Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления как источники земельного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления как источники земельного права



Согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

В соответствии со ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство согласно Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

В соответствии со ст. 9 ЗК РФ 2001 г. к полномочиям РФ в области правового регулирования земельных правоотношений относятся: установление основ федеральной политики в области регулирования земельных правоотношений; установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков и др.

Согласно п. 3 ст. 2 органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, которые содержат нормы земельного права. К полномочиям относятся: изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ, и иные полномочия (ст. 103КРФ).

Самые крупные субъекты РФ — республики в составе РФ — имеют свои собственные конституции и законодательства, принимают земельные кодексы, которые ориентируются на национальные, региональные особенности той или иной республики.

Субъекты РФ имеют также право принимать в рамках предоставленных им полномочий и иные законодательные акты (при решении вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами, расположенными на территории республик, республики принимают нормативно-правовые акты, регулирующие соответственно земельные, водные, лесные отношения).

Согласно Конституции РФ государственная власть в краях, областях, автономных областях и округах РФ осуществляется органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Нормативно-правовые акты, принятые законодательными (представительными) органами государственной власти данных субъектов РФ, сначала передаются на подпись главе правительства соответствующего субъекта, а далее обнародуются. Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ принимают в пределах своей компетенции иные нормативно-правовые акты — постановления, распоряжения, инструкции, приказы и т. д.

Согласно п. 4 ст. 2 на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативно-правовых актов, законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе землей, лесными, водными и другими природными ресурсами.

В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных правоотношений относятся следующие: изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд; установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований и др.

По вопросам, которые отнесены к ведению местной администрации, глава муниципального образования принимает нормативноправовые акты — постановления и распоряжения, являющиеся источниками земельного права. При этом органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение, правовое регулирование только тех земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности.

 

10. Земельно-правовые нормы — строго установленные и санкционированные государственными органами, обеспеченные силой государственного принуждения общеобязательные правила поведения участников земельных правоотношений.

Земельно-правовые отношения обладают рядом отличительных юридических характеристик: структурные элементы земельноправовых норм (гипотеза, диспозиция, санкция) часто содержатся не только в нескольких статьях земельного законодательного акта, но и в разных нормативно-правовых актах земельного права; нормы непрямого действия, которые требуют издания дополнительного нормативно-правового земельного акта — закона либо подзаконного акта (инструкции, приказа, ведомственного письма).

Земельно-правовые нормы классифицируются по различным критериям — по содержанию, по характеру предписаний, по способу воздействия на участников земельно-правовых отношений, по институтам земельного права и т. д. По субъектам, осуществляющим право пользования земельными участками, все земельноправовые нормы делятся на нормы, касающиеся граждан, юридических лиц, государственных органов и др.

В зависимости от характера предписания и способа воздействия на участников земельно-правовых отношений земельные правоотношения делятся на две группы: материально-правовые нормы и процессуальные нормы земельного права. Первая группа классифицируется на следующие виды: нормы положительного правового регулирования, которые устанавливают права и обязанности участников земельно-правовых отношений (регулятивные нормы); нормы-гарантии, которые обеспечивают соблюдение регулятивных норм земельного права. Регулятивные нормы также подлежат разделению: 1) уполномочивающие нормы — это нормы, которые направлены на реализацию участником земельно-правовых отношений своего права на совершение определенных положительных действий; 2) обязывающие нормы — это нормы, устанавливающие обязанность участника земельно-правовых отношений совершить определенные положительные действия; 3) запретительные нормы — это нормы, запрещающие участнику земельноправовых отношений совершать те или иные действия противоправного характера; 4) компенсационные нормы — это нормы, предусматривающие обязанность участников земельно-правовых отношений возмещать причиненный правомерный вред и др.

