Россия во второй половине 19 века. Реформы Александра 2. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия во второй половине 19 века. Реформы Александра 2.



1855-1881 правление его сына. Обнаружилась военно-техническая отсталость.

Перед А2 задача: провести соц-эконом реформы, в первую очередь крестьянскую.

В начале января 1857 года был образован секретный комитет для обсуждения неотложных мер по устройству быта помещичьих крестьян.

В начале 58 года комитет преобразован в Главный. Еще через год при нем создана редакционная комиссия для рассмотрения проектов, разработанных губернскими комитетами с целью составления законов об освобождении крестьян.

В главном комитете и в редакционной комиссии 19 февраля 1861 года было принято положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Это и было начало отмены крепостного права.

Вводилось крестьянское самоуправление в форме крестьянских сходов. По положениям крестьян все помещичьи крестьяне получали надел земли. Личная свобода даровалась крепостным., но передача земли в собственность крестьянам была растянута на 20 лет. Получали земельный надел не в собственность, а в пользование. Крестьяне должны были выкупить этот надел у помещика. Еще в течение 2 лет должны были отбывать те же повинности, что и при крепостном праве, в некотором уменьшенном размере. Срок выплаты в 49 лет устанавливался. До окончания срока, если крестьянин не рассчитался, находился на временно обязанном положении. Свободен распоряжаться землей, но не собственник. Точного срока временно обязанного положения не устанавливали.

Позже было принято специальное положение Александром 3, которое прекращало временно обязанное состояние крестьян. Таковых в России оставалось не более 15%. Правительство сознавало, что у крестьян нет средств для выкупа наделов. Государство взяло на себя обязанность выкупа платежей и выплачивало помещикам большую часть стоимости наделов. Либо деньгами, либо ценными бумагами. Оставшуюся часть государство удерживало в счет их долгов или кредитов, взятых у государства.

Сумму, уплаченную государством, крестьяне возвращали в течение 49 лет. Но никто не выплачивал. А3 самый дальновидный политик, отменил выкупные платежи все, как только пришел к власти.

350 млн рублей оставалось отдать государство, это отменил А3. При определении нормы надела крестьянину, вся территория европейская России была разделена на 3 зоны: черноземная, нечерноземная, степная. В двух первых полосах устанавливалась как высшая, так и низшая норма надела (одна треть от высшей). В третьей зоне одна указанная норма была. Если крестьянский надел превышал высшую или указанную норму, то предусматривалась их отрезка. Если был меньше нормы, то прирезка предусматривалась. После реформы 61 крестьянское землепользование сократилось на одну пятую. Отрезку в пользу помещиков увеличились. Отрезалась наиболее ценная земля и необходимые для крестьян угодья (выпасы, луга, водопои). Их крестьяне вынуждены были арендовать у помещиков. Несмотря на утеснение, помещики считали себя ущемленными. Были принуждены отдать им в наделы землю. Многие помещики писали жалобы царю с предупреждением о разорении, грозящему их имениям и утрате опоры царского трона из-за этого. В то же время крестьяне оказались недовольны. Вылилось в более решительные и организованные формы, крестьяне бунтовали. За 61 год произошло 1860 волнений крестьян. Быстро прекратились после разъяснения законов. Положение распространялось не только на помещичьих крестьян, но и на государственных и удельных.

19млн государственных было. Удельных – 2 млн. Поземельное устройство этой категории мало чем отличалось от помещичьих. Условия реформы оказались более благоприятные. Наделы у удельных крестьян в полтора раза, у государственных в 2 раза выше, чем у помещичьих. Меньше оказались размеры выплат у гос и удельных.

Другие реформы А2.

60-70 годы реформа местного самоуправления, просвещения, финансов, военного дела, печати. В целом это время вошло в историю под именем «великие реформы А2, кардинально изменившие облик российской империи».

Первой из них была земская реформа 1 января 1864 года. Вводились выборные органы местного самоуправления, то есть земства. Избирались всеми сословиями на три года. Выборы по куриям проводились (орган муниципального управления в провинциальных городах). 1 – уездные землевладельцы. 2 – городские избиратели. 3 – депутаты земских общин. Председатели земских собраний – предводитель дворянства. Вопросы местного хозяйственно-культурного значения. Для обслуживания населения земства нанимали всех (врачи, учителя). Их содержание на плечи населения ложилось.

