Тема 1. Правоведение как наука. Система права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Правоведение как наука. Система права.



ТЕМА 1.Правоведение как наука. Система права.

· 1. Понятие права

· 2. Сущность и социальное назначение права

· 3 Функции права

· 4 Принципы права

Понятие права

Право возникает объективно на определенном этапе развития человеческого общества для упорядочения взаимоотношений людей и их объединений, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношениях, в управлении обществом. Нормы права сложились в результате преобразования древних обычаев - так называемых мононорм, выражающих коллективную волю первобытной общины, в предписаниях, отражающих интересы и потребности социальных групп и слоев, стоящих у власти.
Право есть совокупность (система) норм, т.е. правил поведения людей в обществе. Это определенные эталоны, модели человеческого поведения, обеспеченные принудительным воздействием государства. Характерная черта права - тесная связь и взаимообусловленность всех действующих норм, неразрывное единство последних. Право представляет собой действенный регулятор общественных отношений, средство установления порядка в обществе. Такое регулирование осуществляется в нескольких формах.

· во-первых, оно предоставляет, а также обеспечивает и охраняет определенные возможности поведения участников общественных отношений - субъективные права и свободы (право избирать и быть избранными, заключать договоры, вступать в брак, свобода слова и т.д.);

· во-вторых, устанавливает необходимость тех или иных действий позитивного характера - регулятивные обязанности (платить налоги, исполнять служебные обязанности, воинский долг и т.д.);

· в-третьих, запрещает определенные деяния, которые вредны или опасны для общества, - негативные обязанности (хулиганство, служебный подлог, нарушение правил дорожного движения и т.д.);

· наконец, право предусматривает меры принудительного воздействия в случае нарушения предписаний правовых норм - юридические санкции.

Нормы права принимаются либо санкционируются государством, не могут возникнуть и существовать без законодательного решения государственной власти. Другие же социальные нормы создаются обществом в целом (обычаи, мораль) либо какой-то его частью (корпоративные, религиозные нормы) без участия властных государственных структур. Право есть единая система норм, которые обязательны для всех, находящихся на территории государства, в то время как другие нормы обязательны лишь для отдельных социальных групп людей либо не являются властными, категорическими императивами для всех. Кроме того, юридические нормы формально определены, т.е. формулируются в официальных письменных документах (законы, указы, судебные прецеденты и др.). Характерная черта права ляется в том, что его предписания обеспечиваются принудительной силой государства, применением юридических санкций в случае их нарушения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, разрешения споров и наказания правонарушителей, восстановления нарушенного порядка. Другие же социальные нормы охраняются от нарушений другими средствами. Так, мораль обеспечивается общественным мнением, реакцией коллектива, а также внутренними стимулами (честь, стыд, совесть).

Сущность и социальное назначение права

Если раньше, в предшествующие эпохи развития человечества, право представляло собой, в первую очередь, орудие господства определенной части общества, обладающей средствами производства (рабовладельцы, феодалы, промышленная и торговая буржуазия), то ныне в развитых цивилизованных странах оно выражает волю всего общества в целом и направлено на то, чтобы:

· охранять и защищать интересы личности;

· согласовывать потребности различных социальных слоев в государстве (предприниматели, интеллигенция, фермеры, расовые, национальные и иные общности и т.д.);

· координировать их интересы, быть арбитром в разрешении конфликтов между людьми и их коллективами.

Без права не может существовать современное общество, это объективно необходимый элемент мировой цивилизации. Прежде всего, оно является важным инструментом регулирования экономических отношений в обществе, обеспечения нормального функционирования хозяйственного механизма внутри страны, а также оптимальной организации международного экономического сотрудничества.

· В социалистическом государстве экономика, основанная на государственной собственности на средства производства, практически полностью регулировалась правовыми средствами. Объем и направление производства определялись таким юридическим документом, как план. Законом определялись количество, ассортимент и цены выпускаемой продукции, адреса распределения, источники денежных и материальных ресурсов, заработная плата и т.д.

· В условиях же рыночной экономики право, гарантируя свободу предпринимательства и частной собственности, суверенитет предпринимателя, выполняет иные функции. Оно определяет общие условия нормального функционирования хозяйственного механизма, обеспечивает ритмичную согласованную работу всех его звеньев.

· Закон устанавливает и гарантирует:

o равноправное существование различных форм собственности (частной, государственной, муниципальной и др.);

o права и обязанности участников хозяйственного оборота;

o порядок разрешения имущественных споров;

o ценообразование;

o защиту прав потребителей;

o заботу о социально незащищенных слоях населения (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, безработные и др.).

