Функция организационно-правового обеспечения прав граждан на осуществление местного самоуправления.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функция организационно-правового обеспечения прав граждан на осуществление местного самоуправления.



Основными формами участия населения в решении вопросов местного значения являются:

1) участие в формировании состава органов местного самоуправления путем муниципальных выборов;

2) участие в местном референдуме;

3) участие в отзыве выборных лиц местного самоуправления;

4) участие в голосованиях по выявлению мнения населения в рамках процедуры учета мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление;

5) участие в публичных слушаниях;

6) участие в территориальном общественном самоуправлении;

7) народная правотворческая инициатива;

8) обращения в органы местного самоуправления;

9) участие в опросах.

Из перечисленного списка форм участия населения в решении вопросов местного значения имеется достаточно подробное регулирование федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем уровень их правового регулирования оставляет желать лучшего.

Первостепенной задачей органов местного самоуправления по обеспечению участия населения в решении вопросов местного значения является создание достаточной нормативно-правовой базы для их осуществления. Это можно сделать в различных формах: через внесение соответствующих норм в устав муниципального образования, через принятие нормативных правовых актов, принимаемых представительным органом местного самоуправления или главой муниципального образования. Эти варианты соответствуют требованиям федерального законодательства, конкретный же вариант должен выбираться исходя из распределения полномочий органов местного самоуправления, определенных действующим уставом и иными нормативными правовыми актами муниципального образования.

Второй задачей является подготовка муниципальных кадров, которым предстоит взаимодействовать непосредственно с населением при реализации соответствующих форм. В рамках данной задачи необходима также подготовка методических пособий, комментариев к актам.

Третьей задачей является доведение до сведения населения возможных вариантов участия в решении вопросов местного значения и порядка их реализации. При этом недостаточно просто опубликовать соответствующие акты, нужно еще и пиар-сопровождение.

Функция управления муниципальной собственностью.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

1.Решение комплекса вопросов по формированию, управлению и распоряжению муниципальной собственностью, имуществом муниципальной казны, эффективному использованию муниципального имущества. В их числе:

-управление и распоряжение в установленном порядке муниципальным имуществом, находящимся в собственности муниципального образования;

-реализация на основе законодательства РФ политики приватизации муниципальных предприятий и объектов недвижимости;

-проведение мероприятий по разграничению имущества, находящегося в Федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, в том числе в части разграничения муниципальной собственности между МО и поселениями, входящими в его состав;

-организация проведения публичных слушаний по имущественным вопросам
(разрешение (изменение) условно разрешенного вида использования объектов
недвижимости, установления публичных сервитутов и т.д.), в том числе и земельных
участков (при необходимости);

-осуществление функций технического организатора по подготовке и проведению аукционов (конкурсов), в том числе и торгов по продаже находящихся в
государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков в муниципальном образовании

2.Осуществление в рамках предоставленных полномочий, в соответствии с действующим законодательством действия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, в том числе, по отчуждению его в собственность других лиц, передачи им права владения, пользования и распоряжения, а именно:

-оформление сдачи в аренду (субаренду) объектов муниципальной собственности;

-оформление сдачи в безвозмездное пользование объектов муниципальной собственности;

-оформление продажи и приватизации муниципального имущества;

-оформление участия муниципального образования в хозяйственных обществах, товариществах;

-осуществление передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление, анализ предложений по продаже недвижимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении;

-выполнение иных функций по распоряжению муниципальной собственностью, в т.ч. земельными участками, жилищным фондом, в рамках действующего законодательства и предоставленных полномочий.

3.Осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении юридических лиц, переданного по договорам аренды, договорам безвозмездного пользования, а также переданного в установленном порядке иным лицам.

4.Осуществление приобретения и приема объектов в муниципальную собственность с оформлением государственной регистрации и получением Свидетельств на право муниципальной собственности в Управлении федеральной регистрационной службы по Московской области на объекты недвижимости.

5.Осуществление списания муниципального имущества в установленном порядке.

6.Выявление и оформление в муниципальную собственность бесхозяйного имущества.

7.Оформление залоговых сделок с муниципальным имуществом.

8.Проведение инвентаризации и обеспечение учета муниципального имущества, находящегося в муниципальной казне, оперативном управлении и хозяйственном ведении предприятий и учреждений.

9..Ведение Реестра муниципальной собственности (в том числе раздела Реестра о муниципальной казне) в соответствии с действующим порядком.

10.Осуществление разработки районных нормативных правовых актов по управлению и распоряжению муниципальным имуществом.

11.Обеспечение консультативной помощи юридическим и физическим лицам по вопросам компетенции Управления.

12.Осуществление с согласия собственника полномочий по управлению и распоряжению муниципальными вкладами, долями, паями, пакетами акций с правом передачи их в доверительное управление в соответствии с действующим законодательством.