С лета 1870 года началась городская реформа А2. Проводилась на тех же принципах, преследовала те же цели, что и земская реформа (введение самоуправления в городах). Городская дума в городе – орган самоуправления, 4 года срок. Распорядительная дума и городская управа. Во главе городской думы был голова. Гласные – депутаты. От 100 до 250 человек. Не получали ничего. Право избирать и быть избранными имели только те горожане, которые обладали имущественным цензом. Равно как и в земстве, компетенция гос. самоуправления не имела гос полномочий, интересы местные.

Судебная реформа. Вводился новый судебный устав, суд становился всесословным и гласным. Присяжные заседатели, адвокатура, нотариат, мировой суд вводился. осуществление правосудия только судом; независимость судов и судей; отделение судебной власти от обвинительной (ст. 3 Устава уголовного судопроизводства); несменяемость судей; бессословность суда (равенство всех перед судом); гласность судопроизводства; состязательность; самостоятельность судей; устность судопроизводства.

В середине 60х реформа в области образования и просвещения. Наиболее кардинальные изменения произошли в высшей школе. 1863 принят новый университетский устав, по которому университетам предоставлялась широкая автономия. Совет университета получил право решать самостоятельно учебные, внутренние вопросы. Выборы ректора, проректора, декана, присуждение степеней и т.д. Университет получил право свободно выписывать из-за рубежа книги и журналы без проверки на таможне. Единственным ограничением было запрещение создавать свои собственные организации студентам.

Все студенты по уставу делились на своекаштные и казеннокаштные, жившие при университете и на его содержании. К – полностью гос.обеспечение. Новым явлением высшей школы стало открытие в России помимо университетов других высших учебных заведений (высшие женские курсы). Бестужев-Рюмин открыл Бестужевские курсы в Петербурге, учились одни женщины.

64 устав гимназии и прогимназии (средняя школа). Все делились на 2 категории: классически и реальные гимназии. Классические – гуманитарное образование. Реальные – математические науки и естественные. Учреждены прогимназии с 4 классами обучения, по окончанию в 5 класс гимназии поступали.

Самая радикальная реформа в области печати. 65 год приняты временные правила о печати. Отменялась цензура для оригинальных сочинений объемом до 10 печатных листов, переводимая литра до 20 листов. Освобождались центральные периодические издания от цензуры.

За нарушение правил издание могло прекратиться. Это был величайший подарок революционерам.

60-70е – серия военных реформ. С 1861 (назначение Милютина генералом) до 74 года. Все кадетские корпуса преобразовывались в военные училища и гимназии, юнкерские.

1874 А2 утвердил новый устав о воинской повинности. Согласно ему, все воинские силы России делились на 4 разряда. 1 – регулярная армия и флот. 2 – иррегулярные войска (казачество). 3 – запасные войска. 4 – ополчение.

Вводилась новая система комплектования армии. Старая рекрутская повинность была отменена. Вместо нее вводилась система всеобщей воинской повинности. Срок определялся – 15 лет. Для сухопутных войск 6 лет на деле было, флот – 7 лет, уходили в запас потом. По реформе устанавливалась широкая система льгот, освобождающих от воинской повинности.

Все, находящиеся на военной службы, не имеющие образования, обязательно обучались грамоте. Для тех, кто имел образование, срок службы сокращался на 2-3 года. Перевооружение началось. Гладкострельное заменилось нарезным. Система бердана или винтовка бердана (разг. берданка). Началось строительство парового флота.

В целом реформа сыграла огромную роль в повышении боеспособности армии и флота. Но далеко не все реформы имели положительный результат.

Печать, образование, местное самоуправление - угроза государственному строю России и его будущему.

Итоги

Являясь центром просвещения, университет служил оплотом против либеральных увлечений российской интеллигенции. Только университет мог дать мощный отпор тому нравственному безначалию, которым была охвачена русская общественная мысль 2 половины 19 века. Требовалась только незначительная коррекция устава университета. По уставу 63 года универ получил право выписывать книги без проверки на таможне. Приток либеральной литературы запада. Временные правила о печати действовали.

Свобода печати, прежде всего периодической, имеющей главным образом политическое значение, необходима толька там, где уже есть политическая жизнь. В тот период в России не было политической жизни, партий, парламентов. Свобода печати приводит в таких условиях к интеллектуальному разложению общества.

Поэтому ПП в россии после реформы 1865 года превратилась в элемент не скрепляющий, а разлагающий основы российского общества. Принесла не свет, а помрачение разума. Породила Белинских, Писаревых, Чернышевских…

В результате реформы местного самоуправления в России появилось самоуправство. Боясь подавить чьи-либо права, государство отступалось. Органы самоуправления превратились в государство в государстве.