Функции права

Принципы права

Это основные идеи, руководящие положения, которые определяют содержание и направления правового регулирования. Они лежат в основе создания и реализации действующего права, ориентированы на дальнейшую демократизацию всех сфер общественной жизни, формирование правового государства.

 

 

ТЕМА 2 НОРМА ПРАВА

· 1. Понятие и характерные черты норм права

· 2. Структура норм права

· 3. Виды норм права

Структура норм права

Внутреннее строение правовых норм, их деление на составные части и связь этих частей между собой составляют их структуру. Эта проблема пока еще не нашла единообразного разрешения в юридической науке.

· гипотезу - указание на условия, при наличии которых норма должна осуществляться;

· диспозицию - определение самого правила поведения (юридической обязанности либо правомочия);

· санкцию - меры принуждения, применяемые при нарушении предписаний диспозиции.

Другие же, в том числе и автор настоящего раздела, придерживаются иной точки зрения. Специализация норм, различие их характера и назначения в регулировании предопределяют тот факт, что отдельные нормы имеют несовпадающие части, что нет единой универсальной модели структуры, свойственной всем юридическим нормам.

· Наличие указанных задач предопределяет разделение всех норм-правил поведения на два основных вида:

o нормы позитивного регулирования, которые устанавливают права и обязанности творческого, организующего характера, направлены на регулирование правомерного поведения, формулируют положительные веления в праве (право на предпринимательство, на наследство, обязанность платить налоги и т.д.);

o правоохранительные нормы, которые, будучи отрицательной реакцией государства на неправомерное поведение, предусматривают меры государственного принуждения к правонарушителям (нормы уголовного права, меры взыскания за неисполнение договора и т.п.). Правоохранительные нормы, предусматривающие юридические санкции, обеспечивают исполнение предписаний норм положительного регулирования.

Указанные виды норм, выполняя разные функции в правовом регулировании, имеют несовпадающую структуру. Так, нормы положительного регулирования состоят из двух самостоятельных частей - гипотезы и диспозиции. Гипотеза указывает на условия, при наличии которых норма должна осуществляться, определяет сферу ее действия. Диспозиция формулирует права и обязанности участников общественных отношений (что они могут или должны делать) в условиях, предусмотренных гипотезой нормы. Так, п. 1 части 6 ст. 114 ГК РФ устанавливает правило о том, что, в случае принятия решения об уменьшении уставного фонда (гипотеза), предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов (диспозиция). Правоохранительная норма также состоит из двух элементов: диспозиции (указания на правонарушение, его признаки), и санкции (меры юридической ответственности за правонарушение, предусмотренное в диспозиции).
В зависимости от видов правонарушений такие санкции делятся на уголовные, административные, дисциплинарные и иные.
Другие санкции определяют меры, принимаемые органами государства в целях, прежде всего, восстановления нарушенного правопорядка. Таковы принудительное исполнение невыполненной обязанности (например взыскание долга), возложение обязанности возместить причиненный имущественный ущерб, отмена незаконного акта, признание сделки недействительной и др.

Социальные нормы и их виды

Люди в современном цивилизованном обществе в своей повседневной жизни и деятельности руководствуются множеством различных норм и правил. Норма (лат.) - это правило, точное предписание. Будучи определенным образцом, эталоном, моделью поведения личности, коллективов людей, она необходима в человеческом общежитии, особенно в современном обществе, характеризующемся сложностью и многообразием социальных связей и отношений. Все нормы, существующие в обществе, обычно подразделяются на технические и социальные.

1. Технические нормы - это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами труда. Это правила проведения строительных работ, агротехнические нормы, технические стандарты, нормы расходования материалов, топлива и т. дЭто правила противопожарной безопасности, эксплуатации различных видов транспорта, энергетики, госстандарты и т.д.
2. Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их коллективами. Они объединены тем, что создаются и развиваются на протяжении всей истории человечества, выражают потребность социальных систем в саморегуляции, входят в структуру общественного сознания и обусловлены уровнем цивилизованности общества, его потребностями и интересами. Мораль

- это взгляды, представления людей о добре и зле, о постыдном и похвальном, о чести, совести, долге, справедливости. Будучи формой общественного сознания, мораль, как и право, носит исторический характер. Она находится в движении, постоянно изменяется, отражая уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные и, в первую очередь, экономические факторы. Мораль предполагает ценностную оценку личности не только к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения. Высшими моральными принципами для человека являются его:

o совесть;

o порядочность;

o честность;

o осознание собственного долга.

