Административно-территориальная организация населения и власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административно-территориальная организация населения и власти.



Без территории и населения не может быть государства. При первобытно-общинном строе люди проживали, как привило, на определенной территории. При государственном устройстве этот признак означает размещение на территории аппарата власти и установление территориальных пределов её функционирования: ц ентральная власть действует на всей территории государства; м естная власть – в пределах своей территории.

3. Налоги и займы предназначены на общие нужды государства и его населения; содержа-

ние аппарата государственной власти и органов его обеспечения; на оборону, развитие транспорта, строительство дорог, энергетику, охрану природы и окружающей среды; на развитие здравоохранения, образования и культуры; на социальную поддержку населения: пенсии, пособия, ликвидацию последствий стихийных бедствий, эпидемий и т.п.

Таковы признаки государства, отличающие его от системы управления первобытного общества.

 

 

9. Признаки государства, отличающие его от других политических организаций классового общества.

Каждое государство находится на определенной ступени своего развития и отличается от других государств уровнем развития экономики, государственности, демократии, социальной защищенности своих граждан и т.п. Однако все государства обладают общими признаками, независимо от их развития и которые отличают его от других политических организаций классового общества. К таким признакам относятся следующие: 1) суверенитет; 2) правотворчество; 3) защита экономических, политических, личных прав, свобод граждан, организаций, в том числе и мерами принуждения.

I. Понятие «суверенитет» имеет несколько значений.

1. Суверенитет государства выражается в независимости а) государственной власти по отношению ко всем другим негосударственным властям и органам внутри страны, т.к. государство определяет рамки дозволенного и «правила игры» для них; б) государственной власти в сфере международных отношений на основе норм международного права. Исходя из сказанного суверенитет означает независимость и верховенство государственной власти, недопустимость вмешательства в её деятельность изнутри и извне.(«Никто не может присваивать власть в Российской федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» устанавливает Конституция РФ)

2. Территориальный суверенитет означает: а) неприкосновенность территории государства, его границ; б) право и обязанность государства охранять их с помощью армии, пограничных войск.

3. Политический суверенитет означает что: а) народ является единственным носителем суверенитета и единственным источником власти, которую он осуществляет непосредственно или через органы власти и органы местного самоуправления (в соответствии с Конституцией РФ).

4. Национальный суверенитет означает: а) право каждой нации на определение собственной судьбы, создание своего государства в составе федерации или вне её; б) обеспечение равных прав и свобод всем народам, нациям и народам, входящим в состав государства, независимо от национальной принадлежности и недопустимость привилегий по данному признаку. Данное положение закреплено во Всеобщей Декларации Прав человека принятой 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН.

II. Правотворчество.

Правотворчество, или законотворчество, является одной из форм государственного руководства обществом и осуществляется государством независимо от его задач, типа, форм осуществления и организации государственной власти. Это вид государственной деятельности, в результате которой воля политических сил, находящихся у власти (народа, класса, социальной группы), возводится в закон, выражается в виде нормы права в определенном источнике права. Именно органы государственной власти уполномочены осуществлять законотворчество в формализованном виде и имеющем среди прочих, свойственных только ему признаков, признак общеобязательности. Правотворческая деятельность корпоративных (общественных) организаций в отличие от нормотворческих функций государственных органов, как правило, исключает самостоятельное принятие этими организациями норм права.

III. Защита экономических, политических, личных прав, свобод граждан, организаций, в том числе и мерами принуждения.

Государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина путем установления в основном законе правила закрепляющего его обязанность различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Так российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Такая защита доступна каждому человеку, т.к. в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления защита экономических, политических, личных прав, свобод граждан, организаций, в том числе и мерами принуждения.

Правительства и т.д. суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства. Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров РФ и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать вои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений. Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Закон об оружии предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия и предусмотрел право на приобретение и использование его для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости. Однако это право подвергнуто многим ограничениям. Определенными условиями обставлено и право на приобретение оружия. Нарушение прав и свобод может сопровождаться причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод. Отдельные виды ответственности за причиненный вред закреплены в специальных законах.

 

 

10. Сущность государства и его социальное назначение. Классовое и общечеловеческое в государстве. Определение государства.

Многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка, усматривали в том его суть и главное назначение (Цицерон, Кельзен, Струве). В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти (Дюги, Шершеневич). Эти определения верно отражали лишь некоторые признаки государства. В.И. Ленин был не согласен с данными определениями потому, что многие их сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть. Сторонники психологической теории права (Кокошкин и др.) утверждали что «государство не совокупность людей определенного рода, а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако форма организации общества это лишь один признак государства, но не все государство. По мнению Энгельса «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим» в которое Ленин внес некоторые изменения, а именно он утверждал, что государство это машина для поддержания господства одного класса над другим. Определения Энгельса и Ленина применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. В современной научной литературе государство определяется как политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.

Вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто её осуществляет и в чьих интересах. Сторонники теории элит считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, следовательно она должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите. По мнению представителей технократической теории властвовать и управлять могут и должны профессионалы-управленцы. Только они способны определять действительные потребности общества и находить оптимальные пути его развития. Обе эти теории отрывают власть от народа. Приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и носителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть народной, осуществляться в интересах и под контролем народа. Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах отсюда усматривается классовая сущность государства как машины, посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

Как и любое явление социальной жизни, государство содержит противоречивые стороны и тенденции. Одно из противоречий заключается в том, что государство одновременно выражает и классовые и общесоциальные интересы. Поэтому можно говорить о государстве как о носителе «общей функции», т.е. публичной власти, которая принадлежит не господствующему классу, а всему обществу и осуществляется с целью его поддержания. Указанное противоречие в деятельности государства, выражающего в одно и то же время классовые и общесоциальные интересы, реально существует в виде противоречия между государством и гражданским обществом. Целью всякого государства выступает всеобщий интерес. Взаимоотношения между государством и обществом характеризуются конфликтом между общим интересом и частным интересом, расколом между политическим государством и гражданским обществом, что тем не менее не выводит их за рамки единства. Гражданское общество и государство находятся в состоянии непрерывного противоречивого взаимодействия, характер которого во многом зависит от степени развития общества и его институтов, от возможности последнего контролировать действия государственной власти. Для этого государство как форма должно отвечать своему содержанию – внутренним потребностям гражданского общества. Таким образом, государство, будучи формой устройства общества, олицетворяет в своем лице как общие интересы (интересы нации или общества в целом), так и интересы специальные (интересы господствующего класса). В различные исторические периоды различны соотношения и приоритетность тех и других.

В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства сегодня связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Это не означает что современное государство полностью утратило классовость, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.

 

11. Государственная власть и способы ее осуществления.

Государственная власть является разновидностью социальной власти, обладает всеми признаками последней, но имеет способности. Особенностью является то, что ее субъект и объект обычно не совпадают. Это особенно проявляется в классовом обществе. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Совпадение состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным, как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Т.е. имеет право активно участвовать в формировании выборных органов власти, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Вместе с тем тесного совпадения субъекта и объекта нет и в демократическом обществе, иначе государственная власть утратить политический характер и превратиться в общественную.

Государственная власть реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, на различные сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций. Другая особенность государственной власти в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Понятие государственная власть и органы государства не тождественны. Государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и др. институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу.

Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.

Таким образом, государ. власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств, путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

К общим методам осуществления государственной власти относятся методы убеждения и принуждения. Убеждение – активное воздействие на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами, для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие или определенных социальных ценностей. Он стимулирует чувство ответственности людей за свои действия и поступки.

Государственное принуждение – психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства. Оно ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, корме варианта, предложенного (навязанного) властью. Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Неправовое может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в ни кем и не чем не защищенное положение.

Правовым признается госуд. принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормативами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах).

Формы государ. правового принуждения многообразны. Это меры предупредительного воздействия (проверка документов с целью предотвращения правонарушений и др); правовое пресечение (администр. задержание, привод, обыск и др.); меры защиты (восстановление нарушенных прав и др.).

 

 

12. Понятие и классификация функций государства. Функции Советского государства на разных этапах его развития. Функции современного Российского государства.

