Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия в первой четверти XIX века

Поиск

XIX век начался под знаком Великой Французской революции. Хронологические рамки Великой Французской революции в 40-е гг. XX в. были определены: 1789—1794 гг. В настоящее время исследователи склоняются к тому, чтобы расширить эти рамки и выделить два этапа:

1) восходящая линия революции — 1789—1794 гг.;

2) нисходящая линия революции — 1794—1799 гг. Это было событие мирового значения, которое оказало большое влияние на ход мирового развития, в том числе и на Россию.

Каковы главные итоги революции?

1. Она консолидировала и упростила сложное многообразие дореволюционных форм собственности. Появилась современная индивидуализированная частная собственность.

2. Революция смела все сословные барьеры и ввела равные социальные возможности для всех граждан. Введение принципа равных возможностей способствовало социальной мобильности, открыло доступ к образованию, высокопрофессиональной деятельности, предпринимательству людям из разных слоев. Принятая Конвентом новая Декларация прав человека и гражданина объявляла правами человека свободу, равенство, безопасность и собственность. Все это способствовало расширению гражданских прав во всех европейских странах, введению конституций там, где их еще не было.

3. Революция проходила под эгидой представительных выборных органов: Национальное учредительное собрание (1789—1791 гг.), Законодательное собрание (1791—1792 гг.), Конвент (1792—1794 гг.). Это способствовало развитию и укреплению парламентской демократии, несмотря на последующие откаты.

4. Революция породила парламентскую республику.

5. Новое государство, родившееся в ходе революции, обладало большей властью над жизнью и имуществом граждан. Государство получило возможность более активно вмешиваться в жизнь граждан для обеспечения равенства возможностей, стабильности и социального порядка. Социально значимые области перешли под контроль государства. Университеты и высшее образование оказались в ведении государственных органов с тем, чтобы они обеспечивали государственные потребности в кадрах. То же произошло с финансами и т.д. Государство выступало теперь гарантом равных прав для всех граждан.

Современники свидетельствовали, что «французская революция имела в России, как и в других местах, много приверженцев», что «...вольноглаголение о власти самодержавной (стало — Л. С.) почти всеобщим, устремляющееся к необузданной вольности, воспалилось примером Франции»'. В Россию проникало множество французских изданий. «Все, какие только во Франции печатаются книги, здесь скрытно купить можно», — отмечали современники. Переводчики, студенты из разночинцев переводили эти издания и продавали из-под полы в виде рукописных списков.

Поверенный в делах Франции в Петербурге Э. Жене сообщал в Париж, что сведения о событиях французской революции свободно печатались в русских газетах, в том числе и в правительственных «Санкт-Петербургских ведомостях». В 1789 г. в газетах был опубликован русский перевод «Декларации прав человека и гражданина». Э. Жене писал: «Крестьяне... пожирают сообщения о французских событиях, печатаемые в русских газетах». Цензура не запрещала печатать материалы о революции во Франции. В 1791 г. Учредительное собрание закончило работу над Конституцией. Во Франции провозглашалась конституционная монархия. Высшая исполнительная власть предоставлялась королю, высшая законодательная власть — законодательному собранию. Право участия в выборах получили так называемые «активные граждане», которые составляли менее 20% населения. Эти сведения были встречены в России с сочувствием и интересом.

Отношение государственной власти к Французской революции изменилось в 1792 г. после свержения и казни короля Людовика XVI. Конституция 1793 г. провозгласила Францию республикой. Это вызвало отрицательную реакцию. Екатерина II прилагала усилия, чтобы собрать в Европе силы для разгрома республиканцев, восстановления королевской власти. Она субсидировала французскую эмиграцию для организации военных действий, а за два месяца до смерти решила послать 60-тысячный русский корпус под командованием А.В. Суворова против республиканской Франции.

Отношение к революционной Франции в российском обществе также развивалось от горячего одобрения событий 1789—1792 гг. до неприятия крайностей якобинского террора. Террор создавал видимость безрезультативности революционного процесса. Приход к власти Наполеона, провозглашение его императором и вовсе поставили общество в тупик. Ф.В. Ростопчин писал в письме: «Стоило ли жизни близь двух миллионов людей, потрясений всех властей и произведения непонятных варварств и безбожия, чтобы сделать из пехотного капитана Короля» (имелся в виду Наполеон Бонапарт).