ТЕМА 3 ПРАВООТНОШЕНИЯ

· 1. Понятие и виды правоотношений

· 2. Содержание правоотношения

· 3. Юридические факты

O абсолютные, в которых персонально определено лишь управомоченное лицо, а обязанными являются все остальные субъекты, призванные воздерживаться от посягательств на интересы управомоченного (право собственности, авторские правомочия и др.).

4. По времени действия правоотношения делятся на:

o длящиеся (трудовые, служебные);

Содержание правоотношения

В правоотношении участвуют как минимум два субъекта, один из которых является носителем субъективного права, а другой - юридической обязанности.

 

1. Субъективное право как вид и мера дозволенного поведения предполагает:

o возможность определенного поведения со стороны управомоченного субъекта (возможность распоряжаться купленной вещью);

o возможность требовать определенного поведения со стороны других обязанных лиц (требование поставить продукцию по договору поставки);

o возможность обратиться в суд или другой компетентный орган за защитой своего нарушенного или оспариваемого права.

2. Юридическая обязанность есть вид и мера должного поведения, которое проявляется:

o в необходимости совершить конкретные положительные действия (позитивная обязанность). Пример позитивной обязанности - заплатить налоги, явиться на призывной пункт;

o в воздержании от каких-либо поступков (негативная обязанность). Пример негативной обязанности - не посягать на чужую вещь, авторское право другого лица. Субъекты правоотношений - это участники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности. К их числу относятся индивиды и организации.
1. Индивиды - это граждане соответствующего государства, а также иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды). Они могут быть участниками правоотношений в любых отраслях права, кроме международного публичного. Для иностранных граждан имеются определенные особенности в их правовом положении, связанном с отсутствием гражданства соответствующего государства (см. гл. 5).
2. К организациям относятся:

· государственные органы.. Это парламент, глава государства, правительства, министерства и ведомства, суды, органы надзора и контроля, администрация предприятий и учреждений и т.д. Правовой статус государственного органа определяется его компетенцией;

· юридические лица - организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени могут приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Это государственные предприятия, кооперативы, фирмы, хозяйственные объединения, фонды и другие субъекты имущественных правоотношений;

· общественные объединения. Это профсоюзы, творческие союзы, научно-технические, спортивные и иные организации, вступающие в разного рода правоотношения. Ряд общественных объединений могут быть также и юридическими лицами;

· государство.. Для того чтобы вступать в правоотношения, необходимо обладать правосубъектностью, т.е. способностью быть субъектом права.

· В ней необходимо различать две части:

o правоспособность, т.е. способность иметь субъективные права и нести юридические обязанности;

o дееспособность - способность своими действиями реализовывать субъективные права и налагать на себя обязанности.

В имущественных отношениях правоспособность для лица начинается с момента рождения, а полная дееспособность - с достижения совершеннолетия, т.е. с 18-летнего возраста. Например, в Российской Федерации, это означает, что малолетние дети и душевнобольные могут быть собственниками имущества, обладать правом на жилище, пенсию, но не могут распоряжаться своим правом. За них это делают их законные представители - родители, опекуны и попечители. Так, трудовая дееспособность в Российской Федерации наступает с 14-летнего возраста, избирательная с 18 лет и т.д.
Правоспособность и дееспособность организаций наступает одновременно, с момента их создания, и носит специальный характер в соответствии с целями и задачами конкретной организации. Каждый субъект права обладает общим правовым статусом. Это совокупность право- и дееспособности, необходимых для возникновения конкретных правоотношений, а также общих прав и обязанностей, реализация которых не порождает конкретные правоотношения (свобода слова, обязанность исполнять законы и др.). Он в принципе един для всех граждан. Кроме того, существует понятие индивидуального правового статуса - совокупности правоотношений, стороной которых выступает то или иное лицо. Такой статус различен для конкретных индивидов. Наконец, есть понятие специализированного правового статуса, под которым понимается совокупность прав и обязанностей определенной категории субъектов (пенсионеры, военнослужащие, лица с высшим медицинским образованием и др.).

Юридические факты

Это предусмотренные законом жизненные обстоятельства и факты, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений. Кроме того, с их наличием связывается приобретение правосубъектности лицом или органом. Так, с достижением совершеннолетия возникает полная гражданская дееспособность лица, факт регистрации фирмы означает ее создание.

