Полезные советы тем, кто собирается работать в России
Содержание книги
- Часть четвертая. Деловое сотрудничество
- Уважение к интеллекту и к умным людям
- Особенности русских: между востоком и западом
- Глава 1 материальная культура и образ жизни русских
- Дом, жилье, квартира и обстановка
- Городской транспорт, пешеходы и машины
- Веселие Руси есть пити, не можем без того быти»
- Блеск и нищета российских ресторанов
- Стереотипы бытового поведения и образ жизни русских
- Муж и жена в семье: социальные роли
- Положение женщины в российском обществе
- Приметы, суеверия, предрассудки
- Психологические особенности русского архетипа
- Установки в русском сознании, или Сложные последствия простых причин
- Существует ли «русский коллективизм»?
- Отношение к власти и чувство государственности
- Поведенческие стереотипы в отношении к собственности
- Традиционное отношение русских к иностранцам
- Отношение к идее времени и способ его организации
- Конфессиональные особенности русских
- Феномен российского пьянства
- Новые реалии и ценности в постсоветский России
- Безопасность и состояние законности в современной России
- Как население России оценивает свое материальное положение и социальный статус.
- Какие моральные ценности важны для современных россиян?
- Нравственность россиян: вчера, сегодня, завтра?..
- Как россияне относятся к государству?
- Как современные россияне относятся к свободе и демократии?
- Как современные россияне воспринимают самих себя?
- Как сейчас россияне относятся к другим странам?
- Деловое сотрудничество С русскими
- Деловое сотрудничество и проблема пунктуальности и точности россиян
- Отношения между руководителем и его подчиненными
- Психологические особенности современных российских предпринимателей
- Полезные советы тем, кто собирается работать в России
- Результаты опросов общественного мнения
Похожие статьи вашей тематики
БЫТОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
1. Прежде чем отправляться работать в Россию, постарайтесь овладеть хотя бы базовыми знаниями русского языка. В такой «серьезной» и во многом непривычной вам стране невозможно жить и работать, не общаясь с местным населением, не понимая происходящего вокруг вас.
2. Если вы действительно хотите построить свой бизнес в России и понять жизнь ее обитателей «изнутри», то постарай тесь организовать свою жизнь так, чтобы отказаться от «тури стического образа жизни»: жить в гостинице, питаться в ресто ране, общаться только со своими соотечественниками и т.п. При таком образе жизни вы всегда останетесь для местного населе ния «чужим», который вторгся в их пределы, и с ним не стоит церемониться.
3. Важно снять «очки» своей культурной среды, помня, что образ жизни людей, их манера трудиться или нравственные прин ципы не могут оцениваться по шкале вашей страны. Это всегда результат конкретных условий другой страны: ее климата, исто рии, культуры, хозяйственных, политических и прочих отно шений в обществе. Не делайте поспешных выводов.
4. В ресторане, баре или кафе постарайтесь не пересчитывать демонстративно сдачу от официанта или внимательно проверять правильность предъявленного счета. По крайне мере, делайте это не открыто, а как можно более незаметно. Запомните: подобная «мелочность» отталкивает русских, кажется им унижением че ловеческого достоинства.
5. Не отказывайтесь от предложения выпить с ними, если вам позволяет здоровье. Категорический отказ создаст вам дополни тельные проблемы, а ваше согласие — будет одним из самых легких способов «навести мосты». Если вы с ними не пьете, значит «не уважаете», а это может свести на нет любые усилия построить отношения.
6. Русские предпочитают пить не стоя или прогуливаясь, как на официальных приемах, но сидя, хотя бы с минимальной за куской.
7. Стоит научиться произносить тосты. Русские высоко ценят литературные достоинства тоста, его искренность. Если вы на учитесь произносить пусть короткий, но эмоциональный и дру жественный тост, то это вызовет их одобрение, а тост на рус ском языке — даже восхищение.