Павел I, сын Екатерины II, правивший пять лет — с 1796 по 1801 гг. — был напуган революцией и многие либеральные нововведения своей матери отменил, зажав общество до предела. Он отменил Жалованные грамоты дворянству и городам, ввел вновь телесные наказания для дворян и духовенства. Было запрещено выписывать иностранные газеты, выезжать за границу. По политическим мотивам, за протест против деспотизма 12 тысяч чиновников и военных попало в опалу или было репрессировано.

Александр I правил почти четверть века: 1801—1825 гг. Это время было наполнено событиями, либеральными ожиданиями. О самом Александре I, его взглядах остались самые противоречивые свидетельства современников. Он высказывал прямо противоположные взгляды, предпринимал такие же действия. Эта особенность породила у современников впечатление неискренности императора. Известно высказывание Наполеона: «Александр умен, приятен, но ему нельзя доверять; он неискренен; это — истинный византиец... тонкий, притворный, хитрый». Французский писатель Ф. Шатобриан был более краток: «Изворотлив, как грек». «Северный Тальма» —так часто называли Александра I в европейский салонах, намекая на артистические способности. Очевидно, что по взглядам Александр I был либералом. Он был умен и не мог не считаться с духом времени, в первую очередь, с влиянием идей Французской революции. Более того некоторые из этих идей он использовал в своей государственной деятельности. Вступая на престол, Александр I торжественно провозгласил, что отныне в основе политики будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов. Населению были обещаны правовые гарантии от произвола.

Это имело большой общественный резонанс. Появились надежды на введение в России конституции. Вокруг царя сложился кружок друзей, который получил название — Негласный комитет. В него вошли молодые аристократы: граф П.А. Строганов, граф В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, князь А.Д. Чарторыйский. Консервативно настроенная аристократия окрестила комитет «якобинской шайкой». Этот комитет заседал с 1801 по 1803 гг. и обсуждал проекты государственных реформ, отмены крепостного права и т.п. Но постепенно его деятельность сошла на нет. Реформы были переданы в руки государственной бюрократии.

В первый период царствования Александра I, с 1801 по 1815 г., было сделано много и ещё больше было обещано.

Были отменены ограничения, введенные Павлом I. Созданы университеты: Казанский, Харьковский, Петербургский. Открыты университеты в Дерпте и Вильно. В 1804 г. было открыто Московское коммерческое училище, которое положило начало специальному экономическому образованию. Кстати, именно при Александре I были переведены на русский язык и изданы труды Адама Смита, которые модно стало читать в высшем обществе. Важно: отныне в учебные заведения могли быть приняты представители всех сословий, на низших ступенях обучение было бесплатным, оплачивалось из госбюджета. Для царствования Александра I характерна безусловная веротерпимость, что было крайне важно для многонациональной России.

Большую роль в подготовке реформ в области государственного устройства сыграл М.М. Сперанский. Сын бедного сельского священника, он обладал блестящими способностями, совершил стремительную карьеру и стал и 1807 г. ближайшим советником императора. Проект коренной реформы общественно-политического устройства России М.М. Сперанский изложил в 1809 г. в документе, который назывался «Введение к уложению государственных законов». Что предлагалось?

1. Ввести в закон понятия политических и гражданских прав, но не для всех- Крепостным крестьянам (помещичьим), рабочим по найму, домашним слугам не предполагалось предоставить гражданские права. Надо помнить, что и на Западе в то время до всеобщности в гражданских правах было далеко, а в Америке существовало рабство. Важно, что возможность влиять на систему власти получили бы в этом случае не только высшие, но и средние слои.

2. Обеспечить разделение властей и привлечение общества, обладающего гражданскими правами, к управлению. Судебная власть признавалась полностью независимой и подчинялась Сенату. Законодательную власть должны были представлять выборные местные думы и центральная Государственная Дума. Исполнительная же власть подчинялась законодательной. Она была представлена министерствами в Центре и местными органами управления внизу. Средоточием всех властей являлся император.

