Предмет и метод муниципального права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод муниципального права.



ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ ПРАВУ

СОДЕРЖАНИЕ

1. Муниципальное право Российской Федерации как отрасль публичного права, его особенности. 2

2. Предмет и метод муниципального права. 3

3. Муниципально-правовые нормы и институты. 5

4. Субъекты муниципально-правовых отношений. 6

5. Источники муниципального права Российской Федерации. 7

6. Понятие науки муниципального права Российской Федерации. 9

7. Источники науки муниципального права Российской Федерации. 10

8. Эволюция науки муниципального права Российской Федерации. 10

9. Основные проблемы науки муниципального права на современном этапе. 10

10. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России. 10

11. Организация местной власти в советский период. 11

12. Общая характеристика англо-саксонской системы местного самоуправления. 12

13. Общая характеристика континентальной (французской) модели местного самоуправления. 12

14. Общая характеристика смешанной (германской) модели местного самоуправления. 13

15. Понятие местного самоуправления, его признаки. 13

16. Основные теории о сущности и природе местного самоуправления. 14

17. Принципы местного самоуправления. 15

18. Функции местного самоуправления. 15

19. Система местного самоуправления, ее определение по ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” от 6.10.2003 г. 16

20. Основные направления и принципы государственной политики в области развития местного самоуправления. 16

21. Государственная поддержка местного самоуправления. 16

22. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере местного самоуправления. 19

23. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере местного самоуправления. 20

24. Европейская Хартия местного самоуправления (общая характеристика). 21

25. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации. 22

26. Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика и проблемы. 22

27. Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении. Закон Тверской области “О местном самоуправлении в Тверской области”. 25

28. Уставы о местном самоуправлении муниципальных образований: содержание и значение. 27

29. Порядок принятия уставов муниципальных образований, внесения в них изменений и дополнений. 30

30. Порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований. 31

31. Понятие территориальных основ местного самоуправления. Общие положения о территориях муниципальных образований. 32

32. Виды муниципальных образований. 32

33. Порядок образования, изменения и упразднения муниципальных образований. 32

34. Особенности организации местного самоуправления в городах. Понятие и виды городов как муниципальных образований. 34

35. Ассоциации и союзы муниципальных образований. 35

36. Местный референдум, правовое регулирование его проведения. Особенности регулирования по ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” от 6.10.2003 г. 35

37. Муниципальные выборы. Законодательство Тверской области о муниципальных выборах. 36

38. Собрания (сходы) граждан. Их статус по ФЗ 1995 г. и 2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». 37

39. Система территориального общественного самоуправления населения. Виды и порядок избрания, основные полномочия органов территориального общественного самоуправления. 38

40. Народная правотворческая инициатива. Обращения граждан в органы местного самоуправления. 39

41. Представительные органы — основное звено в системе местного самоуправления. ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” от 6.10.2003 г. о представительном органе. 40

42. Заседания (сессии) представительных органов местного самоуправления: порядок подготовки и проведения. 43

43. Постоянные комиссии представительных органов местного самоуправления: виды, функции, организация работы. 44

44. Правовые акты представительных органов местного самоуправления. Порядок подготовки и принятия. 44

45. Полномочия депутатов представительных органов местного самоуправления. 45

46. Гарантии деятельности депутатов представительных органов местного самоуправления. 47

47. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления: понятие и роль в осуществлении местного самоуправления. 48

48. Основы статуса выборного должностного лица местного самоуправления. 49

49. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления. 50

50. Порядок образования и структура исполнительных органов местного самоуправления (местных администраций) по ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” от 6.10.2003 г. 51

51. Межмуниципальное сотрудничество по ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” от 6.10.2003 г. 52

52. Полномочия главы местной администрации. 53

53. Характер и пределы правового регулирования местного самоуправления на федеральном уровне. Содержание ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” от 6.10.2003 г. 53

54. Содержание и значение организационных методов планирования и прогнозирования в деятельности органов местного самоуправления. 56

