Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие земельного права как отрасли права

Поиск

Понятие земельного права как отрасли права

Предмет земельного права. Земельное право – это совокупность земельно-правовых норм, регулирующих однородные, обладающие качественным единством виды земельных отношений.

Предметом регулирования земельного права являются общественные отношения, так или иначе связанные с осуществление прав на землю. Предметом земельного права являются отношения по использованию и охране земель в РФ. Имущественные же отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением ЗУ, заключением сделок с ними, охватываются предметом регулирования гражданского законодательства, если иное не предусмотрено самим земельным законодательством (п. 3 ст. 3 ЗК РФ).

 

Методы земельного права. Метод земельного права представляет собой совокупность способов и приемов воздействия на субъектов земельно-правовых отношений. Принято выделять два метода правового регулирования общественных отношений: императивный и диспозитивный. Первый заключается в воздействии насубъектов посредством издания обязательных к исполнению предписаний и запретов; второй предполагает лишь определение рамок дозволенного поведения участников земельных отношений, предоставление им возможности свободно и самостоятельно выбирать модели собственного поведения.

Применительно к особенностям земельных отношений методы земельного права могут быть классифицированы следующим образом:

Административный метод

Правовой метод

3. Метод свободного дозволения (свободное усмотрение землепользователей и принятие ими своих собственных решений)

Принципы земельного права. Принципы отрасли права – это основополагающие начала, которыми руководствуются участники правоотношений. Особенностью принципов земельного права является их фиксация в отраслевом земельном законе – ЗК РФ.

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека…

К РФ придает земле и другим природным ресурсам значение основы жизни и деятельности российского общества, поэтому ЗК формирует статьи таким образом, чтобы в их содержании присутствовали нормы о соблюдении экологических, строительных, санитарных и иных требований, чтобы использование земли не наносило вред окружающей среде, рационально использовать и охранять землю.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве…

Это означает необходимое ограничение хозяйственной свободы пользователей земли в целях охраны окружающей среды. Каждый обладатель земли, прежде всего, должен предусмотреть эффективные меры по ее охране.

3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека…

Указывает на необходимость принятия таких специальных решений и выполнения таких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обеспечить сохранение жизни человека и предотвратить вредное воздействие на его здоровье при использовании земли.

4. Участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю…

Право принимать участие в подготовке решений экологического содержания.

 

5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов…

Приобретение здания или сооружения влечет за собой право на соответствующий земельный участок.

 

6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий…

Изъятие ценных земель для иных целей ограничивается или запрещается.

7. Платность использования земли…

Земельный налог и арендная плата за землю.

8. Деление земель по целевому назначению на категории…

Принадлежность земель к той или иной категории предопределяет основное их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования земель каждой конкретной категории.

9. Разграничение государственной собственности на землю…

10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель…

11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан…

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

 

 

Соотношение земельного права со смежными отраслями права. Земельные отношения являются сложными отношениями, поскольку могут регулироваться как нормами земельного, так и нормами гражданского законодательства. Что касается четкого разграничения сферы действия норм гражданского и норм земельного законодательства, то оно может идти по линии как предмета, так и метода регулирования общественных отношений. По предмету – когда решается вопрос о возможности или невозможности применения норм Гражданского кодекса к однородным с гражданскими земельным отношениям; по методу – когда земельные отношения регулируются в административно-правовом порядке и к ним невозможно применение норм гражданского законодательства.

Нормы административного права, точнее, его методы применяются к тем земельным отношениям, участники которых находятся в положении власти и подчинения.

Связь земельного права, регулирующего отношения по поводу использования земли, с водным, лесным, горным правом обусловлена тем, что земля – важнейшая часть всей биосферы, вместилище всех других связанных с нею природных объектов: лесов, вод, животного и растительного мира, полезных ископаемых и иных ценностей недр земли. Без использования земли практически невозможно использование других природных ресурсов.