ТЕМА 4 ИСТОЧНИКИ ПРАВА

· 1. Понятие источника права. Виды источников права

· 2. Понятие и виды законов. Конституция, конституционные и обыкновенные законы

· 3. Подзаконные нормативные акты

ТЕМА 5. СИСТЕМА ПРАВА

Система права

Правотворчество

1. Система права - это объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права.
Отрасль права - это наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права, включающее в себя правовые нормы, регулирующие определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений и обычно требующие специфических средств правового воздействия. Например, те нормы, которые регулируют трудовые отношения и определяют права и обязанности рабочих и служащих, составляют трудовое право.
Наиболее объемные по содержанию отрасли права могут делиться на отдельные части, которые обычно называются подотраслями.
Отрасль права, в свою очередь, обычно делится на составные части, именуемые правовыми институтами. В правовой институт входят нормы, регулирующие однородные отношения и отличающиеся качественным единством. Так, семейное право делится на такие институты, как порядок заключения и прекращения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей, алиментные обязательства членов семьи и др.
Наряду с отраслевыми институтами существуют и так называемые межотраслевые (комплексные) институты, состоящие из норм различных отраслей и регулирующие взаимосвязанные отношения в определенной сфере государственной жизни (транспортное, морское право и др.).

· 3. Система современного российского права складывается из следующих отраслей:

o конституционного (государственного);

o административного;

o финансового;

o гражданского;

o семейного;

o трудового;

o права социального обеспечения;

o экологического;

o уголовного;

o уголовно-процессуального;

o гражданское процессуального;

o уголовно-исполнительного.

· Особое место занимают

o международное публичное право

o и международное частное право

Следует различать систему права (деление юридических норм на отрасли и институты) и систему законодательства, т.е. деление нормативных правовых актов на определенные части. Это результат целенаправленной деятельности законодателя, формирование им всего массива актов, регулирующих общественные отношения. Система права служит основой для деления законодательства на отрасли и институты, побуждает законодателя издавать нормативные акты, придерживаясь, в первую очередь, устоявшегося деления права на отрасли и институты. Отраслями законодательства, например являются конституционное, гражданское, трудовое право и др.
Вместе с тем в современной правовой системе существуют также комплексные отрасли законодательства, которые складываются из норм различных отраслей права (законодательство о здравоохранении, образовании, транспорте, связи и др.). За последние годы в Российской Федерации активно формируются новые комплексные отрасли законодательства (налоговое, таможенное право, законодательство о приватизации и др.).

Определение власти

Власть есть необходимый атрибут всякого общества. Ее можно определить как способность известных классов, социальных групп либо индивидов проводить свою волю через некую социальную среду, используя, при необходимости, принуждение.
Из данного определения следует, что власть есть, прежде всего, отношение между субъектом, или носителем власти, и объектом, т.е. подвластным либо подвластными. В содержании власти можно выделить социальные и технические аспекты.
Социальное содержание отражает волю субъектов власти, представляющих те или иные слои, классы, группы общества либо властвующих индивидов.
Технические аспекты власти призваны обеспечить ее прямую и обратную связь с "социальной средой". Это, прежде всего, способы доведения властных велений до сведения подвластных. Так, в Древнем Вавилоне Законы царя Хаммурапи были выбиты на базальтовом столбе, установленном в центре города, чтобы никто не мог ссылаться на их незнание. В современном обществе властные веления передаются с помощью официальных вестников, средств массовой информации и т.д.
Поскольку властные веления могут осуществляться добровольно и "из-под палки", то всякая власть должна обладать (технической) возможностью принудительного осуществления своих велений. Поэтому она включает средства и механизмы осуществления принуждения, которое может быть как физическим, так и психическим. К примеру, всякое государство включает так называемые силовые структуры - армию, полицию, а также тюрьмы, лагеря и т.д. В древних системах права самым строгим наказанием за правонарушение считалась божественная кара после смерти.
Некоторые авторы отождествляют власть и господство, что не бесспорно. Власть предполагает подчинение (добровольное или принудительное) воли подвластного воле субъекта власти. Господство же помимо этого включает обладание условиями существования подвластных. Поэтому управляющий банком лишь осуществляет власть, в то время как господином является собственник, хозяин.
Будучи атрибутом общества, власть изменяется вместе с изменением его природы. С этой точки зрения, можно выделить несколько разновидностей власти.
1. Власть родового общества. Будучи по природе общественной, она совпадает с населением, т.е. с родовой или племенной общностью. Родовое общество не делилось на группы с различными, тем более - противоположными интересами. Поэтому власть родовых старейшин и племенных вождей выражала общую волю, отражая интересы всех и каждого.
Другая особенность этой власти состояла в магической силе обычая, который являлся ее основой и формой выражения2

