Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отличительные особенности малой фирмы (мф)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МФ ¾ вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями. Достоинства МФ: 1) быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка; 2) непосредственная взаимосвязь с потребителем; 3) узкая специализация при производстве товаров и услуг; 4) возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом. Все эти черты МФ являются его достоинствами, но при определенных условиях становятся недостатками,сдерживающими его развитие: а) быстрое реагирование МФ на изменения условий функционирования делает его зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий; б) относительно небольшой капитал ограничивает рамки производства и, соответственно, возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т. д.); в) небольшие масштабы производства и количество занятых обусловливают простоту управления предприятием, однако характерное для МФ совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, могут привести к самоэксплуатации и сверхурочным работам. Тем не менее в развитых странах есть много успешно работающих МФ. Многие из них умирают, но количественно их «рождаемость» превышает «смертность». Следует учесть, что в экономике есть ситуации, когда мелкая фирма имеет явные преимущества перед крупной. Что же это за ситуации? О некоторых таких ситуациях и поговорим. 1. Некоторые люди хотят приобрести одежду, обувь, драгоценности, соответствующие их индивидуальности. А рынок для особой модели или стиля всегда ограничен, поэтому производители не могут использовать методы массового производства. 2. Ремонтные работы ¾ это еще один вид услуг, который не может быть стандартным; каждый вид работы ¾ особый. Поэтому существует много мелких фирм по ремонту домов, автомобилей, обуви, часов. 3. МФ оказывают личные услуги, потому что люди предпочитают иметь дело с одним человеком. Семейный доктор, семейный адвокат, местный парикмахер и специализированные розничные магазины служат примерами таких услуг, когда людям необходим индивидуальный подход. 4. Географические факторы ограничивают объем рынка. Например, маленькому поселению не требуется содержать такие розничные предприятия, как универмаги и супермаркеты. 5. Есть небольшие рынки очень дорогих товаров, таких, как роскошные яхты, дорогие лимузины и высококачественные спортивные автомобили. Эти товары могут приобретать люди только с очень высокими доходами. Гибкость ¾ это самое большое преимущество МФ над крупной организацией. Она может гораздо быстрее приспособиться к изменениям запросов потребителей. У правительства есть ряд программ, направленных на оказание помощи МФ. В министерстве торговли и промышленности существует отдел по обслуживанию мелких фирм, который предлагает им поддержку и консультации. Он также готов оказывать финансовую помощь различным местным организациям, которые содействуют тем, кто уже имеет или собирается открыть малое предприятие. В современной развитой экономике отмечается новое явление ¾ это симбиоз с крупной корпорацией. В последнее время в западной экономике появились фирмы-генеретики ¾ небольшие компании, которые занимаются копированием продуктов ведущих фирм. Особенно широко они распространены в фармацевтической, электронной и других отраслях. В чем выигрывают фирмы-генеретики? Во-первых, копируя уже известные продукты, они не несут огромных расходов на научные исследования, а потому их издержки по производству синонимичных товаров (нередко выпускаемых под другими названиями) значительно ниже. Во-вторых, крупные монополии нередко завышают цены, МФ этого не делают. Таким образом, предлагая какой-либо товар равных потребительских свойств по более низкой цене, малые предприятия способны составить серьезную конкуренцию крупным фирмам и вытеснить их со значительной части рынка. Расширение конкурентных позиций МФ связано с тенденцией, называемой «снижение глубины переработки продукта». Суть ее в том, что крупные современные концерны носят нередко межотраслевой характер. Им присуще стремление произвести сложное изделие, не обращаясь «на сторону», от начала до конца. Это предполагает существование в рамках такого концерна мелкого производства, не отличающегося высокой производительностью труда. Если корпорация закроет такие участки и станет покупать более дешевые и качественные комплектующие у малых фирм (работающих по заказам крупных корпораций), валовые издержки фирмы снизятся, а конкурентные позиции усилятся. МФ в данном случае послужили инструментом, ликвидирующим малопроизводительные подразделения концернов, усиливая позиции последних в конкурентной борьбе. Но малые фирмы не только конкурируют с малоэффективными подразделениями крупных корпораций. Они в совокупности, как единый сектор экономики способны составить достаточно серьезную конкуренцию самым мощным компаниям. Этому способствуют не только их многочисленность, но и быстрое обновление малого предпринимательства. Ежегодно возникает огромное число МФ, столь же велико и число ликвидируемых. Но лишь малая часть их разоряется, подавляющее число МФ выходят из дела без крупных финансовых потерь и готовы к формированию нового бизнеса. Поэтому число МФ, как правило, не только не сокращается, но даже возрастает.