55. Содержание и значение организационных методов информационного обеспечения и контроля в деятельности органов местного самоуправления. 57

56. Понятие муниципальной службы и ее принципы. 58

57. Принципы муниципальной службы. 58

58. Понятие муниципальной должности. Категории и виды муниципальных должностей. 58

59. Квалификационные требования, предъявляемые к муниципальным должностям. 59

60. Муниципальный служащий. Ограничения, связанные с муниципальной службой. 59

61. Права муниципального служащего. ФЗ “Об основах муниципальной службы”. 60

62. Обязанности муниципального служащего. 60

63. Гарантия и социальные льготы муниципальных служащих. 61

64. Поступление на муниципальную службу. Прохождение муниципальной службы. Закон Тверской области “О муниципальной службе в Тверской области”. 62

65. Прекращение муниципальной службы по ЗаконУ Тверской области “О муниципальной службе в Тверской области”. 63

66. Понятие и значение финансово-экономической основы местного самоуправления. 63

67. Муниципальная собственность: способы формирования и состав. 64

68. Управление и распоряжение муниципальной собственностью. 66

69. Основы приватизации муниципальной собственности. 66

70. Понятие и структура местных бюджетов. 66

71. Основы бюджетного процесса в муниципальном образовании. ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в РФ”. 67

72. Основные источники доходов местных бюджетов. 67

73. Собственные доходы местных бюджетов (понятие, состав). 67

74. Виды местных налогов и сборов. 68

75. Отчисления от федеральных налогов как составная часть собственных доходов местных бюджетов. ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в РФ”. 68

76. Основные направления расходов местных бюджетов. 69

77. Минимальный бюджет: понятие и значение. Минимальные государственные социальные стандарты. 69

78. Принципы межбюджетных отношений органов государственной власти и органов местного самоуправления. 69

79. Бюджетное регулирование. Средства бюджетного регулирования. Бюджетный Кодекс РФ. 69

80. Система местного самоуправления. 70

81. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством по ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” от 6.10.2003 г. 70

82. Участие органов местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях. 71

83. Муниципальный заказ. Правовое регулирование. Размещения муниципального заказа. 71

84. Понятие, состав и способы формирования компетенции органов местного самоуправления. 72

85. Предметы ведения местного самоуправления по ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” 1995 г и 2003 г. 73

86. Неотъемлемые полномочия представительных и исполнительных органов местного самоуправления. 75

87. Формы взаимодействия муниципальных органов и органов территориального общественного самоуправления. 75

88. Основные полномочия органов местного самоуправления в сфере планирования. 75

89. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности. 76

90. Полномочия органов местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов. 77

91. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды. 78

92. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи. 79

94. Полномочия органов местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения. 85

95. Полномочия органов местного самоуправления в области образования. 86

96. Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения и социальной защиты. 87

97. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры, физкультуры и спорта. 90

98. Полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения законности и охраны общественного порядка. 92

99. Понятие и система гарантий местного самоуправления. 95

100. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления. 95

101. Реформа местного самоуправления по ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” от 6.10.2003 г. 96

102. Ответственность органов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед государством (на основе ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” 1995 г. и 2003 г.). 96

103. Функция организационно-правового обеспечения прав граждан на осуществление местного самоуправления. 98

104. Функция управления муниципальной собственностью. 99

105. Функция охраны общественного порядка на территории муниципального образования. 99

 

 

© Белов А.В.(составление), 2010

 

1. Муниципальное право Российской Федерации как отрасль пуб­личного права, его особенности.

Дробление отраслей права на нормативные образования, сложившиеся под воздействием системообразующих факто­ров (предмет, метод, отраслевые принципы и т. д.) и облада­ющие полным набором системных признаков, позволяет под­разделить отрасли на профилирующие (основные) и комп­лексные. Такая отраслевая классификация сложилась опять-таки в рамках привычного деления по "предмету—методу". В этом случае профилирующим отраслям свойственны свои методы правового регулирования, указывающие на юриди­ческое своеобразие данных правовых образований. Муници­пальное право не может быть отнесено к самостоятельным отраслям права, поскольку лишено собственного основного метода регулирования. В сфере отношений местного самоуп­равления муниципальное право объединяет регулирование норм различных отраслей права, сочетая в себе их юриди­ческие режимы.

