Обычаи как разновидность социальных норм, их соотношение с правовыми нормами. Правовой обычай как форма права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обычаи как разновидность социальных норм, их соотношение с правовыми нормами. Правовой обычай как форма права.



Обычаи представляет собой общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных видов поведения и деят-сти и в силу длительности своего существования, вошедшие в привычку людей.

В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деят-сти и потому они трудноотделимы от самого поведения и деят-сти.

Обычай можно считать сформировавшимся в социальную норму тогда, когда в силу длительности следования конкретному образцу, что становится привычкой людей, поведенческой традицией сообществ, т.е. нормой поведения. Обычаев очень много. Отличаются они друг от друга в зависимости от регионов и отражают своеобразие жизнедеят-сти людей.

Следовательно, содержание обычая – сам образец поведения, а формой его фиксации является привычка, поведенческая традиция. Отсюда специфика регулятивного воздействия обычных норм. В отличие от права и морали они предполагают не согласованное поведение с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах.

Существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении, т.к. следование привычек обеспечено фактом его существования, т.е. естественно.

Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаем придавалось общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства (законы Ману, з-ны Хаммураппи) и становятся первыми источниками права. Нормативные системы современных обществ такого перехода обычаев в юрид. нормы уже фактически не знают. Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев, которое рассматривается как «отношение» юрид. норм к осуществляющим в обществе обычаям. Такое отношение сводится к 3-м основным вариантам: 1. юрид. нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия их реализации.

2. юрид. нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев. 3. юрид. нормы безразличны к действующим обычаям.

От взаимодействия права и обычая надо отличать правовой обычай как источник (форму) права, сохранивший значение и в настоящее время. При взаимодействии права и обычая сама обычная норма юрид. значения не имеет, а значимы действия, совершенные при реализации ее требований. В правовом обычае ее соответствующего санкционирования (утверждения). Другими словами, в этом случае обычай приобретает юрид. статус без его текстуальной формулировки в правовом документе. Например, ст. 5 ГК РФ, санкционирующая обычаи делового оборота.

 

Понятие, стадии и принципы правотворчества. Федеральное и региональное правотворчество в России.

Правотворчество – специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деят-сть, связанная с созданием и изменением существующих в государстве правовых норм. Задача законодателя – повышение качества правовых решение, снижение до минимума числа неэффективных нормативных актов. «Потребителями» законов являются люди, общество. Любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан. Осуществляя властные полномочия, государство использует разные приемы и методы руководства – оперативного управления, правосудия, надзор и контроль, но эти направления деят-сти не порождают норм права, хотя и осуществляются на их основе. Правотворчество не особая функция государства, а правовая форма госуд. деят-сти. Таким образом «акт правотворчества» имеет два значения. Это деят-сть компетентных органов государства по изданию норм права и результат данной деят-сти, выражающийся в виде юридического документа, закона.

Процесс правотворчества растянут во времени. В связи с этим выделяют, как правило, 2 этапа: 1. предпроектный – заключается в том, что в обществе выявляются потребность в урегулировании нормами права социальной проблемы; 2. проектный этап, т.е. этот принятия правотворческого решения. Он заключается в том, что эта работа осуществляется непосредственно в самом законодательном органе и на данном этапе создаются, изменяются или отменяются нормы права, происходит интеллектуальная работа над текстом законопроекта. Указанный этап состоит из нескольких стадий.

1. внесение в правотворческий орган проекта закона субъектов правотворческой инициативы. Инициаторами м.б. правительство, депутаты и др.

2. рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах с целью анализа его содержания.

3. обсуждение законопроекта по палатам или на совместном заседании палат законотворческого органа. Эта стадия может иметь два варианта развития: - принятие законопроекта в первом чтении; - возврат его на доработку с последующем прохождением процедуры обсуждения по комиссиям и комитетам парламента. 4. принятие законопроекта правотворческим органом в окончательном чтении.

Процесс правотворчества должен строится на определенных принципах. Принципы правотворчества это основные начала осуществления правотворческой деят-сти.

1. Принцип законности, заключается в том, что принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов.

2. Принцип научности. Подготовка и принятие проекта осуществляется с участием представителей разных наук.

3. Принцип использования правового опыта подразумевает, что всякий разрабатываемый нормативный акт должен опираться на положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом.

4. принцип демократизма позволяет эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Всенародное голосование (референдум) один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юрид. силы.

5. Связь с практикой как принцип правотворчества выражает задачу законодателя, постоянно отслеживает общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве.

В РФ источником права является нормативно-правовой акт. Основным является Конституция – основной закон. Кроме конституции принимаются федеральные-конституционные и федеральные законы. Правотворческий процесс для принятия юрид.-актов в общем виде не отличается от общепринятого. Исключение составляет конституция РФ. Она принимается и изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества (всенародным голосованием). Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Констиуцией РФ и отличаются особым порядком принятия – требуется ¾ голосов общего числа членов Совета Федерации и 2/3 общего числа членов Гос.Думы. Фед. законы принимаются Гос. Думой после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Роль Президента РФ заключается в подписании закона и его обнародовании.

В соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятия законов. Кроме законов, в РФ издаются нормативно-правовые акты Президента РФ (указы). По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен и они подготавливаются заинтересованными ведомствами или правительством. Номативно-правовыми актами Правительства РФ являются постановления и распоряжения. Особенностью их является то что они м.б. приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента. Нормативно-правовые акты министерств и ведомств (приказы, инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д.), подлежат госуд. регистрации если они затрагивают права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты.

Нормативные - акты органов госуд. власти субъектов Федерации принимаются органами власти и управления в рамках их компетенции и предметов ведения.

Нормативный договор – соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменения или прекращении гражданских прав и обязанностей. Его особенности в том, сто стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основные требования к нему – не противоречащие действующему законодательству.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.007 с.)