Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 1. Культурные реформы Петра 1. и их влияние на русскую литературу.

Поиск

Билет 1. Культурные реформы Петра 1. и их влияние на русскую литературу.

Во второй половине 17 века, перед приходом к власти Петра, определилось критическое положение русского государства. Оно явно отставало от Западной Европы и экономически, и политически, и культурно. Петр должен был построить в России европейскую культуру, которая могла бы противостоять западу, как его армия противостояла западным. Он вовсе не хотел подражать западу слепо, надо было построить свою собственную национальную культуру, которая бы усвоила лучшие достижения запада.

Все культурные преобразования происходят из своеобразного понимания культуры. Петр осознал, что культура- совокупность норм, правил, запретов. Что культура- это система. Стремился уничтожить традиционную культуру и поставить ей на смену новую. Заменить древнерусскую культуру европейской. Стремился нарушить систему, плохое заменить хорошим и наоборот. Семиотический подход к культуре.

Реформы. Вначале осуществлялись разрушительные:

Манифест Петра о смене одежды.

Дворяне должны были отказаться от русской одежды и надеть венгерский костюм. Через пару лет в немецкий костюм (западноевропейский). Одежда немецкого образца воспринималась в России одеждой нечистой силы (вспомним «Ночь перед Рождеством» там был черт в кафтане, примерно то же, что и немец). Классический случай культурной метонимии. Дворяне выступали против отдачи души дьяволу. Петр же пытается плохое сделать хорошим: одеваются в немецкую одежду не просто дворяне, а лучшие сословия дворян.

1703 год. Манифест о насильственном сбривании бороды. Вызвал негодование: борода имела очень глубокий смысл. Во-первых, Бог создал мужчин с бородами (за редким исключением, на всех иконах святые с бородами). Мужчина, который брился, публично показывал, что он впал в тяжкий грех. Брить бороду так же кощунственно, как хулить святых. Царь разрешил сохранять бороду при уплате огромного налога.

1721 год. Принятие царем (ему было тогда 49 лет) титула Императора. Раньше Петр звался Петром Алексеевичем, теперь Петром 1,великим, отцом отечества, императором и самодержцем. Было непонятно, зачем это. Пугало:

Отец отечества (ведь нет другого отца, кроме отца небесного, значит Петр- антихрист).

Однако Петр не только рушил, но и созидал:

Изменение системы воспитания. Раньше был Домострой (жена да убоится мужа своего и т.д) общий пафос Домостроя: главное- спасти свою душу.

В 1717 году впервые напечатан учебник хорошего тона: «юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению» - компелляция- перевод каких-то источников, особо не отличается от домостроя все-таки при внешней благочестивости этой книги система воспитания очень сильно отличается. Это была очень полезная книга: в ней рассказывалось, как надо вести себя за столом, разговаривать со старшими, держать себя в обществе. Впервые русскому человеку приводили мораль не церковную и не основанную на подчинении грубой силе, впервые его учили представлениям о хороших человеческих отношениях. В другом руководстве — «Приклады, како пишутся комплименты» собраны образцы писем: официальных, интимных, поздравительных, «сожалетельных» и иного содержания.

Он хочет внушить сознанию современников идею самоценности: надо полноценно, хорошо прожить земную жизнь и это важно. Потребность в досуге. Древнерусская культура этой идеи не знала. Развлечение в эпоху древней Руси считались чем- то постыдным. Петр организовывает ассамблеи.

Позже появляется театр. Театр мог стать могучим массовым средством пропаганды политических действий Петра и новой культуры. Книга была, сравнительно с театром, малодоступным для людей того времени средством образования. Театр не требовал грамотности и мог быть общедоступным по цене.

