Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет теории государства и права, ее основные задачи.

Поиск

Предмет теории государства и права, ее основные задачи.

Предметом любой науки является та область познания, на которую направлена наука, а именно: сущность, закономерности, тенденции возникновения, развития и функционирования предмета науки.

Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она выделяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности в связи с экономикой, политикой, моралью, культурой и др. общественными явлениями.

Предметом науки теории государства и права служит многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.

Государство и право неразрывно связаны друг с другом. Поэтому теория государства и права не изолированные отрасли знания, а единая наука. Однако, оставаясь целостной, она подразделяется на две относительно самостоятельные структурные части: теорию государства и теорию права.

Единство и дифференциация позволяют изучать государство в его правовом оформлении и юридическом закреплении, а право – в его государственном обеспечении, гарантировании, следовательно, предметом теории государства и права выступают также явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

Задачами теории государства и права как науки являются:

- поиск ответов на вопросы определения сущности государства и права причин его возникновения, состояние этих понятий в настоящее время и процесс развития их в будущем.

- способствование развитию правового назначения методов выработки теоретических конструкций и приемов.

- формирование выводов, имеющих принципиальное значение для юрисдикции в целом.

- формирование научных основ как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечения научности государственного управления.

- регулирование общественной жизни путем оказания влияния на правосознание субъектов права или создание научной основы для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры.

- выработка прогнозов о будущем развитии государства, права, общества на основе познания закономерностей их развития.

 

 

Методология теории государства и права.

Методология науки – эта система методов исследование, применяемых любой наукой.

При изучении науки ТГП применяются:

Материалистический подход – согласно которому первичным являются материальные условия, развитие которых вызвало к жизни государства и право и определяет их дальнейшее развитие.

Диалектический подход согласно которому государственно-правовые явления общества находятся в постоянном развитии, движении. Подход был сформулирован в начале древнекитайским философом Лао-Цзы, а позднее Сократом в др. Греции.

Историцизм, согласно которому государство и право возникли на определенном этапе своего развития, прошли сложный путь социального процесса.

Объективность – научная добросовестность в исследовании социально-правовых явлений обязывают отбросить субъективное, например классовый подход.

Соблюдение преемственности развивающихся научных методов.

Плюрализм – учет различных точек зрения, теорий.

Мировой опыт развития государственно-правовых методов породил более разнообразие по содержанию, направленности и методам государственно-правовых доктрин.

В исследовании государственно-правовых явлений используются общенаучные и частно-научные методы.

К общенаучным относятся:

1. метод восхождения от абстрактно к конкретному и от конкретно к абстрактному. Суть этого метода в том, что строится модель исходя их абстрактных представлений о предмете которая обогащается конкретными фактами, а потом исследователь вновь уточняет исходные данные и переходит на более высокую степень познания.

В этом методе проявляются 2 уровня познания: эмпирический и теоретический.

На эмпирическом уровне идет сбор научных фактов, их анализ, их обобщение, а государство и право рассматриваются такими, какие они есть.

На теоретическом уровне формулируются научные гипотезы, законы, концепции. На этом уровне государство рассматривается с точки зрения каким оно должно быть.

2. системно-структурный метод заключается в том, что государство и право рассматриваются не только как самостоятельная система, но и как элемент системы – более высокого порядка – системы «общество – государство – право».

3. Логический (теоретико-познавательный) метод его суть в том, что при исследовании применяют способы, приемы, разработанные наукой: наблюдение, описание, обобщение, сравнение, анализ, синтез, классификация, систематизация, эксперимент и др.

4. Социалистические методы позволяют исследовать проблемы в социальном срезе общества с точки зрения интересов социальных слоев, групп населения страны, отдельных членов общества, их отношении к политическим властям в лице государства и к праву, их эффективности.

5. Статистический метод (статистического анализа). Суть этого метода – изучение политических изменений в области государственно-правовых явлений и обработка полученных данных для научных и практических целей.

6. Математический метод используется для обработки количественных данных.

К частно-научным методам относятся: сравнительно-правовой; нормативно-догматический метод правового моделирования; социально-правовой эксперимент и др. методы.

