Структура права. Принципы права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура права. Принципы права.



Право каждой страны, будучи единым, по своему содержанию характеризуется внутренней расчленённостью на относительно автономные части. В его структуре можно обнаружить целые слои. Таких слоёв в структуре права шесть:

1) Права человека (естественные права) – это возможности человека, позволяющие ему достойно жить и работать. Ими обладают все люди независимо от имущественного и социального положения с момента рождения, и поэтому эти права называют естественными, вытекающие как бы из естественного порядка вещей, из самой жизни (право на жизнь, свободу и др.). Большинство прав человека закрепляются в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека) и во внутреннем законодательстве многих государств (в России – в Конституции, Декларации прав человека и гражданина).

2) Принципы права – основные идеи, начала, руководящие положения, выражающие сущность права.

Принципы права представляют собой основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Принципы права пронизывают все правовые нормы и являются стержнем правовой системы государства. К числу основных принципов права относятся следующие:

1. Принцип демократизма выражается в предоставлении населению наиболее полного объема граждан­ских прав и политических свобод, дающий гражданам возможность ши­рокого участия в управлении общественными делами и государством.

2. Принцип гуманизма отражает заботу государства о нуждах и ин­тересах граждан и устанавливает обязанность государства принимать меры по защите жизни, здоровья, чести и достоинства своих граждан.

3. Принцип социальной свободы выражается в предоставлении гра­жданам максимальной свободы в выборе рода деятельности, места жи­тельства, свободы волеизъявления, вероисповедания и т. д. В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации от 22 ноября 1991 года, этот принцип обязывает все государственные органы обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности.

4. Принцип равенства всех перед законом, означающий, что никакие лица, социальные слои, группы населения не могут пользоваться пре­имуществами и привилегиями, противоречащими закону.

5. Принцип законности, содержащий требования строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Все органы управления государством должны строить свою деятельность на основе закона и во имя исполнения закона.

6. Принцип социальной справедливости, имеющий морально-правовое содержание. В реальной жизни данный принцип трудновыполним, так как все люди по своей природе разные и нельзя ко всем подходить с од­ной меркой. Следовательно, чтобы быть справедливым, право должно быть неравным, что противоречит принципу равенства всех перед зако­ном. Однако при решении конкретных юридических дел этот принцип может быть реализован (например, при назначении пенсий, пособий, выделениижилья, определения меры наказания и т. д.).

7. Принцип юридической ответственности только за виновные действия, означающий, что применение юридических санкций допускается только к лицам, вина которых доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

3) Нормы, принятые на референдуме. Они регулируют наиболее важные принципиальные вопросы общественной жизни, вопросы, по которым воля народа должна быть выражена непосредственно. Как правило, во всех государствах этот слой права незначителен.

4). Нормы, изданные государством или централизованные нормы разрабатываются и принимаются различными федеральными государственными органами. Субъекты федерации также могут издавать нормы права, которые вместе с федеральными образуют единую иерархическую систему. Однако программа всех норм задаётся центром, нормы нижестоящих органов не должны противоречить нормам вышестоящих органов. 5) Корпоративные нормы, т. е. правила поведения, вырабатываемые организациями и распространяющиеся на их коллективы (внутриорганизационные нормы). Корпоративные нормы могут касаться различных сторон деятельности предприятий: финансовые, управленческие и другие вопросы могут быть урегулированы на их основе. Чем выше уровень экономики той или иной страны, тем выше степень свободы субъектов, тем большее распространение получают корпоративные нормы.

6) Договорные нормы. Римские юристы говорили: «Договор – это закон для двоих». Этим они хотели подчеркнуть, что договоры имеют нормативный характер, поскольку в процессе их заключения также вырабатываются правила поведения, но только они касаются участников договора. В случае спора между субъектами суд будет исходить из условий договора как неопровержимых данных, если они не противоречат закону. Договоры распространены во многих сферах жизни. В развитом демократическом обществе решения по большей части принимаются на основе договора.

Рассмотренные выше шесть элементов могут быть сгруппированы. Права человека и принципы права составляют правовую основу, базис права. Их назначение в основном состоит в обеспечение правотворческой деятельности государственных органов, организаций, граждан. Нормы, принятые на референдуме, и нормы, изданные государственными органами объединяет то, что они регулируют вопросы, затрагивающие интересы сразу многих лиц и поэтому они должны выражать волю общества (всей публики). Отсюда их общее название – публичное право. Корпоративные и договорные нормы выражают лишь отдельные (частные) интересы субъектов (организаций, граждан), в них заложена их собственная воля, и эти норм распространяются только в отношении этих лиц. Отсюда справедливое употребление термина частное право.

