Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. История возникновения и развития гражданского процессуального права в России

Поиск

Уральский филиал

Кафедра гражданского процессуального права

Особенности судебного разбирательства гражданских дел
учебно-методический комплекс

для студентов очной и заочной форм обучения

(направление подготовки 030900.62 Юриспруденция)

Челябинск

Автор:

Томилов А.Ю., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процессуального права Уральского филиала ФГБОУВПО «РАП»

Рецензенты:

Богдановская Г.Н., кандидат юридических наук, доцент, судья Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

Сериков Ю.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса ФГОБУ ВПО ЧелГУ

 

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.

Одобрен на заседании кафедры гражданского процессуального права Уральского филиала ФГБОУВПО «РАП» (протокол №13 от 28 августа 2012г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Уральского филиала ФГБОУВПО «РАП» (протокол №1 от 14 сентября 2012г.).

 

 

© Российская академия правосудия,

Уральский филиал, 2012.

© Томилов А.Ю., 2012.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………  
Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………  
Тематический план…………………………………………………………..  
Программа курса……………………………………………………………..  
Тематический план семинарских (практических) занятий………………  
Планы семинарских (практических) занятий………………………………  
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов………………………………………...  
Примеры контрольных и тестовых заданий для проведения рубежного контроля………………………………………………………………………  
Литература…………………………………………………………................  
Вопросы для подготовки к зачету…………………………………………..  

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Особенности судебного разбирательства гражданских дел» является специальной дисциплиной цивилистического цикла, преподаваемой в рамках гражданско-правового профиля по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.

Курс «Особенности судебного разбирательства гражданских дел» базируется на знаниях, полученных студентами в результате изучения дисциплин «Гражданское процессуальное право».

Потребности судебной практики, а также отсутствие возможностей в общем курсе гражданского процесса дать студентам глубокие знания по прикладным темам процессуальных особенностей рассмотрения и разрешения многообразных гражданских дел привели к введению в учебный процесс данного курса. В его рамках рассматриваются наиболее важные, актуальные на современном этапе, спорные и имеющие практическую значимость вопросы применения общих правовых конструкций при рассмотрении трудовых, гражданских, жилищных, семейных и иных дел.

Суды рассматривают различные категории гражданских дел – трудовых, брачно-семейных, наследственных, о защите чести, достоинства и деловой репутации, об оспаривании неправомерных действий и многих других. Судопроизводство по любой категории гражданских дел ведется по общим правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. В то же время применительно к отдельным категориям гражданских дел законодательством (ГК, ЖК, ТК, СК и др.) установлен ряд особенностей, изъятий.

Общие теоретические проблемы подведомственности, подсудности, иска, доказывания, судебного разбирательства, решения и его исполнения рассматриваются более конкретно и применительно к отдельным категориям дел.

Основной акцент при изложении материала сделан на соотношение общих и специальных норм и правил, внимание сконцентрировано на специфике их применения по отдельным делам.

Выбор тем и объем материала определяется важностью подлежащих судебной защите субъективных прав, распространенностью этих дел, новизной законодательства, актуальностью проблем, трудностями, возникающими в судебной практике.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Особенности судебного разбирательства гражданских дел» подготовлен на основании положений действующего процессуального законодательства.

Целью учебной дисциплины курса «Особенности судебного разбирательства гражданских дел» является совершенствование теоретической подготовки студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» (гражданско-правовая специализация), обеспечивающей возможность квалифицированного применения норм гражданского законодательства на уровне, предусмотренным Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.

Изучение курса преследует цель выработать у студентов правильное понимание основных положений по вопросам преподаваемого курса, как можно большую самостоятельность в решении практических задач, анализа и обобщения судебной практики.

Задачами данного учебного спецкурса являются:

1) изучение теоретических основ и основных положений гражданского процессуального законодательства;

2) формирование у студентов с помощью практических занятий устойчивых навыков и умений применения норм гражданского законодательства, регулирующих вопросу судопроизводства по гражданским делам;

3) приобретение навыков самостоятельной работы и умения анализировать и обобщать судебную практику по судебной защите прав, свобод и законных интересов.

