Конституционные основы земельного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные основы земельного права.



Земельное право

Болтанова Елена Сергеевна.

С 1 ноября семинарские занятия.

Литература:

1. Земельное право – Гусев

2. (Выборочно) Земельное право – Боголюбов

3. Земельное право Болтанова Е. С.

 

Предмет и метод ЗП

 

В 1917 г. земельное право стало выделяться как отдельная отрасль права.

2 вида предпосылок:

1. Экономическое – монополия государства на землю.

2. Правовой – принимается комплекс н/п актов

Первый учебник дающий определения предмета ЗП появился в 1958 году.

Несколько подходов в определении предмета ЗП:

Первый подход.

Ерофеев и Коницкая определяет предмет как волевые общественные отношения имеющие своим объектом землю, которые возможно и необходимо регулировать праву.

Второй подход:

Предмет это общественные отношения возникающие в сфере использования охраны земель урегулированные нормами ЗП.

Третий подход

Определение предмета через перечень видов земельных отношений оставляя, этот список открытым.

Четвёртый подход.

Гленовская определяет предмет как общественные отношения, которые возникают, движутся и прекращаются в связи с урегулированием интересов по поводу использования земли.

Пятый подход.

Чуркина предлагает определять предмет как общественные отношения по поводу предоставления земельных участков, использования и охраны земель.

 

Предмет ЗП – Это совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в сфере использования, управления, охраны земель, урегулированной нормами ЗП.

 

Земля и земельные участки может рассматриваться в различных аспектах:

1. это пространственный предел распространения политической власти государства – когда органы власти издаёт распоряжения. То здесь есть территория действия.

2. это основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории (в соответствии со ст. 9 Конституции);

3. это часть окружающей природной среды, существующей независимо от воли и сознания человека;

4. это средство хозяйствования, средство производства (в этом аспекте земля рассматривается, когда используется плодородие земли);

5. это территориальная базис для размещения иных объектов, в том числе объектов недвижимости.

6. Земельный участок это объект собственности, объект недвижимости;

 

Каждый из аспектов регулируется и другими отраслями права.

Земельное право является самостоятельной отраслью. Земельное право имеет свой предмет и есть свой метод.

Метод – совокупность юридических способов воздействия на участников юридических отношений.

Существует 3 основных способа:

1. обязывание,

2. дозволение,

3. запрет.

Сочетание которых приводит к императивному и диспозитивному методам. В ЗП используются оба метода.

Выбор метода зависит от характера отношений, зависит от субъектного состава. Выбор метода зависит и от вида земель.

 

Источники ЗП.

Источник ЗП – это внешняя форма выражения земельно-правовых норм (это то что использует правоприменитель при разрешении споров):

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные нормы, международные договоры, ратифицированные Россией;

2. Нормативно-правовые акты:

а) федеральные законы (Земельный Кодекс (30 октября 2001 года), ГК, КоАП, Лесной Кодекс, Водный Кодекс, иные законы);

б) Законодательство субъектов РФ:

Земельное законодательство отнесено к совместному ведению РФ и её субъектов. На уровне федеральных актов: ограничение оборотоспособности земельных участков; порядок пользования и условия пользования земельными участками; ограничение прав землепользования; порядок государственного мониторинга и иные.

в) НПА органов местного самоуправления:

a. правила землепользования и застройки городского округа/городского поселения (регулируется градостроительным кодексом);

b.

3. Обычай – это сложившийся в течение длительного времени и широко применяемое правило поведения, не закреплённое в нормах законодательства.

 

Конституционные основы земельного права.

Конституционные основы земельного права – это положения, содержащиеся в Конституции, закрепляющие основы регулирования земельных общественных отношений.