Нетрудно усмотреть также неразрывную связь земельного права с охраной природы. Земельно-правовые нормы приводятся в соответствие с экологическими требованиями, поэтому происходит экологизация норм права. Экологизация отрасли земельного права – это лишь одна сторона решения проблемы охраны природы и комплексного природопользования.

 

Земельная реформа в России

Наиболее актуальным для современного земельного права является последний этап истории земельного права РФ – земельная реформа.

Стратегическими направлениями реформы являются следующие:

- передача земли в собственность граждан и юридических лиц (приватизация земель);

- введение множественности форм собственности на землю – частной (в том числе общей долевой и совместной), государственной, которая делится на федеральную и собственность субъектов Федерации, муниципальной, а также иных форм собственности.

Первые правовые акты земельной реформы были приняты ещё бывшим Союзом ССР. Верховный совет СССР в апреле 1990 г. принял основы законодательства о земле, которые не предусмотрели права частной собственности на землю, однако ввели существенное новшество – пожизненное наследуемое владение землей. Кроме того, Основы законодательства о земле предусмотрели право аренды земли.

В 1990 г. были приняты Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Закон РСФСР «О земельной реформе». Именно они впервые в Росси закрепили право частной собственности на землю в виде индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной.

Данные нововведения были произведены на основе ст. 12 действующей в тот момент Конституции РСФСР 1978 г., в которую в 1990 г. был внесен ряд изменений, в частности было закреплено право частной собственности граждан на землю. Однако данное право было ограничено тем, что собственник ЗУ не мог отчуждать его ни в какой форме в течение 10лет.

Новой вехой в истории отечественного земельного права стало принятие в 1991 г. ЗК РСФСР. Основным новшеством явилось установление судебного разрешения всех земельных споров, ранее рассматривавшихся исключительно в административном порядке.

Ход земельной реформы регулировался в основном президентскими указами. Так, 27 декабря 1991 г. был принят Указ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы», который установил возможность продажи (передачи в собственность) колхозникам и работникам совхозов своих земельных долей в следующих случаях:

- при выходе на пенсию;

- при переселении в другую местность;

- при передаче в собственность по наследованию;

- при внесении вырученных средств в местную перерабатывающую промышленность.

Ещё более важное значение имеет Указ Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г. Указом предусмотрены меры по закреплению прав граждан на ЗУ и их доли, а также на свободное распоряжение ими в самых различных формах.

Последним и наиболее важным этапом земельной реформы стало принятие 28 сентября 2001 г. Государственной Думой ЗК РФ.

Земли РФ разделены не 7 категорий. Принадлежность к той или иной категории земель определяется территориальным зонированием.

Одним из принципиальных положений ЗК РФ является положение о том, что ЗУ рассматриваются как основа объекта недвижимого имущества. Земля как объект общественных отношений является одновременно природным ресурсом, недвижимым имуществом, объектом права собственности и иных прав. Наряду с правом собственности ЗК РФ предусмотрел право аренды, пожизненного наследуемого владении, бессрочного пользования и ограниченного пользования чужим ЗУ, а также безвозмездное срочное пользование.

ЗК РФ также определен субъектный состав земельных правоотношений, в который входят граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ.

В целом в ЗК РФ осуществлена систематизация правовых норм, регулирующих порядок предоставления ЗУ, установлены процедуры предоставления ЗУ из земель, находящихся в гос. и мун. собственности, права и обязанности лиц, не являющихся собственниками ЗУ.

В связи с принятием ЗК РФ утратил силу ЗК РСФСР, Закон РСФСР «О земельной реформе». Со дня введения ЗК РФ законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы земельного права и действующие на территории РВ, не применяются. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, изданные до принятия ЗК РФ, применяются в непротиворечащей ему части.

 

Статья 8.6. Порча земель

1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв

1. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 

ЗЕМЛИ Н.П. ГРАНИЦЫ Н.П.

Земли НП в соответствии со ст.83 ЗК - это земли предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Это категория земель отличается тем, что является самой небольшой по площади, 0,4% и отличается от других категорий тем, что используется в качестве операционного базиса. Эти земли отличаются компактностью застройки, плотностью населения, наличием границы населенных пунктов.