При царе Алексее Михайловиче стали ставиться в Москве спектакли, но это был придворный театр, рассчитанный на узкий круг зрителей. При Петре в эпоху почти поголовной безграмотности театр должен был стать источником знаний, пропагандистом политики, проводимой государством. С этой целью Петр в 1702 г. Пригласил в Россию немецкого антрепренера Иоганна Кунста с труппой артистов. Его труппа начала ставить спектакли для всех желающих, но играли на немецком языке и было непонятно. Была открыта театральная школа для русских людей. На красной площади было выстроено деревянное здание – «театральная храмина». В 1702 г. Кунст умер, его дело продолжил житель немецкой слободы в Москве Отто Фюрст. Репертуар немецкого театра составляли т.н. «английские комедии», привезенные из Англии во Францию в к.XVI века странствующими актерами. Игра отличалась утрированной манерой: актеры выкрикивали патетические монологи, отчаянно жестикулировали, кровавые сцены соседствовали с грубым шутовством, обязательно присутствовал комический персонаж («дурацкая персона»). Серьезным их недостатком был также язык. Положительная роль: театр из дворца перекочевал на площадь, способствовал появлению театральных переводчиков и русских артистов, способствовал «обмирщению» драматического искусства, выполнял просветительские задачи, знакомя зрителя с великими историческими личностями и сюжетами пьес европейских драматургов. Более успешно задачу, поставленную Петром, выполняли созданные на русской почве школьные театры. Один из них существовал при Славяно-греко-латинской академии, другой – при Госпитале (Ник.Бидлоо), имевшем свою медицинскую школу. В пьесах школьных театров, ревностно разъяснявших и пропагандировавших государственную политику, господствовали аллегорические сюжеты и образы двоякого рода. В сценическом искусстве соединялись декламация, пение, музыка и танец.

В январе 1724 Петр утвердил состав академии наук, но открыта она была только после его смерти в 1725.

До Петра в России мало печатали книг, да и печатались только богослужебные церковные и церковно-славянским шрифтом. Петр изменил это положение, он договорился с голландским купцом, и тот начал печатать русские книги в Амстердаме. Одновременно книги издавались в Москве и СПб. По мере развития типографского дела в России, надобность в печатании книг за границей отпала. В 1708 году вышла первая книга, напечатанная гражданским шрифтом. Петр хотел отделить насаждаемую культуру от церковного влияния, подчеркнуть ее светский характер. Реформа алфавита. Произошло отделение языка церкви (церковнославянского, нерусского) от языка народа и государства, это еще более определило статус второго как единого. Петровское время произвело огромной важности переворот в языке потому, что оно предопределило смешение и объединение прежде разъединенных элементов языка, оно начало процесс объединения, пошедший бурно и открыто. В петровскую эпоху вошли в язык слова военной техники(бастион, мортира),слова морского дела(рейд, каюта, бриг). Новые предметы требовали новых слов, требовали их и новые свойства человека (деликатный, пунктуальный), новые чувства, отношения (визит, афронт) и т.д.

Появление арабских цифр, которые сменили буквенные.

1703 год. Вышла газета «ведомости», в этом году родилась русская журналистика. Статей в этой газете не было совсем, а была только краткая информация о событиях и замечательных фактах в России и за границей.

Церковные реформы Петра потерпели крах: он абсолютно не изменил внутренний уклад церкви. Церковные реформы Петра имели своей целью подчинение церкви государству(секуляризация).

Главное достижение Петра - Санкт-Петербург, город однозначно европейский, построенный европейскими архитекторами. Уже в название вложено многое: город Святого Петра, связь с Римом. Рим- центр мира.

Образ Петербурга отвечает на вопрос, к чему привели реформы Петра. Та же русская культура, но она ведет свою жизнь на языке современной, западной.

Не знаю, что сюда добавить

Билет 3. Литература петровской эпохи.

Литература была по-прежнему рукописной. Существовало силлабическое стихотворство. В допетровское время писатель не воспринимал себя писателем: занятия литературой были выполнением религиозного долга.

В петровскую эпоху занятия литературой - частное дело человека, поэтому писателями становятся чиновники, частные лица (Феофан Прокопович выполнял заказ государства). У литературы появилось новое отношение к любви между мужчиной и женщиной. Московская литература темы любви не знала, любовь между мужем и женой = любви между Христом и церковью. Не между мужем и женой любовь разрушительна, внебрачная любовь – это ужас (Савва Грудцын (который полюбил чужую жену и проч.) валяется, как свинья в собственных нечистотах). Новое понимание любви не как греховного чувства, а как высокого, нежного переживания душевной преданности любимой. Появляется поэтическое изображение высокой любви в стихотворных драмах и искусственная лирика любви.