Из вышеизложенного следует, что муниципальное право не может быть отнесено к профилирующим (основным) отрас­лям и потому не является первичным и самостоятельным об­разованием в системе российского права.

Согласно доминирующей в литературе точке зрения му­ниципальное право представляет собой комплексное право­вое образование. Данный вывод базируется на двух утверж­дениях.

Во-первых, предмет муниципального права образуют ком­плексные общественные отношения различных сфер — фи­нансов, налогов, землепользования и др., объединяющим нача­лом которых является прежде всего территориально-локаль­ный уровень их реализации. Подчеркивая комплексность отно­шений местного самоуправления, О. Е. Кутафин и В. И. Фадеев усматривают их общность в способности населения решать воп­росы местного значения. По мнению Е. С. Шугриной, однород­ный характер отношений, образующих предмет муниципаль­ного права, обусловлен правом населения на местное самоуп­равление4. Все это совершенно справедливые замечания, од­нако целесообразнее учитывать их в комплексе: единство, од­нородность, самостоятельность предмета муниципального права состоит в способности территориально организованного насе­ления решать вопросы местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления. В этой связи значи­тельную часть предмета правового регулирования составляют не только вопросы самоорганизации и самодеятельности граж­дан, но и вопросы устройства, организации и функционирова­ния муниципальной власти (органов и должностных лиц мест­ного самоуправления).

Во-вторых, комплексность новой юридической отрасли обусловлена двойственной природой ее норм. С одной стороны, они выступают как нормы основных отраслей права (напри­мер, конституционного, административного, земельного, фи­нансового), а с другой — оставаясь нормами данных правовых отраслей, входят во вторичную правовую структуру — комп­лексную отрасль права. Этот феномен С. С. Алексеев называет удвоением структуры права, что, по его мнению, полностью согласуется с философскими представлениями о существова­нии иерархии структур. Резюмируя, что комплексная отрасль права — это особая юридическая целостность, С. С. Алексеев объясняет ее своеобразие наличием специфических приемов регулирования, принципов, положений, свидетельствующих о существовании специального юридического режима. При­менительно к муниципальному праву этот тезис может быть углублен. Комплексность муниципального права заключается не только в рассредоточении норм по основным отраслям и регулировании ими отдельных сторон отношений местного са­моуправления. Кроме того, комплексный характер данной от­расли обусловлен наличием норм, замыкающихся в рамках сугубо муниципального законодательства, т. е. в отраслевых законах: об общих принципах организации местного самоуп­равления; о порядке образования, преобразования и упразд­нения муниципальных образований; о статусе муниципальных служащих; о выборах в органы местного самоуправления и т. д., а также в иных нормативно-правовых актах: уставах му­ниципальных образований; решениях представительных орга­нов и должностных лиц местного самоуправления.

Итог подобных рассуждений таков: муниципальное пра­во — вторичное комплексное образование, объединяющее пред­писания различных отраслей (конституционного, админист­ративного, финансового, экологического, земельного, собствен­но муниципального), регулирующих деятельность местных органов власти и управления, муниципальных образований в целом.

Федеральное законодательство.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления и определяет государственные гарантии его осуществления.

Указанный Федеральный закон определил правовую основу местного самоуправления, которую составляют: Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и местных референдумах, и иные муниципальные правовые акты.

Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности общества и государства определяются также в следующих правовых актах Российской Федерации.

