Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление политики социального партнерства и механизмы ее развития в РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Политика социального партнерства ¾ это совокупность мер, направленных на взаимодействие профсоюзов, работодателей и правительства с целью согласования различных социально-групповых интересов и регулирования конфликтов между ними цивилизованным путем. Основные цели системы социального партнерства включают в себя: ¨ содействие формированию самостоятельных, представительных и ответственных коллективных партнеров: профсоюзов и объединений работодателей, имея в виду, что основой взаимного развития профсоюзов и работодателей является их взаимодействие на уровне предприятия с целью заключения коллективного договора; ¨ содействие развитию реальных механизмов коллективно-договорного регулирования, прежде всего на уровне организации путем внесения изменений в существующее законодательство; ¨ создание эффективных механизмов разрешения коллективных трудовых споров на любых этапах их развития. Главный упор должен быть сделан на развитие коллективно-договорных отношений на низовом уровне, обеспечение независимости профсоюзных организаций от работодателя. В законодательство необходимо ввести меры по осуществлению принудительного аудита в организациях, отказывающих профсоюзу в предоставлении информации в ходе коллективных переговоров одновременно с введением ответственности должностных лиц профсоюза и членов комиссии по переговорам за разглашение информации, являющейся коммерческой тайной. Политика в области социального партнерства будет ориентироваться не на то, чтобы любыми способами уходить от трудового конфликта, а на то, чтобы направлять эти конфликты в конструктивное русло. Для этого необходимо опережающее развитие институтов по разрешению коллективных трудовых споров. Создание системы социального партнерства в России обусловлено началом реформирования экономики. В конце 1991 - начале 1992 г. прошли консультации представителей профсоюзных объединений, объединений работодателей (Российский союз промышленников и предпринимателей, Конгресс российских деловых кругов и др.) и Правительства России. В ноябре 1991 г. вышел Указ Президента России «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». В соответствии с ним заработала Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений. Однако создание РТК происходило при отсутствии разработанной концепции социального партнерства применительно к российским условиям путем простого заимствования зарубежных моделей. Это одна из причин того, почему широко разрекламированная политика социального партнерства по-прежнему остается малоэффективной. До сих пор российская концепция социального партнерства не ответила на все проблемные вопросы, которые необходимо решать каждый день, каждый час. Организационная структура социального партнерства в стране пока далека от целостного вида. Действуют только РТК, отраслевые и региональные структуры. Еще предстоит повсеместно создать комиссии на трехсторонней основе непосредственно на местах, где живут и работают люди. Именно здесь «обкатываются» точки зрения социальных партнеров. В итоге дискуссий, переговоров, компромиссов появляются решения, в той или иной степени удовлетворяющие все три стороны. Наибольший общественный интерес вызывает деятельность РТК. Результат ее работы ¾ это Генеральное соглашение,заключаемое между представителями общероссийских организаций работников, работодателей и исполнительных органов власти. На этой стадии устанавливаются параметры макроэкономической политики, определяющие формирование доходов, минимальный и средний уровень оплаты труда по стране в целом, взносы работодателей и работников в социальные внебюджетные фонды. Целесообразна трансформация системы заключения трехсторонних генеральных соглашений в форму профессионального, в определенном смысле «сословного» представительства. Сегодня правовую базу для заключения Генерального соглашения между представителями предпринимателей, профсоюзов и Правительства составляет Закон России «О коллективных договорах и соглашениях». Он во многом декларативен, недостаточно четко определяет процедуру разработки, принятия, а, главное, правовой статус Генерального соглашения. В нем нечетко раскрыты задачи и цели участников переговоров и, в первую очередь, государства в лице Правительства. Серьезным недостатком Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» является отсутствие четко прописанного механизма реализации генеральных соглашений. С позиций последовательности действий более эффективно заключение Генерального соглашения до разработки проекта федерального бюджета. Его основные положения должны быть обозначены в Бюджетном послании на предстоящий финансовый