Действие уголовного закона во времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие уголовного закона во времени



Действие уголовного закона в пространстве

· При определении действия уголовного закона в пространстве применяются следующие принципы:

o территориальный;

o принцип гражданства;

o реальный;

o универсальный принцип.

Преступление

Преступление - центральное, ведущее понятие уголовного права. И от того, какой смысл вкладывается в это понятие, зависит построение всех институтов уголовного права.
Преступление - явление социальное, исторически изменчивое. В определении того, что признается преступным, лежит печать своего времени. Поэтому к оценке уголовного законодательства той или иной эпохи необходимо подходить с учетом общественного развития.
Основными признаками преступления являются:

o общественная опасность;

o противоправность;

o виновность;

o наказуемость.

Общественная опасность - это основной признак, основное свойство преступления. Общественная опасность означает, что преступление причиняет или создает угрозу причинения существенного вреда личности, обществу, государствуС учетом степени общественной опасности уголовный закон выделяет четыре категории преступлений:

o преступления небольшой тяжести;

o преступления средней тяжести;

o тяжкие преступления;

o особо тяжкие преступления (ст. 15 УК РФ).

Совокупность предусмотренных в уголовном законе признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как преступление, именуется составом преступления.

· Указанные признаки могут быть объективными и субъективными.

O Объективными признаками состава преступления являются те, которые определяют объект и объективную сторону преступления.

Субъективные признаки характеризуют субъекта и субъективную Два основных признака характеризуют субъекта преступления - вменяемость и возраст.

· Важнейшие признаки субъективной стороны, имеющие уголовно-правовое значение, - это:

o вина;

o мотив;

o цель преступления;

o эмоциональное состояние лица в момент совершения преступления.

Некоторые из этих признаков являются обязательными (вина в форме умысла или неосторожности), а другие - факультативными (мотив, цель преступления, эмоциональное состояние виновного лица).
1. Вина. Вина в форме умысла или неосторожности - необходимый признак любого состава преступления. Отсутствие умысла или неосторожности в действиях лица исключает вину и, следовательно, уголовную ответственность.

Вина есть психическое отношение лица к совершенному им общественно опасному действию или бездействию и его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Вина - субъективная предпосылка уголовной ответственности. Общественно опасное деяние не признается преступлением, если не было установлено вины лица в его совершении. "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда" (Конституция РФ, ст. 49).

· По уголовному праву России вина предусматривается в двух формах:

o умышленная вина (умысел);

o неосторожная вина (неосторожность).

2. Умысел и его виды. Умысел - наиболее распространенная форма вины. Более 80% всех преступлений, предусмотренных уголовным законодательством России, - это преступления, уголовная ответственность за которые обусловлена требованием умышленной вины.
Таким образом, уголовный закон предусматривает два вида умысла: умысел прямой и умысел косвенный.

Прямой умысел предполагает сознание лицом общественно опасного характера своих действий (бездействия), предвидение возможности или неизбежности наступления общественно опасных последствий и желание их наступления.

При косвенном умысле лицо сознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, не желает, но сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично.

3. Неосторожность и ее виды. По сравнению с умыслом неосторожность менее распространенная форма вины. В действующем российском уголовном законодательстве различается два вида неосторожности:

o преступное легкомыслие;

o преступная небрежность.

Мотив и цель преступления.

Мотив преступления - это побуждение, которое сыграло решающую роль в выборе поведения и совершении общественно опасного деяния.

Мотив непосредственно связан с целью. Мотив отвечает на вопрос, зачем человек совершает то или иное действие, цель же определяет, каким способом оно будет совершено, к чему человек стремится, совершая преступление. С учетом социально-психологического содержания и нравственно-этической оценки можно выделить следующие группы характера:

o мотивы идейного характера;

o низменные мотивы, являющиеся различными формами проявления эгоизма (корысть, месть, хулиганские побуждения, зависть, ненависть и др.);

o мотивы, лишенные низменного содержания (мотивы альтруизма, сострадания и др.).

Наказание

История развития уголовного права свидетельствует о гуманизации наказания. Это нашло, в частности, свое выражение в отказе от телесных наказаний, в значительном сокращении применения смертной казни, а в целом ряде стран - в отказе от ее применения, в ограничении применения лишения свободы, в увеличении наказаний, не связанных с лишением свободы, в определении порядка назначения наказания и методах его исполнения.
Наказание
есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершения преступления, и выражающаяся в лишениях или ограничениях его прав и свобод и содержащая отрицательную оценку личности осужденного и его деяния.

