Нравственность россиян: вчера, сегодня, завтра?.. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственность россиян: вчера, сегодня, завтра?..



«Все мы люди, все мы человеки»

Русская поговорка, смысл которой в том, что

всем нам свойственны слабости и недостатки,

не стоит их осуждать

Нравственные принципы не существуют в чистом виде, сами по себе, они всегда — результат истории, политических, хозяй­ственных и прочих отношений в обществе, и поэтому говорить


о такой тонкой материи, как нравственность любой нации, до­статочно сложно. Тем более что любой факт можно рассматри­вать двояко: все зависит от точки зрения.

Вчерашний россиянин с точки зрения нравственности выг­лядел, по крайней мере, неоднозначно. Как правило (хотя бы внешне), он демонстрировал свое пренебрежение к меркантиль­ности и практицизму, категорически осуждал проституцию (хотя повально был склонен к адюльтеру), придерживался традици­онных постулатов в семейной жизни (унаследованных из «До­мостроя»), как бы в шутку повторял, что «Без труда не вынешь рыбку из пруда» и втайне гордился «великой державой». Другое дело, что лживая двойственность советской жизни приучила его не всегда быть искренним и даже лгать, притворяться, извора­чиваться, изображая «трудовой энтузиазм», пренебрежение к достатку, ненависть к мещанству («жлобству») и преуспевшим спекулянтам, согласие с режимом... Да и кто бы стал с режимом спорить? Себе дороже...

В постсоветской России изменилась не только политическая система, жизненные ценности, но неуловимо изменилась и сама мораль, представление о нравственности, о порядочности или непорядочности человека. Изменилась даже сама точка отсчета в оценке нравственности. Например, такая особенность русских, как пренебрежение к материальной стороне дела на первый взгляд выглядит вполне невинным качеством, некоторым образом свя­занным с нравственностью. Однако сейчас оно может обернуть­ся опасной стороной в деловых отношениях с россиянами.

Зададимся простым вопросом: «Почему россияне часто не платят налоги?» Здесь в отличие от европейцев россиян, мягко говоря, нельзя считать законопослушными гражданами. Связано это не только с тем, что законы в России (и до советского времени, и в советское время, и сейчас), как правило, не соблюдались, а подменялись волевыми решениями — на уровне барина, чинов­ника, начальника и т.д. И этот стереотип поведения генетичес­ки на подсознательном уровне закрепился и дает о себе знать в самых разных ситуациях. Так, сегодня российские пешеходы и водители машин самые, пожалуй, недисциплинированные в мире. Тот же стереотип работает и в ситуации с налогами.

Русского может удивить, что француз, например, предпочи­тает сообщить налоговой полиции все до последней капли о со­стоянии своих заработков и расходов; он сообщает даже о нали­чии служебной машины или квартиры. Понятно, что французу тоже нелегко расстаться с лишними деньгами при повышении


налогов за подобные привилегии. Однако он твердо уверен: че­рез компьютерную систему налоговые службы знают о его мате­риальном состоянии дел решительно все, ничего нельзя утаить. Поэтому, с его точки зрения, лучше даже не пытаться вводить их в заблуждение, ибо это может очень дорого стоить, а лучше честно все заплатить и спокойно спать. Для русских такая логи­ка поведения еще непривычна.

Попутно стоит отметить, что в России самые низкие в мире налоги на доходы, составляющие только 13%. По предложению президента РФ налоги постоянно упрощаются — особенно для тех, кто рискует сегодня в России открыть свое дело. Самые боль­шие послабления сделаны для малого бизнеса (не более 20 работ­ников и не более 10 млн рублей годового дохода), который ос­вобождается от налогов на прибыль и на НДС, налога с продаж и единого социального налога. Государство делает много усилий для того, чтобы легализовать бизнес, чтобы граждане постепен­но привыкли платить налоги.

И тем не менее налоги не платят, налицо всеобщее стремле­ние скрыть доходы от налоговой полиции. И здесь имеет место не просто феномен жадности, нежелание расстаться с «лишни­ми» деньгами и т.п. Этому в немалой степени способствует и всеобщая экономическая неграмотность населения.