3. Провозглашалось правовое государство: правит закон, а не люди.

4. Предполагалось ввести выборность чиновников, а следовательно, их ответственность перед обществом.

Вся система государственного управления, по проекту М.М. Сперанского, строилась снизу вверх. Предполагалось, что население будет выбирать местные Думы. Собираясь раз в три года. Думы в свою очередь, должны выбирать членов правления, которым предлагалось вести местное хозяйство до следующего собрания, а также выбирать представителей в вышестоящие Думы (волостная — в окружную, окружная — в губернскую, губернская — в центральную). Доказывая необходимость подобной реформы, М.М. Сперанский утверждал, что Россия движется к неминуемой общественной катастрофе, о чем свидетельствует падение престижа власти в народе. Отметим характерное: М.М. Сперанский не предусматривал отмены крепостного права. Однако взаимоотношения крестьян с помещиком предполагалось регламентировать законом, помещичьим крестьянам давалось право приобретать движимую и недвижимую собственность. Но, увы, проект остался на бумаге, а сам М.М. Сперанский попал в опалу, был сослан сначала в Нижний Новгород, а затем в Пермь (в последующем он был помилован).

Царь был вынужден маневрировать между мощными консервативными силами и частью общества, требующей изменений. Планы М.М. Сперанского вызвали сопротивление в высших слоях общества, охладел к либеральным идеям и сам Александр I. Но все же кое-что из либеральных начинаний было реализовано. Произошло выделение и организационное оформление по европейскому типу исполнительной власти. В 1802 г. был создан Комитет министров как высшее административное учреждение. В него входили министры, другие руководители в системе управления империей. Коллегии, созданные Петром I как органы государственного управления были заменены министерствами. Более четко структура и функции исполнительной власти были определены в 1811 г. Это завершило организационное оформление этой ветви власти. С введением министерств усилилось единоначалие в государственном управлении, что отразилось и на православной церкви. Петр I подчинил церковь специальной созданной коллегии — Святейшему Синоду. На протяжении XVIII в. его деятельность носила коллегиальный характер, теперь и здесь фактически утвердилось единоначалие в лице обер-прокурора.

В 1810 г. был создан Государственный Совет —законосовещательный орган при царе. Председатель и его члены назначались царем. «Никакой закон не может быть представлен на утверждение императора помимо Государственного Совета», — гласил императорский указ. Он централизовал законодательную деятельность, упорядочил введение новых юридических норм. Утверждалось: Государственный Совет «учрежден для того, чтобы власти законодательной, дотоле рассеянной и разбросанной, дать новое начертание постоянства и единообразия». Эти изменения, организационное оформление исполнительной власти, сказались на положении Сената. Он стал органом надзирающим над правильностью исполнения законов в государстве. Таким образом, в результате реформ структура власти организационно и функционально Приблизилась к европейской. Наряду с выделением судебных органов, которое произошло при Екатерине II, теперь оформилась исполнительная власть и появился зародыш будущей законодательной. Хотя все ветви власти были замкнуты на императоре, а законодательной как самостоятельной сферы Эолитической деятельности еще не существовало, Россия сделала новый, значительный шаг к разделению властей. Однако общество по-прежнему не имело никаких каналов влияния на систему власти и целиком зависело от бюрократии.

Были предприняты некоторые меры для борьбы с отрицательными сторонами бюрократического управления, придания управленческой деятельности современного, европейского вида. В 1809 г. указом царя был введен «экзамен на чин». От экзамена освобождались те чиновники, которые закончили университет в России. К остальным предъявлялись следующие требования: знание русского языка и одного из иностранных, владение основами естественного, римского и гражданского права, уголовного права, знание истории России и всемирной истории; овладение основами естествознания, географии, математики, физики. Цель была: подготовить «исполнителей, сведущих, обладающих твердым и отечественным образованием». Этот указ был воспринят с неудовольствием, так как на экзамене требовалось показать разносторонние знания. Н.М. Карамзин, который также не одобрял этого нововведения, писал; «У нас председатель гражданской палаты обязан знать Гомера и Феокрита, секретарь сенатский — свойство оксигена и всех газов, вице-губернатор — пифагорову фигуру, надзиратель в доме сумасшедших — римское право, или умрут коллежскими и титулярными советниками». Однако бюрократические меры борьбы с бюрократизмом не могли быть эффективными.