Требовали все больше новых прав и уступок, но не допускали вмешательства в свои дела, отмежевавшиеся от государственных интересов. Не допускались элементы надзора за университетским управлением или земствами.

В стране наступило пагубное многовластие. Либеральные реформы А2 привели к расшатыванию базовых основ российского государства.

Столь же пагубно реформы сказались на соц-эконом развитии страны. Отказ от политики протекционизма привел к подчинению экономического курса Росси финансовым интересам европейских держав. Страна беднела с каждым годом. Бюджет постоянно становился дефицитным. 1 марта 81 год Александр 2 был убит террористами из Народной воли.

17. СЛАВЯНОФИЛЫ/ЗАПАДНИКИ

Критерий Славянофилы Западники
Представители А. С Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин П.Я. Чаадаев, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, К.Д Кавелин
Отношение к самодержавию Монархия+совещательное народное представительство Ограниченная монархия, парламентский строй, демократ. свобод
Отношение к крепостному праву Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху
Отношение к Петру I Отрицательно. Петр внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с истинного пути Возвеличивание Петра, который спас Россию, обновил старину и вывел ее на международный уровень
По какому пути должна идти Россия Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Но можно заимствовать фабрики, железные дороги Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития
Как проводить преобразования Мирный путь, реформы сверху Недопустимость революционных потрясений

Особенность: глубокий и самобытный характер. В этот период своей истории она задумалась над вопросами, что есть Россия и русский народ. Может ли Россия пойти своим особым путем развития. Какова роль творца в ее истории. На рубеже 20х-30х годов эти вопросы поставлены в творчестве Петра Чаадаева впервые, офицер гусарского полка в отставке. Мировоззрение сформировалось под влиянием поражения восстания декабристов.

Погрузился в депрессию, католицизм. В начале годов пишет цикл «философских писем», объявлен сумасшедшим.Запрещено писать. Однако нарушение запрета. Пишет «Апология сумасшедшего». Бросил русской истории и русскому народу в письмах и апологии.

Основные положения продиктованы переходом во враждебный католицизм. По Бердяеву, он был им пьянен и потрясен (католицизмом). Отсюда разочарование и восстание против русской истории. Выносит полный ненависти и вражды приговор.

«Нет внутреннего развития и естественного прогресса. Каждая новая идея бесследно вытесняет старые. Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют для того, чтобы дать миру какой-нибудь урок. Мы составляем пробел в нравственном миропорядке. Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменен по отношению к нам.»

Начав обвинительный вердикт России, Чаадаев заканчивает его в апологии. Исходил из ложного посыла о том, что силы русского народа не были актуализированы в его истории. Это может стать залогом возможности великого будущего. Потребовал самоотрицания от русского народа.

В заключительной части апологии высказал свой взгляд на будущее призвание России. Видел его в решении трех задач.

1. Решение большей части проблем социального порядка.

2. Ответы на вопросы, которые занимают человечество.

3. Завершение развития идей, возникающих в старых обществах. По сути это была идея мессианского предназначения России. При этом сохранил неприязнь к православию, к неоформленности духа русского народа, свои ожидания царства божия на земле связывал с католицизмом.

Его идеи имели свои далеко идущие последствия. Стали ведущей темой для большинства русских религиозных философов 19 века второй его половины. С той лишь разницы, что разделяя в целом идею о мессианском предназначении, они приходят к выводу необходимости преодоления православия и католицизма, созданию единой церкви и ликвидации русского самодержавия как главного препятствия на пути реформы русской церкви.

На рубеже 30-40х годов 19 века в русской общественной мысли возникает направление консерватизм, как ответная реакция не либерализм. Теория официальной народности, основоположник Сергей Тимофеевич Гончаров. 1833 назначен Николаем 1 министром народного просвещения. Далее теория в трудах профессоров историков московского университета Погодина, Шовырева, Булгарина, Греча. Базировалась на 3 принципах: православие, самодержавие, народность.

Главная задача: доказать естественность, исконность и законность, священность и неприкосновенность царской власти. Все приверженцы доказывали, что самодержавие есть наилучший способ правления, наилучший порядок вещей и самый справедливый строй. Т.к. соответствует требованием православия. Другое доказательство: сам русский народ, который привержен исконным русским началам. Что касается крепостного права, то теория признавала некоторые его отрицательные стороны, но утверждалось, что крепостное право в России сохраняет много патриархальных элементов. Что крестьянин находится в лучшем положении по сравнению с западным рабочим.

Теория проводилась в жизнь. Воспитывали поколение в русле патриотизма. Возникновение консервативного течения привело к зарождению длившейся более полувека дискуссии о путях развития России.