Под влиянием европейской литературы создаются рукописные любовные вирши, написанные как силлабическими, так и тоническими (фольклор, немецкая поэзия) стихами. Авторами могли быть как мужчины, так и женщины. Содержание, как правило, минорное: жалобы на невыносимые страдания, которые причиняет любовь, либо обстоятельства, мешающие соединению с любимым человеком. Художественные образы черпались как из устной, так из книжной поэзии. Из античности позаимствованы Купида, Фортуна, Венера. Упоминаются стрелы, пронзившие сердца, любовные страдания сравниваются с язвой или раной, любовь – с огнем, сжигающим сердце и утробу любящего.

Возникает хаотическое смешение старого с новым. Это смешение затрагивает разные уровни литературы.

Наиболее очевидно смешение в языке: главная особенность языка- отсутствие системы. В.В.Виноградов говорил о петровской эпохе как о времени распада.

Жанровой системы просто нет: все время создаются разные жанры.

То же с писателями: стали писать светские люди.

Может быть, самым характерным, типическим проявлением петровской эпохи в литературе были повести, созданные в это время и распространявшиеся в списках наравне со все более популярными переводными романами. Они были как бы продолжением тех повестей, которые возникли на Руси в 17 столетии, но в то же время резко отличались от петровской литературы. Новые горизонты, новые возможности открылись перед русским человеком.

Собственно переводы и даже переделки иностранных повестей- романов были популярны на Руси еще с 17 века. 18 столетие сохраняет запас этих чужих по происхождению повестей и значительно расширяет их. Это обычно авантюрные романы, в которых рассказывается о необычайных и многочисленных приключениях, нередко фантастических. На основе усвоения авантюрных романов создавались и свои русские повести, также представляющие собой переделки, но уже вольные, популярных переводов. При этом они строились как бы вновь на русской почве, перестраивались внутренне, наполнялись своим, русским содержанием. В центре их обязательно стоит образ нового героя, молодого человека, русского юноши, перед которым реформы Петра открыли весь мир. Этот герой, русский дворянин, идеал нового человека, предприимчивый, смелый стремится на запад, туда, где много простора для него. Среди авантюрных повестей этого типа лучшей следует признать «Историю о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли». Эта история построена на вольной переработке сюжета «истории о гишпанском шляхтиче Долторне», весьма популярной и известной во множестве разных списков, несходных друг с другом.

Такая повесть как о В.Кор. воспитывала в своем читателе волю, самостоятельность, веру в себя. Кроме того, она знакомила русского человека со старинной традицией романов западной Европы. В то же время она была близка читателю, т.к он в ней встречал немало черт, хорошо знакомых ему.

Интересно соединение совершенно разных элементов:

Масса элементов из волшебной сказки, влияние древнерусской литературы (набожность, отчелюбие), насыщена деталями петровского времени (С точки зрения автора, все европейские города находятся на берегу моря и все они по пути к Голландии, на берегу моря и т.д.), отсутствие мотивировок (Василий нарушает запрет, а нет наказания), кумулятивная композиция (эпизоды нанизываются механически, один за другим, никаких сложных структур).

По-новому решена проблема «отеческого дома» (в древнерусской литературе разрыв с ним равносилен жизненному краху, здесь же представитель молодого поколения – его спаситель). Отразился возросший международный престиж России (австрийский цесарь с почетом принимает простого русского матроса). Новая трактовка любовной темы, любовь облагорожена. Язык гистории насыщен новыми словами: «во фрунт», «маршировать», «термин» и т.д.

Были в петровское время и другого рода повести, главным содержанием которых были чувства, тонкие и глубокие переживания, в частности переживания любви. Такова, например, первая часть «Истории об Александре, российском дворянине». интерес новеллы- только в классических и бытовых конфликтах. Александр – сын обеспеченных родителей, уход которого из дома продиктован желанием получить достойное образование. Ощущается любовно-авантюрная трагедия.

