Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, метод, принципы, система земельного права↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет, метод, принципы, система земельного права Предмет ЗП - отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель, урегулированные нормами ЗП. Метод — установленный законодательством способ воздействия на поведение и действия физических и юридических лиц, который вправе применять должностное лицо либо орган в определенных ситуациях. Для земельного права характерны два вида методов: императивный и диспозитивный. 1.Императивный - Этот метод правового регулирования выражается в установлении обязанностей субъектов и запретов, подлежащих исполнению. 2.Диспозитивный - способ правового воздействия, при котором субъектам земельных правоотношений предоставляется свобода (собственное усмотрение) в реализации своих целей и задач. Принципы – общие правила поведения, руководящие идеи, основные начала, характеризующие отрасль права. 1. Многообразие субъектов права собственности на землю. 2.разграничение гос-ой собственности на землю РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований. 3. Приоритет интересов народа, населяющего данную территорию. 4. Приоритет земель с/х назначения. 5. Принцип целевого использования земель. Использование участка не по назначению влечёт потерю прав на землю. 6. Принцип устойчивости прав на землю. 7. Принцип платности землепользования: они используются для повышения плодородия земель, их охраны. 8. Принцип комплексного подхода в использовании земель. Обусловлен тем, что земля неразрывно связана с другими объектами природы. 9. Принцип рационального использования земель. Выражается в эффективной эксплуатации земли при одновременном повышении её качества. 10. Принцип подконтрольности использования земель государству, т.к. земля – не только объект недвижимости, но и объект природы, который бесценен. Система - совок-ть зем-пр институтов, каждый из кот-ых состоит из группы зем-пр норм, регулирующих однородные, обладающие качественным единством виды земельных отношений. Состоит из общей и особенной части. Система их непостоянна (одни уходят, др. приходят), но существует иерархия. Общая часть ЗП включает правовые институты: институт общих положений ЗП; охраны земель; собственности на землю, иных прав на землю, возникновения прав на землю (нормы определяют порядок и основания возникновения имущ. прав на землю); прекращения прав на зем; защиты прав на землю и рассмотрение земельных споров; платы за землю, мониторинга земель, землеустройства; Особенная часть земельного права: институт земель с/х назначения; земель поселений; земель промышленности и иного назначения; земель особо охраняемых территорий и объектов; земель лесного фонда и институт земель водного фонда; институт земель запаса.
2. Источники права – различные способы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения; внешняя форма выражения норм права. Уполномоченные органы государства через источники права - нормативно-правовые акты - устанавливают правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании земельных отношений. Иерархия земельно-правовых нормативных актов представляет собой следующие: 1. Международно-правовые договоры-содержащие земельно-правовые нормы. 2. Конституция. 3.ФКЗ. 4. ФЗ 5. Указы Президента РФ-относятся к федеральному уровню. 6. Постановления и распоряжения Правительства-относятся к федеральному уровню. 7. НПА субъектов РФ.8. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Такие акты могут устанавливать, например, земельные сервитуты, порядок проведения земельного контроля. Ими определяется правовой режим конкретных земельных участков.
Конституция РФ как источник земельного нрава Конституция РФ - основной источник для всех отраслей права. Имеет высшую юридическую силу, прямое действие, применяется по всей территории РФ, все другие источники не должны ей противоречить, а если вошли с ней в противоречие, то подлежат отмене. Многие из содержащихся в Конституции РФ общих норм имеют земельно-правовую направленность. Так, Конституция РФ ставит землю в особое положение по сравнению с другими объектами правового регулирования, отмечая ее уникальность и неповторимость. По Конституции РФ: 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. 3. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. 4. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. 5. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
4 Земельный кодекс РФ (общая характеристика) Особенность Кодекса — его построение на основе приоритета норм земельного законодательства в регулировании любых отношений, в которых в качестве объекта выступает земля. И поэтому Кодекс часто вторгается в сферу регулирования других отраслей законодательства, в первую очередь гражданского и гражданского процессуального. ГК и ЗК по юридической силе равны. ГК регулирует основные вопросы, а ЗК их конкретизирует. При возникновении коллизий приоритет отдаётся специальной норме – норме ЗК. ЗК является одним из основных источников права, он состоит их Общей и Особенной части, причем Общая предшествует Особенной. Части делятся на главы (18), а те на статьи (103). В общей части закреплены основополагающие институты, конкретизирующиеся в положениях Особеннолй части: право собственности на землю, государственное управление землепользованием, вещные права на землю и др.