Выделяют 3 группы таких норм:

1. Положения, которые определяют правовой режим земель (ст. 9 Конституции; ст. 8 Конституции, в соответствии с которой земельные участки могут находиться в различных формах собственности);

2. Конституционные положения, устанавливающие права граждан, ЮЛ на земельные участки (ст. 36 ч. 1 – граждане и их объединения могут иметь в частной собственности земельные участки; ст. 35 – каждый может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственником которого он является; никто не может быть лишен имущества, кроме как по решению суда; принудительное изъятие имущества допускается только при равноценном возмещении).

3. Конституционные основы, определяющие предметы ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ: к совместному ведению отнесены вопросы разграничения государственной собственности на землю; управление, распоряжение федеральной собственности на землю осуществляет Правительство РФ; в совместном ведении находятся вопросы владения, пользования и распоряжения земель; ст. 71 Конституции; ст. 114 Конституции – управление федеральной собственностью находится в федеральном ведении.);

 

Система земельного права.

 

Система – это некая внутренняя структура права.

Система ЗП – это упорядоченное единство земельно-правовых институтов; последовательно расположенных в соответствии с их ролью, значимостью в регулировании земельных отношений и их содержанию.

Выделяют общую и особенную части:

Общая часть включает нормы, которые регулируют все или почти все виды земельных отношений.

Перечень правовых институтов:

1. институт права собственности на земельные участки;

2. институт землепользов ания – институт иных видов прав на землю (помимо права собственности существует иные 5 прав: пожизненное наследственное владение, постоянное (бессрочное) пользование, сервитут, аренда, безвозмездное срочное пользование);

3. институт управления в области использования и охраны земли – включает нормы прав и обязанностей лиц. Порядок введения кадастра и т.п.

4. институт охраны земель и защиты прав на землю собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов. – нормы конституционного характера. Нормы касающиеся привлечения к ответственности.

Особенная часть. В ЗП Особенная часть формируется в зависимости от категории земель.

В России 7 категорий земель:

1. правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;

2. правовой режим земель населенных пунктов;

3. правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, космического обеспечении, обороны, безопасности и иного специального назначения;

4. правовой режим земель особо охраняемых территорий и их объекты;

5. правовой режим земель лесного фонда;

6. правовой режим земель водного фонда (земли, занятые водными объектами, занятые техническими сооружениями);

7. правовой режим земель запаса (это единственная категория земель, целевое назначение которых не определено).

 

Принципы ЗП.

Принципы – это основополагающие идеи, положения, отражающие сущность земельного права.

ЗП основывается на общеправовые, межотраслевых принципах (напр., принцип законности), на отраслевых принципах, принципы институтов.

Принципы земельного законодательства прямо закреплены в ст.1 Земельного кодекса, могут быть закреплены в других нормативно-правовых актах. Принципы ЗП меняются. Принципы земельного законодательства не всегда закреплены в нормативно-правовых актах, они могут следовать из сущности норм.

Основные принципы земельного права:

1. принцип учета публичных и частных интересов при регулировании земельных отношений;

2. принцип управления в сфере использования и охраны всеми земельными участками независимо от формы собственности на них (этот принцип тесно переплетается с целевым назначением);

3. принцип целевого использования земельных участков;

Это основная правовая характеристика земельного участка. За нарушение этого принципа наступает административная, гражданско-правовая, земельно-правовая ответственность (вплоть до изъятия земельного участка).Реализация этого принципа на практике заключается в том, что если собственник земельного участка использует его не по назначению, то этот участок может быть изъят;

4. принцип рационального использования земельных участков;

Рациональное использование – это использование земельного участка с получением максимальной прибыли при минимальных издержках и с соблюдением всех требований законодательства (природоохранного, земельного и иного). Требование рационального использования реализуется не только правообладателем земельного участка, но и государственными органами (наиболее правильное перераспределение земельных ресурсов).

