Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные мероприятия программы реформы системы социальной защиты населения в Российской ФедерацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рекомендация: Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
ГЛАВА 49. БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Перед изучением данной главы внимательно прослушайте введение к главе. Затем изучите последовательно материалы параграфов главы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания. После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по главе. Затем проверьте свои знания по главе, выполнив контрольные задания и ответив на проблемные вопросы, приведенные ниже. Проблемные вопросы 1.Что такое меркантилизм? Почему подлинным источником богатства они считали деньги? 2. Какую роль они отводили внешней торговле? Почему меркантилисты считали, что она является основным источником накопления золота и серебра? 3. В развитии меркантилизма различают два этапа ¾ дайте их характеристику. 5. Назовите представителей английского и французского меркантилизма. 6. Чем отличается металлистическая теория от номиналистической? 7. Каковы плюсы и минусы меркантилизма? Имеет ли место меркантилизм в экономической политике современных государств, в частности, российского? 8. Назовите представителей английской и французской политической экономии. Каковы их взгляды? В чем различия между английской и французской классической политической экономией? 9. В чем специфика учения А. Смита?
РОДОНАЧАЛЬНИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: ОТ МЕРКАНТИЛИЗМА ДО МАРЖИНАЛИЗМА Меркантилизм Меркантилизм ¾ экономическое учение о деньгах. Термин «меркантилизм» происходит от итальянского слова «мерканте» (купец). Меркантилизм как учение возникло в период заката феодализма и зарождения капитализма. Предметом изучения экономистов-меркантилистов была сфера обращения. Учение отражало интересы купеческого (торгового) капитала и содействовало развитию отраслей промышленности, работающих на экспорт. Меркантилизм был основой меркантилистской экономической политики. Главной задачей меркантилистской политики было привлечение в страну возможно большего количества денег (золота и серебра) в связи с развитием капиталистических (товарно-денежных) отношений. Подлинным источником богатства и прибыли они считали внешнюю торговлю,так как она была основным источником накопления золота и серебра. А поскольку основой экспорта являются ремесла, меркантилисты пришли к выводу, что процветание ремесла является условием торговли, богатства страны, а не его причиной. В связи с этим они считали, что производительным является труд, занятый в отраслях, работающих на экспорт. В своих исследованиях меркантилисты обожествляли деньги. Они были убеждены во всемогуществе денег. Они считали, что золото и серебро сами по себе, как вещи, по своей природе, есть деньги. Они не понимали, что деньги ¾ это товар, но товар особый, так как он исполняет роль всеобщего эквивалента. Деньги как особый товар имеют место лишь в определенных исторических условиях. Теория денег, разработанная меркантилистами, получила название как металлистическая теория денег, в которой сущность денег объясняется естественными свойствами золота и серебра. Наряду с металлистической теорией денег в период становления капитализма возникла альтернативная теория ¾ номиналистическая. Согласно этой теории деньги представляют собой номинальную единицу, необходимую для их счета. Поэтому деньги не имеют своей внутренней стоимости. Родоначальниками номиналистической теории денег являлись английские философы и экономисты Дж. Локк (1632 - 1704), Н. Барбон (1640-1698), Дж. Беркли (1684-1753), Д. Юм (1711-1776). Внимание меркантилистов сосредоточивалось прежде всего на двух функциях денег ¾ сокровищ (накопления) и мировых денег. По их мнению, в этих функциях деньги выступают как всеобщее воплощение общественного богатства. В развитии меркантилизма различают два этапа ¾ ранний и поздний. На первом этапе проводилась политика денежного баланса. Она ставила своей целью любыми средствами удерживать деньги в стране. На втором этапе проводилась политика торгового баланса. Ее целью было увеличение запаса золота и серебра за счет активного сальдо торгового баланса (т. е. превышение экспорта над импортом). В связи с этим на первый план выдвигалась протекционистская политика ¾ политика защиты национального производства. С этой целью мануфактурам предоставлялись особые привилегии и монопольные права (субсидии, экспортные премии, освобождение от налогов т. д.), поощрялось развитие экспортных отраслей промышленности за счет государства. Меркантилистская политика проводилась во всех западноевропейских странах. Однако в зависимости от конкретной исторической обстановки она дала различные результаты. Самых крупных успехов меркантилизм добился в Англии. Здесь сложились наиболее благоприятные условия для развития капитализма. Именно поэтому в работах английских меркантилистов основные положения этого учения изложены в наиболее полной и развернутой форме. Самым выдающимся представителем меркантилизма в его развитой форме является английский меркантилист Томас Ман (1571 - 1641). Во Франции во второй половине XVII в. меркантилистская политика проводилась с особенной настойчивостью министром короля Людовика XIV Ж. Б. Кольбером (1619-1683). Политика Кольбера была ориентирована на рост капиталистического производства. Особенности французского меркантилизма отражены во взглядах теоретика-меркантилиста Антуана Монкретьена (1575 - 1621). Он впервые ввел в экономическую науку термин «политическая экономия» в своей книге «Трактат политической экономии» (1615). Меркантилизм относится к эпохе, когда зарождался капитализм. Преимущественной сферой деятельности капитала было товарное обращение. В производстве господствовали еще феодальные отношения. Это преобладание торгового капитала наложило свой отпечаток на теоретические воззрения меркантилистов. Ограничиваясь изучением явлений в сфере обращения в отрыве от производства, меркантилисты неизбежно ограничивались поверхностными обобщениями, поэтому не могли понять сущности экономических процессов. Чтобы понять природу и законы товарного обращения, необходим анализ экономических отношений в сфере производства. Меркантилисты этого не понимали. С их точки зрения, прибыль образуется в результате продажи товаров выше их стоимости. Это вытекало из их непосредственной купеческой практики, т. е. прибавочная стоимость, по их мнению, образуется из надбавки к стоимости продукта. Точка зрения меркантилистов на прибавочную стоимость как прибыль за отчуждение товара была ошибочной, так как выигрыш одного является проигрышем другого. На самом деле прибавочная стоимость создается (как позднее доказали А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и др.) в процессе производства. Меркантилисты же, ограничиваясь обобщением явлений сферы обращения, фактически не давали ответа на вопрос: каким образом возрастает общая сумма богатства и возникает прибыль.
Рекомендация: Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.160 (0.006 с.) |