Барокко и классицизм в первой половине 18в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Барокко и классицизм в первой половине 18в.



Барокко – направление в культуре, сменившее в Европе эпоху Возрождения. Древнерусская литература не знала направлений. Они появляются на рубеже 17-18 вв.

Литература 17в отличается необыкновенным разнообразием и пестротой жанров и стиля. Зарождается светская лирическая поэзия любовного содержания — виршевая поэзия с характерным силлабическим ритмом, появляются повести и даже романы авантюрного содержания. Постепенно она сближается с западноевропейской литературой. Д. С. Лихачев пишет: «Никогда еще ни до XVII в., ни после русская литература не была столь пестра в жанровом отношении». Здесь столкнулись две литературные системы: одна отмиравшая, средневековая, другая зарождающаяся — нового времени. Литературная система русского XVIII в. ничем уже не отличается от литературной системы передовых западноевропейских стран. образование новой литературной системы не было простым результатом Петровских реформ. Эта система подготовлялась в русской литературе, и ее появление не явилось неожиданностью.

На русской почве барокко приобрело своеобразные национальные черты, отличающие его от западноевропейских барочных форм. Хотя барокко явилось в Россию из Европы через Польшу, Украину, здесь оно приобрело иное значение, чем на Западе. Барокко в России более жизнерадостно и декоративно, чем на Западе. Праздничность и стремление к украшениям порой доходят здесь до пестроты. Орнаментальность достигает пределов возможного, она проникает даже в стихосложение. "Орнамент курчавится по поверхности, не столько выражает существо предмета, сколько украшает его. Литературные сюжеты многопредметны", — отмечает Д. С. Лихачев. Даже внешний вид стихов приобретает барочные формы, они строятся в виде орнамента или фигур в виде креста, ромба, орла, звезды и т. д. "Стихи напоминают строгановские или царские письма в иконописи — та же орнаментальность, та же мелкопись, драгоценность, украшенность. Содержание в значительной мере заслонено драгоценным окладом формы. В целом орнамент барокко динамичен, но без свойственного западному барокко борения масс"6. В литературу так же как и в музыку входит авторское начало, усиливается личная точка зрения автора. "Рост самосознания автора был одним из симптомов осознания в литературе человеческой личности".

Специфика барокко в России обусловлена тем, что барочная культура здесь не есть результат органического культурного развития, но возникает в силу трансплантации иной культуры, как один из важнейших моментов европеизации или западного влияния. Определяющей для западноевропейского барокко является установка на многозначность текста, возможность его различного прочтения. Данная установка обусловлена отрицанием гармонии мира, ощущением его иллюзорности. Уничтожение границ между сном и явью провозглашается как творческое начало. Читатель как бы во­влекается в творческий процесс, его восприятие намеренно активизируется. Установка на многозначность определяет множественность регистров, в которых может быть воспринят текст, и чтение его превращается в отгадывание этих смыслов, которое требует соположения всех возможных восприятий. (Вспоминаем в русской литре Симеона Полоцкого с его загадками)

Барокко в России и характер литературного процесса. Исследователи русской литературы XVII в. с полным основанием выделяют в произведениях этого периода (например, у Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева или Кариона Истомина) исчерпывающий набор стилистических характеристик, которыми обычно характеризуется барокко (они подробно разобраны Л.И. Сазоновой). Заимствуются, однако, именно внешние черты стиля, установка же на многозначность, которая составляет специфику барокко, не заимствуется.

Традиционная духовная литература в России имплицирует единого адресата христианского назидания. В барочной литературе дискурс единства сменяется разделением аудитории на знающих и невежественных; появляются тексты, обращенные к культурной элите (которая этими текстами и конституируется).

Идеологическое задание барочных приемов. Заимствуемые вне связи с ментальностью эпохи, элементы поэтики и стилистики оказываются свободными и получают новую для них воспитательную функцию. Они делаются носителями насаждаемой идеологии. Барокко оказывается на службе у власти, которая поставила своей задачей перевоспитать общество. Именно такое использование находит бырочная поэтика у Феофана Прокоповича, например, в употреблении figura ethymologica в “Слове о власти и чести царской” 1718 г. (этимологическое значение слова христос как “помазанник” и доказательство божественных прав монарха).

Классицизм.

В середине 18в ведущим стилем русской поэзии стал классицизм, в знач степени отразившийся в творчестве Кантемира и Тредиаковского, оказавший влияние на Ломоносова, нашедший более отчетливое и полноценное выражение в тв-ве Сумарокова.

Классицизм сложился как законченное направление во Франции, затем перешел в Англию, Германию, Италию и, наконец, в Россию. Первый расцвет кл во Франции совпал с периодом окончательного объединения французского государства под властью короля-солнца Людовика 14. классицизм стал художественным выражением ведущих прогрессивных соц-полит задач того времени. В основе идеологии сложившегося нового гос единства лежало требование строжайшей дисциплины, подчинения всех подданных абсолютной силе гос власти. Искусством объединенного, всевластного государства, поглощающего личность, искусством «разумной» дисциплины человека явился классицизм. Классицизм считает ценным в человеке только то, что подчиняет его норме, закону разума и общества. Все индивидуальное поэтому не входит в систему ценностей классицизма. Основа всех правил кл поэтики – разделение литры на несмешиваемые жанры. Здесь царил своеобразный закон единства стиля, каждое произведение строилось по законам своего жанра. Мышление кл предполагало, что разум указывает для данной художественной задачи лишь одно абсолютно правильное худ решение. В основе мира – внеисторические гармонические законы. Задача искусства – избавиться от случайного, наносного, неконкретного. Кл избегает пышных тропов, предпочитая метонимию. Важна точная хар-ка предмета. Кл связан с философией Рене Декарта. Мир надо расчленить и понять частями. Каждый жанр соответствует определенной сфере действительности, понять мир можно через систему жанров. Кл и барокко сближает понимание цели искусства, ориентация на античность, искусство монархии.