«История о российском купце Иоанне и о прекрасной девице Элеоноре»

Литература петровского времени - это некий пробел, она не очень выразительная. Говоря о ней, можно ее разделить на две части:

1. анонимная литература

Дмитрий Ростовский

Интеллектуал. Святой, митрополит (1651-1709). Автор Четъих-Миней 12-томного свода житий святых, охватывающего весь годовой круг. Четьи-Минеи стали любимым чтением русского народа и только в XVIII в. выдержали десять изданий. В 1701 указом Петра I вызван в Москву и назначен на Ростовскую кафедру. Административные заботы и монашеское делание удивительным образом сочетались с его напряженным литературным трудом. Свт. Димитрий оставил несколько томов своих сочинений: летопись библейской истории, сказание о чудесах Черниговской-Ильинской иконы Богоматери, каталог российских митрополитов, обличительные и поучительные наставления, пастырские послания, духовные песнопения, проповеди, дневниковые записи, пьесы, в которых поколения русских богословов и священнослужителей черпают духовные силы для творчества и молитвы. В 1757 был причислен к лику святых.

Для него литература- выполнение духовного долга.

Стефан Яворский.

Из зажиточных украинцев. Понял, что его жизнь связана с Богом, постригся в монахи. Преподавал в Киево-могелянской академии. После смерти последнего патриарха, стоял во главе Синода. Это был человек старого московского склада культуры, ученый монах, принципиальный сторонник церковности в жизни и мышлении. В начале деятельности Петра в 1700х годах Яворский поддерживал царя и славил его в своих проповедях, но размах реформ отпугнул его, и он скоро перешел в лагерь реакционеров. Для пропаганды недовольства он использовал свои проповеди. Он считал своим долгом защищать гонимых, поэтому и обвинял Петра, но не боролся с петровскими преобразованиями.

Яворский был искусным писателем, но его проповедническое искусство было архаично, он стремился к изысканности, вычурности слога. Почти ничего из написанного Яворским не могло быть напечатано при его жизни: проповеди его увидели свет только в начале 19 века, напротив публицистика, защищавшая дело Петра, издавалась и распространялась правительством.

3. Феофан Прокопович. 1681-1736

Родился тоже на Украине, обратился в католичество, но вернулся и покаялся. Преподавал. Чрезвычайно умный и чрезвычайно ученый монах. Образование, полученное им в Киеве и в Италии, далеко выходило за пределы богословской учености. 1706 год в Киеве, приветствие Петра проповедью. Петр поручил ему руководить почти всеми церковными делами. Духовный сан не мешал Прокоповичу любить не только светские книги, но и земные радости, и искусство, в частности музыку.

Феофан был одаренным писателем. Писал стихи, он написал руководства по поэтике и по риторике(на латинском языке), в которых боролся против средневековой схоластики, любви к аллегориям, вычурности. Он выступал за рациональность и ясность стиля(здесь он предвосхищает поэтические взгляды Сумарокова).

1705 год. Феофан написал для школьного спектакля в Академии стихотворную трагедо-комедию «Владимир», в ней он изобразил крещение Руси, в образе мудрого реформатора Владимира он прославил Петра, а в сатирических образах диких и наглых жрецов, обманывающих народ и отстаивающих язычество,- реакционеров, противников петровских реформ. Композиция: сначала идет пролог, своего рода стихотворное предисловие, затем пять актов, из которых первый заключает изложение экспозиции, сущности конфликта, второй акт- завязка, начало действия, третий акт- кульминация действия, должен изображать борьбу, столкновения. Четвертый акт- переход к развязке, пятый- «катастрофа», или развязка. Заканчивается пьеса эпилогом.

Большое значение для пропаганды и разъяснения мероприятий петровского правительства имели проповеди Феофана Прокоповича, которые произносились в церкви и печатались. Это политические агитационные речи и статьи, написанные очень живо, ярко, просто.

Феофан решительно восстает против тенденции церкви играть роль в политике и ратует за полное подчинение ее централизованной власти. Проповеди его злободневны: они откликались на текущие политические события.