Функции государства – основные направления деятельности государства по управлению обществом через механизм государственного воздействия на общественные процессы. Определяются в зависимости от целей и основных задач, стоящих пред государством на определенном этапе его развития. Признаками функций государства являются: 1. устойчиво сложившаяся деятельность государства в определенной сфере общественной жизни; 2. непосредственная связь функций с сущностью государства, его социальным назначениям; 3. направленность на решение конкретных задач, стоящих перед обществом и государством; 4. их реализация осуществляется присущими государству формами и методами; 5. носит комплексный характер, в них концентрируются усилия государства на важнейших направлениях внутренней и внешней политики.

В обществе расколотом на враждебные классы, всегда препятствует функция подавления, охраны экономических интересов государствующих классов. Это было присуще советскому государству после октября 1917г. Вместе с тем и в классовом обществе государство выполняет общественные функции по развитию экономики, распределению национального дохода, соц. защита определенных групп населения, борьбе с преступностью, разрешению социальных и межнациональных конфликтов, решению др. задач, носящий над классовый характер.

Наиболее целесообразной представляется классификация функций по сферам деятельности государства: 1. деятельность государства внутри страны (его внутренняя функция); и 2. деятельность государства на международной арене (внешние функции).

По своей значимости функции подразделяются на: главные (основные) и неглавные (производные), по продолжительности во времени: на постоянные и временные.

Внутренние функции государства жизнь общества протекает в 4 сферах: экономической, политической, социальной и духовной. Исходя из этого в качестве главных внутренних функций государства признаются: экономическая, политическая, социальная, государственной поддержкой духовной сферы, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности. Эти функции присущи любому государству и носят постоянный характер.

Экономическая функция проявляется в деятельности государства по развитию экономики, совершенствованию средств производства, производственных отношений и т.п. Могут осуществляться коренные экономические реформы, что характерно для современной России, ряда др. государств. Кардинальным направлением экономической реформы в России является переход от жестко централизованной и рыночной экономике. Производными от экономической функциями являются налогообложение, финансового контроля, приватизации и др. А в советском государстве рассматривалась хозяйственно-организаторская деятельность государства, что соответствовала реальности, т.е. государство многопольно управляло всей экономикой страны.

Политическая функция проявляется в совершенствовании механизма государства, развитию народовластия, всей государственно политической системы, созданию условий для развития гражданского общества, политического плюрализма в форме многопартийности.

В СССР стояла др. задача – усиление руководящей роли КПСС в обществе и государстве, что было закреплено в Конституции СССР 1977г. В качестве генерального направления в этот период было отмирание государства и права и превращения социалистического государства в коммунистическое самоуправления, что вяло к тотальному диктату единства партии. Политическая функция современного государства и в том числе РФ заключается в совершенствовании государственно-правовой системы по пути демократизации и построению правового государства в политической сфере не ограничивается только обеспечением народовластия, она значительно шире.

Социальная функция присуща любому государству которое проявляет в ней свое общесоциальное, надклассовое назначение. Она состоит в создании равных условий ля всех граждан в обеспечении своего благополучия, обеспечения государственной поддержки малоимущим, инвалидам, пожилым, детям и др. категориям граждан. В качестве подфункции можно особо выделить деятельность государства по охранению и восстановлению здоровья населения, развитию здравоохранения. Для современной России социальной функции особенно актуальна. В конституции России РФ записано, что Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь.

Функция государственной поддержки духовной сферы включает в себя создание и функционирование всей системы воспитания, образования, науки и культуры. В СССР осуществлялась культурно-воспитательная функция и ее жесткое вмешательство в деятельность всех учреждений и организаций осуществлялось в руководстве ими со стороны государства. В современной России указанные сферы имеют автономию и свободное развитие, что закреплено законодательством.

Функция охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности включает в себя: защиту прав и свобод граждан; обеспечение их безопасности: экологической, эпидемиологической, пожарной и др.; борьба с преступностью, др. правонарушениями, защита граждан и организаций, учреждений, предприятий от произвола государственных чиновников и др. Все внутренние функции взаимосвязаны.

Функции государства. Выделяются 2 функции: интеграция в мировое сообщество в форме взаимовыгодного сотрудничества с др. государствами и функция обороны.

Первая: взаимовыгодном сотрудничестве с др. государствами которое осуществляется через экономические, политические, культурные, научно-технические, экологические связи, военное сотрудничество и борьбу с преступностью.

Можно выделить как самостоятельную внешнюю функцию и такую, как участие в миротворческом процессе.