 

Поэзия 50-60 годов.

Ломоносовское направление – Поповский.

 

Барков. Тексты вовсе не бессмысленны. Народная смеховая культура, нецензурная лексика в избытке. Переводил Горация, басни Федра.

 

Херасков. Относились без всякого интереса. Создал историческую эпопею, которая, в отличие от «Тилемахиды», была востребована – «Россиаду». Она описывает взятие Казани Иваном Грозным. В основе – «Казанская история». Она стала высшей точкой развития русского классицизма. Написана согласно канонам классицизма. Херасков показывает свой идеал монархии: его царь – не бесконтрольный самодур-самодержец, а лишь первый среди равных, лишь вождь среди дворян, и только дворянские доблести и дворянская инициатива делают его политику плодотворной. В то же время «Россиада» - это поэма о современной автору проблематике, изображавшая борьбу России с магометанским государством. Пропаганда христианства пронизывает поэму.

Его лирика – прежде всего нравоучительная, «философическая лирика». Чины и деньги – две силы, враждебные Хераскову. Херасков на все лады прославляет моральный идеал независимого дворянского интеллигента, презирающего деньги, чины, власть, целиком посвятившего себя служению искусству, науке, культуре, нравственности.

«Плоды наук» - поэма, прославляющая пользу просвещения. (сборник «Новые оды» - 1762)

1758г. «Венецианская монахиня». В ней проблема монашества – на первом месте, хотя поставлена она несколько приглушенно. Сюжет трагедии построен на том, что невеста героя в его отсутствие вступила в монастырь. Он вернулся и хочет взять ее оттуда. Но закон монашества жесток. В конце они оба умирают.

Либеральные и в частности антицерковные идеи Хераскова с наибольшей полнотой выразились в изданном им в 1768 г. политическом романе «Нума Помпилий». Это небольшая книга, написанная приподнятым поэтизированным языком, хотя и в прозе. Книга содержит публицистические речи и размышления автора в форме диалогов героев, сопровожденные несколькими примерами благоразумных действий Нумы.

Писал в разных жанрах: стихотворения, комедии, трагедии, драмы («слезные комедии»).

Пьеса «Безбожник» - сначала являлась комедией, потом стала драмой.

Выдающийся прозаик. Политические романы.

Гармоничный цветущий мир Ломоносова нашел отражение в стихах Хераскова.

 

Петров. Характерны контрасты, нет ровного стиля. Считался последователем Ломоносова, однако на него совсем не похож. Можно сделать вывод, что не было школ Ломоносова и Сумарокова, а просто была поэзия. Перевел поэму Джона Мильтона «Потерянный рай».

 

Ржевский. Был забыт уже при жизни. Интересен экспериментами (главное – игра и необычность). Омонимичные рифмы, стихи, которые можно прочесть задом наперед, акростих.

Майков. Многим уступает в таланте. В поэзии – дворянский либерализм. Считал себя последователем Сумарокова. Наиболее талантливые произведения Майкова — его комические поэмы («Игрок Ломбера», «Елисей, или Раздраженный Вакх», 1771), басни и сказки, которые по содержанию и духу соприкасаются с рукописной народно-повествовательной литературой, переводной и заимствованной, но отчасти и оригинальной, зародившеюся у нас в XVII в. Героем поэмы «Елисей» является ямщик, которого Вакх, раздраженный на откупщиков за дороговизну вина, избирает орудием своего мщения. Поэма повествует о буйных и крайне цинических похождениях Елисея, напоминая по временам те рассказы о женской прелести, которые нередко встречаются в повествовательных сборниках XVII—XVIII вв. Бесстыдство описания заслоняет основную сатирическую струю поэмы.

Поэма «Елисей, или раздраженный вакх» (1771). Соединяет сразу два начала: высмеивается жизнь богов, низкое описывается высоким стилем. Откровенно комический характер. Действующие лица- ямщики, проститутки, купцы и т.п.

 

Богданович. Оказал очень сильное влияние на русскую литературу. Около 1775 г. сочинил вольную повесть в стихах — «Душеньку», подражая Лафонтену, заимствовавшему свой сюжет из Апулея («Любовь Психеи и Купидона» (1669). «Душенька» была напечатана в первый раз в 1783 в Санкт-Петербурге и до 1841 г. выдержала 15 изданий — последнее в 1887 г. Сочинение это доставило Богдановичу известность и обратило на него внимание Екатерины II. По её поручению он написал для Эрмитажного театра «Радость Душеньки» (1786 г.), «Славяне» (1787 год) — пьесы, не имевшие успеха.

«Душенька». Берется античный сюжет и описывается низким стилем. Но это именно казалось бы низкий стиль. На самом деле это средний стиль. Происходит стирание стилевой границы. Есть ироническое, но не комические эпизоды. Стиль нейтральный, лёгкий, иронический, способен передать нормальную среднюю жизнь. Современники были поражены новизной её содержания и формы и произвели Богдановича в «гении».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.41.106 (0.01 с.)