Необходимость реформирования почвенного уклада также была очевидна. Император не однажды заявлял о необходимости изменения бедственного положения крепостных крестьян. Были сделаны некоторые шаги в этом направлении.

1. Запрещена раздача или продажа государственных крестьян в частные руки. Таким образом приостановлено увеличение числа крепостного населения. Проводилось в жизнь это положение непоследовательно. В 1810—1817 гг. в связи с тяжелым финансовым положением империи в частные руки было продано десять тысяч душ мужского пола; широко практиковалась сдача государственных крестьян в аренду частным лицам в Белоруссии и в Правобережной Украине. К концу царствования Александра I в аренде числилось 350 тысяч казенных крестьян.

2. Ограничена продажа крестьян: запрещено продавать на ярмарках «в розницу», то есть без семьи, без земли, запрещено публиковать объявления о продаже.

3. Указ 1803 г. «О вольных хлебопашцах» предусматривал выход крестьян на волю по обоюдному согласию с помещиком. Воспользоваться этим указом было трудно. К 1825 г. в соответствии с указом освободились менее 0,5% крепостных.

4. В 1804—1805 гг. началась отмена крепостного права в прибалтийских губерниях (в Латвии и Эстонии). Отмена крепостного права распространялась на крестьян «двopoxoзяeв» (то есть необщинников). Они получали полную свободу, но без земли, которую должны были арендовать у помещика за барщину, оброк.

Таким образом язва крепостного права сохранялась. В почвенном укладе по-прежнему господствовала корпоративность (община, уравнительные принципы). С введением военных поселений на казенных землях ряда губерний (Петербургской, Новгородской, Могилевской, Харьковской) ухудшилось положение государственных крестьян, фактически они потеряли личную свободу, должны были жить в одинаковых домах, по команде вставать, выходить на работу и возвращаться домой. В особенно тяжелом положении была помещичья деревня. Рост задолженности помещиков привел к тому, что к 1859 г. в государственных кредитных учреждениях было заложено 65% всех крепостных.

Западный уклад по сравнению с «почвой» развивался динамично: к 1860 г. число крупных предприятий выросло до 15 тысяч. В 30—40-е гг. XIX в. начался промышленный переворот, переход от мануфактуры — к фабрике, от ручного труда — к машинному. Города превращались в промышленные центры, росла численность городского населения. Улучшилась система путей сообщения: появились пароходы, были прорыты каналы, которые соединяли внутренние районы с морскими портами. Шло классообразование, хотя и медленно. Доля крепостных рабочих на крупных промышленных предприятиях уменьшилась (к 1860 г. она составила 18%). Создавались условия для расширения слоя мелких собственников. В 1801 г. купцы, мещане, казенные крестьяне получили право покупать землю в частную собственность. В 1858 г. 270 тысяч домохозяев имели в частной собственности свыше одного миллиона десятин земли (одна десятина — 1,1 гa). Слой собственников, в том числе и в деревне, рос. Поскольку крепостной крестьянин не имел прав и на собственность, то он был собственником земли де-факто. Юридически собственность оформлялась на помещика.

Для развития западного (капиталистического) уклада, важно было следующее. В 1802 г. было создано Министерство финансов, собиравшее под свою крышу все учреждения, которые занимались экономикой: министерство коммерции, департамент мануфактуры и внешней торговли. Началось составление единого бюджета государства. Из-за значительного дефицита и растущих долгов государства бюджет был строго секретным.

Однако по сравнению с Европой Россия развивалась медленно, противоречиво и непоследовательно. Это стало явным в период первого конфликта, носившего мировой характер, — наполеоновских войн. Россия втянулась в антифранцузские действия европейских государств в конце XVIII в. Действия русских войск под командованием А. В. Суворова были смелы, успешны (достаточно вспомнить беспримерный в военной практике переход через Альпы), но интересам России служили мало. Павел I приказал войскам возвращаться домой.