8. Русские имеют большую практику в распитии алкоголь ных напитков. В этом смысле они «крепче» любого западного че ловека. Если они в хорошей форме, то способны выдержать до вольно большие дозы алкоголя и самые невероятные их смеси. При этом они, как правило, не теряют разума и способности держаться на ногах. Не пытайтесь конкурировать с ними в этом, не смешивайте разные типы алкоголя. Требуйте по правилам хо рошего тона самую маленькую (специально для водки) рюмку, настаивайте на этом. Тогда вы сможете пить с ними почти на равне, т.е. в одном ритме, не отказываясь поддержать традици онный порядок произнесения тостов, не фиксируя на себе их возмущенного внимания.
9. После особенно важного и значительного тоста русские требуют «пить до дна», т.е. произвести такое знаковое действие одобре ния и солидарности. Выполните их просьбу, если она настойчи ва, но обязательно хорошо и сытно закусите. Тогда это не при несет ущерба вашему здоровью.
10. В разговоре с русскими можно касаться всего — личных дел, успехов и талантов детей, своих профессиональных забот, обсуждать новинки культурной и литературной жизни. Особен ный интерес вызывают проблемы политики и философии. До пустимо обсуждение ваших проблем, финансовых или проблем здоровья.
11. Не рекомендуется.обсуждать конкретно тему денег, тему карьеры, хвастаться своими талантами и достижениями для са моутверждения или саморекламы, производить впечатление не скромного человека. Нарушением этикета являются не только вопросы о возрасте, но и упоминание об этом. В обществе не принято говорить о сексе и интимных отношениях. Не в чести грубые и сальные шутки и анекдоты. Скучными и неинтересными для русских кажутся разговоры о еде и питье, а также о погоде.
12. Русским будет приятна похвала, если это связано с дос тижениями России в области космоса или касается успехов но вого экономического развития, фигурного катания, балета и осо-
19* 291
бенно — в области литературы и искусства. По мере возможности покажите свой интерес к их духовной и культурной жизни — и вам будет гарантировано их уважение.
13. Русские — большие патриоты, они очень чувствительно относятся к разговорам о войне, считая, что Россия вела боль шинство войн, обороняясь от агрессивных соседей с Востока и Запада. Особенно чувствительно для них упоминание о Второй мировой войне, в которой погибло около 40 мл^ человек. Почти в каждой семье до сих пор живет скорбная память о погибшем родственнике или близком человеке. Такая трагическая реаль ность не вполне совпадает с современными западными представ лениями об этой войне. Еще сильнее травмирует русских любое упоминание о Чечне. Постарайтесь быть деликатными в этих воп росах, а еще лучше — избегайте их.
14. Если же вы все-таки хотите оставить после себя впечатле ние как о приятном собеседнике, то рекомендуется задавать воп росы, близкие и интересные для русских. Так, беседуя в мужс кой компании, можно с невинным видом спросить: «А это правда, что лучшая водка— польская?». Это подымет в них бурю эмо ций, и каждый собеседник сочтет своим долгом объяснить вам преимущества русской водки перед польской. Еще более живая и захватывающая беседа у вас получится, если вы поинтересуе тесь, какая закуска более всего подходит к водке: или соленые огурцы, или соленые грибы, и какой именно сорт грибов. Или спросите, как лучше охлаждать водку — в холодильнике или в морозильной камере, отчего она становится густой и тягучей, как ликер. И не повредит ли последний способ охлаждения вод ки ее вкусовым качествам? В результате всех последующих объяс нений вы, во-первых, услышите массу новой для вас информа ции, во-вторых, понаблюдаете за характером и темпераментом рассказчиков, а главное, оставите после себя впечатление как о замечательном собеседнике, человеке с широким кругозором, который много знает о жизни и внимателен к жизни других людей. А с таким всегда стоит иметь дело!
15. По мнению ученых-психологов, у русских есть особые способности к интуиции и предчувствию, у них больше вос точной иррациональности, чем западной рациональности, эмоции всегда преобладают над разумом, а страсти — над материаль ными интересами. Не стоит ждать от них быстрых и активных действий в критической ситуации, если они эмоционально не захвачены этой проблемой. Не стоит ждать от них и объектив ности.