Пропаганде Петра и его дела посвящено и единственное напечатанное стихотворное произведение Прокоповича «Эпиконион»1709. победная песнь, посвященная прославлению полтавской победы. Это ода, в которой Феофан предает проклятию изменника Мазепу и восторженно восхваляет величие победителя Петра(Начало 1700х пишет о гетмане Мазепе. В 1708г карл 12, предательство Мазепы, Полтавская битва. Прокопович пишет панегирик, где восхваляет Петра 1,его победу над бывшим покровителем Мазепой)

После смерти Петра положение Феофана сильно пошатнулось, в опасности было и дело царя, за которое Феофан боролся всю жизнь. Подавленный и личным, и общественным бедствием, Прокопович написал печальное стихотворение «Плачет пастушок в долгом ненастии» 1730.

Прокопович был крайне беспринципным. Много занимался образованием, поддерживал просвещение. Прекрасный богослов. По сравнению с Явольским и ростовским, Прокопович- писатель нового формата. Он не всегда следовал барочным догматам. Явольский и ростовский живут для Бога, умерли для мира. Главная задача Феофана- служить государству. Тут и происходило смешение старого с новым.

4. Иван Тихонович Посошков 1652-1726

Из дворцовых крестьян-ремесленников выбился в люди. Талантливый механик-изобретатель сделался промышленником, предпринимателем, разбогател,- и погиб, арестованный через полгода после смерти Петра по политическому подозрению «как опасный человек». Кроме нескольких работ о технических вопросах, о военном деле и проч. Посошков написал обширный экономический и политический трактат- главное свое сочинение – Книга о скудости и богатстве (1724), после публикации которого Посошков был арестован (1725). Умер Посошков в Петербурге в Петропавловской крепости.

В своей Книге и в других сочинениях Посошков доказывал, что для нормального социально-экономического развития и материального благополучия Россия нуждается в равномерном распределении общественного богатства, в установлении равенства экономических возможностей различных сословий. Особенно высоко он оценивал социальное значение купечества, утверждая, что без торгового сословия ни одно «царство состояти не может». Центральную роль в обществе должно играть монархическое государство и сам монарх, располагающий всеми возможностями для достижения «общего блага» всех сословий. Посошков был сторонником народного просвещения (в первую очередь, распространения грамотности) и ослабления тягот крепостного права, выступал за радикальную судебную реформу. Все эти преобразования, по убеждению Посошкова, могут и должны быть согласованы с принципами православной нравственности, основаны на фундаменте христианского богословия и церковной традиции («Священство – столп и утверждение всему человеческому спасению»).

5. Василий Никитич Татищев 1686-1750

Еще более новый писатель. Аристократ, помещик, учившийся в петровской артиллерийской и инженерной школе, ездивший не раз за границу по служебным делам Председатель всех заводов государства, настоящий делец, абсолютно практичный человек. Астраханский губернатор. Занимался строительством новых заводов на Урале, основал город Екатеринбург, открыл ряд горнозаводских школ, стремился увеличить использование вольнонаемного труда на заводах. Активная деятельность привела Татищева к столкновению с промышленниками Демидовыми, которые оклеветали его, обвинив по взяточничестве. Следствие над Татищевым (1723), проведенное по указу Петра I, доказало его невиновность.

Татищев был первым ученым историком и географом России. Человек большой и разносторонней образованности, ревностный сторонник петровских реформ. Татищева по праву называют отцом русской истории. “История Российская” (кн. 1-4, 1768-1784) — главный труд Татищева, над которым он работал с 1719 до конца своей жизни. В этом труде им впервые были собраны и критически осмыслены сведения из многих исторических источников. Русская Правда (в краткой редакции), Судебник 1550, Книга Большого Чертежа и мн. др. источники по истории России были открыты Татищевым. “История Российская” сохранила известия не дошедших до нашего времени источников. - первое сочинение по русской истории. “Предъизвесчение” к “Истории” явилось первым в русской исторической мысли историко-философским осмыслением основных принципов работы историка и задач исторического познания. Отказавшись от провиденциальной точки зрения в толковании исторических событий, Татищев выступил с рационалистическим объяснением, связывая историческое развитие с “умопросвещением”.

Татищев был типичным государственником по своим убеждениям. Его мировоззрение и практическая деятельность были подчинены идее служения “пользе Отечества”.

«Духовное завещание»- автобиография.

 

5. Литературный процесс середины 18 века (середина 30-х – конец 60-х).