 

 

Теория государства и права как гуманитарная наука. Соотношение теории

Основные признаки государства, отличающие его от организации власти в первобытном обществе.

Каждое государство находится на определенной ступени своего развития и отличается от других государств уровнем развития экономики, государственности, демократии, социальной защищенности своих граждан и т.п. Однако все государства обладают общими признаками, независимо от их развития и которые отличают его от первобытно-общинной родовой организации социальной власти. К таким признакам относятся следующие: 1) наличие политической публичной власти; 2) наличие особого механизма обеспечения функционирования государственной власти; 3) административно-территориальная организация населения и власти; 4) налоги и займы.

Признак наличия публичной власти.

Власть – это отношения господства и подчинения, когда воля и действия одних лиц

(властвующих) преобладают над волей и действиями других лиц (подвластных). Государственная (публичная) власть, в отличие от системы социального управления при первобытно-общинном строе – а) является «аппаратной» властью, т.е. осуществляет управление обществом (страной) через аппарат государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную, и через аппарат – чиновников; б) государственный аппарат действует на профессиональной основе; в) исполнение решений государственной власти обеспечивается не только убеждением, но и принуждением. Механизм обеспечения функционирования государственной власти предназначен для обеспечения нормального функционирования аппарата государственной власти, в совокупности с которой составляет МЕХАНИЗМ государства. Механизм обеспечения включает в себя: полицию (милицию); гвардию, армию; пограничные войска; разведку; исправительно-карательные учреждения; государственное имущество; другие государственные учреждения, организации, предприятия.

Функция государства по охране правопорядка, интересов личности, общества, государства. Содержание и историческое развитие.

Правопорядок – часть системы общественных отношений, урегулированных нормами права.

Функция государства – основные направления деятельности государства по управлению обществом через механизм воздействия на общественные процессы.

Функция государства по охране правопорядка и обеспечения общественной безопасности – направления деятельности государства по управлению обществом через механизм воздействия на общественные процессы в целях охраны прав, свобод и законных интересов личности, общества, государства, путем соблюдения, исполнения, использования и применения норм права.

Данная функция включает в себя: защиту прав, свобод граждан; обеспечение их безопасности: экологической, эпидемиологической, пожарной и др.; борьбу с преступностью и другими правонарушениями; защиту граждан и организаций, учреждений, предприятий от произвола государственных чиновников и др. Правопорядок к которому стремится государство и весь народ, используя разнообразные средства. Под основными средствами обеспечения правопорядка принято понимать систему гарантий и методов обеспечения правопорядка принято понимать систему гарантий и методов обеспечения законности. Законность – требование государства к деятельности субъектов права в процессе воплощения правовых норм в реальную действительность, т.е. это господство права в общественных отношениях.

Гарантии – совокупность условий и способов, позволяющих беспрепятственно реализовать правовые нормы, пользоваться субъективными правами и исполнять юрид. обязанности.

Существуют гарантии: экономические – материальные условии жизни общества; Социальные – восполняют весь комплекс общественных мер по борьбы с правонарушениями и отступлениями законности; Политические – демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политических систем в целом с присущим демократическому обществу политическим плюрализмом, реальностью разделения властей, наличие правового государство (или хотя бы тенденции и его построению); Идеологические гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества, идейное воспитание граждан и в первую очередь уважение к праву как к социальной ценности; Юридические гарантии выступают как система спец. юрид. средств укреплении законности и правопорядка, деятельность спец. правовых органов по предупреждению и пресечению правонарушений.