Наказание выступает, прежде всего, как мера государственного принуждения. Принуждение - свойство любого наказания. Оно всегда связано с какими-то ограничениями прав и свобод осужденного, причинением ему лишений личного или имущественного характера, затрагивает его другие существенные права и интересы.
Иначе говоря, наказание выполняет важную воспитательную, общепредупредительную функцию, оказывает моральное, нравственное воздействие.

 

Тема 14. ПРАВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

· 1. Образование в системе философских концепций

· 2. Право на образование как конституционное право гражданина РФ

· 3. Государственная политика Российской Федерации в области образования

· 4. Юридические основы функционирования системы высшего и послевузовского профессионального образования

Образование в системе философских концепций

Под образованием, согласно преамбуле Закона РФ "Об образовании", понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Социологи нередко определяют образование как формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки, знания от одного человека или группы другим. Под получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом.
Все великие философы уделяли образованию определенное внимание. Гегель, например, отмечал, что человек не обладает инстинктивно тем, чем он должен быть: ему надлежит это обрести. Исходя из данного положения, он выводил главный момент воспитания - дисциплина, смысл которой состоит в том, чтобы сломить своеволие ребенка, истребить в нем чисто чувственное и природное, которое преобладает в ребенке. Гегель категорически выступал против теорий, в которых ребенка рассматривают как раба. Родители вправе требовать от ребенка только такие услуги, которые своей целью имеют воспитание и относятся лишь к нему.
Проблема образования изучалась с различных точек зрения.

· Эти воззрения в самом общем виде могут быть сведены к следующим:

o функционалистская социология, в основе которой лежат следующие постулаты:

§ система образования делает то, что она призвана делать, т.е. отбирает людей в соответствии с их способностями и дает им соответствующую квалификацию;

§ между интеллектом и успехами существует приблизительное соответствие;

§ образование - это средство, которое гарантирует самым способным людям получение ответственной и высокооплачиваемой работы;

o марксистская теория, соглашаясь с функционалистами в том, что образование работает для социализации отдельных людей и групп с учетом требований и запросов, стремится доказать, что образование способствует утверждению классовой системы и классового неравенства; образование воспроизводит рабочую силу, которая вынуждена смириться со своим положением в жизни, и принимает свой "провал" или "успех" в среднем классе как законный; чтобы создать впечатление, что система справедлива, небольшой части рабочего класса позволяется добиться успеха;

o либеральная теория основана на определении индивидуальности и предположения, что каждый человек должен иметь возможность реализовать свой личный потенциал, и эта реализация должна поощряться;

o социал-демократическая теория была особенно популярной в 60 - 70-х гг. Ее суть сводилась к тому, чтобы посредством упразднения экзаменов для 11-летних и трехступенчатой системы образования добиться большего равенства в обществе;

o неоконсервативная теория возникла в конце 70-х гг. XX в. и выступала за свободу выбора в образовании, за конкуренцию между школами, за передачу финансового, учебного контроля школьным органам управления, за выход отдельных школ из-под контроля местных органов образования;

o интеракционистская теория в отличие от вышеперечисленных не является политической и занимается изучением природы отношений между обучающимися в аудитории, влияния на эти отношения внешних социальных факторов (раса, класс и пол) и влияния этих отношений на поведение людей вне образовательного учреждения. Эта теория во многом способствовала пониманию причин того, например, почему дети рабочих получают соответствующую рабочую специальность.