С приходом к власти Наполеона Франция стала сильнейшей державой, которая в 1804 г. превратилась в империю. Для обеспечения стабильности и гражданского мира в политической области в империи были ликвидированы все демократические завоевания революции: разделение властей, республика, парламент, независимая пресса и т.д Общество жестко контролировалось властью. Современники говорили о Наполеоне, что он боялся малейших волнений рабочих больше, чем проигранного сражения. Но что касается рыночных отношений, то делалось все для быстрого их развития и укрепления. Поощрялось предпринимательство, развитие промышленности, стремление к собственности. Завоевательная политика Наполеона диктовалась интересами рыночной экономики: рынки сбыта, средства, сырье и т.д.

В России Наполеона воспринимали как наследника французской революции, который перенес методы революционного террора во внешнеполитическую арену. Усиление влияния Франции в Европе вызвало недовольство Англии, России, Пруссии, которые заключили в 1805 г. против нее союз (затем к нему примкнула Австрия).

Россия, будучи в составе антинаполеоновской коалиции, была в состоянии войны с Францией с 1805 г. В Европе находились российские войска, которые принимали участие в военных действиях. Однако Франция побеждала, российские войска были оттеснены. В 1807 г. в г. Тильзите был заключен мирный союзный договор между Россией и Францией. Этот договор имел тяжелые последствия для Отечества:

1) заключив союз с Наполеоном, Россия оказалась в изоляции от своих партнеров по политике и экономической деятельности, прежде всего от Англии;

2) Россия не была гарантирована от нападения со стороны Наполеона (поражает сходство ситуации с 1939—1941 гг.);

3) этот договор нанес удар по международному престижу России, уязвил патриотические чувства русских.

В 1812 г. после официального объявления войны армия Наполеона вторглась в пределы России. Обратите внимание: в России знали примерные сроки вторжения французской армии. Распространенное в исторической литературе советского периода мнение о «внезапности» нападения Наполеона несправедливо. Неверно также утверждение, что вторжение произошло без объявления войны. За несколько дней до начала военных действий Наполеон официально сделал такое объявление. Россия была к войне не готова. Система власти оказалась бессильной организовать сопротивление и на защиту своей страны встал народ, французское нашествие вызвало небывалый подъем патриотизма, оказывалось упорное сопротивление. французы говорили о «львином отходе русских». Молодежь с энтузиазмом записывалась в армию, созывалось ополчение, поступали многочисленные материальные пожертвования. Вооружаясь охотничьими ружьями, самодельными пиками, косами и вилами, белорусские, литовские и русские крестьяне развернули партизанскую войну.

Именно всенародное сопротивление французской армии обеспечило победу.

Российская армия в 1813—1814 гг. продолжала бороться с Наполеоном за пределами страны. Победа в войне 1812 г., успешные заграничные походы имели большое значение для престижа России в Европе. Россия не только восстановила свой авторитет крупнейшей державы, но стала вершителем судеб многих стран в Европе. С октября 1814 г. по июль 1815 г. в ВеНе проходил конгресс представителей европейских государств, которым предстояло перекроить карту Европы. Император России Александр I играл на Венском конгрессе одну из главных ролей, явился одним из инициаторов создания Священного союза. Этот союз был первой общеевропейской организацией (к нему присоединились все монархи Европы), целью которой являлось поддержание стабильности и оказания взаимной помощи в рамках всего континента. Прошло немногим больше ста лет с тех пор, как Петр I «прорубил окно» в Европу, — за короткий исторический срок была пройдена дистанция огромного размера. Россия теперь в лице императора вместе с другими странами решала судьбу европейской цивилизации.

Казалось бы, на волне всенародного подъема Россия продвинется в сторону демократии, конституции, отмены крепостного права. Александр I на европейской арене выступал сторонником конституционного строя. Вместе с союзниками он особенно активно настаивал на том, чтобы возвратившиеся к власти во Франции Бурбоны обнародовали конституцию. Это было сделано. Хартия 1814 г. провозглашала во Франции конституционную монархию.

