Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 19. Фирма и рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная платаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Перед изучением данной главы внимательно прослушайте введение к главе. Затем изучите последовательно материалы параграфов главы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания. Особое внимание при изучении главы обратите на содержание видеолекций «Равновесная цена труда и равновесный уровень занятости», «Профсоюзы на рынке труда», «Неравенство в распределении национального дохода. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни». После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по главе. Затем проверьте свои знания по главе, выполнив контрольные задания и ответив на проблемные вопросы, приведенные ниже. Проблемные вопросы 1.Какова взаимосвязь между реальной заработной платой и производительностью труда? 2. От чего зависят ставки заработной платы? Чем определяется дифференциация ставок заработной платы? 3. Каков экономический эффект минимума заработной платы? 4. Как вы понимаете модель двойной власти? 5. Какова суть теории человеческого капитала? Почему экономическую отдачу от инвестиций в образование можно рассматривать как дополнительный доход в течение жизни, который будет получать выпускник высшего учебного заведения или колледжа по сравнению с выпускником средней школы? 6. Сформулируйте различия между номинальной и реальной заработной платой. Какая из них лучше выражает уровень жизни? 7. Цена труда и заработная плата ¾ тождественные понятия или нет? 8. Какие условия характерны для конкурентного рынка труда и встречаются ли они в современной экономике? 9. Влияет ли высокий уровень безработицы на уровень заработной платы? 10. Какие меры могут быть предприняты профсоюзом для роста спроса на рабочую силу? 11. Какими могут быть последствия для рынка труда от законодательно установленной величины минимальной заработной платы? 12. Приведите примеры отраслевых различий в уровне зарплаты. Чем они обусловлены? 13. В чем отличия заработной платы от дохода? 14. Каковы причины и формы несовершенной конкуренции на рынке труда? 15. Что такое монополия профсоюза?
ТРУД И РАБОЧАЯ СИЛА. ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ КАК ТОВАРА Труд ¾ целесообразная, осознанная деятельность людей, применяемая в производстве и реализации товаров и услуг. Любые работы, выполняемые людьми разной профессии: физиком или дворником и т. д., в широком смысле слова ¾ это «труд». Труд ¾ первое и основное условие существования человека, человеческого общества. Экономически труд реализуется в рабочей силе ¾ физической и умственной способности человека к труду. В процессе труда человек использует как физические, так и умственные способности. В рыночной экономике рабочая сила продается собственнику капитала и в связи с этим выступает как товар. Она имеет специфическую потребительную стоимость: способствует не только созданию нового продукта, но и новой стоимости. Например, рука человека, включающего станок или компьютер, заставляет работать капитал, созданный прошлым трудом, и в связи с этим создает новый капитал как воплощение новой потребительной стоимости (товар или услугу), так и новой стоимости. Вновь созданная стоимость (как мы узнаем впоследствии) есть национальный доход общества (НД). Ценой наемной рабочей силы является заработная плата. На рынке труда заработная плата выступает как цена труда. Она формируется под влиянием действия закона спроса и предложения на рынке труда. Переходим к его рассмотрению.
Рекомендация: Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
ЗАКОН СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ: МЕХАНИЗМ ЕГО ДЕЙСТВИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА Рынок труда ¾ самый важный из рынков ресурсов. Как и любой рынок ресурсов он формируется за счет взаимодействия спроса и предложения. Но рынок труда имеет свои особенности. Главная особенность в том, что на этом рынке формируется заработная плата как основной доход подавляющей части населения любой страны. Чтобы понять особенности рынка труда, необходимо рассмотреть: 1) факторы, формирующие величину спроса на труд; 2) раскрыть понятие о производном характере спроса на рынке труда; 3) показать связь уровня оплаты труда с его производительностью и 4) сформулировать закон спроса и предложения труда. Рассмотрим вышеназванные положения. Спрос на труд означает желание экономически активного населения продать свою рабочую силу за определенную цену (заработную плату) и на определенный период времени. Величина спроса на труд ¾ количество труда, которое экономически активное население готово продать по определенной цене ¾ заработной плате и на определенное время. Основными факторами, формирующими спрос на труд, являются: 1) потребность производства в людских ресурсах: чем больше потребность производства в создании новых готовых продуктов, тем выше спрос на людские ресурсы ¾ труд: здесь прямо пропорциональная зависимость; 2) производительность труда. Что же такое производительность труда? Производительность труда ¾ количество произведенного продукта в единицу времени, или количество времени, затраченного на единицу продукта. Например, за час добывается 5 тонн нефти, или пара обуви производится за 10 минут. Чтобы повысить производительность труда, необходимо: 1) повысить квалификацию работников; 2) использовать новую технику и технологию; 3) наращивать объемы используемого основного капитала; 4) улучшать систему управления производством и 5) лучше использовать природные ресурсы. Чем продуктивнее трудятся рабочие, тем больше они производят продукта и тем меньше нужно нанимать рабочей силы. Найм каждого дополнительного, или предельного, рабочего на фирме сравнивается с дополнительным (предельным) доходом, который этот рабочий может принести. Пока дополнительный доход превышает расходы на заработную плату рабочего, фирме выгодно нанимать новых рабочих. Спрос на труд имеет пределы. И эти пределы устанавливает рынок, так как производить нужно столько, сколько требует рынок. Спрос на труд считается вторичным, производным от первичного спроса на готовые продукты, и особенно на потребительские товары. Чем выше спрос на изделия фирмы, тем больше рабочих фирма может нанять. Закон спроса на труд гласит: при прочих равных условиях величина спроса на труд будет больше при низкой зарплате и меньше при высокой. Конечное свойство закона спроса на труд состоит в следующем: между величиной заработной платы и величиной спроса существует обратная связь. Предложение труда ¾ означает желание производителей купить рабочую силу по определенной цене и на определенный период времени. Величина предложения ¾ количество труда, которое может быть предложено к продаже (фирмам) по определенной цене ¾ заработной плате и в определенное время. Оно имеет свою специфику. Ведь труд продают люди. Следовательно, предложение труда зависит от ряда факторов: 1) от демографического (какова величина населения в той или иной стране); 2) образовательного, или квалификации и знаний; 3) здоровья; 4) культуры нации и 5) национальных особенностей. Закон предложения труда гласит: чем больше заработная плата, тем больше предложение труда. Коренное свойство закона предложения: между заработной платой и величиной предложения существует прямая связь.
