Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет земельного права. Методы земельного права↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Вопросы к зачёту по курсу Земельное право. 1.История развития земельного права. Понятие земельного права как отрасли права. 2.Предмет земельного права. Методы земельного права. 3.Система земельного права. Земельное право как учебная дисциплина и отрасль науки. 4. Принципы земельного права и земельного законодательства. 5.Разграничение земельной, гражданской, административной и иных отраслей права. 6.Понятие и виды источников земельного права. 7.Закон как источник земельного права. 8.Указы президента Российской Федерации и подзаконные акты исполнительных органов государственной власти как источники земельного права. 9.Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления как источники земельного права. 10.Земельно-правовые нормы. 11.Земельные правоотношения. 12.Субъекты, объекты земельных правоотношений. 13.Содержание земельных правоотношений. 14.Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений. 15.Земельная реформа и её правовое обеспечение. 16.Виды вещных прав на земельные участки. 17.Понятие права собственности на землю и другие природные ресурсы. 18.Формы земельной собственности. 19.Субъекты и объекты земельной собственности. 20.Государственная собственность на землю. 21.Частная собственность на земельные участки. 22.Правовое регулирование сделок с земельными участками. 23.Правовое регулирование купли-продажи земельных участков. 24.Правовое регулирование залога земельных участков. 25.Правовое регулирование аренды земельных участков. 26.Право собственности на землю юридического лица. 27.Право пожизненного наследуемого владения. 28.Право постоянного (бессрочного) землепользования. 29.Сервитуты на земельные участки. 30.Полномочия собственников, землевладельцев, землепользователей при использовании земли. 31.Защита и гарантии прав землеобладателей. 32.Основания возникновения прав на землю. 33.Основания прекращения прав на землю. 34.Разрешение земельных споров. 35.Понятие и состав земельного фонда Государственное управление земельным фондом. 36.Правовая охрана земель. Контроль за использованием и охраной земель. 37.Органы управления земельным фондом и их функции. 38.Государственный земельный кадастр. 39.Федеральная служба земельного кадастра. 40.Землеустройство: понятие и порядок проведения.
1.История развития земельного права. Понятие земельного права как отрасли права. В основу кардинальных изменений отношений земельной собственности легла наиболее популярная среди крестьян аграрная программа партии социалистов-революционеров (эсеров). В соответствии с ней был составлен Крестьянский наказ о земле, а впоследствии приложен к Декрету «О земле». Эта партия выступала за изъятие земли из частной собственности отдельных групп и лиц и ее передачу в общенародное достояние на следующих принципах: все земли поступают в заведование центральных и местных органов; пользование землей должно быть уравнительно-трудовым; рента должна быть обращена на общественные нужды; земля обращается во всенародное достояние без ее выкупа. Анализ первых советских законодательных актов свидетельствует о том, что в условиях тех лет национализация земли осуществлялась поэтапно. Земельное право в качестве самостоятельной отрасли права возникло после Октябрьской революции с первым Декретом ВЦИК «О земле» от 26 октября 1917 г. В то время была проведена национализация всей имеющейся земли, которая привела к выделению самостоятельной совокупности отношений, связанных с земельной собственностью. Тем самым произошло обособление в системе российского права отрасли земельного права. Земельное право представляет собой совокупность правовых норм, предметом правового регулирования которых являются земельные правоотношения, т. е. общественные отношения по использованию и охране земли как природного ресурса, условия и средства производства. Это регулирование осуществляется в целях организации рационального использования и охраны земли, улучшения и воспроизводства плодородия почв, охраны прав и законных интересов субъектов земельных отношений. Как отрасль земельное право наиболее удобно рассматривать с трех сторон. С одной стороны, первоначальной формой земельного права является идеология, которая объединяет систему однородных правовых норм. Вторичной формой данного права непосредственно являются сами нормы права. Третья сторона — это земельные правоотношения, итогом которых является применение норм