В соответствии со ст. 85 в состав земель НП могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

ЗУ в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

ЗУ в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.

ЗУ производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.

ЗУ в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.

ЗУ в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

ЗУ в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

В соответствии со ст. 84. установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Понятие земельного права как отрасли права

Предмет земельного права. Земельное право – это совокупность земельно-правовых норм, регулирующих однородные, обладающие качественным единством виды земельных отношений.

Предметом регулирования земельного права являются общественные отношения, так или иначе связанные с осуществление прав на землю. Предметом земельного права являются отношения по использованию и охране земель в РФ. Имущественные же отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением ЗУ, заключением сделок с ними, охватываются предметом регулирования гражданского законодательства, если иное не предусмотрено самим земельным законодательством (п. 3 ст. 3 ЗК РФ).

 

Методы земельного права. Метод земельного права представляет собой совокупность способов и приемов воздействия на субъектов земельно-правовых отношений. Принято выделять два метода правового регулирования общественных отношений: императивный и диспозитивный. Первый заключается в воздействии насубъектов посредством издания обязательных к исполнению предписаний и запретов; второй предполагает лишь определение рамок дозволенного поведения участников земельных отношений, предоставление им возможности свободно и самостоятельно выбирать модели собственного поведения.

Применительно к особенностям земельных отношений методы земельного права могут быть классифицированы следующим образом:

Административный метод

Правовой метод

3. Метод свободного дозволения (свободное усмотрение землепользователей и принятие ими своих собственных решений)

Принципы земельного права. Принципы отрасли права – это основополагающие начала, которыми руководствуются участники правоотношений. Особенностью принципов земельного права является их фиксация в отраслевом земельном законе – ЗК РФ.

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека…

К РФ придает земле и другим природным ресурсам значение основы жизни и деятельности российского общества, поэтому ЗК формирует статьи таким образом, чтобы в их содержании присутствовали нормы о соблюдении экологических, строительных, санитарных и иных требований, чтобы использование земли не наносило вред окружающей среде, рационально использовать и охранять землю.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве…

Это означает необходимое ограничение хозяйственной свободы пользователей земли в целях охраны окружающей среды. Каждый обладатель земли, прежде всего, должен предусмотреть эффективные меры по ее охране.

3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека…

Указывает на необходимость принятия таких специальных решений и выполнения таких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обеспечить сохранение жизни человека и предотвратить вредное воздействие на его здоровье при использовании земли.

4. Участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю…

Право принимать участие в подготовке решений экологического содержания.

 

5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов…

Приобретение здания или сооружения влечет за собой право на соответствующий земельный участок.

 

6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий…

Изъятие ценных земель для иных целей ограничивается или запрещается.

7. Платность использования земли…

Земельный налог и арендная плата за землю.

8. Деление земель по целевому назначению на категории…

Принадлежность земель к той или иной категории предопределяет основное их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования земель каждой конкретной категории.

9. Разграничение государственной собственности на землю…

10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель…

11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан…

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

 

 

Соотношение земельного права со смежными отраслями права. Земельные отношения являются сложными отношениями, поскольку могут регулироваться как нормами земельного, так и нормами гражданского законодательства. Что касается четкого разграничения сферы действия норм гражданского и норм земельного законодательства, то оно может идти по линии как предмета, так и метода регулирования общественных отношений. По предмету – когда решается вопрос о возможности или невозможности применения норм Гражданского кодекса к однородным с гражданскими земельным отношениям; по методу – когда земельные отношения регулируются в административно-правовом порядке и к ним невозможно применение норм гражданского законодательства.

Нормы административного права, точнее, его методы применяются к тем земельным отношениям, участники которых находятся в положении власти и подчинения.