Известно, что при советской власти население России деся­тилетиями не имело даже базовой экономической грамотности, в том числе и для ведения своих личных дел. Все были поголов­но бедными и, в общем, не нуждались в умении рассчитывать свои мизерные доходы и расходы. Все с трудом доживали до получки и как-то сводили концы с концами. Такая экономическая сис­тема совпадала с традиционным пренебрежением русских к со­средоточенности на материальных благах. Экономической грамотой владели только профессионалы: экономисты, плановики и бух­галтеры. Это порождало в обществе преувеличенное уважение и даже трепет по отношению к экономически грамотным людям. А те, в свою очередь, пользовались властью и могли манипули­ровать не только работниками, которым и в голову не приходи­ло спорить о размерах своей зарплаты, но даже и руководителя­ми предприятий. Бухгалтер становился на любом предприятии самым важным человеком.

Сравним: кто такой бухгалтер на Западе? Это маленький винтик в общей машине, подконтрольный в любом своем действии. А если вы сравните роль бухгалтера в любом современном учреж­дении в России, то убедитесь, что здесь все иначе. Именно он


«правит бал», он руководит, командует всем коллективом и даже начальником, который зависит от него. Известны факты, когда бухгалтеры (например, в издательствах) сами себе назначали зар­плату выше, чем у руководителя. И их нельзя ни уволить, ни запугать: они полезны, поскольку могут прикрыть неблаговид­ные дела начальника, «замазать» их, помочь скрыть его эконо­мическую неграмотность или нечистоплотность. А могут и под­вести под суд. Лучше с ними не спорить, а наоборот, щедро по­делиться.

Подобная круговая порука, коррумпированная система воз­никла еще при советской власти, но именно сейчас она расцве­ла пышным цветом во всех государственных учреждениях Рос­сии как на территории страны, так и за ее пределами. В области бизнеса, по свидетельству зарубежных, да и российских бизнес­менов, стандарты делового поведения в России отличаются от общепринятых в мире.

Конечно, корректное отношение к доходам и налогам посте­пенно начинает утверждаться и в России. С трудом, потихоньку русские начинают осознавать, что деловое взаимодействие меж­ду партнерами регулируется не только экономическими и юри­дическими правилами. Оно должно, кроме того, подчиняться и деловой культуре, общепринятым «правилам игры». В этом заин­тересованы в первую очередь и сами российские бизнесмены. Именно по их инициативе разработаны кодексы предпринимательской этики и принята «Хартия бизнеса России».

Кодексы созданы, но до привычки соблюдать и уважать эти кодексы еще очень далеко. Все-таки русский человек традици­онно привык считать добродетелью, если ему удавалось госу­дарство как-то обвести вокруг пальца. Потому что государство в лице чиновников веками было враждебно его интересам и ни­когда их не защищало.

Известно, что россияне дружно отмечают снижение мораль­ных устоев общества в результате десятилетних перемен. Спра­ведливо, однако, говорить не столько о падении нравов и росте аморальности, цинизма россиян, сколько о смене приоритетов. Например, среди тех, кто сумел добиться материального благо­получия, особенно среди молодежи, растет популярность «мора­ли успеха», желание самоутвердиться в глазах окружающих, от­кровенный прагматизм, интерес к материальной выгоде для себя лично, без «высоких дум» о ближнем. Аналитики согласны в том, что это результат влияния «западных веяний», «западной мора­ли»,


Если бы дело ограничивалось только «западными веяния­ми», то было очень просто говорить о тенденциях развития бу­дущей России: наложи лекало «Запада» и делай выводы. Но не так все просто. В противоположность «морали успеха», по на­блюдению американского журналиста97 в Москве, в поведении россиян появилось что-то «совсем новенькое», непохожее ни на прошлое, ни на новые «западные веяния». И доказательство этого — популярный персонаж Интернета и TV Масяня. Со­зданная питерским художником Олегом Куваевым в петербур­гской студии веб-сайта исключительно для отдыха, она снача­ла завоевала популярность в Интернете, а потом даже получи­ла место в сетке вещания популярной телепрограммы в России «Намедни». О ней все говорили с восторгом, так как она, ока­зывается, «открыла, чтд можно заниматься любимым делом и зарабатывать на этом большие деньги. Об этом можно только мечтать». Причина популярности этого образа (прямо скажем, неважно нарисованного) — особая жизненная философия, ко­торую можно выразить одним словом: «пофигизм». По этой фи­лософии оказывается, что теперь в России не стыдно быть без­работным, и вовсе не потому, что очень уж трудно найти ра­боту. Оказывается, способность и умение работать — не такое уж большое достоинство, главное — «деньги все равно будут». Неважно, каким образом. Ценность «труда» стремительно тает в глазах современных россиян, особенно молодых.