год. Позитивным здесь является тот факт, что в этом случае социальные составляющие данного документа основываются на результатах переговоров профсоюзов, предпринимателей и правительства, а не на одностороннем прогнозе властей. Кроме того, при создании правовой базы необходимо обеспечить экономическую ответственность работодателей за принимаемые ими на себя обязательства по коллективным договорам и соглашениям. Следует особо отметить, что до сих пор в нашем законодательстве отсутствуют и Социальная хартия, и Социальный кодекс, которые в мировой практике являются основными документами, регулирующими социально-трудовые отношения в странах с развитой рыночной экономикой. Основная цель Генерального соглашения ¾ обеспечение социального мира в условиях равноправного партнерства профсоюзов, работодателей и Правительства на основе согласования корпоративных интересов. В нем должны быть обозначены стратегия и тактика социальной политики на ближайшие годы. Поэтому заключение генерального соглашения, а на его основе ¾ отраслевых (тарифных) и региональных сконцентрировано на следующих направлениях: ¨ выработке политики заработной платы, льгот и пособий; ¨ согласовании политики доходов и цен; ¨ межотраслевом распределении трудовых ресурсов; ¨ определении уровня занятости, поддерживаемого работодателями; ¨ государственной поддержке определенных отраслей; ¨ финансовой, кредитной политике в отношении отдельных отраслей и производств; ¨ соблюдении установленной системы тарифных разрядов; ¨ разработке мер по охране труда и социальному страхованию; ¨ содействии в переподготовке кадров. Разработка и принятие действенных соглашений на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений предполагают следующие меры: ¨ создать правовое обеспечение разработке, принятию и выполнению трехсторонних соглашений по регулированию социальных отношений; ¨ придать социальному партнерству статус конституционного положения, разработать и внести в Государственную Думу РФ проект федерального закона «О социальном партнерстве», где определить основные черты российской модели этого института, его признаки и критерии эффективности; ¨ ускорить принятие во всех субъектах Федерации законов о социальном партнерстве (в настоящее время такие законы имеются в 20 субъектах Федерации); ¨ разработать Положение о социальном партнерстве в основных отраслях экономики (сегодня подобное положение имеется только в одной отрасли ¾ связи), предусмотрев соответствие отраслевых положений о социальном партнерстве федеральному законодательству. Создание такой системы позволит охватить правовыми нормами все основные уровни регулирования; ¨ усовершенствовать организационное функционирование системы социального партнерства; ¨ проводить постоянный анализ количественных и качественных показателей развития социального партнерства, разработки, заключения и реализации трехсторонних соглашений в субъектах Федерации и в отраслях экономики; ¨ разработать единую методику выполнения обязательств, принятых по соглашениям и договорам. Закрепить в них ключевые параметры социально-экономической политики государства, согласованные между государственной властью, профсоюзами и представителями работодателей. Заключение договоров и соглашений должно иметь следующую последовательность: Генеральное соглашение; отраслевые и территориальные соглашения; коллективные договоры. Необходимо предусмотреть качественно иной характер ответственности за невыполнение или неполное выполнение заключенных коллективных договоров, соглашений, в частности, резкое увеличение денежных штрафных санкций. Органы государственной власти обязаны поощрять заключение коллективных договоров и соглашений в регионах, отраслях и на предприятиях. Целесообразно сформировать на предприятиях постоянно действующие органы социального партнерства ¾ производственные советы. Их главная задача ¾ согласование ключевых положений коллективного договора между профсоюзами и работодателями, контроль за его выполнением. Необходимо широкое распространение идей социального партнерства как одного из важнейших факторов общественной консолидации, разворачивание в средствах массовой информации разъяснительной работы о сущности социального партнерства как эффективного демократического метода регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических и политических отношений, утверждения баланса интересов работников и работодателей. Пропаганда социального партнерства, практики заключения трехсторонних соглашений и договоров должна стать одним из эффективных средств цивилизованного влияния работников и работодателей на социальную политику государства, обеспечения социальной ориентированности проводимых экономических преобразований.
Рекомендация: Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.56 (0.009 с.) |