Рекомендация: Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА (МБ) В ЭКОНОМИКЕ Социальная значимость МБ определяется массовостью группы мелких собственников ¾ владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производит комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы: ¨ развитие МБ способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса); ¨ занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности; ¨ объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью; ¨ сектор МБ способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. Сектор МБ наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т. п. Важнейшими особенностями МБ являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой МП является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Присущие МБ гибкость и высокая приспосабливаемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако сектору МБ свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе МБ вследствие массовых банкротств, переспециализации деятельности или деградации. Что касается жизнеспособности МБ, то, по данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования в ряду действующих остается примерно 50%, через три года ¾ 7-8% и, наконец, через пять лет остается не более 3%. Мировой опыт подтверждает: малый бизнес ¾ важный элемент рыночной экономики, без которого она не может гармонично развиваться. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество ВНП. Но дело не только в количественных показателях ¾ этот сектор по своей сути является имманентным элементом рыночной инфраструктуры. Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно-конкурентного хозяйства.
Рекомендация: Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА (МИРОВАЯ ПРАКТИКА) Опыт подавляющего большинства зарубежных стран показывает, что государственная политика в отношении МБ является важным самостоятельным системным направлением социально-экономической политики в целом в соответствии с основными национальными интересами. Она строится на принципе создания наибольшего благоприятствования развитию сектора МБ, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект в стране или регионе либо в совокупности стран (например, в Европейском Союзе). Концепция поддержки малого и среднего предпринимательства включает в себя понимание национальных и общеевропейских интересов сообщества, на основании которых определены цели и важнейшие принципы политики в отношении малого и среднего предпринимательства, а также основные механизмы и организационные структуры по реализации этой политики на межгосударственном, государственном и региональных уровнях. Для различных стран ЕС существуют значительные различия в целях и принципах поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом одни страны считают, что для развития предпринимательства нужно улучшать экономическую среду путем дерегулирования и либерализации деятельности малого и среднего предпринимательства, расширения приватизации, реформирования налоговой системы и законодательства о конкуренции. Другие страны придерживаются того мнения, что разработка целевых программ и более совершенные схемы финансирования наряду с прогрессивными мерами поддержки МСП путем непосредственных субсидий, дотационных займов или налоговых льгот позволят ускорить экономическое развитие, увеличить занятость и обеспечить конкурентоспособность. Исследование организационных структур и механизмов поддержки МБ в других странах позволяет выявить общие черты, которые имеются в каждой из них, несмотря на те или иные национальные особенности. Они могут быть использованы при формировании системы поддержки и развития сектора МБ в России. К их числу относятся: 1) наличие специальных правовых актов, определяющих цели государственной политики и регулирующих весь комплекс вопросов поддержки предпринимательской деятельности, включая установление задач и функций органов управления и механизмов их реализации; 2) разработка и реализация системы государственных программ финансового, технологического, информационного, кадрового содействия МБ; 3) сочетание прямых и косвенных мер поддержки МБ; 4) выделение ассигнований на реализацию программ поддержки МБ из бюджетов различных уровней; использование стимулирующих налоговых инструментов; создание специализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных институтов; применение разнообразных форм и методов финансирования; 5) наличие развитой системы специализированных правительственных учреждений и организаций с государственным или смешанным капиталом, обеспечивающих скоординированное выполнение всего комплекса задач в области поддержки предпринимательства (Администрация малого бизнеса США, подчиненная непосредственно президенту; Агентство малых и средних предприятий в правительстве Японии; государственные корпорации финансирования малого бизнеса в Японии, Южной Корее, ЮАР и Чехии; специализированные кредитные учреждения с государственным капиталом в Германии; министерства среднего класса в Бельгии и Люксембурге и т. п.); 6) рациональное распределение функций между центральными, региональными и местными органами государственной власти с делегированием широких полномочий на уровень административно-территориальных единиц и муниципалитетов при сохранении за центральными органами общих координационных функций; 7) взаимодействие органов государственной власти различных уровней с союзами и объединениями, выражающими интересы предпринимателей, с целью обеспечения учета их позиций при принятии решений. Сколь большое значение придается развитию МБ, можно судить, в частности, по принятому еще в 1953 г. в США Закону о малом бизнесе. В нем провозглашается: «Защита и поощрение свободной конкуренции составляют основу не только экономического благосостояния, но и безопасности страны. Конгресс считает, что правительство должно в той мере, в какой это возможно, оказывать поддержку предприятиям малого бизнеса, консультировать, помогать и защищать их интересы, с тем, чтобы сохранить свободное конкурентное предпринимательство». За последние годы Конгресс США принял не менее десяти законов по вопросам малого бизнеса, причем они не отменяли предыдущих законов (что характерно для нашей практики), а только дополняли и конкретизировали их.
Рекомендация: Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.195 (0.014 с.) |