 

В середине 18 столетия ведущим стилем русской культуры становится классицизм.

 

В течение полутора столетий кл. был ведущим стилем литературы во всей Европе. Классицизм сложился как законченное литературное мировоззрение во Франции в сер. 18 столетия и именно во французской литературе получил наиболее полное выражение. От французов он перешел затем в Англию, Германию, Италию, наконец в Россию. Французский классицизм дал мировой литературе гениальных драматургов- трагиков Корнеля и Расина; учителем поэтов-классиков всей Европы был Буало (поэма «Поэтическое искусство»). Французский классицизм 18 века, являясь в основном дворянским стилем, стилем абсолютизма, стремился в то же время к созданию общегосударственного, общенационального искусства. Центральной темой, идеей классицизма являлся культ государственных, гражданских добродетелей, которым классицизм приносил в жертву все личные стремления человека.

Основа всех правил классической поэтики – разделение литературы на несмешиваемые жанры. Здесь царил своеобразный закон единства стиля. Каждая тема соответствовала своему жанру, каждое произведение строилось по закону своего жанра, прямолинейно и целостно. Вторым устоем всего классицизма были образцы, теория подражания. Образцовой литературой была объявлена античная литература. Античные жанры, античные образы, античная мифология заполняют литературу, которая не становится от этого более близкой к подлинно античной. Точность, ясность, благородная простота и логическая законченность стиля и построения произведений явились одним из лучших достижений классицизма вообще.

Первые воздействия классицизма в России можно проследить еще в 17 веке в творчестве Симеона Полоцкого. На смену его схоластическому классицизму пришел новый, почерпнутый уже непосредственно в западных источниках Кантемиром и Тредиаковским. Они обращаются к античным образцам, и к французским и немецким классикам. Они дают сами образцы творчества в указанных классицизмом жанрах.

Однако именно Сумароков и его единомышленники, либеральные дворянские интеллигенты, создали полноценный и единый стиль, законченное художественное мировоззрение русского классицизма.

1) Рус. лит, усваивая оказывалась наследницей более зрелых достижений Запада, становилась на один уровень с самыми передовыми литературами мира.

2) Классицизм вполне соответствовал по своим идейным установкам основному направлению, указанному русской культуре всем историческим путем России в начала 18 века: именно культ общественного, государственного долга, подчинение частного, личного интересам страны и разума, столь характерные для классицизма на всех его стадиях, был близок передовым людям России. Классицизм учил, анализируя человека вообще, идеал человека, воспитывать людей в духе этого идеала; эта задача подчинения душевной жизни человека идеалу разума и культуры стояла весьма отчетливо пред всеми русскими писателями.

3) Классицизм стремился построить идеал культуры и человека не местного значения, а общечеловеческий. Идеал русского человека становится идеалом всей мировой прогрессивной культуры, и перед русским человеком открывались широчайшие горизонты. Он становился гражданином мира. Он и свою собственную русскую культуру понимал теперь как органическую составную часть общечеловеческой культуры.

Характерно отличали русский классицизм от западного прежде всего 2 специфические черты:

1) сатирический, воинствующий хар-р многих произведений русских классицистов, не позволивший им совсем удалиться от конкретной действительности.

2) относительная близость к народным истокам искусства.

 

Русский дворянский классицизм родился поздно. Он просуществовал как единый стиль, как законченное литературное течение не более трех десятков лет, начиная с конца 1740-х годов (эпистолы Сумарокова) и до первых од Державина, разрушителя этого стиля, до «риоссиады», завершения стиля, т.е. конца 1770-х. При этом русский классицизм развивался в условиях борьбы дворянской интеллигенции с крепостнической деспотией.

В условиях борьбы старого с новым -

полное торжество нового художественного языка.

1) Окончательное утверждение нового писательского типа. Только светские авторы.

Писатель стал частным лицом.

2) Утвердилась новая жанровая система.

3) Вычищение и систематизация.

 

1724 – указ о создании Академии Наук. Это был культурный центр.

 

1731 г.Создание сухопутного шляхетного корпуса. Оттуда вышел театр.