 

 

Лекция 3. Система права Российской Федерации.

  1. Понятие системы права Российской Федерации и её элементы (вертикальное строение системы права).
  2. Норма права: понятие, признаки, структура, виды и способы изложения.
  3. Отрасль права и её элементы.
  4. Отраслевое деление системы права (горизонтальное строение системы права).
  5. Понятие системы законодательства и формы её систематизации.

1. Понятие системы права Российской Федерации и её элементы (вертикальное строение системы права).

Одним из признаков права является системность. В переводе с греческого термин «система» (systema) означает «целое, составленное из частей». Причем это не простая сумма частей. Систему отличает непротиворечивость, взаимозависимость, упорядоченность элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию.

Под системой права понимается его строение, внутренняя структура. Различают вертикальное строение системы права (выделение в системе права элементов) и горизонтальное строение (деление системы права на отрасли).

Вертикальное строение права. В праве выделяют следующие элементы:

1. Отрасль права – это совокупность правовых норм в структуре единой системы права, регулирующая качественно однородный вид (сферу) общественных отношений. Например, отношения землепользования регулирует земельное право, имущественные отношении – гражданское право, управленческие отношения – административное право, отношения, связанные с совершением преступления – уголовное право.

2. Подотрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих определённую область общественных отношений. Многие отрасли права имеют свои подотрасли. Обычно это касается «старых» отраслей, где накоплен значительный массив правовых норм. Так, например, в гражданском праве выделяется Подотрасль – авторское право, право социального обеспечения – это подотрасль трудового права.

3. Норма права – это обязательное правило поведения, охраняемое силой государственного принуждения. Например, родители обязаны содержать своих детей, в противном случае с них взыскиваются алименты.

  1. Норма права: понятие, признаки, структура, виды и способы изложения.

Норма права, как и любая другая разновидность социальной нормы (норма морали, традиции, обычая, религиозная норма и т.п.), представляет собой правило поведения, которое определяет границы возможного, дозволенного и должного поведения индивида, орга­низаций, государства.

Однако норма права обладает рядом признаков, которые отли­чают ее от других видов социальных норм.

Во-первых, норма права является общеобязательным правилом поведения людей в обществе. Общеобязательность выражается в том, что она является государственно-властным предписанием, созданным для всех людей. Правовая норма определяет общеобязательные границы возможного и должного поведения и указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени необходимо действовать человеку.

Во-вторых, норма права является правилом поведения, гарантированным возможностью государственного принуждения. Это отличает правовую норму от всех иных социальных норм и обеспечивает её действенность, эффективность.

В-третьих, норму права отличает неперсонифицированность, т.е. обращенность не к конкретному лицу, а к каждому гражданину.

В-четвертых, правовая норма характеризуется формальной определенностью — она закрепляется в нормативно-правовом акте (официальном документе государства). В отличие от норм морали, которые, как правило, не фиксируются в документах государства, правовая норма представляет собой детализированное и четко выраженное в письменной форме правило поведения.

В-пятых, норма права носит представительно-обязывающий характер. Она регулирует взаимоотношения между людьми через наделение их правами и возложение на них обязанностей. Например, у собственника есть право распоряжаться принадлежащей ему собственностью, как он пожелает - он может ее продать, подарить, отдать в пользование, проиграть в карты, никто не может покушаться на права собственника. Однако норма права обязывает данного собственника не совершать противоправных действий: например, не выращивать на своём участке коноплю.

В-шестых, правовая норма характеризуется многократностью действия. Она создается для постоянного применения, и ее действие не завершается после ее использования.

Следовательно, норма права есть установленное или признанное государством общеобязательное правило поведения, обеспеченное возможностью государственного принуждения, закрепленное и опубликованное в официальных актах государства.

Правовая норма, будучи четко выраженным детализированным правилом поведения, связывает в единое целое условия для соответствующего поведения или действия, само действие, т.е. правило поведения, и последствия, наступающие за нарушение данного правила.

Именно эти три фактора обусловили наличие внутри нормы права трех элементов:

1) гипотезы;

2) диспозиции;

3) санкции.