Кодексы:

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации;

Федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления";

"Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан";

"Об основах муниципальной службы в Российской Федерации";

"О приватизации государственного и муниципального имущества";

"О связи"; "О почтовой связи";

"Об образовании"; "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан";

"О ветеранах"; "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; "О беженцах"; "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";

"О милиции"; "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

В Указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, иных нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, как правило, детализируются полномочия органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности муниципальных образований. Особое значение здесь имеют акты, регламентирующие организационно-правовые основы поддержки развития местного самоуправления в России, - о Совете по местному самоуправлению, о Конгрессе муниципальных образований, утверждающие программы государственной поддержки местного самоуправления (в частности, Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации), а также решения Правительства РФ и других федеральных органов о развитии отдельных территорий, закрытых административно-территориальных образованиях и др.

Среди актов федеральных органов государственной власти особое значение имеют решения судебных органов. В российской юридической науке судебный прецедент традиционно не считался источником права. Однако в настоящее время постановления и определения Конституционного Суда РФ играют важную роль в правовом регулировании местного самоуправления в России. С их помощью разрешаются правовые коллизии в сфере местного самоуправления, вызванные принятием нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ.

3. Конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации и иные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация является федеративным государством, и в становлении и развитии местного самоуправления достаточно значительную роль играют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому конституции (уставы), законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации также являются источниками муниципального права России. В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен круг вопросов в сфере местного самоуправления, регулирование которых осуществляется законодательством субъектов Российской Федерации.

4. Акты местного самоуправления наряду с федеральными и региональными нормативными правовыми актами имеют важное значение для организации и деятельности муниципальных органов. Это уставы муниципальных образований, решения представительных органов местного самоуправления и правовые акты глав местных администраций, многочисленные правовые акты, издаваемые структурными подразделениями местных администраций. К ним относятся и решения, принятые на местном референдуме, а также на сходах граждан.

Особое значение среди актов местного самоуправления имеет устав муниципального образования. Как правило, в уставе муниципального образования содержатся не только нормы об организации местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании, но и перечень основных актов местного самоуправления, подлежащих принятию представительным органом и главой муниципального образования, а также порядок подготовки и принятия таких актов, механизм их отмены.

5. Нормы международного права также являются источниками муниципального права России. Весьма важное значение в регулировании местного самоуправления в Российской Федерации имеет Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. Россия, подписав вышеназванную Хартию 28 февраля 1996 г., а 20 марта 1998 г. ратифицировав ее, взяла на себя обязательство соблюдать следующие положения в сфере местного самоуправления:

обеспечение права и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения;

основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом. Это не должно исключать предоставления таким органам в соответствии с законом отдельных конкретных полномочий;

органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти;

осуществление государственных полномочий должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Передача какой-либо функции какому-либо другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии средств;

предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены иным центральным или региональным органом власти только в пределах, установленных законом;

при делегировании полномочий каким-либо центральным или региональным органом власти органы местного самоуправления должны, насколько это возможно, обладать свободой адаптировать эти полномочия к местным условиям;

необходимо консультироваться с органами местного самоуправления, насколько это возможно, своевременно и надлежащим образом в процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно их касающихся;

изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем проведения референдума там, где это допускается законом;

местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, сами определять свои внутренние административные структуры, которые они намерены создать, с тем чтобы те отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление;

статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их полномочий;

любой административный контроль за органами местного самоуправления может осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных Конституцией или законом;

органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий;

органы местного самоуправления имеют право при осуществлении своих полномочий сотрудничать и в рамках закона вступать в ассоциацию с другими органами местного самоуправления для решения задач, представляющих общий интерес;

органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в Конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления.

В Европейской хартии местного самоуправления содержатся также и иные положения о местном самоуправлении, соблюдение которых обязательно для Российской Федерации.

Правовые основы

Государственной поддержкой местного самоуправления фактически занимается Государственная Дума, в последнее время проявляющая заметную активность. Эта работа, в основном, ведется в Комитете по вопросам местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации, став инициатором и основным разработчиком Федерального закона “Об общих принципах...”, после его принятия значительно снизило свою активность по развитию законодательства в сфере местного самоуправления. Переломным моментом в политике российского Правительства стало принятие постановления № 266 от 6 марта 1996 года “О некоторых мерах по реализации Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, которое, по существу, так и не было выполнено.