16. Чувственное восприятие жизни у русских выражается в том, что они нуждаются в близких человеческих контактах, эмо ционально зависят от окружения. Самое тяжелое для них — по вседневная рутина, мелочность, повторяемость, монотонность. То, от чего «нормальный» европеец ощущает покой и стабиль ность, русского может привести в уныние. Помните об этом ка честве русского архетипа, организуя трудовую деятельность в русском коллективе. Не критикуйте это качество, а используйте себе на благо.
17. Русские с трудом воспринимают формальные вежливые улыбки на официальных встречах и т.п. Они ценят такое умение улыбаться у американцев или японцев, восхищаются любезнос тью французов, но сами не желают следовать их примеру. Не впадайте в панику, если не видите улыбки на их лицах. Это не означает враждебности или негативных чувств, как это иногда думают иностранцы. Но если вы ждете улыбки, то для этого надо просто проявить вашу искренность и доброжелательность.
18. Помните, что американская манера «keep smile», посто янная бодрая улыбка и демонстрация своей бодрости и юморис тического отношения к жизни не всегда будут ими поняты адек ватно, ибо для них «Смех без причины— признак дурачины». Де монстрация своего счастья и успешности в жизни воспринимается русскими как признак «душевной глухоты» или бестактности.
19. Русские — народ тактильный, они любят ощущать вещи материально, дотрагиваясь до них. Не пугайтесь, если при встрече они будут чрезмерно энергично жать вам руку, хлопать по пле чу в знак одобрения ваших действий, звонко целоваться, почти прикасаться к вам во время разговора, слишком близко подса живаться. Будучи увлеченными беседой, они могут нарушить дистанцию между вами, дозволенную европейским этикетом (35— 40 см) и придвинуться поближе. Это значит, что им интересно с вами, что они не хотят упустить малейшей детали из вашего разговора. Иногда они дотрагиваются до плеча или рукава собе седника, что означает признак доверия или расположения к вам.
20. Русским присущ стихийный демократизм, растворенность человека в социуме. Не удивляйтесь, если они не обращают вни мания на ваш общественный статус и нарушают привычные вам правила этикета, европейскую дистанцию. Для них это действи тельно не имеет особого значения, по сравнению, скажем, с вашими личными отношениями.
21. Помните о такой закономерности: чем ближе ваши отно шения с человеком, чем выше степень доверия к нему, тем меньше
«китайских церемоний» будет между вами. Пусть русская общительность, открытость и искренность не будет расцениваться вами как «амикошонство» и отсутствие хороших манер.
22. Психологическая установка русских на публичность, ог лядка на общественное мнение делает их поведение в публичных местах с дамами — галантным, а в сомнительных ситуациях — активным. Ибо для них является делом чести вмешаться и ис править ситуацию. Европеец может счесть такие действия отсут ствием хороших манер, но в действительности —здесь просто иные традиции бытового поведения, соответствующие русскому архе типу.
23. Русские горячо любят детей. Поинтересуйтесь успехами их детей, планами на будущее, талантами и увлечениями. Интерес к детям и их проблемам — один из способов установить теплые отношения.
24. Русские по-восточному уважают стариков и плохо реаги руют на примеры отторжения стариков в европейских семьях, «ссыл ку» стариков в дома для престарелых. У них очень плохое впечат ление от подобных домов в России. Продемонстрируйте, если это уместно, привязанность к вашей семье и старикам-родителям.
25. Учитывая традиционные патерналистские принципы от ношений в русской семье, постарайтесь быть деликатными в этой сфере, не навязывая своих представлений и поведенческих сте реотипов.
26. Русские женщины обладают шармом, образованны, ак тивны в жизни, а главное — воспитаны в чувстве ответственно сти за своих близких. Эти качества делают их привлекательными для смешанных браков. Однако такие браки весьма проблема тичны и недолговечны по многим причинам. Вступая в отноше ния с русской женщиной, надо понимать, что в будущем вам обоим предстоит преодолеть множество барьеров (языковых, пси хологических, культурных и др.) и быть готовым к постоянно му активному движению навстречу друг другу.
27. Такие термины, как «демократия», «демократический», «ли беральный» и в особенности «пиар» («паблик рилейшнз») в пос леднее десятилетие несколько дискредитированы в сознании рус ских, особенно после несправедливой и хищнической привати зации в 90-е годы. Пользуйтесь этими словами осторожно, вполне возможно, что вы вкладываете в эти слова иной смысл и пони мание.
