Какие моральные ценности важны для современных россиян? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие моральные ценности важны для современных россиян?



«Всяк по своему с ума сходит»

«Своя рубашка ближе к телу»

Русские народные пословицы

Среди граждан современной России долгое время традици­онно было восприятие самих себя как «части советского наро­да». Официальная иерархия и в царской империи, и в СССР строилась одинаково: народ—коллектив (производственная или сельская община) — семья—человек.

Известен графический символ русского мироощущения — ус­тойчивая пирамида, которую венчает лидер (патриарх, царь, ге­неральный секретарь и т.д.), а внизу — народ. Граждане России


действительно ценили свою принадлежность к большой, державно-народной общности и поэтому очень болезненно восприняли крушение Советского Союза.

Реформы перевернули не только реальную жизнь, но и мно­гие ценности и установки в сознании граждан. При советской власти наиболее престижными были такие профессии, как дип­ломат, космонавт, балерина, актриса, научный работник и препо­даватель, писатель или поэт, музыкант — т.е. творческие про­фессии гуманитарной интеллигенции. При том что зарплата за­водского рабочего, например, была в 4—5 раз выше, чем у молодого врача или преподавателя в вузе. Социальным «успехом», несмотря на все несправедливости оплаты труда, считалось получение диплома о высшем образовании, возможность творчества и самореализа­ции.

Сейчас личность оценивается не столько по ее интеллекту­альным способностям или возможностям (как это было рань­ше), не по критерию служения обществу или государству, сколько по имеющейся в ее распоряжении собственности и наличных денег. Появилась и расширяет свое влияние «мораль успеха», ранее не характерная для россиян94.

Как россияне воспринимают себя сегодня: как «осколок» бывшей великой общности — «советского народа»? Или как этнос? В ка­ком кругу они испытывают традиционно важное для них чув­ство общности? С кем предпочитают общаться?

По данным аналитиков65, решающую роль в жизни россиян играет здоровье и семья (79,9%), друзья (74,4%). Это закономер­но, потому что семью и друзей человек выбирает себе сам, «под себя». При любом кризисе глобальных общностей ближайшее окружение человека становится той нишей, куда человек стре­мится уйти, чтобы укрыться от бурь и потрясений внешнего мира.

Вторую по значимости группу составляют товарищи по рабо­те и учебе (51,3%), люди, разделяющие те же взгляды на жизнь (52,9%), люди того же поколения (51,9) и тех же профессий (50,7%). А вот «национальная принадлежность», «политические взгля­ды», «соседство», «материальный достаток и богатство» играют для общения гораздо меньшую роль: только 25—40% русских учи­тывают эту позицию.

Утратили свою ценность и такие понятия, как «могущество страны», «прогресс», «процветание» и «демократия»65.

Особенно примечательно, что россияне ценят «порядочность». Разрушение социальной защиты и практического отсутствия го­сударственного контроля, беспредельное развитие индивидуаль-


ной свободы имеет свои положительные и отрицательные результаты. Но при этом резко возрастает необходимость включения (иных, чем государственные) механизмов регуляции социального взаи­модействия. В такой ситуации люди начинают особо высоко це­нить все, что может упорядочить жизнь, и в первую очередь — «порядочность», честность, честь и достоинство. Ценность этих качеств личности возрастает, особенно в сфере личных отноше­ний.

Совершенно отдельной группой выглядит самосознание так называемых «новых русских» — российских предпринимателей. В иерархии их жизненных ценностей самое важное место зани­мают «свобода», «собственность», «процветание», «стабильность» и «достаток». А вот такие гуманистические ценности, как «со­гласие», «справедливость» и «духовность», гораздо менее важны для них, чем для представителей других социальных групп68. По своим ценностям они отходят от традиционного сознания рос­сиян, более эгоистичны и озабочены личным благополучием.

Парадоксально, но факт, что из числа самых важных ценно­стей россиян ушло слово «труд»6*. Коммунистическая идеология очень активно опиралась на это понятие, особенно при описа­нии картин светлого будущего. Потребность в труде в доперест­роечной России объявлялась высшей потребностью человека. Проводилась соответствующая идеологическая обработка массо­вого сознания. Уклонение от труда на благо общества считалось преступлением перед социалистическим государством со всеми вытекающими отсюда последствиями. Жестко действовал лозунг: «Кто не работает, тот не ест». Существовала статья закона, наказывающая за тунеядство!

Сегодня труд потерял былую идеологическую нагрузку, пе­рестал «быть на слуху» и занял достаточно низкое место в спис­ке жизненных ценностей россиян. Можно предположить, что та­кая ситуация связана не с природной ленью русских или их не­умением работать, а скорее, с предыдущим чрезмерным давлением со стороны государства.