В результате изучения курса студент должен обладать следующими компетенциями:

I. Общекультурными (ОК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7).

II. Профессиональными (ПК):

- быть способным принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4)

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

- быть способным толковать закон (ПК-15)

- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

 

В результате изучения курса «Особенности судебного разбирательства гражданских дел» студент должен знать:

· основные понятия гражданского судопроизводства;

· основные этапы развития гражданского процессуального законодательства;

· систему законодательства, регулирующего процессуальные отношения;

· положения судебной практики по делам о защите прав, свобод и законных интересов;

· основные способы защиты и охраны прав, свобод и законных интересов;

· процессуальные особенности рассмотрения гражданских споров.

Должен уметь:

· анализировать, правильно толковать и применять нормы законодательства, регулирующего процессуальные правоотношения;

· разрешать юридические казусы в сфере защиты и охраны прав, свобод и законных интересов;

· составлять юридические документы, с целью судебной защиты прав, свобод и законных интересов;

· знать порядок составления и оформления судебных процессуальных документов, с помощью которых осуществляется защита прав, свобод и законных интересов.

Должен иметь представление о:

· основных этапах развития гражданского процессуального права России;

· о месте гражданского процессуального права в системе российского права;

· о системе правового регулирования защиты прав, свобод и законных интересов;

· об основных принципах гражданского процессуального права;

· о субъектах гражданского процессуального права;

· об особенностях гражданского процесса по семейным делам, из жилищных правоотношений, защиты прав собственности, авторских прав и социальных прав.

 

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по формам обучения
очная заочная
на базе среднего (полного) общего образования на базе среднего профессио-нального образо-вания на базе среднего (полного) общего образо-вания на базе среднего профессионального образо-вания на базе высшего профессионального образо-вания
Зачетные единицы – общая трудоемкость 2 з.е. – 72 ч. 2 з.е. – 72 ч.
Всего аудиторных занятий, из них:          
Лекции          
Семинарские занятия          
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС          
Форма итогового контроля зачёт

 

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(разделы дисциплины, темы занятий, количество часов)

для студентов очной формы обучения

на базе среднего (полного) общего образования

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары[1] С/р
1. История возникновения и развития гражданского процессуального права в России      
2. Субъекты, предмет и основание Иска, обстоятельства и предмет доказывания по гражданским делам      
3. Особенности рассмотрение дел из семейных отношений   2·  
4. Процессуальные особенности рассмотрения трудовых споров   2·  
5. Процессуальные особенности рассмотрения судами споров о компенсации морального вреда      
6. Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите чести, достоинства и деловой репутации   2·  
7. Особенности рассмотрения и разрешения дел о возмещении вреда в случае повреждения здоровья или смерти кормильца      
8. Процессуальные особенности рассмотрения жилищных дел      
9.   Восстановительное правосудие в гражданском процессе      
Всего:      

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(разделы дисциплины, темы занятий, количество часов)

для студентов очной формы обучения

на базе среднего профессионального образования

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары С/р
1. История возникновения и развития гражданского процессуального права в России      
2. Субъекты, предмет и основание Иска, обстоятельства и предмет доказывания по гражданским делам  
3. Особенности рассмотрение дел из семейных отношений   2·  
4. Процессуальные особенности рассмотрения трудовых споров   2·  
5. Процессуальные особенности рассмотрения судами споров о компенсации морального вреда      
6. Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите чести, достоинства и деловой репутации   2·  
7. Особенности рассмотрения и разрешения дел о возмещении вреда в случае повреждения здоровья или смерти кормильца      
8. Процессуальные особенности рассмотрения жилищных дел      
9.   Восстановительное правосудие в гражданском процессе      
Всего:      

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(разделы дисциплины, темы занятий, количество часов)

для студентов заочной формы обучения

на базе среднего (полного) общего образования

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары С/р
1. История возникновения и развития гражданского процессуального права в России - -    
2. Субъекты, предмет и основание Иска, обстоятельства и предмет доказывания по гражданским делам - -
3. Особенности рассмотрение дел из семейных отношений - -
4. Процессуальные особенности рассмотрения трудовых споров   2·  
5. Процессуальные особенности рассмотрения судами споров о компенсации морального вреда    
6. Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите чести, достоинства и деловой репутации
7. Особенности рассмотрения и разрешения дел о возмещении вреда в случае повреждения здоровья или смерти кормильца
8. Процессуальные особенности рассмотрения жилищных дел   -  
9.   Восстановительное правосудие в гражданском процессе -
Всего:      