Эволюция данной функции хорошо прослеживается на примере России. В манифесте провозглашается незыблемость основ гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и сговоров, царь как бы принимая на себя обязательно не нарушать и охранять провозглашенные права и свободы. Следующие конституционные акты легализовали политические партии. После 1922г. Россия начала превращается в тоталитарное государство, которому не предписывалось охранять права и свободы граждан, и ни один индивид не мог требовать от государства гарантий своих прав т.к. действовал принудительный коллективизм в пользовании ими. Контроль бюрократической машины распространялся не только на каждое действие человека, но и на мысли. О политических гарантиях не могло быть даже и речи. Конституция 1936г. была очень демократической для своего времени. Она дала очертания принципа разделения властей, говорила о политических и личных правах и свободах социально-экономических правах. Однако же была бутафория. Гарантии этих прав опирались только на государственные меры, исключающие частичные системы. Исключительно формально конституция закреплена неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки. Однако ни свободного правосудия, ни контроля за карательными органами в стране не существовала. В 1977г. была принята Конституция СССР которая сохранила в неприкосновенности антидемократическую машину власти и в то же время попыталась расширить перечень гражданских прав и свобод. С конца 80-х годов в СССР начался процесс реформ. Основной вехой которого стало принятие во 1993г. новой Конституции РФ. Новая российская государственность радикально изменила отношение личности и государства. Глава 2 Конституция подчинена супер принципу «человек высшая ценность». В ней провозглашается, что права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».Основные обязанности государства и защита прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ 1993г. гарантировала личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы и их неотъемлемость и защиту. Кроме того, государство как официальный представитель народа обеспечивает государственную и общественную безопасность осуществляет функцию правопорядка и безопасность государства и общества через деятельность спец. органов: правоохранительных, безопасности, внутренних войск.

 

Содержание и ценности права (понятие и виды). Объективное и субъективное в праве: проблема соотношения.

Содержание права – равный масштаб (мера) поведения, который устанавливает право. Праву безразлично имущественное, социальное положение работника, когда оно закрепляет за определенной группой одинаковую пенсию. Формальное равенство перед правом - содержание каждой применяемой нормы. Если норма содержит привилегии, льготы для какой либо категории работников, то они являются равными для адресата этой нормы (инвалиды, женщины и т.д.). Масштаб, мера поведения, как правило, бывают социально обусловлены определяются потребностями жизни общества. Так, в средние века, необходимость смягчить кровную месть, как способ решения споров, т.е. по существу обеспечить нормативное, стабильное существование, устранить бесконечные кровавые распри, привели постепенно к денежному возмещению ущерба, увечий и др. обид. Эта потребность обусловила письменную фиксацию размеров денежного возмещения, что создавало справедливую по тем временам основу для решения споров. Эта практика повлекла за собой становление королевских судов с допросом свидетелей исследованием доказательств, привела короля к новой роли – последней инстанции в решении споров, усилила королевскую власть. Такое содержание права обеспечивало интересы общества – устанавливался порядок и стабильность. Одновременно право работало на укрепление, развитие государственности, но содержание права не всегда бывает обусловлено социально, т.е. объективно. Во многих случаях его содержание определяется субъективно под влиянием сиюминутных интересов, произвола. Иногда это касается и процессов так называемой криминализации права. В таких случаях не выполнение установленной санкции гражданско-правового характера квалифицируется как преступление. Но м.б. и обратные ситуации, когда происходит декриминализация ответственности. Так, уголовная ответственность за преступления в определенных сферах приносящая социальный вред имущему классу, классу стоящему у власти, заменялась имущественной, гражданско-правовой ответственностью. Если рассматривать содержание права как применение равного масштаба к неравным людям необходимо рассматривать и обратную ситуацию, когда происходит применение не равного масштаба к равным людям. В таких случаях речь идет о различных льготах и привилегиях. Такое содержание права м.б. обоснованным и привилегии могут иметь законный, установленный характер, но м.б. такие привилегии и незаконными – тогда имеет место произвол, захват чиновниками, социального медицинского обслуживания, жилья и т.д. Если неравный масштаб применяется к неравны людям т.е. исчезает одинаковый масштаб и его адресат – исчезает право. Наступает отмирание права, распределение идет по потребностям. Попытки реализовать этот принцип с/х коммунах 20 годов в России привели к краху этого направления, коллективного хозяйствования. Содержание право м.б. определено по принципу «запрещено все, что не разрешено». Такое содержание характерно для норм административного права, оно определяет отношения «власти – подчинения». Принцип «разрешено все, что не запрещено» действует в имущественной сфере обуславливая самостоятельность договаривающихся сторон. Из выше сказанного можно сделать вывод:

Итогом определения многообразного содержания права являются его понимание как объективного и субъективного в праве. Объективного, тогда, когда это содержание обусловлено социально-экономическими, политическими и иными потребностями. И субъективного тогда, когда это содержание не является обоснованным, а, наоборот, произвольно, опровергается всей социальной практикой. Ценности – специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Понять социальную ценность права – значить уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность выражается в следующем: 1. С помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях; 2. благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы; 3. право обеспечивает возможность нормальных активных действий, т.к. препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юрид. ответственности и иных принудительных мер; 4. право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости; 5. на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая» власть (СМИ) и правовое государство.

 

 

Функции права.

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Функции права – основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей. Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества – экономику, политику, духовное отношение, следовательно выполняют общесоциальные функции – экономическую, политическую, воспитательную. Кроме социального право имеет функциональное значение т.е. выступает регулятором общественных отношений. Это проявляется в следующих функциях: 1. регулятивно-статическая функция – функция закрепления, стабилизации общественных отношений. Выражается при определении общественного статуса субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и долж. лиц, правосубъектности физических и юрид. лиц. Эта функция реализуется с помощью упровомочивающих и запрещающих норм и возникающих на их основе правоотношений пассивного типа, т.е. субъекты права сами по собственной инициативе проявляют правовую активность; 2. регулятивно-динамическая функция. С ее помощью право определяет, каким поведение людей должно быть. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Например, законодательством установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги и др., т.е. функция находит свое проявление в правоотношениях активного типа; 3. охранительная функция выделяет право из других социальных регулятивных систем, т.к. осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Реализуется данная функция путем применения спец-ных охранительных норм, а также регулятивным норм. Регулятивные нормы применяются при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы; 4. Оценочная функция. При ее реализации право выступает в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих либо решений и поступков. Право предоставляет свободу действий его обладателю, а также, являясь юрид. основанием решений (действий), предохраняет человека от неблагоприятных социальных последствий их принятия (совершения). В реализации оценочной функции особую роль играют охранительные и поощрительные нормы, в которых содержаться отрицательная или положительная оценка возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юрид. ответственности или поощрения.

 

 

29. Правовое регулирование и правовое воздействие: понятие, содержание и результат.

Человеческое общество характеризуется степенью и упорядоченностью, организованностью, что вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека, сообщества людей. Для достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку, так и внутренним (саморегулирование). Общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. К средствам социального регулирования относят прежде всего социальные нормы: правовые (юрид.), моральные, корпоративные, обычаи и др. Кроме того, средствами регулирования являются индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения и т.д. В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым понимается воздействие норм права (системы правовых норм), др. специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития. В широком понимании под правовым регулированием следует понимать разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений в том числе, правовых идей принципов правовой жизни общества не воплощенных в юрид. нормы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и др.). Позитивное право обладает свойствами и механизмами, обеспечивающие его реализацию в жизни общества. Нормативность, общеобязательность, формальное определенность обеспеченность силой государственного принуждения позволяют перевести правовые нормы и сферы должного в повседневную практическую жизнь человека и общества. Из выше сказанного можно сформулировать следующее определение: правовое регулирование – целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юрид.) средств. Из определения вытекает, что регулирование можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели, т.е. воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием. Если в результате воздействия законод-ного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Например, под воздействием земельного законодательства возросла цена земли, увеличилось число сделок по поводу земли спекулятивного характера, совершаемых для непроизводительного использования земли негативное влияние закона о земле на общественные отношения нельзя назвать правовых регулированием, потому что это не входило в цели законодателя и не соответствуют целям права – упорядочить жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования землей. Нельзя считать правовым регулированием и воздействие, осуществляемое не юрид. средствами (воздействие на сознание и поведение людей через СМИ путем пропаганды, агитации, нравственного и правового просвещения и обучения) не может быть отнесено к правовому регулированию как специально-юридической организацией деят-сти.

 

Формы буржуазного гос-ва.