5. принцип приоритета интересов народов, населения, проживающих на соответствующей территории;

Он отражается в нормах законодательства: если земельный участок предоставляется для строительства, должны учитываться интересы населения, проживающего в этой местности. В СМИ опубликовывается информация о планируемом выделении участка. Этот принцип связан с первым – принципом учета публичных и частных интересов;

6. принцип платности использования земельных ресурсов;

Впервые о платности использования земли законодатель закрепил в Земельном кодексе 1991 года; в этом же году был принят закон о плате на землю. Сегодня этот вопрос регулируется Земельным кодексом и Налоговым кодексом. Существует две формы платы: земельный налог и арендная плата. Исключение из этого принципа могут быть установлены ФЗ и законами субъектов РФ.

7. принцип приоритета особо ценных земель и особо охраняемых земель (земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда, земли особо охраняемых природных территорий, земли историко-культурного назначения и другие);

Этот принцип означает, что изъятие некоторых категорий земель осуществляется в исключительных случаях, либо на их изъятие установлен запрет;

 

Субъект земельных отношений

Структура земельных отношений включает в себя 3 элемента:

1. субъект,

2. объект,

3. содержание.

Субъект – это лица (в т.ч. и публичные образования), наделенные законодательством юридическим свойством, позволяющим им участвовать в земельных правоотношениях.

Три группы субъектов в зависимости от единства их правового статуса:

1. Публичные образования: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования – в основном, являются участниками только отношений публичной (государственной и муниципальной) собственности.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица – эти субъекты участвуют в управленческих отношениях и правоохранительных отношениях по использованию (предоставляются на праве постоянного бессрочного пользования или аренды). К этой группе относятся суды и правоохранительные органы

3. Физические и юридические ли ца – они являются участниками всех видов земельных отношений;

Объект земельных отношений

Объект – то, по поводу чего возникают отношения.

К объектам относятся:

1. земля, как природный ресурс, как часть окружающей среды (как природный объект);

2. земельный участок;

3. части земельного участка (при установлении обременений). Напр., сервитут может быть установлен на часть участка; фактического разделения участка не происходит. “Часть земельного участка”– категория временная;

4. земельные доли или доля в праве собственности на земельный участок(в случае общедолевой собственности).

Содержание земельных отношений

Содержание земельных отношений – это совокупность субъективных прав и юридических обязанностей.

Субъективное право –мера возможного поведения уполномоченного субъекта, обеспеченная законом, которая включает в себя:

1. право на обладание земельным участком;

2. право на совершение конкретного действия или бездействия (на определенное поведение);

3. право требовать от обязанного лица определенного поведения (активного или пассивного);

4. право на защиту (спорный элемент).

Юридическая обязанность – это мера должного поведения участника правоотношения, обеспеченная нормой права.

Юридические обязанности бывают активные и пассивные.

Права и обязанности участников земельных отношений могут быть общими (все собственники должны использовать земельный участок по целевому назначению) и специальные (например, обязанность произвести осушение земельного участка).

Образование земельного участка.

Образование земельных участков происходит:

1. при объединении земельных участков;

2. при разделе земельных участков;

3. при выделе из земельных участков или земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

4. при перераспределении земельных участков;

5. При создании искусственных земельных участков

Целевое назначение и целевое использование вновь образуемых земельных участков соответствует целевому назначению земельных участков из которых образуются новые земельные участки.

Законодательно установлен запрет на объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения или безвозмездного срочного пользования за исключением случаев, когда земельные участки предоставлены одному лицу.

Требования, предъявляемые к образованию земельных участков:

1. Границы образуемых земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и/или населенных пунктов;

2. Предельные максимальные и минимальных размеры земельных участков должны соответствовать требованиям градостроительных регламентов. Если на земельный участок градостроительный регламент не распространяется либо в отношении участка он не установлен, то предельные размеры определяются в соответствии с требованиями Земельного кодекса или иных федеральных законов (см. ст.33 Земельного кодекса). Если размеры земельного участка не соответствуют требованиям градостроительного регламента, то допускается использовать земельный участок, если это не наносит ущерба жизни и здоровью человека, окружающей среде, объектам культурного наследия;

3. Образованиеземельных участков не должно приводить к вклиниванию, чересполосице, изломанности границ, невозможности размещения объектов недвижимости (капитального строительства и других), и иным препятствующим рациональному использованию, охране земель, недостаткам, а также нарушать требования, установленные федеральными законами;

4. Не допускается такое образование земельных участков, если это приводит к невозможности использования объектов недвижимости расположенных на этих земельных участках. А также не допускается раздел, перераспределение, либо выдел земельных участков, если сохраняемые обременения не позволяют использовать земельные участки.