Рекомендация: Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И ЕЕ ВИДЫ Заработная плата ¾ цена за труд, предоставляемый человеком с целью реализации его деловой активности. Все наемные работники получают заработную плату. На практике заработная плата может принять форму премий, гонораров, вознаграждений. Величина заработной платы зависит от ставки заработной платы ¾ цены, выплачиваемой за единицу времени (час, день, неделя). Необходимо видеть различие между денежной, или номинальной, и реальной заработной платой. Номинальная заработная плата ¾ сумма денег, получаемая за час, день, неделю и т. д., т. е. это то, что мы получаем «в кассе». Реальная заработная плата ¾ количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату, т. е. это «покупательная способность» номинальной заработной платы. Реальная заработная плата зависит: 1) от номинальной заработной платы и 2) цен на товары и услуги (см. схему 19.1). Изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить как разницу между процентным изменением в номинальной заработной плате и процентным изменением в уровне цен. Так, повышение номинальной заработной платы на 8% при росте уровня цен на 5% дает прирост реальной заработной платы на 3%. Однако номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одном и том же направлении. Например, номинальная заработная плата может повыситься, а реальная заработная плата в то же самое время ¾ понизиться, если цены на товары возрастают быстрее, чем номинальная заработная плата. Рис. 19.1. Различие между номинальной и реальной заработной платой Обратим внимание на тесную взаимозависимость в длительном периоде между реальной заработной платой и производительностью труда:реальная почасовая заработная плата растет приблизительно такими же темпами, как производительность труда, т. е. объем производства на одного рабочего. Вывод: реальный доход (общий заработок) на одного рабочего непосредственно зависит от объема производства на одного рабочего. Чем больше объем производства в час, тем больше реальный доход на каждый отработанный час. Возьмем простой случай ¾ это классический пример с Робинзоном Крузо на необитаемом острове: то количество рыбы, которую он может поймать за час, и есть его реальная заработная плата.
Рекомендация: Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА ТРУДА (ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА) И РАВНОВЕСНЫЙ УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ Теперь возникает вопрос: как определяются равновесная цена труда и равновесный уровень занятости? Ответ: равновесная цена труда и равновесный уровень занятости конкретного вида труда определяются на пересечении кривых предложения и спроса на труд. В связи с этим рассмотрим графики, показывающие, как устанавливается заработная плата в условиях свободной конкуренции (см. рис. 19.2). Рис. 19.2. График, показывающий, как устанавливается равновесная цена труда, или ставка заработной платы, и равновесное число занятых Из графика видно, что равновесная цена труда в условиях конкурентного рынка устанавливается в точке Е ¾ точке пересечения кривых спроса и предложения труда. Здесь важно отметить следующее: если фирма является крупной по отношению к рынку труда, то она вынуждена платить более высокую ставку заработной платы, чтобы заполучить больше труда. Заметим, что более высокая заработная плата, установленная для дополнительных рабочих, должна выплачиваться всем рабочим, уже нанятым по более низким ставкам заработной платы. Если этого нет, то предприниматель столкнется с серьезными проблемами недовольства рабочих из-за разных ставок заработной платы за одну и ту же работу. Почему же в действительности (на практике) различаются ставки заработной платы? Ответ: 1) существуют различные виды деятельности (например, сталевар, учитель и колхозник); 2) рабочие различаются по уровню подготовки (например, у одного рабочего ¾ 1-й разряд, у другого ¾ 6-й) и в результате этого попадают в разные не конкурирующие друг с другом профессиональные группы; 3) работы бывают физические и умственные. Например, продавец и ученый, фотомодель или хирург. Чтобы стать высококвалифицированным работником, необходимо учиться. Экономическую отдачу от образования можно рассматривать как дополнительный доход, который будет получать выпускник высшего учебного заведения или колледжа по сравнению с выпускником средней школы. Эту разницу в доходах, получаемых в течение всей жизни, можно определить и сравнить с затратами на образование и вычислить размер дохода от инвестиций на образование в вузе или колледже. Все это необходимо знать каждому человеку для экономического обоснования инвестиций на получение дополнительного образования. Это важно также для общества, чтобы определять соответствующий баланс между инвестициями в людей и инвестициями в оборудование.
Рекомендация: Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.242 (0.008 с.) |