Возникновение бурж.гос-ва в ходе разложения феодального строя связано с победой новых капиталистических общ-ых отношений. Основная задача – обеспечение господства дикратуры класса буржуазии. Экономические предпосылки – появление этих отношений яв-ся универсализацией существующей частной собственности, возрастании и степени её обобществлению. Эконом-ие структуры капитализма вырастают из экономич-х структур феодализма. В основе этого гос-ва: капиталистческая, частная собственность на орудие и средства производства, но не работника. На первый план – экономическое принуждение, отношения к эксплуатации сохраняются. Появляется наёмный труд на национальном масштабе, поэтому капиталистический способ производства возможет там где работник лично свободен, независим как личность от капиталиста. На первых порах своего развития, буржуазное гос-во выступает компромиссом между старой властью в лице монарха и уходящего с исторической сцены класса и новым классом – буржуазией, кот.обладает экономич-ой властью, а с помощью гос-ой становится и политически господствующей ф-цией. По мере своего развития капиталистическое общество сужает свою социальную базу, выражает интересы монополистической буржуазии, начинает активно вмешиваться в экономику, отзываясь от политики гос-ного – ночного сторожа. Со временем: перерастание монополистического капитализма в гос.монополистический, т.е. скрещивание гос-ва с монополиями. Повышение эксплуататорской роли буржуазного гос-ва объясняется тем, что оно становится совокупным капиталистом, т.к. собственником целых отраслей промышленности проводит гос-ую политику, используя законд-ую, испол-ую и судебную власти. Существование современного западного общества и его гос-ва закономерно, при достижении эволюционным путём высшей точки развития традиционно в индустриальном направлении появляется новая социальная система, сосуществующая с оставшимися социалистическими госуд-ми. За капитализмом и его формами следует иная фаза развития – постиндустриальное общ-во, в кот.бурж.гос-во способствует трансформации капитализма в смешанную экономику; гос-во одинаково заботиться об интересах всех слоёв общ-ва. Современное бурж.гос-во: сглаживаются противоречия между различными социальными группами и слоями, классами общ-ва (гос-ое регулирование экономики, установление МРОТ, проведение соц.программ, пенсионное обеспечение). Всё это осуществляется в интересах имеющего полит.власть слоя собственников (многочисленного), части предпринимателей.

 

 

Понятие, стадии и принципы правотворчества. Федеральное и региональное правотворчество в России.

Правотворчество – специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деят-сть, связанная с созданием и изменением существующих в государстве правовых норм. Задача законодателя – повышение качества правовых решение, снижение до минимума числа неэффективных нормативных актов. «Потребителями» законов являются люди, общество. Любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан. Осуществляя властные полномочия, государство использует разные приемы и методы руководства – оперативного управления, правосудия, надзор и контроль, но эти направления деят-сти не порождают норм права, хотя и осуществляются на их основе. Правотворчество не особая функция государства, а правовая форма госуд. деят-сти. Таким образом «акт правотворчества» имеет два значения. Это деят-сть компетентных органов государства по изданию норм права и результат данной деят-сти, выражающийся в виде юридического документа, закона.

Процесс правотворчества растянут во времени. В связи с этим выделяют, как правило, 2 этапа: 1. предпроектный – заключается в том, что в обществе выявляются потребность в урегулировании нормами права социальной проблемы; 2. проектный этап, т.е. этот принятия правотворческого решения. Он заключается в том, что эта работа осуществляется непосредственно в самом законодательном органе и на данном этапе создаются, изменяются или отменяются нормы права, происходит интеллектуальная работа над текстом законопроекта. Указанный этап состоит из нескольких стадий.

1. внесение в правотворческий орган проекта закона субъектов правотворческой инициативы. Инициаторами м.б. правительство, депутаты и др.

2. рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах с целью анализа его содержания.

3. обсуждение законопроекта по палатам или на совместном заседании палат законотворческого органа. Эта стадия может иметь два варианта развития: - принятие законопроекта в первом чтении; - возврат его на доработку с последующем прохождением процедуры обсуждения по комиссиям и комитетам парламента. 4. принятие законопроекта правотворческим органом в окончательном чтении.