Сервитут.

Сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут является видом обременений (ограничений), под которыми понимается существующие условия, запрещения, установленные законом или уполномоченным органом в определенном законом порядке, стесняющий правообладателя земельных участков при реализации вещных прав на этот участок.

Существует 2 вида сервитутов:

1. частный сервитут;

2. публичный сервитут.

Сервитут возникает и прекращается с момента государственной регистрации. Сервитут как обременение следует за земельным участком.Сервитуты могут быть срочными и бессрочными. Как правило устанавливается на неопределённый срок. Законодатель устанавливает максимальный срок только для публичного сервитута на земельные участки, зарезервированных для гос или муницип нужд

Если земельный участок зарезервирован дл государственных и муниципальных нужд, то срок публичного сервитута в отношении данного участка определяется сроком резервирования.

Частный сервитут устанавливается по соглашению сторон, либо, когда такого согласия не было достигнуто,сервитут устанавливается по решению суда. По общему правилу, частный сервитут является платным (исключения могут быть установлены федеральными законами).

Соглашение об установлении сервитута заключается между собственником земельного участка и лицом, требующим установление сервитута

Лица, которые могут требовать установление сервитута:

1. собственники земельных участков зданий и строений, сооружений;

2. землевладельцы, а так же лица, которым земельные участки принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного земельного владения;

3. иные лица, указанные в федеральных законах.

Как правило, сервитут устанавливается на соседний земельный уасток (но может и через 2, через 3 участка)

 

Публичный сервитут устанавливается слушания нормативно-правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ, органами местного самоуправления по результатам общественных слушаний. Результаты общественных слушаний носят рекомендательный характер (не обязательны к использованию). Отсутствие правил проведения общественных слушаний не является основанием для отмены установления сервитута.

Публичный сервитут как правило устанавливается для неопределённого круга лиц.

Публичный сервитут, как правило, является бесплатным, в отличие от частного. Собственник, землевладелец, землепользователь может потребовать соразмерную плату от органа, установившего сервитут, только если установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка по целевому назначению.

Если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка по назначению, то собственник, землевладелец, землепользователь могутпотребовать изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Этим лицам возмещаются соответствующие убытки.

Основания прекращения:

1. Добровольный отказ

2. Решения суда

3. Истечение срока действия

Аренда земельных участков.

В основе аренды лежит договор. По договору аренды одна сторона (арендодатель) обязуется передать другой стороне (арендатору) земельный участок во временное владение или/и пользование за плату.

В соответствии со ст. 22 ЗК арендодателем может быть собственник земельного участка, а также законные представители несовершеннолетних лиц. получивших земельный участок по наследству. А также в силу ст. 609 ГК арендодателями являются иные лица, указанные в федеральных законах или уполномоченные собственником земельного участка. Арендатором могут быть любые физические и юридические лица. Иностранцы тоже могут быть арендаторами.

Заключается договор аренды в простой письменной форме. Договор аренды и субаренды, заключенные на 1 год и более, подлежат регистрации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Заключённые до 1 года или не определённого срока – регистрации не подлежат.

Различают срочный договор аренды и договор аренды, заключенный на неопределённый срок.

Договор заключённый на неопределённый срок может быть расторгнут в любой момент по письменному заявлению стороны. Договор на определённый срок прекращается или в судебном порядке или по соглашению сторон.

По общему правилу, изменение сторон договора аренды не влечет прекращения договора аренды. Договор аренды прекращается, только если его заключение было обусловлено личными качествами арендатора.