2. Власть раннеклассовых обществ. Основу власти (как и "мирового порядка" в целом) здесь составляют божественное откровение (иудаизм, ислам), мудрость древних (индуизм) и т.д. Видимо, тогда и появилось выражение, что всякая власть от бога. С другой стороны, в структуре власти государства все большую роль играют нормы, считающиеся "рукотворными" и защищаемые уже аппаратом государства.
3. Власть развитой государственности. В общественной структуре появляются группы людей, интересы которых не совпадают и даже вступают в конфликт. Если в родовую эпоху власть выражала единый интерес, то теперь она призвана приводить к "общему знаменателю" противоречивые интересы различных социальных групп. В этих условиях общественная власть родового строя превращается в политическую, т.е. государственную власть.
Термин " политический " происходит от греческого "полис", т.е. город-государство. Если власть родового общества совпадает с населением (точнее, с родовой или племенной общностью), то политическая или государственная власть осуществляется специальным аппаратом, выступающим от имени общества, но с обществом не совпадающим. Иногда термин " политическая власть " приобретает более широкое содержание вследствие рассмотрения его сквозь призму понятия "политическая система общества отметим, что под ней понимают совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых граждане участвуют в политической жизни общества. Помимо собственно государства в нее входят политические партии и движения, женские, молодежные, религиозные и прочие общественные организации.

.

Функции государства

Функции государства отражают динамический аспект его характеристики. Под ними понимают основные направления деятельности государства по решению задач, стоящих перед ним на том или ином историческом этапе. В характере функций раскрывается социальная природа государства.
Для классификации функций государства используют различные основания.
1. Внутренние и внешние функции. Так, наиболее распространенным является деление их по предмету, или по характеру тех социальных сфер, в которых они проявляются. С этой точки зрения, их следует разделить на внутренние и внешние. При этом активные интеграционные процессы в современном мире обусловливают нередкое стирание граней между внутренними и внешними функциями государства.

· Внутренние его функции можно разделить на:

o политическую. Политическая функция государства состоит в охране существующего общественного и государственного строя. Способы ее осуществления зависят от уровня развития общества, степени его демократизма. Поэтому, в зависимости от конкретной ситуации, здесь могут использоваться и методы прямого насилия, и деятельность государства в рамках закона;

o экономическую. Экономическая функция призвана обеспечить условия функционирования данного способа производства - охрану обусловленных им форм собственности, создание благоприятных условий для развития экономики и т.д. В современном мире экономическая функция является в известной мере и внешней, поскольку рыночная экономика - категория интернациональная;

o идеологическую. Идеологическая функция призвана идеологически обосновать данный общественный и государственный строй, политику государства и т.д. С этой целью могут использоваться доктрины церкви, концепции национального социализма, государства благоденствия и т.д.;

o социальную. Социальная функция имеет своей целью обеспечить минимум социальной справедливости в обществе путем перераспределения национального богатства в пользу социально незащищенных слоев населения (инвалидов, престарелых, безработных и т.д.). Государство, осуществляющее эту функцию, получило название социального государства;

o экологическую. Экологическая функция государства направлена на борьбу с загрязнением окружающей среды, являющимся следствием современного экономического развития промышленности. Об остроте проблемы свидетельствует тот факт, что она отнесена к числу глобальных проблем человечества.

Внешние функции государства сводятся к развитию отношений экономического, научно-технического и культурного сотрудничества с другими государствами, а также защите страны от нападений извне. Еще несколько десятилетий назад в структуру внешних функций эксплуататорских государств включались и захватнические войны. Однако современное международное право рассматривает агрессивную войну как преступление против человечества.

Форма государства

Форма государства - это такой аспект его характеристики, который раскрывает способы организации государственной власти. Традиционно в это понятие включают три элемента: форму правления; форму государственного устройства и политический режим.