земельного права в реальности. Правовая идеология объединяет множество земельно-правовых норм в единую систему, которая выглядит как концептуальная государственная политика, направленная на обеспечение рационального использования и охраны земель. Нормы земельного права, обеспечивая правовую основу земельного строя Российской Федерации, организацию рационального использования и охраны земель, закрепляют земельную политику государственных органов в общеобязательных правилах поведения по отношению к земле. Множество земельно-правовых норм находят свое материальное выражение в реальной действительности в виде земельных правоотношений и их основами являются: государственное управление землей путем контроля за ее использованием и охраной; привлечение к ответственности за нарушение земельного законодательства и причинение вреда земельным ресурсам либо правам на них; стимулирование рационального использования и охраны земель и др. Земельное право рассматривается как самостоятельная отрасль права в российской правовой системе. Земельное право как отрасль права: — исходит из множественности субъектов права собственности на землю и видов прав на земельные участки; — регулирует поведение субъектов земельных правоотношений; — устанавливает порядок деятельности государственных органов по организации рационального использования и охраны земель; — защищает конституционные права и интересы граждан и юридических лиц, связанные с использованием участков во всех сферах жизнедеятельности. Система земельного права. Земельное право как учебная дисциплина и отрасль науки В систему отрасли земельного права входит совокупность земельно-правовых институтов, каждый из которых состоит из группы земельно-правовых норм, регулирующих однородные, обладающие качественным единством виды земельных правоотношений. Два и более правовых института могут быть объединены в один сложный правовой институт. Примером сложного правового института в земельном праве является институт государственного управления землей, который включает в себя следующие земельноправовые институты: — институт земельного кадастра; — институт землеустройства; — институт предоставления земель; — институт изъятия земель; — институт государственного контроля за использованием и охраной земель; — институт разрешения земельных споров и др. В Общей части закреплен правовой режим земель в виде установленного нормами земельного права порядка поведения всех субъектов по отношению к земле. Виды земельно-правовых институтов Общей части земельного права: — институт права собственности на землю; — институт государственного управления земельным фондом; — институт права пользования землей и охраны прав на землю. Общей части подчинена Особенная часть, которая складывается из земельно-правовых институтов, которые определяют правовой режим земель отдельных категорий, выделяемых по основному целевому назначению. Виды земель институтов правового режима Особенной части: — институт земель сельскохозяйственного назначения; — институт земель поселений; — институт земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; — институт земель особо охраняемых территорий и объектов; — институт земель лесного фонда; — институт земель водного фонда; — институт земель запаса. Учебная дисциплина земельного права представляет собой систему знаний и научных положений об основных правовых понятиях, принципах отрасли земельного права, излагаемых в строгой последовательности. Система учебной дисциплины земельного права подразделяется на Общую и Особенную части. Помимо данных частей, выделяют отдельный раздел. Он занимается изучением вопросов земельного законодательства и особенностей правового регулирования земельных правоотношений в зарубежных странах. Общая часть учебной дисциплины земельного права рассматривает: предмет, метод, систему земельного права, понятие и особенности земельных правоотношений, историю земельного права и земельного законодательства. Особенная часть рассматривает: особенности правового режима отдельных категорий земель и земель, предоставленных гражданам. Земельное право выступает также отраслью науки и занимается изучением общественных процессов, которые связаны с регулированием земельных отношений. Однако по своим задачам и кругу исследуемых вопросов наука земельного права отличается от отрасли и учебной дисциплины. По отношению к отрасли права наука земельного права выполняет служебную роль, она призвана решать комплекс различных задач в целях обеспечения эффективности земельно-правовых норм.