 

Театральная организация, созданная по инициативе Петра 1 в начале 18 века в Москве, скоро распалась. После распада официального публичного театра, оставались многочисленные полулюбительские, полупрофессиональные театральные коллективы, игравшие и в обеих столицах, и в провинции. Это были школьные группы; были также и труппы разночинцев, дававшие всенародные представления на праздниках, продолжавшие традиции петровского театра и связанные с демократическим зрителем.

С начала 30-х годов при петербургском дворе прочно обосновывается привозимый с Запада театр, итальянский оперный, немецкий и французский театр классического стиля, наконец, итальянская комедия delle’ arte, влияние кот. на русское театральное искусство оказалось значительным.

В то же время, помимо народных театральных представлений и школьного театра, шла подготовка нового расцвета русского театрального искусства и в кругах дворянской интеллигенции. Значительную роль в этом сыграл Шляхетный кадетский корпус. Это не просто военное учебное заведение, это был центр культуры. Еще в 1730-х годах кадеты участвовали в исполнении массовых сцен в итальянской опере. В начале 40-х годов наряду с оперой итальянцев ставятся при дворе и русские оперы. Сумароков – пьесы нового типа.

30 августа 1756 года – указ Елизаветы Петровны о создании постоянного русского театра. Это основание русского нового театра. Директор – Сумароков. (Александринский театр) Первый актер – Волков.

1759 г. – первый частный журнал. Сумароков «Трудолюбивая пчела».

Московский Университет сразу стал главным культурным центром.

В 1760 году начал выходить в Москве при Университете под руководством Хераскова журнал «Полезное увеселение»; это был журнал народившейся группы Хераскова. Он выходил до середины 1762г. После – «Свободные часы», являвшиеся продолжением первого. «Полезное увеселение» - первый русский журнал, объединивший большую группу писателей единым направлением, объединивший весь материал, помещаемы в нем, на осознанной идеологической платформе вне правительства и его инициативы. Правда, журнал издавался при Московском университете, редактором его был Херасков, служащий при университете, а целый ряд сотрудников был связан с университетом: одни учились в нем, другие служили.

Группа сотрудников университета доходила до 30 человек (Херасков, Ржевский, Нарышкины, Нартов) в других журналах Хераскова - Фонвизин, Богданович, Майков, Рубан, Золотницкий.

Изящество отделки, легкость стиха, свободная интонация салонного разговора становятся законами стиля поэтов круга «Полезного увеселения».

Литература начинает яснее обособляться. Возникает литература сама по себе. Роль литературы становится все более активной, выпускаются литературные журналы: «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащих».

На протяжении 18 и 19 веков журналы определяли литературную жизнь. Журналы издавал один человек.

Это был очень важный фактор, обусловивший влияние на культуру.

Ломоносов начал издавать собрание сочинений (издал 1 том)

1752 г. – Тредиаковский издал собрание сочинений в 2х томах.

Литературная полемика. Крайне ожесточенный характер полемики: сразу переносили критику с текста на лицо. Ломоносов не участвовал прямо в литературной полемике: он считал, что он гений, поэтому не снисходил до литературной полемики. Полемика выражалась в странных формах. Считали, что в литературе есть победитель. Устраивали состязания.

В 1774 г. три русских поэта — Ломоносов, Сумароков и Тредиаковский — совместно выступили в одной книге: каждый из них предложил свое стихотворное переложение 143-го псалма, а читателям предлагалось самим решать, кто из поэтов лучше справился с этой задачей.

Поскольку Псалтырь была хорошо известна русским людям, стихотворное переложение псалмов, в отличие от других стихотворных жанров, воспринималось как нечто хотя и новое, но все же знакомое, не совсем непривычное, как сатиры Кантемира или похвальные оды Ломоносова, нуждавшиеся в авторских комментариях.

Они иначе воспринимали мир. Доминировал метафизический подход – к каждой цели есть только одна правильная дорога. Все, кто пишет не так, - враги нации, они приносят зло. Есть одно событие, которое отделяет петровскую эпоху от середины 18 века, - это реформа стиха.

 

Реформа русского стиха.

– именно она отделяет середину века от Петровской эпохи.

Необходимо рассмотреть три главных вопроса:

 

1. В чём суть реформы?