Указанным постановлением предусматривалось принятие 10 федеральных законов (на стадии согласования количество законов, предусмотренных к разработке, доходило до 26%). В частности, первым пунктом этого постановления значилось принятие федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах (май 1996 года). До настоящего времени этого закон так и не появился.

Региональная политика

С принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации начался новый этап государственного строительства, одной из целей которого является децентрализация управления, с одновременным внедрением принципов самоуправления.

В результате, в России должна сформироваться новая структура публичной власти, которая представляет собой совокупность двух систем власти: государственной и местного самоуправления.

С точки зрения регионального развития, эти изменения в структуре публичной власти означают формирование новых субъектов регионального развития: органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, получивших права на формирование собственной политики развития.

Учитывая то, что “новые” субъекты регионального развития не находятся в административном подчинении, необходимо установление качественно новых отношений, основанных на принципах партнерства.

Одной из основных задач государственной региональной политики федерального уровня является согласование интересов “новых” субъектов региональной политики. Решение этой задачи связано с разработкой специальных институтов и процедур, обеспечивающих согласование федеральной региональной политики, региональных политик субъектов Федерации и муниципальных политик.

Особое внимание при разработке этого механизма согласования интересов должно быть уделено формированию системы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

Центральным звеном в механизме обеспечения согласования государственных интересов и интересов личности, местных сообществ и общества в целом должна явиться система местного самоуправления.

Взаимодействие властей

При определении стратегии развития России необходимо исходить, из того, что отношения властей (местного самоуправления и государственной) необходимо строить на качественно новой основе. Эти отношения должны быть основаны не на административном диктате, а в большей мере опираться на принципы партнерства и Закон.

В этой связи, особую тревогу вызывает формирование отношений между органами государственной власти и местного самоуправления. Здесь нередки острые конфликты.

В большинстве случаев основанием для конфликта является недостаточное законодательное обеспечение процесса разделения полномочий, особенно в сфере бюджетных полномочий, а также спорные вопросы по установлению территориальной основы местного самоуправления. Причем речь идет о разграничении полномочий на всех уровнях власти (между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами, а также между органами государственной власти и местного самоуправления).

Особенно остро встает вопрос взаимодействия в отношениях между главами местного самоуправления столичных городов и руководителями соответствующих субъектов Российской Федерации. Необходимо согласится с предложениями мэров ряда столичных городов об обязательном участии федерального “центра” в преодолении конфликтов (главным образом посредством совершенствования законодательства и оказания методической и юридической помощи).

Содержание Хартии

Хартия состоит из Преамбулы и трех частей.

§ Преамбула закрепляет фундаментальные принципы Хартии, которыми являются: роль местного самоуправления в обеспечении демократии, эффективного управления и децентрализации власти; роль муниципальных образований в развитии Европы; необходимость для муниципалитетов иметь широкую автономию.

§ Первая часть содержит основополагающие положения относительно местной автономии. В частности, закрепляется необходимость конституционного и законодательного регулирования местного самоуправления (ст. 2), определяется понятие местного самоуправления (ст. 3), устанавливаются принципы организации и деятельности органов местного самоуправления (ст. 4), например, наличие предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления, позволяющих последним эффективно решать вопросы местного значения.

Другие статьи первой части фиксируют необходимость четкого муниципального деления (ст.5), самостоятельного определения органами местного самоуправления своей структуры, право нанимать муниципальных служащих для обеспечения деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления (ст.6,7). Целями еще двух важных статей являются ограничение административного контроля за нормотворчеством органов местного самоуправления (ст.8) и необходимость обеспечения наполняемости местных бюджетов (ст.9). Статья 10 закрепляет право органов местного самоуправления сотрудничать между собой и создавать межмуниципальные ассоциации, а статья 11 — возможность судебной защиты местной автономии.