Указы президента РФ В пункте 3 ст. 2 ЗК РФ сказано, что земельные отношения могут регулироваться Указами Президента РФ и не должны противоречить ЗК РФ и принятым в соответствии с ним федеральным законам. Также Президент РФ наделен правом издавать указы и распоряжения, соответствующие Конституции и федеральным законам и они приобретают обязательную силу и должны исполняться на всей территории РФ. По своему юридическому содержанию Указы Президента РФ могут быть индивидуальными (касаться конкретного земельного правоотношения), а также нормативными, устанавливающими новые правовые нормы и являющимися источниками права. Президентом РФ был издал Указ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы» от 27 декабря 1991 г. Издание этого акта было вызвано проведением земельной реформы и разрешило продажу земли из Фонда перераспределения гражданам и юридическим лицам по конкурсу и на аукционах, а также продажу земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности. Был издан Указ «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» от 23 апреля 1993 г. В соответствии с ним органам исполнительной власти субъектов РФ было поручено выявить потребность граждан в получении за плату и бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей. Также в ходе проведения приватизации земель в РФ в стране были изданы Указы «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 25 марта 1992 г. и «Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 14 июня 1992 г. На основании Указа Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. граждане и юридические лица, которые являются собственниками долей (паев) общей земельной собственности, получили право совершать сделки (продавать, передавать по наследству, обменивать, сдавать землю в аренду и т. д.). В соответствии с п. 2 ст. 2 ЗК РФ Правительство принимает решения, регулирующие земельные отношения в пределах полномочий, определенных ЗК, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения. Среди множества подзаконных нормативно-правовых актов важное место занимают постановления Правительства РФ, которые обязательны к исполнению на всей территории страны и издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и содержат нормативноправовые нормы, регулирующие земельные правоотношения. Правительство РФ приняло следующие постановления и утвердило соответствующие положения: «Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства» от 26 апреля 2002 г. и «Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства» от 7 июня 2002 г. Органы Федеральной службы земельного кадастра России осуществляют контроль за соблюдением юридическими лицами и гражданами при проведении землеустройства требований земельного законодательства, а также технических предписаний. И действуют они на основании постановления и соответствующего положения Правительства от 11 января 2001 г. «Об утверждении Положения о Федеральной Службе земельного кадастра». Помимо Правительства РФ, правом принимать подзаконные нормативно-правовые акты наделены также и различные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти (принимают приказы, инструкции и другие нормативно-правовые акты, выступающие в роли источников земельного права).
Содержание земельных правоотношений Содержание земельных правоотношений — это взаимосвязанные между собой права и обязанности участников земельных отношений, реализуемые ими путем совершения определенных действий или воздержания от совершения этих действий, указанных в законодательном акте. Зависят они от их правового статуса, особенностей объекта, вида, подвида отношений. Субъективные земельные права и юридические обязанности юридических лиц определяются в соответствии с уставом и являются специальными. Субъективные права и юридические обязанности иных участников земельных правоотношений — физических лиц — зависят от наличия либо отсутствия гражданства РФ. Согласно ст. 62 Конституции РФ 1993 г. иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ субъективными правами, исполняют юридические обязанности и несут ответственность наравне с гражданами РФ. Права и обязанности участников земельных правоотношений находятся в прямой зависимости от вида и подвида земельных отношений. Содержание земельных правоотношений в области собственности на землю состоит из таких правомочий, как владение, пользование и распоряжение землей. Присутствие трех правомочий говорит о том, что участник земельного правоотношения обладает земельным участком на праве собственности. В отличие от частной собственности правомочие распоряжения государственной собственностью на землю осуществляется в процессе деятельности уполномоченных государственных, муниципальных органов по управлению землей посредством принятия административного акта о предоставлении, изъятии земли, определении ее целевого назначения и т. п. Содержание другого вида характеризуется наличием корреспондирующих прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений. Сложными по юридической структуре и содержанию являются земельные правоотношения, связанные с использованием земли. Усложненность этого вида определяется наличием различных правовых оснований использования земли, разнообразия целевого назначения земельных участков, являющихся объектом земельных правоотношений, связи правоотношений по использованию земли с правоотношениями по использованию других природных ресурсов — недр, вод, лесов, а также различных недвижимостей, прикрепленных к земле и прочно связанных с ней. Содержание земельных правоотношений в области пользования землей включает в себя три вида правомочий — владение, пользование и распоряжение земельным участком. Правомочие владения землей — это юридическое основание принадлежности того или иного земельного участка конкретному субъекту. С этим правомочием тесно связано право огораживать земельный участок, запрещать пользоваться им третьим лицам. Правомочие пользования земельным участком состоит из субъективных прав и юридических обязанностей участника земельных правоотношений и подразделяется на общие земельные права и обязанности, распространяющиеся на всех участников земельных правоотношений в области пользования землей независимо от категории земель и их целевого назначения. С правомочием пользования землей при земельных правоотношениях тесно связано распоряжение землей. Оно подразумевает организацию хозяйственного управления землей в целях создания необходимых условий для эффективного и рационального ее использования в соответствии с целевым назначением земельного участка. Охранительные земельные правоотношения, субъективные права и юридические обязанности участников определяются характером нарушений земельных прав и интересов, которые выступают в роли оснований возникновения конкретных видов охранительных правоотношений и определяют способ и порядок правового воздействия на нарушителей земельных прав.