 

Механизм государства

Под механизмом государства понимают совокупность всех его органов, посредством которых осуществляются функции государства, решаются стоящие перед ним задачи.
Термин "механизм" лежит в основе сравнения государства с машиной, посредством которой правящие силы управляют обществом, порой навязывая ему свою волю с помощью принуждения.
Государственный механизм в ходе многовековой истории претерпел существенную эволюцию - от простейших образований, включавших на Древнем Востоке финансовое и военное ведомства, а также ведомство общественных работ, до чрезвычайно сложных и разветвленных структур, насчитывавших многие тысячи человек. Поэтому изучение механизма государства сводится, прежде всего, к изучению его структуры. Традиционно первичным элементом этой структуры считался орган государства. Однако в новейшей отечественной литературе предлагается изучать механизм государства сквозь призму понятия "власть"7. Такое противопоставление не вполне корректно. Ведь механизм государства - это властный механизм. Органы государства обладают властной компетенцией, означающей осуществление властных функций в известной сфере общественной жизни (в этом собственно и состоит их отличительная особенность). С другой стороны, в структурах государства власть осуществляется лишь посредством его органов. Поэтому понятия "государственный орган" и "государственная власть" отражают лишь неодинаковый угол зрения на одну и ту же проблему.

 

 

Правоспособность граждан

Участие граждан в отношениях, регулируемых нормами гражданского права, предполагает наличие у них таких качеств, как правоспособность и дееспособность.
Гражданская правоспособность - это способность иметь гражданские права и нести обязанности (п. 1 ст. 17 ГК РФ). Такая способность признается в равной мере за всеми гражданами. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью (п. 2 ст. 17 ГК РФ).
Содержание правоспособности проявляется в тех гражданских правах и обязанностях, которыми способен обладать гражданин.

Дееспособность

Кодекс определяет дееспособность как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и осуществлять их (п. 1 ст. 21 ГК РФ).
Характерная черта дееспособности заключается в том, что она предполагает способность гражданина лично совершать юридические действия по приобретению и осуществлению гражданских прав и обязанностей. Объем дееспособности. В зависимости от объема дееспособности граждан различают дееспособность полную, неполную (частичную) и ограниченную.
Полная дееспособность.
Закон связывает наступление у граждан полной дееспособности с достижением возраста гражданского совершеннолетия - восемнадцати лет (п. 1 ст. 21 ГК РФ Неполная дееспособность. Закон различает две группы таких лиц:

o несовершеннолетние в - возрасте от 14 до 18 лет;

o малолетние - в возрасте до 14 лет.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет обладают довольно широким объемом дееспособности. Они вправе совершать разнообразные сделки в пределах, указанных в законе.

· Без согласия законных представителей несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе:

1. распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;

2. осуществлять права авторов произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3. в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

§ совершать мелкие бытовые сделки

Прочие сделки несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать лишь с письменного согласия своих законных представителей (п. 1 ст. 26 ГК РФ).
Ответственность по обеим названным категориям сделок (т.е. как требующих, так и не требующих письменного согласия законных представителей) несут сами несовершеннолетние.
Субсидиарную ответственность за вред, при недостатке собственного заработка или имущества для его возмещения, несут в соответствующей части законные представители.
Неполная (частичная) дееспособность малолетних. Закон устанавливает, что за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, т.е. малолетних, сделки от их имени могут совершать только их законные представители (п. 1 ст. 28 ГК РФ).

Ограниченная дееспособность. Так, допускается ограничение судом дееспособности лиц, ставящих свою семью в тяжелое материальное положение вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Над такими лицами устанавливается попечительство (п. 1 ст. 30 ГК РФ).

Понятие юридического лица

Понятие юридического лица в ГК РФ определяется на основе традиционных признаков: " Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде" (ст. 48). К основным признакам относятся:
1) имущественная обособленность. Имущественная обособленность ставится обычно на первое место в ряду этих признаков.
Обособление имущества юридического лица означает отделение такого имущества от имущества его учредителей.
2) самостоятельная имущественная ответственность.
Следующий признак юридического лица - способность отвечать своим имуществом по своим обязательствам.
Самостоятельная имущественная ответственность исключает ответственность юридического лица за долги его учредителей и/или членов. Равным образом и учредители (участники) юридического лица не отвечают по его долгам;
3) способность от своего имени приобретать и осуществлять права и обязанности. Выступление в обороте в качестве самостоятельного субъекта права - вот качество, удостоверяемое этим признаком. Именно наличие правосубъектности связывается с собственным именем юридического лица и позволяет ему совершать юридические сделки, быть истцом и ответчиком в суде.

Виды юридических лиц

· Все юридические лица, способные участвовать в гражданском обороте, делятся в кодексе на две группы:

o коммерческие организации;

o некоммерческие организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.253.152 (0.103 с.)