Действительно, под влиянием этих событий был еще один всплеск либеральных настроений у Александра I. В 1815 г. по решению Венского конгресса в состав России было включено герцогство Варшавское. Принимая корону царя (короля) Польского, император даровал Польше конституцию (конституция существовала там несколько столетий до разделов Польши в последней четверти XVIII в.), которая предусматривала представительную демократию и разделение властей. Парламент (сейм) обладал законодательными правами, а исполнительная власть возглавлялась королем в лице наместника российского императора. Польше разрешалось иметь собственные вооруженные силы. Было заявлено императором, что постепенно конституционные основы утвердятся по всей империи. Конституционный «остров» в составе России просуществовал недолго, до польского восстания 1830— 1831 гг., но оказал существенное влияние. Министру юстиции Н.Н. Новосильцеву Александр I поручил разработать основы российской конституции. Государственная Уставная грамота, подготовленная им тайно, переносила принципы польской конституции на всю страну. Однако все это осталось на бумаге. Угасание реформ к концу царствования Александра I объясняется не только изменениями в настроении царя, но и отсутствием широкой поддержки реформаторской деятельности в обществе. Когда в 1814 г. Г.Р. Державин поздравлял императора с победой, Александр I ему ответил: «Да, Гаврила Романович, мне Господь помог устроить внешние дела России, теперь примусь за внутренние, но людей нет»'. Эра просвещенного правления уходила в прошлое. В деятельности власти нарастали консервативные тенденции. Особенно они усилились в 1820—1825 гг. Александр I увлекся мистицизмом, стал мало заниматься государственными делами.

Декабризм

Незавершенность реформ, усиление Консерватизма привели к тому, что проекты введения конституции в России стали вызревать подпольно, в тайных обществах, которые вошли в историю под названием декабризма. Тайные организации начали возникать в 1816 г. Великая Французская революция и ее последствия стали тем историческим материалом, на котором вырос декабризм. П. И. Пестель в показаниях на следствии говорил о влиянии революции во Франции на формирование его политических взглядов: «...Революция, видно, не так дурна, как говорят, и что может быть даже весьма полезна...». Большое влияние оказало знакомство с жизненными стандартами Европы представителей российского общества во время заграничных походов. Из «Записок» декабриста И.Д. Якушкина: «Пребывание целый год в Германии и потом несколько лет в Париже не могло не изменить воззрения хоть сколько-нибудь мыслящей русской молодежи: при такой огромной обстановке каждый из нас сколько-нибудь вырос». И далее: «В продолжении двух лет мы имели перед глазами великие события, решившие судьбы народов, и некоторым образом участвовали в них; теперь было невыносимо смотреть на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхваляющих все старое и порицающих всякое движение вперед. Мы ушли от них на 100 лет вперед».

Стремление освободить Россию от царского деспотизма привело декабристов к идее конституции, а некоторых к республиканизму. Им казалось, что все довольно просто. А.Е. Розен писал, что достаточно «пересадить Францию в Россию». Представлялось, что необходимо лишь внедрить в отечестве экономические принципы и политические институты из более передовых европейских государств, и Россия будет поставлена «на ту ступень просвещения, на которую она имела право по политическому своему положению в европейском мире».

П. И. Пестель и Н. М. Муравьев приступили к составлению проектов российской конституции в 1820 г. П. И. Пестелю и его сторонникам казалось, что республика является единственно разумной формой государственного устройства.

Характерно, что, выдвигая эти идеи, декабристы опирались на исторический опыт греко-латинской цивилизации, а также Новгородской республики. П. И. Пестель говорил: «Я вспоминал блаженные времена Греции, когда она состояла из республик, и жалостное ее положение потом. Я сравнивал величайшую славу Рима во дни республики с плачевным уделом под правлением императоров. История Новгорода меня так же утвердила в республиканском образе мыслей». И далее: «...Ни в чем не видел большего благоденствия для России, как в республиканском правлении». В республиканской России предполагалось разделение властей: законодательная власть (Народное вече), исполнительная власть (Державная Дума). Обе ветви власти должны были быть выборными и постоянно, частями сменяемыми. «Сверх сего нужна еще власть блюстительная — Верховный собор», — писал П. И. Пестель. Он предполагался из 120 человек, именуемых боярами. Бояре назначались на всю жизнь и не могли участвовать в законодательной или исполнительной власти. Европейский принцип равновесия властей отвергался. «Верховный собор не рассуждает о сущности предметов, но смотрит... дабы во всем соблюдено законное; после сего утверждения получает закон свою действенную силу». Таким образом предусматривался своеобразный коллективный царь, который не был подконтролен обществу.