Как раньше в СССР, так сейчас на Западе такой образ жиз­ни считается постыдным: безработные люди невольно несут клеймо социальных паразитов. А в современной России отношение в этим людям совсем иное, не совпадающее ни с советским, ни с «за­падным» — чуть ли не восхищенное. Умение «доставать» деньги без особого труда, да еще и «с удовольствием» стало националь­ной мечтой. Наоборот, Масяня чувствует себя неловко, когда ее дружок видит ее за работой. Такая философия и превратила этот образ в популярный символ.

В общем, моральный облик современного россиянина совсем непрост, и утверждения о падении нравственности современных россиян небеспочвенны. Доказательство этой очевидной истины не требует особых социологических исследований. Однако имен­но социологам удалось прояснить не менее интересный парадокс: оказывается, моральные критерии россиян в последние годы сни­зились именно в сфере общественного поведения™. Например, го­раздо меньшее количество людей осуждает теперь покупку кра­деного, спекуляцию, невозвращение кредитов и займов, при-


своение найденных денег, даже политическое убийство, т.е. акты негативного общественного поведения.

А вот в том, что касается личной жизни, по крайней мере на словах, россияне стали более строгими. Так, на вопрос «Какое ваше самое заветное желание в жизни?» россияне дали такие ответы98: «Жить в гармонии с собой и окружающими» (23%), «Обрести на­стоящее счастье» (11%), «Избавиться от своей неуверенности» (8%), «Обрести благополучие в браке» (7%), «Сделать правильный выбор духовного пути» (6%), «Ни в чем не завидовать другим (3%)» или «Избавиться от зависти»... Гораздо реже чисто прагматические желания: «Улучшить финансовое положение» (12%), «Открыть свое дело» (4%) или «Совершить выгодную сделку» (только 1%!).

В ответах опрошенных людей твердо осуждается моральная распущенность, пренебрежение своим долгом по отношению к семье, особенно к детям, нечестность и предательство по отно­шению к друзьям, нескромность стремительно разбогатевших людей — из тех, кто «Из грязи— да в князи». В общем, подобные ответы в ходе опроса общественного мнения не дают возможно­сти однозначно утверждать о растущем цинизме и аморальности россиян. Скорее наоборот: в сфере личной жизни они придержи­ваются традиционных ценностей.

Даже при том что у русских отмечено своеобразное отношение к собственности (см. ч. II, гл. 3, § 9), они воспринимают t острым стыдом, если их уличили в воровстве и непорядочности. Вот фран­цуз, например, в компании в порыве откровенности может со смехом как о забавном случае рассказать, как он утащил какую-то мелочь в универмаге, не расплатившись, или обманул кого-то при обме­не с выгодой для себя. Подобное поведение им воспринимается не в моральной плоскости, а как возможность «пощекотать» нервы или «проучить растяпу», получив при этом барыш. Русский, разу­меется, тоже может совершить подобное. Он, однако, не сможет в этом открыто признаться, тем более в компании, он будет хра­нить этот случай как постыдную тайну, а не рассказывать как о забавном случае из жизни и бахвалиться при этом.

Показательно, что в обществе снизился градус ненависти и презрения к проституткам. Их могут даже оправдывать тем, что они занялись этим не очень-то приятным делом «не от хорошей жизни», что их «жизнь заставила». А по отношению к валютным проституткам такие чувства вообще были неведомы. Вспомним знаменитый фильм «Интердевочка», заливший слезами о судьбе ностальгирующей проститутки всю перестроечную Россию. Уж какая там мораль...


Если же перевести проблему нравственности в сферу пред­принимательства, то оказывается, что интереснейшие результа­ты получены при сопоставлении оценок определенных амораль­ных действий с тем, выиграли или проиграли от реформ авторы этих оценок68.

Выяснилось, что даже при общепризнанном падении обще­ственной морали, при всей коррумпированности экономики и государства приверженность традиционным моральным ценнос­тям остается экономически выгодной моделью поведения для де­ловых россиян. Так, среди тех, кто считает нормальным давать взятки, в полтора раза меньшее число людей улучшило свой материальный статус, чем среди тех, для кого это неприемлемо. Среди тех, кто не осуждает уклонение от налогов — в два раза меньше число людей, достигших успеха. Успехи же тех, кто при­нимает использование сексуальных связей в корыстных целях, стре­мится к нулю. И лишь те, кто приемлет сознательный обман для достижения своих целей, продемонстрировали свою несколько большую успешность по сравнению с теми, кто такой мораль­ный выбор отрицает.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.01 с.)