Разрешение земельных споров Разрешение земельных споров, осуществляемое компетентными судебными органами, является одним из способов защиты прав и законных интересов собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей и землевладельцев. Земельные споры могут быть рассмотрены в судебном порядке (ст. 64 ЗК РФ). В судебном порядке должны рассматриваться любые земельные споры: об отказе в предоставлении земельного участка; о возмещении убытков, причиненных в результате загрязнения земельного участка; об устранении препятствий в пользовании земельным участком и т. д. До декабря 1993 г. в соответствии со ст. 120 ЗК РФ некоторые категории земельных споров обязательно рассматривались в досудебном порядке. Досудебный (административный) порядок разрешения земельных споров новым ЗК РФ не предусматривается. Земельные споры рассматриваются судами общей и арбитражной юрисдикции в соответствии с гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 22.04.1992 г. № 6 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» суды общей юрисдикции рассматривают дела по спорам, одной из сторон которых выступают граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью, а также по жалобам указанных лиц на решения местной администрации по земельным вопросам. Земельные споры с участием юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, рассматриваются арбитражными судами. Защита нарушенных субъективных земельных прав может быть осуществлена в порядке разрешения земельных споров, предметом которых является тот или иной земельный участок. К земельным спорам также относятся споры, которые связаны с обжалованием решений уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти и управления или органов местного самоуправления. Разрешение земельных споров является одним из способов защиты прав и законных интересов собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей и землевладельцев. Земельный спор имеет своим объектом субъективное право на конкретный земельный участок. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на рассмотрение в третейский суд. Третейские суды бывают как постоянно действующие третейские суды, так и третейские суды для разрешения конкретного спора. Постоянно действующие третейские суды создаются юридическими лицами и их объединениями и действуют при этих организациях. Спор может быть передан на рассмотрение третейского суда, только если между сторонами заключено третейское соглашение, которое может затрагивать все возможные споры либо определенную их категорию. Решения третейских судов исполняются добровольно. В противном случае они исполняются принудительно по исполнительным листам, которые выдаются судом (ст. 45 Закона). В случае удовлетворения требований истца ответчик принуждается к исполнению предписанных судом правомерных действий либо к правомерному бездействию. Ответчик должен выполнить определенные положительные действия, направленные на признание права истца на земельный участок, пресечение действий, нарушающих права и законные интересы землевладельцев, исполнение обязанности в натуре, возмещение вреда, причиненного нарушением субъективного права на земельный участок. 35. Государственное управление земельным фондом — отдельная сфера государственного управления. Областью действия является земля в широком смысле слова. Предметом регулирования является система земельных правоотношений в области рационального использования и охраны земельных ресурсов как объекта экономического хозяйствования. Все земли, которые находятся в пределах Российской Федерации, составляют единый земельный фонд РФ. Он обусловливает наличие общего правового режима всех земель, составляющих земельный фонд РФ, независимо от формы собственности на землю, целевого назначения и принадлежности к той или иной категории земель. Все земли РФ подразделяются на два вида: — земли, которые используются в качестве пространственного экономического базиса, средства производства; — земли, которые выполняют природно-заповедные, рекреационные, оздоровительные функции. В зависимости от целевого предназначения все земли РФ подразделяются на: 1) земли сельскохозяйственного назначения. В этой категории выделяют два вида земель: земли, предназначенные для целей сельскохозяйственного производства, т. е. используемые в качестве производственного фактора; земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства, т. е. используемые в качестве обеспечительного, вспомогательного фактора; 2) земли населенных пунктов (поселений). К их числу относят все земли, которые расположены в пределах городской, поселковой территории, а также территории населенных пунктов и те, которые находятся за пределами территории населенных пунктов, но переданы в их ведение; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли могут быть предоставлены только организациям, предприятиям и учреждениям в порядке, установленном федеральным законодательством; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов. К их числу относятся земли, которые носят природоохранный, природно-заповедный, рекреационный, оздоровительный и историко-культурный характер; 5) земли лесного фонда. В его состав входят все земли, покрытые лесом и лесопосадками, а также земли, не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства; 6) земли водного фонда. Эти земли включают в себя три вида земель: занятые водными объектами; выделяемые под полосы отвода; водоохранные зоны водных объектов; 7) земли запаса не находятся ни на праве собственности, ни на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и т. д. Земли запаса составляют единый резервный земельный фонд Российской Федерации, находящийся под контролем федеральных исполнительных органов государственной власти в области рационального использования и охраны земель. Структура земельного фонда постоянно меняется под влиянием различных факторов: политических, экономических, социальных, биологических, экологических и др. С изменением структуры земельного фонда в целом происходят изменения и в структуре категории земель. Такие же изменения могут происходить в рамках всех остальных категорий земель в связи с их переводом из одной категории в другую, приватизацией земель, развитием предпринимательской деятельности в области использования земельных ресурсов и т. д. Возможно появление новых, ранее незнакомых Земельному кодексу РФ категорий земель в составе единого земельного фонда Российской Федерации.