С кем россияне не очень-то стремятся общаться? С теми, кто слишком интересуется политикой, теми, «кто не любит вы­совываться» (слишком осторожен, трусоват), кто уверен, что главное в жизни — «как повезет» (расчет на «авось», безалабер­ность и безответственность) или считает себя «советским наро­дом» (т.е. слишком политизирован и мечтает о возврате прошло­го). Такие группы по общности интересов составляют всего 15—


Эти данные говорят прежде всего о большой роли абстракт­ных, символических ценностей в жизни россиян. Ведущее место у них занимают такие реальные общности, как «семья» «друзья» и «язык» —• универсальные во всем мире. Однако ощущение един­ства с «товарищами по работе», или «по учебе», или с людьми, «разделяющими одинаковые взгляды на жизнь», более традицион­но именно для русских. Французы, например, редко заводят друзей на работе, а «одинаковые взгляды на жизнь» для них совсем не обязательное условие приятельских отношений.

То, что половина россиян испытывает доверие и дружбу к тем, у кого «те же взгляды на жизнь», к «людям своего поколения», к «людям той же профессии» или к «тем, кто не ждет «манны небес­ной», ведет такой же «образ жизни», ценит свое «историческое про­шлое», «народные обычаи и традиции»6*, сближающие 20% русских, выглядят несколько необычно по сравнению с другими народами.

Характерно, что среди приоритетов, которые сближают рос­сиян, «религия» стоит на одном из последних мест. Кстати, как и «внешность».

Интересно, что в выборе ценностей для мужчин более важ­ны «свобода», «законность», «порядок», «профессиональный успех» и «достаток». А вот женщины в качестве основных ценностей жизни выбирают чаще «семью», «милосердие», «здоровье», «лю­бовь», «духовность», «мир», «согласие». Можно сказать, что они менее прагматичны. «Любовь»,«успех» и «профессионализм»— это при­оритетные ценности молодежи, но с возрастом их ценность па­дает. Чем старше люди, тем важнее для них «духовность», «ста­бильность», «мир», «порядок» и «законность».

Как чисто российскую специфику можно оценить политизи­рованность ее граждан: 30,6% людей чувствуют общность с дру­гими — по мировоззренческим или политическим взглядам. Еще более неожиданной оказалась скромная роль имущественного достат­ка (только седьмое место). Причем люди с высшим образовани­ем выбирают эту ценность реже, чем без него. А ведь казалось бы, что в условиях снижения уровня жизни можно было бы ожидать гораздо большего внимания к этой позиции. А вот нет....

Пожалуй, главная особенность России последних лет — по­явление массы активных предприимчивых людей. Впервые за много десятилетий в России появились люди, которым есть что те­рять (и не только в материальном смысле). Это уже новый тип людей, которые понимают, с чем связаны новые возможности, в том числе и возможность «посмотреть мир». Они понимают, благодаря чему они стали собственниками недвижимости, поче­му они могут теперь продать, подарить или завещать детям свою


квартиру. Люди больше не хотят тратить время на очереди, на бессмысленные партийные и профсоюзные собрания. Они видят, что активному человеку сегодня гораздо легче найти возмож­ность выгодного приложения сил.

Среди них немало и бедных людей, у которых не такие уж примитивные мотивации, как это часто изображают СМИ. Если человек беден, то вовсе не обязательно, что он коммунист. Лю­дям умственного труда, которые составляют в России не менее трети населения95, присущи независимо от материального поло­жения взгляды и ценности, характерные для среднего класса. Если учитель и врач, не получив зарплату, выходит на улицу с ан­типравительственным лозунгом, то и это не значит, что он ком­мунист. Интеллигенция дорожит своей свободой и хочет сберечь ее для детей и внуков, так что загнать общество в прежнее со­стояние уже никому не под силу.

Таким образом, россияне вовлечены в очень сложную систему социальных связей и моральных ценностей. Для них потеряло смысл прежнее идеологизированное определение общности — «советский народ». 40% россиян больше не отождествляют себя с установками периода застоя: «сиди тихо, не высовывайся, жди счастливого слу­чая». Теперь люди надеются, в основном, на свои собственные силы и доверяют, главным образом, только самим себе96. Зато очень важно для них все то, что отражает духовную близость людей — взгляды на жизнь, интересы, религия, профессия и национальность6*. Причем фактор национальности оказывается гораздо важнее, чем граждан­ство. Интересно, что «русские» в 2 раза чаще предпочитают назы­вать себя именно этим словом, а не словом «россияне»65. Это очень показательно, особенно в контрасте с традиционным чувством за­висти и пиетета русских по отношению к иностранцам, с прису­щим им в прошлом желанием выглядеть чуточку «иностранцем» или выдать себя за «нерусского»! (см. об этом ч. II, гл. 3, § 11).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.54.111.228 (0.017 с.)