У Н.М. Муравьева было иное представление о государственном устройстве России. В его проекте «Конституции» предусматривалось, что Россия может быть федеративным государством по типу Северной Америки. При этом утверждалось, что она может быть монархией. План таков: «Под надзором государя одно Законодательное собрание находится в столице и делает все распоряжения общие для всего государства; частные распоряжения, касающиеся до областей, представлены областным законодательным собраниям... Таким образом доставляется благосостояние целого и частей».

Предусматривалось разделение властей назаконодательную, исполнительную и судебную. Исполнительная власть представлена императором; «Император есть: верховный чиновник российского правительства». И далее: «Он соединяет в особе своей всю исполнительную власть». При этом сохранялись наследственность в замещении «должности» императора.

В обоих проектах провозглашались гражданские права и равенство граждан перед законом. П. И. Пестель писал: «Becь российский народ составляет одно сословие — гражданское, все нынешние сословия уничтожаются и сливаются в одно сословие...». Любопытно, что исходя из идеи равенства, П. И. Пестель предлагал отменить многонациональность России: «Все различные племена, составляющие Российское государство, признаются русскими и, слагая различные свои названия, составляют один русский народ». Так просто решал он проблему равенства разных народов в составе России. Аналогична и позиция Н.М. Муравьева. Утверждая равенство всех перед законом («Все русские равны перед законом»), он считал русскими «всех, кто родился в России».

Декабристы выступали против крепостного права и рабства в любой форме. По их мнению, Россия должна стать страной свободных людей. «Раб, прикоснувшийся земли Русский, становится свободным,» — писал М. Н. Муравьев. П. И. Пестель писал в «Русской правде»: «...Вес люди в государстве должны непременно быть перед чаконом совершенно равны» И далее: «...Обладать другими людьми, как собствепностью) своею, продавать, вкладывать, дарить и наследовать людей на подобие вещей... есть дело постыдное, противное человечеству...».

Декларировалась свобода выбора занятий, отменялись цехи, гильдии. Важно, что провозглашалось право каждого на собственность. П. И. Пестель писал: «Право собственности или обладания есть право священное и неприкосновенное». В тексте его проекта просматривается уравнительная тенденция, характерная для русского общества. Собственность должна быть у всех, считал он, «все россияне суть помещики или частные, или общественные». Для этой цели — наряду с частной выделялась собственность общественная, которая могла использоваться по требованиям членов общества.

Таким образом декабристы вдохновлялись стремлением ускорить продвижение страны к государствам западного типа. Одни предполагали умеренный, реформистский вариант преобразования России (Н.М. Муравьев), другие — более радикальный, через цареубийство к республике (П. И. Пестель). Однако их проекты несли печать российской специфики: великодержавность (превратить всех в русских), централизм, уравнительность. Многое было утопичным. Декабризм отражал общественные идеалы европейски ориентированной части общества и не принимал в расчет другие, гораздо большие, по объему части.