2. Причины реформы.

3. Ход реформы.

 

Тредиаковский считал, что русский язык не вполне соответствует силлабике. На самом деле это не так. Силлабика развивалась (т.е. она органично вписывалась в систему), её возможности ещё не были исчерпаны (поэтому Кантемир отвергал реформу Тредиаковского). Так зачем же была реформа?

М.Л. Гаспаров (крупнейший языковед 2-ой половины ХХ в.), «Из истории русского стиха». Подошёл к реформе, исходя из системы парных оппозиций. Силлабика не так чётко разграничивала поэзию и прозу.

- досиллабический стих (молитвы) – отличался только рифмой;

- силлабический стих = рифма + одинаковое число слогов;

- силлабо-тонический стих = рифма + одинаковое число слогов + правильное чередование ударных и безударных.

Как видно, увеличивается количество ДП. Силлабо-тоника сменила силлабику лишь потому, что больше отличала поэзию от прозы.

 

Ход реформы.

Тредиаковский «Новый и краткий способ сложения стихов русских», 1735 г.

Ломоносов «Письмо о правилах российского стихотворства».

Сумароков «О стопосложении», «О стихотворстве камчадалов».

Все трое считали реформу только своей заслугой. На самом деле их роль одинакова.

 

Тредиаковский.

- нужно учитывать законы языка

- нужно сохранить ведущие размеры (одиннадцати- и тринадцатисложники).

Тринадцатисложник – 7стопный хорей с цезурой после 4-ой стопы.

Короткие стихи считал возможным не реформировать. Указал на необходимость реформы, но был за сохранение традиций.

«Плюсы»:

- ясно указал на необходимость реформы;

- ввёл понятие стопа («нога»);

- основные размеры;

- осторожность, неторопливость.

«Минусы»:

- половинчатость;

- считал, что хорей лучше ямба;

- полагал, что в хорее можно писать ямбическими стопами (и наоборот).

 

Ломоносов.

Трактат Тредиаковского ему не понравился. «О правилах российского стихотворства» – письмо Шумахеру (другой вариант реформы, радикальный). Считает, что нужно силлабо-тонические размеры перенести в русскую силлабику.

Основные черты:

- дактиль, амфибрахий, хорей, ямб – основные размеры;

- нужно реформировать все стихи;

- предпочтение ямбу.

В 40-ые годы Ломоносов начинает восприниматься как лучший поэт.

«Минус»: отрицал возможность смешения стоп (нельзя также использовать спондей и пиррихий) – но это бесперспективняк, т.к. слова русского языка 2-3-х сложные, поэтому очень сложно писать чистыми стопами (т.к. в слове не может быть 2 ударения).

 

Сумароков.

50-е гг. XVIII в. – трактат «О стихосложении».

Доказал необходимость пиррихия, и Ломоносов – о чудо! – с ним согласился и переделал свои оды.

Реформа русского стиха осуществлялась усилиями всех трёх поэтов. Принципиальная смена ориентиров (усвоено античное наследие).

 

8. Жизнь и творчество Кантемира. Сатира Кантемира, ее роль в развитии русской литературы. Критика Петра 2, к-рому хар-ны контрреформы. Рус-фр. сл-рь. Впервые – смех над другими.

 

Родился 10 (21) сентября 1708 в Константинополе в семье молдавского господаря, известного ученого-энциклопедиста. Получил блестящее, разностороннее образование. С молодых лет проявлял способности к поэтическому творчеству, сочинял любовные песни. Эти первые опыты не сохранились; возможно, они были уничтожены самим поэтом, который впоследствии писал, что его призвание состоит в сочинении не любовных стихов, а сатир.

В 1729 Кантемир написал свою первую стихотворную сатиру К уму своему. На хулящих учение. За ней последовала сатира На зависть и гордость дворян злонравных. До 1732 им было написано пять сатир, распространявшихся в списках. В сатире На зависть и гордость дворян злонравных проводилась мысль о том, что не «порода», а только собственные заслуги дают человеку право называть себя благородным. Эта мысль звучала в унисон с введенной Петром I «Табели о рангах», согласно которой привилегии дворян



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 3891; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.247.221 (0.014 с.)