Понятие и классификация земельных правоотношений Земельные правоотношения – отношения между участниками общественных отношений по поводу земли. Классификация земельных правоотношений: 1. По институтам земельного права а) право собственности на землю- частная∙ индивидуальная∙ общая,- гос-я собственность,- муниципальная. б) управление земельным фондом - гос земельный контроль- правоотношения по поводу ведения земельного кадастра- по поводу землеустройства в) вещное право 2. По целевому назначению а) правоотношения по использованию земель с/х назначения - по угодьям∙ по использованию луговых земель∙ по использованию пахотных земель,- по субъектам∙ граждане∙ юридические лица. б) правоотношения по использованию земель населённых пунктов- городами- посёлками в) правоотношения по использованию земель лесного фонда г) правоотношения по использованию земель водного фонда и др. 3. По субъектам а) физические лица: - граждане РФ- иностранные граждане- лица без гражданства б) юридические лица- товарищества- общества- холдинги 4. По временному условию предоставления а) в сфере бессрочного пользования (пожизненное пользование, до смерти) б) в сфере срочного (краткосрочного) пользования (договоры, до 1 года) в) в сфере долгосрочного пользования (аренда)
Гос.собственность на землю Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Основанием гос. регистрации права собственности на земельные участки РФ, субъектов РФ и муниципальных образований являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у РФ и ее субъектов возникает право собственности при разграничении гос. на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением гос. собственности на землю. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у РФ возникает право собственности, - включение их в состав: · земель лесного фонда, особо охраняемых территорий, водного фонда (занятых объектами, находящимися в федеральной собственности), обороны и безопасности; · земель с/х назначения, населенных пунктов, промышленности, природоохранного назначения, если на них есть недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; · земель запаса, если на них есть недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности. Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке: · специально уполномоченный фоив подготавливает перечни земельных участков, на которые у РФ, субъектов РФ, муниципальных образований возникает право собственности; · подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ перечни земельных участков утверждаются Правительством РФ; · сведения о земельных участках, внесенных в данные перечни, вносятся в документы гос земельного кадастра. Эти правомочия делятся на 1. Общие - присуще всем случаям отношений собственности на землю (права и обязанности в отношении земли, право возводить жилье и др., передавать зем. участок в залог, по наследству) 2. Специальные - имеющие специфические особенности, в зависимости от определенных условий использования земли. Купля-продажа зу. Возникновение прав на земельный участок может осуществляться в порядке исполнения договора купли-продажи… По договору купли-продажи продавец обязуется передать земельный участок в собственность покупателя, а покупатель – принять земельный участок и уплатить за него определённую денежную сумму. Договор купли-продажи возмездный (платный), 2-сторонний, консенсуальный (возникновение прав и обязанностей с момента достижения соглашения). Существенные условия договора купли-продажи земельного участка: 1. Предмет договора – конкретный земельный участок, который продавец обязуется передать покупателю. 2. Цена договора может быть определена по договорённости сторон, либо если по желанию собственника участок продаётся по конкурсу (не аукционе) – по его результатам. 3. Срок исполнения обязательства: в случае возникновения спора суду будет его легче разрешить, зная срок исполнения обязательства. 4. Форма договора установлена в Постановлении Правительства РФ – письменная форма. 5. Право собственности возникает с момента государственной регистрации, нотариальное удостоверение не является обязательным, но и не запрещено.