28. Русские своеобразно понимают демократию и относятся к ней чисто прагматически. Важнее любой демократии для них —
решение социальных задач, а не уважение к частным правам и интересам. Авторитаризм воспринимается ими не как «отмена демократии», а наоборот — как способ ее усиления.
29. Русские своеобразно понимают свободу, для них это не столько реализация политических прав и политические инсти туты, сколько возможность вести жизнь «по душе», быть сво бодным в выборе решений, «быть самому себе хозяином», иначе говоря, для них самое главное — «внутренняя свобода».
30. Если вы хотите прослыть интересным собеседником в ком пании русских, то не следует настаивать на утверждении ценно стей демократии и свободы, приводя примеры из жизни своей страны. Это может вызвать раздражение, и даже не от вас конк ретно, а от взаимного непонимания или от российской реально сти, от которой люди устали.
31. Экономическая реальность последнего десятилетия при учила россиян к мысли, что слишком высокие прибыли, как правило, являются незаконными. Они настороженно и порой даже враждебно относятся к откровенной демонстрации богатства.
32. Помните, что у русских весьма своеобразные отношения со временем и представления о целесообразности его заполне ния. Не теряйте присутствия духа, если назначенное рандеву в последний момент сорвалось или перенесено на другое время независимо от вашего желания и ваших планов. Постарайтесь предвидеть этот момент и иметь наготове другой вариант. Это поможет избежать вам мысли о времени, убитом без пользы.
33. В беседе с русскими старайтесь показать себя с человечес кой стороны — свои чувства, надежды, устремления и привя занности. Их интересуют не столько ваши коммерческие, сколь ко личные цели. Чтобы получить кредит доверия, с русскими надо научиться говорить «по душам».
34. Для решения любой проблемы в России (от личной до деловой) надо^уметь строить личные отношения с самыми раз ными людьми и самыми разнообразными способами: проявлять к ним внимание, не забывать поздравлять с днем рождения и неофициальными праздниками, быть галантным с дамами, пре подносить презенты по случаю, пить вместе с нерабочее вре мя, посещать сауну, ходить в компании на охоту или рыбалку и т.п.
35. Строя личные отношения с русскими партнерами и кол легами, не забывайте о привлекательных качествах русского ар хетипа: сострадании, сочувствии к физической или душевной боли другого человека, деятельной помощи тому, кто попал в
беду. Не скрывайте столь тщательно своих проблем, как это вы привыкли делать у себя на родине.
36. Решение о том, что правильно, а что неправильно, по мнению многих россиян, определяется не законом, а чувствами и эмоциями большинства в коллективе. Русские убеждены, что законом легко манипулировать в чьих-то интересах. Сознание коллектива или группы людей базируется на идее справедливо сти, которая для них более важна и весома, чем закон. Поста райтесь выглядеть в любых своих действиях и высказываниях всегда как можно более справедливыми.
37. Обратите внимание, что русские предпочитают в качестве материального вознаграждения не столько счет в банке (банки в России до сих пор — весьма рискованное предприятие), не кре дитные карточки и чековые книжки (которые «работают» в ос новном за границей), сколько наличные деньги.
38. Пытаясь понять внутреннюю жизнь россиян, обращайте внимание не на то, что разъединяет вас с русскими, но на то, что объединяет. Используя универсальные для наших культур ценности (об этом ч. I), можно всегда найти общие темы для разговора и взаимопонимания.
39. Традиции русского гостеприимства и доброжелательности по отношению к гостю помогут создать атмосферу внимания и психологического комфорта для вас.
40. Традиционные качества русского архетипа влияют и на его привлекательные качества и на его пороки. Чисто деловые качества русских можно оценить как очень скромные. Но вме сте с тем для них характерна открытость, доброта и искрен ность, дух товарищества и взаимопомощи, гостеприимство и эмоциональность, увлеченность любимым делом и артистизм, неумеренная фантазия, способность найти выход из любой си туации.
ДЕЛОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
1. Наиболее перспективными для малого и среднего бизнеса в России в будущем представляются пищевая и косметическая промышленность, торговля и сфера услуг.
2. Россия в настоящее время остро нуждается в западном опыте маркетинга и менеджмента.
3. Только четверть населения России полагает, что в стране может развиваться экономика западного типа. Большинство рус ских плохо принимают такие реалии, как конкуренция, инди видуализм и невмешательство государства в экономику. Моло-
дежь приближается к принятию западных стандартов, на нее и стоит в этом опираться.
4. Русский архетип можно определить как уравновешенно-де ятельный. Ему чуждо муравьиное трудолюбие и линейная направ ленность жизни к одной цели. Но не менее чуждо и пассивное, созерцательное отношение к жизни. Он согласен на интересную работу, но не будет особенно «надрываться» на ней, если его это не захватывает эмоционально.
5. В идеале организация труда в русском архетипе должна под чиняться принципу соборности. Это значит, что отдельные пред приятия и фирмы могут хозяйствовать самостоятельно, но не только ради самих себя и своих корыстных целей: в конечном итоге они должны работать на благо «общего дела», на пользу окружающим. Плоды такого «дела» должны быть доступны для всех, помогать улучшению жизни коллектива или общества.
6. Экономические понятия россиян неотделимы от социальных. Успех фирмы оценивается не как результат гениальности его руководителя, а как результат общих трудовых усилий.
7. Особенности климата повлияли на манеру русских работать как бы «квантами», рывками: интенсивный, лихорадочный, но недлительный труд должен смениться паузой для релаксации. Равномерный и неторопливый труд им скучен. Не пытайтесь их переучить и поминутно контролировать, это будет напрасная трата времени и усилий. Скорее они вас переучат.
8. У русских другие праздники. Учитывая своеобразие «кани кулярных волн» в России (зимней и весенней), которые могут длиться до 2-х недель, постарайтесь не планировать свою дело вую активность в периоды с середины декабря до середины ян варя, и с середины апреля до середины мая.
9. Русские своеобразно воспринимают идею времени, избега ют строить долгосрочные твердые планы и прогнозы на буду щее, потому что не слишком уверены в нем. Учитывая это отно шение русских ко времени и к реальности, не стоит впадать в панику, если сорвана деловая встреча, не выполнены планы поставок или другое задание. Это будет не обязательно результат их лени, неаккуратности, отказ от сотрудничества, а скорее, результат изменившихся обстоятельств, на которые они отреа гировали быстрее, чем вы.
10. Учтите, что русские с трудом принимают европейский стиль делового общения: формализм, сухую корректность, объемис тые досье, жесткое следование логике. Не забывайте, что у рус ских деловых людей стереотипы делового общения еще не выра-
ботаны, они только устанавливаются. Не давите на них своим формализмом, иначе это может привести их в состояние раздражения.
11. Обратите внимание, что во время деловых переговоров в группе русских специалистов всегда есть кто-то «главный», от которого зависит окончательное решение. Если он отсутствует в данный момент, то не стоит настаивать на принятии конкрет ных решений, поскольку они должны с ним «посоветоваться».
12. Русские больше ориентированы на людей, чем на дело и прибыль. Постарайтесь им понравиться, вызвать их симпатии и доверие своими человеческими качествами.
13. Русские — энтузиасты. Они способны «гореть на работе», не замечая времени. Но им обязательно нужна цель, интерес, и вовсе не обязательно только финансовый. Постарайтесь увлечь их перспективой дела.
14. Установка русского архетипа «быть как все» на уровне личности проявляется как желание быть в согласии со всеми окружающими, как солидарность с коллективом и привычка терпеть лишения, как стремление к конформизму: для них «Худой мир лучше доброй ссоры». Это создает комфортные психологические условия для работодателя. Русские редко идут на трудовой конф ликт, им легче потерпеть, но сохранить «атмосферу» коллекти ва, чем портить отношения с коллегами и начальством.
