Право постоянного (бессрочного) землепользования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право постоянного (бессрочного) землепользования



Пункт 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ определяет круг субъектов, которым может быть предоставлено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

В отличие от Гражданского кодекса РФ (п. 1 ст. 268) круг субъектов значительно сужен: право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками может быть предоставлено лишь государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность предоставления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам.

В соответствии с п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, природоохранительным, иным специальным законодательством.

Гражданский кодекс РФ предусматривает еще два случая приобретения права постоянного (бессрочного) пользования субъектами.

Согласно п. 2 ст. 268 Гражданского кодекса РФ право постоянного пользования земельным участком может быть также приобретено собственником здания, сооружения или иного недвижимого имущества в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 271 ГК.

Пункт 1 ст. 271 ГК РФ предусматривает случай приобретения собственником здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, права пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.

В соответствии с п. 3 ст. 268 ГК в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.

В соответствии с п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Пункт 2 ст. 20 Земельного кодекса РФ предусматривает невозможность предоставления этого права пользования земельными участками гражданам.

Пункт 2 ст. 23 ЗК РФ регулирует режим публичного сервитута.

В соответствии со ст. 64 Градостроительного кодекса в градостроительстве публичный сервитут устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на основании градостроительной документации и правил застройки в случаях, если это определяется государственными или общественными интересами.

Статья 43 Водного кодекса предусматривает, что каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и другими водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ, и публичные водные сервитуты могут устанавливаться в целях: забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств; водопоя и прогона скота; использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств.

В соответствии со ст. 21 ЛК граждане имеют право свободно пребывать в пределах лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В п. 4 ст. 23 ЗК РФ предусмотрена возможность установления сервитута как на срок, так и постоянного. Срок сервитута может быть установлен договором или судебным актом для частных сервитутов, законом или иным нормативным правовым актом — для публичных сервитутов.

 

29. Сервитут, или ограниченное право пользования одним или несколькими чужими (соседними) земельными участками, так же, как и иные формы пользования землей, является вещным правом Выделяют два вида сервитута: частный и пуб-личный.

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях — и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества (ч. 2 п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 2 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается на основании закона или иного нормативно-правового акта Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо органов местного самоуправления и учреждается без непосредственного изъятия земельного участка.

По времени действия публичный сервитут может быть срочным или постоянным и должен быть зарегистрирован органами государственной власти.

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, имеют право на судебную защиту своих прав и законных интересов в отношении принадлежащего им земельного участка.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для следующих целей:

— проход или проезд через земельный участок;

— размещение на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

— использование земельного участка в целях ремонта

— коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

— проведение дренажных работ на земельном участке;

— забор воды и водопой;

— прогон скота через земельный участок;

— сенокос или пастьба скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;

— использование земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

— временное пользование земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

— свободный доступ к прибрежной полосе. На уровне субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные основания для установления публичного сервитута — права государственных органов и органов местного самоуправления ограниченного пользования чужими земельными участками.

В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.

30. Полномочия собственников, землевладельцев, землепользователей при использовании земли

В ч. 1 ст. 40 ЗК РФ содержатся правомочия собственника в отношении использования земельного участка.

Также З К РФ относит к правам собственника земельного участка возможность возведения на земельном участке строений и сооружений. Размещение на земельном участке строений или сооружений включает в себя обязательную стадию согласования проекта предполагаемого строения с территориальными органами Госстроя России.

Строительство подземных сооружений для своих нужд собственник земельного участка осуществляет на глубину до пяти метров в соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (в редакции от 3 марта 1995 г.) (с изменениями и дополнениями от 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая, 8 августа 2001 г., 29 мая 2002 г., 6 июня 2003 г.).

Также ЗК РФ регламентирует возможность осуществления на земельном участке работ, направленных на повышение плодородия почв. Такие мероприятия преимущественно осуществляются на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленных для целей производства сельскохозяйственной продукции.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 10 января 2003 г.) устанавливаются ограничения по использованию предоставленных гражданам в собственность земельных участков в границах мелиоративной системы общего пользования.

В обязанность собственников входит соблюдение технологической схемы эксплуатации сооружений и устройств этой системы, являющихся общими для нескольких граждан (физических лиц). Размещение на земельных участках мелиоративных сооружений возлагает обязанность на собственников земельных участков по содержанию и ремонту данных систем на долевой основе пропорционально объему водоподачи или площади осушенных земель.

К иным правам собственника земельного участка относятся правомочия по распоряжению земельным участком, передаче его во вторичное пользование и прежде всего в аренду.

Также собственнику земельного участка принадлежит на праве собственности урожай дикорастущих и сеяных трав. Он имеет право косить их, пасти на них скот, использовать на корню и в скошенном виде в качестве корма для домашних животных, привлекать на свой участок дикую живность (без ущерба для своих соседей); также вправе собирать с полей и угодий камень с обращением его в свою собственность, и ряд других работ.

Статьей 13 ЗК РФ предусматриваются обязанности землепользователей в рамках правовой охраны земель, которые включают в себя мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления производственными и бытовыми отходами, загрязнения и другие; защите от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарником и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного, и захламления земель и иные обязанности.

К иным обязанностям собственников земельных участков и лиц, не являющихся их собственниками, относится обязанность не нарушать права других собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, своевременно представлять местной администрации установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель, необходимые для ведения государственного земельного кадастра, а также для принятия квалифицированных управленческих решений, связанных с использованием и охраной земель.

 

31. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным федеральным земельным законодательством.

Такие ограничения прописываются в актах исполнительных органов государственной власти, актах местного самоуправления либо в судебных решениях и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с ЗК РФ выделяются следующие формы защиты нарушенных земельных прав, свобод и интересов.

1. Признание права (ст. 59 ЗК РФ) осуществляется в судебном порядке. Судебное решение является юридическим основанием, при котором органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на земельный участок или сделки с данным земельным участком.

2. Восстановление положения, которое существовало до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения (ст. 60 ЗК РФ). Эта форма распространяется на все случаи, когда субъективные права собственника земельного участка, землепользователя либо землевладельца нарушены либо ограничены неправомерными действиями другого лица. Нарушенное субъективное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления; самовольного занятия земельного участка другим лицом; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Действия, которые нарушают права граждан и юридических лиц на земельный участок либо создают угрозу их нарушения, могут быть пресечены следующим образом:

— признание недействительными в судебном порядке не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти и актов органов местного самоуправления;

— приостановление исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

— приостановление промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ и в ином порядке.

3. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Убытки, которые были причинены гражданину либо юридическому лицу в результате издания этого акта, не соответствующего закону и нарушающего субъективные права и интересы в отношении земельного участка и признанного впоследствии недействительным, подлежат возмещению исполнительным органом государственной власти, издавшим акт.

4. Возмещение убытков. Лицо, субъективные права которого были нарушены, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. В понятие убытков включается реальный ущерб и упущенная выгода.

В рамках земельно-правового института возмещения причиненных убытков действует восстановление ранее существовавшего положения и исполнение обязательства в натуре.

5. Рассмотрение земельных споров. В ст. 12 ГК РФ устанавливается:1) признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки;2) самозащита права; 3) взыскание неустойки; 4) компенсация морального вреда; 5) прекращение или изменение правоотношения;6) неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.025 с.)