Возможно заключение договора аренды со множественностью лиц, как на стороне арендодателя, так и на стороне арендатора.

Законодательство предусматривает множественность лиц на стороне арендатора в следующих случаях:

1. если здания или помещения в нём принадлежат нескольким разным лицам на праве собственности, либо на праве хозяйственного ведения, или всем лицам помещения принадлежат на праве хозяйственного ведения.

2. Если на неделимом участке находится здание которое принадлежит нескольким лицам на праве собственности.
В таком случае требуется обращение всех собственников здания

Существует 2 существенных условия:

1. предмет договора – т.е. в договоре должны быть указаны площадь, местоположение категория земли, целевое назначение, кадастровый (учетный) номер земельного участка (могут быть иные характеристики; прилагается кадастровый паспорт)

2. арендная плата – является одной из форм платы за землю. Она бывает трёх форм: денежная; натуральная; комбинированная.

По действующему законодательству срок существенным условием не является.

В то же время в федеральном законе могут устанавливаться предельные сроки договоров аренды земельных участков. Максимальный срок – до 49 лет, но в зависимости от вида испольщвоания (аренда лесных участков, земель сельскохозяйственного назначения, на которые распространяется ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Если в договоре нарушены сроки аренды, то считается, что он заключен на предельный максимальный срок.

Для договора аренды для изыскательских нужд максимальный срок 1 год. В данный срок входит время, необходимое для восстановления земельного участка, для приведения его в состояние, пригодное для использовании.

Максимальный срок дл лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, составляет 49 лет. Земли сельскохозяйственного назначения – не более 49 лет.

Собственнику приватизируемого объекта недвижимости, расположенного на государственном или муниципальном земельном участке, земельные участки предоставляются в аренду на срок до 49 лет, а если такой объект находится на зарезервированном для государственных и муниципальных нужд земельном участке, максимальный срок аренды – срок резервирования, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Если земельные участки зарезервированы для государственных и муниципальных нужд, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть переданы по договору аренды на срок, не более срока резервирования.

Субъекты РФ могут устанавливать минимальные сроки аренды земель с/х назначения для различных видов использования.

Арендатор земельного участка по истечению срока договора аренды имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок, за исключением случаев, когда:

ü договор аренды подлежит прекращению;

ü если на этом земельном участке находится здание, строение, сооружение, принадлежащее третьему лицу.

При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор имеет преимущественное право покупки земельного участка, за исключением случаев, когда на земельном участке находится объект недвижимости (здание, строение, сооружение), принадлежащий на вещном праве другому лицу.

Права и обязанности арендаторов и арендодателей.

Права и обязанности по договору аренды определяются статьями 22, 40-42, 30.2 ЗК, главой 34 Гражданского Кодекса.

Арендаторы земельных участков, за исключением резидентов (арендаторов) особых экономических зон, вправе без согласия арендодателя (собственника земельного участка) при условии его письменного уведомления передать все права и обязанности по договору третьему лицу, если иное не предусмотрено договором аренды. Обязанным по такому договору является арендатор. Арендные права передать в залог можно только с письменного согласия собственника земельного участка. Исключение: такое согласие не требуется, если заключен договор аренды государственных и муниципальных земельных участков сроком более 5 лет.

Особенность: Если договор аренды государственных или муниципальных земельных участков заключен на срок более 5 лет, арендатор вправе передавать свои права и обязанности третьему лицу без согласия собственника земельного участка при условии его письменного уведомления. Данное право не может быть ограничено в договоре. Если заключен такой договор, то изменение условий договора без согласия арендатора не допускается, а так же расторжение такого договора по требованию арендодателя возможно только в судебном порядке при существенном нарушении со стороны арендатора.