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(разделы дисциплины, темы занятий, количество часов)

для студентов заочной формы обучения

на базе среднего профессионального образования

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары С/р
1. История возникновения и развития гражданского процессуального права в России - -  
2. Субъекты, предмет и основание Иска, обстоятельства и предмет доказывания по гражданским делам - -
3. Особенности рассмотрение дел из семейных отношений - -
4. Процессуальные особенности рассмотрения трудовых споров   2·  
5. Процессуальные особенности рассмотрения судами споров о компенсации морального вреда    
6. Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите чести, достоинства и деловой репутации
7. Особенности рассмотрения и разрешения дел о возмещении вреда в случае повреждения здоровья или смерти кормильца
8. Процессуальные особенности рассмотрения жилищных дел - -  
9.   Восстановительное правосудие в гражданском процессе - -
Всего:      

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(разделы дисциплины, темы занятий, количество часов)

для студентов заочной формы обучения

на базе высшего профессионального образования

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары С/р
1. История возникновения и развития гражданского процессуального права в России   -    
2. Субъекты, предмет и основание Иска, обстоятельства и предмет доказывания по гражданским делам -
3. Особенности рассмотрение дел из семейных отношений -
4. Процессуальные особенности рассмотрения трудовых споров   2·  
5. Процессуальные особенности рассмотрения судами споров о компенсации морального вреда    
6. Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите чести, достоинства и деловой репутации
7. Особенности рассмотрения и разрешения дел о возмещении вреда в случае повреждения здоровья или смерти кормильца    
8. Процессуальные особенности рассмотрения жилищных дел   -  
9.   Восстановительное правосудие в гражданском процессе -
Всего:      

ПРОГРАММА КУРСА

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Литература

Боннер, А.Т. Неисковое производство в гражданском процессе: учеб. пособие / А.Т. Боннер. – М.: Проспект, 2011. – 654 с.*

Гражданский процесс: учебник / под ред. В.В. Яркова. – М.: Юриспруденция, 2009. – 367 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: общая часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 752 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: особенная часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 960 с.*

Практикум по гражданскому процессу: учеб. пособие / под ред. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 496 с.*

Туманова, Л.В. Гражданское процессуальное право: учеб. пособие / Л.В. Туманова. – М.: Проспект, 2010. – 567 с.*

Литература

Боннер, А.Т. Неисковое производство в гражданском процессе: учеб. пособие / А.Т. Боннер. – М.: Проспект, 2011. – 654 с.*

Гражданский процесс: учебник / под ред. В.В. Яркова. – М.: Юриспруденция, 2009. – 367 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: общая часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 752 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: особенная часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 960 с.*

Практикум по гражданскому процессу: учеб. пособие / под ред. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 496 с.*

Туманова, Л.В. Гражданское процессуальное право: учеб. пособие / Л.В. Туманова. – М.: Проспект, 2010. – 567 с.*

Тема 3. Особенности рассмотрение дел из семейных отношений (разбор конкретных ситуаций)

1. Условия судебного способа расторжения брака. Предмет и бремя доказывания по делам о расторжении брака.

2. Предмет и бремя доказывания по делам о взыскании алиментов.

3. Установление отцовства в исковом порядке. Характеристика иска по делам об установлении отцовства.

4. Рассмотрение дел о лишении родительских прав и восстановлении в родительских правах.

5. Особенности доказывания по делам, связанным с воспитанием детей.

Литература

Боннер, А.Т. Неисковое производство в гражданском процессе: учеб. пособие / А.Т. Боннер. – М.: Проспект, 2011. – 654 с.*

Гражданский процесс: учебник / под ред. В.В. Яркова. – М.: Юриспруденция, 2009. – 367 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: общая часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 752 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: особенная часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 960 с.*

Практикум по гражданскому процессу: учеб. пособие / под ред. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 496 с.*

Туманова, Л.В. Гражданское процессуальное право: учеб. пособие / Л.В. Туманова. – М.: Проспект, 2010. – 567 с.*

Литература

Боннер, А.Т. Неисковое производство в гражданском процессе: учеб. пособие / А.Т. Боннер. – М.: Проспект, 2011. – 654 с.*