3. Право на образование как конституционное право гражданина

Право на образование рассматривается как конституционное, основное, естественное право человека (ст. 43 Конституции РФ). В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение.
Российское государство, исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, в Законе РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" провозгласило область образования приоритетной. О внимании к сфере образования говорит и то обстоятельство, что в России первым Указом Президента РСФСР стал Указ "О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации" от 11 июля 199 1г. В нем предусмотрен целый комплекс организационных и правовых мер, направленных на укрепление материально-технической и социальной базы образовательных учреждений и на повышение уровня государственной социальной защиты работников сферы образования, учащихся, студентов, аспирантов.
Учебная программа по курсу "Образовательное право" была впервые разработана в России в 1996 г. Такой курс ввела Академия труда и социальных отношений в программу обучения на юридическом факультете.
Как известно, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в п. 1 ст. 26 закрепила право каждого человека на образование. При этом "Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого". Это право закреплено также в ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и в ст. 28 Конвенции о правах ребенка 1989г.
Развивая приведенное положение Декларации 1948 г., ст. 2 Протокола № 1 к Европейской конвенции о правах человека и основных свободах 1952 г. устанавливает, что "Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при выполнении любых обязанностей, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование и обучение в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями". Право на образование, по мнению генерального директора ЮНЕСКО, не следует сводить только к общему базовому образованию - оно должно реализовываться всю жизнь. Его следует рассматривать как право и обязанность человека на непрерывное образование. Он называет великой задачей - максимальное развитие огромного интеллектуального потенциала человека и отмечает, что в наше время в мире очень небольшому числу людей доступно его воплощение. Что же касается большинства, то его сначала нужно спасти от невежества, болезней, недоедания.

o право на дошкольное образование;

o право на основное общее образование;

o право на среднее профессиональное образование;

o право на высшее образование.

Важной составной частью права на образование выступает положение о том, что совершеннолетние граждане имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.
В ч. 2 ст. 43 Конституции РФ закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; бесплатность получения перечисленных видов образования в указанных образовательных учреждениях и на предприятиях. Для воспитания детей дошкольного возраста в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Обучение с целью получения высшего образования осуществляется в следующих видах учебных заведений:

o университет;

o академия;

o институт;

· Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения высшего профессионального образования на конкурсной основе производится по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня, с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы могут осваиваться в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий преподавателя со студентом:

o очная форма;

o очно-заочная (вечерняя) форма;

o заочная форма;

o экстернат.

 

3. Государственная политика Российской Федерации в области образования

Основной задачей образовательной политики любого государства является создание такой системы образования, которая бы, с одной стороны, социально, ментально и культурно отражала потребности вполне определенного общества и государства, а с другой - органично вписывалась бы в русло международной системы образования, отражая его общечеловеческие потребности и интересы.

· Основными предпосылками возникновения образовательной политики являются:

o глобальный переход человечества к индустриальной и постиндустриальной цивилизации, рационализация профессиональной деятельности человека;

o усиление взаимозависимости воспитания и образования, культуры и образования, ментальности и образования как способа сохранения и развития цивилизованности отдельных государств;

o альтернативный характер развития самого образовательного процесса, его комплексности, системность и структурность содержательного и организационного порядка;

o необходимость обеспечения общечеловеческих потребностей образовательной деятельности, обогащения совместным опытом предоставления образовательных услуг;

o информатизация общественной жизни и в целом - инновационный характер развития сферы образования.

· Можно выделить следующие основные структурные компоненты образовательной политики:

o государственная образовательная политика;

o образовательная политика институтов гражданского общества;

o региональная образовательная политика;

o муниципальная образовательная политика.

"Образование, - по Аристотелю, - есть функция государства, осуществляемая им для достижения вполне определенных целей". Именно государство обеспечивает социокультурные и ментальные основы образовательного процесса. Оно определяет основные принципы образовательной политики и направления их реализации, создает стройную систему образовательной деятельности, определяет правовые нормы и механизмы регулирования этой деятельности, формирует процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров, определяет объем минимума обязательных знаний, навыков и умений в подготовке специалистов любого профиля (государственный образовательный стандарт).
В 1992 г. в России был принят Закон "Об образовании", который определил основные положения и принципы политики в области образования.

4. Юридические основы функционирования системы высшего и послевузовского профессионального образования

Законодательство Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования и его задачи

Законодательство РФ в области образования включает в себя Конституцию РФ, Закон "Об образовании" 1992 г. (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г.), Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изменениями от 10 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.), принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ в области образования.

К числу задач законодательства Российской Федерации в области образования отнесены:

разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней,обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации; определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области. Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством: В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона "Об образовании" организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования.

Изначально в основу этой программы были положены следующие положения: создание условий для обеспечения конституционных прав граждан на конкурсной основе высшего и среднего профессионального образования; академическая автономия вузов при усилении их ответственности за результаты деятельности;

постепенный переход к преимущественно университетской системе высшего образования с сохранением сильных специализированных вузов;

создание и развитие региональных систем высшей школы и негосударственной системы высшего образования.

.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.036 с.)