Под грузом противоречий

19 ноября 1825 г. в Таганроге закончилось правление Александра I.' Более полутора столетий историки пытались понять и выяснить, что же там произошло. Большинство утверждало, что император скончался в результате внезапной болезни. Однако до сих пор распространены и другие версии: убит, добровольно покинул светскую жизнь и предпочел монашество и т.п. Однако для будущего страны это не так важно. Задолго до рокового дня император определил своим наследником младшего брата — Николая, а не старшего по возрасту — Константина. Однако это держалось в тайне, даже от будущего императора. В результате 27 ноября 1825 г. Николай, войска и государственные органы присягнули Константину, который жил в Варшаве и знал об истинной воле императора. Пока шло выяснение ситуации, создалась обстановка междуцарствия, которая и была выбрана декабристами для изменения государственного строя. 14 декабря 1825 г. предстояло привести общество к присяге Николаю I. Заговорщики при5вали к откачу от покой присяги и надеялись на введение конституции Сенатом, Восстание показало, на-сколько далеки от масс были идеалы западной демократии. Об том свидетельствует такой факт. Рядовые участники восстания декабристов — солдаты — кричали: «Да здравствует император Константин и его жена Конституция». Слово кон ституция для них ничего не значило, они сочли его иностранным именем. Восстание было подавлено. Николай I стал императором.

Политическим идеалом Николая I был Петр I. Он старался ему подражать во всем. Изображение Петра Великого всегда было с ним до его смерти. Казалось бы, такой выбор идеала означал прозападность императора. Однако, это не так. В Петре I его привлекала решительность, сила и мощь государственной власти. Западный путь он отрицал. Николай I не только не хотел преобразовывать Россию по запад ному варианту, но и мечтал искоренить то, что уже было сделано до него. В одном из первых манифестов после 14 декабря 1825 г. Николай I поставил задачу: «Очистить Русь от... заразы, извне к нам нанесенной». Для упрочения государственной власти предлагалось насаждать «отечественное, природное, не чужеземное воспитание». Николай I, как и Петр I, верил во всесилие государства и считал, что государственный механизм может изменить мир.

После восстания декабристов Николай I создал секретный комитет для разработки проектов реформ, приблизил Сперанского М.М. Главные усилия были направлены на со здание нового свода законов. К 1830 г. эта работа была закончена. Полное собрание законов Российской империи составило 46 томов. Первая статья их гласила: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

Как упразднить то, что отжило, не вызвав потрясений? Этого Николай I не знал. Но все же кое-что предпринял. Крестьянский вопрос был в центре внимания императора. Он девять раз создавал секретные комитеты по крестьянскому делу, но деятельность их была мало успешной. Следуя примеру Александра I начинать реформы с западных районов, Николай I по,окончании русско-турецкой войны 1828— 1829 гг. объявил крестьян в Молдавии и Валахии лично свободными и точно определил их повинности в отношении помещика. Произошло это благодаря стараниям генерал-адъютанта П.Д. Киселева, с именем которого связаны реформы в эту эпоху. В 1837—1841 гг. он провел реформу государственной деревни, в результате которой государственные крестьяне получили юридические права, было реорганизовано административное управление. Реформа не внесла серьезных изменений в положение крестьян, но улучшила управление. Внешне в николаевской России было все в порядке. Армия блистала на смотрах. Бюрократический механизм отлично работал: бумаги исправно переходили из канцелярии в канцелярию. Численность бюрократии возросла, военно-полицейские функции усилились за счет ослабления роли поместного дворянства с его заложенными и перезаложенными имениями, а также оппозиционных сил, подавленных расправой над декабристами. Но мир менялся, а Россия лишь стремилась закрепить и упрочить то, что было.

Вместе с тем восстание декабристов и его жестокое no-Давление, расправа над участниками дали толчок дифференциации общественно-политических интересов. Складывалось консервативно-охранительное направление. Его платформа: не допустить дальнейших изменений в сторону западной системы, сохранить «почву», общину в неприкосновенности, утверждать православие, сохранить крепостное право, поскольку оно благотворно для крестьян: помещик — отец родной. В рядах высшей государственной бюрократии консерваторы преобладали. Л.В. Дубельт, управляющий III отделением его императорского величества канцелярии при Николае I, которого А. Герцен считал «умнее всех трех отделений вместе взятых», выступал следующим образом: «Наш народ оттого умен, что тих, а тих оттого, что несвободен». И далее: «Не троньте этот народ, оставьте его в патриархальной простоте и во всем природном его величии»'. Л.В. Дубельт обличал «мерзкий Запад»; «Не заражайтесь бессмыслием Запада — это гадкая помойная яма, от которой кром



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.247 (0.014 с.)