36. Основной задачей контроля за соблюдением требований земельного законодательства, рациональным использованием и охраной земель является обеспечение исполнения земельно-правовых норм, соблюдения установленных требований (норм, правил, нормативов), выполнения мероприятий по использованию и охране земельных ресурсов органами государственной власти, органами местного са- мо-управления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, осуществляющими владение и пользование земельными участками. Под контролем за использованием и охраной земель понимается деятельность органов управления по осуществлению проверок за состоянием земель, выполнением мероприятий по их охране, соблюдением земельного законодательства. Различают следующие виды контроля: — мониторинг земель; — государственный контроль; — производственный контроль; — муниципальный и общественный контроль. Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения негативных процессов.Объектом мониторинга являются все земли РФ независимо от форм собственности и их целевого использования.В зависимости от целей наблюдения мониторинг может быть федеральным, региональным и локальным. Его задачами являются: 1) своевременное выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению негативных процессов; 2) информационное обеспечение ведения земельного кадастра, государственного земельного контроля, а также землеустройства; 3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. Государственный контроль осуществляют: 1) Федеральная служба земельного кадастра осуществляет контроль за состоянием всех земель независимо от форм собственности и целевого использования; 2) Министерство природных ресурсов осуществляет соблюдение экологических норм при использовании земельных участков; 3) Органы санэпидемнадзора осуществляют надзор за соблюдением санитарно-гигиенических норм при использовании земельных участков; 4) Министерство по строительству и жилищно-коммунальному комплексу осуществляет соблюдение строительных норм и правил. Полномочия контролирующих органов: 1) проведение проверок; 2) получение информации, касающейся состояния земель; 3) привлечение специалистов при необходимости заключения компетентных органов управления; 4) наложение административных штрафов; 5) вынесение предписаний об устранении допущенного правонарушения и др. Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка. Муниципальный контроль осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями, гражданами. Общественный земельный контроль проводится в целях соблюдения исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления установленного порядка подготовки и принятия решений, затрагивающих субъективные земельные права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц. Вопросы к зачёту по курсу Земельное право. 1.История развития земельного права. Понятие земельного права как отрасли права. 2.Предмет земельного права. Методы земельного права. 3.Система земельного права. Земельное право как учебная дисциплина и отрасль науки. 4. Принципы земельного права и земельного законодательства. 5.Разграничение земельной, гражданской, административной и иных отраслей права. 6.Понятие и виды источников земельного права. 7.Закон как источник земельного права. 8.Указы президента Российской Федерации и подзаконные акты исполнительных органов государственной власти как источники земельного права. 9.Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления как источники земельного права. 10.Земельно-правовые нормы. 11.Земельные правоотношения. 12.Субъекты, объекты земельных правоотношений. 13.Содержание земельных правоотношений. 14.Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений. 15.Земельная реформа и её правовое обеспечение. 16.Виды вещных прав на земельные участки. 17.Понятие права собственности на землю и другие природные ресурсы. 18.Формы земельной собственности. 19.Субъекты и объекты земельной собственности. 20.Государственная собственность на землю. 21.Частная собственность на земельные участки. 22.Правовое регулирование сделок с земельными участками. 23.Правовое регулирование купли-продажи земельных участков. 24.Правовое регулирование залога земельных участков. 25.Правовое регулирование аренды земельных участков. 26.Право собственности на землю юридического лица. 27.Право пожизненного наследуемого владения. 28.Право постоянного (бессрочного) землепользования. 29.Сервитуты на земельные участки. 30.Полномочия собственников, землевладельцев, землепользователей при использовании земли. 31.Защита и гарантии прав землеобладателей. 32.Основания возникновения прав на землю. 33.Основания прекращения прав на землю. 34.Разрешение земельных споров. 35.Понятие и состав земельного фонда Государственное управление земельным фондом. 36.Правовая охрана земель. Контроль за использованием и охраной земель. 37.Органы управления земельным фондом и их функции. 38.Государственный земельный кадастр. 39.Федеральная служба земельного кадастра. 40.Землеустройство: понятие и порядок проведения.