Взаимосвязь этих трех частей правовой нормы осуществляется по правилу «если -> то -> иначе», где «если» — условия действия нормы права, «то» — содержание правила поведения, «иначе» - неблагоприятные последствия, которые наступают за нарушение правила.

Гипотеза — часть правовой нормы, которая указывает на конкретные условия (жизненные обстоятельства), наличие которых позволяет осуществить правило поведения. Гипотеза придает этим жизненным обстоятельствам юридическое значение. Например, в соответствии с Семейным кодексом для заключения брака необходимо взаимное согласие лиц, вступающих в брак и достижение ими брачного возраста.

Диспозиция — часть правовой нормы, которая содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участ­ки правоотношения. Обычно диспозиция содержит права и обязанности тех, кто вступает в правоотношения. Например, в Семейном Кодексе указано, что супруги имеют возможность определять фамилию, место жительства, род занятий, иметь личную и общую собственность и др.

Санкция — в которой указываются меры госу­дарственного воздействия, применяемые в случае невыполнения предпи­саний, содержащихся в диспозиции. Санкциями за нарушение брачных обязанностей будут развод, раздел имущества, взыскание алиментов.

Виды норм права.

Классификация норм права проводится по различным основаниям:

1. По предмету правового регулирования различаются: конституционные, административные, гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые, уголовно-правовые и нормы других отраслей права. Отраслевые в свою очередь делятся на материальные, которые закрепляют права и обязанности участников правоотношений и процессуальные, которые закрепляют порядок реализации прав и обязанностей.

2. По характеру содержания выделяют: нормы – декларации, которые закрепляют правовые принципы, цели и задачи, нормы – дефиниции, которые содержат формулировки, определения правовых понятий и нормы правила, которые содержат правовые предписания в форме прав и обязанностей либо в форме правовых запретов.

3. По способу воздействия на субъектов права выделяют обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы. Обязывающие нормы возлагают на субъектов обязанности (содержат слова «обязан», «должен»). Запрещающие налагают запрет на совершение определённых действий (слова «запрещается», «не вправе», «не допускается»). Управомочивающие нормы предоставляют субъектам определённые правомочия (слова «вправе», «может»).

4. По степени обязательности выделяют императивные и диспозитивные нормы. Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению субъектов права. Диспозитивные нормы предписывают определенный вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность договориться о правах и обязанностях. Большинство отраслей права состоит из императивных норм, диспозитивные нормы присущи гражданскому праву, которое предусматривает равноправие субъектов и возможность соглашения сторон.

5. По функциональному назначению нормы права делятся на регулятивные, которые определяют модель поведения субъектов и охранительные, которые определяют средства защиты прав и законных интересов от нарушений.

6. По кругу субъектов различаются общие нормы (распространяются на всех граждан независимо от профессиональной деятельности и условий, в которых они находятся) и специальные нормы (распространяются только на определённые категории лиц).

Способы изложения правовых норм.

1. Прямой способ изложения. Суть его в том, что в содержании самой нормы дается подробная характеристика правил поведения, указывается на все обстоятельства, при которых можно совершать те или иные дейст­вия, а также дается полный перечень мер воздействия за неисполнение этой нормы. Например, ст. 129 Уголовного кодекса РФ "Клевета". Использование такого способа не требует привлечения дополнительных источников для уяснения смысла правовой нормы.

2. Отсылочный способ изложения состоит в том, что содержание ста­тьи полностью не раскрывается, а дается ссылка на другие статьи, кон­кретизирующие ее требования. Например, ст. 258 ГК РФ: "При прекра­щении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов... общее имущество подлежит разделу по правилам, пре­дусмотренным ст. 252 и 254 настоящего Кодекса".

3. Бланкетный способ изложения. При этом статья представляет собой как бы незаполненный бланк, который "заполняется" при обращении к дру­гим нормативным актам. Статья не отсылает к конкретным нормам и не указывает нормативного акта. Например, ст. 22 Трудового Кодекса РФ: "Ра­ботодатель имеет право:... осуществлять обязательное социальное стра­хование работников в порядке, установленном федеральными законами".

  1. Отрасль права и её элементы.

Взаимоотношения между людьми возникают по поводу различных потребностей. Это делит человеческие взаимоотношения на определенные виды: властные, управленческие, имущественные (т.е. то, что касается материальных благ), неимущественные (это могут быть отношения, связанные с защитой чести и достоинства, доброго имени, здоровья и т.п.), трудовые, семейные, земельные и т.п.