Такие сделки не могут изменяться без согласия арендатора, а также не допускается ограничение прав арендатора

Арендаторы имеет преимущественное право аренды на новый срок, кроме случаев:

1. Если предмет аренды не подлежит больше аренде

2. Если на земельном участке находятся здания, сооружения, принадлежащие другому лицу на вещном праве (это вытекает из того что именно собственник здания имеет преимущественное право)

 

Арендатор также вправе передавать земельный участок в субаренду при условии письменного уведомления арендодателя, если договором аренды не предусмотрено иного. При этом обязанным по договору остается арендатор.

Основания прекращения (расторжения) договора аренды:

1. соглашение сторон;

2. истечение срока, если договор не считается возобновлённым, продленным на неопределенный срок;

3. судебное решение о расторжении срочного договора аренды;

Основания для расторжения содержатся в ст.ст. 619, 620 ГК, ст. 46 ЗК и условиями договора аренды.

4. требование одной из сторон о расторжении договора аренды, заключенного на неопределенный срок (для этого нужно известить другую сторону за 3 месяца, однако в договоре может быть определён иной срок).

Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае его продажи обладает правом преимущественной покупки за исключением случаев, когда на земельном участке находится объект недвижимости, который принадлежит на вещном праве третьему лицу (ст. 250 ГК).

Земельный налог.

Земельный налог относится к категории местных налогов. Земельный налог устанавливается исключительно нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, либо законами представительных органов Москвы и Санкт-Петербурга. Глава Налогового Кодекса о земельном налоге вступила в законную силу с 1 января 2006 года.

 

Субъект. Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, которые используют земельный участок на праве собственности, на праве постоянного бессрочного пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.

В силу ст. 35 ЗК при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Если земельный участок предоставлен для обслуживания и эксплуатации зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности нескольких лиц, то земельный налог определяется пропорционально доле в праве собственности на здание, строение, сооружение.

Если земельный участок находится в совместной собственности, то сособственники уплачивают земельный налог пополам.

 

Объектом налогообложения являются земельные участки. Не облагаются налогом:

1) земельные участки, изъятые из оборота;

2) земельные участки из состава земель лесного фонда;

3) земельные участки, ограниченные в обороте:

-предоставленные для обеспечения обороны и безопасности государства, для обеспечения таможенных нужд;

- занятые водными объектами, находящимися в государственной собственности, из состава водного фонда;

-земельные участки, занятые объектами исторического наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, объектами особо ценного культурного наследия, включенные в список всемирного наследия).

 

Ставка земельного налога – это размер налога за единицу площади земельного участка подлежащего налогообложения. Налоговый Кодекс предусматривает 2 вида максимальных ставок налоговых ставок (устанавливаются органами местного самоуправления или представительными органами Москвы и Санкт-Петербурга):

1. 0,3% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка:

Участки в составе земель сельскохозяйственного назначения; земель сельскохозяйственного назначения в поселениях, земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования и используемые для сельскохозяйственного производства; земельные участки, предоставленные для садоводства, животноводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, а также занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; земельные участки, предоставленные для жилищного строительства

2. 1.5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка – в отношении остальных земель.

Допускается установление дифференцированной ставки земельного налога в зависимости от категории земель и (или) разрешённого использования.

Кадастровая стоимость устанавливается на 1 января текущего года и подлежит доведению до налогоплательщиков не позднее 1 марта. Кадастровая стоимость должна доводиться до налогоплательщиков.

 

НК предусматривает повышающие коэффициенты для земельных учатсков предоставленных после 1ого января 2005 года для жилищного строительства:

1. если земельный участок предоставлен для жилищного строительства, кроме индивидуально-жилищного строительства, земельный налог взимается в двукратном размере в течение 3-летнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации права собственности на возведенный объект:

- если в 3-летний срок объект был построен, то земельный налог, уплаченный сверх однократной ставки налога, признается излишне уплаченным и подлежит возврату налогоплательщику в общеустановленном порядке;

- если в течение 3х лет право собственности на объект не было зарегистрировано, то земельный налог взимается в четырехкратном размере вплоть до государственной регистрации права собственности на построенный объект;

2. если земельный участок предоставлен для индивидуально-жилищного строительства, то земельный налог взимается в двукратном размере в течение периода проектирования и строительства, превышающего 10-летний срок вплоть до государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом.