§ Вторая часть содержит различные положения относительно обязательств государств, подписавших и ратифицировавших Хартию. Исходя из намерения обеспечить баланс между нормами Хартии и институционально-юридическими особенностями государств. Хартия предоставляет государствам право не включать во внутреннее законодательство некоторые положения Хартии при наличии правового обоснования (ст. 12). Указанная статья также закрепляет, что принципы местного самоуправления обязательные для всех государств. Таким образом, речь идет о компромиссе между необходимостью соблюдения фундаментальных принципов местного самоуправления и гибкостью в отношении внутреннего права каждого из государств.

§ Третья часть регулирует процедурные вопросы, содержание которых, как правило, стандартно и наличествует во всех конвенциях Совета Европы: подписание, ратификация и вступление в силу (ст. 15), территориальная сфера действия (ст.16), денонсация и нотифицирование(ст.18, 19).

25. Конституционные основы местного самоуправления в Россий­ской Федерации.

Местное самоуправление относится к числу важнейших элементов государственного устройства России, предусматриваемого Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году. Основной закон России содержит ряд концептуальных положений, принципиально отличающих настоящее государственное устройство России от ранее существовавшего в части вопросов осуществления местного самоуправления. В первую очередь к указанным положениям относятся конституционные нормы, устанавливающие:

1) гарантированность местного самоуправления со стороны государства (статьи 12, 133);

2) самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий (статьи 12, 130, 131, 132);

3) организационную обособленность местного самоуправления от системы органов государственной власти (статья 12);

4) осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций (статья 131);

5) возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями при условии передачи необходимых для реализации передаваемых полномочий материальных и финансовых средств (статья 132).

Особого внимания заслуживает также статья 15 Конституции, установившая обязательность соблюдения органами местного самоуправления Конституции Российской Федерации и законов.

Согласно части 2 статьи 3 Конституции России “народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления”. Статьи 3, 32, 131 Конституции предусматривают осуществление местного самоуправления населением как непосредственно, так и через представителей. Эти нормы позволяют утверждать, что местное самоуправление является одной из форм осуществления народовластия. Специфика этой формы раскрывается в части 1 статьи 130 Конституции, согласно которой местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Квалифицирующим признаком вопросов местного значения, указанным в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 1), является непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что Конституция Российской Федерации, являясь основным законом общества и государства установила систему норм о местном самоуправлении, на которой должны базироваться все остальные нормативные правовые акты.

Базовым, специальным законом, развивающим нормы Конституции Российской Федерации, регулирующие отношения в системе местного самоуправления, является Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Все остальные законы, содержащие нормы муниципального права, не могут противоречить названному закону, равно как и Конституции Российской Федерации.

Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика и проблемы.

Базовым, специальным законом, развивающим нормы Конститу­ции Российской Федерации, регулирующие отношения в системе мест­ного самоуправления, является Федеральный Закон «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Все остальные законы, содержащие нормы муниципального права, не могут противоречить названному закону, равно как и Конституции Российской Федерации.

Другие федеральные законы могут только развивать, более детально регулировать отдельные группы отношений, предусмотренных назван­ным Федеральным Законом.

Законодательная деятельность федеральных органов государствен­ной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации свидетельствует, что нормы Конституции Российской Фе­дерации о местном самоуправлении и нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления...» нашли развитие, как в федеральных законах, так и в законах субъектов Россий­ской Федерации. Мы уже называли эти законы, подразделяя их на две группы: специальные и содержащие отдельные нормы, регулирующие какие-либо отношения в системе местного самоуправления.

Специальным подзаконным нормативным правовым актом являет­ся, например. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. № 1251 «О Федеральной программе государственной поддержке местного самоуправления»

Отдельные нормы, регулирующие отношения в системе местного са­моуправления, закреплены в Указе Президента Российской Федерации «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществле­нию передачи объектов федеральной собственности в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.083 с.)