Функции обороны это система государственных мероприятий, направленных на укрепление обороноспособности страны для отражения возможной агрессии извне. Включает в себя: обеспечение Вооруженных сил техникой и оружием, подготовка военных кадров, охрана государственной границы, постоянная боевая подготовка военнослужащих, организации гражданской обороны и др. мероприятия. Безопасность государства обеспечивается и дипломатическими средствами. Во времена СССР военная функция обеспечивалась установлением железного занавеса, гонкой вооружений, милитаризации населения.

 

Функция государства по охране правопорядка, интересов личности, общества, государства. Содержание и историческое развитие.

Правопорядок – часть системы общественных отношений, урегулированных нормами права.

Функция государства – основные направления деятельности государства по управлению обществом через механизм воздействия на общественные процессы.

Функция государства по охране правопорядка и обеспечения общественной безопасности – направления деятельности государства по управлению обществом через механизм воздействия на общественные процессы в целях охраны прав, свобод и законных интересов личности, общества, государства, путем соблюдения, исполнения, использования и применения норм права.

Данная функция включает в себя: защиту прав, свобод граждан; обеспечение их безопасности: экологической, эпидемиологической, пожарной и др.; борьбу с преступностью и другими правонарушениями; защиту граждан и организаций, учреждений, предприятий от произвола государственных чиновников и др. Правопорядок к которому стремится государство и весь народ, используя разнообразные средства. Под основными средствами обеспечения правопорядка принято понимать систему гарантий и методов обеспечения правопорядка принято понимать систему гарантий и методов обеспечения законности. Законность – требование государства к деятельности субъектов права в процессе воплощения правовых норм в реальную действительность, т.е. это господство права в общественных отношениях.

Гарантии – совокупность условий и способов, позволяющих беспрепятственно реализовать правовые нормы, пользоваться субъективными правами и исполнять юрид. обязанности.

Существуют гарантии: экономические – материальные условии жизни общества; Социальные – восполняют весь комплекс общественных мер по борьбы с правонарушениями и отступлениями законности; Политические – демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политических систем в целом с присущим демократическому обществу политическим плюрализмом, реальностью разделения властей, наличие правового государство (или хотя бы тенденции и его построению); Идеологические гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества, идейное воспитание граждан и в первую очередь уважение к праву как к социальной ценности; Юридические гарантии выступают как система спец. юрид. средств укреплении законности и правопорядка, деятельность спец. правовых органов по предупреждению и пресечению правонарушений.

Эволюция данной функции хорошо прослеживается на примере России. В манифесте провозглашается незыблемость основ гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и сговоров, царь как бы принимая на себя обязательно не нарушать и охранять провозглашенные права и свободы. Следующие конституционные акты легализовали политические партии. После 1922г. Россия начала превращается в тоталитарное государство, которому не предписывалось охранять права и свободы граждан, и ни один индивид не мог требовать от государства гарантий своих прав т.к. действовал принудительный коллективизм в пользовании ими. Контроль бюрократической машины распространялся не только на каждое действие человека, но и на мысли. О политических гарантиях не могло быть даже и речи. Конституция 1936г. была очень демократической для своего времени. Она дала очертания принципа разделения властей, говорила о политических и личных правах и свободах социально-экономических правах. Однако же была бутафория. Гарантии этих прав опирались только на государственные меры, исключающие частичные системы. Исключительно формально конституция закреплена неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки. Однако ни свободного правосудия, ни контроля за карательными органами в стране не существовала. В 1977г. была принята Конституция СССР которая сохранила в неприкосновенности антидемократическую машину власти и в то же время попыталась расширить перечень гражданских прав и свобод. С конца 80-х годов в СССР начался процесс реформ. Основной вехой которого стало принятие во 1993г. новой Конституции РФ. Новая российская государственность радикально изменила отношение личности и государства. Глава 2 Конституция подчинена супер принципу «человек высшая ценность». В ней провозглашается, что права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».Основные обязанности государства и защита прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ 1993г. гарантировала личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы и их неотъемлемость и защиту. Кроме того, государство как официальный представитель народа обеспечивает государственную и общественную безопасность осуществляет функцию правопорядка и безопасность государства и общества через деятельность спец. органов: правоохранительных, безопасности, внутренних войск.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.028 с.)