Сторонники консервативного направления (славянофилы). Западники - оппозиция. Окончательно оформилась как идейные направления к середине 40х годов 19 века. Зародились в 30х. Если все славянофилы были однородны по своему составу, все консерваторы, то западничество не было однородно, среди них либералы и консерваторы.

К славянофильскому направлению относятся Алексей Хомяков поэт, братья философы Иван и Петр Киреевские, братья писатели Аксаковы, публицист Юрий Самарин, Александр Кошелев, с натяжкой публицист катков м.н. Основоположники: Алексей хомяков, Иван Киреевский.

З ападники-либералы: Герцен, Белинский, Огарев, Анненков, Боткин. Западники-консервы: Грановский, Чичерин, Каверин, Соловьев (историки преподаватели московского университета).

Начало дискуссии положил вопрос о смысле и значении Петра 1 в русской истории, который своими преобразованиями разрубил русскую историю и культуру на 2 части. Ряд вопросов встал. Какова роль Петра в русской истории? Является ли путь развития России как у Европы, или есть особые свой путь, и русская цивилизация относится к другому типу цивилизации. Каковы особенности русского народа, избравшего свой путь?

В решении этих вопросов славянофилы сходились в главном. Русская культура и цивилизация возникли на духовной почве православия, поэтому реформы Петра были изменой России (секуляризировали). Петр расшатал исконные основания русской цивилизации. Славянофилы утверждали триединый принцип, подчеркивали доминанту православия. Отсюда выводили общественный идеал.

Источник просвещения в христианстве. Наука и искусства от него получают свои верховные начала.

Признавали только цельную христианскую истину, которую хранит православная церковь. Что касается запада под влиянием католичества и протестантизма, то он закончил свой путь, поэтому началось его загниваниеон должен уступить место новым живым силам. Отсюда главная задача всей русской просвещенной мысли состоит в том, чтобы разбудить народное самосознание. Славянофилы исходили из целостности и органичности развития России.

СЛОНОФИЛЫ!

Киреевский поставил задачу перед русским сознанием: преодолеть абстрактную западную мысль и перейти к познанию не только умом и разумом, но и чувством и верой.

Добровольность, свобода, мир – в основе русского народа.

Хомяков определил источники особого пути развития России. «Россия знает тайну свободы».

Отсюда призыв его к Западу: Даруй им дар святой свободы.

Другой источник: сам характер русского народа. Он самый в мире миролюбивый.
Третий источник: специфика русской общины (сельская). Патриархальная, мирская или товарищеская, выросла из самобытности русского народа.

Община – духовное метафизическое свойство русского народа, не прикрепленное к экономическим формам. Это гарантия своеобразия России. С т.з. славянофилов, общинность – не историческая, а над-историческая форма жизни русского народа. Хоровое начало русской общинной жизни. Это соборность. Понимается как единство любви и свободы, не требующий юридических гарантий.

Славянофилы являлись носителями русского самосознания, основанного на понимании ценности русской истории. Они хотели представить миру оригинальный тип русской культуры, общественного строя, основанного на православии. Идея нравственного закона получила полное развитие только в православном христианстве.

Именно славянофилы через свою постоянную критику профессиональной исторической науки оказали на нее благотворнейшее воздействие и тем самым заняли достойное место в русской истории.

Западники. кардинально расходились со славянофилами. Исходный пункт теории истории у западников образует тезис о единстве Европы. В соответствии с ним Россия и Запад являют собой единый этнографический организм, созданный на западе романно-германовскими народами, а на Востоке славянским народом (русским преимущественно).

Однородное историческое развитие приписывали. И Россия, и Запад прошли один и тот же путь. Родовой строй, удельный период, государство. Наконец, на единство России и Запада указывает тот факт, что христианская церковь и для Запада, и для Востока создает единую духовную основу.

Западники рассматривали всю европейскую историю как единый диалектический процесс, который начался с синтеза еще целостного не разделенного христианства в античности, а затем через схизму пришел к диалектическому разделению на православие и католицизм.

Россия приняла участие в античном наследии через Византию. Восприняла христианство в его настоящем облике. Католичество представляет легитимную форму христианства по западникам. Преодолеть разделение на две ветки.

Расходились западники со славянофилами и во взглядах на роль личности в истории и роли разума в познании истины. Западники преувеличивали роль личности в истории, в особенности Петра 1. Утверждали примат разума над верой. Противополагая славянофильской идее соборной личности идею свободной личности. Камнем преткновения стал вопрос об особенности русской общины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.031 с.)