Определенный вид общественного отношения регулируется соответствующими правовыми нормами, которые составляют отрасль права — совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения какой-то определенной области, обладающих качественным своеобразием.

Отрасль права является главным элементом всей системы права. Между собой отдельные отрасли различаются по двум критериям:

1) по предмету правового регулирования;

2) по методу правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. На­пример, семейное право регулирует брачно-семейные отношения, трудовое право – отношения между работником и работодателем.

Однако воздействие на конкретный вид общественных отношений право осуществляет с помощью различных методов. Метем правового регулирования — совокупность юридических способов и приемов воздействия на общественные отношения. Поскольку общественное отношение — это взаимодействие двух сторон, то метод правового регулирования зависит от характера взаимного положения участников правовых отношений.

Выделяют диспозитивный метод (автономии) — способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Он предоставляет субъектам права широкие возможности автономного, свободного поведения, выбора соответствующих решений по принципу: «разрешено все, что не запрещено». Автономный метод регулирования наиболее присущ гражданскому и семейному праву, субъекты которого наделены относительной свободой поведения.

Прямо противоположный метод — императивный (авторитарный), в основе которого лежат отношения господства и подчинения. Он преобладает в отраслях, в которых отношения участников характеризуются неравенством (например, в административном, уголовном праве). Императивный метод не допускает отступления от установленного правила поведения.

Методы правового регулирования оказывают свое воздействие с помощью трех способов — дозволения, обязывания и запрета.

Дозволение как способ правового воздействия означает предоставление лицу права совершать действия, не запрещенные законом при удовлетворении своих потребностей. Обычно дозволения имеют место там, где положение участников правовых отношений является равным. Так, нормы гражданского права, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения предоставляют их участникам полную свободу действий в пределах данных норм. Участники правовых отношений равны и могут по взаимному соглашению изменять или прекращать взятые себя обязательства.

Иной способ правового воздействия действует там, где положение сторон оказывается неравным. Там преобладает метод властного обязывания — возложение на субъекта обязательности совершать определенные действия. Например, нормы административного права, регулирующие отношения в области государственного управления, охраны общественного порядка, жизни, прав и свобод граждан, воздействуют путем установления властных предписаний. Органы исполнительной власти наделены правом требовать от граждан не нарушать общественный порядок, соблюдать на улице, в парках, на стадионах и т.п. права и интересы других людей. В противном случае к ним могут быть применены меры административного принуждения, как, например, краткосрочное задержание органами милиции гражданина для составления протокола о правонарушении, принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих.

Запрет как метод правового регулирования обязывает субъекта воздержаться от недозволенных действий. Так, нормы уголовной права запрещают совершать действия, опасные как для общества и государства, так и для отдельного человека.

 

  1. Отраслевое деление системы права (горизонтальное строение системы права).

Система права современного общества объединяет ряд отраслей Они могут классифицироваться по различным критериям.

В зарубежном правоведении общепринято деление системы права на публичное и частное. Деление такого рода проводили ещё древнеримские юристы: так римский юрист Ульпиан считал, что публичное право есть то, которое относится к положению государства, частное – к пользе отдельных лиц. В современной литературе к публичному праву относятся: государственное (конституционное), административное, финансовое, земельное, уголовное и гражданско-процессуальное право. Публичное право регулирует отношения государства с гражданами и другими субъектами права. Систему частного права составляют: гражданское, семейное, трудовое. В сфере частного права господствуют личные интересы граждан и частных объединений.

Обще­признанным является деление системы права по назначению норм права на отрасли материального и процессуального права.

Термин «материальное право» обозначает правовые нормы, с помощью которых государство прямо влияет на общественные отношения. Они закрепляют права и обязанности субъектов отношений. Материальные отрасли ещё называют регулятивными, поскольку они устанавливают права и обязанности субъектов, тем самым регулируют отношения между ними. К материальным отраслям относятся:– конституционное, административное, уголовное, трудовое, семейное и другие.

1. Государственное (конституционное) право. Оно является ведущей отраслью, нормы которой закрепляют основы государственного устройства, права человека, порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Основным источником конституционного права является Конституция государства, содержащая базовые нормы для всех остальных отраслей права, где эти нормы находят своё воплощение и развитие. Именно поэтому конституционное право представляет собой ядро системы права.