Гражданский процесс: учебник / под ред. В.В. Яркова. – М.: Юриспруденция, 2009. – 367 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: общая часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 752 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: особенная часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 960 с.*

Практикум по гражданскому процессу: учеб. пособие / под ред. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 496 с.*

Туманова, Л.В. Гражданское процессуальное право: учеб. пособие / Л.В. Туманова. – М.: Проспект, 2010. – 567 с.*

 

Тема 5. Процессуальные особенности рассмотрения судами споров
о компенсации морального вреда

1. Субъектный состав правоотношений по делам о компенсации морального вреда.

2. Предмет доказывания по делам о компенсации морального вреда.

3. Методика определения размера компенсации морального вреда.

4. Решение суда по делам о компенсации морального вреда.

Литература

Боннер, А.Т. Неисковое производство в гражданском процессе: учеб. пособие / А.Т. Боннер. – М.: Проспект, 2011. – 654 с.*

Гражданский процесс: учебник / под ред. В.В. Яркова. – М.: Юриспруденция, 2009. – 367 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: общая часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 752 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: особенная часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 960 с.*

Практикум по гражданскому процессу: учеб. пособие / под ред. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 496 с.*

Туманова, Л.В. Гражданское процессуальное право: учеб. пособие / Л.В. Туманова. – М.: Проспект, 2010. – 567 с.*

Тема 6.Рассмотрение судами дел о защите чести, достоинства и деловой репутации (разбор конкретных ситуаций)

1. Подведомственность и подсудность гражданских дел о защите чести, достоинства и деловой репутации.

2. Состав лиц, участвующих по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации.

3. Предмет и бремя доказывания по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации.

4. Судебное разбирательство по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации.

5. Судебное решение по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации и его исполнение.

 

Литература

Боннер, А.Т. Неисковое производство в гражданском процессе: учеб. пособие / А.Т. Боннер. – М.: Проспект, 2011. – 654 с.*

Гражданский процесс: учебник / под ред. В.В. Яркова. – М.: Юриспруденция, 2009. – 367 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: общая часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 752 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: особенная часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 960 с.*

Практикум по гражданскому процессу: учеб. пособие / под ред. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 496 с.*

Туманова, Л.В. Гражданское процессуальное право: учеб. пособие / Л.В. Туманова. – М.: Проспект, 2010. – 567 с.*

 

Тема 7. Процессуальные особенности рассмотрения гражданских дел о возмещении вреда в случае повреждения здоровья или смерти кормильца

1. Состав лиц, участвующих по делам о возмещении вреда в случае повреждения здоровья или смерти кормильца.

2. Предмет и бремя доказывания по делам о возмещении вреда в случае повреждения здоровья или смерти кормильца.

3. Судебное разбирательство дел о возмещении вреда в случае повреждения здоровья или смерти кормильца.

4. Исполнение судебного решения по делам о возмещении вреда в случае повреждения здоровья или смерти кормильца.

Литература

Боннер, А.Т. Неисковое производство в гражданском процессе: учеб. пособие / А.Т. Боннер. – М.: Проспект, 2011. – 654 с.*

Гражданский процесс: учебник / под ред. В.В. Яркова. – М.: Юриспруденция, 2009. – 367 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: общая часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 752 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: особенная часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 960 с.*

Практикум по гражданскому процессу: учеб. пособие / под ред. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 496 с.*

Туманова, Л.В. Гражданское процессуальное право: учеб. пособие / Л.В. Туманова. – М.: Проспект, 2010. – 567 с.*

Тема 8. Процессуальные особенности рассмотрения жилищных дел

1. Судебное рассмотрение дел по спорам о признании права пользования жилыми помещениями, относящимися к государственному (муниципальному) жилищному фонду социального использования.

2. Судебное рассмотрение дел о разделе жилой площади.

3. Судебное рассмотрение дел об обмене и принудительном обмене.

4. Судебное рассмотрение дел о выселении.

5. Дела об определении порядка пользования жилым помещением, находящимся в общей собственности нескольких лиц, об устранении препятствий в пользовании жилым помещением квартирой.

6. Иск наймодателя в случае самовольного переустройства нанимателем жилого помещения.