Связь земельного права, регулирующего отношения по поводу использования земли, с водным, лесным, горным правом обусловлена тем, что земля – важнейшая часть всей биосферы, вместилище всех других связанных с нею природных объектов: лесов, вод, животного и растительного мира, полезных ископаемых и иных ценностей недр земли. Без использования земли практически невозможно использование других природных ресурсов.

Нетрудно усмотреть также неразрывную связь земельного права с охраной природы. Земельно-правовые нормы приводятся в соответствие с экологическими требованиями, поэтому происходит экологизация норм права. Экологизация отрасли земельного права – это лишь одна сторона решения проблемы охраны природы и комплексного природопользования.

 

Земельная реформа в России

Наиболее актуальным для современного земельного права является последний этап истории земельного права РФ – земельная реформа.

Стратегическими направлениями реформы являются следующие:

- передача земли в собственность граждан и юридических лиц (приватизация земель);

- введение множественности форм собственности на землю – частной (в том числе общей долевой и совместной), государственной, которая делится на федеральную и собственность субъектов Федерации, муниципальной, а также иных форм собственности.

Первые правовые акты земельной реформы были приняты ещё бывшим Союзом ССР. Верховный совет СССР в апреле 1990 г. принял основы законодательства о земле, которые не предусмотрели права частной собственности на землю, однако ввели существенное новшество – пожизненное наследуемое владение землей. Кроме того, Основы законодательства о земле предусмотрели право аренды земли.

В 1990 г. были приняты Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Закон РСФСР «О земельной реформе». Именно они впервые в Росси закрепили право частной собственности на землю в виде индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной.

Данные нововведения были произведены на основе ст. 12 действующей в тот момент Конституции РСФСР 1978 г., в которую в 1990 г. был внесен ряд изменений, в частности было закреплено право частной собственности граждан на землю. Однако данное право было ограничено тем, что собственник ЗУ не мог отчуждать его ни в какой форме в течение 10лет.

Новой вехой в истории отечественного земельного права стало принятие в 1991 г. ЗК РСФСР. Основным новшеством явилось установление судебного разрешения всех земельных споров, ранее рассматривавшихся исключительно в административном порядке.

Ход земельной реформы регулировался в основном президентскими указами. Так, 27 декабря 1991 г. был принят Указ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы», который установил возможность продажи (передачи в собственность) колхозникам и работникам совхозов своих земельных долей в следующих случаях:

- при выходе на пенсию;

- при переселении в другую местность;

- при передаче в собственность по наследованию;

- при внесении вырученных средств в местную перерабатывающую промышленность.

Ещё более важное значение имеет Указ Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г. Указом предусмотрены меры по закреплению прав граждан на ЗУ и их доли, а также на свободное распоряжение ими в самых различных формах.

Последним и наиболее важным этапом земельной реформы стало принятие 28 сентября 2001 г. Государственной Думой ЗК РФ.

Земли РФ разделены не 7 категорий. Принадлежность к той или иной категории земель определяется территориальным зонированием.

Одним из принципиальных положений ЗК РФ является положение о том, что ЗУ рассматриваются как основа объекта недвижимого имущества. Земля как объект общественных отношений является одновременно природным ресурсом, недвижимым имуществом, объектом права собственности и иных прав. Наряду с правом собственности ЗК РФ предусмотрел право аренды, пожизненного наследуемого владении, бессрочного пользования и ограниченного пользования чужим ЗУ, а также безвозмездное срочное пользование.

ЗК РФ также определен субъектный состав земельных правоотношений, в который входят граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ.

В целом в ЗК РФ осуществлена систематизация правовых норм, регулирующих порядок предоставления ЗУ, установлены процедуры предоставления ЗУ из земель, находящихся в гос. и мун. собственности, права и обязанности лиц, не являющихся собственниками ЗУ.

В связи с принятием ЗК РФ утратил силу ЗК РСФСР, Закон РСФСР «О земельной реформе». Со дня введения ЗК РФ законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы земельного права и действующие на территории РВ, не применяются. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, изданные до принятия ЗК РФ, применяются в непротиворечащей ему части.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.01 с.)