Далее выделяются три основные отрасли гражданское право, административное право, уголовное право.

2. Гражданское право – наиболее объёмная отрасль системы права, которая регулирует имущественные отношения, личные неимущественные отношения, связанные с имущественными и некоторые личные неимущественные отношения (честь, достоинство и др.). Отношения в сфере гражданского права регулируются Гражданским кодексом.

3. Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государства. Оно регулируют отношения в сфере государственного управления как между государственными органами, так и между государством и гражданами.

4. Уголовное право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с совершением деяний, предусмотренных Уголовным кодексом. Уголовное право регулирует отношения охраны общественной безопасности и общественного порядка, защиты жизни и здоровья граждан, нормы которого определяют характер преступлений и устанавливают размеры наказаний. Уголовный кодекс – основной нормативный акт.

Близкими к административному праву можно считать финансовое право, банковское право, налоговое право и др. В основном объектами этих отраслей права являются деньги.

5. Финансовое право регулирует доходы и расходы государства (источники и порядок получения доходов, направления их использования и др.).

6. Банковское право регулирует вопросы создания банков, принципы их деятельности, руководство коммерческими банками.

7. Налоговое право занимается вопросами налогообложения (порядок взимания налогов, льготы, сроки поступления налогов в бюджеты разных уровней и другие вопросы).

8. Трудовое право. Регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности людей. Трудовое право могло бы считаться частью гражданского права, если бы нормы трудового права не устанавливали жёсткие требования соблюдения трудовой дисциплины и строгую административную зависимость работника от работодателя

9. Земельное право. Регулирует отношения, связанные с использованием и охраной земли.

10. Экологическое право регулирует защиту природных объектов и всей окружающей среды.

11. Семейное право регулирует имущественные и некоторые неимущественные отношения между супругами, родителями и детьми, а также другими членами семьи: условия и порядок вступления в брак, основание и порядок его прекращения, права и обязанности супругов, родителей и детей и другие отношения. Ведущим источником семейного права является Семейный кодекс.

12. Хозяйственное право. Регулирует общественные отношения в сфере хозяйственного и имущественного оборота. Хозяйственное право существенно дополняет и конкретизирует гражданское право.

13. Жилищное право. Регулирует общественные отношения, возникающие в жилищной сфере. Жилые строения относятся к категории недвижимого имущества, приобретение или отчуждение которого также регулируется нормами гражданского права.

14. Таможенное право. Регулирует отношения, складывающиеся в xoде перемещения товаров, граждан, транспортных средств через таможенную границу государства.

Термин «процессуальное право» включает нормы, которые устанавливают порядок рассмотрения уголовных, гражданских дел и арбитражных дел. Процессуальные отрасли иначе называют охранительными, поскольку они защищают правоотношения. Во группу отраслей процессуального права входят:

1) гражданское процессуальное право (гражданский процесс), которое регулирует порядок рассмотрения споров, в которых хотя бы одна из сторон выступает гражданин; 2) арбитражно-процессуальное право (арбитражный процесс) регулирует порядок рассмотрения споров между организациями, организациями и государственными органами; 3 ) уголовно-исполнительное право, нормы которого регулируют отношения, связанные с осуществлением правосудия по уголовным делам, определяют порядок отбывание осужденными уголовного наказания; 4) уголовно-процессуальное право, которое объединяет нормы, определяющие порядок и назначение наказания.Отрасли процессуального права регулируют порядок судопроизводства.

Отдельно от всех отраслей права стоит международное право, которое также подразделяется на частное и публичное. Эта отрасль не входит в систему внутригосударственного права, поскольку устанавливается не отдельным государством, а соглашениями разных государств. Нормы международного права регулируют взаимоотношения между государствами, а также между гражданами разных государств. Нормы международного права содержатся в конвенциях, актах, уставах международных организаций, международных договорах и обычаях.

Представленный вариант системы права не единственный. В других вариантах дается иное представление о связях между отраслями права. Но это не отражается на содержании отраслей права, которые выделяются по трем основным признакам:

а) по предмету - что регулируется;

б) по методу - как регулируется;

в) по наличию специальных нормативных актов - чем регулируется.

По самым скромным подсчетам в системе российского права более двадцати отраслей права.

 

  1. Понятие системы законодательства и формы её систематизации.

. Понятие "система законодательства" близко к понятию "система права". Иногда эти понятия отождествляют.