13.Запрос от структурных подразделений Администрации МО, Администраций поселений, входящих в состав муниципального района, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений отчетов, справок и иной информации по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом.

14.Представление интересов муниципального образования «Мытищинский муниципальный район Московской области» во всех компетентных органах, учреждениях, организациях по вопросам, направленным на исполнение возложенных на Управление полномочий, в том числе в Управлении федеральной регистрационной службы по Московской области.

15..В рамках полномочий, предоставленных Главой Мытищинского муниципального района, совершение гражданско-правовых сделок по распоряжению
муниципальным имуществом.

 

ОСНОВНАЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Гражданский кодекс РФ

Федеральные законы:

-№131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления»;

-№178-ФЗ от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

-№122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

105. Функция охраны общественного порядка на территории муниципального образования.

В Конституции Российской Федерации функция охраны общественного порядка - важнейшая социальная функция любого государства - имеет, образно выражаясь, двойной адрес. Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся и совместном ведении Российской федерации и ее субъектов. При этом осуществление мер по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью отнесено к полномочиям правительства Российской Федерации (п. “е” ст. 114 Конституции РФ). 3десь можно отметить, что нередко в научной литературе функцию охраны общественного порядка характеризуют как первую основную функцию исполнительной ветви государственной власти.

В то же время в соответствии со ст. 132 Конституции РФ охрана общественного порядка - это функция органов местного самоуправления. Конституционное положение о том, что они вправе самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка развивается в Федеральном законе "0б общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. В нем охрана общественного порядка названа вопросом местного значения и отнесена к ведению муниципальных образований (п.8 ст.6 Закона).

В данном случае, представляется абсолютно справедливым существующее мнение о заведомой безрезультативности любых попыток выделения каких-либо “местных дел”, принципиально отличных от государственных.

Функция охраны общественного порядка имманентно присуща местному самоуправлению: полнокровное самоуправление немыслимо без возможности удовлетворения населения в должном общественном порядке. Вместе с тем, вопросы охраны общественного порядка имеют местное значение лишь в том плане, что решаются на конкретной территории и данными субъектами местного самоуправления, несомненно, оставаясь при этом частью общегосударственного дела обеспечения правопорядка и стране

Таким образом, для определении роли и места органов местного самоуправления в решении вопросов охраны общественного порядка, необходимо установить, какая часть отношений, составляющих общественный порядок, подлежат регулированию и должна охраняться на общегосударственном уровне, а какая - на муниципальном.

Представляется, что интересы местного самоуправления в области охраны общественного порядка могут быть связаны прежде всего с возможностью реализации конкретных потребностей населения и обеспечении личной и имущественной безопасности, поддержании обстановки общественного спокойствия, создании благоприятных условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций, труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности. При таком подходе основное внимание государства будет направлено на разработку общегосударственных программ укрепления правопорядка в стране, создание правовых и экономических условий решения на местах задач охраны общественного порядка. Иными словами, в ведении государства должны быть сосредоточены вопросы стратегии, а в сфере местного самоуправления - вопросы тактики охраны общественною порядка.

Анализ действующего законодательства и сложившейся практики позволяет выделить ряд полномочий органов местного самоуправления в той или иной степени имеющих отношение к охране общественного порядка. В настоящее время органы местного самоуправления выполняют следующие функции:

1. определяют задачи и разрабатывают меры по соблюдению на территории муниципального образования законов, правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления по обеспечению охраны прав и свобод граждан;

2. формируют за счет собственных бюджетов дополнительную штатную численность милиции общественной безопасности (местной милиции);

3. утверждают в должности начальников милиции общественного порядка (местной милиции, городского, районного органа внутренних дел, участковых инспекторов милиции;

4. заслушивают отчеты начальников городских, районных органов внутренних дел о состоянии охраны общественного порядка на обслуживаемой территории;

5. создают необходимые условия для работы милиции (предоставляют служебные помещения, средства связи, оказывают коммунальные услуги, обеспечивают сотрудников милиции жилой площадью, выделяют места в детских дошкольных учреждениях детям сотрудников милиции и др.);

6. накладывают в пределах своей компетенции административные взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения;

7. принимают предусмотренные законодательством меры, связанные с проведением собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, организацией спортивных, зрелищных, и других массовых общественных мероприятий;

8. участвуют в пределах своей компетенции в обеспечении безопасности дорожного движения;

9. осуществляют в случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотий, пожаров, массовых нарушений общественного порядка предусмотренные законом меры по спасению людей, защите их жизни и здоровья, сохранению материальных ценностей, поддержанию порядка;

10. содействуют органам суда, прокуратуры и юстиции в их работе по обеспечению законности на территории муниципального образования;

11. привлекают граждан, общественные организации, предприятия и учреждения к решению вопросов охраны общественного порядка.