 

Литература

Боннер, А.Т. Неисковое производство в гражданском процессе: учеб. пособие / А.Т. Боннер. – М.: Проспект, 2011. – 654 с.*

Гражданский процесс: учебник / под ред. В.В. Яркова. – М.: Юриспруденция, 2009. – 367 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: общая часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 752 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: особенная часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 960 с.*

Практикум по гражданскому процессу: учеб. пособие / под ред. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 496 с.*

Туманова, Л.В. Гражданское процессуальное право: учеб. пособие / Л.В. Туманова. – М.: Проспект, 2010. – 567 с.*

 

Литература

Боннер, А.Т. Неисковое производство в гражданском процессе: учеб. пособие / А.Т. Боннер. – М.: Проспект, 2011. – 654 с.*

Гражданский процесс: учебник / под ред. В.В. Яркова. – М.: Юриспруденция, 2009. – 367 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: общая часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 752 с.*

Осокина, Г.Л. Гражданский процесс: особенная часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2010. – 960 с.*

Практикум по гражданскому процессу: учеб. пособие / под ред. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 496 с.*

Туманова, Л.В. Гражданское процессуальное право: учеб. пособие / Л.В. Туманова. – М.: Проспект, 2010. – 567 с.*


МЕТОДИЧЕНСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Квалификационные требования, предъявляемые к студенту, определяют степень усвоения им изученного материала.

Преподавание учебного спецкурса «Особенности судебного разбирательства гражданских дел» предусматривает изучение перечня нормативных и литературных источников, посвященных вопросам судебной защиты гражданских прав, свобод и законных интересов.

При чтении лекций важно раскрыть сущность правовых институтов, относящихся к охране гражданских прав, свобод и законных интересов в условиях состязательности и равноправия сторон и в соответствии с видами судопроизводства, вытекающих из гражданских правоотношений. При чтении лекций особое внимание уделяется основным методологическим и наиболее сложным вопросам гражданского процессуального права, а также практики его применения при рассмотрении различных дел.

Целью семинарских занятий является не только контроль знаний студентов, но и привитие навыков устных публичных выступлений, обоснования своей позиции, формирование умений участвовать в полемике, выдвигать аргументы и отстаивать свою точку зрения, применять полученные знания для решения практических вопросов.

Также целью семинарских занятий является закрепление материала, который дается студентам на лекциях, и материала, изученного в ходе самостоятельной подготовки. Именно семинарские занятия во многом обеспечивают должное знание дисциплины и успешную сдачу зачета. Проведение семинаров призвано также определить уровень знания каждым студентом пройденного материала. На семинарских занятиях проводятся контрольные проверки знаний студентов (текущий контроль, рубежный контроль). В процессе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям необходимо учесть следующее.

Семинарское занятие, как правило, складывается из двух частей: обсуждения теоретических вопросов и решения задач. Все это требует соответствующей самостоятельной подготовки студентов.

Для обсуждения теоретических вопросов студенту следует обратиться к содержанию лекционного материала, изучить соответствующую специальную литературу, положения закона, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ (СССР – в части не противоречащей действующему законодательству). При изучении теоретических положений целесообразно обращение к рекомендованной литературе, как основной, так и дополнительной, а также к периодическим изданиям, например таким как «Российский судья», «Судья», «Мировой судья», «Законность», «Российская юстиция» и другим изданиям.

 

Для студентов обязательно решение тестов и задач к практическим занятиям (семинарам), выполнение письменных работ.

В целях эффективности практических занятий по данному спецкурсу требуется особо тщательная, кропотливая и творческая работа преподавателя к его проведению, с тем, чтобы пробудить интерес к преподаваемому курсу у студентов. Хорошо продуманные и правильно заданные вопросы на практическом занятии побуждают студентов к активной работе. Следует исходить из того положения, что многие из участников семинара уже в той или иной форме встречались с элементами защиты и охраны гражданских прав в суде. Поэтому постановкой вопросов следует выяснить представления студентов об основаниях, способах и формах этой защиты.

На семинары выносятся вопросы, требующие углубленного изучения понятий, процедур, особенностей толкования действующего законодательства и применения его в практической деятельности. Подготовка студентов к семинарским занятиям включает (в том числе в виде докладов) ознакомление: с соответствующими разделами учебников, пособий, нормативными источниками и рекомендуемой правовой литературой, судебной практикой.