Льготы – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

Существует 2 формы льгот по земельному налогу:

1. полное освобождение от уплаты земельного налога, которое бывает двух видов:

1) на неопределенный срок (религиозные организации; организации, которые имеют в собственности дороги общего пользования; учреждения уголовно-исполнительной системы и др.);

2) на определенный срок (резиденты особых экономических зон).

Такие льготы сейчас не предоставляются физическим лицам.

2. уменьшение налоговой базы путём установления необлагаемой налогом суммы законом. На сегодняшний день на территории одного муниципального образования в отношении одного налогоплательщика – 10 тыс. рублей (исключительно физическим лицам: инвалиды детства, инвалиды ВОВ, герои советского союза, герои России и т.д.).

ЮЛ и ИП самостоятельно рассчитывают ставку земельного налога. Фл расчёт производят налоговые органы, который не позднее чем за 30 дней до оплаты плаьяжа должны отправить уведомление, в котором указывается: размер налога, расчёт налогой базы и срок платежа.

Для ЮЛ и ИП предусмотрены 3 авансовых платежей:

а) 1ый квартал

б) 2ой квартал

в) 3ий квартал

Представительные органы местного самоуправления и городов Москвы и Санкт-Петербурга могут исключать авансовые платежи.

Для ФЛ авансовые платежи НК не предусмотрены но органы МСУ и городов Москвы и Санкт-Петербурга могут устанавливать до 2ух авансовых платежей. Налоговым периодом является календарный год.

Дата внесения окончательных платежей определяется органа МСУ или городов Москвы и Санкт-Петербурга, о не ранее 1ого января органа следующего за отчётным.

 

Арендная плата.

Арендная плата является существенным условием договора аренды (взимается при наличии договора аренды).

Существует три формы арендной платы:

1. денежная;

2. натуральная;

3. комбинированная (денежная и натуральная).

Арендная плата может взиматься отдельно за арендуемый ЗУ или взиматься в составе общей арендной платы. Например когда предметом аренды является предприятие как имущественный комплекс.

Размер арендной платы изменяется по соглашению сторон но не чаще 1ого раза в год. Размер арендной платы зависит:

1. от арендатора

2. От зоны градостроительной ценности

3. От вида разрешённого использования

Если договором аренды частного земельного участка не определён порядок, условия, взимания и сроки внесения арендных платежей, то применяется обычно используемый порядок, условия, сроки внесения арендных платежей за аналогичные земельные участки. Размер обязательно должен быть указан в договоре (устанавливается по соглашению сторон).

В договоре может быть установлен запрет на изменение ставок арендной платы.

Порядок внесения арендных платежей за государственные и муниципальные земли устанавливается соответственно Правительством России органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Для региональных и не разграниченых, то порядок, условия и сроки взимания платежей устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ.

 

Законодательство регулирует установление ставок арендных платежей в следующих случаях:

1. При переоформления права постоянного бессрочного пользования на право аренды, цена устанавливается в соответствии со ст. 2 ФЗ «о введение в действие ЗК»

2. ставки арендных платежей за земельные участки, расположенные на территории особых экономических зон определяется Постановлением Правительства РФ “Об установлении особых экономических зон”;

3. за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для жилищного строительства, за исключением индивидуально-жилищного строительства, по истечении 3х лет он не введён в эксплуатации, то арендная плата взимается в размере, не менее чем двукратная ставка земельного налога за аналогичный земельный участок.

4. если в отношении земельного участка принято решение о развитии застроенной территории, то размер арендной платы за такой участок составляет размер земельного налога.

Арендная плата за государственные или муниципальные земельные участки определяется в зависимости от вида арендатора (физическое и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.148 с.)