В решении отдельных задач охраны общественного порядка участвуют комиссии: административная, по делам несовершеннолетних, наблюдательная, образуемые органами местного самоуправления.

Ведущую роль в охране общественного порядка на территории муниципального образования в настоящее время играет милиция общественной безопасности (местная милиция) городских, районных отделов (управлений) внутренних дел. В соответствии с Законом РСФСР "О милиции" от 18 апреля 1991 г. и Указом Президента Российской Федерации “ О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации" от 12 февраля 1993 г. милиция общественной безопасности (местная милиция) является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру МВД России. Последнее обстоятельство существенно ограничивает право органов местного самоуправления в решении вопросов охраны общественного порядка. Речь, прежде всего, идет о том, что эти органы лишены функции руководства в отношении местной милиции. Представляется, что выходом из данной ситуации может стать договор между органом местного самоуправления и городским, районным органом внутренних дел, в котором были бы отражены права и обязанности сторон по обеспечению охраны общественного порядка на территории муниципального образования.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не только закрепляет за органами местного самоуправления функцию охраны общественного порядка, но и относит к ведению муниципальных образований организацию и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, а также осуществление контроля за их деятельностью - органы местного самоуправления получают возможность самостоятельно заниматься охраной общественного порядка на своей территории силами собственных муниципальных правоохранительных формирований.

Таким образом, под муниципальными органами охраны общественного порядка следовало бы понимать правоохранительные формирования, создаваемые органами местного самоуправления, им подчиненные и контролируемые, финансируемые из средств местного бюджета, которые призваны защищать в пределах установленной компетенции, на территориях обслуживаемых муниципальных образований жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы населения соответствующей территории, общества и государства от преступных противоправных посягательств.

Муниципальные органы общественного порядка по своей сущности могут быть отнесены к исполнительным органам местного самоуправления и поэтому не должны входить в систему органов государственной власти, в том числе и в систему МВД России. Их наименование, компетенция, структура и штатная численность могут быть определены уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Эти положения можно рассматривать в качестве основополагающих в понимании сущности муниципальных органов охраны общественного порядка. Сложнее обстоит дело с определением объема их правоохранительных функций. В отечественной научной литературе чаще всего приводятся две отличные друг от друга модели муниципальных органов правопорядка:

Первая предусматривает трехуровневую структуру: милиция общефедеральная, милиция субъектов Российской Федерации и муниципальные органы охраны общественного порядка. В этом случае на муниципальные органы охраны общественного порядка должны быть возложены практически все функции, осуществляемые сегодня федеральной милицией в городах и районах. Структура таких муниципальных органов правопорядка - условно их можно назвать "сильными" - во многом может совпадать со структурой городского, районного отдела (управления) внутренних дел.

Вторая модель подразумевает, что муниципальные органы общественного порядка действуют не вместо органов федеральной милиции на местах, а наряду с ними, но при четком разграничении компетенции, надлежащем контроле и в тесном взаимодействии. Такие "слабые" муниципальные органы правопорядка будут выполнять лишь некоторые функции ныне действующей милиции общественной безопасности (местной милиции), например: предупреждение и пресечение уличных и бытовых преступлений и административных правонарушений, обеспечение безопасности дорожного движения, осуществление в пределах предоставленных полномочий контроля за выполнением решений органов местного самоуправления. Структура муниципальных органов охраны общественного порядка в данном случае будет соответствовать решаемым задачам.

Зарубежный опыт организации охраны общественного порядка на самоуправляемых территориях признает любую из приведенных выше моделей и различные их варианты. В то же время, исходя из реалий современной криминологической и экономической ситуации в стране, представляется возможным рассматривать эти модели не как противостоящие друг другу, а как дополняющие их. Если первая модель в своем классическом виде более подходит для страны стабильной в социальном отношении, то вторая имеет переходный характер и больше применима для России сегодняшней.

Выбор же конкретной модели муниципальных органов охраны общественного порядка, определение их функций и организационной структуры будет зависеть от совокупности социально-политических, экономических, территориальных, криминологических факторов, исторических, национальных и иных местных традиций. Однако в любом случае можно ожидать, что создание муниципальных органов охраны общественного порядка позволит решить извечные полицейские проблемы: отчужденность от обслуживаемого населения, информационный вакуум и социальный контроль. Социализация правоохранительной системы, тенденция которой наметилась уже сейчас, является объективной потребностью. Построение гражданского общества диктует необходимость создания сил правопорядка, максимально приближенных к населению, наиболее полно учитывающих интересы жителей конкретных территорий, активно взаимодействующих с гражданами и действующих под их постоянным контролем. Именно такими качествами могут и должны обладать муниципальные органы охраны общественного порядка.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.139.112 (0.009 с.)