Интересным методом работы на практическом занятии является ознакомление студентов с конкретными гражданским делами.

Другой прием, способствующий активизации студентов при проведении занятий, заключается в использовании и составлении в ходе занятия графических схем по рассматриваемой теме или отдельному вопросу.

Составление графических схем по каждой из тем курса и по отдельным изучаемым вопросам призвано разнообразить учебный процесс и ориентировать на углубленное изучение предмета. Данный методический прием укладывается и в систему непрерывного контроля и самоконтроля знаний. Он призван активизировать творческий потенциал обучаемого, способствовать познанию его собственных склонностей, помочь овладеть новыми знаниями и навыками.

При использовании данного метода возрастает нагрузка на преподавателя. Он должен стимулировать учебу студента путем формулирования новых заданий и вопросов, хорошо представлять, что нужно отразить в графической схеме, и при необходимости быть готовым к появлению неожиданного вопроса или возникновению дискуссии.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе студентов.

При работе с литературой в ходе самостоятельной работы рекомендует­ся делать выписки наиболее важного материала, в частности основных поня­тий, определений, а также положений, содержащих ответ на вопрос лекции и семинара. Особое внимание должно быть уделено сущности исходных поня­тий, поскольку они являются ключом для изучаемого материала. При этом следует стремиться к осознанию каждого признака, определения, раскры­вающих сущность той или иной правовой категории.

При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки наиболее важного для понимания данной темы материала, в частности, основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответы на вопросы, затронутые в ходе лекций и семинаров. Большое внимание целесообразно уделить понятийному аппарату, поскольку он является основой изучаемого материала. При этом следует стремиться к осмыслению каждого признака, определения, раскрывающих сущность той или иной правовой дефиниции. Это поможет студентам приобрести навыки аналитического мышления, умение критически оценивать различные позиции, вырабатывать собственную точку зрения и уметь ее защищать.

Результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в следующих формах:

- в составлении плана изученного источника;

- в выписках концептуальных положений автора работы;

- в составлении тезисов, т.е. самостоятельное краткое изложение основных мыслей прочитанного источника;

- в составлении аннотации, т.е. краткой обобщающей характеристики прочитанной книги, брошюры, статьи;

- в написании конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтверждённые цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами.

Самостоятельная работа с литературой должна научить студентов выделять и запоминать наиболее важные положения, выработать у них творческий подход к пониманию теоретических проблем и их практических следствий, критическое отношение к отдельным концепциям и выводам, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности.

По каждой теме семинарского занятия имеется перечень необходимой литературы. Необходимо отметить, что указанным перечнем вся литература по той или иной теме, безусловно, не исчерпывается. Студент может обратиться к преподавателю, ведущему семинарские занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу.

Кроме того, студент должен самостоятельно отслеживать изменения закона, используя при этом официальные издания («Российскую газету»,«Парламентскую газету», «Собрание законодательства»).

В процессе самостоятельной работы целесообразно также использовать и справочно-информационные базы Консультант Плюс, Гарант, Кодекс и другие. Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе направлений судебной практики. С последней следует знакомиться и изучая материалы, публикующиеся в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации».

Готовясь к семинару, студент должен самостоятельно:

- проработать соответствующие разделы учебников, чтобы иметь представление о выносимых на обсуждение проблемах;

- изучить материалы лекций и литературу, делая выписки, необходимые для обсуждения проблем семинара;

- продумать ответы по вопросам темы, быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на семинарское занятие, что требует обдумывания аргументации и системы доказательств той точки зрения, которая, по мнению студента, является наиболее приемлемой.

Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию следует аргументировать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные правовые источники, а также при возможности примеры из собственной профессиональной деятельности.

Семинар предполагает наличие дискуссии, активный обмен мнениями по поставленным вопросам, обсуждение сообщений и выступлений. На семинарских занятиях может быть использована и система докладов. К докладу студент готовится самостоятельно, определив предварительно с преподавателем тему доклада, а также проработав вопрос о его структуре. В докладе целесообразно отразить и теоретические и практические позиции. В этой связи необходимо обращение к спец



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.27 (0.016 с.)