Под системой законодательства понимается совокупность законов и подзаконных актов, то есть внешняя форма выражения права. Система права же характеризует внутреннее строение права, содержание которого образуют отрасли, подотрасли, институты и нормы.

Система права – более широкое понятие, чем система законодательства. Например, если уголовное законодательство - это совокупность всех нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, входящие в компетенцию уголовного права, то собственно уголовное право, как отрасль системы права, охватывает как уголовное законодательство, так и уголовно-правовые отношения. Кроме того, уголовное право - это еще и отрасль научного знания, т. е. теоретическая и учебная дисциплина.

Если система права состоит из отраслей права, то система законодательства представляет собой упорядоченную совокупность источников отраслей права.

Источники отраслей права - официальные государственные документы (нормативные акты), в которых закрепляются юридические нормы, призванные регулировать общественные отношения в отдельной отрасли права.

Система действующих нормативных актов является сложной по характеру и значительной по объёму, подвержена быстрым изменениям: одни нормативные акты дополняются новыми предписаниями, другие – изменяются, третьи – частично либо полностью признаются утратившими силу. В связи с этим возникают противоречия между нормативными актами разных уровней и несогласованность между нормами одного уровня. В целях упорядочения и совершенствования правовых норм государство проводит их систематизацию, что и позволяет говорить о системе законодательства.

Систематизация нормативных актов – это деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение нормативных актов, приведение их в строгую систему. Систематизация законов и других нормативных актов ведётся государственными органами, юридическими службами и отдельными юристами. Приведение нормативных актов в упорядоченную систему осуществляется разными способами: а) путём издания сборников нормативных актов; б) путём объединения нескольких нормативных актов в один укрупнённый акт; в) путём переработки и доработки действующих норм права, что означает создание новых нормативных актов.

По способу приведения в систему выделяют следующие формы систематизации законодательства:

- кодификация;

- инкорпорация;

- консолидация.

Кодификация приведение нормативных актов в систему путём переработки и дополнения действующих норм права, изменения их содержания и принятия новых законов. По содержанию обычно выделяют три вида кодифицированных актов: 1) основы законодательства; 2) кодексы; 3) уставы (положения). Наиболее распространённый вид - кодексы (например, Гражданский кодекс, Семейный кодекс Уголовный кодекс и т. п.). Основы законодательства устанавливают важнейшие положения (основные начала) отраслей права; кодексы содержат нормы права, направленные на регулирование качественно обособленных общественных отношений (гражданских, трудовых, брачно-семейных, уголовных и др.). Уставы регулируют определённую сферу государственной деятельности, например, работу железнодорожного транспорта. Кодифицированные акты составляют основу действующего законодательства и рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Их принятие представляет собой шаг вперед в развитии законодательства.

Инкорпорация в отличие от кодификации представляет собой приведение нормативных актов в систему без изменения их содержания путём издания разного рода сборников. В зависимости от принципа объединения инкорпорация бывает:

- хронологической, когда нормативные акты в сборниках расположены в зависимости от времени их принятия (например, "Собрание актов Президента и Правительства");

- систематической, когда принятые, например, за истекший месяц нормативные акты группируются в сборниках по предметному признаку, т. е по отраслям права.

По источнику инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства организациями или частными лицами в целях созда­ния справочников, сборников для отдельных категорий специалистов, работающих на предприятии, в учреждении, организации. На эти сборники нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Официальная инкорпорация – осуществляется государственными органами или по их поручению.

Выделяют еще одну форму систематизации законодательства консолидацию. Это объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. Консолидация заключается в преодолении множественности нормативных актов путём их сведения в один укрупнённый акт, который заменяет вошедшие в него акты. При консолидации не меняется содержание ранее принятых актов, но вместе с тем проводится их редакционная правка: устраняются противоречия, повторы. По форме консолидация близка к систематической инкорпорации, так как ничего нового в регулирование общественных отношений не вносит, но по сути консолидация близка к кодификации, так как консолидиро­ванный акт является сводным нормативным актом. Обычно консолидация законодательства используется там, где нет необходимости или возможности кодификации.

 

Лекция 4. Содержание правовых отношений в обществе.

1. Понятие правоотношения, его структура. Классификация правоотношений.

2. Понятие правомерного поведения. Правонарушения, их признаки, виды.

3. Юридическая ответственность и ее виды.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.097 с.)