Особенности: · Объектом купли-продажи могут быть только те земельные участки, которые прошли государственный кадастровый учет (статья 37 ЗК РФ). · Купля-продажа земельных участков регулируется специальными правилами, установленными земельным законодательством: два основных способа продажи земельных участков: 1) предоставление их из государственной или муниципальной собственности на торгах (конкурсах, аукционах); 2) совершение сделок с земельными участками в соответствии с гражданским законодательством. · Каждый земельный участок имеет правовой режим, складывающийся из целевого назначения (принадлежности к категории земель) и разрешенного использования. · Особый порядок продажи земель с/х назначения - субъект РФ или орган МСУ имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов; · Переход права собственности на земельный участок по договору купли- продажи подлежит государственной регистрации;
Прекращение прав на землю. Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством. 1. По воле(в результате сделок, добровольный отказ от права соб-ти на земельный участок, отказ от права постоянного бессрочного или пожизненного владения) – заявление в оив или омсу. 2. не по воле- 2. Не по воле собственника (принудительное изъятие земельного участка) а) Обращение взыскания б) Выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд в) Гибель или уничтожение земельного участка в результате непреодолимой силы г) Реквизиция. Возникла с принятием ЗК 2001 г. Закон допускает возможность применения реквизиции только в чрезвычайных ситуациях: стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии, иные обстоятельства, носящие чрезвычайных характер. Земельный участок может быть реквизирован только в интересах общества. Основанием реквизиции и тем самым прекращением права на земельный участок может быть решение государственных органов. Изъятие земельного участка связано с обязательной выплатой собственнику стоимости реквизированного земельного участка или возврата реквизированного земельного участка при прекращении чрезвычайных обстоятельств. Реквизицию следует отличать от изъятия земельного участка. В случае изъятия земельного участка он не будет возвращен собственнику, реквизиция же обычно временная. д) Конфискация – принудительное безвозмездное изъятие имущества у собственника имущества за совершённые им преступления или правонарушения. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком в случае его ненадлежащего использования осуществляется по основаниям: 1) использовании зу не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; 2) использовании зу способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сх земель. 3)изъятии зу для гос-х или муниц-х нужд в соответствии с правилами; 4) реквизиции земельного участка; 2. Принудительное прекращение прав осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. 5. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. По истечении десятидневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 6. Прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от предусмотренного статьей 76 настоящего Кодекса возмещения причиненного вреда. 7. Решение об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке. Прекращение прав не допускается: в период полевых с/х работ и в др случаях,уст законом. Реквизиция ЗУ. 1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции. 2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд. 3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка. 4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке. Конфискация ЗУ. ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок может быть изъят у собственника по решению суда в виде санкции за совершение им преступления (конфискация). Конфискация земельного участка носит безвозмездный характер и может устанавливаться только в Уголовном кодексе РФ как вид наказания за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. В настоящее время данная санкция за совершение преступлений из Уголовного кодекса РФ исключена. Конфискация – принудительное безвозмездное изъятие имущества у собственника имущества за совершённые им преступления или правонарушения. Земельный участок может быть конфискован в случае совершения преступления (по решению суда). Не подлежит конфискации по приговору суда имущество и предметы, принадлежащие осуждённому на правах частной собственности или являющиеся его долей в общей собственности; земельные участки, на которых расположен не подлежащий конфискации дом, постройки, земельные участки, необходимые для нужд с/х и личного подсобного хозяйства.
Общие 1. Непосредственное участие граждан в разработке, принятии и контроле за реализацией решений, затрагивающих их земельные интересы. 2. Учёт общественного мнения (опросы, референдумы). 3. Законность. 4. Сочетание территориального и отраслевого подходов в принятии решений. 5. Сочетание коллегиальности и единоначалия и др. Специальные 1. Приоритет здоровья населения при постановке и решении целей и задач управления земельным фондом. 2. Обеспечение целевого характера использования земель. 3. Административно-территориальный подход с природо-географическим районированием и др.
Органы общей компетенции Плата за землю Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий. По российскому земельному законодательству производится в формах: • земельного налога, • арендной платы, • нормативной цены земли.