1.История развития земельного права. Понятие земельного права как отрасли права. В основу кардинальных изменений отношений земельной собственности легла наиболее популярная среди крестьян аграрная программа партии социалистов-революционеров (эсеров). В соответствии с ней был составлен Крестьянский наказ о земле, а впоследствии приложен к Декрету «О земле». Эта партия выступала за изъятие земли из частной собственности отдельных групп и лиц и ее передачу в общенародное достояние на следующих принципах: все земли поступают в заведование центральных и местных органов; пользование землей должно быть уравнительно-трудовым; рента должна быть обращена на общественные нужды; земля обращается во всенародное достояние без ее выкупа. Анализ первых советских законодательных актов свидетельствует о том, что в условиях тех лет национализация земли осуществлялась поэтапно. Земельное право в качестве самостоятельной отрасли права возникло после Октябрьской революции с первым Декретом ВЦИК «О земле» от 26 октября 1917 г. В то время была проведена национализация всей имеющейся земли, которая привела к выделению самостоятельной совокупности отношений, связанных с земельной собственностью. Тем самым произошло обособление в системе российского права отрасли земельного права. Земельное право представляет собой совокупность правовых норм, предметом правового регулирования которых являются земельные правоотношения, т. е. общественные отношения по использованию и охране земли как природного ресурса, условия и средства производства. Это регулирование осуществляется в целях организации рационального использования и охраны земли, улучшения и воспроизводства плодородия почв, охраны прав и законных интересов субъектов земельных отношений. Как отрасль земельное право наиболее удобно рассматривать с трех сторон. С одной стороны, первоначальной формой земельного права является идеология, которая объединяет систему однородных правовых норм. Вторичной формой данного права непосредственно являются сами нормы права. Третья сторона — это земельные правоотношения, итогом которых является применение норм земельного права в реальности. Правовая идеология объединяет множество земельно-правовых норм в единую систему, которая выглядит как концептуальная государственная политика, направленная на обеспечение рационального использования и охраны земель. Нормы земельного права, обеспечивая правовую основу земельного строя Российской Федерации, организацию рационального использования и охраны земель, закрепляют земельную политику государственных органов в общеобязательных правилах поведения по отношению к земле. Множество земельно-правовых норм находят свое материальное выражение в реальной действительности в виде земельных правоотношений и их основами являются: государственное управление землей путем контроля за ее использованием и охраной; привлечение к ответственности за нарушение земельного законодательства и причинение вреда земельным ресурсам либо правам на них; стимулирование рационального использования и охраны земель и др. Земельное право рассматривается как самостоятельная отрасль права в российской правовой системе. Земельное право как отрасль права: — исходит из множественности субъектов права собственности на землю и видов прав на земельные участки; — регулирует поведение субъектов земельных правоотношений; — устанавливает порядок деятельности государственных органов по организации рационального использования и охраны земель; — защищает конституционные права и интересы граждан и юридических лиц, связанные с использованием участков во всех сферах жизнедеятельности. Предмет земельного права. Методы земельного права Предмет правового регулирования земельной отрасли права — волевые общественные отношения, имеющие своим объектом такую категорию, как земля. Земля — это территориальный базис существования и деятельности людей, естественное средство производства. Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Понятие земли как природного объекта и как природного ресурса состоит в следующем. Компонентами окружающей природной среды являются природные объекты, находящиеся в состоянии естественной взаимосвязи. Природный объект — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природным ресурсом является определенная совокупность запасов природных веществ, природной энергии, которые используются обществом для удовлетворения своих потребностей или признаются в качестве таковых. Как природный ресурс, она выполняет две функции: выступает как средство производства в сельском и лесном хозяйстве и как пространственно-территориальный базис — место размещения зданий, строений и сооружений. Также право рассматривает землю как недвижимость, объект права собственности и иных имущественных прав. Для того чтобы земельный участок был признан недвижимостью и тем самым объектом права собственности или иных прав на землю, он должен быть индивидуализирован, должны быть определены его размер, границы и местоположение. Территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству. Земельный участок — это часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.113.79 (0.014 с.) |