Процесс правотворчества должен строится на определенных принципах. Принципы правотворчества это основные начала осуществления правотворческой деят-сти.

1. Принцип законности, заключается в том, что принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов.

2. Принцип научности. Подготовка и принятие проекта осуществляется с участием представителей разных наук.

3. Принцип использования правового опыта подразумевает, что всякий разрабатываемый нормативный акт должен опираться на положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом.

4. принцип демократизма позволяет эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Всенародное голосование (референдум) один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юрид. силы.

5. Связь с практикой как принцип правотворчества выражает задачу законодателя, постоянно отслеживает общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве.

В РФ источником права является нормативно-правовой акт. Основным является Конституция – основной закон. Кроме конституции принимаются федеральные-конституционные и федеральные законы. Правотворческий процесс для принятия юрид.-актов в общем виде не отличается от общепринятого. Исключение составляет конституция РФ. Она принимается и изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества (всенародным голосованием). Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Констиуцией РФ и отличаются особым порядком принятия – требуется ¾ голосов общего числа членов Совета Федерации и 2/3 общего числа членов Гос.Думы. Фед. законы принимаются Гос. Думой после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Роль Президента РФ заключается в подписании закона и его обнародовании.

В соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятия законов. Кроме законов, в РФ издаются нормативно-правовые акты Президента РФ (указы). По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен и они подготавливаются заинтересованными ведомствами или правительством. Номативно-правовыми актами Правительства РФ являются постановления и распоряжения. Особенностью их является то что они м.б. приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента. Нормативно-правовые акты министерств и ведомств (приказы, инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д.), подлежат госуд. регистрации если они затрагивают права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты.

Нормативные - акты органов госуд. власти субъектов Федерации принимаются органами власти и управления в рамках их компетенции и предметов ведения.

Нормативный договор – соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменения или прекращении гражданских прав и обязанностей. Его особенности в том, сто стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основные требования к нему – не противоречащие действующему законодательству.

 

 

Содержание правоотношения: субъективные права и юрид. обязанности.

Содержание правоотношения – составляют субъективные права и юрид. обязанности. Субъективное право- сложное явление, включающее в себя ряд правовомочий: - право на собственные фактические действия, направленные на использование полученных свойств объекта права (например, собственник вещи в праве использовать ее по прямому назначению); - право на юрид. действия, на принятие юрид. решений (собственник вещи в праве ее заложить, подарить, продать, завещать и т.д.); - право требовать чужие действия (займодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей); - право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждению против обязанного лица, т.е. право на принудительное исполнение обязанности (взыскать долг, восстановить на работе).

Юрид. обязанность есть предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью госуд. принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица. Имеет следующие признаки: 1. это мера необходимого поведения, точное определение того, каким оно должно быть. Соблюдение такой меры обязательно, ибо обязанность обеспечена возможностью госуд. принуждения; 2. Она устанавливается на основе юрид. фактов и требований правовых норм. Юрид. факт – конкретное жизненное обстоятельство с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношения; 3. Обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны – отдельного лица или общество (государство) в целом; 4. Обязанность это не только долженствование но реальное фактическое поведение обязанного лица; 5. У обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением обязанности. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юрид. обязанности является правонарушение и влечет меры государственного принуждения.

Юрид. обязанность имеет три основные формы: воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение); совершение конкретных действий (активное поведение); претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера (мер юрид. ответственности). Субъективное право и юрид. обязанность неразрывно связана. Нет субъективного права не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.

 

Предмет теории государства и права, ее основные задачи.

Предметом любой науки является та область познания, на которую направлена наука, а именно: сущность, закономерности, тенденции возникновения, развития и функционирования предмета науки.

Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она выделяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности в связи с экономикой, политикой, моралью, культурой и др. общественными явлениями.

Предметом науки теории государства и права служит многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.

Государство и право неразрывно связаны друг с другом. Поэтому теория государства и права не изолированные отрасли знания, а единая наука. Однако, оставаясь целостной, она подразделяется на две относительно самостоятельные структурные части: теорию государства и теорию права.

Единство и дифференциация по



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.216 (0.016 с.)