1. Земельный налог - властное предписание пользователями земли со стороны гос-ва, они не вправе изменять размеры этих платежей, которые идут в бюджет, льготы могут быть установлены только в ФЗ, он относится к местным налогам). Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. 2. Арендная плата - устанавливается договором между сторонами. За неиспользовние, или использование не по целевому назначению зем-х уч-в ставка зем.налога устанав-ся в 2-кратном размере. 3 Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Обязанность уплаты зем.налога возникает с момента приобретения права на зем.уч. Объектами обложения зем. налогом и взимания аренд-й платы явл-ся зем.уч., части зем.уч-в, зем-ые доли находящиеся в собств-ти,влад-и, польз-и, аренде юр. л. и гр-н. Обязанность уплаты земельного налога возникает с момента приобретения права на земельный участок. Для установ-я кадастровой ст-ти зем.уч. проводится гос-я кадастровая оценка земель. В отличие от кадастровой стоимости зем.уч., которая определяется для целей налогообложения, рыночная ст-ть необходима для совершения сделок с землей. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных ЗК РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли. Льготы. Граждане и юридические лица, которые полностью освобождаются от уплаты земельного налога. 1. Граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп. 2. Лица, каким-либо образом проявившие заботу о государстве. 3 Льготники, которые освобождаются от уплаты земельного налога только на 5 лет и после истечения которых приравниваются к обычным налогоплательщикам. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать в пределах предоставленной им компетенции льготы по уплате налога на земельные участки в виде: частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки налога для отдельных плательщиков. 50. Планирование использования и охраны земель (понятие, содержание, формы планирования, использования и охраны земель) Проводится в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений, рационального использования земель и их охраны. Включает 1. Разработку о рац. использовании и охране; 2. Природно-с/х районирование; 3. Опр. земель, которые могут быть предоставлены граж. и ЮЛ, 4. Опр. земель в спец. зем. фонды. 5. Определение земель, отнесённых к категорим, видам, установленным законодательством РФ. Планирование использования и охраны земель в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией. Правовое регулирование отношений, возникающих при охране земель, проведении природоохранных и землевосстановительных мероприятий осуществляется земельным, экологическим, природоресурсным законодательством и законодательством о с/х. Контроль осуществляет Фед. служба зем. кадастра и органы совместно с Мин. природных ресурсов, с/х.
4. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в области: Схемы территориального планирования Российской Федерации могут включать в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения Планировка территории. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Предмет, метод, принципы, система земельного права Предмет ЗП - отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель, урегулированные нормами ЗП. Метод — установленный законодательством способ воздействия на поведение и действия физических и юридических лиц, который вправе применять должностное лицо либо орган в определенных ситуациях. Для земельного права характерны два вида методов: императивный и диспозитивный. 1.Императивный - Этот метод правового регулирования выражается в установлении обязанностей субъектов и запретов, подлежащих исполнению. 2.Диспозитивный - способ правового воздействия, при котором субъектам земельных правоотношений предоставляется свобода (собственное усмотрение) в реализации своих целей и задач. Принципы – общие правила поведения, руководящие идеи, основные начала, характеризующие отрасль права. 1. Многообразие субъектов права собственности на землю. 2.разграничение гос-ой собственности на землю РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований. 3. Приоритет интересов народа, населяющего данную территорию. 4. Приоритет земель с/х назначения. 5. Принцип целевого использования земель. Использование участка не по назначению влечёт потерю прав на землю. 6. Принцип устойчивости прав на землю. 7. Принцип платности землепользования: они используются для повышения плодородия земель, их охраны. 8. Принцип комплексного подхода в использовании земель. Обусловлен тем, что земля неразрывно связана с другими объектами природы. 9. Принцип рационального использования земель. Выражается в эффективной эксплуатации земли при одновременном повышении её качества. 10. Принцип подконтрольности использования земель государству, т.к. земля – не только объект недвижимости, но и объект природы, который бесценен. Система - совок-ть зем-пр институтов, каждый из кот-ых состоит из группы зем-пр норм, регулирующих однородные, обладающие качественным единством виды земельных отношений. Состоит из общей и особенной части. Система их непостоянна (одни уходят, др. приходят), но существует иерархия. Общая часть ЗП включает правовые институты: институт общих положений ЗП; охраны земель; собственности на землю, иных прав на землю, возникновения прав на землю (нормы определяют порядок и основания возникновения имущ. прав на землю); прекращения прав на зем; защиты прав на землю и рассмотрение земельных споров; платы за землю, мониторинга земель, землеустройства; Особенная часть земельного права: институт земель с/х назначения; земель поселений; земель промышленности и иного назначения; земель особо охраняемых территорий и объектов; земель лесного фонда и институт земель водного фонда; институт земель запаса.
2. Источники права – различные способы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения; внешняя форма выражения норм права. Уполномоченные органы государства через источники права - нормативно-правовые акты - устанавливают правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании земельных отношений. Иерархия земельно-правовых нормативных актов представляет собой следующие: 1. Международно-правовые договоры-содержащие земельно-правовые нормы. 2. Конституция. 3.ФКЗ. 4. ФЗ 5. Указы Президента РФ-относятся к федеральному уровню. 6. Постановления и распоряжения Правительства-относятся к федеральному уровню. 7. НПА субъектов РФ.8. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Такие акты могут устанавливать, например, земельные сервитуты, порядок проведения земельного контроля. Ими определяется правовой режим конкретных земельных участков.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.108 (0.012 с.) |