском языке» и «о русском стихотворстве», 1748) и Ломоносова (его «Риторикой») была создана программа русского классицизма, во многом повторявшая основные положения трактата Буало. На протяжении последующего тридцатилетия в русской литерату- ре активно развивались соответствующие особенности содержания и формы, проявившиеся в лирике (Ломоносов, Сумароков, ранний Державин), драматургии (Сумароков, Фонвизин, Княжнин) и в стихотворном эпосе (Тредиа-ковский, Херасков). Значение классицизма для общего развития европейских литератур было очень велико. Несмотря на рационалистическую отвлеченность художественного воспроизведения жизни, классицизм, заключал в себе одно очень важное достоинство: он требовал высокой дисциплинированности творчества, которой часто недоставало произведениям раннего средневековья и Возрождения. Принципиальность творческой мысли, пронизанность всей образной системы произведения единой идеей, глубокое соответствие идейного содержания и художественной формы — эти «заветы» классицизма были восприняты лучшими писателями последующих исторических эпох, других литературных направлений. Итак, литературное направление — это произведения писателей той или иной страны и эпохи, достигших высокой творческой сознательности и принципиальности, которые проявляются в создании ими соответствующей их идейно-творческим стремлениям эстетической программы, в публикации выражающих ее «манифестов». Наличие осознанных эстетических принципов обычно положительно воздействует на само творчество писателей, помогает им достигнуть большего совершенства. Таким было творчество поэтов и драматургов французского классицизма, которым подражали в меру своих сил классицисты других стран. Но в литературе Франции XVII в. возникали произведения и с другими свойствами содержания и формы, причем их авторы не возвышались до создания соответствующих эстетических программ и не создавали тем самым других литературных направлений. Такова была, например, «легкая поэзия» (фр. poesie legere), создаваемая рядом поэтов во главе с Жаном Лафонтеном, автором ряда коротких новеллистических поэм («сказок») и небольшого прозаическо-стихотворного романа «Любовь Психеи и Купидона». В этих произведениях Лафонтен, выступая против подражательности творчества классицистов, против его рационалистической дисциплинированности, утверждает независимость творчества и свободное наслаждение жизнью — любовью, искусством, красотой природы. Легкая, утонченная, игривая форма его стихов противостоит серьезному и торжественному тону классицистических од и трагедий. В России, в силу стадиальной общности национальных литератур, подобное место занимает творчество И. Богдановича, прежде всего его поэма «Душенька», написанная на сюжет, заимствованный из романа Лафонтена. Французский классицизм был первым большим, вполне сложившимся литературным направлением, знаменовавшим собой новый, более высокий уровень исторического развития художественного творчества. С тех пор программность творчества становится ведущим принципом национальной литературной жизни социально развитых стран Европы. В национальных литературах стали складываться различные по своим идейно-творческим принципам направления, вступившие между собой в сознательную программную полемику.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.44 (0.012 с.) |