15. На рабочем месте постарайтесь строить с русскими нефор мальные отношения. Помните, что европейский человек на ра боте — только работает, а русский на работе — живет: т.е. он трудится, но плюс к тому связан с сотрудниками сложной се тью личных взаимоотношений, иногда самых горячих (и дру жеских, и враждебных). Он всегда лучше вас ориентируется в этой сети отношений и поэтому может служить вам в качестве «компаса». Не пренебрегайте его советами, доверьтесь ему. А еще лучше — доверьте ему дело, но под вашим контролем. Никто лучше русского в России не найдет выхода из любой сложив шейся ситуации.
16. Стоит позаботиться о рабочем месте (бюро, кабинет), где работает коллектив русских. Помните, что русские ценят не столько сам комфорт, сколько идею уюта, тепла и защищенности. Для них очень важно иметь такое место, где они могут собираться «пить чай» и вести разговоры. Для русских совершенно неприем лемы американские традиции работать за стеклянными перего родками или даже без них в одном общем зале или в бюро с открытыми дверями. Такая манера тотального контроля кажется
им унизительной. Это понятно, если учесть их специфический опыт жизни в тоталитарном государстве.
17. Не забывайте, что русские часто более импульсивны, вспыль чивы и обидчивы, чем западные люди. Вы можете основывать свое решение на фактах, которые для вас нейтральны, но у них они могут вызвать сильные эмоции и действия, причем не только вербальные. Старайтесь всегда быть предупредительными, так тичными и справедливыми. Уязвленное самолюбие в сочетании с внутренней свободой могут толкнуть их на действия, для вас неожиданные.
18. Не ждите, что русские легко согласятся давать вам кон фиденциальную информацию друг на друга, как это случается в американских или немецких офисах. Длительный опыт тоталь ной слежки и доносительства воспитали в них сильную непри язнь к действиям такого рода. Слова «стукач», «стукачество» — почти бранные, носители этих качеств вызывают в коллективе презрение и, в конце концов, становятся изгоями.
19. Русские ориентированы на диалог, поэтому среди прочих возможных источников информации они пользуются и устной информацией, которая дает им более «широкий контекст».
20. Не бойтесь показывать свое недоверие к корыстной и ле нивой бюрократии и чиновникам. Русские вас поддержат в этом. Они больше вашего не любят жестких инструкций, мало дове ряют государственным структурам, чиновникам и администра торам, милиции, существующим законам.
21. Коллективистская установка в сознании русских «быть как все» порождает корпоративную зависть и принцип уравнитель ной справедливости. Это всегда надо иметь в виду: они действу ют в основном коллективно, поэтому выделяя кого-нибудь из общего коллектива, подумайте о последствиях такого акта. За висть к чужому успеху — тоже черта русского характера.
22. Русские по своей ментальности более консервативны и «тяжелы на подъем» по сравнению с европейцами и особенно американцами. Для них трудно поменять место работы, место жительства и уж тем более переехать в другой город или реги он страны. Новые идеи им лучше представлять не спеша, без нажима. Не требуйте от них сразу быстрых и решительных дей ствий.
23. Как это ни печально, но стоит считаться с тем, что у русских не вполне развито правосознание (а в последние годы оно даже притуплено), что у них своеобразное отношение к соб ственности (неразличение своего и чужого). В процессе сотрудни-
чества их действия нужно постоянно контролировать — на каждом этапе, от начала до конца, проверяя каждую мелочь.
24. Всегда делайте поправку на то, что в России до сих пор не выработан опыт настоящего профессионализма— т.е. соци ального взаимодействия, основанного на безличной обязанности каж дого человека. В России важнее не правила и инструкции поведе ния, а добрые доверительные отношения с хорошим (своим) че ловеком. Строя деловые отношения с русскими, не полагайтесь на законодательство страны, на органы контроля и т.п. Здесь можно полагаться только на свои личные отношения с людьми. Хотя и их стоит держать под контролем.
25. Помня, что в любых отношениях с русскими для них очень важны моральные понятия, не забывайте и о том, что такая мораль имеет конвенциональный характер, т.е. она основана на неглас ном соотношении между партнерами по принципу «Ты— мне, я — тебе». Чтобы не потерять доверия партнера, следуйте этому принципу неукоснительно, выражая свою благодарность различ ными способами.
ПРИЛОЖЕНИЕ
|