Нормы-гарантии подразделяются на следующие виды: поощрительные нормы (направлены на повышение заинтересованности пользователей земель в рациональном их использовании и охране (экономическое стимулирование)); карательные нормы (устанавливают принуждение субъектов земельных правоотношений к выполнению предписаний регулятивных норм, а также ответственность субъектов земельных правоотношений за виновное противоправное невыполнение, нарушение данных предписаний).

По юридическому содержанию процессуально-правовые земельные нормы подразделяются на: 1) правонаделительные нормы (определяют порядок предоставления участникам земельно-правовых отношений каких-либо прав, законных интересов); 2) правообеспечительные нормы (устанавливают порядок реализации предоставленных участникам земельно-правовых отношений прав и обязанностей); 3) правоохранительные нормы (устанавливают порядок разрешения земельных споров); 4) правопрекращающие нормы — это нормы, которые определяют порядок прекращения прав на земельный участок. Значительную роль играют предупредительные (превентивные) административно-правовые меры, меры пресечения административного правонарушения, восстановительные меры и меры административной ответственности.

Применяются также восстановительные меры административноправового воздействия на поведение участников земельных правоотношений, которые выражаются в возложении на субъекта обязанности восстановить существовавшее до нарушения фактическое положение.

11. Земельно-правовые отношения представляют собой форму опосредования (упорядочения) земельно-правовыми нормами общественных отношений, складывающихся по поводу земли. ЗК РФ 2001 г. определяет земельные правоотношения как отношения, возникающие по поводу использования и охраны земель на территории РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на ней.

В зависимости от содержания земельных правоотношений, прав и обязанностей их участников земельные правоотношения классифицируются на следующие виды:

— правоотношения собственности на землю;

— правоотношения в сфере управления землями;

— правоотношения в области использования земель;

— правоотношения в сфере охраны земельных прав.

С введением на территории РФ множественности форм собственности на землю земельно-правовые отношения приобрели характер имущественных, рыночных отношений, регулируемых гражданским законодательством. В зависимости от формы земельной собственности все земельные правоотношения подразделяются на правоотношения частной, государственной и муниципальной собственности. Земельные отношения частной собственности разделяются на правоотношения собственности на землю граждан и организаций; государственной собственности — на правоотношения федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

В соответствии с ЗК РФ 2001 г. все земельные отношения в сфере управления землей делят на отношения в сфере государственного земельного контроля, муниципального, общественного и производственного.

Самостоятельными земельными отношениями в сфере управления землей являются правоотношения по поводу мониторинга земель, землеустройства, ведения Государственного земельного кадастра, планирования и охраны земель, предоставления и изъятия (выкупа) земель для государственных (муниципальных) нужд и др.

По степени производности земельные правоотношения производного пользования подразделяются на первичные и вторичные. В первом случае земельный участок предоставляется в пользование самим собственником земли. Вторичные производные земельные отношения подразумевают предоставление земельного участка в пользование не самим собственником, а землепользователем, арендатором.

Выделяются также земельные правоотношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений и населенных пунктов, земель промышленности, транспорта, связи, земель лесного, водного фондов, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель запаса и др.

Самостоятельный вид земельных правоотношений представлен в виде земельных отношений в сфере охраны земельных прав (охранительные, имеющие место только при нарушении требований земельного законодательства, земельного правопорядка, невыполнении обязанностей по рациональному использованию и охране земель).

Земельно-правовые отношения подразделяются на материальноправовые и процессуальные.

Первая группа — это урегулированные нормами материального земельного права взаимные права и обязанности участников земельных отношений. Вторая группа — это урегулированные процессуальными земельно-правовыми нормами отношения, связанные с деятельностью соответствующих государственных, муниципальных органов. Целью процессуальных земельно-правовых отношений является реализация материальных земельных отношений.

Связь материальных и процессуальных земельных отношений является неразрывной и носит обоюдный характер. Материальное земельное правоотношение представляет собой условие, основание возникновения и развития процессуального земельного правоотношения. Процессуальное земельное правоотношение является средством установления новых материальных правоотношений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.007 с.)